Содержание


Глава 2. Анализ финансов ЖКХ.. 3

2.1 Краткая характеристика ЖКХ Ноглинского района. 3

2.2 Анализ имущества и источников его формирования. 12

2.3 Оценка финансового состояния. 16

2.4 Анализ формирования и использования финансовых результатов. 25







Глава 2. Анализ финансов ЖКХ

2.1 Краткая характеристика ЖКХ Ноглинского района

Коммунальное хозяйство Ноглинского района - совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения района. Вообще, во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом. Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального назначения.

Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

Коммунальное хозяйство Ноглинского района включает:

1. Санитарно-технические предприятия - водопроводы, канализации, предприятия по уборке территорий населённых мест и санитарной очистки домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.

2. Транспортные предприятия - общественный пассажирский транспорт.

3. Энергетические предприятия - электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, обслуживающие населённые пункты.

Ноглинское многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства, сокращенно МПП ЖКХ являясь муниципальным предприятием, находится в непосредственном подчинении администрации Ноглинского района.

Предприятие создано в целях решения социальных задач в области жилищно-коммунального хозяйства для удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.

Ноглинское многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства создано в целях осуществления функции "Заказчика" и управления в жилищно-коммунальном хозяйстве города.

Основными задачами Ноглинского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства согласно Устава являются:

-       эксплуатация, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт муниципальных инженерных коммуникаций теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, энергоснабжения.

-       эксплуатация, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт муниципального жилищного фонда;

-       эксплуатация, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт теплопроводов, теплоэнергетических установок; и теплоэнергетического оборудования;

-       производство и реализация тепловой энергии, ее транспортировка по трубопроводам;

-       эксплуатация, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт источников водоснабжения;

-       эксплуатация, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт очистных сооружений;

-       хранение, транспортировка и реализация твердого топлива;

-       проведение ремонтно-строительных работ;

-       оказание услуг по санитарной очистке, содержание мест утилизации отходов;

-       автотранспортные перевозки и услуги, ремонт и техническое обслуживание автотранспорта;

-       оказание коммунальных услуг гражданам и организациям;

-       оказание ритуальных услуг;

-       эксплуатация, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт железнодорожных путей;

-       производство и реализация товаров народного потребления и технического назначения;

-       рекламная деятельность;

-       лесозаготовка и  деревообработка;

-       торгово-посредническая деятельность.

-       реализация государственной политики по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также межотраслевых и отраслевых государственных и региональных программ;

-       формирование и проведение единой технической и экономической политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства города;

-       развитие материально-технической базы жилищно-коммунального хозяйства города;

-       разработка прогноза развития этих отраслей, их финансовое обеспечение, нормативное и методическое обеспечение всех его звеньев;

-       обеспечение координации и контроля за деятельностью районных служб "Заказчика" в части использования материальных и финансовых ресурсов по достижению целей, определенных их Уставом;

-       контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных ресурсов, направляемых в городскую систему ЖКХ;

-       развитие системы договорных отношений в сфере производства и потребления жилищно-коммунальных услуг;

-       развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

-       осуществление единой технической политики в области ресурсосбережения при реализации мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий и приборов учета;

-       формирование нормативно-технической базы и обеспечение условий для создания и функционирования товариществ - собственников жилья;

-       осуществление контроля за использованием материальных и финансовых ресурсов, направляемых на обеспечение уличного освещения, благоустройства города;

-       координация деятельности и контроль за результатами работ всех субъектов жилищно-коммунальной сферы по реализации утвержденной городской Думой Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Ноглина;

-       обеспечение учебно-методической работы по переподготовке и повышению квалификации специалистов в сфере ЖКХ;

-       организация благоустройства территории города, привлечение на договорной основе к этой работе предприятий, учреждений, организаций, а также населения; контроль за благоустройством производственных территорий, осуществление озеленения, охраны зеленых насаждений и водоемов.

Право предприятия осуществлять деятельность, которую в соответствии с законодательством РФ требуется специальное разрешение – лицензия, возникает у Ноглинского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства с момента е получения.

Предприятие создано для осуществления функций, возложенных на него в соответствии с Положением о ЖКХ Ноглинского района, по предметам ведения муниципального образования согласно п/п 5 п. 2 ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в отношении объектов муниципального жилищного фонда, инженерной инфраструктуры, объектов внешнего благоустройства, а также территорий, на которых расположены указанные объекты в соответствии с постановлением главы администрации Ноглинского района № 674 от 04.05.2002 г.

Ноглинское муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства осуществляет различные виды деятельности. основной вид деятельности – это эксплуатация, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт муниципального жилищного фонда.

Предприятие имеет несколько участков:

1. Жилищно-эксплуатационный участок, сокращенное название ЖЭУ, имеет несколько подразделений:

-       АДС – аварийно-диспетчерская служба работает круглосуточно, по заявкам жителей устраняет аварии, неполадки по городу;

-       Санитарное состояние придомовых территорий. В состав этого подразделения входят уборщики лестничных клеток, дворники, дежурные по общежитию.

-       Ремонт конструктивных элементов зданий. В это подразделение входят штукатуры-маляры, плотники, столяры, рабочие по текущему ремонту.

-       Ремонт инженерного оборудования. В этом подразделении основные Работники слесаря, сантехники, электросварщики.

-       Участок бытовых услуг, входящий в состав в ЖЭУ, имеет также несколько подразделений, оказывающих услуги населению и организациям:

a)     Подвоз воды населению и организациям осуществляется по заявкам и приобретенным талонам жителями города;

b)    Самочистка: вывоз мусора, вывоз нечистот и утилизация твердых и жидких отходов.

2. Учаток райпот – хранение, реализация, транспортировка твердого топлива (уголь, дрова).

3. Очистные сооружения – на участке (ОС) работают слесаря, операторы (ОС), операторы хлороторщики, лаборанты и др.

4. Водопровод – в состав его входят слесаря водозабора, слесаря водопроводных сетей, дежурные.

5. Канализация – на этом участке находится КНС-1 И КНС-2. в их состав входят слесаря канализационных сетей, операторы.

Эти три участка: очистные сооружения, водопровод и канализация тесно взаимосвязаны друг с другом.

6. Электрические сети – в состав участка входят электрики, кабельщики, изоляторщики, дежурные.

7. Гараж – в состав этого участка входят водители, тракторист, экскаваторщики, электрогазосварщики, сторожа, уборщики производственных помещений и др.

8. Теплотрасса – на этом участке работают слесаря тепловых сетей, электрики (закрепленные за участком), электрогазосварщики.

9. Котельные – в состав этого подразделения входят машинисты-кочегары. К Ноглинскому муниципальному многоотраслевому предприятию жилищно-коммунального хозяйства относятся девять котельных, восемь из них работают на твердом топливе (угле), одна котельная работает на жидком (соляра), поэтому на этой котельной работаю операторы. Теплотрасса и котельная тесно взаимосвязаны друг с другом.

 10. АУП – аппарат управления.

Изобразим общую структуру предприятия в виде схемы (рис.1.).

Предприятие возглавляет Директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой Администрации.

Директор осуществляет руководство деятельностью Предприятия на основе единоначалия. Компетенция и условия деятельности Директора, а также его ответственность определяется настоящим Положением и контрактом, заключаемым с Администрацией.

Директор по согласованию с заместителем главы администрации, курирующим вопросы содержания жилищного фонда принимает решения о создании подразделений, необходимых для достижения установленных целей.

Директор без доверенности осуществляет действия от имени Предприятия в порядке, предусмотренном законодательством, Положением и контрактом, в том числе: заключает гражданско-правовые и трудовые договоры, выдает доверенности, открывает в банках счета, пользуется правом распоряжения денежными средствами Предприятия, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Предприятия, утверждает должностные инструкции и Положения о подразделениях.



 



























Директор вправе заключать сделки, исполнение которых должно осуществляться за счет бюджетного финансирования, исключительно в объемах средств, предусмотренных бюджетом муниципального образования и согласованных с финансовым управлением администрации Ноглинского района. Директор обязан получать согласие уполномоченного финансового органа на привлечение заемных средств. Директор не имеет права заключать от имени Предприятия договоры поручительства и иные сделки по обеспечению обязательств третьих лиц.

Директор обязан обеспечивать безопасные условия труда, осуществление мер социальной защиты служащих. Заместители Директора и главный бухгалтер назначаются на должность Директором Предприятия по согласованию с заместителем главы администрации, курирующим вопросы содержания жилищного фонда. Директор определяет структуру, штаты, нормы, системы, размеры и условия оплаты труда служащих Предприятия.

Директор:

-       Утверждает размеры премий и график отпусков служащих Предприятия.

-       Осуществляет прием на работу и увольнение служащих Предприятия.

-       Накладывает взыскания и выносит поощрения на служащих Предприятия.

В целом, организационная структура управления МПП ЖКХ представлена на схеме (рис.2.).

 


























Главный инженер – заместитель директора имеет право подписи на всех документах осуществляющих деятельность предприятия, ответственный за все муниципальные инженерные коммуникации, за эксплуатацию теплопроводов, теплоэнергетического оборудования, водоснабжения и т.д.

Главный бухгалтер осуществляет контроль и финансовую деятельность предприятия.

Начальник ППО (планово-производственного отдела) – имеет в подчинении двух экономистов и двух инженеров, отвечает за планирование и учет на предприятии.

Заместитель главного бухгалтера имеет право подписи на всех финансовых документах, также как и главный бухгалтер. Ведет работу с дебиторами и кредиторами.

Юрист-консульт занимается юридической работой предприятия.

Агент по снабжению занимается снабжением предприятия необходимыми материалами, запчастями и т.д.

Инспектор отдела кадров занимается приемом и увольнением кадров предприятия.

Заведующий складом заведует и несет ответственность за хранение товара на складах.

Системный администратор занимается обслуживание компьютерной системой предприятия.

Заведующий складом райпота отвечает за хранение и реализацию топлива, за поступление угля и дров.

Начальник теплопутей и котельных ответственный за участок теплосетей и котельных. В своем подчинении имеет два мастера, машинистов кочегаров, операторов, слесарей, электриков, электрогазосварщиков.

Начальник ЖЭУ несет ответственность за самый большой на предприятии участок. В его подчинении находится два мастера, инженер, техник, коменданты общежитий и весь персонал, относящийся к этому участку.

Мастер электрических сетей отвечает за электроснабжение города. В своем подчинении имеет техника, диспетчера, электриков, кабельщиков и др.

Мастер канализационных сетей ответственный за канализационную систему города. В своем подчинении имеет слесарей дежурных по КНС и др. персонал.

Мастер очистных сооружений – ответственный за участок о/с, в подчинении имеет операторов, лаборантов, слесарей, машинистов-кочегаров и др., обслуживающий персонал.

Начальник гаража ответственный за все виды автотранспорта предприятия. В его подчинении находятся механик, сторожа, обслуживающий персонал.


2.2 Анализ имущества и источников его формирования


Источниками формирования имущества Ноглинского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства в денежной и иных формах являются имущество, закрепляемое за Предприятием на праве оперативного управления, в том числе денежные средства, направляемые на финансирование деятельности Предприятие, связанных с выполнением возложенных функций. При недостаточности денежных средств по обязательствам Предприятия субсидиарную ответственность несет Администрация Ноглинского района.

Ноглинское муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться (в т.ч. сдавать в аренду, передавать в безвозмездное пользование, передавать для ведения совместной деятельности, вносить в уставные капиталы других юридических лиц и т.д.) имуществом, находящимся у него на праве оперативною управления.

Финансовые средства Ноглинского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства состоят из:

-       платы населения за жилищно-коммунальные услуги;

-       бюджетного финансирования и дотаций;

-       средств от арендаторов и собственников по общеэксплуатационным расходам арендуемых помещений и помещений, находящихся в собственности;

-       доходов от оказания услуг физическим и юридическим лицам, предусмотренных настоящим положением.

-       платы населения за содержание мест общего пользования, найма капитального ремонта и коммунальные услуги;

-       иных доходов.

Предоставление бюджетного финансирования и дотаций производится в соответствии с принятым бюджетом на календарный год.

Внешние среда Ноглинского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства условно подразделяется на среду непосредственно влияния и среду косвенного влияния.

Первый важнейший фактор формирования имущества предприятия – это потребители или клиентура. Безусловно, их надо рассматривать как основу функционирования любого предприятия. Потребители решают, сможет ли фирма возместить свои издержки, получить прибыль и, следовательно, получить свое развитие.

К основным клиентам организации относятся:

1. Предприятия и организации, которые финансируются из бюджетов всех уровней. С ними заключаются договора по федеральному казначейству Хабаровского края и Ноглинского района.

Например:

a)     УГПС МЧС РФ по хабаровскому краю;

b)    ООО «Амур Си Джей»;

c)     Главное управление Министерства юстиции по Хабаровскому краю;

d)    Финансовое управление Ноглинского района.

2. Прочие юридические лица, оплачивающие услуги Ноглинского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства за свой счет.

3. Население Ноглинского района

Механизм взаимосвязи между Ноглинским муниципальным многоотраслевым предприятием жилищно-коммунального хозяйства и населением происходит путем обращения граждан в общественную приемную Ноглинского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства.

Порядок приема обращений граждан:

1. В общественной приемной принимаются все обращения граждан.

2. Специалист структурного подразделения, участвующий в работе общественной приемной, уточнив суть обращения, разъясняет посетителю, в каком порядке и каким участком или должностным лицом оно может быть рассмотрено, при этом:

-       если поставленный вопрос может быть разрешен предприятием по месту жительства посетителя, по месту его работы или другими компетентными органами и посетитель туда не обращался, рекомендует обратиться в соответствующую инстанцию, и разъясняет порядок, в котором должен быть решен вопрос;

-       если разрешение вопроса требует определенного времени или участия вышестоящих должностных лиц, получает от посетителя письменное обращение;

-       если разрешение вопроса требует вмешательства директора предприятия, консультант отдела по работе с населением записывает посетителя на личный прием к соответствующему заместителю, исходя из его полномочий, а в необходимых случаях - к директору.

Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в дея­тельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого ор­ганизацией продукта.

Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой конкурентной силой, могут поставить организа­цию в очень высокую зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятель­ность и их потенциал, с тем чтобы суметь построить такие отноше­ния с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. Конкурентная сила поставщи­ка зависит от следующих факторов: уровень специализированности поставщика; величина стоимости для поставщика переключения на других клиентов; степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов; концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами; важность для поставщика объема продаж.

При изучении поставщиков материалов и комплектующих в первую очередь следует обращать внимание на следующие харак­теристики их деятельности: стоимость поставляемого товара; гарантия качества поставляемого товара; временной график поставки товаров; пунктуальность и обязательность выполнения условий по­ставки товара.

К основным поставщикам, с которыми МПП ЖКХ заключает договора, являются следующие организации:

-       ОАО «ХАБ Энерго» - поставка энергии;

-       ОАО «Вяземский межкрайгаз» – поставляют газ в балонах;

-       ОАО «Спиртовик» г. Хабаровска – поставка спирта;

-       ООО «Амурбизнеспром» г. Хабаровска – поставка дров;

-       ОАО «Хабаровск край газ» поставка сжиженного газа;

-       ООО «Химпром» - поставка хлора;

-       КГУП «Лазовский спиртовик» - поставка этилового спирта;

-       ОАО «Дальэнерго оборудование» - поставка комплектующих и силовых кабелей;

-       ООО «Дальневосточный Автосервис» - поставка автомобилей.

2.3 Оценка финансового состояния


В 2003 и 2004 годах предприятие работало стабильно. Задержек заработной платы на 01.04.2005 года нет. В коллективе предприятия работают высококвалифицированные специалисты, у предприятия солидная производственная база, собственный автопарк, складские помещения. Все это позволяет справляться с теми задачами, которые ставятся перед службами ЖКХ.

В следующей таблице приведены основные финансовые результаты деятельности Ноглинского ММПП ЖКХ.

Таблица 1

Основные финансовые результаты деятельности Ноглинского ММПП ЖКХ

Показатель

2003

2004

отклонение

Выручка от реализации, тыс. руб.

21256

33212

+56%

Себестоимость товаров и услуг, тыс. руб.

32854

36720

+28%

Основной финансовый результат – убыток, тыс. руб.

7288

3508

– 52%


Как можно видеть из таблицы 1., несмотря на положительную динамику основных показателей, предприятие является убыточным. Причина – низкие тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг населения, низкие тарифы не возмещают затраты на производство услуг, превращают коммунальное предприятия в планово-убыточные, в том числе из-за предоставления льгот и субсидий населения (выпадающие доходы).

Начислено налогов за 2003 год 7362 тыс. руб., оплачено 3669 тыс. руб. Кроме того, начислено от заработной платы во внебюджетные фонды 4845 тыс. руб., перечислено 1319 тыс. руб. Неравномерное перечисление налогов от начисленных платежей зависит от получения ежегодных убытков, которые не перекрываются. Организации не хватает оборотных средств для нормальной работы.

Рассмотрим объем и динамику сбыта продукции Ноглинского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства за 2002 – 2004 годы. Данные по основным услугам предприятия представлены в следующих таблицах.

Таблица 2

Объем и динамика сбыта основных услуг Ноглинского муниципального

многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства в 2002-2003 годах

Виды жилищно-коммунальных услуг

Объем

реализации

услуг

В % к предыдущему году

2002

2003

Техническое обслуживание жилищного фонда

94,1

94,8 тм2

+0,7

Выработка

тепловой энергии

10,4

11,28 т.Гкал

+0,88

Передача тепловой энергии

57,8

51,1 тыс. Гкал

- 6,7

Передача электрической энергии

-

-

-

Водоснабжение

791

819 тм3

+28

Канализация

1165

862 тм3

-303

Саночистка

24,3

24,3 тм3

-

Банные услуги

234 чел

-

-

Ритуальные

услуги

113

153

+ 40

Снабжение

топливом

8 т

8,1 т

+0,1

Транспортные

услуги

-

-

-


Таблица 3

Объем и динамика сбыта основных услуг Ноглинского муниципального

многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства в 2003-2004 годах

Виды жилищно-коммунальных услуг

Объем

реализации

услуг

В % к предыдущему году

2003

2004

Техническое обслуживание жилищного фонда

94,8

96,9 тм2

-

Выработка

тепловой энергии

11,2

12,06 тыс. Гкал

+7,7

Передача тепловой энергии

31,1

42,9 тыс. Гкал

-

Передача электрической энергии

-

-

-

Водоснабжение

819

556 тм3

-32

Канализация

862

901 тм3

+4,5

Саночистка

24,3

30,5 тм3

-

Банные услуги

-

-

-

Ритуальные

услуги

153 чел

-

-

Снабжение

топливом

8,1

9,7 т

-

Транспортные

услуги

-

-

-


Как можно видеть из таблиц 2 и 3, в течение 2002-2004 годов наблюдалась положительная динамика основных показателей объемов продаж товаров и услуг.

Что касается видов потребителей в структуре сбыта продукции, то ее можно представить следующим образом (таблица 4).

Таблица 4

Объем сбыта основным потребителям услуг Ноглинского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства

в 2004 году

Виды жилищно-коммунальных услуг

Натуральный

показатель

Сумма, руб.

Автобаза

-

2444,91

Вода

-       Население

-       Культурно-бытовые             предприятия

-       Промышленные

-       предприятия


42175,67 м3

 

146123,37 м3


115818,23 м3


1277931,73


1443173,6


1116744,52

Итого:

687114,27 м3

3837849,85

Водоразвозка

1965,78 м3

83597,7

Канализация

-       Население

-       Культурно-бытовые             предприятия

-       Промышленные

        предприятия


582861,29 м3


225974,05 м3


249482,13 м3


2052930,38


2943531,56


3282541,88

Итого:

1058317 м3

8279003,82

ТБО

Саночистка

Утилизация

6596,23 м3

11982,15 м3

21903,34 м3

317166,54

454962,36

243301,23

Итого:

-

1015430,13

Электрические сети

-

4185216,93

Ритуальные услуги

-

12341,2

Котельные

7555,31

7558670,67

Теплотрасса

21604,53

656558,45

Дрова

1095 т

156360,03

Уголь

1397,3 т

885783,30

АДС

25,3

4856178,61


По итогам работы за 2004 год был проведен финансово-хозяйственный анализ деятельности предприятия.

Анализ показал, что значительные убытки образовались по участкам:

-       ЖЭУ – 1240 тыс. руб.;

-       Теплотрасса (передача тепловой энергии) – 1957 тыс. руб.;

-       Водоснабжение – 1236 тыс. руб.;

-       Канализация – 1601 тыс. руб.;

-       Ритуальные услуги – 447 тыс. руб.

Для выявления причин убытков необходимо рассмотреть величину затрат по элементам, сравнивая плановые и фактические показатели – это сравнение приведено в таблице 5.




Таблица 5

Фактическая величина затрат и ее отклонение от плана

Элементы затрат

План 2004 год

Факт 2004 год

Отклонения

1

Заработная плата

146

1248

-1102

2

Отчисления на социальные нужды

52

440

-388

3

Амортизация

408

2530

-2122

4

Материалы

222

335

-113

5

Вода

18

-

18

6

Электроэнергия

1,1

-

1,1

7

Прочее

111

34,1

77

8

Цеховые

20

252

-232

9

Общеэксплуатационные

127

722

-595


Итого

1105,1

5651

-4455,9


Учитывая приведенные показатели, выделим факторы, повлиявшие на образование убытков:

-       По участкам ЖЭУ существующий тариф был утвержден постановлением города и района № 73 от 23 апреля 2004 года и уже был заранее убыточным, т.к. невозмещенная часть затрат на оплату труда и отчисления на социальные нужды, расчетный размер прибыли, включаемого в расчет экономически обоснованного тарифа на содержание и ремонт 1 кв. м общей площади составил – 20,5%, утвержденная рентабельность – 5%. В связи с пересмотром тарифа, доход от реализации за 2003 год в сравнении с 2002 годом увеличился на 184% в то время как расходы возросли на 32,7% в основном из-за роста заработной платы, себестоимость единицы услуг на 17,9%, убыток снизился на 31%.

-       По участку теплотрасса, тариф на услугу по передаче тепловой энергии не пересматривался с октября 1996 года, несмотря на неоднократное обращение Ноглинского ММПП ЖКХ с просьбой о пересмотре тарифа в сторону увеличения, за этот период с 1996 – 2004 год произошел значительный рост заработной платы, рост цен на ГСМ, материалы и другие ТМЦ.

-       По участкам водоснабжениям и канализациям убыток образовался из-за нежелания местной администрации согласовать пересчитанные с учетом удорожания цен новые тарифы. По водоснабжению в 2004 году по сравнению с 2003 доход снизился на 61% из- за снижения объема реализации услуг на32%, себестоимость за этот же период увеличилась всего на 2%, убыток на 147%. По канализации в 2003 году по сравнению с 2002 году доход увеличился на 10% из-за увеличения реализации услуг на 4,5%. Себестоимость выросла незначительно на 10,8%.

-       По участку ритуальных услуг, ритуальные услуги не пользуются спросом у населения. В 2004 году обратилось 140 человек, а в 2003 – 153 человека. Услуги заказываются выборочно (либо изготовление гроба – 714 руб., либо рытье могилы – 894 руб.). Для сравнения – по прейскурантной цене, утвержденной по Хабаровскому региону, на одно захоронение приходится сумма в размере – 2063 руб.

Согласно учетной политики за 2004 год:

1.     Учет ТМЦ на предприятии ведется по фактической стоимости, а списание по средней себестоимости. По уровню с прошлым годом остатки по ТМЦ уменьшились на 899 тыс. руб. и составили 5390 тыс. руб.

2.     Налоги начисляются по оплате за выполненные объемы работ. При этом начислено налогов за 2004 год 7362 тыс. руб., оплачено 3669 тыс. руб. Кроме того, начислено от заработной платы во внебюджетные фонды – 4845 тыс. руб. Перечислено 1318 тыс. руб. Неравномерное перечисление налогов по начисленным платежам зависит от получения ежегодных убытков, которые не перекрываются. Организации не хватает оборотных средств для нормальной прибыли.

3.     По балансу дебиторская задолженность составила 11975 тыс. руб., т.е. по сравнению с прошлым годом, задолженность возросла на сумму 3719 тыс. руб. за счет поднятия тарифа на коммунальные услуги, кроме того, 818 тыс. руб. перечислены авансом за экскаватор, который был получен в январе месяце  и поставлен на учет. Также не проведены взаимные платежи по «Хабаровскэнерго» на сумму 1265 тыс. руб. сначала года ни разу не заплатили КЭЧ-домоуправлению на сумму714 тыс.руб. Проведены авансовые платежи на сумму 622 тыс. руб.

4.     Кредиторская задолженность за июнь по сравнению с прошлым годом увеличилась на сумму задолженности по налогам в сумме 7341 тыс. руб., в частности по НДС на сумму 4006 тыс. руб. Также по внебюджетным фондам на сумму 3530 тыс. руб., в том числе по пенсионному фонду 3441 тыс. руб. В тоже время задолженность по заработной плате уменьшилась на 403 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом.

5.     Увеличился добавочный капитал за счет полученных основных средств от УЖКХ на сумму 58135 тыс. руб. – главный ствол теплотрассы в хозяйственное ведение.

6.     В результате хозяйственной деятельности, предприятие получило убытки от выполненных работ в сумме 3508 тыс. руб., по сравнению с прошлым годом на 3780 тыс. руб. меньше. Это произошло в связи с увеличением тарифов по оказываемым услугам.

7.     Операционные доходы и расходы практически на уровне прошлого года.

8.     Внереализационные доходы составили 52 тыс. руб., это полученные штрафные санкции по ПДК. Внереализационные расходы уменьшились на 449 тыс. руб.

9.     На увеличение убытков повлиял доначисленный на оплату ревизии налог по НДС на сумму 1776 тыс. руб. В итоге, убытки за 2003 год составили 5786 тыс. руб.

По итогам работы за 2004 год проделан анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, который показал:

-       По участку ЖЭУ убыток составил 915 тыс. руб. (за 2004 год 1240 тыс. руб. снижение на 25,2%), что закономерно, т.к. существующий тариф на техническое обслуживание жилищного фонда, который был утвержден постановлением главы города и района №73 от23.04.2003 года уже был заранее убыточным, т.к. невозмещенная часть затрат на оплату труда и отчисления на социальные нужды, расчетный размер прибыли, включаемого в расчет экономически обоснованного тарифа на содержание и ремонт 1 кв. м общей площади составил – 20,5%, утвержденная рентабельность – 5%. В связи с пересмотром тарифа в сторону увеличения, доход от реализации услуг увеличился на 3,3% по сравнению с соответствующим периодом 2003 года (за 2003 год 6789 тыс. руб., 2004 год – 7014 тыс. руб.). Себестоимость затрат по участку снизилась на 10,4%. Себестоимость единицы услуги снизилась на 4% за счет внутренних резервов, т.к. за этот период заработная плата увеличилась в среднем на 24,2%, ГСМ на 39,8%.

-       Участок котельных доход от реализации услуг увеличился на 25,1% (2003 год – 10119 тыс. руб., 2004 год – 12660 тыс. руб.). это произошло в следствии того, что с 01 декабря 2004 года постановлением РЭК-КЦ Правительства Хабаровского края №34/3 – 1362 от 19 ноября 2004 утвержден новый тариф, тем не менее убыток составил 1041 тыс. руб. Основная причина – рост заработной платы, в ЭОТ заложена сумма ФОТ вместе с ЕСН в размере 2522 тыс. руб., заработная плата была установлена – шестикратный размер МРОТ - 2700 рублей. Фактическая месячная зарплата одного рабочего – 5179 руб., ФОТ за 2004 год составил – 3494 тыс. руб.

Вторая – рост стоимости одной тонны угля, в декабре 2002 года, когда был утвержден предыдущий ЭОТ, стоимость одной тонны угля была принята 377,31 руб., фактически за 2004 год стоимость 1 тонны составила – 508 руб. (рост на 74%). Себестоимость одной Гкал выросла 23%.

-       Тепловые сети – убыток составил – 4248 тыс. руб. Причины – был занижен тариф. В 2004 году до 1 декабря действовал тариф, который был утвержден в октябре 1996 года в размере 17 руб. 77 коп. за 1 Гкал, с 01 декабря 2004 года тариф пересмотрен в сторону увеличения и утвержден в размере 89 руб. 94 коп. Следует отметить, что такой огромный прирост убытка произошел еще из-за того, что в 2002 – 2003 году после капитального ремонта стоимость главного ствола теплотрассы увеличилась на 55821 тыс. руб., норма амортизационных отчислений в год составляет – 2233 тыс. руб. Ранее амортизационные отчисления составляли 234 тыс. руб. в год.

-       Передача электрической энергии – доход составил 598 тыс. руб.

a)     Водоснабжение и канализация в связи с пересмотром тарифов на данный вид услуг в сторону увеличения с 21 мая 2004 года убыток по водоснабжению уменьшился по сравнению с 2003 годом на 1210 тыс. руб. и составил 26 тыс. руб., за 2004 год себестоимость затрат выросла на 33,9%, рост себестоимости единицы услуг составила 8% (из-за увеличения объема реализации).

b)    Саночистка – убыток составил 109 тыс. руб. Причина – занижен тариф, последний рассматривался 30 октября 2001 года.

-       Снабжение топливом – убыток составил 766 тыс. руб., т.к. не было реализации топлива населению.

-       Баня – убыток 43 тыс. руб. – амортизационные отчисления – баня не работает.

-       Ритуальные услуги – убыток 349 тыс. руб., в следствии того, что на территории Ноглинского района образовались новые частные предприятия по оказанию ритуальных услуг населению, услуги нашего предприятия оказались невостребованными, участок закрыт.

 

2.4 Анализ формирования и использования финансовых результатов


Основные показатели финансово-экономического анализа отражены в таблице 6.


Таблица 6

Основные показатели финансово-экономического анализа                Ноглинского МПП ЖКХ в 2004 году

№ п/п

Показатели

Единица измерения

Сумма

1

Доходы собственными силами

В том числе:

тыс. руб.

18485,9


- Автоуслуги

тыс. руб.

5205,9


- Благоустройство улиц

тыс. руб.

7108,5


- Обслуживание общественных объектов

тыс. руб.

5659,8


- Реализация теплоэнергии

тыс. руб.

504,4


- Медосмотр

тыс. руб.

7,3

2

Себестоимость затрат

тыс. руб.

20420,5

3

Валовая прибыль (убыток)

тыс. руб.

(1934,6)

4

Рентабельность

-

-

5

Производительность труда

тыс. руб.

143,3

6

Фонд оплаты труда

тыс. руб.

8116,7

7

Среднемесячная зарплата

тыс. руб.

8468

8

Среднесписочная численность

Человек

106

9

Уровень зарплаты к доходам

%

44

10

Основные фонды

В том числе:

тыс. руб.

20398,8


- На балансе

тыс. руб.

13766,1


- Арендованные

тыс. руб.

6414,2


- Приобретенные

тыс. руб.

144,4


- Вклад в уставный капитал

тыс. руб.

74,1

11

Активные основные средства

тыс. руб.

12347,7

12

Пассивные основные средства

тыс. руб.

8051,1

13

Фондоотдача

коп. на 1 руб.

90


Запланированный доход Ноглинского МПП ЖКХ на 2004 год  составил 25893 тыс. руб., фактическое выполнение составило 71,4%, т.е. 18485,9 тыс. руб., в том числе:

- автоуслуги 5205,9 тыс. руб. – 28,2%

- благоустройство поселка 7108,5 тыс. руб. – 38,4%

- Обслуживание общественных объектов – 5659,8 тыс. руб. – 30,6%

- реализация теплоэнергии 504,4 тыс. руб. – 2,7%

-         медосмотр 7,3 тыс. руб. – 0,1%

Далее проводим анализ выполнения плана производственной программы  предприятия за 2004 год. Данные представим в виде таблицы 7

Таблица 7

Анализ выполнения плана производственной программы за 2004 год по Ноглинское МПП ЖКХ

№ п/п

Показатели

Ед. изм.

План

Факт

% выполнения плана

1

Доход

тыс. руб

25893

18485,9

71,4

2

Затраты

тыс. руб

23539

20420,5

86,8

3

Прибыль

тыс. руб

2354

- 1934,6

-

4

Рентабельность

%

10

5

-

5

Фонд оплаты труда

тыс. руб

10544

8116,7

77

6

Среднесписочная численность

чел.

130

106

80,8

7

Средняя зарплата

руб

9012

8468

94

8

Уровень зарплаты

%

40,7

43,9

107,9


Как видно из таблицы 7, затраты по себестоимости превысили валовой доход на 1934,6 тыс. руб. Их доля в запланированных затратах составляет 86,8%, тогда как фактическая доля доходов составляет 71,4% от их планового уровня.

Уровень прямых затрат 12020,8 тыс. руб., что составляет 58,8% в общем объеме себестоимости. Уровень накладных расходов 8399,6 тыс. руб., т.е. 41,2% в общем объеме себестоимости.

Уровень зарплаты к доходу составляет по плану 40,7%, фактически 43,9%, в том числе:

- работников основного производства – 4640,1 тыс. руб. (25,1%)

- накладные расходы (ИТР) – 2347,7 тыс. руб. (12,7%)

- очередной отпуск и компенсация за неиспользованный отпуск – 362,0 тыс. руб. (2,1%)

Итого: 8116,8 тыс. руб. (43,9%)

         Запланированный коэффициент использования парка 0,485, фактический 0,46.

Таким образом, к причинам нерентабельной работы предприятия в 2004 году можно отнести:

- Большой износ машин и оборудования ремонтно-механических мастерских, следствием чего является низкий коэффициент использования парка;

- Высокая доля накладных расходов в составе затрат.

- Высока степень изношенности парка.

Сделаем несколько общих замечаний в целом по всем предприятиям Ноглинского района.

В основном должниками по оплате жилищно-коммунальных услуг  являются предприятия, финансируемые из муниципального бюджета, который ввиду недостатка средств не в состоянии погасить общую задолженность. Долги прошлых лет бюджетные организации не оплачивают, а производят оплату за оказываемые услуги текущего года  и то в лимитном размере , установленном на квартал.

Бюджетная составляющая по оплате населением жилищно-коммунальных услуг предусматривается и выделяется менее необходимой величины. В результате суммарные платежи населения и бюджета оказываются значительно ниже утвержденных тарифов. Что в частности отразилось в 2004 г., так общая сумма непокрытых убытков по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению по предприятиям ЖКХ Ноглинского района  составляет 34074 тыс руб.

Такая ситуация  ухудшает финансовое состояние предприятий.

Недополучение  денежных средств не позволяет своевременно производить расчеты с поставщиками и подрядчиками, производить погашение бюджетного кредита, вовремя платить заработную плату и налоги, своевременно и в полном объеме выполнять ремонтные работы.

За последнее время отмечается неудовлетворительное состояние тепло-энерго сетей, на реконструкцию которых из-за постоянных неплатежей отводится все меньше и меньше средств, в результате чего возрастают потери тепла и энергии, а также увеличивается количество израсходованного топлива.

Эта проблема относится ко всем предприятиям ЖКХ, находящихся на территории Ноглинского района..

В получении прибыли от оказания жилищно-коммунальных услуг огромную роль играют затраты, в частности затраты на  котельно-печное топливо, которое  необходимо для выработки теплоэнергии.

Что касается финансового состояния предприятия  ЖКХ Ноглинского района, то его кризисное  состояние  обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы, при которой  сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств  привело к резкому увеличению износа основных фондов. Также плачевное состояние   этих предприятий обусловлено неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек , связанных с оказанием коммунальных услуг, и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями тепла и энергии.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новому функционированию ЖКХ необходимо использование особого подхода.

Опишем и проанализируем процесс использования финансовых результатов деятельности Ноглинского ММПП ЖКХ.

Проведя анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятий и учитывая результаты их деятельности в предыдущий год, комиссия действующая при комитете по управлению муниципальным имуществом разработала комплекс мер по выводу предприятий Ноглинского района  из кризиса.

Одним из решений, принятых комиссией, было обновление ремонтной базы предприятия, т.к. коэффициент использования парка очень низкий (0,46). Учитывая высокую степень изношенности машин и оборудования (93%) ремонтно-механических мастерских и применение в основном ручного труда,  что привело к длительным простоям автотранспорта, а также большой изношенностью парка было решено инвестировать часть средств выделенных на поддержку муниципальных предприятий, в приобретение нового оборудования для ремонтно-механических мастерских. Новое оборудование должно сократить время затрачиваемое на ТО – 1, ТО – 2 и текущий ремонт (ТР), сократить затраты на техническое обслуживание парка и увеличить коэффициент использования парка (сократить простои при ремонте транспортных средств), а следовательно снизить себестоимость затрат.

В начале апреля 2004 года был проведен тендер на поставку и монтаж оборудования для ремонтно-механических мастерских, который выиграла фирма ООО «Сибирский тракт». Фирма занимается поставкой и наладкой производственного оборудования для обслуживания автотранспорта, спецтехники и грузовой техники.

Общая сумма инвестиций составила – 4730000 руб., в том числе:

·        Демонтаж старого оборудования 

·        Приобретение нового оборудования 

·        Доставка оборудования 

·        Монтаж оборудования   

·        Наладка оборудования

В технической документации на комплект оборудования указано, что внедрение данного оборудования снижает трудоемкость  технического обслуживания и текущего ремонта на 30 %.

В рамках освоения средств тренда был разработан план реструктуризации предприятия на 2005 год.

В таблице 8 представлен сетевой план предлагаемого проекта реструктуризации.

Таблица 8

Сетевой план проекта реструктуризации предприятий ЖКХ Ноглинского района

Наименование операции

Время операции (дней)

1

Проведение конкурсных торгов

14

2

Доставка оборудования

8

3

Демонтаж старого оборудования

5

4

Монтаж станков

16

5

Монтаж стендов диагностики

21

6

Монтаж подъемников

14

7

Монтаж тельфера

12

8

Монтаж компрессорного оборудования

3

9

Разводка воздухопроводов

8

10

Разводка электропитания

7

11

Монтаж пневматического оборудования

5

12

Монтаж системы вентиляции

14

13

Пусконаладочные работы

5


          На рисунке 3 изображен сетевой график  проекта реструктуризации предприятий ЖКХ Ноглинского района.

 










Рис. 3. Сетевой график  проекта реструктуризации предпритий ЖКХ Ноглинского района

          В результате построения сетевого графика  был определен критический путь или время внедрения проекта, равное 64 дням.

В ходе проведения анализа внедрения предлагаемого проекта реструктуризации определяем несколько основных показателей.

Расчет экономии от внедрения проекта:

1)      расчет предполагаемой трудоемкости производственной программы ремонтного подразделения в рублях:

ТЕруб = Среднегодовая часовая ставка * ТЕчас

ТЕруб = 46,11 * 48154 = 2220381  руб.

ЗП ремонтных рабочих = 2150553 + 35,6% = 3010837 руб.

 Себестоимость объема перевозок равна сумме постатейных затрат:

С/сб = 20420500  руб.

С/сб тн = Сумма расходов / Qб

С/сб тн = 20420500 / 96000 = 212,71 руб

2)      расчет предполагаемого изменения заработной платы рабочих в результате модернизации:

Трудоемкость ТЕчас составляет 33731 чел/часа.

ТЕруб = Средняя часовая ставка * ТЕчас

ТЕруб = 46,11 * 33731 = 1555336 руб.

ЗП ремонтных рабочих =

1506787 * 1,356 = 2109036 руб. 

Изменение ЗП ремонтных рабочих в результате модернизации =

3010837  – 2109036 = 901801 руб.

3) Расчет предполагаемого объема перевозок, грузооборота, общего пробега транспорта:

Qпл = Qб × aпл /aб;

Рпл = Рб × aпл /aб;  

Lпл = Lб × aпл /aб;   

aпл = (Дэкс +ΔДэкс)/ Дкаленд

ΔДэкс = ΔТЕ / Прололжительность смены * Число автомобилей

ΔТЕ = ТЕпл час – ТЕбаз час

ΔТЕ = 33731-48154 = -14423

ΔДэкс = 14423 / 8 * 80 = 22,54

Дэкс = 168+22,54=190,54

a пл  = (168 + 70,58) / 365 = 0,522

Q пл = 96000 * 0,522 / 0,46 = 96000 * 1,135 = 108960 тн

Р пл = 766400 * 1,135 = 869864 тн/км

L пл = 343000 * 1,135 = 389305 км 

4) Расчет предполагаемой себестоимости 1 тонны перевозок в плановом периоде:

В плановом периоде увеличатся переменные издержки вследствие роста объема грузоперевозок и вырастут постоянные издержки в результате амортизации нового оборудования.

С/спл = С/сб + Анов.обор. – ΔЗП

С/спл = 20420500  + 675714 901801 = 20194413 руб.

С/спл тн = сумма расходов / Qпл

С/спл  = 20194413 / 108960 = 185,34 руб.

5) Расчет суммарной экономии себестоимости в результате модернизации:

Э = (С/сб м3 - С/спл м3)  * Qпл

Э = (212,71-185,34) *  108960 = 27,37 *  108960 = 2982235 руб.

Годовая экономия себестоимости 2982235 руб.

Таким образом экономический эффект от внедрения проекта – годовая экономия себестоимости 2982235 рублей.

         Далее проводим оценку эффективности проекта в целом.

         Итак, мы рассчитали экономический эффект от модернизации ремонтно-механических мастерских, который составил 2982235 рублей в год. Это сумма ежегодной экономии себестоимости, которую будет получать предприятие на протяжении всего срока службы оборудования. Т.е. мы рассчитали влияние внедрения проекта на экономию себестоимости. PMT = 2982235 рублей.

Срок действия проекта – нормативный срок службы оборудования 7 лет.

Т.о. n = 7.

         Стоимость инвестиционного проекта 4730000 рублей.

Целевая норма доходности – в нашем случае этот показатель можно прировнять к уровню инфляции, которая составила за 2003 год 14%. Дело в том, что бюджетные средства расходуются строго по целевым статьям на которые они запланированы, т.е. мы не можем выбрать даже другую отрасль, тем более вкладывать средства в финансовые инструменты или банки. Хотя по оценкам правительства инфляция за 2005 год должна составить 12% и согласно понижающему тренду продолжить снижение мы будем придерживаться реальных цифр.

Что касается поправки на риск – в настоящее время предприятие обеспечено заказами на запланированный объем работ. В рамках соглашения с нефтедобывающими компаниями Ноглинское МПП ЖКХ будет обеспечено заказами на ближайшие 5 лет.

Методом чистой приведенной стоимости NPV:

,                                                                                                  (1)

 где PV– приведенная стоимость,

И – инвестиции = 4730000 руб.,

PMT – экономия себестоимости = 2982235 руб.,

i (целевая норма доходности) =14 %;

n = 7 лет

    PV= 12788733 руб.

         Таким образом, приведенная стоимость составила 12788733 рублей. Можно сказать, что это та стоимость, которую получит предприятие от внедрения этого проекта, потому что проект финансируется за счет бюджета, а не за счет собственных или заемных средств.

Но мы рассматриваем проект с точки зрения инвестора, т.е. какова стоимость этого проекта для инвестора (чистая приведенная стоимость).

NPV = 12788733 – 4730000 = 8058733 руб.  > 0

 Или       ,    где   

R – величина ренты     an:i – коэф. приведения ренты

Так как  NPV> 0, следовательно, проект модернизации цеха считается эффективным. Это соответствует целесообраз­ности реализации проекта.

 Методом внутренней нормы доходности (ВНД) - IRR:

ВНД – норма, при которой приведенная стоимость будущих поступлений возмещает исходные инвестиции, т.е. это норма, при которой:

NPV = 0; PV = И

IRR = 60,78%

Период окупаемости - РР

РР = 1,58 года

Период окупаемости проекта 1,58 года, т.е. вложенные в проект средства предприятие сможет вернуть через 1,58 года.

Далее проводим оценку анализа эффективности предлагаемого проекта реструктуризации в таблице 10.

Таблица 10

Показатели эффективности проекта реструктуризации предприятий ЖКХ Ноглинского района

Наименование показателей

Значение

1. Ставка дисконтирования, %

14

2. Чистая приведенная стоимость, руб.

8058733

3. Внутренняя норма доходности, %

60,78

4. Срок окупаемости, лет

1,58

5. Длительность проекта, лет

7


Исходя из анализа показателей эффективности предлагаемого проекта, можно сделать следующие выводы:

1)    Чистая приведенная стоимость имеет положительное значение 8058733  руб. Исходя из этого можно сделать вывод, что проект эффективен и положительно скажется на деятельности предприятия, следовательно на его оценочной стоимости;

2)    Внутренняя норма доходности больше заложенной нормы доходности на капитал на 60,78% и, следовательно, инвестиции в данный проект оправданы. Но в нашем случае целевая норма доходности должна покрывать инфляцию, следовательно, мы имеем большой запас доходности проекта даже при увеличивающейся инфляции;

3)    Срок окупаемости проекта 1,58 года. В принципе он не влияет на наше решение, т.к. наша основная цель повышение эффективности деятельности предприятия, следовательно, повышение его стоимости при возможной приватизации.

Итак, проект дает 2982235 руб. экономии себестоимости ежегодно. Чистая приведенная стоимость проекта 8058733  руб., следовательно, проект эффективен.