Содержание
Задача № 1_____________________________________________________ 3
Задача № 2_____________________________________________________ 6
Задача № 3_____________________________________________________ 9
Задача № 4____________________________________________________ 12
Задача № 5____________________________________________________ 13
Список источников и литературы_______________________________ 15
Задача № 1
Акционерное общество «Маяк» начало строительство базы отдыха на острове, который образовался несколько лет назад. Районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству предложил ему прекратить строительство, так как участок находился в запасе и в пользование не предоставлялся.
АО отказалось выполнить требования комитета, ссылаясь на то, что остров возник в результате намыва и долгое время был бесхозным.
Назовите основания возникновения прав на землю и разрешите данную ситуацию.
Ответ:
Конституцией РФ (ст. 9) установлено, что земля может находиться в частной, муниципальной и государственной собственности.
Статья 36 Конституции РФ закрепляет право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, устанавливает некоторые принципы регулирования отношений частной собственности на землю, путем определения пределов свободного осуществления земельным собственником своих полномочий, не допуская нанесения ущерба окружающей среде и нарушение прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии со ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
На основании ст. 103 Земельного кодекса РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 ЗК РФ.
Основания для перевода земель из одной категории в другую в ст.8 ЗК не указываются, но это не означает невозможность их выявления.
Очевидно, что необходимость перевода земель из одной категории в другую возникнет в связи с изменением состава земель в Российской Федерации. Поскольку практически все земли уже отнесены к определенным категориям, изменение состава земель может произойти в связи с разделением на самостоятельные категории имеющихся категорий земель. О том, что установленные ст.7 ЗК категории земель нельзя считать неизменными, свидетельствует, в частности, Письмо Президента РФ от 21.07.97 на один из проектов ЗК. В Письме указывалось на "неправомерность объединения в одной категории земель, имеющих различное целевое назначение", а также обращалось внимание на различное целевое назначение земель промышленности, транспорта и обороны и обосновывалась целесообразность их выделения в самостоятельные категории.
Статьей 103 ЗК установлено, что использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию. Следовательно, одним из оснований перевода земель из одной категории в другую является предоставление земельных участков из земель запаса. Перевода земель из одной категории в другую могут потребовать также изъятие земельных участков для государственных нужд, реализация международных договоров Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, иные основания, предусмотренные федеральными законами. Нужно учитывать и естественную деградацию земель, которая может обусловить их перевод в другую категорию (опустынивание, заболачивание, засоление и т.д.).
На основании ст. 225 ГК РФ бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
А в соответствии со ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Юридическая ответственность граждан и организаций как пользователей земли не может возникнуть произвольно. Она наступает вследствие того, что тот или иной участник общественных отношений, действуя свободно и имея возможность выбрать правильный, указанный в законе или договоре вариант поведения, совершает определенные действия, являющиеся правонарушениями.
В соответствии со ст. 74 ЗК РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
Следовательно, в данном случае требования комитета правомерно.
Задача № 2
Сельскохозяйственный кооператив, добывая песок и гравий для внутрихозяйственных нужд, испортил 2 га сельскохозяйственных угодий. Госинспектор районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству предписал предприятию восстановить нарушение земли. Кооператив отказался выполнить предписание, считая, что данные земли являются его собственностью, а потому он вправе свободно распоряжаться ими и госинспектор не может предъявлять ему требования, касающиеся его права собственности.
Госинспектор составил акт о совершенном правонарушении и вынес постановление о привлечении кооператива к административной ответственности. Последний обжаловал его в судебном порядке.
Решите дело.
Ответ:
Юридическая ответственность граждан и организаций как пользователей земли не может возникнуть произвольно. Она наступает вследствие того, что тот или иной участник общественных отношений, действуя свободно и имея возможность выбрать правильный, указанный в законе или договоре вариант поведения, совершает определенные действия, являющиеся правонарушениями.
На основании ст. 74 Земельного кодекса РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
На основании ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями от 7 июля 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21 декабря 2004 г., 7 марта 2005 г.) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят принудительно у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ главная особенность этой категории земель состоит в том, что земля здесь выступает в качестве основного средства производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Поэтому для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью как охрану и повышение плодородия почв, так и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота.
На основании ч. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Следовательно, в данном случае действия госинспектора правомерны.
Задача № 3
Ведерников, решив создать крестьянское (фермерское) хозяйство и обратившийся в администрацию села с просьбой выделить ему земельный участок размером 150 га, получил отказ. Глава сельской администрации сетовал на отсутствие свободной земли.
Правомерны ли действия Ведерникова и главы администрации села? Каков порядок создания крестьянского хозяйства?
Ответ:
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
На основании ст. 4 указанного закона заключение соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства является обязательным в случаях, когда такое хозяйство создается двумя и более гражданами. Если же фермерское хозяйство создается одним лицом, то, согласно специальной норме п. 1 ст. 4 Закона, заключение указанного соглашения не требуется.
Заключение соглашения о создании хозяйства не требуется и тогда, когда фермерское хозяйство создано одним лицом, а впоследствии в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона в хозяйство приняты новые члены. В таком случае, согласно п. 2 ст. 14 Закона, будет необходимо только письменное заявление от каждого лица, претендующего на членство в хозяйстве. Согласие главы хозяйства на прием нового члена хозяйства может быть выражено, например, в соответствующей резолюции на указанном заявлении. При этом целесообразно иметь в виду, что лицо, создавшее хозяйство, и новый член (члены) такого хозяйства не обязаны, но вправе заключить между собой любой договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (см. ст. 421 ГК РФ).
Соглашение о создании фермерского хозяйства является его своеобразным "учредительным" документом, который потребуется при государственной регистрации хозяйства (ст. 5 Закона). Поэтому такое соглашение необходимо заключить до представления документов для государственной регистрации хозяйства.
К соглашению должны быть приложены копии документов, подтверждающих родство граждан, создающих фермерское хозяйство. В зависимости от конкретных обстоятельств для российских граждан доказательствами родства могут служить паспорта, выданные органами загса свидетельства об актах гражданского состояния - о заключении брака, о рождении, об установлении отцовства (материнства), об усыновлении (удочерении), а также другие документы, предусмотренные законодательством. Иностранные граждане и лица без гражданства подтверждают родство копиями документов, установленных федеральными законами или признаваемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.
Пунктом 4 статьи 4 указанного закона установлено, что к соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.
Начиная с 01.01.2004 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 г. N 630 государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о государственной регистрации (ст. 1 указанного Федерального закона).
Следовательно, действия главы администрации не правомерны.
Задача № 4
Администрация города вынесла решение о предоставлении земельного участка жилищно-строительному кооперативу. Согласно ему последний должен был взять на себя расходы по сносу находящегося на участке дома и предоставить проживающим в нем Серову и Белову жилье. Однако впоследствии кооператив отказался выполнить это решение.
Рассмотрите дело.
Ответ:
На основании ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Следовательно, в данном случае действия кооператива не правомерны. Серову и Белову должны предоставить жилье.
Задача № 5
Фермер Петров на земельном участке, находящемся в его частной собственности, обустроил пруд и запустил в него мальков карпа. Соседние землепользователи обратились в местную администрацию с жалобой на действия фермера, считая, что водопользование осуществляется с нарушением земельного и водного законодательства.
Определите подведомственность спора и разрешите его.
Ответ:
На основании ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
В соответствии со ст. 140 Водного кодекса Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) граждане и юридические лица, использующие водные объекты для рыбного хозяйства, обязаны содержать берега водных объектов в местах их использования в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Следовательно, в данном случае если на основании ст. 129 Водного кодекса споры по вопросам использования и охраны водных объектов разрешаются в суде, арбитражном суде или третейском суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании ст. 20 Водного кодекса РФ обособленные водные объекты, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, в установленном порядке могут использоваться как водные объекты общего пользования только при условиях регистрации данного ограничения права собственности на обособленные водные объекты в едином государственном реестре и выплаты вознаграждения собственнику.
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ обособленный водный объект (замкнутый водоем) - небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
Список источников и литературы
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 года № 136 - ФЗ
3. Сборник законов, других нормативных правовых актов и судебных решений для проведения практических занятий по земельному праву. В 2 частях. Ч.1.: / Автор - составитель: В.Ф. Горбовой - Челябинск: Изд-во "Фрегат", 2003 -
4. Комментарий к Земельному кодексу (из книги "Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации". - М.: Юрайт-Издат, 2002.) (рук. авт. коллектива М.В. Бархатов)