2.3.Анализ состояния документов по системе менеджмента качества.
Согласно государственному стандарту ГОСТ Р ИСО 9001:2001 документация системы менеджмента качества должна отвечать следующим требованиям: документация системы менеджмента качества должна включать:
а) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества; b) руководство по качеству; с) документированные процедуры, требуемые настоящим международным стандартом; d) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими; е) записи, требуемые настоящим международным стандартом.
Документация новосибирского филиала Академии стандартизации, метрологии и сертификации отвечает каждому из этих требований и ниже будет изложено состояние документации по каждому из вышеперечисленных требований. Начнем с политика в области качества.
Стратегическая цель в области качества -постоянное улучшение деятельности Новосибирского филиала АСМС за счет:
· комплексного, своевременного и качественного решения любых задач и проблем, стоящих перед клиентом в области дополнительного образования в сферах метрологии, управления качеством, технического регулирования;
· постоянного повышения качества и максимального удовлетворения настоящих и потенциальных требований и ожиданий потребителей;
· обеспечение системных гарантий и уверенности слушателей в приобретении профессиональных умений и навыков;
· достижения такого уровня оказания услуг, который исключает любые отклонения от законодательных и корпоративных стандартов;
· совершенствование структуры управления образовательной деятельностью, за счет снижения управленческих затрат;
· повышение конкурентоспособности филиала;
· формирование имиджа
· Цели в области качества на 2005 год:
· Увеличить рентабельность собственного капитала на 50%.
· Обеспечить прирост среднего уровня оплаты труда сотрудников на 10%.
· Отношение выплат социального характера к заработной плате довести до 10%.
· Снизить долю просроченной дебиторской задолженности, возникшей по состоянию на 1 января 2003 г. на 50% , поддерживать просроченную дебиторскую задолженность, возникшую после 1 января 2003 г. на уровне не более 5%.
· Производить системные блоки со 100% контролем.
· Соблюдать запланированные в договорах сроки выполнения проектов по внедрению системных и прикладных программ, выполняя требования Заказчика в полном объеме.
· Принципы деятельности
· Совершенствование системы менеджмента качества на базе международных стандартов ИСО серии 9000.
· Освоение и внедрение лучших мировых и отечественных информационных технологий и новых видов продукции, отвечающих пожеланиям потребителей.
· Установление требований к процессам производства и управления.
· Планирование деятельности.
· Контроль исполнения работ.
· Сбор и накопление данных о качестве.
· Анализ данных о качестве.
· Повышение результативности системы менеджмента качества посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных о качестве, корректирующих и предупреждающих действий.
· Руководство обязуется:
· Способствовать осознанному вовлечению сотрудников предприятия в решение задач, связанных с непрерывным улучшением качества продукции и услуг.
· Обеспечить постоянное повышение компетентности, осведомленности и подготовленности сотрудников в вопросах управления качеством.
· Неукоснительно следовать изложенным выше принципам деятельности.
Цели в области качества Технического отдела
В своей деятельности ТО руководствуется обшей стратегической целью Компании, изложенной в Политике.
· Производить системные блоки с 100% контролем.
· Непрерывно совершенствовать системы сервиса с целью поддержания высокого конкурентоспособного уровня обслуживания клиентов.
Задачи в области качества:
Для достижения цели № 1
· Предъявлять необходимые требования к качеству продукции, закупаемой у наших поставщиков.
· Проводить (100 %) контроль комплектующих изделий, применяемых для изготовления системных блоков.
· Организовать систему приема готовой продукции позволяющую исключить выпуск бракованной продукции потребителю.
Для достижения цели №2
· .Внедрять удачные наработки и полезный опыт управления технологическими процессами из смежных отраслей сервиса и производства.
· Консультировать Клиентов на всёх этапах построения его проекта с целью минимизации условий, приводящих к необходимости обращения за сервисом.
· Непрерывно совершенствовать условия труда, повышать квалификацию кадров с целью обеспечения возможности оказания услуг всегда на современном уровне технологий отрасли.
· Наладить надежные связи с вышестоящими сервисными службами по отдельным направлениям продукции с целью обеспечения оперативной информационной поддержки, обучения, обмена опытом и специфическими приёмами ремонта.
Что касается руководства по качеству, то основным нормативным документом системы управления качеством НФ АСМС является «Руководством по качеству».
Руководство по качеству описывает выполнение требований к системе управления качеством в соответствии с рекомендациями международного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001.
Руководство по качеству предназначено для демонстрации способностей к выполнению требований заинтересованных сторон к образовательной услуге, а также оценивания этих способностей:
· заинтересованными сторонами;
· независимыми организациями;
· самим филиалом.
Заинтересованными сторонами в успехе деятельности филиала являются:
1. Потребители:
· слушатели,
· предприятия (организации).
2. Министерство образования Российской Федерации;
3. Госстандарт России;
4. Академия стандартизации, метрологии и сертификации.
Настоящее «Руководство по качеству» (РК) является основным документом системы менеджмента качества образовательной деятельности
РК разрабатывается для:
- административного управления системой менеджмента качества;
- обеспечения, функционирования системой менеджмента качества образовательной деятельности, ее проверок, актуализации и непрерывного совершенствования;
- обучение и повышение квалификации персонала.
РК может изменяться и дополняться в соответствии с развитием работ по совершенствованию СМК.
Пересмотр РК осуществляется каждый год. Все экземпляры РК подлежат учету. Выдача РК и адрес подлежат регистрации. Разработка, актуализация, пересмотр, издание и распространение РК осуществляется сотрудниками ОСС и УК в соответствии с едиными процедурами и требованиями, описанными в разделе 4.1 настоящего РК.
Ответственность за разработку, применение, актуализацию, пересмотр, издание, распространение РК возлагается на руководителя. Подлинник находится у директора филиала, копия у уполномоченного по качеству.
Ревизия РК с внесением необходимых изменений во все учтенные экземпляры проводится ежегодно. Внесение изменений отмечается в листе регистрации РК и в колонтитулах соответствующих листов. При переиздании РК соответствующим образом изменяется номенклатура на титульном листе.
Проверку соответствия РК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2000 и ИСО 10013-1995 осуществляет директор и уполномоченный по качеству.
Положения настоящего Руководства по качеству подлежат обязательному применению во всех структурных подразделениях НФ АСМС, задействованных в системе менеджмента качества.
РК имеет сквозную нумерацию листов.
В настоящем Руководстве по качеству используются ссылки на следующие стандарты:
· ГОСТ Р ИСО 9000:2000 Система менеджмента качества. Основы и словарь.
· ГОСТ Р ИСО 9001:2000 Система менеджмента качества. Требования.
· ГОСТ Р ИСО 9004:2000 Система менеджмента качества. Методические указания по улучшению деятельности.
· ГОСТ Р ИСО 10013:1995 Руководящее указание по разработке руководства по качеству.
Относительно документированных процедур, требуемых настоящим международным стандартом
Что касается документов, необходимых организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими, то в НФ АСМС выделяют три системы документации:
· входящая документация;
· исходящая документация;
· внутренняя документация;
В рамках системы менеджмента качества (СМК) функционируют следующие системы внутренней документации:
· система нормативно-правовой документации;
· система управленческой документации;
· система нормативной документации;
· система учебно-организационной и учебной документации;
· система документации системы менеджмента качества.
Записи, требуемые настоящим международным стандартом, изложены в виде таблицы в приложении №4.
Как уже было сказано в первой главе помимо разработки документации, описывающей, как в компании выполняются требования стандартов ИСО серии 9001, необходимо, чтобы компания правильно управляла разработанной документацией.
Настоящий стандарт разработан в соответствии с требованиями:
· ГОСТ 2.310-68. ЕСКД. Форматы.
· ГОСТ 2.503-90. ЕСКД. Правила внесения изменений
· ГОСТ Р ИСО 9000:2001 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
· ГОСТ Р ИСО 9001:2001 «Система менеджмента качества. Требования»;
· ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»
· СМК-4.2 МИ 01-04 «Порядок разработки методологических инструкций»;
· РК НФ АСМС 1-2043 Руководство по качеству.
·
3.1 |
Документ |
информация и ее соответствующий носитель |
3.2 |
Документооборот |
движение документов с момента их получения или создания до завершения выполнения, согласования, отправки или сдачи в дело |
3.3 |
ЕСКД |
единая система конструкторской документации |
3.4 |
Закон |
нормативный акт, принятый высшим органом законодательной власти в порядке установленном конституцией. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям) |
3.5 |
Запись |
документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности |
3.6 |
Качество |
степень соответствия присущих характеристик требованиям |
3.7 |
Контракт |
соглашение (письменное) со взаимными обязательствами для договаривающихся сторон |
3.8 |
Нормативный акт |
акт компетентного органа государственной власти, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права |
3.9 |
Объективное свидетельство |
данные подтверждающие наличие или истинность |
3.10 |
Потребитель |
организация или лицо, получающее продукцию ИЛИ услугу |
3.11 |
Продукция |
результат процесса |
3.12 |
Процесс |
совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы |
3.14 |
Регистрация документов |
фиксация факта создания или поступления документов путем проставления индекса |
3.15 |
Система менеджмента качества |
система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству. |
3.16 |
Сводная номенклатура |
систематизированный перечень наименований дел с указанием сроков хранения |
3.17 |
Соответствие |
выполнение требования |
3.18 |
Требование |
потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным |
3.19 |
Характеристика |
отличительное свойство |
3.20 |
Хранение дел |
группировка исполненных документов в соответствии с номенклатурой дел |
МИ -Методологическая инструкция
МС -Международный стандарт
НД -Нормативная документация
ОК -Отдел качества
ППК- Программа повышения качества
РИ - Рабочие инструкции
РК - Руководство по качеству
РД -Руководящий документ
СМК- Система менеджмента качества
4. Ответственность
4.1 Ответственность за выполнение требований к документации СМК в соответствии с настоящим СТП, за исполнение системы при управлении документацией, относящейся к Руководству по качеству, процедурам, процессам, СТП и МИ лежит на уполномоченном по качеству.
4.2 Ответственность за использование системы при управлении документацией, относящейся к ГОСТам, правовым нормам, лежит на директоре
4.3. Ответственность за актуализацию и использование методологических инструкций, рабочих инструкций, положений о подразделениях лежит на руководителях подразделений.
4.4 Ответственность за проверку на адекватность и актуальность до выпуска а также и переутверждение документов СМК несут: директор, уполномоченный по качеству, руководители структурных подразделений.
- Руководства по качеству, операционных процедур – директор или уполномоченный по качеству
- СТП и МИ– лица, проверяющие инструкции и указанные на титульных листах документов;
- положений о подразделениях, должностных и рабочих инструкций– руководители подразделений;
4.5 Ответственность за управление МИ, в подразделении, несет начальник подразделения
4.6 Ответственность за управление положением о подразделении и должностной инструкцией несет начальник подразделения - разработчик положения и должностной инструкции.
4.7 Ответственность за управление записями о качестве в масштабах филиала несет уполномоченный по качеству, в подразделении – начальник подразделения.
4.8 Ответственность за управление распорядительной документацией несет директор, в подразделении – начальник подразделения.
4.9 Ответственность за анализ, актуализацию и переутверждение документов несет директор, уполномоченный по качеству. Руководители подразделений.
5.1 Структура и краткая характеристика документации системы менеджмента качества представлены на схеме 1
В СМК предприятия используются документация и данные внешнего и внутреннего происхождения, которые можно представить в виде 4 уровней в следующей иерархии:
уровень 1 |
Руководство по качеству; |
уровень 2 |
Документированные процедуры, методологические, технологические процессы, должностные, рабочие инструкции СМК; |
уровень 3 |
Программы качества, решения и мероприятия по качеству; |
уровень 4 |
Записи о качестве, контракты (договоры), распорядительные и другие документы СК, протоколы испытаний, отчеты аудитора. |
5.2 Руководство по качеству (РК) является основным организационно-методическим документом, в котором обозначена область применения СМК, включая подробности и обоснования любых исключений, и содержаться документированные процедуры, разработанные для СМК или ссылки на них.
В РК излагается Политика предприятия в области качества, формируемая высшим руководством и устанавливающая основные цели, задачи и обязательства в области качества.
РК устанавливает ответственность участников образовательного процесса и служит справочным документом при внедрении и поддержании СК в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001:2001, ГОСТ Р ИСО 9004-2001, ГОСТ Р ИСО 19011
5.3 СТП является документом, регламентирующим организацию, порядок, методы и средства реализации процедур СМК и разрабатываются по всем разделам СМК
5.4 Методологические инструкции (МИ) является документами, в которых описываются функции подразделения, организация и ответственность подразделения, полномочия, роль и функции каждого: а также даются ссылки на рабочие инструкции: указываются внутренние и внешние поставщики и потребители подразделений.
5.5 Положение о подразделении является документом, определяющим функции и задачи подразделения и устанавливающим его ответственность в организационной структуре филиала.
5.6 Рабочие инструкции документы, определяющие функции, обязанности и ответственность работников на конкретном рабочем месте.
5.7 Должностная инструкция является документом, определяющим функции и полномочия сотрудников предприятия при решении задач СМК и устанавливающим их ответственность за качество выполняемой работы.
5.8 Записи- специальный вид документов, относящихся к СМК. Записи предоставляются в виде журналов и форм.
6.СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВХОДЯЩЕЙ И ИСХОДЯЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ
6.1. Организация работы с входящими и исходящими документами – это создание условий, обеспечивающих хранение необходимой информации и снабжение ею потребителей в установленные сроки и с наименьшими затратами.
6.2. Документы, поступающие в НФ АСМС, проходят первичную обработку, предварительное рассмотрение, регистрацию, рассмотрение руководством и доставляются исполнителям в день получения корреспонденции.
6.3. Документы, отправляемые НФ АСМС, проходят сортировку, упаковку, оформление почтового отправления и сдачу в отделение связи.
6.4. Для регистрации входящих документов применяется регистрационно-контрольная карточка «РКК», а исходящих документов - карточка регистрации исходящих документов.
6.5 Сводная номенклатура дел – систематизированный перечень наименований дел, заводимых в филиале, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке. Номенклатура дел составляется в целях обоснованного распределения документов и формирования дел, обеспечения поиска документов и учета дел. Она является классификационным справочником и используется при построении информационно-поисковой системы.
6.6. Контроль исполнения документов осуществляется по всем зарегистрированным документам. Контроль исполнения включает постановку документа на контроль, проверку своевременного доведения документа до исполнителя, предварительную проверку и регулирование хода исполнения, учет и обобщение результатов контроля исполнения
7.СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
7.1. Система нормативно-правовой документации включает:
· государственную нормативно-правовую документацию;
· ведомственную нормативно-правовую документацию;
· нормативно-правовую документацию филиала.
7.2. К государственной нормативно-правовой документации относятся Законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и другие, входящие в правовое поле государственных образовательных учреждений.
7.3. К краевой нормативно-правовой документации относятся Законы Новосибирской области, постановления администрации НСО, распоряжения Губернатора НСО и другие, входящие в правовое поле государственных образовательных учреждений.
7.4. К ведомственной нормативно-правовой документации относятся приказы, распоряжения, инструктивные письма и другие документы Госстандарта России, Министерства образования Российской Федерации, а также документация, подтверждающая правовой статус филиала (лицензия Министерства образования Российской Федерации, свидетельство о государственной аккредитации и другие).
7.5. К нормативно-правовой документации филиала относится его Положение, устанавливающее правовые отношения.
7.6. Система нормативно-правовой документация является основополагающей в деятельности филиала. Ответственность за ее реализацию возлагается на директора.
8. СИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
8.1. Система управленческой документации включает распорядительные, организационные и информационно-справочные документы.
8.2. Распорядительными документами вуза являются:
· Приказы;
· распоряжения.
8.3. Приказ по основной деятельности является нормативным документом, отражающим управленческие решения по вопросам учебно-организационной и методической деятельности, планированию, отчетности финансирования, совершенствования структуры и организации.
8.3.1. Проекты приказов подготавливаются соответствующими специалистами. Проекты приказа оформляются на бланках филиала и содержат следующие реквизиты: наименование предприятия, наименование вида документа, дата, индекс регистрации, место составления, заголовок по тексту, текст, подпись, визы, контроль за исполнением возлагается на соответствующую службу, порядок рассылки;
8.3.3. Приказ подписывается директором, регистрируется и нумеруется по мере издания с начала календарного года.
Приказ вступает в силу с момента его подписания (если в тексте не указан другой срок).
8.3.4. Контроль за исполнением возлагается на лицо, указанное в приказе.
8.3.5. Рассылка приказа регистрируется общим отделом в журнале приказов и распоряжений.
Порядок рассылки приказа:
· оригинал приказа хранится в общем отделе;
· копии приказа рассылаются по исполнителям или по всем подразделениям (в зависимости от сферы действия документа).
8.3.6. Приказы за предыдущий и текущий год хранятся в общем отделе. По истечении этого срока они передаются в архив на хранение в течение 5 лет.
8.4. Распоряжение является нормативным документом, предлагающим управленческие решения по вопросам учебной, учебно-организационной, методической деятельности, планированию, отчетности и других.
8.4.4. Контроль за исполнением возлагается на соответствующих исполнителей, которые к оговоренному в распоряжении сроку представляют информацию об исполнении
8.5.2. Контроль за соответствием нормам Трудового кодекса, наложение дисциплинарных взысканий, проверку трудовой дисциплины осуществляет управление кадров. Периодичность контроля - ежемесячно. Порядок разрешения трудовых споров по результатам издания распоряжений по подразделению регулируется нормами Трудового кодекса «Порядок рассмотрения трудовых споров».
8.6. Организационными документами являются – комплекс документов, регламентирующих структуру, задачи и функции вуза, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководства и специалистов. К ним относятся: структура и штатная численность аппарата управления, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях и советах университета, должностные инструкции.
8.6.1. Правила внутреннего трудового распорядка – локальный нормативный акт филиала, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений.
Целью разработки правил внутреннего трудового распорядка являются: укрепление трудовой и учебной дисциплины, рациональное использование рабочего и учебного времени, улучшение качества учебного процесса.
Правила внутреннего распорядка университета разрабатываются комиссией, утверждаются на конференции работников и студентов СибГТУ с учетом мнения профсоюзной организации. Правила внутреннего трудового распорядка являются приложением к коллективному договору.
8.6.2. Штатное расписание относится к организационным документам и содержит: перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностные оклады, тарифные ставки, категории условий труда, надбавки, месячный фонд заработной платы. Штатное расписание подписывается заведующим кафедрой или начальником отдела, начальником планово-финансового управления и утверждается ректором вуза. Изменения в штатное расписание вносятся приказом ректора вуза по докладной записке.
8.6.3. Положение о структурном подразделении относится к организационным документам и определяет правовой статус, задачи, функции, права и обязанности, ответственность структурного подразделения. Содержит следующие разделы:
· общие положения (правовой статус кафедры или подразделения, его подчиненность, порядок назначения и освобождения от должности руководителя подразделения, квалификационные требования к руководителю подразделения, порядок его замещения в период его отсутствия, а также правовые акты и нормативные документы, которыми руководствуется подразделение в своей деятельности);
· основные задачи (направления деятельности подразделения);
· функции (конкретные виды учебной, учебно-организационной, методической и других видов деятельности, закрепленные за данным подразделением);
· права и обязанности (права, необходимые для выполнения функций подразделения и обязанности по отношению к другим университета и сторонним организациям);
· ответственность (устанавливается ответственность руководителя подразделения за несвоевременное и некачественное выполнение подразделением его функций и не использование предоставленных прав);
· взаимоотношения и связи (служебные взаимоотношения с другими подразделениями и сторонними организациями по вопросам учебно-организационной и методической деятельности);
· организация работы (порядок деятельности кафедры, подразделения, организация контроля и проверки его деятельности, а также его реорганизация и ликвидации).
Положение структурном подразделении разрабатывается его руководителем на основании типовых положений, подписывается начальником управления кадров, и руководителями соответствующих кафедр и отделов по принадлежности и утверждается ректором вуза. Основанием для внесения изменений в положение о структурном подразделении является приказ ректора вуза по докладной записке.
9.1 . Требования к документации СМК
9.2. В соответствии с требованиями (ГОСТ Р ИСО 9001:2001) комплект документации СМК должен охватывать все процедуры, процессы, методы, средства и ресурсы для обеспечения качеством управления производства всех видов продукции и услуг
9.3. Документация СМК разрабатывается с учетом особенностей производственных процессов каждого подразделения. Документация должна быть взаимоувязана с другими документами СМК, а также с ГОСТ, ОСТ, РД, ТУ и т.д. и должна обеспечивать:
- единое понимание Политики филиала в области качества и методов ее реализации;
- описание процедур по обеспечению, управлению и улучшению качества;
- определение критериев оценки деятельности предприятия и конкретных исполнителей по качеству, получение и регистрацию информации о результатах этой деятельности;
- четкое регламентирование требований, положений и процедур СК, включая распределение прав, обязанностей и ответственности должностных лиц, структурных подразделений и исполнителей за обеспечение качества, а также порядок их взаимодействия;
- возможность объективной оценки удовлетворённости потребителей и эффективности СМК в целом.
9.4 Руководство работами по управлению документацией и данными осуществляет уполномоченный по качеству.
Все документы имеют наименование, пронумерованные страницы, номер издания, подпись ответственного за разработку, согласование и утверждение.
Приложение 5
Периодичность пересмотра документов
|
Тип документа |
Периодичность пересмотра |
Кто проводит |
|
|
|
|
|
Уровень «А» |
Не менее одного раза в три года или чаще, в зависимости от необходимости |
Уполномоченный по качеству |
|
Уровень «В» |
Один раз в два года |
Уполномоченный по качеству, осуществляет пересмотр нормативных документов относящихся к их функциональной области. Руководители структурных подразделений осуществляют пересмотр документов относящихся к их функциональной области |
|
Уровень «С» |
По необходимости |
Руководители структурных подразделений |