Содержание

Введение 2

Глава I. История декоративно-прикладного искусства и его виды_ 4

Глава II. Учебная программа кружка «Мягкая игрушка»_ 9

2.1. Методика обучения декоративно-прикладному искусству_ 9

2.2. Учебно-тематический план_ 19

Заключение 21

Список литературы_ 23

Приложение 1. 24

Введение

Основным принципом отечественной педагогики является единство обучения и воспитания. Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.

Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций - воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Декоративно-прикладное творчество представляет значительную ценность для эстетического воспитания детей.

Программа по декоративно-прикладному творчеству обеспечивает развитие у учащихся эмоциональной культуры в процессе комплексного преподавания искусства с целью формирования эстетический знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. Программа направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения. На занятиях декоративно-прикладным творчеством школьники убеждаются в том, что многие из выполняемых ими заданий носят общественно полезный характер, что, несомненно, повышает их интерес к этому виду деятельности.

Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Мягкая игрушка - это один из видов декоративно- прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.

Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства.

Таким образом, тему моей курсовой работы можно считать на сегодняшний день актуальной.

Цель данной работы: Разработать учебную программу кружка «Мягкая игрушка».

Задачи:

1)          Проанализировать историю декоративно-прикладного искусства и его виды.

2)          Изучить методику обучения декоративно-прикладному искусству.

3)          Разработать учебно-тематический план кружка «Мягкая игрушка».

4)          Сделать выводы.

 

Глава I. История декоративно-прикладного искусства и его виды

Народное декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров — гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно-прикладному искусству. Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности[1].

Декоративное искусство прошло огромный путь развития - от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе. Декоративное творчество захватывает в свою орбиту постепенно всё более широкий круг объектов окружения и сегодня стало едва ли не универсальным. На жанровое развитие декоративного искусства существенное влияние оказывает социальное развитие общества, неуклонно ведущее к демократизации жизни, вовлечению в активную деятельность всё больших слоёв общества. В частности, с переходом от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной начинается развитие собственно народного декоративного творчества и его своеобразных жанров, зачастую неповторимых у разных народов: расшитых или вышитых полотенец, глиняной игрушки, резной декорировки фасадов изб, ковроделия и др[2]. В современную эпоху декоративное творчество ознаменовалось ещё большим развитием самодеятельного начала. Оно прочно проникло в общественный быт, производственный и учебный процессы. Тесная связь народного прикладного искусства со всем бытом людей, его условиями и традициями определила в нём черты правдивости и эмоциональной непосредственности.

Народное ремесло Киевской Руси было представлено мастерами множества профессий, в том числе художественных и отделочных. Места концентрации народных художественных промыслов определились давно и связаны прежде всего с наличием того или иного природного материала, а также с перекрёстками торговых путей, центрами культуры и рядом других факторов. К 16-17 векам на землях нашего государства в основном уже сложилась нынешняя география промыслов, определилось их национальное и местное своеобразие в композиционном решении формы, в понимании материала, в рисунке и пластике, цвете и отделке[3].

Народы часто заимствовали друг у друга технику выполнения, рецепты отделки изделий и даже их форму. Но каждый раз попав в новые условия, заимствованные элементы подвергались переработке в духе национальных традиций или приобретали новое звучание благодаря своеобразной национальной основе изделий. Народное прикладное искусство зачастую впитывает в себя те или иные достижения в творчестве профессиональных мастеров. Известна, в частности, роль живописцев конца 19 начала 20 века в деятельности подмосковных и Смоленских художественных промыслов, в возрождении вятской игрушки, в развитии мелкой костяной пластики.

Основным видом материала художественного ремесла в лесных районах нашей страны с древних пор и до наших дней служит древесина. Почерк её обработки самый разный, например, резьба в Сергиевском посаде, Богородском и Хотькове, точение с раскраской в Семёнове, Хохломе и Городце. Довольно давно применяется также техника инкрустирования древесины металлом, цветными камнями, ракушечным перламутром – «черепахой», а также интарсии - набора картинок или орнамента на поверхности предметов и досок из разнотонных кусочков древесины разных пород, в том числе ценных привозных. В центральной полосе страны много изделий вырабатывалось из лозы черёмухи и ивы - в Костроме, Кинешме, в Ивановской области. Почти повсеместно применялась и береста, из которой изготавливались вураки (туески) для воды, молока и кваса, корзины для ягод и грибов, короба и пестери (вид заплечного короба). Для изготовления разных бытовых изделий и игрушек шла также солома злаковых растений ( в Прибалтике и на юге - камыш, на Кавказе - бамбук).

Изготовление глиняной посуды всегда было одним из самых распространённых промыслов на всей территории страны. От века к веку оно совершенствовалось: научились подбирать сорта глины, замешивать её с добавками, обжигать при различных режимах, обливать стеклом, расписывать, штамповать. В зависимости от ресурсов сырья и топлива появилась специализация: гончарные изделия производятся в Скопине, Балхаре, Дымкове, Чернигове и др. майолика - в Гжели, Косове и др., фаянс и фарфор - на Верхней Волге.

Украшение одежды - один из самых массовых и самобытных видов творчества у всех народов нашей страны. Ткань, являющаяся почти всегда основным материалом для изготовления одежды, подвергается самой разнообразной художественной отделке. На неё набивается орнамент с разных досок (набойка), её расписывают, вышивают, в том числе жемчугом и бисером, гофрируют, украшают вязаными кружевами (Вологда, Вятка, Елец, Рязань и т.д.) Бытовал промысел узорного ткачества в России, на Украине, в Белоруссии.

В Прибалтике, на Украине и Кавказе давно было распространено шерстяное вязание. Ковроделие, первоначально появившись в кочевом хозяйстве, было воспринято и развито оседлыми народами. На Севере ковры делались из шкур, в Казахстане и в горном Кавказе - валяные. У оседлых земледельческих народов Средней Азии, Украины и других высокого совершенства достигает многодельный тканый ковёр, вырабатываемый вручную на больших станках. Север страны славился изделиями из меха и кожи. По ним вышивали цветной ниткой, бусами, бисером. Часто в одном изделии соединялись мех, кожа и сукно. Кожу здесь красили и тиснили (в Прибалтике), часто подкрашивая тиснёный орнамент. 

Как и изделия из глины, изделия из металла издревле получили повсеместное распространение в качестве продукта народного промысла. Металл ковали, гнули, лили, чеканили, гравировали, чернили.

Жестяные изделия в Жостове расписывались. Из металла изготовлялся довольно большой круг бытовых изделий, постепенно расширявшийся. Часто декоративные детали из металла, в основном из листового и полосового железа, применялись как украшения здания с полезной функцией: дымники, водолеи, оковка дверей и др. Широко они применялись в мебели.

В северных районах страны (Холмогоры, Тобольск, Якутия) видное место заняла мелкая скульптура из кости, гравировка на бивнях моржей, прорезная кость для декорировки мелкой утвари. При раскопках древнего Новгорода также было найдено много костяных изделий, среди которых и шахматные фигуры. Южнее, например под Москвой в Хотькове, но особенно в горных районах Кавказа (Кисловодск, аулы Дагестана и др.) до сих пор существует промысел обработки рога.

В бывших республиках Прибалтики по сей день видное место занимает янтарный промысел. С древних времён Прибалтика была поставщиком янтаря для всего мира.

Позже других промыслов начали развиваться обработка камня (Урал, Алтай) и изготовление изделий из стекла (Ленинград, Гусь-Хрустальный и др.)

В Центральных районах России в конце 19 века начали появляться на базе иконописания и лакокрасочного промысла замечательная лаковая миниатюра на мелких шкатулках и позже на небольших платках (Федоскино, Палех, Мстеры, Холуй). Это один из примеров сравнительно недавнего появления нового жанра в народном декоративно-прикладном творчестве.

Весьма большое распространение получило также гипсовое литьё (копилки в виде кошечек, статуэтки), лубочные картинки и др.

Следует отметить также такие, видимо древние виды художественных промыслов, как роспись яиц (Украина, юг России) и выпечка фигурных и узорчатых резных пряников (Тула, Москва и др.)

Вообще разнообразие промыслов необычайно. Они появляются по сути дела там, где имеется какой-то свободный материал и, конечно определённая художественная идея. Огромная роль в пополнении кадров мастеров художественных промыслов принадлежит современной школе, плодотворно работающим в ней художникам- преподавателям, многие из которых сами являются энтузиастами декоративно-прикладного творчества на основе  народных традиций[4].

Глава II. Учебная программа кружка «Мягкая игрушка»

2.1. Методика обучения декоративно-прикладному искусству

Организация кружка начинается с подготовки помещения, приобретения материалов и оборудования. От этого во многом зависит успешная деятельность творческого коллектива. Материальное оснащение кружковых занятий постоянно должно быть в поле зрения педагога.

Основу учебно-материальной базы, на которой в массовой школе можно осуществлять занятия декоративно-прикладным искусством, составляют учебные мастерские и их учебное оборудование.

Помещение для занятий должно быть светлым, теплым и по объему и размерам полезном площади соответствовать числу занимающихся учащихся. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам промышленной санитарии и безопасности работы школьников. Особое внимание следует уделить рабочему месту ученика. Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться каждый на своем месте и так, чтобы удобно было их брать, не затрачивая времени на поиски. Если инструмент разбросан в беспорядке, ученик не только выбивается из рабочего ритма, но и может получить травму.

Для уменьшения зрительного напряжения нужно позаботиться об освещении. Можно использовать как люминесцентное освещение, так и лампы накаливания. Общая мощность световых точек должна быть такова, чтобы на высоте столов освещенность составляла не менее 300 лк[5].

При дневных занятиях освещение должно быть спереди, так как в работе участвуют обе руки и при боковом освещении будет тень на рабочем месте.

Серьезного внимания со стороны руководителя кружка требуют инструменты, которыми пользуются учащиеся. Руководителю кружка необходимо подготовить вместе с учащимися удобные, технологически оправданные инструменты, по весу и размеру соответствующие возрастным возможностям школьников. Для создания мягкой игрушки необходимы: кожа, мех, ткани, шнур, нитки, ножницы, игла, мел, клей ПВА.

В помещении, где проводятся занятия декоративно-прикладным искусством, должны быть сосредоточены следующие материальные средства обучения:

1)          справочно-информационная и искусствоведческая литература, комплекты журналов «Декоративное искусство» и «Юный художник»;

2)          картотека с рисунками-образцами для первых учебных работ;

3)          наборы специальных инструментов;

4)          изделия учащихся прежних лет занятий, с указанием фамилии и имени автора, класса, в котором он учился, и года создания работы;

5)          диатека с наборами диапозитивов и диафильмов по народному декоративно-прикладному искусству, с изделиями кружковцев, а также по технологии обработки материалов;

6)          оборудование для использования экранных пособий (затемнение на окнах, экран, аппаратура для проецирования диапозитивов, диафильмов, фрагментов кинофильмов, а также для эпипроекции);

7)          кассетница для методических плакатов;

8)          методические плакаты (большая часть которых создается силами учащихся совместно с учителем);

9)          методические стенды с образцами материалов, инструментов; для крепления плакатов при демонстрации можно использовать магнитные держатели или воспользоваться универсальной штангой-фиксатором;

10)     инструкции по технике безопасности (непосредственно около оборудования)[6].

Если в мастерской нет телевизора, учитель - руководитель детского творческого коллектива (кружка, студии) должен организовать просмотр учащимися передач по народному декоративно-прикладному искусству в помещении, где имеется телевизор. Для этого предварительно изучается программа телевизионных передач.

Учитель должен располагать определенным объемом наглядных пособий. В качестве наглядных средств могут быть использованы образцы народного декоративно-прикладного искусства (в материале, репродукциях, слайдах, кинофильмах), изделия учителя, работы учащихся прежних лет. Исключительный воспитательный эффект дает демонстрация цветных диапозитивов, выполненных с работ учащихся - нынешних кружковцев.

Рисованные плакаты (со стадиями исполнения декоративных работ, образцами учебных заданий и др.) как дидактический наглядный материал дают больший воспитательный эффект, если изготовлялись совместно с учащимися.

Учебно-наглядные пособия - плакаты, таблицы, иллюстративный и дидактический материал - будут в большей степени способствовать усвоению школьниками изучаемого материала, их трудовому и эстетическому воспитанию, если их оформить технически грамотно, на высоком эстетическом уровне, в соответствии с общим эстетическим оформлением помещения. Использование средств наглядности вызывает более активное восприятие учащимися изучаемого материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность процесса трудового и эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Конкретные примеры и образцы народного декоративно-прикладного искусства помогают школьникам глубже осваивать абстрактные положения и понятия из области этого искусства. Если учитель при объяснении школьникам даже самых сложных понятий подкрепит их конкретными фактами и образами (демонстрация диапозитивов, репродукций, плакатов, образцов выполненных работ), восприятие учащимися материала будет положительным. Кроме этого, при использовании учебно-наглядных пособий у школьников повышается интерес к работе, они прослеживают связь декоративно-прикладного искусства с жизнью.

Кружок по созданию мягкой игрушки ориентирован на работу с учащимися от 7 до 16 лет.

В кружке должно быть не более 13-15 человек, иначе руководитель не может вести работу с учащимися, основанную на индивидуально-психологических особенностях детей разных возрастных групп. Весьма важно, особенно на первых занятиях, систематически контролировать работу учащихся, предупреждать или вовремя устранять ошибки. А это возможно лишь при условии, что кружок не перегружен учащимися, иначе руководитель не сможет вовремя помочь каждому из них, особенно на первых занятиях в кружке. Однако методика проведения занятий при направленности в сторону большей индивидуализации учебно-воспитательного процесса должна основываться на сохранении коллективного характера обучения и воспитания[7].

Продолжительность одного занятия от 1 до 2,5-3 часов; более длительные занятия могут привести к утомлению детей, снижению темпа работы, нарушению координации движений и в конечном итоге к травматизму. Причем различно и время занятий, которое могут посвятить школьники увлечению по интересам. Для занятий с более младшими и неподготовленными учениками следует планировать 1-1,5 часа, более старшим - 1,5-2,5 часа. С наиболее подготовленными старшеклассниками занятия могут быть продлены до 3 часов.

Занятия декоративно-прикладным искусством очень увлекательны. Интерес, увлеченность работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями декоративно-прикладного искусства школьники нередко забывают, что нужно отдохнуть. Тем не менее через определенные промежутки нужно делать небольшие перерывы, передышки, предупреждая появление в нервной системе школьников охранительного торможения.

Для каждого ученика перерыв в работе может быть индивидуальным. Это не отвлекает остальных кружковцев, увлеченных выполнением собственного задания, не прерывает творческого процесса создания изделий декоративно-прикладного искусства.

Чтобы наладить четкий ритм в работе кружка, необходимо строго придерживаться намеченного дня и часа его функционирования. Не должно меняться и место проведения кружковых занятий. Учащиеся быстро привыкают к регулярности в занятиях, что положительно сказывается на посещаемости, дисциплине и в конечном счете на продуктивности, их творческой деятельности, на результатах их труда.

В практике наблюдается наплыв школьников, желающих позаниматься в уже функционирующем кружке декоративно-прикладного искусства перед праздниками, когда возникает необходимость в подарках родным. После праздников, как правило, случайные посетители отсеиваются, а из тех, кто заинтересовался декоративно-прикладным искусством, можно создать самостоятельную группу начинающих. Только здесь преподавателю надо уметь перестроиться на встречу новых кружковцев и индивидуально работать с ними со дня их прихода в кружок по той общей программе, по которой работают и постоянные члены кружка. При большом наплыве желающих целесообразно организовать параллельный кружок,

В кружок школьники приходят с различным уровнем умений и навыков в обработке материалов. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно и слабые не тормозили наиболее подготовленных, чтобы непосильность слишком сложных заданий не оттолкнула тех, у кого нет запаса в знаниях и навыках, можно в пределах кружка организовать несколько групп учащихся с различным уровнем подготовки.

Самого серьезного отношения заслуживает обеспечение безопасных условий работы школьников. Вопросам охраны и гигиены труда учащихся, требованиям безопасности, противопожарным мероприятиям нужно уделять повышенное внимание, учитывая технологические особенности каждого из видов художественной обработки материалов. Соблюдение этих правил позволит учащимся, освоившим технологию полюбившихся видов декоративно-прикладного искусства, в дальнейшем получать еще большее удовлетворение от результатов своей творческой деятельности в самостоятельной работе.

Требования и правила охраны труда сообщаются учащимся в ходе инструктажа.

Режим работы кружка, а также степень возрастания сложности учебных заданий зависят не только от возраста и способностей учащихся, но и от характера самого кружка. Например, в стационарных коллективах требования будут иными, чем во временных летних лагерях или детских санаториях. В таких «сезонных» кружках и студиях нужно стремиться к тому, чтобы дети не только поняли технологию декоративных работ, но и успели сделать несколько законченных изделий. Тогда занятия не пройдут бесследно. Лучше увеличить число занятий, ведь летом ребята не устают от ежедневных школьных уроков. Они с удовольствием посещают кружок. Последовательность и нарастание сложности заданий должны соответствовать характеру такого временного кружка. Некоторое нарушение в последовательности заданий и ускоренное нарастание сложности здесь вполне оправданы. Ведь такие творческие коллективы не носят систематического характера. В них невозможно научить детей сразу всем тонкостям декоративно-прикладного искусства. Нужно стремиться к тому, чтобы занятия заинтересовали и увлекли ребят. Узнав в детском лагере или санатории некоторые основы этого искусства, школьники, вернувшись домой, отыщут постоянно действующий кружок, где получат более глубокую и систематическую подготовку.

Случаются периоды, когда у учащихся наблюдается спад интереса к изучаемому виду декоративно-прикладного искусства. Чтобы активизировать творческую деятельность детей, можно воспользоваться оправдавшим себя в практике методическим приемом – предложить учащимся посвятить несколько занятий другому виду декоративно-прикладного искусства. Это аналогично приему активизации учебно-творческой деятельности школьников, который был разработан методистом Московского областного института усовершенствования учителей Д. Г. Соболевым. Он вводил в учебно-воспитательный процесс кружковых занятий специальные паузы, т.е. чередовал занятия учащихся рисунком и живописью с изготовлением ими изделий декоративно-прикладного искусства.

Такие паузы в занятиях декоративно-прикладным искусством для работы с другим материалом ведут к возврату утраченного интереса к тому виду искусства с которого начались занятия.

Занятия различными видами декоративно-прикладного искусства исключают однобокость в творческом развитии учащихся, помогают приобрести и широкий круг разнообразных знаний и навыков. Если кружковцы освоят несколько видов работ, они могут создавать творческие композиции, где будут синтезированы освоенные виды декоративно-прикладного искусства. Это значительно расширяет возможности эстетического воспитания, развития творческих способностей учащихся.

Руководителю кружка необходимо учитывать индивидуальность творческой личности каждого ученика.

В деятельности кружка должна осуществляться не только преемственность занятий из года в год, но и, по выражению А. С. Макаренко, «преемственность поколений», т.е. сохранение традиций и дружбы между старшими (по времени занятий) и младшими членами кружка.

Одна из основных задач руководителя кружка декоративно-прикладного искусства – развитие у учеников эстетического вкуса. Воспитание эстетического вкуса в кружках декоративно-прикладного искусства должно идти через понимание учащимися художественных и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа.

Задача руководителя - ориентировать учащихся на глубокое самостоятельное изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий[8].

Следование образцам на начальном этапе обучения позволяет учащимся усвоить, что и как можно сделать в том или ином материале, в той или иной технике.

В работе по образцам на первом этапе обучения неизбежно наблюдается в определенной степени подражание образцу. Нужно добиваться, чтобы у школьников было не слепое копирование, а сознательное подражание, связанное с изучением, познанием законов построения композиции, приемов исполнения и др., т.е. даже в процессе повторения образца может быть заложен элемент творчества.

Работа по образцам - один из этапов творческого роста учащихся. Но этот этап не должен быть самоцелью. Учащиеся должны понять, что через копирование образцов идет освоение приемов работы инструментами, пони-манне пластических свойств материала, особенностей композиционных решений декора.

Учащиеся приходят в кружок с настроением поработать. Поэтому, когда руководитель начинает объяснения, знакомит их с правилами и приемами работы, т.е. проводит вводный инструктаж, их терпения хватает ненадолго. Они становятся невнимательными, нетерпеливыми, желая поскорее приступить к работе. Все это объяснимо с психологической точки зрения.

От руководителя требуется учитывать это и проводить инструктаж кратко, целенаправленно, соединяя различные сведения в общую систему. Однако, хотя занятия должны носить в основном практический характер, в начальный период обучения должен соблюдаться принцип решающей роли теоретических занятий. На теоретические сведения выделяется в среднем 20% учебного времени. Теоретические сведения могут быть переданы школьникам в форме тематических бесед.

При проведении инструктажа и бесед необходимо применять различные варианты сочетаний слова с демонстрацией наглядных пособий.

Очень много зависит от первого задания, которое руководитель предложит кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам.

Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и его можно было бы выполнить за одно-два занятия. При объяснении первого задания учитель акцентирует внимание школьников не только на конечном результате работы. Не менее важно ясно, четко осветить все этапы, а также цели и задачи, которые стоят перед школьниками в процессе исполнения первоначальных приемов художественной обработки материалов. Это способствует развитию самостоятельности школьников, когда им будет ясна последовательность этапов исполнения изделия от эскиза до завершающих отделочных операций, они будут меньше ожидать подсказки от руководителя, проявляя самостоятельность в творческой деятельности.

Отличительной особенностью индивидуально-творческой деятельности в кружке является то, что у каждого ученика свой темп работы, свои сроки реализации различных этапов выполнения одних и тех же заданий.

Поэтому, как правило, на задания общего характера даже выполняемые по одному и тому же образцу, у каждого кружковца уходит различное количество времени. Причем это различие может быть довольно значительным: пока одни едва доводят до конца первое изделие, другие успешно завершают несколько работ.

Одна из особенностей занятий в кружке декоративно-прикладного искусства состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, конечный результат которой бывает весьма далек, чтобы, ожидая завтрашнюю перспективу, ощущали радость и красоту сегодняшней работы, чтобы в процессе работы над длительным заданием получили эмоциональную опору, рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, повышать результативность и подведение итогов одного занятия аналогично практикующимся в настоящее время на предприятиях народных художественных промыслов нашей страны выставкам изделий одного дня - обсуждению декоративных работ созданных мастерами в течение рабочего дня. Этот эффективный методический прием совершенно необходим в тех случаях, когда дети выполняют длительное задание и конечный результат будет виден не скоро. В этом случае они видят результаты своего труда на каждом занятии, что является стимулом дальнейшей плодотворной работы.

Зримо ощущая результаты своего труда, наглядно убеждаясь в своих достижениях, ученики работают с большим эмоциональным подъемом. Во время обсуждения изделий нередко возникают прения, в которых отчетливо проявляются, оттачиваются эстетические взгляды и вкусы школьников, развивается их творческое мышление, речь. Значит, руководителю нужно уметь направить внимание школьников в нужное русло. Можно предложить им, не ограничиваясь понятиями «нравится», «не нравится», не боясь ошибиться, проанализировать выставленные работы с точки зрения соответствия их декоративной трактовки материалу, его технологическим особенностям. Большая роль при этом принадлежит воспитателю, который направляет весь ход обсуждения, тактично вносит поправки в оценку школьниками положительных и отрицательных сторон выполненных работ, подводит итог общего разговора.

В конце первого года занятий и по завершении двухгодичного цикла рекомендуется устраивать итоговую выставку. Членами жюри, отбирающими работы на выставку, являются, как правило, наиболее авторитетные учащиеся. Председатель жюри - руководитель кружка.

Умелая организация и проведение выставки творческих работ учащихся могут стать одной из эффективных форм морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей. Возможно и материальное вознаграждение учащихся за успешную трудовую и творческую деятельность в процессе занятия декоративно-прикладным искусством - книга по искусству, подарочный набор инструментов для художественной обработки материалов не только поощряют ученика за его успехи, ни и создают эмоциональный подъем для продолжения занятий не только в школе, но и самостоятельно в свободное время.

Наряду с итоговой выставкой творческих работ учащихся можно провести конкурс на лучшее изделие декоративно-прикладного искусства, выделить и отметить наиболее удавшиеся работы. Это будет способствовать привлечению к занятиям декоративно-прикладным искусством новых и новых школьников[9].

2.2. Учебно-тематический план

Эффективность воспитательного воздействия на учащихся средствами декоративно-прикладного искусства зависит от правильного и своевременного планирования работы детского творческого коллектива. План учебно-воспитательной работы на полугодие и на каждый месяц составляется на основе годовой программы. Составными частями в него должны войти тематический план занятий (с количеством учебных часов по темам), программа, цель работы кружка (см. приложение 1).

В плане должны быть предусмотрены все основные формы занятий - беседа с показом лучших образцов народного искусства, практическая работа по составлению эскизов, посещение музеев, мастерских художников-прикладников, фабрик прикладного искусства. Намечены встречи с мастерами народного и декоративно-прикладного искусства.

План должен утверждаться педсоветом и заверяться администрацией школы. При планировании и проведении занятий следует добиваться единства обучения и воспитания, учитывать знания и умения, полученные школьниками на уроках изобразительного искусства, трудового обучения, черчения, физики, математики и других учебных предметов, предусматривать общественно-полезный характер объектов труда школьников.

Намеченный план и программа работы обсуждаются со школьниками на первом занятии кружка, где выбираются также и органы самоуправления - староста и актив кружка. В их функции входит помощь руководителю кружка в возникающих организационных вопросах. На старосту возлагается, в частности, обязанность в составлении графика дежурств и назначении дежурного на каждое занятие. График дежурств способствует приобщению всех кружковцев к активной работе по самообслуживанию.

Выбор дежурного, его помощь руководителю кружка - одна из форм развития организаторских способностей детей, привлечения их к систематическому самоуправлению. Так как каждый из кружковцев бывает дежурным по нескольку раз, они периодически испытывают воздействие этой формы воспитательной работы.

Заключение

Мы рассмотрели различные виды декоративно-прикладного искусства. Любой из них может быть использован в процессе воспитания в школе.

Доктор психологических наук О.М. Дьяченко считает, что «развитие творческих способностей зависит от овладения средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов».

Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребенка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребенке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью[10].

В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Производительный труд, связанный с обучением декоративно-прикладному искусству, эстетически обогащает учащихся, приобщает их к художественному творчеству, пробуждает стремление преобразовать обычные материалы в декоративные формы и образы, в конечном итоге способствуя делу дальнейшего повышения культурного уровня, эстетического, нравственного и трудового воспитания школьников.

Вопросы трудовой подготовки и воспитания, развития у учащихся производственных навыков особенно актуальны сейчас, когда принята реформа общеобразовательной и профессиональной школы.

Список литературы

1)          Бесан С.Б. Мастер-класс по созданию мягкой игрушки // Преподавание технологии. – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004.

2)          Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 458 с.

3)          Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Просвещение, 1993. – 58 с.

4)          Должностная инструкция руководителя кружка филиала Центрального Дома Творчества.

5)          Еременко Т.И. Иголка волшебница. - М.: Просвещение, 1987. – 114 с.

6)          Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. - М.: Просвещение, 1978. – 82 с.

7)          Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. - №9.

8)          Меренкова Е.А. Программа для кружка мягкой игрушки «Солнечный лучик». – М.: НОТА, 2002. – 18 с.

9)          Нешумов Б.В. Основы декоративного искусства в школе. – М.: Просвещение-АСТ, 2000. – 146 с.

10)     Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - М.: НОТА, 1999. – 176 с.

11)     Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства// Преподавание технологии. – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004.

12)     Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство Х-XIII веков. - Л.: Аврора, 1981. – 218 с.

13)     Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. — М.: Просвещение, 1998. – 84 с.

14)     Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М.: Просвещение, 1981. – 166 с.

Приложение 1.

Тематический план работы кружка «Мягкая игрушка» одного года обучения

Количество часов в год – 124

Цель работы кружка:

1)          Изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения мягкой игрушки.

2)          Развить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов и приспособлений.

3)          Воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.

Задачи:

1)          Воспитательные: воспитание трудолюбия, воспитание аккуратности, развитие любви к природе, формирование самостоятельности.

2)          Обучающие: изучение мастерства ручного шитья, овладение искусством цветовых сочетаний, изучение возможностей корректировки выкройки, изучение технологических процессов шитья игрушки, изучения приемов шитья на швейной машинке.

3)          Развивающие: знакомство детей с различными видами декоративно- прикладного искусства, знакомство детей с русским народным творчеством, развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.

4)           

Наименование темы

Часы

Содержание

Литература

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

4

4

Знакомство с учениками. Игра «Меня зовут…»

Правила кружковца

План работы на учебный год. Техника безопасности на занятиях

2

Сувениры из ткани

58

2

Беседа «Народная самодельная игрушка». Правила перевода лекал. Понятие о тканях и швах.

О.С.Маслобортова «Изготовление игрушек-сувениров»

стр. 5 -13

2.1.

Игольница

6

0,5

1,5

2

2

Перевод лекал. Крой на ткани.

Шитье игольницы. «Петельный шов и шов вперед игла». Набивка игольницы. Правила работы с иглой.

Художественное оформление игольницы. Анализ работ.

2.2.

Игрушка-Никтошка

12

0,5

0,5

1,5

2

2

2

1,5

2

Кто такие Никтошки?

Изготовление лекал.

Раскрой на ткани.

Правила работы с ножницами.

Сметывание и шитье деталей игрушки – никтошка.

Шитье и набивка деталей. Петельный шов.

Сборка деталей в изделие.

Художественное оформление и анализ работ.

В.И. Петухова «Мягкая игрушка»

стр. 22-26

2.3.

Зайчик

12

0,5

0,5

1,5

2

2

2

1,5

Изготовление лекал и выбор ткани. Условные обозначения.

Раскрой на ткани.

Правила кроя. Сметывание.

Сметывание деталей и шитье их.

Шитье и набивка деталей. Правила работы с иглой.

Оформление мордочки.

Художественное оформление игрушки.

Анализ

«Капитошка дает уроки» С.О. Докучаева, Е.В. Вольнов

2.4.

Футляр для ножниц

12

1

1,5

2

2

2

2

2

Беседа: Нужные игрушки в быту. Изготовление лекал.

Выбор ткани. Раскрой на ткани.

Выполнение вышивки или аппликации на лицевой части футляра.

Шитье футляра. Разновидность петельного шва.

Шитье футляра.

Оформление футляра. Анализ работы.

2.5.

Черепашка

14

0,5

1

1,5

2

2

2

2

2

1

Выбор ткани. Изготовление лекал.

Раскрой на ткани.

Сметывание деталей.

Шитье деталей.

Шитье туловища игрушки и набивка его.

Шитье головы и лапок и набивка их.

Художественное оформление игрушки. Анализ.

Альбом «Игрушки - сувениры»

2.6.

Заключительное занятие по теме. Викторина

2

2

Литература по изготовлению игрушек. Образцы готовых изделий.

3

Объемные игрушки

28

3.1.

Ослик

12

0,5

0,5

1,5

2

1,5

2

2

Изготовление лекал. Выбор ткани. Раскрой на ткани игрушки «Ослик».

Сметывание и шитье деталей.

Изготовление каркаса. Каркас и его назначение.

Закрепление каркаса и набивка изделия.

Оформление изделия. Анализ работы.

Кружок изготовления игрушек сувениров. О.С. Мотобортова,  

стр.112

3.2.

Слоник

10

0,5

1,5

2

2

2

2

2

2

Оформление подарков. Изготовление лекал.

Выбор ткани. Раскрой на ткани.

Сметывание и изготовление каркаса.

Шитье и набивка деталей.

Сборка изделия и закрепление каркаса.

Оформление изделия. Анализ работы.

3.3.

Лягушонок

8

0,5

1,5

2

2

2

Шариковые игрушки. Изготовление лекал. Шариковые детали для лягушки.

Выбор ткани. Раскрой на ткани. Правила работы.

Сметывание и шитье деталей.

Набивка. Художественное оформление изделия. Анализ работ.

4

Игрушки из меха

26

4.1.

Мышонок

8

0,5

1,5

2

2

2

Голова и туловище – едино. Изготовление лекал.

Выбор ткани. Раскрой на ткани. Правила кроя меха.

Шитье и набивка

Художественное оформление и анализ работы.

4.2.

Медвежонок

8

0,5

0,5

1,5

2

2

1,5

Изготовление лекал. Раскрой на мехе.

Шитье деталей. Двойной косой шов «через край».

Шитье и набивка.

Художественное оформление мордочки. Анализ работы.

4.3.

Собачка

10

1

2

2

2

1

1

1

Игрушка на четырех лапах. Голова со сшивным лбом. Изготовление лекал.

Раскрой из меха. Правила пользования иглой.

Сметывание деталей и шитье их.

Изготовление каркаса. Шитье деталей.

Изготовление мордочки и шитье. Оформление игрушки.

5

Итоговое занятие

8

0,5

1,5

2

2

2

Выбор игрушки. Изготовление лекал.

Раскрой и шитье игрушки.

Шитье и набивка.

Оформление и анализ игрушки.


[1] Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства// Преподавание технологии. – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. С. 58.

[2] Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство Х-XIII веков. - Л.: Аврора, 1981. С. 25.

[3] Нешумов Б.В. Основы декоративного искусства в школе. – М.: Просвещение-АСТ, 2000. С. 8.

[4] Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М.: Просвещение, 1981. С. 10.

[5] Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - М.: НОТА, 1999. С. 18.

[6] Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Просвещение, 1993. С. 9.

[7] Меренкова Е.А. Программа для кружка мягкой игрушки «Солнечный лучик». – М.: НОТА, 2002. С. 5.

[8] Бесан С.Б. Мастер-класс по созданию мягкой игрушки // Преподавание технологии. – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. С. 114.

[9] Еременко Т.И. Иголка волшебница. - М.: Просвещение, 1987. С. 22.

[10] Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. — М.: Просвещение, 1998. С. 11.