СОДЕРЖАНИЕ



5. Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу как орган государственного финансового контроля. Финансовый мониторинг………3


15. Инвестиционная деятельность: понятие и виды…………………………..6


25. Расчеты по аккредитиву………………………………………………………9


Задача № 5………………………………………………………………………….22


Задача № 15………………………………………………………………………...24


Задача № 25…………………………………………………………….…………..26


Список использованной литературы……………………..……………………27


5. Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу как орган государственного финансового контроля. Финансовый мониторинг

В настоящее время комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу реорганизован, и все таки, рассмотрим его как орган государственного финансового контроля.

Положение о порядке осуществления КФМ России контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. приказом Комитета РФ по финансовому мониторингу от 16 июня 2003 г. N 73) 1

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ч. I, ст.3418; 2002, N 30, ст.3029; N 44, ст.4296) (Федеральный закон) и пунктом 6 раздела III Положения о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 г. N 211 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 14, ст.1311; 2003, N 7, ст.640), Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) осуществляет контроль за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Объектами контроля со стороны КФМ России и его межрегиональных управлений (МРУ КФМ России) за исполнением Федерального закона являются следующие организации и их филиалы, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых  отсутствуют надзорные органы (организации): лизинговые компании; ломбарды; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме.

В целях контроля за выполнением организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма КФМ России или МРУ КФМ России в пределах своей компетенции, проводят проверки организаций. 1

При проведении проверок по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проверяется: наличие в организации специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ осуществления внутреннего контроля; наличие в организации разработанных, утвержденных и согласованных в установленном порядке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ осуществления указанного внутреннего контроля; внутренние документы организации, позволяющие оценить состояние внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; наличие в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, порядка документального фиксирования необходимой информации, порядка обеспечения конфиденциальности информации.

Финансовый мониторинг

Основными задачами финансового мониторинга являются участие в сборе, обработке и анализе информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю; участие в создании и ведении единой информационной системы в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем; обеспечение на закрепленной за ним территории координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Территориальные органы Комитета РФ по финансовому мониторингу (КФМ) будут сформированы во всех федеральных округах. Такой принцип формирования территориальных подразделений закреплен в приказе КФМ «Об утверждении положения о территориальных органах КФМ России и схемы их размещения». Межрегиональное управление КФМ России по Центральному федеральному округу будет располагаться в Москве, по Северо-западному ФО - в Санкт-Петербурге, по Южному ФО - в Ростове-на-Дону, по Приволжскому ФО - в Нижнем Новгороде, по Уральскому ФО - в Екатеринбурге, по Сибирскому ФО - в Новосибирске и по Дальневосточному ФО - в Хабаровске. Межрегиональное управление является юридическим лицом, имеет лицевой счет в органах федерального казначейства, обособленное имущество и гербовую печать со своим наименованием. В состав межрегионального управления могут входить отдельно расположенные структурные подразделения (отделы, представительства), не имеющие обособленного имущества и не являющиеся самостоятельными юридическими лицами. Руководитель межрегионального управления назначается и освобождается от должности председателем КФМ России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе.

15. Инвестиционная деятельность: понятие и виды

Инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций (инвестирование) и совокупность практических действий по реализации инвестиций. 1 В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем: создания предприятий с долевым участим иностранного капитала (совместных предприятий); создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств; приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг; приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т.п.; предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики. Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением находящихся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. 1 Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным:

1. С точки зрения соблюдения национальных интересов;

2. Имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.

Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100 процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку с/х продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики.

Инвестиционные операции с акциями

На Российском рынке корпоративных ценных бумаг объектом инвестиций преимущественно являются акции.

Цели проведения операций:

1. Долговременные инвестиции в выбранное предприятие, например, для участия в капитале или с целью размещения собственных эмиссий.

Инвестирование осуществляется путем обеспечения технологических, экономических или иных взаимосвязей. Банки, например, производили покупку акций с целью размещения собственных эмиссий. Это было очень характерно для периода активной эмиссионной деятельности банков. В настоящее время волна банковских эмиссий пошла на спад и банки активно занялись приобретением акций с целью контроля над собственностью, рассматривая данную операцию как способ увеличения своего экономического потенциала. 1

2. Приобретение акций для контроля над собственностью. Вложение для участия в управлении компанией или даже формирования холдинга/финансово-промышленной группы, а также скупка, по возможности, контрольного пакета с целью оказания влияния на управление предприятием и его развитие являются приоритетными, по сравнению с возможностью получить доход на фондовом рынке.

3. Краткосрочные спекуляции с акциями и арбитражные сделки. Неустойчивый, нестабильный, то падающий, то поднимающийся рынок акций создает исключительные возможности для получения спекулятивного дохода. Однако отсутствие достоверной информации не позволяет сделать подобные операции для многих операторов эффективными.

Таким образом, в условиях явной недооцененности акций большинства российских эмитентов, которая практически характеризует все нарождающиеся рынки, информационной закрытости и неразвитой инфраструктуры фондового рынка, банки оказались в предпочтительном положении и смогли достаточно эффективно инвестировать свободные денежные средства. Успех имели те, которые ограничили собственные инвестиции операциями с акциями хорошо знакомых клиентов, или использовали сеть своих филиалов для краткосрочных арбитражных сделок с игрой на разнице цен на пакеты различного размера в Москве и регионах.

4. Приобретение акций как рисковой составляющей портфеля при осуществлении долгосрочных инвестиций.

25. Расчеты аккредитиву

Аккредитив- это обязанность банка произвести по просьбе и в соответствии с указаниями импортера платеж экспортеру, в пределах определенных сумм и срока.

Разновидности аккредитивов

В аккредитивной операции участвует несколько сторон, каждая из которых имеет установившееся наименование. Банк-эмитент финансовое учреждение, чье обязательство произвести платеж, собственно, и именуется аккредитивом в узком смысле. Приказодатель (аппликант) - клиент, по поручению которого банк-эмитент открывает аккредитив; покупатель по основному договору. Бенефициар - лицо, в пользу которого открыт аккредитив; покупатель по основному договору. Исполняющий банк - банк, уполномоченный эмитентом произвести проверку документов и платеж. Авизирующий банк - банк, извещающий бенефициара об открытии аккредитива. Подтверждающий банк -  банк, разделяющий ответственность перед бенефииаром по аккредитиву наряду с банком-эмитентом. Рамбурсирующий банк - банк, фактически перечисляющий сумму платежа в пользу бенефициара. Это только основные участники аккредитивной операции, причем очень часто один и тот же банк может выступать в различных функциях: так, авизирующий банк может выступать и в качестве исполняющего, и подтверждающего; подтверждающий банк обычно является исполняющим; банк-эмитент может фактически выступать и в роли приказодателя, если открыл кредит по собственным операциям и от собственного имени и т.п. 1

Существуют определенные специфические разновидности аккредитивов. Прежде всего, каждый аккредитив должен ясно указывать, является он отзывным (т.е. может быть в любой время аннулирован банком-эмитентом) или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив считается безотзывным (ст.6 «с» UCP 500). При этом отзывной характер фактически лишает аккредитив всех его преимуществ по сравнению с другими формами расчетов и поэтому на практике применяется крайне редко.

В зависимости от содержания самого аккредитивного обязательства различают аккредитивы:

а) с платежом по предъявлении документов;

б) с платежом с рассрочкой;

в) исполняемый путем акцепта векселя, выставленного на банк-плательщик;

г) исполняемые путем негоциации векселя.

В практике международной торговли сложились определенные традиции и предпочтения в выборе форм платежа по аккредитиву. Англо-американский тип аккредитива в большинстве случаев связан с использованием векселя (даже если он подлежит оплате по предъявлении). Оплачиваемого банком-эмитентом. Использование векселя чуждо европейскому типу, предусматривающему, как правило, осуществление платежа против документов авизирующим банком. Основное внимание в дальнейшем будет уделено европейскому (распространенному не только в Европе, но и, например, в латиноамериканских странах) типу аккредитива.

В тех случаях, когда банк-эмитент находится на территории иностранного государства, бенефициар зачастую лишен должных средств правовой защиты в случае неплатежа со стороны последнего (необходимость возбуждения дела в суде иностранного государства, трудности с его исполнением при отсутствии соглашения о правовой помощи между двумя странами и т.п.). Чтобы избежать, а также с целью защиты интересов бенефициара от политических, валютно-переводных и прочих рисков, используется подтвержденный аккредитив. Если неподтвержденный аккредитив - это условное обязательство совершить платеж банка-эмитента, то подтвержденный - это солидарное обязательство двух банков, как эмитента, так и подтверждающего банка, который обычно расположен в том же государстве что и бенефициар.

Если подавая в банк заявление об открытии аккредитива, приказодатель одновременно представляет банку-эмитенту сумму, за счет которой должен проводится платеж, то такой аккредитив именуется покрытым. Во всех иных случаях, когда эмитент принимает на себя кредитный риск (имеется в виду возможность платежа в пользу бенефициара за счет собственных средств), аккредитив является непокрытым.

Компенсационный аккредитив представляет собой обязательство, служащее обеспечением другого аккредитива. Например, покупатель открывает аккредитив в пользу посредника (комиссионера), а последний использует его в качестве покрытия под другой аккредитив, который он открывает в пользу комитента.

Поскольку во многих американских штатах существует запрет на выдачу гарантий банками, финансовая индустрия США выработала специфическую разновидность гарантийных обязательств - резервный (stand-by) аккредитив, который подчиняясь требованию UCP (ст.1), в то же время выполняет совершенно иную хозяйственную функцию: это не форма расчетов, а обязательство банка-эмитента гарантировать платеж в иной форме со стороны приказодателя. Совет Управляющих Федеральной резервной системы США определил резервный аккредитив как «обязательств, выданное эмитентом бенефициару выплатить суммы, взятые в долг или полученные в качестве предоплаты или зачисленные на счет стороны  по сделке (клиента) или осуществить платеж в счет доказательства задолженности стороны по сделке или совершить платеж в случае любого неисполнения обязательств стороной по сделке». Резервный аккредитив создает первоначальное обязательство банка, независимое от основной коммерческой сделки, ее условий и средств защиты. По сути - это независимая банковская гарантия, облеченная в форму аккредитива. 1

Аккредитив с «красной оговоркой» позволяет бенефициару получить аванс в счет аккредитива до момента отгрузки товара и передачи товарно-распорядительных документов. Сущность и назначение таких аккредитивов легче понять, обратившись к истории возникновения: аккредитивы с «красной оговоркой» появились в практике аукционной торговли шерстью (в Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке), когда европейские импортеры-аппликанты предоставляли таким образом аванс своим агентам в этих странах для участия в аукционах по ее оптовой закупке.

Без преувеличения уникальную правовую ситуацию представляют собой переводные (трансферабельные) аккредитивы. Эта уникальность выражается в том, что передача аккредитива первым бенефициаром второму означает передачу не только прав кредитора (по денежному обязательству), но и обязанностей должника (обязательств должника осуществить поставку товара по основному договору). Иными словами - трансфер аккредитива - это и уступка требования, и перевод долга одновременно. Перевод аккредитива требует обязательного согласия на это со стороны банка, уполномоченного провести платеж. По мнению К.Шмиттгоффа, «переводной вексель бросает вызов традиционной классификации перехода прав», (lbid). UCP 500 (ст.48) содержат важные правила для перевода. Основные из них: перевод аккредитива допускается, если только он изначально определен как переводной; аналогично в качестве диспозитивной нормы изложено правило, что аккредитив может переводится только один раз. От перевода отличается уступка выручки по аккредитиву (ст.49 UCP 500), которая в юридическом плане представляет собой уступку первоначальным бенефициаром права требования последующему бенефициар, которая может осуществляться как с извещением, так и без извещения банка-эмитента.

Права и обязанности сторон

«Недостаточно правовой» характер UCP вынудил доктрину сформулировать своего рода общую часть UCP, определяющую основные принципы их применения. Прежде всего необходимо учитывать, что аккредитив представляет собой разумный компромисс интересов всех участвующих сторон: для продавца - получение в качестве плательщика надежного банка, в платежеспособности которого он не сомневается; для плательщика - уверенность в том, что платеж будет совершен только по получении всех необходимых документов, названных им при открытии аккредитива и подтверждающих факт поставки. Для банка-эмитента, принимающего на себя риски как продавца, так и покупателя, вводятся многочисленные льготы и послабления. 1 Так, он не несет ответственности за: форму, полноту, точность, подлинность или юридическое значение любых документов или содержащихся в них условий; описание, количество, качество, кондиционность, упаковку, доставку, ценность или фактическое наличие указанных в документах товаров, а ровно за добросовестность, действия и/или бездействие, платежеспособность, выполнение обязательств, коммерческую репутацию грузоотправителя, перевозчиков или страховщиков товара или всякого другого лица (ст.15 UCP); за последствия задержки и/или потери в пути каких либо сообщений, писем или документов, за задержку, а также искажение или другие ошибки, возникающие при передаче телекоммуникационных сообщений, за ошибки в переводе и толковании технических терминов (ст.16 UCP); за последствия событий, обычно толкуемых как форс-мажор (ст.17 UCP); за неисполнение переданных инструкций другой стороной, даже если эта другая стороны были выбраны им самостоятельно (ст.18 UCP).

В отношениях с приказодателем, неисполнившим тем либо иным образом свои обязательства перед банком-эмитентом (например, непредставившим покрытие под платеж, произведенный в пользу бенефициара), банк эмитент может удерживать товарораспорядительные и прочие грузовые документы, что осложнит либо сделает невозможным распоряжение приказодателем, поступившим в его адрес грузом. В свою очередь, и другие банки, привлеченные банком-эмитентом к исполнению аккредитива, вправе немедленно отказаться от исполнения инструкций с извещением последнего (ст.ст. 7 UCP 500, 9 «d» URR 522).


Сфера применения аккредитивной формы расчётов недостаточно широка, её удельный вес в структуре форм безналичных расчётов относительно невелик, но стабилен как в условиях административно-командной экономики, так и рыночной. Сущность аккредитивной формы расчётов состоит в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счёт средств, предварительно депонированных на счёте, либо под гарантию банка оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента  по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платёж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

Если банк, выставивший аккредитив (банк-эмитент), по поручению плательщика (покупателя) переводит средства в другой банк – банк поставщика, то для осуществления платежа при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве, в банке поставщика открывается отдельный балансовый счёт «Аккредитивы».

В соответствии с Положением о безналичных расчётах в нашей стране могут открываться следующие виды аккредитивов:

- покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);

- отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы,  при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставляет ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на весь срок действия обязательств банка эмитента.

Аккредитивная форма расчётов с предварительным депонированием средств.

1 – заключение договора о расчётах с использованием аккредитивной формы расчётов с предварительным депонированием средств на отдельном счёте в банке;

2 – передача в банк заявления на открытие аккредитива, платежного поручения о депонировании средств, а затем списание средств со счёта покупателя;

3 – перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счёт «Аккредитивы»;

4 – сообщение поставщику об открытии аккредитива; 

5 – поставка товара (оказание услуг);

6 – расчётные документы, подтверждающие отгрузку товара (оказание услуг), в соответствии с условиями договора направляются в банк поставщика, и осуществляется списание средств со счёта «Аккредитивы» и зачисление средств на счёт поставщика;

7 – сообщение об использовании аккредитива направляется в банк покупателя;

8 – сообщение покупателю об использовании аккредитива.

При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый

(гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счёта банка-эмитента

Аккредитивная форма расчётов с использованием банковской гарантии:

1 – заключение договора о расчётах с использованием аккредитивной формы расчётов с предоставлением банком покупателя гарантии платежа;

2 – передача в банк заявления на открытие аккредитива под гарантию банка и отражение открытия аккредитива по внебалансовому счёту «Гарантии и поручительства банка»;

3 – сообщение об открытии аккредитива и отражение открытия аккредитива по внебалансовому счёту;

4 – сообщение поставщику об открытии аккредитива;

5 – поставка товара (оказание услуг);

6 – расчётные документы, подтверждающие отгрузку товара (оказание услуг), в соответствии с условиями договора направляются в банк поставщика  и осуществляется зачисление средств на счёт поставщика;

7 – дебетовое авизо направляется в банк покупателя, где производится списание средств со счёта покупателя, при отсутствии средств на счёте покупателя банк предоставляет плательщику кредит;

8 – сообщение покупателю о списании средств со счёта.

Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт. Поставщик может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.

В России аккредитив может быть предназначен для расчётов только с одним поставщиком и не может быть переадресован. Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается.

Использование аккредитивов в международных расчётах регламентируется Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, утвержденных Международной торговой палатой в декабре 1993 г.

Срок действия и порядок расчётов по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком и поставщиком.

Открытие банком-эмитентом гарантированных аккредитивов осуществляется по договоренности с покупателем и в соответствии с условиями корреспондентских отношений с  другим банком. Выплаты по аккредитиву производятся в течение срока его действия, установленного в договоре сторон.

При аккредитивной форме расчётов полностью соблюдаются все основные правила осуществления расчётов: продукция оплачивается после её отгрузки; оплата производится с согласия плательщика, выраженного в данном случае самим фактом открытия аккредитива; плательщику предоставляется право отказаться от оплаты, если обнаружены нарушения условий договора; аккредитив открывается за счёт средств  покупателя или кредита банка, если покупатель имеет право на его получение. Положительной стороной аккредитивной формы расчётов является гарантия платежа. Вместе с тем этой форме расчётов присущ ряд существенных недостатков, которые и предопределили ограниченную сферу ее применения: средства покупателя в сумме аккредитива отвлекаются из его хозяйственного оборота на срок действия аккредитива; замедляется товарооборот, так как поставщик до извещения об открытии аккредитива не может отгрузить уже готовую продукцию и несёт дополнительные затраты по хранению.

Аккредитив является денежным обязательством банка, которое выдается им по доверенности клиента в пользу его контрагента по договору, согласно которому банк, который открыл аккредитив (банк-эмитент), может осуществить поставщику платеж или предоставить другому банка полномочия осуществлять такие платежи на условиях предъявления документов, предусмотренных в аккредитиве. 1

Аккредитивная форма расчетов, кроме Инструкции НБУ о безналичных рас­четах, регламентируется также Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов в редакции 1993 г. (публ. Международной торговой палаты № 500)

Виды аккредитивов:

1. по обеспеченности средствами плательщика:

а) покрытый — аккредитив, при котором своевременно бронируются средства  плательщика в полной сумме на отдельном счете в банке;

б) непокрытый  —  аккредитив, оплата по которому гарантируется банком-эмитентом за счет банковского кредита;

2. по возможности досрочного отзыва неисполненного аккредитива:

а) отзывной — аккредитив,  который может быть заменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с бенефициаром;

б) безотзывный — аккредитив, который может быть заменен или аннулиро­ван только с согласия бенефициара, в пользу которого он открыт.

В случае отсутствия указания в аккредитиве он считается безотзывным. Аккредитив может открываться для расчетов только с одним поставщиком. Действующая Инструкция НБУ о безналичных расчетах, как и УПДА, не устанавливают  предельный  срок, на который может быть открыт аккредитив. В то же время действовавшие ранее банковские правила ограничивали его 30 днями.

Аккредитив может быть депонирован (размешен) в банке бенефициара (поставщика) либо в банке плательщика (грузополучателя) согласно условиям аккредитива. Бенефициар для получения платежа по аккредитиву подает реестр счетов и предусмотренные условиями аккредитива документы в тот банк, в котором депонирован аккредитив. Банк производит платеж по аккредитиву если документы соответствуют условиям аккредитивного соглашения.

Более выгодной для экспортера является аккредитивная форма расчетов. Аккре­дитив представляет собой поручение банка (или иного кредитного учреждения) произвести по просьбе клиента оплату документов в пользу третьего лица - экспортера (бенефициара), при условии выполнении им определенных условий. Кроме этого, аккредитив может обеспечить краткосрочный кредит при условии согласия банка произвести учет (покупку) докумен­тов. Аккредитивная форма расчетов состоит из следующих основных моментов. Экспортер и импортер заключают контракт на поставку товаров или оказание услуг с указанием того, что расчеты будут осуществляться в форме аккредитива. Импортер обращается в свой банк (банк-эмитент) с заявлением об открытии аккредитива в пользу экспортера. Банк-эмитент направляет аккредитивное письмо одному из банков в стране экспортера, с которыми он поддерживает корреспондентские отношения (авизующий банк), поручая ему передать аккредитив экспортеру.

После получения (копии) аккредитива экспортер производит отгрузку товара и в соответствии с условиями аккредитива представляет требуемые документы в банк, указанный в аккредитиве (им может быть и авизующий банк), который пересылает их в банк-эмитент. Банк-эмитент проверяет правильность оформления документов и производит их оплату. После перевода денег в ави­зующий банк, банк-эмитент выдает документы импортеру. Авизующий банк зачисляет поступившие от банка-эмитента средства на счет экспортера, импортер получает товары. 1

Однако в соответствии с условиями аккредитива оплату представляемых экспортером документов может производить не только банк-эмитент, но и другой банк, указанный в аккреди­тиве (исполняющий банк). В этом случае исполняющий банк (им может быть и авизующий банк) после оплаты представленных экспортером документов требует возмещения произ­веденного платежа у банка-эмитента.

Аккредитивная форма расчетов

1. Заключение контракта, в котором указывается, что сто­роны будут использовать аккредитивную форму расчетов.

2. Извещение импортера о подготовке товара к отгрузке.

3. Представление импортером заявления своему банку на открытие аккредитива с точным указанием его условий.

4. Открытие аккредитива банком-эмитентом (исполняющим банком) и направление его экспортеру (бенефициару) через банк, как правило, обслуживающий бенефициара, который (банк) из­вещает (авизует) последнего об открытии аккредитива.

5. Проверка авизующим банком подлинности аккредити­ва и передача его бенефициару.

6. Проверка бенефициаром аккредитива на предмет его соответствия условиям контракта и в случае согласия отгруз­ка им товара в установленные сроки.

7. Получение бенефициаром транспортных (и других требу­ющихся по условиям аккредитива) документов от перевозчика.

8. Представление бенефициаром полученных от перевоз­чика документов в свой банк.

9. Проверка банком экспортера полученных от бенефици­ара документов и отсылка их банку-эмитенту для оплаты, ак­цепта (согласия на оплату или гарантирования оплаты) или негоциации (покупки).

10. Проверка банком-эмитентом полученных документов и (в случаев выполнения всех условий аккредитива) перевод суммы платежа экспортеру.

11. Дебетирование банком-эмитентом счета импортера.

12. Зачисление авизующим банком выручки на счет бене­фициара.

13. Получение импортером-приказодателем документов от банка-эмитента и вступление во владение товаром.

При осуществлении расчетов в аккредитивной форме бан­ки взимают более высокий комиссионный сбор, поскольку она является сложной и сопряжена с большими издержками.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк - эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии представления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

- отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или пре­доставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распо­ряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками. 1

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным при­знается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками. Аккредитив предназначен для расчетов с одним получате­лем средств. Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств. Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается.  Допускаются частичные платежи по аккредитиву. При аккредитивной форме расчётов полностью соблюдаются все основные правила осуществления расчётов: продукция оплачивается после её отгрузки; оплата производится с согласия плательщика, выраженного в данном случае самим фактом открытия аккредитива; плательщику предоставляется право отказаться от оплаты, если обнаружены нарушения условий договора; аккредитив открывается за счёт средств  покупателя или кредита банка, если покупатель имеет право на его получение.

Задача № 5

Условие:

ООО «Восток» имеет намерение заключить сделку с ЗАО «Реус» по поставке товара на сумму 1.850.000,00 рублей. Качество и цена товара, принадлежащего ЗАО «Реус» полностью устраивает руководство ООО «Восток». Стороны выработали базовые условия сделки: 1) Поставка первой партии товара на сумму 850.000,00 рублей в течении 10 дней с момента подписания договора поставки; 2) Расчёт за первую партию товара производится ООО «Восток» в течение 15 дней с момента подписания договора путём перечисления соответствующей суммы на расчётный счёт ЗАО «Реус»; 3) Поставка оставшегося товара будет осуществлена через 6 месяцев, а денежная сумма за вторую партию будет произведена в два этапа: 30 % оставшейся суммы будет перечислено на счёт ЗАО «Реус» в момент отгрузки второй партии товара в адрес ООО «Восток»; 70 % оставшейся суммы будет перечислено на счёт ЗАО «Русь» в момент получения товара ООО «Восток».

Учитывая значительную цену сделки директор ООО «Восток» в доверительной беседе с руководителем ЗАО «Реус» пояснил, что исходная сумма – 1.850.000,00 рублей им была получена за счёт неуплаты налогов с поставленного ему товара. Но со дня неуплаты прошло уже два с половиной года. Налоговая проверка в ООО «Восток» проводилась год назад и благодаря «умному» бухгалтеру нарушений не обнаружила. Других проверок не проводилось контроля со стороны государства за хозяйственной деятельностью ООО «Восток» в ближайшее время не предвидится.

Руководство ЗАО «Реус», учитывая информацию, полученную в доверительной беседе, обратилась за консультацией к специалисту со следующими вопросами:

Имеет ли право какой-либо государственный орган протоколировать сделку между ООО «Восток» и ЗАО «Реус» , если да то какова вероятность контроля и каким органом он будет производится?

Имеет ли вероятность срыва сделки из-за изначальной «экономии» ООО «Восток» 1.850.000,00 рублей за счёт неуплаты налогов, учитывая, что налоговой проверкой факты сокрытия налогов не выявлены.

Решение:

1. Право проконтролировать сделку между ООО «Восток» ЗАО «Реус» имеет Министерство РФ по налогам и сборам.

На основании ст. 87 первой части Налогового кодекса Российской Федерации принятом Государственной Думой Российской Федерации 16 июля 1998 г., в редакции Федерального закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ «Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. 1

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка)».

Вероятность контроля сделки будет зависеть от принятия решения самого налогового органа, проводить либо не проводить проверку.

2. Вероятность срыва сделки из-за изначальной «экономии» ООО «Восток» 1.850.000,00 рублей за счёт неуплаты налогов, учитывая, что налоговой проверкой факты сокрытия налогов не выявлены, имеется. Во первых, т.к. на основании ст. 87 первой части Налогового кодекса «налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки».

Задача № 15

Условие:

Между ООО «Таро» и страховой организацией «Финар» заключен договор добровольного страхования имущества. Объектом страхования являлось имущество, указанное в перечне, который являлся частью договора страхования, а именно: автомашины; вычислительная техника. Имущество находилось в здании № 10 по ул. Ленина. Часть имущества без согласования со страховщиком была перемещена в другое помещение, откуда спустя год имущество был похищено.

Дайте понятие страховых правоотношений в РФ, назовите их виды.

Имеет ли ООО «Таро» право на получение возмещения?

Каков выход из данной ситуации?

Решение:

Страховые правоотношения в РФ – это правоотношения по защите имущественных и личных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

Виды

По объекту:

- имущественное;

- личное.

По страховщику:

- государственное;

- негосударственное.

По форме:

- обязательное;

- добровольное. 1

ООО «Таро» имеет право на получение возмещения. Т.к. в соответствии с ч. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). 1

Выход из данной ситуации таков. Нужно руководствоваться положениями договора заключенного между ООО «Таро» и страховой организацией «Финар» и положениями Гражданского кодекса РФ.

А именно, прописано ли в договоре условие о том, что имущество можно перемещать без согласования со страховщиком.

Из условия задачи нельзя сделать вывод о том, что в договоре прописано условие, что имущество можно перемещать без согласования со страховщиком.

Если данное условие не прописано в договоре, то ООО «Таро» имеет право на получение возмещения.

Задача № 25

Условие:

Производя покупку в продовольственном магазине, продавец отказался принять от Петрова разорванную десятирублёвую банкноту.

Правомерно ли поступил продавец?

Укажите, какими нормативными актами и как регламентируется порядок обмена повреждённых денежных банкнот на новые.

Решение:

Продавец поступил не правомерно, т.к. установление признаков платёжеспособности денежных знаков (в том числе данной десятирублёвой купюры) и порядок замены повреждённых банкнот и монет, а также их уничтожение регламентируется Центральным банком Российской Федерации, а именно:

Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:

- установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения. 1


Список использованной литературы


1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая в редакции закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 14-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

3. Федеральный Закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

4. Приказ Комитета РФ по финансовому мониторингу от 16 июня 2003 г. N 73 «Об утверждении Положения «О порядке осуществления КФМ России контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

5. Бабич А.М., Павлова Л.Н., Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

6. Басов А. И., Галанов В. А. «Рынок ценных бумаг» М.: «Финансы и статистика» 2000 г.

7. Карасева М.В., Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ, 2000.

8. «Основы внешнеэкономических знаний» Изд. Москва «Высшая школа» под редакцией С.И. Долгова, В.В. Васильев и другие, 1999 г.

10. Подкаминер В. Ю., Президент НП «Сообщество профессиональных страховщиков» Практика принятия и применения страхового законодательства в Российской Федерации. // Финансы. № 3, 2004 г.

11. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1999.

12. Финансовое право: Учебник / Под ред. О. Н. Горбуновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.


1 Приказ Комитета РФ по финансовому мониторингу от 16 июня 2003 г. N 73 «Об утверждении Положения «О порядке осуществления КФМ России контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

1 Приказ Комитета РФ по финансовому мониторингу от 16 июня 2003 г. N 73 «Об утверждении Положения «О порядке осуществления КФМ России контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».


1 Финансовое право: Учебник / Под ред. О. Н. Горбуновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. С. 376 – 378.

1 Финансовое право: Учебник / Под ред. О. Н. Горбуновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. С. 379 – 381.

1 Басов А. И., Галанов В. А. «Рынок ценных бумаг» М.: «Финансы и статистика» 2000 г. С. 135 – 137.

1 «Основы внешнеэкономических знаний» Изд. Москва «Высшая школа» под редакцией С.И. Долгова, В.В. Васильев и другие, 1999 г. С. 165.

1 «Основы внешнеэкономических знаний» Изд. Москва «Высшая школа» под редакцией С.И. Долгова, В.В. Васильев и другие, 1999 г. С. 171.

1 «Основы внешнеэкономических знаний» Изд. Москва «Высшая школа» под редакцией С.И. Долгова, В.В. Васильев и другие, 1999 г. С. 178.

1 Деньги, кредит, банки: Учебник /Под ред. О.И. Лаврушина.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2000. С. 173.

1 Деньги, кредит, банки: Учебник /Под ред. О.И. Лаврушина.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2000. С. 175.

1 Деньги, кредит, банки: Учебник /Под ред. О.И. Лаврушина.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2000. С. 178.

1 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая в редакции закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ.

1 Финансовое право: Учебник / Под ред. О. Н. Горбуновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. С. 265 – 269.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 14-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

1 Федеральный Закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».