Глава 2. Правовые основы деятельности таможенных органов в налоговой сфере
Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции России, таможенное регулирование отнесено к ведению Российской Федерации, а общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ (ст. 114 Конституции РФ). Собственно таможенное дело ведет единая система таможенных органов, которые, относясь к исполнительной власти, имеют конкретные цели формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной компетенцией, образуются вышестоящими органами управления, подотчетны и подконтрольны им и ответственны за свою деятельность перед государством и гражданами.
Государство образует таможенные органы для того, чтобы они обеспечивали содействие внешней торговле, обслуживали международные экономические отношения, помогали развитию отечественного производства. Фискальная и правоохранительная функции таможенных органов, безусловно, обладают значимостью для общества, но они носят производный характер, так как подчинены главной задаче таможенной службы — способствовать ускорению товарооборота между странами. Новый Таможенный кодекс ориентирует таможенные органы на выполнение функций по защите экономики страны, ее товаропроизводителей и потребителей, на осуществление политики разумного протекционизма. Дадим определение Таможенного органа.
Таможенный орган представляет собой федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли.
Таможенные органы составляют единую, иерархически построенную систему, в которую входят:
1) Федеральная таможенная служба России;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
В таможенную систему входят также учреждения, подведомственные непосредственно ФТС (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и др.). В ведении ФТС могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.
Все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления и общественным объединениям. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали только вышестоящим таможенным органам, контролирующим его деятельность.
Места нахождения таможенных органов определяются исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников ВЭД, а также иных факторов.
Таможенным органам присущи следующие основные признаки.
Во-первых, будучи органами исполнительной власти, входящими в структуру федеральных органов[1], они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность. Конституционные нормы предопределяют публично-правовой характер деятельности таможенных органов.
Исполнительно-распорядительные отношения в государстве нацелены на исполнение законов и решений представительных органов. С помощью исполнительной власти ведется исполнительно-распорядительная деятельность государственного аппарата. Как органы исполнительной власти таможенные органы выполняют государственные задачи.
Исполнительная деятельность таможенных органов основывается на общественных отношениях, складывающихся в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Такие отношения касаются правового регулирования таможенного режима, порядка таможенного оформления, взимания таможенных платежей и других институтов таможенного права. Именно таможенно-правовое регулирование общественных отношений, являющихся основой таможенного дела, позволяет ориентировать действия служащих таможенных органов в соответствии с общепринятым принципом деятельности государственных органов: «то, что не разрешено законом, — запрещено».
Во-вторых, согласной. 3 ст. 1 ТК, деятельность таможенных органов происходит под общим руководством Правительства РФ, перед которым ФТС отчитывается о своей деятельности. Президент России полномочен создавать, реорганизовывать, ликвидировать любой центральный федеральный орган исполнительной власти, в том числе и федеральное таможенное ведомство, а также назначать и освобождать от должности его руководителя. Правительство РФ, согласно п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики.[2] Оно наделено большими полномочиями и в области таможенного дела (осуществляет общее руководство, обеспечивает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с другими государствами).
В-третьих, являясь органами специальной компетенции, таможенные органы реализуют свои полномочия в сфере перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Исполнительные органы государственной власти по содержанию своей деятельности дифференцируются на органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции выполняют все общие административные функции, а специальной — осуществляют отраслевое или межотраслевое управление. Для рассматриваемых органов осуществление таможенной деятельности является главнейшей производственной задачей, которую они исполняют на постоянной и систематической основе.
В-четвертых, таможенные органы отнесены законодательством к числу правоохранительных, так как они пресекают неправомерные деяния и привлекают к ответственности виновных. Правоохранительный характер деятельности этих органов обусловлен их соответствующими функциями, регламентированными ст. 403 ТК: они ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил, пресекают незаконный оборот через границу предметов, запрещенных к перемещению, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом.
В-пятых, таможенные органы выступают как федеральные органы исполнительной власти, аккумулирующие в себе административно-правовой и финансово-правовой статусы. В зависимости оттого, из какого бюджета финансируется государственный орган, в науке[3] принято различать федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Финансирование таможенных органов осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Следует отметить, что федеральные органы, в свою очередь, подразделяются на центральные (министерства, ведомства) и территориальные. В качестве центрального выступает Государственный таможенный комитет России, территориальными же являются региональные таможенные управления, таможни и, таможенные посты.
В-шестых, немаловажной особенностью таможенных органов является наличие официальных символов: флага, вымпела и эмблемы, описание которых утверждается Президентом РФ (ст. 404 ТК). При поступлении на службу в таможенные органы сотрудники принимают присягу.[4]
Деятельность таможенных органов основывается на совокупности специфических принципов, под которыми обычно понимают важнейшие, основополагающие идеи, на основе которых реализуются те или иные правовые явления.
В таможенное регулирование прямо или косвенно включены нормы таможенного, налогового, финансового, гражданского, валютного законодательства, законодательства о защите экономических интересов РФ. В этой комплексной и структурированной системе, включающей в себя многочисленные подзаконные акты, начиная с указов Президента Российской Федерации и заканчивая нормативными правовыми актами ГТК (ФТС) России, необходимо четко определять нормы права, которые могут быть применимы к конкретным правоотношениям.
При осуществлении внешнеэкономической и торговой деятельности лица сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами.
Таможенное регулирование в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется в том числе нормами таможенного законодательства РФ.
Круг общественных отношений, названный в Конституции РФ "таможенное регулирование", представляет собой совокупность ряда элементов, обеспечивающих государственное регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления таможенного регулирования заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Таможенное регулирование в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства РФ.
Нормы таможенного права содержатся:
1) в Конституции РФ[5], например: а) нормы, непосредственно относящиеся к таможенному праву, - в п."ж" ст.71, определяющем, что таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации; в ч.1 ст.74, содержащая положения о том, что на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; б) нормы общего характера - в ч.1 ст.8, гарантирующей в Российской Федерации единство экономического пространства; в ч.1 ст.34, содержащей право на свободное использование имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; в ч.3 ст.15, содержащей положения о том, что законы в Российской Федерации подлежат официальному опубликованию, любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения;
2) в законах, например в Таможенном кодексе РФ[6], в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"[7], в Постановлении Правительства РФ от 21 августа 2004 г. N 429 "О Федеральной таможенной службе".[8]
Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию; обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации; осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль; принимает решения о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и обеспечивает опубликование таких решений; обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности; принимает в установленном порядке предварительные решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара); ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику; информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности; осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность; осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций; обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок; обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке; организует профессиональную подготовку должностных лиц таможенных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы; взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях; проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности; осуществляет функции заказчика по строительству таможен, таможенных пунктов пропуска и других объектов, необходимых для развития таможенной инфраструктуры; осуществляет функции заказчика по разработке эскизов и изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации; реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации; осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Федеральная таможенная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1. по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;
определять регион деятельности таможенных органов;
утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах;
2. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
3. запрашивать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
4. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
5. осуществлять контроль, в том числе финансовый, за деятельностью таможенных органов и представительств Службы за рубежом;
6. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;
7. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
8. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
9. разрабатывать и утверждать образцы служебных удостоверений и порядок ношения форменной одежды.
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.
На основании ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"[9] гражданин, принятый на службу в таможенные органы, не позднее двух месяцев со дня присвоения ему первого специального звания принимает присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий сотрудника таможенного органа Российской Федерации неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, добросовестно исполнять свои должностные обязанности".[10]
Порядок принятия присяги определяется руководителем Федеральной таможенной службы.
Выведение из ТК РФ вопросов, связанных с деликтами в таможенной сфере и производством по делам о нарушениях таможенных правил, и их перемещение в КоАП РФ - решение, встретившее неоднозначную оценку у ученых и практиков. Очевидно, что переход от ТК РФ к КоАП РФ в вопросе привлечения к ответственности за нарушения таможенных правил потребует времени для соответствующей "настройки" и формирования новой правоприменительной практики.
Административные правонарушения в области таможенного дела именуются нарушениями таможенных правил. Основными объектами нарушения таможенных правил являются:
- порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
- порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
- порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
- порядок обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами и их уплаты;
- порядок предоставления в отношении товаров и транспортных средств таможенных льгот и пользования ими.
Отдельные деяния могут посягать одновременно на несколько из перечисленных объектов.
Определение объекта нарушения таможенных правил содержится в ТК РФ.
Так, под перемещением через таможенную границу Российской Федерации таможенное законодательство понимает совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач (ст.18 ТК РФ).
Особо следует отметить, что понятия "перемещение через таможенную границу" и "пересечение таможенной границы" не являются тождественными. Перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации может выражаться как в фактическом пересечении таможенной границы Российской Федерации (при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации), так и в подаче таможенной декларации или совершении иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения вывезти товары или транспортные средства (при вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации).
Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст.16.1 КоАП РФ)
Под незаконным перемещением понимается перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от него путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других, либо с представлением таможенному органу поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, документов, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, или иных недействительных документов, либо с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам.
В последнее время в сфере внешнеэкономических связей наблюдается тенденция к увеличению числа правонарушений, одни из которых носят административный характер, а другие - уголовный. Несмотря на то, что в Таможенном кодексе Российской Федерации содержатся статьи, непосредственно касающиеся преступлений в таможенной сфере, ответственность за такие правонарушения устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ).
3) в указах Президента РФ, например в указах Президента РФ от 18 июля 1992 г. N 788 "О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации"[11], от 7 ноября 2000 г. N 1849 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1306 от 5 июля 2000 года"[12];
4) в постановлениях Правительства РФ, например в постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1067 "Об установлении таможенного режима вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом"[13]; постановление Правительства РФ от 9 июля 2001 г. N 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов"[14];
5) в нормативных правовых актах ГТК России, издаваемых на основе актов законодательства, например в приказах ГТК России от 19 октября 2001 г. N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов"[15];
6) в различных международных соглашениях и договорах, как это уже указывалось применительно к рассматриваемым вопросам таможенного регулирования.
Следует оговориться, что названные в качестве примера акты Правительства РФ и ГТК России с 1 января 2004 г. (дата вступления в силу нового ТК РФ) действуют в части, не противоречащей ТК РФ.
Функции таможенных органов, установленные в ст. 403 ТК, вытекают прежде всего из международных норм и принципов в области таможенного дела (внешнеторговой деятельности), из международных обязательств РФ и направлены на реализацию задач, решаемых государством в области внешнеторговой деятельности, в области защиты прав и интересов граждан, охраны и защиты здоровья населения, охраны экономической безопасности страны. Поэтому функции таможенных органов не претерпели значительных изменений по сравнению с ТК РФ 1993 г. Однако они актуализированы в связи с произошедшими в законодательстве РФ изменениями (в частности, на таможенные органы возложено взимание антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, защита прав интеллектуальной собственности и др.) и оптимизированы исходя из новой концепции ТК РФ. Именно поэтому поименованные в статье функции названы основными.
Изложенные в ст. 403 ТК функции относятся к функциям управления исключительно в области таможенной деятельности. Функции же таможенных органов в области административно-хозяйственной, социальной и финансово-экономической деятельности регулируются иными законодательными актами РФ. Изложенные в статье функции условно можно разделить на фискальные, контрольные, регулятивные и правоохранительные. Однако сформулированы они таким образом, что не все из них можно отнести исключительно к одному из названных видов. Многие носят комплексный характер. К таким относятся следующие функции: осуществление таможенного оформления и контроля (контрольная функция), создание условий, способствующих ускорению товарооборота (регулятивная функция); взимание таможенной пошлины, налогов, антидемпинговой, специальной и компенсационной пошлины, таможенных сборов (фискальная функция), контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию (контрольная функция); ведение таможенной статистики внешней торговли (регулятивная и контрольная функции одновременно).
В соответствии с п.3 ст.1 ТК РФ общее руководство таможенным делом возложено на Правительство РФ. Изданные в соответствии со ст.3-6 ТК РФ нормативные правовые акты устанавливают правовой механизм реализации таможенными органами своих функций, которые, будучи приведенными в ст. 403 ТК, делятся на те, которые вытекают из положений ТК РФ, и те, что возложены на таможенные органы иными законодательными актами.
Обязательность осуществления таможенного оформления и таможенного контроля применяется в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. Данная функция установлена в ст.14 ТК РФ, она конкретизирована и непосредственно вытекает из стоящих перед таможенными органами задач по обеспечению в пределах своей компетенции экономической безопасности и единства таможенной территории РФ. Эту функцию следует считать одной из важнейших, если определять ТК РФ как свод таможенных правил и процедур.
В этом же ряду находится и функция по взиманию таможенными органами таможенной пошлины, налогов, антидемпинговой, специальной и компенсационной пошлин, таможенных сборов и по осуществлению контроля правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятию мер по их принудительному взысканию. Ей напрямую корреспондируют стоящие перед таможенными органами задачи по защите экономических интересов РФ, защите отечественных товаропроизводителей. Успешное выполнение указанной функции обеспечивает плановое формирование доходной части федерального бюджета.
Таможенная пошлина, равно как акциз и налог на добавленную стоимость, является федеральным налогом в соответствии с НК РФ, в ст.34 которого установлены полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов.
Антидемпинговая, специальная и компенсационная пошлины взимаются в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами и по правилам, предусмотренным ТК РФ для взимания ввозной таможенной пошлины (п.3 ст.318 ТК РФ). Целью введения и применения таких пошлин является защита экономических интересов российских производителей и устранение ущерба или предотвращение угрозы причинения ущерба отрасли российской экономики вследствие возросшего, демпингового или субсидируемого импорта товара на таможенную территорию РФ. Их введению предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами.
Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ изложены в гл.2 ТК РФ.
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу осуществляется в порядке, установленном ТК РФ (ст.12). Поэтому и функция по обеспечению соблюдения установленного порядка перемещения своим источником имеет ТК РФ и в нем же конкретизирована. Вместе с тем ввиду совпадения, за некоторым исключением (ст.2 ТК РФ), таможенной границы РФ и Государственной границы РФ, ТК РФ содержит и прямые отсылки на законодательство о Государственной границе РФ.
В частности, ст.3 ТК РФ прямо указывает, что порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с Государственной границей РФ регулируется законодательством РФ о Государственной границе РФ, а в части, не урегулированной законодательством РФ о Государственной границе РФ, - таможенным законодательством РФ. Статья 69 ТК РФ дает отсылочную норму на законодательство о Государственной границе РФ в случае прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ вне пунктов пропуска через Государственную границу, где нет таможенных органов. (УБРАТЬ)
Статья 362 ТК РФ устанавливает, что порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним в случаях их создания на территории пункта пропуска через Государственную границу РФ определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, с учетом положений законодательства РФ о Государственной границе РФ.
В то же время Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" (ст.7) в качестве составляющей режима Государственной границы указаны правила перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных. (убрать)
Законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и ограничения в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также порядок их введения. Таковыми являются количественное ограничение экспорта (импорта) путем введения квотирования и лицензирования, а также запрет экспорта (импорта) исходя из национальных интересов, государственная монополия (исключительные права) на экспорт (импорт) товаров и др.
Обеспечение соблюдения таких запретов и ограничений является одним из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, установленных ТК РФ (ст.13).
Функция защиты прав интеллектуальной собственности впервые закреплена в ТК РФ и возложена на таможенные органы в связи с необходимостью соблюдения Россией положений международных конвенций (Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, от 14 июля 1967 г. (для СССР вступила в силу с 26 апреля 1970 г.); Парижской Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (для СССР вступила в силу 1 июля 1965 г.). ссылка
Намерение России вступить в ВТО требует приведения законодательства о защите прав интеллектуальной собственности в соответствие положениям Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, от 15 апреля 1994 г. (ТРИПС).
Защита прав интеллектуальной собственности в РФ регулируется несколькими федеральными законами: "Об авторском праве и смежных правах"; Патентным законом; "О правовой охране топологий интегральных микросхем"; "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"; "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".
В целях реализации положений названных законов и защиты прав интеллектуальной собственности в ТК РФ включена ст.393 ТК, в соответствии с которой таможенными органами принимаются меры, связанные с приостановлением выпуска товаров на основании заявления правообладателя.
Однако таможенные органы принимают такие меры в отношении не всех объектов, охраняемых в соответствии с вышеназванными законами. В перечне, содержащемся в ст.393 ТК РФ, не указаны изобретения, полезные модели и промышленные образцы, охраняемые Патентным законом.
Что же касается вошедших в перечень объектов, то они вносятся в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ст.395 ТК РФ), и при выявлении товаров, на которые правообладатель (его представитель) указал как на контрафактные, их выпуск приостанавливается (ст.397 ТК РФ). Правообладатель и декларант (их представители) могут брать под таможенным контролем пробы и образцы товаров, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом их фиксировать (ст.398 ТК РФ).
Порядок и сроки применения мер в отношении таких товаров также регулируются нормами, содержащимися в гл.38 ТК РФ.
В соответствии со ст.125, 402 ТК РФ в целях обеспечения эффективности контроля ГТК России предоставлено право устанавливать таможенные органы для проведения специального контроля за отдельными товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, по перечню, устанавливаемому Правительством РФ.
Наличие функции по ведению борьбы с контрабандой, иными преступлениями обусловлено положениями УПК РФ (ст.151, 157), в соответствии с которыми на таможенные органы возложена борьба с контрабандой (ст.188 УК РФ) и иными преступлениями, предусмотренными ст.189, 190, 193, 194 данного уголовного закона.
Осуществление борьбы с административными правонарушениями в сфере таможенного дела (нарушениями таможенных правил) и иными административными правонарушениями, привлечение лиц к ответственности по которым отнесено к компетенции таможенных органов, своим источником имеет КоАП РФ (ч.1 ст.7.12, ст.14.10, ч.1 ст.15.6, ч.2 ст.15.7, ст.15.8, 15.9, ч.2 и 3 ст.15.25, 16.1-16.22, ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, ст.19.6, 19.7, ч.2 ст.20.23).
Реализуются эти функции в соответствии с положениями названных кодексов.
Кроме того, таможенные органы в соответствии со ст.6 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом"*(128) в пределах своей компетенции участвуют в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности (перечень федеральных органов исполнительной власти, участвующих в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности, утвержден постановлением Правительства РФ от 22 июня 1999 г. N 660), а также оказывают содействие в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации (Конвенция о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. (для СССР вступила в силу 14 ноября 1970 г.). УБРАТЬ
Особого рассмотрения заслуживает подп.7 ст. 403, относящий валютный контроль к основным функциям таможенных органов и касающийся валютного контроля. Валютный контроль осуществляется в соответствии с законодательством о валютном регулировании и валютном контроле в отношении операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Положения абз.2 п.2 ст.12 ТК РФ о порядке перемещения через таможенную границу валюты и валютных ценностей, положения некоторых иных статей также всего лишь отсылают к упомянутому законодательству.
Несмотря на отсутствие норм прямого действия в самом ТК РФ, осуществление валютного контроля - действительно одна из основных функций таможенных органов. Обратимся к ее нормативной базе, анализируя действующее законодательство.
Основы правового регулирования валютных отношений с участием таможенных органов. Необходимо отметить, что действующее законодательство РФ даже не содержит определений валютного регулирования и валютного контроля. Статья 10 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-I "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) содержит только цели и основные направления последнего.
Роль таможенных органов тех или иных стран в осуществлении валютного контроля различна по объему предоставленных прав и возложенных обязанностей. Общая закономерность сводится к тому, что чем жестче контроль, тем более возрастает роль таких органов.
Таможенные пошлины и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ и регулируются указами Президиума РФ, постановлениями Правительства РФ, актами Государственного таможенного комитета.
ТК РФ не содержит определения таможенных платежей. В ст. 318 ТК РФ законодатель дает лишь перечисление их видов, и среди них есть налоги (таможенная пошлина, НДС, акцизы), а есть обязательные платежи неналогового характера (таможенные сборы). Объединяет эти разные как по юридической природе, так и по экономическому содержанию платежи то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Понятие "таможенные сборы" законодателем не уточняется. В отдельных статьях ТК РФ лишь встречается упоминание о некоторых видах таможенных сборов; например, в п. 3 ст. 87 говорится о таможенных сборах, взимаемых за таможенное сопровождение в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Нечеткость определения понятий "таможенные платежи" и "таможенные сборы" - это существенный недостаток понятийного аппарата нового ТК РФ. (УБРАТЬ)
Различают ввозную таможенную пошлину, взимаемую при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и вывозную таможенную пошлину, уплачиваемую при вывозе товаров с этой территории.
Ставки ввозных таможенных пошлин систематизированы в соответствии с ТН ВЭД в Таможенном тарифе РФ, который утвержден постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, принимаемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности".[16]
Ставки вывозных таможенных пошлин до настоящего времени не систематизированы и устанавливаются более чем в 30 постановлениях Правительства РФ.
Правила, установленные в ТК РФ (п. 3 ст. 318) для взимания ввозной таможенной пошлины, применяются также в отношении следующих платежей, предусмотренных Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами": специальной, антидемпинговой, компенсационной пошлин.
Специальная пошлина применяется при введении специальных защитных мер и взимается ГТК России сверх ставки таможенной пошлины.
Антидемпинговая пошлина применяется при введении антидемпинговых мер и взимается ГТК России сверх базовой ставки таможенной пошлины.
Компенсационная пошлина применяется при введении компенсационных мер и взимается ГТК России сверх базовой таможенной пошлины. (УБРАТЬ)
В ст. 318 ТК РФ (п. 2) законодатель закрепил норму, согласно которой таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, устанавливается пунктом 2 ст. 1 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ.
Порядок взимания НДС и акцизов с товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации, законодатель определил и закрепил в главе 21 "Налог на добавленную стоимость" и в главе 22 "Акцизы" части второй НК РФ.
В ст. 2 НК РФ содержится важная оговорка о том, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей законодательство о налогах и сборах применяется только в том случае, если это непосредственно предусмотрено НК РФ. Во всех остальных случаях должно применяться таможенное законодательство.
На момент принятия ТК РФ в Налоговом кодексе РФ не было норм, регулирующих порядок взимания таможенных сборов.
К таможенным платежам отнесены таможенные пошлины (ввозная и вывозная), налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также таможенные сборы. Термин "таможенные платежи" является общим для всех видов платежей, перечисленных в комментируемой статье (УБРАТЬ). Момент возникновения обязанности по уплате таможенных платежей определен в ст.319 ТК РФ и для указанных платежей является общим.
Контроль за внесением таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу РФ осуществляют таможенные органы. Контроль же за уплатой налогов внутри государства возложен на налоговые органы (понятие "внутренние налоги" определено в подп.26 п.1 ст.11 ТК РФ). В правилах Киотской конвенции (гл.1 Генерального приложения) предусмотрено взимание таможенной службой пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе и вывозе.
Таможенная пошлина в соответствии с НК РФ является видом налога и важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров. Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, регулируются нормами НК РФ. Уплата таких платежей является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ, а также осуществляется при совершении иных действий, предусмотренных ТК РФ, в зависимости от избранного таможенного режима.
При исчислении таможенной пошлины, налогов общей налоговой базой является таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, которая определяется в соответствии со ст.323 ТК РФ.
ТК РФ определяет порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов (гл.28, 29, 32, 33), а также особенности предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты таможенных пошлин, налогов (гл.30). Нормы НК РФ в этих случаях не применяются.
Нормы гл.28-33 ТК РФ применимы и для сезонных пошлин, имеющих тарифный характер и взимаемых таможенными органами вместо ввозных таможенных пошлин в зависимости от сезона при ввозе определенных видов товаров.
Таможенные сборы, включенные в перечень видов таможенных платежей, согласно НК РФ имеют иную правовую природу, нежели налоги. Таможенные сборы представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами, размер которой соразмерен стоимости оказываемых услуг, что оговорено в правилах Киотской конвенции (гл.1 Генерального приложения). Порядок их исчисления, уплаты, возврата регулируется законодательством РФ о налогах и сборах.
По своему характеру таможенные пошлины и сборы полностью соответствуют определениям "налог" и "сбор", приведенным в первой части НК РФ (ст. 8).
Указанным платежам присущи большинство элементов налогообложения, которые должны быть определены в силу ст. 17 НК РФ.
Единственным элементом, который отсутствует у таможенных пошлин и сборов, является налоговый период. Его отсутствие обусловлено спецификой элемента "порядок и сроки уплаты", связанной с особенностями таможенного налогообложения в России в части сроков уплаты таможенных платежей.
Весомым аргументом в пользу того, что таможенные пошлины и сборы за таможенное оформление имеют "налогово-сборовую" природу, являются нормы Конституции РФ (ст. 57). Как следует из этих норм, в сфере публично-правовых отношений могут существовать только два вида обязательных платежей - налоги и сборы. То есть любые платежи, как бы они ни назывались, в том числе и таможенные платежи, если они должны уплачиваться государству либо как обязательные и индивидуально безвозмездные, либо обязательная уплата которых является одним из условий совершения государственными органами в отношении плательщиков юридически значимых действий, являются или налогами, или сборами.
Уплата других обязательных платежей Конституцией РФ не предусмотрена. Все остальные платежи государству должны носить гражданско-правовой или какой-либо иной характер (например, средства, полученные в результате применения мер ответственности: административной, уголовной и т.д.).
- Как видим, для того чтобы у участников внешнеэкономической деятельности были правовые основания для уплаты таможенных пошлин и сборов как неналоговых платежей, необходимо изменить законодательство таким образом, чтобы эти платежи приобрели гражданско-правовой характер, то есть уплачивались бы за определенные услуги, оказанные таможенными органами. Между тем для развития законодательства в таком направлении, кроме огромного количества технических сложностей, существует несколько фундаментальных препятствий и ограничений.
Поскольку речь идет о гражданско-правовых отношениях, важно, чтобы механизм этих отношений не противоречил бы основным началам гражданского законодательства, которые сформулированы в ст. 1 ГК РФ. Принципы, описанные в данной статье, едва ли применимы к отношениям между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами, которые носят государственно-властный характер. Более того, в п. 3 ст. 2 ГК РФ указано, что к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В принципе, по сборам за таможенное оформление обосновать характер действий таможенных органов как услуги, возможно, изменив большое количество норм Таможенного и Гражданского кодексов РФ. Гораздо сложнее ситуация с таможенными пошлинами. Изменить ФЗ "О таможенном тарифе" будет непросто.
Проведенный анализ точек зрения специалистов по финансам также подтверждает имеющиеся сомнения в правильности принятого решения об исключении таможенных пошлин и сборов из системы налогов и сборов. Интересно, что в налоговом характере этих платежей не сомневается большинство как современных (А.Н. Козырин, Л.П. Павлова, В.Г. Пансков, С.Г. Пепеляев, В.М. Родионова, Т.Н. Трошкина), так и советских (С.А. Котляровский) и дореволюционных (И.И. Янжул) специалистов.
Вопросы правового статуса таможенных пошлин и сборов неоднократно рассматривались и КС РФ. Например, в Определении КС РФ от 15.12.2000 N 294-О отмечается, что "таможенная пошлина является одним из федеральных сборов, доходы от которого используются в публичных целях". Таким образом, таможенная пошлина и таможенные сборы по своей конституционно-правовой природе относятся к налогам и сборам.
Согласно Киотской конвенции (гл.4 Генерального приложения) условия возникновения обязательств по уплате пошлин, налогов определяются национальным законодательством. В ст. 319 Таможенного кодекса РФ определен момент возникновения обязанности по уплате таможенных платежей, указанных в ст.318 ТК РФ (за исключением таможенных сборов), а также момент прекращения такой обязанности.
При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
1) при ввозе товаров (соответствующее понятие содержится в подп.8 п.1 ст.11 ТК РФ) - с момента пересечения таможенной границы;
2) при вывозе товаров (соответствующее понятие содержится в подп.9 п.1 ст.11 ТК РФ) - с момента подачи таможенной декларации (понятие определено в подп.27 п.1 ст.11 ТК РФ) или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.
В указанных случаях объектами налогообложения для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются товары, ввозимые на таможенную территорию РФ либо вывозимые с этой территории (ст.322 ТК РФ). Ответственными за исполнение обязанности по уплате таможенных платежей являются лица, определенные в ст.320 ТК РФ.
В ст. 319 Таможенного кодекса РФ также определены случаи, когда таможенные пошлины, налоги не подлежат уплате.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если в соответствии с ТК РФ или иными законодательными актами:
товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами (например, при ввозе товаров, предназначенных для официального пользования дипломатическими представительствами иностранных государств в соответствии со ст.299 ТК РФ);
в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение (например, в случаях временного ввоза товаров в соответствии с п.1, 2 ст.212 ТК РФ).
Кроме того, таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:
общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 руб. (указанное положение основано на правиле Киотской конвенции (гл.4 Генерального приложения) о том, что национальным законодательством может определяться минимальная сумма пошлин, налогов, ниже которой пошлины и налоги не взимаются);
до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК РФ, иностранные товары (понятие дано в подп.3 п.1 ст.11 ТК РФ) оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования либо эксплуатации (например, случай, определенный в п.2 ст.90 ТК РФ);
товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с ТК РФ (гл.41) и другими федеральными законами.
В п.3 ст. 319 Таможенного кодекса РФ оговорено, что в отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ (п.1 ст.164 ТК РФ) либо вывезенных с этой территории, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях, предусмотренных НК РФ. Данная норма ТК РФ является отсылочной.
В соответствии с п.3 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налогов прекращается:
с уплатой налогов налогоплательщиком. При этом следует иметь в виду, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной с учетом особенностей, предусмотренных в ст.332 ТК РФ;
с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство РФ о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате налогов (например, случаи отмены налога в порядке, предусмотренном НК РФ, предоставления налоговой льготы, освобождающей от уплаты налога (ст.56);
со смертью налогоплательщика или признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (ст.45 ГК РФ). Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;
с ликвидацией организации - налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст.49 НК РФ. Порядок ликвидации юридического лица регулируется нормами ГК РФ (ст.61-64). При ликвидации нет правопреемства, и поэтому обязанность по уплате неуплаченных ликвидируемой организацией сумм налогов возлагается на ликвидационную комиссию за счет ее денежных средств, в том числе полученных от реализации имущества, принадлежащего данной организации.
Согласно Киотской конвенции (гл.4 Генерального приложения) национальным законодательством определяется лицо (лица), ответственное за уплату пошлин, налогов. В ст. 320 определены лица, ответственные за уплату таможенных платежей в случаях возникновения соответствующей обязанности в силу ст.319 ТК РФ.
Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант (понятие дано в подп.15 п.1 ст.11 ТК РФ). Если декларирование производится таможенным брокером (представителем) (данное понятие определено в подп.17 п.1 ст.11 ТК РФ), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с п.2 ст.144 ТК РФ, определяющим обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя).
В п.2 ст. 320 оговорено, что при несоблюдении положений ТК РФ о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, установленных ТК РФ для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, прямо предусмотренных ТК РФ, являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима. К указанным случаям можно отнести ситуации, предусмотренные в п.1 ст.90, п.2 ст.112, п.3 ст.116, п.5 ст.179, п.2 ст.185, п.6 ст.192, п.5 ст.203, п.2, 3 ст.208, п.2 ст.211, п.7 ст.212, ст.214, п.2 ст.230 ТК РФ.
При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, на которое возложена обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов. Принудительное взыскание неуплаченных (или не полностью уплаченных) сумм таможенных платежей производится таможенным органом в соответствии с порядком, установленным в гл.32 ТК РФ.
При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут:
лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства;
лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения;
при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством РФ.
Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как в тех случаях, когда они выступали бы в качестве декларанта. Дополнительные полномочия таможенных органов при обнаружении товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию РФ, установлены в ст.391 ТК РФ.
В ст. 321 установлена норма, определяющая, что общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения при их ввозе на таможенную территорию РФ (п.1 ст.164 ТК РФ), без учета пеней и процентов. Данная норма сопряжена с нормами п.4 ст.185, п.4 ст.212 ТК РФ.
Исключение составляют случаи, когда:
сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов;
к товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении измененного таможенного режима (например, в случае завершения таможенного режима временного ввоза выпуском товаров в свободное обращение (п.2 ст.214 ТК РФ).
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Определение объекта налогообложения в ТК РФ обусловлено особенностями взимания таможенных пошлин, налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу. При этом положения ст.38 НК РФ, касающиеся объекта налогообложения, не применяются.
Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество, что соответствует правилам Соглашения о применении ст.VII ГАТТ 1994 г. Таможенная стоимость определяется в зависимости от избранного метода определения таможенной стоимости. В случае обложения товаров таможенными пошлинами по специфическим ставкам (в установленном размере за единицу облагаемых товаров) либо комбинированным ставкам (в процентах к таможенной стоимости товаров и в установленном размере за единицу товаров) при определении налоговой базы учитывается количество товаров.
Порядок определения и заявления таможенной стоимости определен в ст.323 ТК РФ. При этом положения ст.53 НК РФ, определяющие налоговую базу при исчислении налогов, не применяются.
В ст. 323 установлена процедура определения и заявления таможенной стоимости товаров, являющейся основой налоговой базы при исчислении таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст.322 ТК РФ.
Таможенная стоимость товаров устанавливается декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, которые установлены законодательством РФ. При этом следует отметить, что для определения таможенной стоимости товаров ввозимых и вывозимых применяются разные методы.
Определенная декларантом таможенная стоимость заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации (п.2 ст. 323).
Таможенный орган наделен контрольными функциями по проверке заявленной декларантом таможенной стоимости. На основании документов и сведений, представленных декларантом, а также исходя из имеющейся в распоряжении таможенного органа информации, которая используется при определении таможенной стоимости товаров, таможенный орган принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
Если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган вправе запросить в письменной форме у декларанта дополнительные документы и сведения (п.4 ст. 323). Таможенный орган устанавливает достаточный срок представления данных документов и сведений.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений (п.4 ст. 323).
При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров (п.5 ст. 323).
Согласно п.7 ст. 323 в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров. Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
Когда таможенный орган определяет таможенную стоимость товаров после их выпуска, он выставляет требование об уплате таможенных платежей в соответствии со ст.350 ТК РФ, если требуется доплата таможенных пошлин, налогов. Уплата дополнительно исчисленных сумм таможенных платежей должна быть осуществлена декларантом в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. При этом пени на дополнительную сумму таможенных пошлин, налогов, уплаченную в течение указанного срока, не начисляются.
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, который устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела в соответствии с ТК РФ.
Помимо общих положений, регламентирующих процедуру определения и заявления таможенной стоимости, в ст. 323 предусмотрены особенности применения такой процедуры.
В п.6 ст. 323 оговорено, что если в сроки выпуска товаров (ст.152 ТК РФ) процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена, то выпуск производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены.
В указанном случае таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей, который был определен таможенным органом. Вместе с тем дополнительное обеспечение уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случае экспорта биржевых товаров, цена реализации которых на момент таможенного оформления неизвестна.
В ст. 324 определена процедура исчисления таможенных платежей лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов (ст.320 ТК РФ).
Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно. Исключение составляют случаи исчисления таможенных пошлин, налогов таможенным органом:
в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, без подачи отдельной таможенной декларации (п.3 ст.295 ТК РФ);
при выставлении плательщику требования об уплате таможенных платежей в соответствии со ст.350 ТК РФ (п.2 ст. 324).
Для целей исчисления сумм таможенных пошлин, налогов определяется таможенная стоимость товаров в порядке, предусмотренном в ст.323 ТК РФ, и применяются ставки таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст.325 ТК РФ.
В ст. 324оговорено, что исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ. Пересчет иностранной валюты при исчислении таможенной пошлины, налогов производится в соответствии со ст.326 ТК РФ.
В ст. 325 предусмотрены правила применения ставок таможенных пошлин, налогов для целей исчисления таможенных платежей в соответствии со ст.324 ТК РФ.
В соответствии с Киотской конвенцией (гл.4 Генерального приложения) национальным законодательством определяется момент времени, на который устанавливаются ставки пошлин и налогов.
Согласно п.1 ст. 325 для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Исключение составляют следующие случаи:
при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (п.3 ст.150 ТК РФ);
при перемещении товаров трубопроводным транспортом (ст.312 ТК РФ);
при незаконном перемещении товаров через таможенную границу (п.1 ст.327 ТК РФ).
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с ТК РФ и НК РФ. Данное правило не применяется в следующих случаях:
при декларировании товаров нескольких наименований с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД (п.2 ст. 325). В указанном случае в соответствии со ст.128 ТК РФ в отношении подобных товаров применяются ставки таможенных пошлин, налогов, соответствующие этому классификационному коду;
при ввозе и вывозе товаров и транспортных средств для личного пользования физическими лицами с применением единых ставок таможенных пошлин, налогов (ст.282 ТК РФ).
В ст. 326 определено правило пересчета иностранной валюты для целей исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст.324 ТК РФ и определения таможенной стоимости товаров в порядке, предусмотренном ст.323 ТК РФ.
Если для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте РФ, устанавливаемый Центральным банком РФ для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
В ст. 327 определены особенности исчисления таможенных платежей при незаконном перемещении товаров через таможенную границу (в зависимости от ввоза или вывоза) либо при использовании товаров с нарушением установленных ограничений.
В отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушениями требований и условий, установленных ТК РФ, и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги, суммы подлежащих уплате таможенных платежей исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, действующих на день пересечения таможенной границы. Если такой день установить невозможно, суммы подлежащих уплате таможенных платежей исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, действующих на день обнаружения таможенными органами таких товаров.
В случае утраты, недоставки или выдачи без разрешения таможенных органов товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита или хранящихся в соответствии с таможенной процедурой временного хранения, суммы подлежащих уплате таможенных платежей исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, действующих на день помещения товаров под соответствующую таможенную процедуру.
В вышеприведенных случаях исчисления таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ, в качестве налоговой базы используются таможенная стоимость товаров, их количество либо иные характеристики, используемые для определения налоговой базы, на день применения определяемых по указанным правилам ставок таможенных пошлин, налогов. Если определить сумму подлежащих уплате таможенных платежей невозможно в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости товаров, сумма таможенных платежей определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, количества или стоимости товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений. При установлении в течение одного года со дня уплаты или выпуска точных сведений о товарах производится возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов либо взыскание недоплаченных сумм в соответствии с гл.33 ТК РФ. При этом из суммы таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ, вычитается уплаченная при обороте товаров сумма налога на добавленную стоимость в размере, подтвержденном документами, используемыми для расчета налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (п.2 ст. 327).
При незаконном вывозе товаров с таможенной территории РФ суммы подлежащих уплате таможенных пошлин исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, действующих на день пересечения таможенной границы. Если такой день установить невозможно, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, действующих на первое число месяца или на первое число первого месяца года, в течение которых товары были вывезены.
Для исчисления таможенных платежей при использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми было предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Таможенная стоимость товаров, их количество либо иные характеристики, используемые для определения налоговой базы, в этом случае определяются на день применения ставок таможенных пошлин, налогов (п.3 ст. 327).
В этих случаях суммы таможенных пошлин, налогов, уплаченных при предшествующем таможенном режиме, подлежат зачету при уплате сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии с условиями вновь избранного (нового) таможенного режима. Такая процедура обеспечивает исключение двойного налогообложения товаров.
Налоговое право соприкасается с таможенным правом. В части взимания таможенных платежей - таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и акциза, отнесенным к федеральным налогам и сборам, действуют специальные нормы, содержащиеся в таможенном законодательстве, если иное прямо не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что при установлении таких платежей должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничениям прав и свобод граждан (части 2 и 3 статьи 55, статья 57 Конституции РФ). Иными словами, правовой режим данных платежей аналогичен режиму иных налоговых платежей и на данные таможенные платежи в полной мере распространяют свое действие конституционные принципы налогообложения, обозначенные в многочисленных Постановлениях Конституционного Суда РФ по налоговым вопросам. При этом таможенным законодательством могут предусматриваться особенности правового регулирования отношений по взиманию данных платежей.
[1] См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральные органов исполнительной власти» (с изм. от 20 мая 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 11. Ст. 945.
[2] См.: ст. 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФК.З «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31 декабря W7 г.) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.
[3] См.: например, Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учеб. пособие. Саратов, 2000. С. 64—68; Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.. 2000. С. 179—181.
[4] См.: ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изм. и доп., включая от 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586; 2000. № 33. Ст. 3348; № 46. Ст. 4537; 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. № 27. Ст. 2620; № 30. Ст. 3029, 3033; 2003. № 1. Ст. 15; Российская газета; 2003. 1 июля.
[5] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
[6] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изменениями от 23 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2066
[7] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3586.
[8] Постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. N 429 "О Федеральной таможенной службе" // Собрании законодательства Российской Федерации. 2004. N 35. Ст. 3637.
[9] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3586.
[10] Приказ ГТК РФ от 21 ноября 1997 г. N 694 "Об утверждении порядка принятия присяги сотрудниками таможенных органов Российской Федерации" // Справочная правовая система «Гарант».
[11] Указ Президента РФ от 18 июля 1992 г. N 788 "О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации" // Российская газета. 1992. 24 июля.
[12] Указ Президента РФ от 7 ноября 2000 г. N 1849 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1306 от 5 июля 2000 г." // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 46. Ст. 4540
[13] Постановление СМ РФ от 23 октября 1993 г. N 1067 "Об установлении таможенного режима вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 44. Ст. 4204
[14] Постановление Правительства РФ от 9 июля 2001 г. N 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 29. Ст. 3031
[15] Приказ ГТК РФ от 19 октября 2001 г. N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов" // Российская газета. 2001. № 227.
[16] Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" // Российская газета. 1 декабря. 2001.