СОДЕРЖАНИЕ

4. Министерство финансов РФ, как субъект государственного финансового контроля……………………………………………………………………………..3

14. Государственное регулирование страховой деятельности………………..6

24. Контроль за соблюдением хранения, расходования и обращения денег. Ответственность руководителей предприятий, учреждений за нарушение этих правил………………………………………………………………………...19

Задача № 4………………………………………………………………………….22

Задача № 14………………………………………………………...........................25

Задача № 24………………………………………………………………………...28

Список использованных источников и литературы…………………………30

4. Министерство финансов РФ, как субъект государственного финансового контроля

Этот государственный орган исполнительной власти, обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти – федеральными, органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями. Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет 16 заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ. 1

В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ. Основные задачи, функции и права Минфина:

В соответствии с Положением о Министерстве  финансов в РФ, к его основным задачам относят: совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации; разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации; разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени Российской Федерации; управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации; участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней; разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении; осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля; обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе). Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям: государственные финансы в целом — участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами; государственный бюджет — организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ; внебюджетные государственные федеральные фонды — подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов; страхование — участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране; денежное обращение — разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет; государственный кредит — выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели; финансовый рынок — разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг; валютно-финансовые отношения — подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики. 1

14. Государственное регулирование страховой деятельности

В связи с активизацией законотворческой деятельности ряда лоббистских групп в области страхования и принятием Государственной Думой РФ целого ряда законопроектов, представляется целесообразным оценить общее положение сложившееся в страховом законодательстве Российской Федерации в настоящее время. 1

Первые шаги по созданию законодательства в области страхования были сделаны с принятием Закона СССР «О кооперации в СССР», на основании которого в конце 1998 г. были созданы первые страховые кооперативы. Этим законом предусматривалось, что кооперативы могут страховать свое имущество и имущественные интересы в органах государственного страхования, а также создавать кооперативные страховые учреждения, определять условия, порядок и виды страхования.

Наибольшую роль в ускорении создания негосударственных страховых организаций сыграло утвержденное Советом Министров СССР «Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» (19 июня 1990 г.) и постановление «О мерах по демонополизации народного хозяйства» (16 августа 1990 г.). Последнее являлось основанием для работы на страховом рынке конкурирующих между собой государственных , акционерных, взаимных и кооперативных обществ, имеющих право проводить различные виды страхования.

Собственно специализированная законодательная база страхования была создана 27 ноября 1992 г., когда был принят Закон Российской Федерации «О страховании».

Для осуществления государственного надзора за страховой деятельностью на территории Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации была создана Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор), которая являлась центральным органом федеральной исполнительной власти и подчинялась Правительству Российской Федерации, действуя на основании утвержденного им Положения.

Оценивая сложившуюся за последние десять лет законодательную базу, можно выделить 4 группы законодательства, регулирующего страховую деятельность:

1) общее страховое законодательство – законодательные и иные нормативные акты, регулирующие страховую деятельность всех страховых и перестраховочных компаний, независимо от их организационно правовых форм, форм собственности и страховой специализации. («Гражданский кодекс РФ», Закон РФ «Об акционерных обществах»; Закон РФ «О некоммерческих организациях».

2) специальное страховое законодательство – законодательные и иные нормативные акты, регулирующие конкретные виды страхования Закон РФ «О страховании» («Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

3) общее гражданское законодательство.

4) общее предпринимательское (хозяйственное) законодательство.

К ведомственным нормативным актам относятся многочисленные нормативные документы, принятые федеральным органом страхового надзора, Минфином РФ, Госналогслужбой РФ, Госгортехнадзором РФ, Госатомнадзором РФ и другими федеральными службами России, которые регулируют отдельные стороны страховой деятельности.

Деятельность «Российского Союза Автостраховщиков (РСА)» регулируется Законом РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Анализируя последовательность событий, можно сделать заключение о том, что так же, как и в 1991 г. , в России реализуется схема ухода от решения важнейшей задачи по созданию комплексного пакета базовых законодательных актов в форме Страхового Кодекса или иного сборника основных документов, регулирующих деятельность на страховом рынке.

Государство регулирует страховую деятельность с помощью законов. Закон «об организации страхового дела в Российской Федерации» 1 устанавливает, что он регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.

Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

Страховая организация обязана получить предварительное разрешение федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) - на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ. В указанном предварительном разрешении отказывается страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям), либо имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов, либо становящимся таковыми в результате указанных сделок, если установленный настоящим пунктом размер (квота) исчерпан или будет превышен при их совершении.

Оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций производится исключительно в денежной форме в валюте Российской Федерации.

Лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера страховой организации с иностранными инвестициями, должны иметь гражданство Российской Федерации.

Страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации), имеет право осуществлять в Российской Федерации страховую деятельность, если иностранный инвестор (основная организация) не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций. созданных на территории Российской Федерации.

Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, могут открывать свои филиалы на территории Российской Федерации, участвовать в дочерних страховых организациях после получения на то предварительного разрешения федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В указанном предварительном разрешении отказывается, если превышен размер (квота) участия иностранного капитала в страховых организациях Российской Федерации.

Юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, определяемых Положением об обществе взаимного страхования, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации.

Страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров.

Страховые агенты - физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

Страховые брокеры - юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика.

Страховые брокеры обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью извещение о намерении осуществлять посредническую деятельность по страхованию за 10 дней до начала этой деятельности. К извещению должна быть приложена копия документа о государственной регистрации брокера в качестве юридического лица или предпринимателя.

Посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций, за исключением договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации, на территории Российской Федерации не допускается, если межгосударственными соглашениями с участием Российской Федерации не предусмотрено иное.

Посредническая деятельность, связанная с заключением на территории Российской Федерации от имени иностранных страховщиков договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации, разрешается с начала страховой деятельности страховой организации, осуществляющей указанную посредническую деятельность. 1

Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.

Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

При страховом случае с имуществом страховая выплата производится в виде страхового возмещения, при страховом случае с личностью страхователя или третьего лица - в виде страхового обеспечения.

Страховой суммой является определенная договором страхования или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты, если договором или законодательными актами Российской Федерации не предусмотрено иное.

При страховании имущества страховая сумма не может превышать его действительной стоимости на момент заключения договора (страховой стоимости). Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную в договоре страхования, за исключением случаев, когда страховщик докажет, что он был намеренно введен в заблуждение страхователем.

Страховое возмещение не может превышать размера прямого ущерба застрахованному имуществу страхователя или третьего лица при страховом случае, если договором страхования не предусмотрена выплата страхового возмещения в определенной сумме.

В том случае, когда страховая сумма ниже страховой стоимости имущества, размер страхового возмещения сокращается пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости имущества, если условиями договора страхования не предусмотрено иное.

Условиями договора страхования может предусматриваться замена страховой выплаты компенсацией ущерба в натуральной форме в пределах суммы страхового возмещения.

В договоре личного страхования страховая сумма устанавливается страхователем по соглашению со страховщиком.

Страховое обеспечение выплачивается страхователю или третьему лицу независимо от сумм, причитающихся им по другим договорам страхования, а также по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения вреда. При этом страховое обеспечение по личному страхованию, причитающееся выгодоприобретателю в случае смерти страхователя, в состав наследственного имущества не входит.

Страховым взносом является плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом.

Страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования.

Страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются или регулируются в соответствии с законами об обязательном страховании.

Страховые тарифы по добровольным видам личного страхования, страхования имущества и страхования ответственности могут рассчитываться страховщиками самостоятельно. Конкретный размер страхового тарифа определяется в договоре страхования по соглашению сторон.

Объект страхования может быть застрахован по одному договору совместно несколькими страховщиками (сострахование). При этом в договоре должны содержаться условия, определяющие права и обязанности каждого страховщика.

Перестрахованием является страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика).

Страховщик, заключивший с перестраховщиком договор о перестраховании, остается ответственным перед страхователем в полном объеме в соответствии с договором страхования.

Страховщики могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их создание не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Эти объединения не вправе непосредственно заниматься страховой деятельностью.

Объединения страховщиков действуют на основании уставов и приобретают права юридических лиц после государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц».

Основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования.

Минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности должен быть не менее 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда - при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни, не менее 35 тысяч минимальных размеров оплаты труда - при проведении страхования жизни и иных видов страхования, не менее 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда - при проведении исключительно перестрахования.

Минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств на день подачи документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности страховой организацией, являющейся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации) либо имеющей долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, должен составлять не менее 250 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а при проведении исключительно перестрахования - не менее 300 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности. 1

Лицензирование страховых организаций

Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью:

а) страховщикам на основании их заявлений с приложением:

учредительных документов;

документа о государственной регистрации;

справки о размере оплаченного уставного капитала;

экономического обоснования страховой деятельности;

правил по видам страхования;

расчетов страховых тарифов ;

сведений о руководителях и их заместителях;

б) страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, на основании их заявлений с приложением:

учредительных документов;

документа о государственной регистрации;

справки о размере оплаченного уставного капитала;

сведений о руководителях и их заместителях.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить несоответствие документов прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации.

Об отказе в выдаче лицензии федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа.

Условия обеспечения финансовой устойчивости страховщиков

Основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования.

Минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности должен быть не менее 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда - при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни, не менее 35 тысяч минимальных размеров оплаты труда - при проведении страхования жизни и иных видов страхования, не менее 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда - при проведении исключительно перестрахования.

Минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств на день подачи документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности страховой организацией, являющейся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации) либо имеющей долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, должен составлять не менее 250 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а при проведении исключительно перестрахования - не менее 300 тысяч минимальных размеров оплаты труда. 1

Для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности.

В аналогичном порядке страховщики вправе создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества.

Страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты.

Из доходов, остающихся после уплаты налогов и поступающих в распоряжение страховщиков, они могут образовывать фонды, необходимые для обеспечения их деятельности.

Страховщики вправе инвестировать или иными образом размещать страховые резервы и другие средства, а также выдавать ссуды страхователям, заключившим договоры личного страхования, в пределах страховых сумм по этим договорам.

Федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью могут устанавливаться дополнительные требования к порядку и условиям образования и размещения страховых резервов страховыми организациями с иностранными инвестициями.

Для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативные соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами. Методика расчета этих соотношений и их нормативные размеры устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующей на основании Положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации. Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:

а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

д) выдача в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями;

е) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным настоящим Законом к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

ж) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе:

а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

в) при выявлении нарушений страховщиками требований настоящего Закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

24. Контроль за соблюдением хранения, расходования и обращения денег. Ответственность руководителей предприятий, учреждений за нарушение этих правил

Порядок и сроки сдачи наличных денег предприятий, предпринимателей, лимиты остатка касс, порядок использования наличных денег из выручки предприятий устанавливаются ежегодно обслуживающими учреждениями банков по согласованию с руководителем предприятия. Лимит остатка (предельный остаток) кассы может быть пересмотрен в течение года на основании представленной заявки по обоснованной просьбе предприятия в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и по другим причинам. Учреждения банков устанавливают размер расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу предприятия. Предприятиям, отдельным категориям предпринимателей, имеющим в своем составе мелко-розничную торговую сеть, пункты передвижной торговли, и иных уполномоченных лиц лимит остатка кассы устанавливается учреждением банка для предприятия в целом.

Госкомстатом России утверждены следующие формы первичных документов: по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, по учету торговых операций (общие), по учету торговых операций при продаже товаров в кредит, по учету торговых операций в комиссионной торговле, по учету операций в общественном питании – постановление Госкомстата России от 25.12.98 № 132.

Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т. е. выпуска в обращение. Наличные деньги (банковские билеты-банкноты и металлическая монета) являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. 1

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с высшим представительным органом Российской Федерации. Официальные сообщения о выпуске в обращение банкнот и монет новых образцов Банк России публикует в средствах массовой информации.

При необходимости повысить техническую защищенность банкнот и монет от подделок (фальшивомонетничества) время от времени осуществляется их модификация (как правило, наиболее крупных достоинств).

В целях обеспечения максимальных удобств при обращении наличных денег могут вводиться денежные знаки новых достоинств.

Ответственность за покупюрный состав наличных денег, находящихся в обращении и необходимых для проведения бесперебойных расчетов наличными деньгами на территории Российской Федерации, возлагается на Банк России.

При безналичном, денежном обращении реальные денежные знаки как средство платежа между субъектами соответствующих отношений отсутствуют, а используются своего рода символы, то есть цифровые записи об обращающейся денежной массе.

Для хранения безналичных денег юридическое или физическое лицо открывает в банке или ином кредитном учреждении на свое имя счет (расчетный, текущий или иной).

В том случае, если первичный документ был составлен с нарушением предъявляемых к его форме и содержанию требований, организация может столкнуться с рядом налоговых последствий (связанных, прежде всего, с формированием налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и с налогом на добавленную стоимость).

Прежде всего, первичные учетные документы должны в обязательном порядке подтверждать факт использования тех или иных ресурсов в процессе производства (факт совершения хозяйственной операции).

Отсутствие, скажем, подписи соответствующего должностного лица на первичных документах, послуживших основанием для отнесения затрат на себестоимость, может означать, что работы фактически не выполнялись, отсутствие даты – невозможность определить к какому отчетному периоду относится операция, отсутствие других обязательных реквизитов – нарушение требований действующего законодательства.

При использовании в расчетах наличных денежных средств организации обязаны, в частности, соблюдать следующие положения действующего законодательства:

1. Организации в обязательном порядке должны иметь кассу и вести кассовую книгу (пункт 3 Порядка ведения кассовых операций) по форме № КО-4 «Кассовая книга», утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (в редакции изменений и дополнений).

2. Наличные средства, числящиеся в кассе организаций, должны составлять сумму, не превышающие лимит наличных средств, установленный учреждениями банков по согласованию с руководителем организации (пункт 5 Порядка ведения кассовых операций).

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе организации представляют в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по установленной Положением о наличном обращении форме.

3. Если организация имеет постоянную наличную выручку, то она вправе использовать ее на хозяйственные цели, в том числе и на оплату приобретаемых товаров, только по согласованию с обслуживающими их банками. В соответствии с пунктом 2.7 Положения о наличном обращении согласование с учреждением банка на расходование денежной выручки из кассы организации оформляется на бланке расчета по форме 0408020 (приложение № 1 к Положению). При наличии у организации счетов в нескольких банках, согласование производится с одним из них, а остальные учреждения уведомляются о наличии такого согласования. 1

Задача № 4

Условие:

Филиал ОАО «Манрос» в результате реорганизации получил статус общества с ограниченной ответственностью. Объём реализации продукции за год составил 3.200 тыс. рублей, валюта баланс на конец года – 3000 тыс. рублей.

Дайте понятие аудиторской деятельности.

Назовите виды аудита в соответствии с действующим законодательством.

Со ссылками на нормы действующего законодательства дайте ответ на вопросы.

1. Подлежит ли ОАО «Манрос» обязательному аудиту, если да то каков порядок его проведения?

2. Подлежит ли филиал ОАО «Манрос» обязательному аудиту, если да то каков порядок его проведения?

Решение:

Аудит предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств экономических субъектов, а также оказание других аудиторских услуг.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

В соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ в состав годовой бухгалтерской отчетности наряду с бухгалтерским балансом, отчетом о прибылях и убытках и приложениями к ним, пояснительной записки включается аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

На основании статьи 7 федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ 1 определены случаи осуществления обязательного аудита (ежегодной обязательной аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации, например если объем выручки организации от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (т.е. более 50 млн. рублей) или сумма активов баланса на конец отчетного года превышает установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда в 200 тыс. раз (т.е. более 20 млн рублей), ООО «Монрос» обязательному аудиту не подлежит.

Федеральным законом «О бухгалтерском учете» 2 и иным законодательством Российской Федерации (в частности, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации) определены пользователи бухгалтерской отчетности. При этом законодательство не увязывает вопрос обеспечения полноты представляемой годовой бухгалтерской отчетности (с точки зрения как состава годовой бухгалтерской отчетности, так и порядка раскрываемой в ней в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету и иными нормативными актами информации) с конкретным пользователем бухгалтерской отчетности, т.е. представляемая всем пользователям бухгалтерская отчетность должна быть идентичной.

Учитывая изложенное, организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность всем пользователям, определенным законодательством Российской Федерации, включая налоговые органы по месту учета организации, в составе форм, принятых организациями в установленном порядке, пояснительной записки (в установленных случаях), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Задача № 14

Условие:

Городской совет г. Новосибирска обратился с иском о взыскании с Администрации Новосибирской области 50.000.000 руб. дотации и субвенций, недополученных Советом по Закону НСО «О Бюджете Новосибирской области (НСО)», а также причиненных не своевременных финансированием убытков в размере 28.000.000 руб.

В соответствии с вышеназванным законом бюджету г. Новосибирска было предусмотрено выделение из бюджета Новосибирской области в текущем году дотаций в сумме 30.000.000 руб. и субвенций в сумме 40.000.000 руб. Фактически было перечислено 10.000.000 руб. дотаций и 10.000.000 руб. субвенций. На покрытие бюджетных расходов истцом затрачено средств из собственных источников дохода в размере 28.000.000 руб. Таким образом, городской совет просил возместить неполученные дотации в сумме 20.000.000 руб., субвенции в размере 30.000.000 руб., а также убытки, вызванные не поступлением в бюджет средств в размере 28.000.000 руб.

Дайте понятие дотаций и субвенций в бюджетном праве.

Каким должно быть решение судебного органа. Ответ обоснуйте ссылками на положение Бюджетного кодекса РФ.

Проанализируйте сложившуюся ситуацию. Свой ответ обоснуйте нормами действующего законодательства.

Решение:

Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. 1

Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Решение судебного органа в соответствии с ч. 1 ст. 163 «Права и обязанности получателей бюджетных средств» Бюджетного кодекса Российской Федерации «получатели бюджетных средств имеют право на: своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации; своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; компенсацию в размере недофинансирования» и ст. 293 Бюджетного кодекса - Неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. 1 Должно быть следующим, получателю бюджетных средств, Городскому совету г. Новосибирска Администрация Новосибирской области должна компенсировать недополученные дотации в сумме 20.000.000, и субвенции в размере 30.000.000, а также убытки, вызванные не поступлением в бюджет средств в размере 28.000.000 руб.

Суд должен наложить штраф на Администрацию Новосибирской области в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, выплату и обязать выплатить компенсации в размере недофинансирования.

В соответствии с ч. 1 ст. 163 Бюджетного кодекса получатели бюджетных средств имеют право на:

- своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;

- своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;

- компенсацию в размере недофинансирования.

Соответственно неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 293 Бюджетного кодекса). 1

Задача № 24

Условие:

ООО «Икар» заключило с ЗАО «Мера» договор поставки товара. Ввиду того, что у ЗАО «Мера» были заблокированы банковские счета, расчеты по сделке были осуществлены в наличной денежной форме.

Дайте понятие наличной формы расчетов.

Имеются ли какие – либо ограничения для наличной формы расчетов по сделке заключенной ООО «Икар» заключило с ЗАО «Мера»?

Решение:

Наличная форма расчетов – операции банка с денежной наличностью, которые проводятся с юридическими и физическими лицами.

В соответствии с ч. 1 ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке.

Ч. 2 ст. 861 ГК РФ указывает на то, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

Законодательство устанавливает ограничения для наличной формы расчетов по сделке заключенной ООО «Икар» заключило с ЗАО «Мера».

Центральный банк Российской Федерации Указанием от 14.11.2001 года N 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» установил в Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб. 1

В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации («ГК РФ»), сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка) (п. 3 ст. 154 ГК РФ).

Таким образом с момента вступления в силу Указания ЦБ РФ от 14.11.2001 года N 1050-У предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в сумме 60 тыс. руб. установлен по одной сделке, т.е. по одному договору. 1

Это означает, что если договором на выполнение ремонтно-строительных работ предусмотрены этапы выполнения работ, предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами должен применяться в отношении всех этапов выполненных работ, произведенных на основании одного договора, т.е. совершенных в рамках одной сделки - договора на выполнение ремонтно-строительных работ.

В связи с изложенным, под одной сделкой при применении Указания ЦБ РФ от 14.11.2001 года N 1050-У понимается один договор, даже при заключении длительных договоров, в том числе и тех, при выполнении которых подписываются дополнительные соглашения о выполнении и оплате отдельных этапов (частей) договора. Кроме того, как разъяснено в совместном письме Банка России от 02.07.2002 года N 85-Т и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.07.2002 года N 24-2-02/252 предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами (т.е. 60 тыс. руб.).

Список использованных источников и литературы

1. Закон РФ от 27.11.92 N 4015-I (ред. от 25.04.2002) «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ (ред. от 30.12.2001) «Об аудиторской деятельности».

3. Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О бухгалтерском учете».

4. Карасева М.В., Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ, 2000.

5. Подкаминер В. Ю., Президент НП «Сообщество профессиональных страховщиков» Практика принятия и применения страхового законодательства в Российской Федерации. // Финансы. № 3, 2004 г.

6. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1999.

7. Финансовое право: Учебник / Под ред. О. Н. Горбуновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.


1 Карасева М.В., Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. С. 43.

1 Бабич А.М., Павлова Л.Н., Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. С. 90 – 95.

1 Подкаминер В. Ю., Президент НП «Сообщество профессиональных страховщиков» Практика принятия и применения страхового законодательства в Российской Федерации. // Финансы. № 3, 2004 г.

1 Закон РФ от 27.11.92 N 4015-I (ред. от 25.04.2002) «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

1 Закон РФ от 27.11.92 N 4015-I (ред. от 25.04.2002) «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

1 Закон РФ от 27.11.92 N 4015-I (ред. от 25.04.2002) «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

1 Закон РФ от 27.11.92 N 4015-I (ред. от 25.04.2002) «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

1 «Формирование отчетных показателей годовой бухгалтерской отчетности, составление и предоставление отчетности» // "Бухгалтерский учет и налоги", № 4. 2003 г. С. 18.

1 Гейц И. В. «Налогообложение коммерческих организаций» // «Бухгалтерский учет и налоги», № 2, 2003 г. С. 67.

1 Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ (ред. от 30.12.2001) «Об аудиторской деятельности».

2 Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О бухгалтерском учете».

1 Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. Ред. М. В. Карасева. – Юристъ, 2002. С. 179-224.

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 08.08.2001 г., с изм. от 30.12.2001 г.).

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 08.08.2001 г., с изм. от 30.12.2001 г.).

1 Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 года N 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке».

1 Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 года N 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке».