Содержание

Глава 1. Психологические теории мотивации. 3

1.1. Теории мотивации в отечественной психологии. 3

1.2. Теории мотивации в зарубежной психологии. 2

1.3. Понятие мотива и мотивации. 7

Глава 2. Мотивы в выборе профессии. 12

2.1. Профессиональный интерес. 12

2.2. Профессиональный мотив. 16

2.3. Профессиональная потребность. 22

2.4. Профессиональное желание. 25

Список литературы.. 31

Глава 1. Психологические теории мотивации

1.1. Теории мотивации в отечественной психологии

Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с не­запамятных лет. Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в ра­ботах древних философов, а в настоящее время таких теорий насчитывается уже несколько десятков. Точка зрения на происхождение мотивации человека в про­цессе развития человечества и науки неоднократно менялась. Однако большин­ство научных подходов всегда располагалось между двумя философскими тече­ниями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической пози­ции, а она особенно отчетливо выступала в работах философов и теологов вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что только человек на­делен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора дей­ствий, а мотивационный источник человеческого поведения усматривался исклю­чительно в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как учение в основном рассматривал поведение животных. Сторонники данного учения исходили из утверждения, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознава­емыми силами, имеющими свои истоки в органических потребностях. Схематич­но история исследования проблемы мотивации представлена на рис.1. Изо­браженная на нем схема была предложена американским ученым Д. Аткинсоном и частично модифицирована Р. С. Немовым.

Первыми собственно психологическими теориями мотивации принято считать возникшие в XVII—XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рацио­налистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Первая была связана с ис­пользованием математических знаний при объяснении поведения человека. Она рассматривала проблемы выбора человека в экономике. Впоследствии основные положения данной теории были перенесены на понимание человеческих поступ­ков в целом.

Возникновение и развитие теории автомата было вызвано успехами механики в XVII-XVIII вв. Одним из центральных моментов дайной теории было учение о рефлексе. Причем в рамках данной теории рефлекс рассматривался как механи­ческий, или автоматический, врожденный ответ живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных тео­рий (одной — для человека, другой — для животных) продолжалось вплоть до кон­ца XIX в.

Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений в начале XX в. возникли еще два новых направления. Их возникновение в значи­тельной степени было обусловлено открытиями И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция мотивации по своей сути являлась логическим продол­жением идей основоположника бихевиоризма Д. Уотсона. Представителями это­го направления, получившими наибольшую известность, являются Э. Толмен, К. Халл-и Б. Скиннер. Все они пытались объяснить поведение в рамках исходной схемы бихевиоризма: «стимул—реакция».

Другая теория — теория высшей нервной деятельности — была разработана И. П. Павловым, а ее развитие продолжено его учениками и последователями, сре­ди которых были следующие: Н. А. Бернштейн — автор теории психофизиологи­ческой регуляции движений; П. К. Анохин, предложивший модель функциональ­ной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта; Е. Н. Соколов, который открыл и исследовал ориентировоч­ный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, а также предложил модель кон­цептуальной рефлекторной дуги.

Среди отечественных психологов начала XX века, поднимавших вопросы мотивации поведения человека, следует наметить А.Ф. Лазурского, опубликовавшего в 1906 году книгу «Очерк науки о характерах». В ней довольно большое место отводится обстоятельному обсуждению вопросов, связанных с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью к внутренней задержке побудительных импульсов, высказанные положения не утратили актуальности и в настоящее время.

О влечениях, желаниях и «хотениях» человека, в связи с вопросами о воле и волевых актах, рассуждал в своих работах другой крупный отечественный психолог Н.Н. Ланге (1914). В частности, он дал свое понимание отличий влечений от «хотений», полагая, что последние – это влечения, переходящие в активные действия. Для него «хотение» - это деятельная воля[19, c. 61].

В 20-х годах и позже вопросы мотивации поведения рассматривал В.М. Боровский (1927) и Н.Ю. Войтонис (1929, 1935), стоявший на биологизаторских позициях. Л.С. Выготский в своих работах тоже не оставил без внимания проблему детерминации и мотивации поведения человека. Так, в учебном пособии «Педология» подростка» (1930-1931) он отводит большую главу вопросу о сущности интересов и поведения ребенка, изменением структуры направленности его поведения. В другой работе _ «Истории развития высших психических функций» - Л.С. Выготский уделяет большое внимание вопросу о «борьбе мотивов». Одним из первых он стал разделять мотив и стимул, говорил о произвольной мотивации.

В 40-х годах мотивацию, с позиции «теории установки», рассматривал Д.Н. Узнадзе (1966), говоривший, что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко, а именно как то, что является нужным для организма, но чем он в данный момент не обладает[1 , c. 44].

В отечественной психологии вплоть до середины 1960-х гг. психологические исследования были сосредоточены на изучении познавательных процессов. Ос­новной научной разработкой отечественных психологов в области проблем моти­вации является теория деятелъностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А. Н. Леонтьевым.

Рассмотрим психологическую теорию деятельности Леонтьева.  Соглас­но его концепции, мотивационная сфера человека, как и другие его психологиче­ские особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В частно­сти, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия, а в основе ди­намических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей.

Таким образом, данная концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возни­кают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. В соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей.


Рисунок 1 –История исследования проблемы мотивации

1.2. Теории мотивации в зарубежной психологии

Во второй половине XIX в. с появлением эволюционной теории Ч. Дарвина воз­никли предпосылки к тому, чтобы пересмотреть некоторые взгляды на механиз­мы поведения человека. Разработанная Дарвином теория позволила преодолеть антагонизмы, разделявшие взгляды на природу человека и животных как на два несовместимых в анатомо-физиологическом и психологическом отношениях явления действительности. Более того, Дарвин был одним из первых, кто обратил внимание на то, что у человека и животных имеется немало общих потребностей и норм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений и инстинктов.

Под влиянием этой теории в психологии началось интенсивное изучение разум­ных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у челове­ка (3. Фрейд, У. Макдугалл, И. П. Павлов и др.). В ходе этих исследований изме­нилось представление о потребностях. Если раньше исследователи, как правило, пытались связать потребности с нуждами организма и поэтому использовали по­нятие «потребность» чаще всего для объяснения поведения животных, то в процессе трансформации и развития научных воззрений данное понятие стали использовать и для объяснения поведения человека. Следует отметить, что использование понятия «потребность» в отношении человека привело к расширению )того понятия. Стали выделять не только биологические, но и некоторые социальные потребности. Однако главной особенностью исследований мотивации поведения человека на данном этапе было то, что в отличие от предыдущего этапа, на котором противопоставлялось поведение человека и животного, эти принципиальные отличия человека от животного старались свести к минимуму. Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное[6, c. 40].

Одним из первых проявлений такой крайней, по существу биологизаторской, точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов 3. Фрейда и У. Макдугалла, предложенные в конце XIX в. и получившие наибольшую популярность в начале XX в. Пытаясь объяснить социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, Фрейд и Макдугалл свели все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. Так, в теории Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. Макдугалл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения. В более поздних работах Макдугалл добавил к перечисленным еще восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям[1, c. 188].

Разработанные теории инстинктов все же не смогли ответить на многие вопросы и не позволили решить ряд весьма существенных проблем. Например, как доказать существование у человека этих инстинктов и в какой мере могут быть све­яны к инстинктам или выведены из них те формы поведения, которые приобретаются человеком прижизненно под влиянием опыта и социальных условий? А также как в этих формах поведения разделить собственно инстинктивное и приобретаемое в результате научения?

Споры вокруг теории инстинктов не смогли дать научно обоснованного ответа ни на один из поставленных вопросов. В итоге все дискуссии закончились тем, что само понятие «инстинкт» применительно к человеку стало употребляться все реже. Появились новые понятия для описания поведения человека, такие как по­требность, рефлекс, влечение и другие.

В 20-е гг. XX в. на смену теории инстинктов пришла концепция, в рамках кото­рой все поведение человека объяснялось наличием у него биологических потреб­ностей. В соответствии с данной концепцией было принято считать, что у челове­ка и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают оди­наковое воздействие на поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удов­летворение потребности ведет к снижению напряжения. В этой концепции прин­ципиальных различий между понятиями «инстинкт» и «потребность» не было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными, а потребности могут приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека.

Следует отметить, что использование понятий «инстинкт» и «потребность» в данной концепции имело один существенный недостаток: их использование устраняло необходимость учета в объяснении поведения человека когнитивных психологических характеристик, связанных с сознанием и с субъективными со­стояниями организма. Поэтому данные понятия впоследствии были заменены по­нятием влечения, или драйва. Причем под влечением понималось стремление организма к какому-то конечному результату, субъективно представленному в ви­де некоторой цели, ожидания или намерения на фоне соответствующего эмоцио­нального переживания.

Одной из теорий, возникших на рубеже ХIХ-ХХ вв. и продолжающих разра­батываться сейчас, является теория органических потребностей животных. Она возникла и развивалась под влиянием прежних иррационалистических традиций в понимании поведения животных. Ее современные представители видят свою за­дачу в том, чтобы объяснить поведение животных с позиций физиологии и биоло­гии.

Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появ­ляться в психологической науке начиная с 30-х гг. XX в. Первой из них была тео­рия мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы ра­боты представителей гуманистической психологии —Г. Мюррея, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса и др. Рассмотрим некоторые из них.

Достаточно широкую известность получила мотивационная концепция Г. Мюр­рея. Наряду с выделенным У. Макдугаллом перечнем органических, или первич­ных, потребностей, идентичных основным инстинктам, Мюррей предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это потребности достижения успехов, аффилиации, агрессии, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, непри­ятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Впослед­ствии кроме этих двадцати потребностей автор приписал человеку еще шесть: при­обретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости[1, c. 45-49].

Другая, еще более известная концепция мотивации поведения человека, при­надлежит А. Маслоу. Чаще всего, когда говорят о данной концепции, имеют в виду существование иерархии человеческих потребностей и их классификацию, пред­ложенную Маслоу. Согласно данной концепции, у человека с рождения последо­вательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей (рис.2): физиологические (органические) потребности, потребности в безопас­ности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почита­ния), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в са­моактуализации. Причем, по мнению автора, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину.

Во второй половине XX в. теории потребностей человека были дополнены рядом мотивационных концепций, представленных в трудах Д. Макклелланда, Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера и др. В определенной мере они близки друг к другу и имеют ряд общих положений.

Во-первых, в большинстве данных теорий отрицалась принципиальная воз­можность создания единой универсальной теории мотивации, одинаково успеш­но объясняющей как поведение животных, так и человека.

Во-вторых, подчеркивалось, что стремление снять напряжение как основной мотивационный источник целенаправленного поведения на уровне человека не работает, во всяком случае не является для него основным мотивационным прин­ципом.

В-третьих, в большинстве данных теорий утверждалось, что человек не реак­тивен, а изначально активен. Поэтому принцип редукции напряжения для объяс­нения поведения человека неприемлем, а источники его активности следует ис­кать в нем самом, в его психологии.

В-четвертых, данные теории признавали наряд}' с ролью бессознательного су­щественную роль сознания человека в формировании его поведения. Более того, по мнению большинства авторов, сознательная регуляция для человека является ведущим механизмом формирования поведения.

В-пятых, для большинства теорий данной группы было свойственно стремле­ние ввести в научный оборот специфические понятия, отражающие особенности человеческой мотивации, например «социальные потребности, мотивы» (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен), «жизненные цели» (К. Роджерс, Р. Мей), «когнитивные факторы» (Ю. Роттер, Г. Келли и др.).

В-шестых, авторы теорий этой группы были едины во мнении о том, что для исследования мотивации человека неприемлемы методы исследования причин поведения у животных. Поэтому они предприняли попытку найти специальные методы изучения мотивации, подходящие только для человека.


Рисунок 2 – Структура потребностей по А. Маслоу.

Все рассмотренные теории имеют свои достоинства и вместе с тем свои недо­статки. Основной их недостаток заключается в том, что они в состоянии объяс­нить лишь некоторые феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих в этой области психологических исследований. Поэтому исследование мотивационной сферы человека продолжается и в наши дни.

1.3. Понятие мотива и мотивации

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910)[1, c. 10]. Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

Термин «мотивация» в современной литературе используется как родовое понятие для обозначения всей совокупности психологических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение на жизненно важные условия и предметы, определяющие пристрастность, избирательность и конечную направленность психического отражения и регулируемой им активности. Такая широкая трактовка соответствует непосредственному житейскому пониманию мотивации как того, что объясняет, почему живое существо предпочитает совершать одно, а не другое, иными словами, что лежит в основе причинной обусловленности поведения. Этому пониманию отвечают и наиболее обобщенные определения мотивации как «через психику реализующейся детерминации» (Рубинштейн, 1969), как «совокупности факторов, побуждающих поддерживающих и направляющих поведение» (Madsen, 1968)[5, c. 3].

Мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. В широком смысле термин «мотивация» используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен [К. Майзеп, 1959]; Ж. Годфруа, 1992), в другом случае — как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направлен­ность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мо­тива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуще­ствления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас, 1990).

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Пер­вое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззре­нием, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм[11 c, 22-23].

Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся моти­вов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т. е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, В. А. Иванников (1985) считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А. Н. Леонтьев), т. е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ).

Однако при таком подходе остается непонятным, во-первых, что же придает по­будительность — ситуация или мотив, во-вторых, каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация. Высказывания авторов о соотношении мотива и мотивации не проясняют этого вопроса. Так, Р. А. Пилоян пишет, что мо­тивация и мотив — взаимосвязанные, взаимообусловленные психические катего­рии и что мотивы действия формируются на базе определенной мотивации (т. е. мотивы вторичны). И в то же время он утверждает, что через выработку отдельных мотивов мы можем влиять на мотивацию в целом (т. е. уже мотивация зависит от мотивов, которые становятся первичными). Кроме того, автор считает, что мотивы относятся к действиям, а мотивация — к деятельности, не давая этому какого-либо обоснования.

Нелегко выяснить соотношения между мотивацией и мотивом и в книге И. А. Джидарьян (1976). Она пишет, что, в отличие от мотивации, мотив имеет более узкое значение. В нем фиксируется собственно психологическое содержание, а именно тот внутренний фон, на котором развертывается процесс мотивации поведения в целом. Именно мотив энергизирует и направляет действия человека на каждый момент вре­мени. Спрашивается — в чем же тогда состоит роль мотивации, если все осуществ­ляется с помощью мотива? В этом случае понятие «мотивация» становится лишним. В. Г. Леонтьев (1992) выделяет два типа мотивации: первичную, которая прояв­ляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляю­щуюся в форме мотива. Следовательно, в данном случае тоже имеется отождеств­ление мотива с мотивацией. В. Г. Леонтьев полагает, что мотив как форма мотива­ции возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей, и с этим нельзя не согласиться.

Во многих случаях психологи (а биологи и физиологи — постоянно) под мотива­цией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внут­реннюю мотивацию.

Наряду с психологами проблема мотивации и мотива разрабатывается и крими­налистами '. Среди них тоже нет единого понимания мотивации. В одном случае она   понимается как метод самоуправляемости личности через систему устойчивых по­буждений, т. е. через мотивы (К. Е. Игошев, 1974), в другом случае — как процесс формирования мотива поведения (В. Д. Филимонов, 1981), в третьем — как сово­купность мотивов, как сложная и противоречивая, изменчивая динамическая систе­ма (Н. Ф. Кузнецова, 1975). 

Таким образом, ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции пове­дения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства

Кстати, первыми работами по мотивам в России были труды юриста Л. И. Петражицкого, например «О мотивах человеческих поступков» (1904).

Таким образом, термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта. Под мотивом также часто понимают совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта[1 c, 30].


 Глава 2. Мотивы в выборе профессии

2.1. Профессиональный интерес

Интересы являются важной составной частью направленности личности, ее мотивационной сферы, и представляют собой форму проявления потребностей. В Н. Мясищев, рассматривая интересы в тесной связи с потребностями личности, в то же время отмечал своеобразие интересов, заключающееся в том, что они выражают тенденцию к реальному овладению ими.

В литературе имеются попытки классификации интересов по разным основаниям. В соответствии с одним из таких оснований - формой деятельности - выделяют игровые, познавательные и профессиональные интересы. Однако, в строгом смысле слова, все интересы являются познавательными[2 c, 66].

Под профессиональным интересом понимают избирательную направленность личности на профессию как на социально-психологическую роль. Необходимо отличать заинтересованность и устойчивый профессиональный интерес. Критерий их различия - информационный: устойчивый профессиональный интерес основан на всесторонней объективной информации, а заинтересованность на существенной, но ограниченной. Кроме того, профессиональный интерес характеризуется направленностью на сущностные стороны профессии: предмет и условия труда, профессиональной подготовки. Профессиональные интересы у подростка формируются на основе имеющихся познавательных интересов и тесно с ними взаимосвязаны. Поэтому диагностика познавательных интересов имеет существенное значение в практике профориентации.

Познавательные и профессиональные интересы являются ядром когнитивного компонента субъективно-личностной модели будущей профессии у старшеклассников.

Профессиональные интересы (от лат. profiteor – объявляю своим делом и interest – важно) — элементы мотивационно–потребностной сферы.

Профессиональные интересы обращены на различные виды профессиональной деятельности и побуждают к овладению ими. В ряду других форм мотивации, связанных с преобразованием предмета деятельности, профессиональные интересы по механизмам эмоционального удовлетворения связаны не столько с продуктом, или результатом деятельности, сколько с процессом. Характерно, что их удовлетворение не приводит к психологическому насыщению, так как они поддерживаются самоценными переживаниями захваченности.

Профессиональные интересы развиваются в контексте ведущих деятельностей, свойственных тому или иному этапу психического и профессионального развития (Р. Золле, Д. Сьюпер). В этом развитии они проходят ряд стадий: зарождение отдельных интересов, их оформление в предметном контексте, начало формирование системы интересов (ее аморфность) и ее кристаллизация, наступающая, по мнению Э. Тодта, до 15 лет и являющаяся одним из основных признаков зрелости профессиональных установок. В развитии профессиональных интересов большую роль играет половая дифференциация: девушки больше ориентированы на межчеловеческие отношения, а юноши — на достижение независимости. В частности, при выборе технических специальностей девушки более интересуются совершенствованием технологий и использованием их для социальных нужд, юноши — оптимизацией конструкций. По мере вхождения в профессию половые различия все больше стираются (Я. Хардинг).

Биологический подход к анализу индивидуального развития профессиональных интересов реализован прежде всего в психоаналитических теориях. Здесь данное развитие понимается как процесс связывания эмоциональных состояний, обусловленных базовыми организмическими потребностями, с определенными предметами или действиями с ними (катексис). При созревании потребностей ребенка и при их столкновении с социальными запретами происходит фиксация на этих потребностей, в силу этого им придается особая ценность; в дальнейшем эта фиксация обусловливает стремление к удовлетворению исходных потребностей уже в области профессиональных занятий. Так, например, утверждается, что агрессия может приводить к выбору профессии хирурга, а фиксация на действиях царапания — к выбору занятий столяра или плотника (Bordin E.S.).

Особое место в этой традиции занимает Э. Роу, создавшая двухфакторную теорию профессиональных интересов.

Близко к психоаналитическим подходят характерологические теории развития профессиональных интересов, в которых они понимаются как отдельные аспекты универсальных типов жизнедеятельности (Э. Шпрангер, Дж.Л. Холланд, Е.А. Личко).

В социальных подходах к развитию профессиональных интересов в качестве ведущих механизмов рассматриваются рефлексивные процессы, связанные с оценкой результативности деятельности по социально задаваемым образцам. Так, например, интерес может рассматриваться как чувство компетентности при выполнении той деятельности, которая в силу операциональной готовности наиболее удается (Е.Л. Деци, С.П. Смит, М. Гебхард), или как выученный эталон идентификации со значимыми другими (А. Бандура, В. Мишел).

В решении вопроса о систематике профессиональных интересов в настоящее время наиболее распространенным является эмпирический подход, когда основным критерием выделения тех или иных профессиональных интересов является современное разделение общественного труда (по социологическим и демографическим данным). Примером может служить известный опросник Г.Ф. Кьюдера, основанный на его классификации профессий. Попыткой выйти за рамки чисто эмпирического основания является факторно–аналитическое исследование Дж.П. Гилфорда, в котором были объединены личностные признаки и признаки интересов, а также шестиугольная модель интересов Дж.Л. Холланда.

Признано, что субъективные методы (опросники, интервью) лучше выявляют профессиональные интересы, чем объективные (тесты достижений и интеллекта). Но в существующих опросниках как раз феноменологический признак (эмоциональный аспект интересов) реализован недостаточно, что приводит к неразличению профессиональных интересов от других форм мотивации, прежде всего от намерений. По своей форме опросники для диагностики профессиональных интересов могут подразделяются на те, которые основаны на „принудительном выборе“ (forced choice), когда испытуемому из нескольких занятий предлагается выбрать одно („Дифференциально–диагностический опросник“ Е.А. Климова, „Тест профессиональных интересов. Форма АА“ М. Ирле); те, которые основаны на „свободном выборе“ (free choice), когда надо достаточно точно определить степень интересности занятия („Карта интересов“ А.Е. Голомштока); и те, которые основаны на рейтинговых шкалах („терминальные ценности“ в методике М. Рокича). Существуют проективные стратегии выявления профессиональных интересов, например, „Тест профессиональных изображений“ М. Ахтниха. Существует опыт использования теста репертуарных решеток для оценки профессиональных интересов, когда предъявляемые по три профессии сравниваются по степени их схожести или различия (У. Кляйнбек). Методики диагностики профессиональных интересов различаются также и по аспектами деятельности: в одних выявляется отношение к предметам деятельности (работа с людьми, с математическими символами и пр.), в других — к конкретным операциям (наблюдение, анализ, проверка). Наиболее комплексной методикой является „Бланк профессиональных интересов“ Э.К. Стронга, где выявляются отношения к профессиям, к школьным предметам, к развлечениям, спорту и играм, к занятиям профессионального вида, к личностным свойствам и т.д.

Процесс формирования профессионального интереса у школьников представляет собой "накопление" структурных компонентов с помощью составляющих элементов. В эмоциональном компоненте это положительное отношение к профессии, уверенность в правильном ее выборе, удовлетворенность выбором. Мотивационный компонент включает обоснование выбора профессии, выделение факторов, обусловливающих этот выбор. Интеллектуальный компонент наполняется представлением о выбранной профессии, знанием ее особенностей. Волевой компонент включает активность субъекта при познании и выборе профессии. Характерно, что содержание образовавшихся структур составных компонентов в старшем школьном возрасте подвергается минимальной перестройке. Механизм "накопления" проявляется и при формировании, профессионального интереса у студентов.

В формировании профессионального интереса у школьников, студентов и молодых специалистов вскрыт механизм "подкрепления", пусковым импульсом которого являются положительные результаты выполняемой ими деятельности. Благодаря им осуществляется перестройка в структуре интеллектуального и волевого компонентов интереса. В основе механизма подкрепления лежат положительные эмоции, возникающие у субъекта при положительной оценке его деятельности. Отрицательная оценка также может давать результаты. Однако необходимым условием для этого является то, чтобы выполняемая им деятельность была для него значимой и имела личностный смысл [24, c. 52].


2.2. Профессиональный мотив

Одна из форм развития профессиональной направленности состоит в обогащении ее мотивов: отдельного мотива до все более распространенней системы мотивов. Профессиональная направленность большой группы людей может включать одни и те же мотивы и все же быть различной. Это обусловлено тем, что система мотивов всегда предполагает их определенную организацию, структуру. Одни и те же мотивы могут быть различным образом организованы, находиться в различных отношениях соподчинения. И, что особенно важно, различными могут быть ведущие мотивы.

Положительные эмоции в отношении к профессии служат источником возникновения мотивов выбора профессии (мотивационный компонент), происходит обоснование своего профессионального выбора. В структуре мотивационного компонента проявляется широкий спектр мотивов. Далеко не все школьники руководствуются профессионально значимыми мотивами, что указывает на необходимость управления процессом формирования профессиональной мотивации у • школьников, так как на следующем этапе формирования личности специалиста (вузовском) перестроить сформировавшуюся мотивацию не всегда удается. Следует сказать, что именно характер мотивов определяет сущность профессионального интереса и устойчивость (длительность) его сохранения у субъекта. Профессиональный мотив – это основание для выбора той или иной профессии. В качестве мотивов могут выступать профессиональные интересы, жизненные предпочтения, материальные и духовные ценности.

С момента актуализации мотивов выбора профессии формируется интеллектуальный компонент профессионального интереса. В свою очередь познание профессии, внутреннее ее принятие и нахождение своего места в будущей деятельности укрепляет мотивы, эмоции. Проявление самостоятельной интеллектуальной активности школьником затруднительно. В этом ему необходима помощь со стороны педагогов, старших товарищей. Параллельно с проявлением интеллектуальной активности начинает формироваться волевой компонент, в функции которого входит преодоление отрицательных эмоций и неблагоприятных состояний[4, c. 75].

Обычно мотивы, лежащие в основе профессиональной направленности, неоднородны по происхождению, характеру связи с профессией. В этом плане правомерно выделение, во-первых, группы мотивов, выражающих потребность в том, что составляет основное содержание профессии [62]. Другая группа мотивов связана с отражением некоторых особенностей профессии в общественном сознании (мотивы престижа, общественной значимости профессии). Очевидно, что связь индивидуального сознания с профессией приобретает в данном случае более опосредованный характер. Третья группа мотивов выражает ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т.п.). Четвертую группу составляют мотивы выражающие особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убежденность в собственной пригодности, в обладании достаточно творческим потенциалом, в том , что намечаемый путь и есть "мое призвание" и т. п. ). Мотивы, относимые к пятой группе, выражают заинтересованность человека от внешних, объективно несущественных атрибутах профессии. Нередко именно эти мотивы порождают стремление к отдельным "романтическим" профессиям.

Данная классификация, построенная по признаку происхождения мотива, вероятно, может быть продолжена. Существенное различие указанных групп мотивов состоит в их неодинаковом отношении к объективному содержанию профессиональной деятельности. Мотивы, отнесенные к первой группе, делают близкими и ненужными человеку наиболее существенное в данной деятельности, то , в чем состоит ее объективное назначение. Другие группы мотивов не связаны столь тесно с основным содержанием деятельности. Они кристаллизуют потребность не столько в своей деятельности, сколько в различных, связанных с нею обстоятельствах. Несомненно, что указанные группы мотивов неравноценны по значению для развития личности в условиях данной деятельности. Как отмечал П. А. Шавир: "Мотив, органический связанный с содержанием или процессом деятельности , обеспечивает то неустанное внимание к ней, ту увлеченность, которая приводит к развитию соответствующих способностей. Этот мотив побуждает человека оценивать себя, свои знания, свое умение и нравственные качества в свете требований данной деятельности. Тем самым этот мотив является важнейшей психологической предпосылкой самовоспитания." Таким образом, психологически оправданным и педагогически целесообразным различать мотивы, органически связанные с содержанием выполнимой деятельности (прямые мотивы и побочные мотивы. В первом случае человек трудится ради того дела, которым занят. Само возникновение прямых мотивов есть свидетельство того, что данная деятельность приобретает непосредственную личную значимость для человека. К числу прямых мотивов трудовой деятельности относят сознание своего долга, переживание общественной значимости своего труда. Руководствуясь в процессе неинтересной для него работы чувством долга, человек не приспосабливается к внешним требованиям, а усваивает их. Чувство долга не является побочным мотивом, так как оно глубоко связано с выполненной деятельностью, главным образом с ее результативной стороной. Если человек побуждается к деятельности побочными мотивами, внутренне не связанными с ее содержанием или результатом, то нельзя сказать, что он трудится ради того дела, которым занят. Он приспосабливается к внешним требованиям, но не усваивает их. Он побуждается к труду на основе потребностей и чувств, которые не обязаны своим развитием данной деятельности (например, материальная заинтересованность, честолюбие и т.п.). Для того чтобы в процессе труда стимулировалось развитие человека, раскрытие и расширение его творческих сил, необходимо, чтобы центральными для человека были мотивы, внутренне связанные с содержанием выполнимого труда, а при отсутствии интереса к процессу труда - мотивы долга и общественной необходимости. В связи с этим, организуя практическую деятельность студентов в соответствии с возникшими к ним способностями, необходимо добиваться, чтобы притягательной и побудительной силой становилась для студентов основное содержание выполнимой деятельности, то, что составляет ее объективный смысл, а не побочные сопутствующие данной деятельности обстоятельства. Нельзя недооценивать роли и других групп мотивов. Однако их значимость в структуре профессиональной направленности зависит от того, дополняют ли они мотив, отвечающий объективному содержанию профессии, или "конкурируют" с ним. В случаях, когда ведущее положение занимает мотив, относящийся ко второй - пятой группам, уровень профессиональной направленности в большей или меньшей степени снижается. В ней оказывается ослабленной ее сердцевина - увлеченность самим содержанием труда. В мотивации профессионального выбора должна существовать основа (своего рода "психологический атлас") мотивационных факторов трудовой деятельности, охватывающая все возможные аспекты индивидуальной жизнедеятельности, способные определить содержание мотивации профессионального выбора, как универсальные, так и специфические цели разных форм профессионального труда[3 c., 40]

Основываясь на изложенных рассуждениях, под уровнем профессиональной направленности понимается степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии (следовательно, личностного смысла) объективному содержанию профессии. При высоком уровне направленности близким и нужным человеку является наиболее существенное в данной деятельности, то, в чем состоит ее объективное назначение. При низком уровне направленности ведущий мотив выражает потребность не столько в деятельности, сколько в различных, связанных с ней обстоятельствах. Основной показатель уровня - содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность. Очевидно, что без достаточно высокого уровня профессиональной направленности невозможно оптимальное взаимодействие между человеком и избираемым им трудом. Только при этом условии можно прогнозировать успешное развитие творческих и нравственных сил личности в процессе труда.

Благоприятная мотивация составляет важнейшее условие формирования пригодности". В исследованиях, посвященных психологическим аспектам профессиональной ориентации, данный тезис не встречает возражений. Однако значение благоприятной мотивации оценивается обычно в суммарном, обобщенном виде, как избирательно-положительное отношение личности к профессии. В тех же исследованиях (преимущественно социально-психологического характера), в которых выясняются мотивы такого отношения, вопрос об уровне профессиональной направленности, его зависимости от определенной группы мотивов не становится. Между тем, подобно тому как дифференцируется значение способностей для деятельности, должна быть дифференцирована и мотивационная сторона профессионального самоопределения.] С точки зрения требования профессии, интересов ее дальнейшего развития, продуктивности труда ее представителей не безразлично, какой именно мотив будет преобладающим. Было уже отмечено то особое значение для последующей деятельности, какое имеет мотив органически связанный с ее содержанием. Преобладание данного мотива есть вместе с тем и субъективная предпосылка достижения удовлетворенности своим трудом.

Важнейшим смыслообраэующим мотивом в профессиональном самоопределении является мотив соответствия самому себе. Этот мотив связан с самооценочными эмоциями и обеспечивает непротиворечивость образа «Я» в целом (идеальное «Я», возможное «Я» и реальное «Я»). Так, люди, поменявшие свою профессию (например физик или математик становится бизнесменом, или банкиром) по мотивам преимущественно материального характера, часто избегают прямых ответов на вопрос о мотивации совершенного выбора. Для них остается привлекательной ценностью бескорыстный мотив выбора своей прошлой профессии, когда они сопоставляют «Я» в прошлом и «Я» в настоящем. Отрицание своего прошлого «Я» в сознании происходит, когда оценивается не он сам, а другой, например, это выражается в отрицательном отношении к способности другого зарабатывать, «делать деньги». Избегание непосредственной оценки себя связано с механизмом поддержания самооценки, с избеганием отрицательных самооценочных эмоций, разрушающих целостность представлений о себе.

Другим смыслообразующим мотивом является мотив самоуважения. Он выражается в самосознании, как степень достижения идеального «Я». Побуждающее действие этого мотива связано с постановкой цели в отношении выбора ценностей (мотив сохранить или изменить свое идеальное «Я»). Ожидание положительных или отрицательных последствий выбора ценностей, повышающих или понижающих самоуважение, побуждает к совершению или не совершению этого выбора.

К смыслообразуюшим мотивам можно отнести и мотивы достижения успеха или избегания неудач. Если рассматривать мотив достижения, как побуждающее самооценивание, то можно предположить, что в случае развитых когнитивных составляющих самооценки усиливается вероятность мотивации на достижение успеха, а эмоциональная составляющая самооценки в большей степени связана с мотивацией на избегание неудачи.

2.3. Профессиональная потребность

Потребность − одно из фундаментальных понятий современной науки, включающее совокупность утвердившихся значений в рамках той или иной области. В наиболее общем виде потребность определяется философами как «…нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом». Так как потребности являются неотъемлемым атрибутом всего живого, то любая наука, изучающая природу, человека и общество, в большей или меньшей степени затрагивает проблематику потребностей, поэтому понятие «потребность» общее для всей совокупности наук и в этом смысле – общенаучно.

В психологии под потребностью понимают состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Потребности, увлечения и интересы при выборе профессии возникают на основе осознания перспектив и адекватной оценки степени рассогласования требований перспектив с наличными склонностями, знаниями и умениями. На основе общезначимых перспектив формируются мировоззрения, взгляды, убеждения и идеалы, система целей и установок, намерения.

Одной из наиболее популярных мотивационных теорий является иерархическая теория потребностей Абрахама Мослоу. В основе данной теории лежат пять видов потребностей, каждую из которых индивид удовлетворяет последовательно: физиологические потребности, потребность в безопасности и защищенности, социальные потребности, потребность в уважении и потребность в самовыражении. Следует отметить, что в чистом виде данная теория непригодна для решения практических задач трудовой мотивации. Нельзя однозначно трактовать наблюдаемое поведение на основании выявленного мотива деятельности. Необходимо учитывать возможные скрытые потребности, которые лежат в основе мотивации. Также необходимо подчеркнуть возможность непоследовательного удовлетворения потребностей. Так, типичными являются ситуации, когда индивиды выделяют в качестве приоритета гордость, чувство долга и другие составляющие высших человеческих потребностей, не удовлетворив при этом витальные физиологические потребности.

Достаточно противоречивыми являются также и следующие положения анализируемой теории:

1. удовлетворение потребности любого уровня имеет определенную степень насыщения;

2. при конечном удовлетворении потребности определенного уровня индивид последовательно активизирует потребность более высокого уровня.

Данные утверждения имеют практическую значимость лишь в критических ситуациях, когда необходимость удовлетворения определенной потребности усугублена обстоятельствами. Например, если человек не ест несколько дней, естественно, потребность удовлетворения голода выходит на первый план, но из истории мы знаем, что многие великие ученые, писатели, художники творили в нищете.

В связи с этим в данной работе теория Абрахама Маслоу рассматривается скорее как организующая концепция, нежели объясняющая модель.

Идеи А. Маслоу получили дальнейшее развитие в двухфакторной теории мотивации Херцберга.

В основе данной мотивационной модели лежат следующие факторы, оказывающие как директивное, так и косвенное влияние на поведение людей в организации:

1. содержание работы, определяющееся шестью мотиваторами поведения. Данные мотиваторы относятся к высшими потребностями по Маслоу - престижным и духовным;

2. условие работы или гигиенический фактор, включающий в себя десять стимулов, таких как заработная плата, безопасность труда, гарантия занятости и др. Данные стимулы относятся к первичным потребностями по Маслоу.

В ходе проведенных Херцбергом экспериментов было установлено, что когда люди говорили о неудовлетворенности своей работой, они винили окружение, а когда они были удовлетворены занимаемой должностью, то подразумевали престижность профессии, возможность реализовать свой творческий потенциал и т.д. Это подтверждает и теория, согласно которой в своих неприятностях человек всегда винит окружение, а в случае успеха считает, что успеху он обязан только самому себе. Следовательно, можно говорить о том, что удовлетворенность и неудовлетворенность человека, как психологическое состояние личности, имеют качественно разную структуру.

Также необходимо отметить, что стимулы (гигиенические факторы) способствуют закреплению кадров на предприятии, но, практически не влияют на производительность труда, в то время как воздействие на мотиваторы (содержание работы) может повлечь за собой ощутимый прирост производительности труда.

Теории Абрахама Маслоу и Фредерика Херцберга относятся к содержательными теориям мотивации и базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей.


2.4. Профессиональное желание

Желание - отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Желание как мотив деятельности характеризуется достаточно отчетливой осознанностью потребности.

Не менее сильное влияние на изучения вопросов мотивации оказали процессуальные теории. В них анализируется характер распределения усилий индивидом при достижении целей и, как следствие, выбор конкретного вида поведения. Процессуальные теории не отрицают значимости потребностей, но рассматривают непосредственно процесс их удовлетворения. Поведение личности является следствием восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией.

Одной из наиболее распространенных процессуальных теорий является теория экспектации Виктора Врума. Основополагающим понятием его теории является валентность, - степень желания или степень индивидуального предпочтения по отношению к некоторому результату[29,c . 15-18]

Данная модель предполагает, что служащий будет следовать рациональным критериям принятий решений. Основным является вопрос о том, будет ли человек стремиться к максимуму результата или предпочтет довольствоваться меньшим, основываясь на реальных гарантиях существующего положения. Здесь анализируется отношение индивида к риску.

Модель выявляет довольно важный факт, о котором часто забывают, - пока администрация не показывает персоналу прямой связи между желательным для нее поведением служащих и их желаниями, служащие будут полагать, что их вознаграждения не изменятся, как бы они не работали, и не будут стремиться увеличить производительность труда в связи с вероятностью риска не получить вознаграждение со стороны администрации. Иными словами, персонал должен четко понимать миссию и цели компании, полностью их разделять и видеть заинтересованность со стороны руководителей в работе каждого сотрудника.

Трудовая мотивация не ограничивается содержанием прошлого опыта. Она включает современный социальный опыт, который обуславливает характер и направленность социальной адаптации личности. В свою очередь, характер и тип социальной адаптации определяется реальной ситуацией, существующими традициями, нормами и многофакторными потребностями личности.

Теории, рассмотренные выше, не исчерпывают полный перечень существующих теорий мотивации, но являются основополагающими для разработки методологии исследований в данной области и выработки современной интегрированной системы мотивации труда.

Таким образом, анализируя мотивы в выборе профессии, можно отметить, что формирование и поддержание устойчивой направленности личности представляет собою непрерывный процесс согласования требований перспективы посредством деятельности, посредством обратной связи. Формирование мотивов, как справедливо отмечает В. И. Ковалев, равно, как и системы целей и намерений, идет вместе с формированием потребностей. Потребность и другие компоненты (интересы, влечения, цели, намерения) становятся устойчивее за счет более глубокого познания перспективы и трансформацией возникшей потребности человека в конкретные мотивы.

Изменение общественной значимости перспективы, осознание ее и адекватная оценка степени рассогласования требований этой перспективы с наличными знаниями и умениями приводит к появлению новых потребностей и интересов, системы целей и установок, к необходимости совершенствования взглядов, убеждений и мировоззрения. Эти изменения как бы побуждают к активной деятельности, которая компенсирует возникшее рассогласование. Если же индивид в процессе деятельности не будет видеть перспективы или общественно значимая для него как личности интереса не представляет, направленность не будет развиваться как бы заморожено, поскольку отсутствует активная деятельность по достижению общественно значимой перспективы.

В процессе развития профессиональной направленности обучающийся проходит ряд ступеней[28, c.44].

Начальная ступень. Учащийся внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея эмоциональный настрой, эпизодический, ситуативный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако у него нет самостоятельности и не проявляется инициатива.

Вторая ступень. Учащийся имеет фиксированную установку на профессию и более устойчивые интересы; у него проявляются склонности, однако больше его интересуют практические стороны учебного материала; сформировавшаяся цель дает общее направление учебнопроизводственной деятельности, у него проявляется чувство уверенности в себе, самостоятельность; формируется чувство ответственности.

Третья ступень. Учащийся имеет твердую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней; проявляет особую увлеченность как к практической, так и к теоретической стороне учебного материала; идет самоутверждение личности через профессиональный труд.

Четвертая ступень. Страстное увлечение своей профессией; человек и дело сливается в единое целое; направленность формируется при наличии больших способностей к избранной профессии, ярко выраженных склонностей и призвании; отмечается высокое профессиональное мастерство и наличие профессионального идеала; при твердых убеждениях в личной и общественной значимости своей профессии.

Развитие профессиональной направленности нельзя понять, ограничив его источник лишь внутренним миром личности, активности ее сознания. Это подтверждается тем, что осознание рассматриваемого противоречия еще недостаточно для его разрешения. Возможность обострения данного противоречия во многом будет зависеть от характера соподчинения таких более общих мотивационных факторов, как идейные мотивы, стремление к самовыражению, стремление к удовлетворению материальных потребностей. В случае возникновения борьбы мотивов возможна лишь переориентация, либо сохранение начального намерения. Однако внутренняя борьба сама по себе не может изменять тот личностный смысл, который имеет для человека содержание его профессии.

Познавательная деятельность, обеспечивающая приток новой информации о профессии, ее требованиях к человеку, более эффективна при полной профессиональной направленности (преобладании прямых мотивов выбора). Открывающиеся перед человеком новые горизонты могут стимулировать в этих случаях ценностно-ориентационную деятельность, расширяющую и углубляющую уже сложившуюся систему оценок и представлений[30, c. 78].

При преобладании побочных мотивов новая информация о требованиях, идущих от специфического содержания деятельности, не всегда достаточна для изменения первоначального личностного смысла выбора данной профессии, поэтому может не привести к сдвигу мотивов и. следовательно, не обеспечить перехода противоречия от внешнего уровня к внутреннему. "Сможет ли человек в результате переработки новой информации о профессии отнестись к ней по-новому, как бы заново открыть ее лично для себя, зависит как от содержательности и яркости информации, так и от психологической готовности личности к ее усвоению. Учет последнего обстоятельства особенно важен при осуществлении профессионального просвещения. Нередко лекции и беседы о профессиях оказываются малоэффективными, не пробуждают интереса к содержанию труда именно потому, что проводятся без учета потребностей, интересов, склонностей конкретных учащихся".

Несомненно, что наибольшие возможности для пробуждения рассматриваемого противоречия содержатся в преобразовательной деятельности, поскольку в ней ценностные отношения личности непосредственно взаимодействуют с требованиями деятельности. Организация активной пробы сил в сфере деятельности, на которую мы ориентируем студента, - важнейшее условие повышения уровня его профессиональной направленности. Реализация данного условия предполагает такую организацию деятельности, при которой перед молодыми людьми ставятся задачи, раскрывающие специфику деятельности, ее творческие стороны. Следует учесть, что в основе изменения мотивационного отношения к деятельности лежит изменение соответствующих потребностей, интересов, склонностей.

При правильной организации преобразовательной деятельности на каждом последовательном ее этапе требования деятельности предполагают более многогранную, активную, в чем-то измененную потребность личности. В этом несоответствии кроется источник внутреннего противоречия. Вместе с тем в процессе успешной реализации целей деятельности это противоречие и разрешается. Показатель его разрешения - чувство удовлетворения, свидетельствующее о дальнейшем развитии и обогащении соответствующей потребности. Иногда мотив, первоначально заключенный в цели деятельности, как бы сдвигается на ее средства, в связи с чем возникают новые по содержанию мотивы. В других случаях развитие потребности обусловлено самим процессом усвоения новых форм поведения и деятельности, овладением готовыми предметами культуры.

Несомненно, существуют и другие механизмы развития потребностей. Происходящее в процессе деятельности зарождение новых потребностей также свидетельствует о развитии профессиональной направленности. Однако этот процесс прежде всего заключается в развитии ведущей потребности от элементарных ее форм ко все более сложным: от одностороннего, или слабо выраженного интереса к профессиональной деятельности до более глубокой, устойчивой, сложной потребности. Такое развитие потребности в основном содержании деятельности и обусловливает изменение ее личностного смысла и в конечном счете повышение уровня профессиональной направленности.

Таким образом, психологическими механизмами профессиональной направленности личности могут выступать сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества.

Список литературы

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2003.

2. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М-Воронеж, 2002.

3. Машин В.А. Профессионализация личности в зрелом возрасте (на материале деятельности операторов АЭС): Дис. канд. психол. наук. - М., 1991.

4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / Асеев В.Г. - М.: Мысль, 1976

5. Витис Казиса. Психологические механизмы биологической мотивации. – М.: Изд-во Московского университета, 1986. – с. 3.

6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М: Издательский центр «Академия», 2004.

7. Афонькина Ю.А. Становление профессиональной направленности в развитии человека. – Мурманск, 2001.

8. Фараонова А.А., Данюшевский Т.И. Психологопедагогические условия активизации профессионального самоопределения школьников // Профориентация и обучение. Межвузовский сборник научных трудов. –Ярославль, 1988.

9. Орлов А.Б. Изучение психологических предпосылок склонностей и профессиональной деятельности: автореф. дисс.канд. псих. Наук. – М., 1978.

10. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2000.

11. Жизненные стратегии подростков // СОЦИС. – 1999, № 5.

12. Короблева Г.Б. Об институциональной подходе к исследованию связи профессии и образования // СОЦИС. – 2000, № 5.

13. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений // СОЦИС -1998. № 5.

14. Рубина Л.Я. Айропетова С.Н. Может ли социология помочь в формировании социального заказа на образование? // СОЦИС – 2000. № 3.

15. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Профессиональное образование и рынок труда // СОЦИС. – 2003. № 12.

16. Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989.

17. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1980.

18. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1980.

19. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000.

20. Белова И.А., Французова Л.Я. О проблемах профориентационной работы в школе // СОЦИС. – 2000. - №5. – с.103-106.

21. Шурыгина И.И. Жизненные стратегии подростков // СОЦИС. – 1999. № 5.

22. Даниличева Н.А. Психология профессионального выбора: Надо, могу, хочу. – СПб.: СЛП, 1998.

23. Психологическое сопровождение профессии: Науч. метод.пособие / Под ред. Митиной Л.- М..: Флинта, 2003.

24. Бабочкин П.И. Социально-профессиональные ориентации учащихся и факторы выбора профессии. – М., 2001.

25. Кореляков Ю.А. Активация и развитие трудовой профессиональной направленности личности старшеклассников // Журнал прикладной психологии. – 2001. № 4.

26. Лукина В.С. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы психологии. – 2004. № 4.

27. Проблема социализации подростка // Воспитание школьника. – 2003. № 14.

28. Красильникова В.А. Как помочь выпускнику успешно адаптироваться в социуме // Профессиональное образование. – 2004. № 10.

29. Лукина В.С. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы психологии. – 2004. № 4.

30. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. – 1997. № 2.