СОДЕРЖАНИЕ:

1.ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ . ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКОВ. 3

2.ПОНЯТИЕ  И ПРОЦЕДУРА  БАНКРОТСТВА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА.. 8

3. ПРИНЦИПЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ИХ СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ. 12

ЗАДАЧА.. 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 16

1.ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ . ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКОВ.

Ссудный процент (процентный доход) — это денежное вознаграждение, которое получают кредиторы, предоставляя кредит. Ссудный процент является ценой кредита, или платой, которую заемщик денег должен кредитору за пользование кредитом.[1]

Ссудный процент - объективная экономическая категория, представляющая собой своеобразную цену ссуженной во временное пользование стоимости.[2] Его возникновение обусловлено наличием товарно-денежных отношений, которые, в свого очередь, определяются отношениями собственности.

В экономической теории существует традиция вместо термина «процентный доход» использовать термин «ссудный процент». При этом  в понятие, |ссудный процент вкладывается определенный смысл с точки зрения его происхождения. Ссудный процент представляет собой доход на ссудный каптал, тем самым подчеркивается денежная природа процента.

Ссудный процент выражает взаимоотношения кредиторов и заемщиков. |По сути он характеризует: 1) распределение доходов; 2) риски, которые несут кредиторы и заемщики в процессе кредитования.

Ссудный процент возникает там, где отдельный собственник передает другому определенную стоимость во временное пользование с целью ее производительного потребления. Эта стоимость обладает чертами товара. Ее потребительная стоимость (полезность) состоит в производстве прибыли, которая, с одной стороны, составляет доход производителя; с другой - кредитора (в форме процента).

Движение ссужаемой стоимости таково:

Д-Д',т.е. Д'-Д=DД

Где,

Д- ссужаемая стоимость;

Д'- наращенная сумма долга;

DД - приращение к ссуде, выступающее в виде платы за кредит.[3]

Для кредитора  цель сделки состоит в получении определенного дохода на ссуженную стоимость . Предприниматель привлекает средства с целью получения прибыли.

Ее размер зависит от цены  продукции и затрат на ее производство, т. е. от себестоимости продукции, представляющей затраты живого и овеществленного  труда.   Когда  предприниматель  привлекает  заемные средства, то из прибыли он должен  уплатить проценты. Если исходить  из принципа равного дохода на вложенные средства, то на рубль заемных средств приходится величина прибыли, соответствующая доходности собственных вложений.  Столкновение  интересов собственника средств и предпринимателя, пускающего их в оборот приводит к разделению прибыли на вложенные средства между заемщиком и кредитором. Доля последнего выступает в форме ссудного процента.

 определение процентной ставки — одна из наиболее трудных задач в кредитовании заемщиков: кредиторы стремятся установить достаточно высокую ставку, чтобы получить прибыль и компенсировать свои риски, но ставка должна быть достаточно низка, чтобы заемщик мог погасить кредит и не обратился бы к другому кредитору или к другому сегменту финансового рынка. Существуют также объективные экономические факторы,  определяющие разнообразие, структуру и уровень процентных ставок. Знание и понимание этих факторов необходимо при изучении кредитно-финансовой сферы, для принятия практических финансовых решений.

Существует два объяснения формирования рыночной ставки процента:

1) как результат взаимодействия спроса и предложения на кредитном рынке

2)  с помощью  рынка облигаций.

1) Рыночная ставка процента и кредитный рынок. Для выяснения механизма кредитного рынка особое значение имеет сопоставление временных предпочтений кредиторов и заемщиков. Кредиторы, составляя свои планы расходов и сбережений, исходят из того, чтобы максимизировать результат не просто в данный момент времени, но и на определенном временном горизонте. Их решения находятся в прямой зависимости  от изменения процентных ставок на кредитном рынке. Рост процентных ставок будет означать, что доходность сбережений возрастает. При очень высоком уровне процентных ставок даже те, кто ориентирован на текущее потребление, сочтут целесообразным делать сбережения в форме финансовых инструментов. При высокой  ставке процента фирмы также обнаружат, что производительность капитала относительно низка и им выгоднее стать кредиторами. Предложение кредита увеличится. При понижении процентных ставок ситуация будет обратная, предложение кредита уменьшится.

С другой стороны, спрос на кредит находится в обратной зависимости от  процентных ставок . При снижении процентных ставок большая часть населения сделает выбор в пользу увеличения текущего потребления за счет займов. С точки зрения фирм появится большее число  инвестиционных проектов, для реализации которых есть смысл привлекать заемный капитал, Если учесть также тот факт, что  государство является крупным заемщиком и ему; выгоднее делать займы под низкие процентные ставки, то можно утверждать, что спрос на кредит возрастет при снижении процентных ставок и, наоборот  уменьшится при их повышении.

Таким образом, рыночная ставка процента установится в результате взаимодействия спроса и предложения на кредитном рынке. При избыточном предложении кредита кредиторы вынуждены будут снижать процентную ставку и соответственно сокращать объем предложения. При дефиците заемных средств конкуренция между заемщиками поднимет ставку и сократит объем спроса. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока рынок не достигнет равновесия, при котором ни у кредиторов, ни у заемщиков не будет стимулов для изменения своего поведения.

2) Рыночная ставка процента и рынок облигаций. Модель рынка облигаций имеет обычный вид, если рассматривается зависимость спроса и предложения от цены облигаций. Чем выше цена облигаций в данный момент времени , тем меньше облигаций готовы :приобрести покупатели, И наоборот, продавцы готовы предложить больше облигаций, ,если цена на них растет1: известно, что цена облигаций изменяется в обратном отношении к изменению процентной ставки. Поэтому  объем спроса на облигации находится  в прямой, а их предложение — в обратной зависимости от процентной ставки.

Вместе с тем еще не созданы предпосылки, которые позволили бы   проценту в полном объеме реализовать функцию регулятора производства, соответствующую рыночным условиям. Если уровень ссудного процента складывается на основе соотношений спроса и предложения кредита, как это характерно для рыночного хозяйства, он должен четко отражать изменение экономической конъюнктуры. Стимулы к дополнительным инвестициям с привлечением кредита будут сохраняться до тех пор, пока ожидаемая рентабельность превышает текущую норму процента  или равна ей. Однако данная схема на сегодняшний день не соответствует реальным экономическим условиям. Несмотря на рыночное формирование уровня ссудного процента, ряд процессов (инфляция, экономический кризис, особенности валютного, регулирования, неразвитость денежного рынка, монопольное  владение государством отдельными отраслями производства не  позволяют проценту выступать эффективным регулятором производства.

Тем не менее отдельные направления экономического регулирования присущи и современному функционированию ссудного процента.


ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКОВ

Посредством нормы процента уравновешивается соотношение спроса и предложения кредита. Он содействует рациональному сочетанию собственных и заемных средств. В условиях рыночного формирования уровня ссудного процента привлечение  в оборот заемных средств является выгодным только при покрытии кредитом временных и необходимых дополнительных потребностей. Всякое излишнее использование кредита снижает общий уровень рентабельности вложений.

Посредством процента осуществляется регулирование объема привлекаемых банком депозитов. Рост потребностей хозяйства в кредитах должен быть покрыт соответствующим приростом банковских депозитов как источников кредитования. Это ведет к повышению ставок депозитного процента до размера,  уравновешивающего предложение депозитов и спрос на них со стороны Напротив, при сокращении потребностей хозяйства в кредитах снизятся доходы банка от предоставляемых ссуд. Увеличить прибыль он сможет при сокращении пассивных операций. Таким образом, уменьшение притока ресурсов в кредитную систему выступает  реакцией на снижение потребностей хозяйства в заемных средствах.

Процентная политика коммерческого банка уже сегодня направлена на соответствующее управление ликвидностью его баланса.

Дифференциация  уровня   ссудного   процента  по   активным операциям в зависимости от ликвидности вложений приводит к соответствию спроса на рисковый кредит со стороны заемщиков ликвидности баланса банков. Аналогично прослеживается роль процента по депозитным операциям как стимула привлечения наиболее устойчивых средств в оборот кредитного учреждения.

Устанавливаемая центральным банком ставка платы за ресурсы наряду с нормой обязательных резервов и условиями выпуска и обращения государственных ценных бумаг постепенно становится эффективным средством управления коммерческими  банками . Не прибегая к прямому регулированию процентной политики последних, центральный банк определяет единство процентной политики в масштабах хозяйства, стимулируя повышение или понижение процентных ставок.

В целом усиление роли банковского процента в экономике и превращение его в действенный элемент экономического регулирования непосредственно связаны с состоянием экономической в стране и ходом реформ. Для современных экономических отношений характерно усиление роли банковского процента как проявления его регулирующей функции.


2.ПОНЯТИЕ  И ПРОЦЕДУРА  БАНКРОТСТВА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, которые определены в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

 Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

 При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется конкурсное производство.

 При банкротстве кредитной организации наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", не применяются.

Дело о банкротстве кредитной организации рассматривается арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)"., Федеральным законом о банкротстве кредитных организаций,

1. Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

1) кредитная организация - должник (далее также - кредитная организация);

2) конкурсный управляющий;

3) конкурсные кредиторы;

4) уполномоченные органы, которые определены в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - уполномоченные органы);

5) Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора.

2. Лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи, не могут обладать правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:

1) представитель работников кредитной организации;

2) представитель учредителей (участников) кредитной организации;

3) представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов кредитной организации;

4) иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

 Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:

1) кредитная организация;

2) конкурсные кредиторы, включая физических лиц, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета;

3) уполномоченные органы;

4) Банк России, в том числе в случаях, когда он не является кредитором кредитной организации.

Принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, не более чем на шесть месяцев.

Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".[4]

 Кредиторы вправе предъявлять свои требования к кредитной организации в любой момент в ходе конкурсного производства, а

При предъявлении требований кредитор обязан указать наряду с существом предъявляемых требований сведения о себе, в том числе фамилию, имя, отчество, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, и почтовый адрес для направления корреспонденции (для физического лица), наименование, место нахождения (для юридического лица), а также банковские реквизиты (при их наличии).

 Исполнение обязательств перед кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляется в очередности, установленной Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)",

Очередность исполнения текущих обязательств кредитной организации определяется в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3. В первую очередь удовлетворяются:

1) требования физических лиц, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также осуществляется компенсация морального вреда;

2) требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если такие счета открыты в связи с указанной деятельностью, а также лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи);

3) требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации");

4) требования Банка России, перешедшие к нему в соответствии с федеральным законом в результате осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

После составления и закрытия реестра требований кредиторов конкурсный управляющий в срок не позднее шести месяцев со дня открытия конкурсного производства составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных кредиторами требований, а также сведения об осуществленных предварительных выплатах кредиторам первой очереди. Срок составления реестра требований кредиторов и срок составления промежуточного ликвидационного баланса могут быть продлены арбитражным судом по заявлению конкурсного управляющего.

Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс составляются в соответствии с нормативными актами Банка России и представляются в Банк России на согласование. Срок согласования Банком России промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса не может превышать 30 дней со дня поступления в Банк России документов, установленных нормативными актами Банка России.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 50.37 настоящего Федерального закона - определение о прекращении производства по делу о банкротстве, которые направляются конкурсному управляющему и в Банк России.

3. ПРИНЦИПЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ИХ СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ.




Денежное обращение –движение денег  в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные  платежи и расчеты. Выступает  средством распределения, обращения и обмена общественного продукта.[5]

Имеется два вида денежного обращения. Это наличное денежное обращение и безналичное денежное обращение.

Денежное обращение  организуется на основе  следующих базовых принципов:

1)               Централизация организации и регулирования денежного обращения.

Центральный банк имеет  исключительную прерогативу  по организации и регулированию движения наличных денег по всем каналам обращения. такая централизация позволяет достичь  устойчивости денежного обращения, осуществлять ее в тесной  связи с обеспечением  общей устойчивости национальной валюты.

2)               Эластичность и экономичность денежного обращения.

Наличные  и безналичные  деньги имеют  единое кредитное основание и поэтому находятся в тесной взаимосвязи с обеспечением  общей устойчивости национальной валюты.

3)               Комплексность организации денежного  обращения

Единство  денежного оборота и эластичность денежного  обращения определяет необходимость комплексного подхода к организации денежного обращения  в единстве с организацией  и регулированием движения безналичных средств

4)               Регулярность и бесперебойность  обеспечения хозяйствующих субъектов  и населения наличными деньгами в соответствии с их реальными экономическими потребностями..

5)               Принцип прогнозного планирования денежного оборота.

Означает, что как  централизованные  так и децентрализованные  планы  денежного оборота  и его составных частей подготавливаются не как директивные, обязательные для выполнения  конкретными органами, отвечающими за их  выполнение , а как ориентиры к которым надо стремиться.

6)               Принцип  устойчивости  и эластичности  денежного оборота.

Заключается в том, что денежная система  должна быть организована таким образом, чтобы с одной стороны  не допускать инфляции, с другой расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства  в денежных средствах и сужать их  если уменьшаются эти потребности.

7)               Принцип кредитного характера денежной эмиссии.

В соответствии  с этим принципом появление новых денежных знаков(безналичных и наличных) в хозяйственном обороте  возможно только в результате  проведения банками кредитных операций. ИЗ других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот поступать не должны.

8) Принцип обеспеченности выпускаемых  в оборот денежных знаков.

В условиях рыночной модели экономики денежные знаки  обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и др.

Так же в качестве основных принципов денежного обращения выделяют:

Принцип неподчиненности  центрального банка правительству  и подотчетности парламенту страны, принцип предоставления правительству  денежных средств только в порядке кредитования, Принцип комплексного использования  инструментов  денежно-кредитного регулирования, принцип надзора и контроля  за денежным оборотом, принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории  страны.

Управление  денежными системами в условиях рыночной модели  экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления ( хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты  и другие юридические  лица принимать нужные государству решения.




ЗАДАЧА:

 


Индексы  потребительских цен на товары и услуги в %[6]


1998

1999

2000

2001

2002

184,4

136,5

120,2

118,6[7]

106,1[8]


Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Для того, чтобы определить уровень цен по сравнению с базовым годом, необходимо взять базовый период за 100%.

Как видно из приведенной таблицы, уровень инфляции на протяжении последних пяти лет постоянно снижается, темнее менее, реальные доходы населения за прошедшие годы существенно уменьшились. Снижение реальных доходов означает, что при одинаковом уровне номинальной заработной платы, на эти деньги можно купить меньшее количество товаров.

Так например по сравнению с2001 годом, в 2002 году цены были в среднем на 6,1% выше. Это значит, что  набор товаров, который в 2001году стоил 100уб, в 2002году стал стоить 106,1руб.

Таким образом, на покупку такого же набора продуктов покупатель вынужден истратить в 1,06 раза больше средств. Это говорит о снижении реальных доходов населения.



















































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1.       Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

2.       Деньги. Кредит. Банки: Учебник/Под ред.О.И.Лаврушина.-М.: Финансы и статистика,1999.-446с.

3.Деньги.Кредит.Банки:Учебник/Г.Е.Алпатов,Ю.В.Базулин.-М.:Проспект,2003.-624с.

4. Долан Э.Дж. Кэмбелл К.Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика пер.с Англ./Под ред. В.В. Лукашевича.-Спб,2001

5. Российский статистический ежегодник: Стат сб.//Госкомстат России.М.,2000

6. Финансы, денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов./Под.ред. проф. Л.А. Дробозиной.-М.,Финансы,1997г.

7. www.Minfin.ru



[1] Деньги.Кредит.Банки: Учебник/Г.Е.Алпатов,Ю.В.Базулин.-М.:Проспект,2003.-с.427

[2] Деньги.Кредит.Банки: Учебник/Под ред.О.И.Лаврушина.-М.: Финансы и статистика,1999.-с.214

[3]  Деньги.Кредит.Банки: Учебник/Под ред.О.И.Лаврушина.-М.: Финансы и статистика,1999.-с.213


[4] Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций от 25.02.1999

[5] Большой экономический словарь подред. А.Н. Азриляна.-М: Институт новой экономики,199-с.543

[6] Российский статистический ежегодник: Стат сб.//Госкомстат России.М.,2000 с.561;

[7] Ведомости.2001.19 дек.С.А3

[8] WWW. UABanker_net  Справочная.htm