3. АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ НА ДЕПОВСКОЙ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ВАГОНОВ В ВАГОННОМ ДЕПО СТ. М
3.1. Анализ структуры эксплуатационных расходов
Сумма денежных средств на изготовление всей массы продукции или а деповской и капитальный ремонты вагонов за определенный период называются текущими или эксплутационными расходами. В эти расходы входят выплата зарплаты, оплата израсходованного топлива и электроэнергии, материалов на эксплуатацию и ремонт подвижного состава, оплата амортизационных отчислений и прочих расходов.
Эксплуатационные расходы подразделяются на основные и накладные, прямые и косвенные, зависящие и независящие от объема выпуска продукции.
Основными расходами называются расходы, тесно связанные с производственным процессом. К основным расходам вагонного хозяйства относятся расходы, непосредственно связанные с обслуживанием и управлением производства.
Прямыми называются расходы, которые прямо из учетных документов могут быть отнесены на себестоимость определенного вида продукции.
Косвенные расходы относятся на себестоимость того или иного вида продукции с помощью предварительного распределения по определенным измерителям.
Зависящие называются расходы, которые изменяются пропорционально изменению объема выпуска продукции (или объема перевозок) при стабильных качественных показателях. К этой группе относятся расходы на топливо, электроэнергию, смазку, ремонт и амортизацию подвижного состава.
К независящим относятся расходы, которые не изменяются при изменении объема выпуска продукции. К ним относятся накладные расходы по содержанию эксплуатационного штата.
Структура эксплуатационных расходов состоит из элементов затрат. ПО элементу затрат» Заработная плата» учитывают все виды оплаты труда рабочих, служащих, а также работников, не состоящих в штатах, за труд, относящийся к деятельности предприятия. По элементу затрат учитываются также премии рабочим, оплачиваемым по сдельно – премиальной и повременно- премиальной системам оплаты труда.
В фонд заработной платы включается дополнительная заработная плата, к которой относится оплата очередных ежегодных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск и др.
Отчисления на социальное страхование не являются производственными затратами, они представляют собой перераспределение прибавочного продукта и используются на удовлетворение общественных потребностей. Эти средства передаются в распоряжение органов социального страхования и используются на выдачу пенсий и пособий социального страхования и используются на выдачу пенсий и пособий при потере трудоспособности, на обеспечение путевками и другие оздоровительные мероприятия.
Отчисления на социальное страхование на железнодорожном транспорте установлены в размере 36,5 % фонда заработной платы.
Отчисления на социальное страхование определяются также от выплат из фонда материального поощрения, кроме выплат единовременной помощи, от премий за экономию топлива, электрической и тепловой энергии, за сбор и отгрузку металлолома.
По элементу затрат «Материалы» учитывают стоимость материалов, потребляемых вагонным депо для производственных нужд, независимо от способа заготовки и приобретения, погашения износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов, спецодежды, отклонения от оптовых цен на материалы и др.
По элементам» Топливо» и «Электроэнергия» учитывают стоимость израсходованной энергии и топлива.
По «Амортизационным отчислениям» учитывают расходы по восстановлению основных средств путем полной замены износившегося оборудования или капитального ремонта отдельных запчастей.
По «Прочим материальным» учитывают затраты, которые затруднительно отнести к конкретному элементу. Это оплата счетов заводам, другим договорам и организациям за производство текущего ремонта вагонов и других услуг.
В такой элемент как «Прочие», включаются расходы по снего- водо- пескоборьбе, стипендии работникам, суточные, подъемные и др.
Структура эксплуатационных расходов вагонного депо ст. М по элементам затрат приведена в таблице 3.1
Таблица 3.1
Динамка эксплуатационных расходов вагонного депо ст. М, тыс. тыс. руб.
Элементы затрат |
Годы
|
Динамика, тыс. руб.
|
Темп роста, %
|
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Фонд оплаты труда |
45822 |
64708 |
75900 |
18886 |
11192 |
141 |
117 |
в том числе соцвыплаты |
0 |
1230 |
1345 |
1230 |
115 |
0 |
109 |
в том числе ДМС |
0 |
1352 |
1567 |
1352 |
215 |
0 |
116 |
Начисление на соцнужды |
15925 |
20516 |
21540 |
4591 |
1024 |
129 |
105 |
Топливо |
2644 |
3785 |
4500 |
1141 |
715 |
143 |
119 |
Электроэнергия |
2492 |
3142 |
3900 |
650 |
758 |
126 |
124 |
Материалы |
43095 |
79323 |
85490 |
36228 |
6167 |
184 |
108 |
в том числе хозспособ |
12152 |
20406 |
23456 |
8254 |
3050 |
168 |
115 |
Износ |
7557 |
7659 |
8100 |
102 |
441 |
101 |
106 |
Прочие материальные |
9748 |
14753 |
15647 |
5005 |
894 |
151 |
106 |
в том числе подряд |
1646 |
3173 |
3546 |
1527 |
373 |
193 |
112 |
Прочие расходы |
2590 |
4360 |
4560 |
1770 |
200 |
168 |
105 |
в том числе резерв на год. Возн. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
в том числе медосвещ. |
0 |
614 |
725 |
614 |
111 |
0 |
118 |
ВСЕГО расходов |
129873 |
194306 |
219637 |
64433 |
25331 |
150 |
113 |
Расходы без износа |
122316 |
186647 |
211537 |
64331 |
24890 |
153 |
113 |
Как видно из таблицы 3.1, в 2003 году наблюдались следующие тенденции по сравнению с 2002 годом:
- рост фонда оплаты труда на 18886 тыс. руб. или на 41 %
- рост начислений на заработную плату на 4591 тыс. руб. или на 29 %
- рост затрат на топливо на 1141 тыс. руб. или 43 %
- рост затрат на электроэнергию на 650 тыс. руб. или на 26 %
- рост затрат на материалы на36228 тыс. руб. или на 84 %
- рост прочих материальных расходов на 5005 тыс. руб. или на 51 %
- росит прочих расходов на 1770 тыс. руб. или на 68 %
- рост общей суммы расходов на 64331 тыс. руб. или на 53 %
В 2004 году наблюдались следующие тенденции по сравнению с 2003 годом:
- рост фонда оплаты труда на 11192 тыс. руб. или на 17 %
- рост начислений на заработную плату на 1024 тыс. руб. или на 5 %
- рост затрат на топливо на 715 тыс. руб. или 19 %
- рост затрат на электроэнергию на 758 тыс. руб. или на 24 %
- рост затрат на материалы на 6167 тыс. руб. или на 8 %
- рост прочих материальных расходов на 894 тыс. руб. или на 6 %
- росит прочих расходов на 200 тыс. руб. или на 5 %
- рост общей суммы расходов на 24890 тыс. руб. или на 13 %
Общая структура эксплутационных расходов депо в 2002 – 2004 годах изображена на рис. 3.1 – 3.3.
Рис. 3.1. Структура эксплуатационных расходов в 2002 году
Как видно из рисунка 3.1, наибольшую долю в структуре расходов депо в 2004 году занимали затраты на материалы – 33%.
Рис. 3.2. Структура эксплуатационных расходов депо в 2003 году
Как видно из рисунка 3.2, в депо в 2003 году наибольшую долю занимали затраты на материалы – 40 %.
Рис. 3.3. Структура эксплуатационных расходов депо в 2004 году
Как видно из рисунка 2.4, в депо в 2004 году наибольшую долю занимали расходы на материалы- 38 %.
В таблице 3.2 отражена динамика эксплуатационных расходов по ст. К.
Таблица 3.2
Динамика эксплуатационных расходов по ст. К
Элементы затрат |
Годы |
Динамика, руб. |
Темп роста, % |
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Фонд оплаты труда |
54986 |
67943 |
85008 |
12957 |
17065 |
124 |
125 |
в том числе соцвыплаты |
0 |
1292 |
1506 |
1292 |
215 |
|
117 |
в том числе ДМС |
0 |
1420 |
1755 |
1420 |
335 |
|
124 |
Начисление на соцнужды |
19110 |
21542 |
24125 |
2432 |
2583 |
113 |
112 |
Топливо |
3173 |
3974 |
5040 |
801 |
1066 |
125 |
127 |
Электроэнергия |
2990 |
3299 |
4368 |
309 |
1069 |
110 |
132 |
Материалы |
51714 |
83289 |
95749 |
31575 |
12460 |
161 |
115 |
в том числе хозспособ |
14582 |
21426 |
26271 |
6844 |
4844 |
147 |
123 |
Износ |
9068 |
8042 |
9072 |
-1026 |
1030 |
89 |
113 |
Прочие материальные |
11698 |
15491 |
17525 |
3793 |
2034 |
132 |
113 |
в том числе подряд |
1975 |
3332 |
3972 |
1356 |
640 |
169 |
119 |
Прочие расходы |
3108 |
4578 |
5107 |
1470 |
529 |
147 |
112 |
в том числе резерв на год. возн. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
в том числе медосвещ. |
0 |
645 |
812 |
645 |
167 |
|
126 |
ВСЕГО расходов |
155848 |
204021 |
245993 |
48174 |
41972 |
131 |
121 |
Расходы без износа |
146779 |
195979 |
236921 |
49200 |
40942 |
134 |
121 |
Как видно из таблицы 3.2, в 2003 году наблюдались следующие тенденции по сравнению с 2002 годом:
- рост фонда оплаты труда на 12957 тыс. руб. или на 24 %
- рост начислений на заработную плату на 2432 тыс. руб. или на 13 %
- рост затрат на топливо на 801 тыс. руб. или на 25 %
- рост затрат на электроэнергию на 309 тыс. руб. или на 10 %
- рост затрат на материалы на 31575 тыс. руб. или на 61 %
- рост прочих материальных расходов на 3793 тыс. руб. или на 32 %
- росит прочих расходов на 1470 тыс. руб. или на 47 %
- рост общей суммы расходов на 48174 тыс. руб. или на 31 %
В 2004 году наблюдались следующие тенденции по сравнению с 2003 годом:
- рост фонда оплаты труда на 17065 тыс. руб. или на 25 %
- рост начислений на заработную плату на 2583 тыс. руб. или на 12 %
- рост затрат на топливо на 1066 тыс. руб. или 27 %
- рост затрат на электроэнергию на 1069 тыс. руб. или на 32 %
- рост затрат на материалы на 12460 тыс. руб. или на 15 %
- рост прочих материальных расходов на 2034 тыс. руб. или на 13 %
- росит прочих расходов на 529 тыс. руб. или на 12 %
- рост общей суммы расходов на 41972 тыс. руб. или на 21 %
Общая структура эксплутационных расходов депо ст. К в 2002 – 2004 годах изображена на рис. 3.4 – 3.6.
Рис. 3.4. Структура расходов по ст. К. в 2002 году
Как видно из рис. 3.4, в 2002 году наибольшую долю структуре эксплуатационных расходов депо ст. К занимали расходы на материалы (33%).
Рис. 3.5. Структура расходов по ст. К в 2003 году
Как видно из рисунка 3.5, наибольшую долю в структуре эксплуатационных расходов занимали расходы на материалы - 40 %.
Рис. 3.6. Структура расходов по ст. К в 2004 году
Как видно из рис. 3.6, в 2004 году в депо по ст. К наибольшую долю в структуре затрат занимали затраты на материалы (38 %).
В таблице 3.3 отражена сравнительная характеристика эксплуатационных расходов по двум станциям ст. М и ст. К
Таблица 3.3
Сравнительная характеристика эксплуатационных расходов по ст. К и ст. М в 2002- 2004 годах
Элементы затрат |
Ст. М
|
Ст. К
|
Отклонение ст. К от ст. М
|
||||||
Годы
|
Годы
|
Годы
|
|||||||
2002 |
2003 |
2004 |
2002 |
2003 |
2004 |
2002 |
2003 |
2004 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Фонд оплаты труда |
45822 |
64708 |
75900 |
54986 |
67943 |
85008 |
9164 |
3235 |
9108 |
в том числе соцвыплаты |
0 |
1230 |
1345 |
0 |
1292 |
1506 |
0 |
62 |
161 |
в том числе ДМС |
0 |
1352 |
1567 |
0 |
1420 |
1755 |
0 |
68 |
188 |
Начисление на соцнужды |
15925 |
20516 |
21540 |
19110 |
21542 |
24125 |
3185 |
1026 |
2585 |
Топливо |
2644 |
3785 |
4500 |
3173 |
3974 |
5040 |
529 |
189 |
540 |
Электроэнергия |
2492 |
3142 |
3900 |
2990 |
3299 |
4368 |
498 |
157 |
468 |
Материалы |
43095 |
79323 |
85490 |
51714 |
83289 |
95749 |
8619 |
3966 |
10259 |
в том числе хозспособ |
12152 |
20406 |
23456 |
14582 |
21426 |
26271 |
2430 |
1020 |
2815 |
Износ |
7557 |
7659 |
8100 |
9068 |
8042 |
9072 |
1511 |
383 |
972 |
Прочие материальные |
9748 |
14753 |
15647 |
11698 |
15491 |
17525 |
1950 |
738 |
1878 |
в том числе подряд |
1646 |
3173 |
3546 |
1975 |
3332 |
3972 |
329 |
159 |
426 |
Прочие расходы |
2590 |
4360 |
4560 |
3108 |
4578 |
5107 |
518 |
218 |
547 |
в том числе резерв на год. Возн. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
в том числе медосвещ. |
0 |
614 |
725 |
0 |
645 |
812 |
0 |
31 |
87 |
ВСЕГО расходов |
129873 |
194306 |
219637 |
155848 |
204021 |
245993 |
25975 |
9715 |
26356 |
Расходы без износа |
122316 |
186647 |
211537 |
146779 |
195979 |
236921 |
24463 |
9332 |
25384 |
Как видно из табл. 3.3 по ст. К наблюдается превышение всех статей расходов.
В таблице 3.4 отражена структура эксплуатационных расходов по деповскому ремонту вагонов.
Таблица 3.4
Структура эксплуатационных расходов по деповскому ремонту вагонов , тыс. руб.
Элементы затрат |
Годы |
Динамика |
Темп роста, % |
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
Фонд оплаты труда |
3980 |
4568 |
5832 |
588 |
1264 |
115 |
128 |
Социальные нужды |
1567 |
1653 |
2025 |
86 |
372 |
105 |
123 |
Топливо |
450 |
482 |
321 |
32 |
-161 |
107 |
67 |
Электроэнергия |
432 |
485 |
343 |
53 |
-142 |
112 |
71 |
Материалы |
6578 |
7618 |
5277 |
1040 |
-2341 |
116 |
69 |
Износ |
1089 |
902 |
595 |
-187 |
-307 |
83 |
66 |
Прочие |
211 |
218 |
475 |
7 |
257 |
103 |
218 |
Прочие материальные затраты |
315 |
318 |
42 |
3 |
-276 |
101 |
13 |
Всего |
14622 |
16244 |
14910 |
1622 |
-1334 |
111 |
92 |
Из таблицы 3.4 можно сделать следующие выводы по 2003 году:
- фонд оплаты труда вырос на 588 тыс. руб. или на 15
- отчисления на нужды выросли на 86 тыс. руб. или на 5 %
- затраты на топливо выросли на 32 тыс. руб. или на 7 %
- затраты на электроэнергию выросли на 53 тыс. руб. или на 12 %
- затраты на материалы выросли на 1040 тыс. руб. или на 16 %
- затраты на износ и амортизацию снизились на 187 тыс. руб. или на 17 %
- прочие затраты выросли на 7 тыс. руб. или на 3 %
- прочие материальные затраты выросли на 3 тыс. руб. или на 1 %
- общая сумма затрат выросла на162 тыс. руб. или на 11 %
В 2004 году заметны следующие тенденции:
- фонд оплаты труда вырос на 1264 тыс. руб. или на 28 %
- отчисления на нужды выросли на 372 тыс. руб. или на 23 %
- затраты на топливо упали на 161 тыс. руб. или на 33 %
- затраты на электроэнергию снизились на 142 тыс. руб. или на 29 %
- затраты на материалы снизились на 2341 тыс. руб. или на 31 %
- затраты на износ и амортизацию снизились на 307 тыс. руб. или на 34 %
- прочие затраты выросли на 257 тыс. руб. или на 118 %
- прочие материальные затраты снизились на 276 тыс. руб. или на 83 %
- общая сумма затрат снизились на 1334 тыс. руб. или на 8 %
Общая структура расходов по деповскому ремонту представлена на рис. 3.7.
Рис. 3.7. Структура эксплуатационных расходов по деповскому ремонту за 2002 – 2004 годы
Как видно из рис. 3.7, наибольшую долю в структуре расходов по ремонту занимали расходы на материалы, а наименьшую - прочие материальные расходы, топливо и электроэнергия.
3.2. Анализ эксплуатационных расходов на заработную плату и отчисления на социальное страхование. Производительность труда
Для определения фонда заработной платы (ФОТ) с отчисления на социальное страхование рассчитывают потребный контингент работников, среднемесячную заработную плату и отчисления на социальное страхование в проценте от фонда заработной платы.
В линейных предприятиях численность работников определяется по отдельным группам, профессиям и должностям в явочном и списочном составах. Списочный состав больше явочного на число работников, находящихся в отпуске, занятых выполнением государственных и общественных обязанностей, больных. Дополнительный контингент рассчитывается через явочный состав и коэффициент замещения. Общий коэффициент замещения включает коэффициент замещения отпускных, величина которого зависит от продолжительности отпуска работника данной профессии, коэффициент замещения больных и коэффициент замещения на выполнение государственных и общественных обязанностей. В среднем коэффициент замещения составляет 15 %, в том числе:
- 11% очередной отпуск
- 3 % больничный лист и отпуск по нетрудоспособности
- 1 % прочие неявки (государственные обязанности, учебные отпуска и т.д.)
Численность работников явочного состава определяется тремя способами:
- по плановым объемам работ и нормам выработки или по плановой трудоемкости и нормам времени
- по числу объектов и нормам расхода рабочей силы на один объект
- по числу линейных предприятий и штатным расписаниям.
Первый способ применяется для определения контингента в деповском ремонте вагонов. Этим способом планируется около 20 % эксплуатационного контингента и примерно 25 % годового фонда заработной платы работников железных дорог. Объем работы и нормы затрат труда устанавливаются для работников различных групп и профессий в различных измерителях.
Вторым способом определяется большая часть эксплуатационного контингента железных дорог (60 %) и примерно 50 % общего фонда заработной платы. Этим способом рассчитывается численность штата пункта технического осмотра вагонов.
Норм затрат рабочей силы учитывают условия работы, техническую оснащенность объекта, объем и интенсивность работы. Отдельные нормы и устанавливаются централизованно и указываются в приказах МПС, другие разрабатываются на предприятиях.
При планировании контингента работников принимается во внимание сменность работы и возможность совмещения профессий.
Третьим способом определяется численность административно- управленческого штата предприятия: аппарата линейных предприятий, а также цехового персонала, не относящегося к аппарату управления в этиъ транспортных предприятиях.
В штатном расписании в зависимости от группы (или класса) предприятия устанавливается различная численность работников, а также указывается месячный должностной оклад или месячная тарифная ставка.
Этим способом планируется около 20 % контингента работников и примерно 25 % общего фонда заработной платы. Умножением контингента по отдельным группам и профессиям на их среднемесячную заработную плату определяется фонд заработной платы. Заработная плата включает основную и дополнительную заработную плату. К основной относится оплата по тарифным ставкам и должностным окладам, сдельный приработок, премии из фонда заработной платы и часть доплат.
В дополнительную заработную плату включаются оплата отпусков, оплата времени на выполнение государственных и общественных обязанностей и т.д.
Для того, чтобы проанализировать заработную плату в целом по депо и деповскому ремонту, необходимо определить: обеспеченность трудовыми ресурсами, и в связи с этим проанализировать как менялся фонд оплаты труда. Все вышеперечисленные показатели указаны в табл.3.5, 3.6 и 3.7.
Для повышения эффективности производства и увеличения объемов продукции для хозяйства необходима достаточная обеспеченность трудовыми ресурсами, а также их рациональное использование.
Анализ обеспеченности хозяйства трудовыми ресурсами, уровня производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки для повышения уровня оплаты. При этом средства на оплату труда нужно использовать таким образом, чтобы темп роста производительности труда опережали темпы роста его оплаты.
Таблица 3.5
Изменение фонда оплаты труда по вагонному депо ст. М
Показатель
|
2002
|
2003
|
2004
|
Динамика, тыс. руб.
|
Темп изменения, %
|
||
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
||||
ФОТ, тыс. руб. |
45822 |
64708 |
75900 |
18886 |
11192 |
141 |
117 |
Средняя заработная плата, руб. |
7151 |
7230 |
7560 |
79 |
330 |
101 |
105 |
Численность, чел |
641 |
895 |
1004 |
254 |
109 |
140 |
112 |
В период с 2002 по 2004 годы в целом по депо ст. М численность работников выросла на 254 человека (40 %) в 2003 году и на 109 человек (12%) в 2004 году.
В отчетном периоде фонд заработной платы увеличился на 18886 тыс. руб. (на 41 %) в 2003 году и на 11192 тыс. руб. в 2004 году (17 %).
Среднемесячная заработная плата выросла на 79 руб. (1 %) в 2003 году и на 330 руб. (5 %) в 2004 году (рис. 3.8)
Рис. 3.8. Изменение фонда оплаты труда по вагонному депо ст .М с 2002 до 2004 года, тыс. руб.
По рис. 3.8 можно увидеть, что ФОТ с каждым годом увеличивается.
В таблице 3.6 отражено изменение фонда оплаты труда по вагонному депо ст. К.
Таблица 3.6
Изменение фонда оплаты труда по вагонному депо ст. К, тыс. руб.
Показатель |
2002 |
2003 |
2004 |
Динамика, тыс. руб.
|
Темп изменения, %
|
||
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
||||
ФОТ, тыс. руб. |
54986 |
67943 |
85008 |
12957 |
17065 |
124 |
125 |
Средняя заработная плата, руб. |
7090 |
7210 |
7400 |
120 |
190 |
102 |
103 |
Численность, чел |
612 |
715 |
778 |
103 |
63 |
117 |
109 |
Как видно из таблю.3.6, в 2003 году произошло:
- рост фонда оплаты труда на 12957 тыс. руб. или на 24 %
- рост средней заработной платы на 120 руб. или на 2 %
- рост численности на 103 чел или на 9 %
В 2004 году:
- рост фонда заработной платы на 17065 тыс. руб. или а 25 %
- рост средней заработной платы на 190 руб. или на 3 %
- рост численности на 63 человека или на 9 %.
Динамика фонда оплаты труда отражена на рис. 3.9.
Рис. 3.9. Динамика фонда оплаты труда в 2002 – 2004 годах по депо ст. К
Также следует учесть, что за период с 2002 по 2004 года произошла индексация заработной платы и рост потребительских цен. Поэтому следует проанализировать как менялся номинальный и реальный ФОТ с учетом индексации и ростом потребительских цен (табл. 3.7, рис. 3.10).
Таблица 3.7
Индексация заработной платы и рост потребительских цен с 2002 по 2003 годы
Годы |
Индексация заработной платы к 1991 году, раз |
Индекс роста потребительских цен по региону к предыдущему году, % |
2001 |
6,9 |
100 |
2002 |
10 |
116,93 |
2003 |
11,12 |
114,09 |
2004 |
12,2 |
115,42 |
По таблице 3.7 рассчитаем индекс дефлятор, учитывающий индексацию заработной платой, вызванную инфляцией:
Инд д02 =10 / 6,9 = 1,4
Инд д 03 = 11,12: 6,9 = 1,6
Инд д 04 = 12,2:6,9 = 1,8
Рассчитаем индекс- дефлятор, учитывающий темп роста потребительских цен:
Инд д 02 = 1* 1,1693 = 1,17
Инд д 03 = 1 * 1,1693 * 1,1409 = 1,33
Инд д 04 = 1*1,1693 * 1,1409 * 1,542 = 1,54
Рассмотрим изменение средней заработной платы (номинальной и реальной) за период с 2002 по 2004 годы) в целом по депо ст. М, по депо ст. К и деповскому ремонту.
В таблице 3.8 отражено изменение номинального и реального фонда оплаты труда всего контингента вагонного депо ст. М
Таблица 3.8
Изменение номинального и реального фонда оплаты труда всего контингента вагонного депо ст. М с 2002 по 2004 годы, руб.
Годы |
Номинальный ФОТ, тыс. руб. |
Темп роста номинального ФОТ |
Индекс дефлятор, учитывающий индексацию ФОТ |
ФОТ без учета индексации, вызванной инфляцией, тыс. руб. |
Темп роста Фот без учета индексации, вызванной инфляцией |
Индекс- дефлятор, учитывающий рост потребительских цен |
Реальный фонд оплаты труда, тыс. руб. |
Темп роста реального ФОТ, % |
2002 |
45822 |
100 |
1,4 |
27493 |
100 |
1,17 |
32167 |
100 |
2003 |
64708 |
141 |
1,6 |
38825 |
141 |
1,33 |
51637 |
161 |
2004 |
75900 |
117 |
1,8 |
45540 |
117 |
1,54 |
70132 |
136 |
По таблице 3.8 номинальная заработная плата всего контингента вагонного депо ст. М за анализируемый период выросла на 41 % в 2003 году и на 17 % в 2004 году. Заработная плата без учета индекса выросла на 41 % в 2003 году и на 17 % в 2004 году. Реальный фонд оплаты труда вырос на 61 % в 2003 году и на 36 % в 2004 году.
Рис. 3.10. Динамика реального фонда оплаты труда по ст. М
Рис. 3.11. Динамика фонда оплаты труда без учета индекса по ст. М
Те же самые тенденции по росту значений фонда оплаты труда характерны для депо ст. К и ремонтному депо.
Таблица 3.9
Изменение номинального, реального и фонда оплаты труда без учета индекса в 2002 – 2004 годах
Годы |
Номинальный ФОТ, тыс. руб. |
Темп роста номинального ФОТ |
Индекс дефлятор, учитывающий индексацию ФОТ |
ФОТ без учета индексации, вызванной инфляцией, тыс. руб. |
Темп роста Фот без учета индексации, вызванной инфляцией |
Индекс- дефлятор, учитывающий рост потребительских цен |
Реальный фонд оплаты труда, тыс. руб. |
Темп роста реального ФОТ, % |
2002 |
54986 |
100 |
1,4 |
32992 |
100 |
1,2 |
38600 |
100 |
2003 |
67943 |
124 |
1,6 |
40766 |
124 |
1,3 |
54219 |
140 |
2004 |
85008 |
125 |
1,8 |
51005 |
125 |
1,5 |
78547 |
145 |
Как видно из таблицы 3.9 в вагонном депо по ст. К произошли следующие изменения:
- в 2003 году: рост номинального ФТО на 24 %, рост Фот без учета индекса на 24 %, рост реального ФОТ на 40 %
- в 2004 году: рост номинального ФОТ на 25 %, рост Фот без учета индекса на 25 %, рост реального ФОТ на 45 %.
Рис.3.12. Динамика ФОТ без учета индекса - дефлятора в 2002 – 2004 годах по ст. К
Как видно из рис. 3.12, в 2004 году ФОТ без учета индекса в по ст. К вырос с 32992 тыс. руб. в 2002 году до 51005 тыс. руб.
Рис. 3.13. Динамика реального ФОТ в 2002 – 2004 годах по ст К.
Как видно из рис. 3.13, в 2004 году по депо ст .К реальный Фот вырос с 38600 тыс. руб. в 200 2году до 78547 тыс. руб.
Тенденции изменения ФОТ по ремонтному депо отражены в таблице 3.10.
Таблица 3.10
Изменение фонда оплаты труда по деповскому ремонту, тыс. руб.
Показатель |
Годы
|
Динамика
|
Темп роста, %
|
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
ФОТ, тыс. руб. |
3980 |
4568 |
5832 |
588 |
1264 |
115 |
128 |
Средняя заработная плата, руб. |
5400 |
5550 |
5600 |
150 |
50 |
103 |
101 |
Численность, чел. |
74 |
82 |
104 |
9 |
22 |
112 |
127 |
Из таблицы 3.10 заметны тенденции:
В 2003 году:
- рост ФОТ на 588 тыс. руб. или на 15 %
- рост средней заработной платы на 150 руб. или на 3 %
- рост численности на 9 человек или на 12 %
В 2004 году:
- рост ФОТ на 1264 тыс. руб. или на 28 %
- рост средней заработной платы на 50 руб. или на 1 %
- рост численности на 22 человек а или на 27 %.
Рис. 3.14. Изменение ФОТ по ремонтному депо в 2002 – 2004 годах
Как видно из рис. 3.14, в ремонтном депо в 2004 году номинальный ЫОТ вырос с 3980 тыс. руб. в 200 4году до 5832 тыс. руб.
Рис. 3.15. Изменение средней заработной платы по ремонтному депо в 2002- 2004 годах
Как видно из рис. 3.15, в 2004 году по ремонтному депо произошел рост средней заработной платы с 5400 в 2002 году до 5600 руб.
Рис. 3.16. Изменение численности по ремонтному депо в 2002 – 2004 годах
Как видно из рис. 3.16, в 2004 году по ремонтному депо произошел рост численности с 74 в 2002 году до 104 человек.
По деповскому ремонту изменение номинального, реального и ФОТ по деповскому ремонту без учета индекса отражено в таблице 3.11.
Таблица 3.11
Годы |
Номинальный ФОТ, тыс. руб. |
Темп роста номинального ФОТ |
Индекс дефлятор, учитывающий индексацию ФОТ |
ФОТ без учета индексации, вызванной инфляцией, тыс. руб. |
Темп роста Фот без учета индексации, вызванной инфляцией |
Индекс- дефлятор, учитывающий рост потребительских цен |
Реальный фонд оплаты труда, тыс. руб. |
Темп роста реального ФОТ, % |
2002 |
3980 |
100 |
1,4 |
2388 |
100 |
1,2 |
2794 |
100 |
2003 |
4568 |
115 |
1,6 |
2741 |
115 |
1,3 |
3645 |
130 |
2004 |
5832 |
128 |
1,8 |
3499 |
128 |
1,5 |
5389 |
148 |
Из таблицы 3.11 заметны тенденции:
- в 2003 году: рост номинального ФОТ на 15 %, рост Фот без учета индекса на 15 %, рост реального ФОТ на 30 %
- в 2004 году: рост номинального ФОТ на 28 %, рост ФОТ без учета индекса на 28 %, рост реального ФОТ на 48 %.
Рис. 3.17. Динамика ФОТ без учета индекса- дефлятора по деповскому ремонту в 2002- 2004 годах
Как видно из рис. 3.17, в 2004 году по деповскому ремонту значение ФОТ без учета индекса- дефлятора выросла с 2368 тыс. руб. в 2002 году до 3499 тыс. руб.
Рис. 3.18. Динамика реального ФОТ по деповскому ремонту в 2002- 2004 годах
Из рис. 3.18 видно, что по деповскому ремонту в 2004 году значение реального ФОТ выросло с 2794 тыс. руб. в 2002 году до 5389 тыс. руб.
В плане эксплуатационных расходов учитываются отчисления на социальное страхование.
Отчисления на социальное страхование планируют в размере 36,5 % фонда заработной платы списочного контингента (без учета замещения по болезни) в следующих размерах:
- фонд социального страхования – 4 5
- обязательное медицинское страхование – 3,5 %
- пенсионный фонд – 29 %
Таблица 3.12
Размер отчислений на социальное страхование по вагонному депо в 2002- 2004 годах по ст. М
Показатель |
Годы
|
Динамика, тыс. руб.
|
Темп роста, %
|
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
ФОТ, тыс. руб. |
45822 |
64708 |
75900 |
18886 |
11192 |
141 |
117 |
Процент отчислений на социальное страхование. % |
35,6 |
35,6 |
35,6 |
0 |
0 |
100 |
100 |
Отчисления на социальное страхование, тыс. руб. |
15925 |
20516 |
21540 |
4591 |
1024 |
129 |
105 |
Из табл. 3.12 заметны тенденции:
- в 2003 году: рост ФОТ на 18886 тыс. руб. или на 41 %, рост отчислений на социальное страхование на 4591 тыс. руб. или на 29 %.
- В 2004 году: рост ФОТ на 1192 тыс. руб. или на 17 % и рост отчислений на 1024 тыс. руб. или на 5 %.
Изменение отчислений на социальное страхование по вагонному депо ст. М отражено на рис. 3.19
Рис. 3.19. Динамика отчислений на социальное страхование по вагонному депо по ст. М в 2002- 2004 годах
Как видно из рисунка 3.19, в 2004 году наблюдается тенденция роста отчислений с 15925 тыс. руб. в 2002 году до 21540 тыс. руб. в 2004 году.
В таблице 3.13 отражено изменение отчислений на страхование по вагонному депо ст. К
Таблица 3.13
Динамка отчислений на социальное страхование по вагонному депо ст. К в 2002- 2004 годах
Показатель |
Годы |
Динамика, тыс. руб. |
Темп роста, % |
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
ФОТ, тыс. руб. |
54986 |
67943 |
85008 |
12957 |
17065 |
124 |
125 |
Процент отчислений на социальное страхование. % |
35,6 |
35,6 |
35,6 |
0 |
0 |
100 |
100 |
Отчисления на социальное страхование, тыс. руб. |
19110 |
21542 |
24125 |
2432 |
2583 |
113 |
112 |
Из таблицы 3.13 заметны тенденции:
- в 2003 году: рост ФОТ на 12957 тыс. руб. или на 24 %, рост отчислений на страхование на 2432 тыс. руб. или на 13 %
- в 2004 году: рост ФОТ на 17065 тыс. руб. или на 25 %, рост отчислений на страхование на 2583 тыс. руб. или на 12 %
Тенденции роста отчислений по вагонному депо ст. К отражены на рис. 3..21
Рис. 3.20. Изменение отчислений на страхование по вагонному депо ст. К в 2002- 2004 годах
Из рис. 3.20 заметно, что отчисления на страхование по вагонному депо выросли с 19110 тыс. руб. в 2002 году до 24125 тыс. руб. в 2004 году.
В таблице 3.14 отражена динамика отчислений на социальное страхование по деповскому ремонту в 2002 - 2004 годах
Таблица 3.14
Динамика отчислений на социальное страхование по деповскому ремонту в 2002- 2004 годах
Показатель |
Годы |
Динамика, тыс. руб. |
Темп роста, % |
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
ФОТ, тыс. руб. |
3980 |
4568 |
5832 |
588 |
1264 |
115 |
128 |
Процент отчислений на социальное страхование. % |
35,6 |
35,6 |
35,6 |
0 |
0 |
100 |
100 |
Отчисления на социальное страхование, тыс. руб. |
1567 |
1653 |
2025 |
86 |
372 |
105 |
123 |
Из табл. 3.14 можно сделать следующие выводы:
- в 2003 году ФОТ вырос на 588 тыс. руб. или на 15 %, отчисления выросли на 86 тыс. руб. или на 5 %
- в 2004 году: ФОТ вырос на 1264 тыс. руб., отчисления на 372 тыс. руб. или на 23 %
Тенденции изменения отчислений по ремонту отражены на рис. 3.21.
Рис. 3.21. Динамика отчислений на социальное страхование по деповскому ремонту в 2002- 2004 годах
Из рис. 3.21 видно, что отчисления на социальные нужды по ремонтному депо выросли с 1567 тыс. руб. в 2002 году до 2025 тыс. руб. в 2004 году.
Производительность труда
Производительность труда работников вагонного депо определяют делением планового объема работы в приведенных единицах – физических грузовых вагонах, проследовавших через ПТО, на плановый контингент работников списочного состава:
П = Σn/ К (3.1)
Где Σ n - приведенная по трудоемкости продукция, ваг
К – плановый контингент работников списочного состав, чел.
Уровень производительности труда показывает, какое количество продукции производится в среднем на одного списочного работника за данный период (месяц, квартал, год). Этот показатель также называется выработкой одного работника.
Производительность труда зависит от многих факторов и условий (факторами называются движущие силы или причины, под влиянием которых изменяется уровень производительности труда).
Факторами роста производительности труда могут быть:
- материально- технические факторы, зависящие от качества, уровня развития и степени использования средств производства, в первую очередь орудий труда.
- Социально- экономические факторы, зависящие от состава рабочих кадров, их квалификации, характера и условий труда, отношения работников к труду.
- Организационные, регламентирующие организацию производства, труда и управления.
Рост производительности труда является важнейшим условием улучшения всех показателей эффективности производства, повышения рентабельности, снижения себестоимости, увеличения объемов выпускаемой продукции, экономии рабочей силы.
Выполнение задания по росу производительности за конкретны период определяется отношением достигнутой выработки к плановой в процентах, рост производительности труда определяется процентным отношением фактически достигнутой выработки за данный период к выработке соответствующего периода прошлого года.
Все вышеперечисленные показатели по производительности труда за период 2002 по 2004 годы, приведены в табл. 3.15
Таблица 3.15
Производительность труда в вагоном депо ст. М . в 2002- 2004 годах
Показатели |
Годы |
Динамка |
Темп роста |
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
Приведенная работа. Тыс. Прив. Ваг |
2867 |
2997 |
3155 |
130 |
158 |
105 |
105 |
Контингент |
641 |
895 |
1004 |
254 |
109 |
140 |
112 |
Производительность труда, привед. Тыс Ваг\ чел |
4,5 |
3,3 |
3,1 |
-1,1 |
-0,2 |
75 |
94 |
Из табл. 3.15 по вагонному депо по ст. М заметны тенденции:
- в 2003 году: рост приведенной работы на 130 тыс. прив. Ваг или на 5 %, снижение производительности труда на 1,1 тыс. ваг на человека или на 25 %.
- В 2004 году рост приведенной работы на 158 тыс. прив. Ваг или на 5 %, снижение производительности труда на 0,2 тыс. прив. Ваг на чел. Или на 6 %.
Тенденции падения производительности труда по вагонному депо ст. М являются отрицательными. Основными путями повышения производительности труда работников вагонного депо ст. М являются: внедрение прогрессивной техники, механизации и автоматизации производственных процессов, способствующих сокращению затрат ручного труда, совершенствование технологических процессов, укрепление трудовой дисциплины и принципов материальной заинтересованности работников.
На рис. 3.22 отражены тенденции изменения производительности труда по вагонному депо ст. М в 2002- 2004 годах
Рис. 3.22. Динамика производительности труда по вагонному депо ст. М в 2002- 2004 годах
Как видно из рис. 3.22 к 2004 году произошло падение производительности труд ас 4,5 до 3,1 тыс. ваг\чел
Таблица 3.16
Динамик производительности труда по вагонному депо ст. К в 2002- 2004 годах
Показатели |
Годы |
Динамка |
Темп роста |
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
Приведенная работа. Тыс Прив. Ваг |
2350 |
2456 |
3019 |
106 |
563 |
105 |
123 |
Контингент |
612 |
715 |
778 |
103 |
63 |
117 |
109 |
Производительность труда, привед. Тыс Ваг\ чел |
3,8 |
3,4 |
3,9 |
-0,4 |
0,4 |
89 |
113 |
Из табл. 3.16 заметны следующие тенденции:
- в 2003 году: рост приведенной работы на 106 тыс.прив. ваг или на 5%, снижение производительности труда на 0,4 тыс. прив\ ваг\чел или на 11 %
- в 2004 году рост приведенной работы на 563 тыс. ваг\час или 23 %; рост производительности труда на 0,4 тыс. ваг\ чел или на 13 %
Рис. 3.23. Динамика производительности труда в вагонном депо по ст. К в 2002- 2004 годах
Как видно из рис. 3.23 в 2004 году в вагонном депо по ст. К в произошел рост производительности труда с 3,8 тыс. ваг\чел в 2002 году до 3,9 тыс.ваг\ чел в 2004 году.
Таблица 3.17
Динамика производительности труда по деповскому ремонту в 2002- 2004 годах
Показатели |
Годы |
Динамка |
Темп роста |
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
Приведенная работа. Тыс Прив. Ваг |
1100 |
1208 |
1345 |
108 |
137 |
110 |
111 |
Контингент |
74 |
82 |
104 |
8 |
22 |
111 |
127 |
Производительность труда, привед. Тыс Ваг\ чел |
14,9 |
14,7 |
12,9 |
-0,1 |
-1,8 |
99 |
88 |
Из табл. 3.17 заметны тенденции:
- в 2003 году: рост приведенной работы на 108 тыс. ваг или на 10 %; снижение производительности труда на0,1 тыс. чаг\чел или на 1 %
- в 2004 году рост приведенной работы на 137 тыс. ваг или на 11%, снижение производительности труда на 1,8 тыс. ваг\ чел. Или на 12 %.
Рис. 3.24. Динамика производительности труда по деповскому ремонту в 2002- 2004 годах
Как видно из рис. 3.24 в 2004 году по ремонтному депо произошло падение производительности труда с 14,9 до 12,9 тыс. ваг\чел.
3.3. Анализ эксплуатационных расходов на материальные затраты
В материальные затраты эксплуатационных расходов включают расходы на материалы, топливо, электроэнергию и прочие материальные расходы. Эти расходы планируют по установленному в плане объему работы и нормам затрат на единицу соответствующего измерителя, наличию оборудования, устройств по нормам затрат на каждую их единицу.
Материалы
Общий расход материалов по деповскому ремонту указан в таблице 3.18.
Таблица 3.18
Расход материалов и запасных частей на деповский ремонт в 2002 – 2004 годах
Наименование
|
Годы
|
Динамика, тыс. руб.
|
Темп роста, %
|
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
Авторегулятор |
27,2 |
28,0 |
23,0 |
0,8 |
-5,0 |
102,9 |
82,2 |
Авторежим |
10,5 |
28,5 |
11,0 |
18,0 |
-17,5 |
271,4 |
38,6 |
Автосцепка |
270,0 |
219,8 |
213,0 |
-50,2 |
-6,8 |
81,4 |
96,9 |
Аппарат поглощающий |
81,6 |
10,5 |
11,2 |
-71,1 |
0,7 |
12,9 |
106,7 |
Главная часть |
2,8 |
0,0 |
2,3 |
-2,8 |
2,3 |
0,0 |
|
Воздухораспределитель |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
Магистральная часть |
580,6 |
560,0 |
423,0 |
-20,6 |
-137,0 |
96,5 |
75,5 |
Балка надрессорная |
265,8 |
345,0 |
216,0 |
79,2 |
-129,0 |
129,8 |
62,6 |
Боковина тележки |
260,6 |
300,0 |
221,0 |
39,4 |
-79,0 |
115,1 |
73,7 |
Башмак тормозной |
0,1 |
89,3 |
84,6 |
89,2 |
-4,7 |
89310,0 |
94,7 |
Корпус поглощающего аппарата |
82,8 |
311,0 |
68,1 |
228,2 |
-242,9 |
375,6 |
21,9 |
Корпус буксы |
194,4 |
200,0 |
154,0 |
5,6 |
-46,0 |
102,9 |
77,0 |
Кран концевой |
62,8 |
67,0 |
65,0 |
4,2 |
-2,0 |
106,7 |
97,0 |
Клин тягового хомута |
96,6 |
71,9 |
45,6 |
-24,7 |
-26,3 |
74,4 |
63,4 |
Крышка люка |
0 |
71,8 |
32,5 |
71,8 |
-39,3 |
|
45,3 |
Ограничители хода |
612,3 |
339,9 |
0,0 |
-272,4 |
-339,9 |
55,5 |
0,0 |
Датчик бортовой |
8,7 |
0,0 |
0,0 |
-8,7 |
0,0 |
0,0 |
|
Подшипник ролевой буксы |
1778,0 |
1800,0 |
1234,0 |
22,0 |
-566,0 |
101,2 |
68,6 |
Пятник |
1,2 |
62,2 |
79,6 |
61,0 |
17,4 |
5183,3 |
128,0 |
Сепаратор полиамидный |
324,8 |
350,0 |
332,0 |
25,2 |
-18,0 |
107,8 |
94,9 |
Триангель |
104,9 |
280,2 |
122,0 |
175,3 |
-158,2 |
267,1 |
43,5 |
Резервуар 78 л |
48,0 |
56,0 |
45,7 |
8,0 |
-10,3 |
116,7 |
81,6 |
Рукав соединительный |
141,1 |
150,0 |
459,3 |
8,9 |
309,3 |
106,3 |
306,2 |
Хомут тяговой |
128,3 |
323,3 |
132,6 |
195,0 |
-190,7 |
252,0 |
41,0 |
Колодка тормозная |
1065,0 |
1100,0 |
466,7 |
35,0 |
-633,3 |
103,3 |
42,4 |
Чека торм. Колодки |
84,4 |
83,6 |
95,9 |
-0,8 |
12,3 |
99,1 |
114,7 |
Рабочая камера |
0 |
230,0 |
190,9 |
230,0 |
-39,1 |
|
83,0 |
Каркас вагонной тележки |
345,0 |
540,0 |
548,0 |
195,0 |
8,0 |
156,5 |
101,5 |
Итого |
6578 |
7618 |
5277 |
1040,5 |
-2341,0 |
115,8 |
69,3 |
По данным таблицы 3.18 можно сделать вывод, что сумма затрат на материалы по ремонтному депо в 2003 году выросла на 1040,5 тыс. руб. или на 15,8 % , а в 2004 году снизилась на 2341 тыс. руб. или на 30 %.
Динамика изменения затрат на материалы по вагонным депо ст. М и ст. К отражена в таблице 3.19
Таблица 3.19
Динамика затрат на материалы по вагонным депо ст. М и т. К в 2002- 2004 годах
Затраты на материалы
|
Годы
|
Динамика, тыс. руб.
|
Темп роста, %
|
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
По ст. М |
43095 |
79323 |
85490 |
36228 |
6167 |
184 |
108 |
По ст. К |
51714 |
83289 |
95749 |
31575 |
12460 |
161 |
115 |
Из табл. 3.19 видно:
- в 2003 году затраты на материалы по ст. М выросли на 36228 тыс. руб. или на 84 %, а по ст. К – на 31575 тыс. руб. или на 61 %
- в 2004 году затраты на материалы по ст. М выросли на 6167 тыс. руб. или на 8 %, а по ст. К – на 12460 тыс. руб. или на 15 %.
Рис. 3.25. Динамика затрат на материалы в 2002 – 2004 годах
Как видно из рис. 3.25 затраты на материалы по вагонным депо выросли , а по деповскому ремонту, наоборот снизились.
Топливо- энергетические ресурсы
Расходы на топливно- энергетические ресурсы включают в себя расходы на электроэнергию. Расчет затрат электроэнергии ведется в среднем на один отремонтированный вагон, независимо от его рода. Перечисленные расходы ресурсов вагонного депо представлены в таблице 3.20
Таблица 3.20
Динамика расходов топлива по вагонным депо ст. М и ст. К и деповскому ремонту в 2002- 2004 годах
Показатель
|
Годы
|
Динамика, тыс. руб.
|
Темп роста, %
|
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
ст. М |
2644 |
3785 |
4500 |
1141 |
715 |
143 |
119 |
Ст.К |
3173 |
3974 |
5040 |
801 |
1066 |
125 |
127 |
Деповской ремонт |
450 |
482 |
321 |
32 |
-161 |
107 |
67 |
Из табл. 3.20 заметны тенденции по расходам на топливо:
- в 2003 году: рост расходов по ст. М на 1141 тыс. руб. или на 43 %, по ст. К – на 801 тыс. руб. или на 25 %, по ремонту – на 32 тыс. руб. или на 7%.
- В 2004 году: рост расходов по ст. м на 715 тыс. руб. или на 19 5, по ст. К – на 1066 тыс. руб. или на 27 %, по ремонту – снижение расходов на 161 тыс. руб. или на 33 %.
Таблица 3.21
Динамика расходов на электроэнергию по вагонным депо ст. М и ст. К и деповскому ремонту в 2002 – 2004 годах
Показатель |
Годы
|
Динамика, тыс. руб.
|
Темп роста, %
|
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
ст. М |
2492 |
3142 |
3900 |
650 |
758 |
126 |
124 |
Ст.К |
2990 |
3299 |
4368 |
309 |
1069 |
110 |
132 |
Деповской ремонт |
432 |
485 |
343 |
53 |
-142 |
112 |
71 |
Из таблицы 3.21 заметны следующие тенденции по расходам на энергию :
- в 2003 году: рост расходов по ст. М на 650 тыс. руб. или на 26 %, по ст. К – на 309 тыс. руб. или на 10 %, по ремонту – на 53 тыс. руб. или на 12 %
- в 2004 году : рост расходов по ст. М – на 758 тыс. руб. или на 24 %, по ст. К – на 1069 тыс. руб. или на 32 %, по ремонту – снижение на 142 тыс. руб. или на 29 %.
Рис. 3.26. Динамика расходов на топливо в 2002- 2004 годах
Рис. 3.27. Динамика расходов на электроэнергию в 2002- 2004 годах
Таблица 3.22
Расход топливно- энергетических ресурсов вагонного депо ст. М в 2002- 2004 годах
Показатель |
Измеритель |
Годы |
Темп роста (2004 к 002 году), % |
||
2002 |
2003 |
2004 |
|||
Уголь |
тонна |
4406,7 |
4401,2 |
3417,7 |
77,6 |
|
усл. тонн |
3525,3 |
3520,9 |
2734,2 |
77,6 |
цена |
руб. |
180,0 |
258,0 |
395,0 |
219,4 |
сумма |
тыс. руб. |
793,2 |
1135,5 |
1350,0 |
170,2 |
Бензин |
тонна |
396600,0 |
234607,4 |
250000,0 |
63,0 |
|
усл. тонн |
317280,0 |
187686,0 |
200000,0 |
63,0 |
цена |
руб. |
2,0 |
4,8 |
5,4 |
270,0 |
сумма |
тыс. руб. |
793,2 |
1135,5 |
1350,0 |
170,2 |
Диз. Топливо |
тонна |
644878,0 |
246982,1 |
300000,0 |
46,5 |
|
усл. тонн |
515902,4 |
197585,6 |
240000,0 |
46,5 |
цена |
руб. |
1,6 |
6,1 |
6,0 |
365,9 |
сумма |
тыс. руб. |
1057,6 |
1514,0 |
1800,0 |
170,2 |
Итого топливо |
тыс. руб. |
2644,0 |
3785,0 |
4500,0 |
170,2 |
|
усл. тонн |
836707,8 |
388792,5 |
442734,2 |
52,9 |
Стоимость топлива |
руб. |
3,2 |
9,7 |
10,2 |
321,6 |
Электроэнергия |
тыс. кВт ч |
6610,1 |
7427,9 |
6320,9 |
95,6 |
цена |
руб. |
0,4 |
0,4 |
0,6 |
163,7 |
сумма |
тыс. руб. |
2492,0 |
3142,0 |
3900,0 |
156,5 |
Рис. 3.28. Изменение стоимости бензина и дизтоплива в 2002- 2004 годах
Как видно из рис. 3.28 в 2003 году стоимость бензина возросла с 2 до 4,8 руб. руб. за 1 литр , а дизельного топлива – с 1,6 до 6,1 руб. В 2004 году стоимость бензина повысилась с 4,8 до 5,4 руб. за1 литр, а дизельного топлива – снизилась с 6,1 до 6 руб. за 1 литр
За указанный период стоимость бензина вросла в 2,7 раза , а дизельного топлива – в 3,7 раза
Рис. 3.29. Изменение стоимости электроэнергии в 2002- 2004 годах
Как видно из рис. 3.29, в 2003 году стоимость энергии выросла с 0,377 до 0,423 руб. , а в 2004 году – с 0,423 до 0,617 руб. за 1 квт \ час
В таблице 3.23 указаны затраты на топливо и электроэнергию по ст. К в 2002 – 2004 годах
Таблица 3.23
Затраты на топливо и электроэнергию по ст. К в 2002 – 2004 годах
Показатель |
Измеритель |
Годы |
Темп роста (2004 к 002 году), % |
||
2002 |
2003 |
2004 |
|||
Уголь |
тонна |
5288,0 |
4621,2 |
3827,8 |
72,4 |
|
усл. тонн |
4230,4 |
3697,0 |
3062,3 |
72,4 |
цена |
руб. |
180,0 |
258,0 |
395,0 |
219,4 |
сумма |
тыс. руб. |
951,8 |
1192,3 |
1512,0 |
158,9 |
Бензин |
тонна |
475920,0 |
246337,8 |
280000,0 |
58,8 |
|
усл. тонн |
380736,0 |
197070,2 |
224000,0 |
58,8 |
цена |
руб. |
2,0 |
4,8 |
5,4 |
270,0 |
сумма |
тыс. руб. |
951,8 |
1192,3 |
1512,0 |
158,9 |
Диз. Топливо |
тонна |
773853,7 |
259331,2 |
336000,0 |
43,4 |
зин |
усл. тонн |
619082,9 |
207464,9 |
268800,0 |
43,4 |
цена |
руб. |
1,6 |
6,1 |
6,0 |
365,9 |
сумма |
тыс. руб. |
1269,1 |
1589,7 |
2016,0 |
158,9 |
Итого топливо |
тыс. руб. |
3172,8 |
3974,3 |
5040,0 |
158,9 |
|
усл. тонн |
1004049,3 |
408232,2 |
495862,3 |
49,4 |
Стоимость топлива |
руб. |
3,2 |
9,7 |
10,2 |
321,6 |
Электроэнергия |
тыс. кВт ч |
7932,1 |
7799,3 |
7079,4 |
89,3 |
цена |
руб. |
0,377 |
0,423 |
0,617 |
163,7 |
сумма |
тыс. руб. |
2990,4 |
3299,1 |
4368,0 |
146,1 |
Таблица 3.24
Динамика затрат на топливо и энергию по деповскому ремонту в 2002- 2004 годах
Показатель |
Измеритель |
Годы |
Темп роста (2004 к 002 году), % |
||
2002 |
2003 |
2004 |
|||
Уголь |
тонна |
750,0 |
560,5 |
243,8 |
32,5 |
|
усл. тонн |
600,0 |
448,4 |
195,0 |
32,5 |
цена |
руб. |
180,0 |
258,0 |
395,0 |
219,4 |
сумма |
тыс. руб. |
135,0 |
144,6 |
96,3 |
71,3 |
Бензин |
тонна |
67500,0 |
29876,0 |
17833,3 |
26,4 |
|
усл. тонн |
54000,0 |
23900,8 |
14266,7 |
26,4 |
цена |
руб. |
2,0 |
4,8 |
5,4 |
270,0 |
сумма |
тыс. руб. |
135,0 |
144,6 |
96,3 |
71,3 |
Диз. Топливо |
тонна |
109756,1 |
31451,9 |
21400,0 |
19,5 |
зин |
усл. тонн |
87804,9 |
25161,5 |
17120,0 |
19,5 |
цена |
руб. |
1,6 |
6,1 |
6,0 |
365,9 |
сумма |
тыс. руб. |
180,0 |
192,8 |
128,4 |
71,3 |
Итого топливо |
тыс. руб. |
450,0 |
482,0 |
321,0 |
71,3 |
|
усл. тонн |
142404,9 |
49510,7 |
31581,7 |
22,2 |
Стоимость топлива |
руб. |
3,2 |
9,7 |
10,2 |
321,6 |
Электроэнергия |
тыс. кВт ч |
1145,9 |
1146,6 |
555,9 |
48,5 |
цена |
руб. |
0,377 |
0,423 |
0,617 |
163,7 |
сумма |
тыс. руб. |
432,0 |
485,0 |
343,0 |
79,4 |
Как видно из табл. 3.23 и 3.24 стоимость затрат на электроэнергию и топливо с каждым годом растет.
Рис. 3.30. Изменение потребности в угле в 2002- 2004 годах
Как видно из рис. 3.30:
- в 2003 году : расходы на уголь выросли по ст. М с 793,2 до 1135,5 тыс. руб., по ст. К - с 951,8 до 1192,3 тыс. руб. , по ремонту- со 135 до 144,6 тыс. руб.
- в 2004 году: расходы на голь выросли по ст. М – с 1135,5 до 1305 тыс. руб., по ст. К - с 1192,3 до 1512 тыс. руб., по ремонту - упали с 144,6 до 96,3 тыс. руб.
Прочие материальные расходы
По прочим материальным расходам учитывают расходы, которые затруднительно отнести к конкретному элементу. Это оплата счетов заводам, другим дорогам и организациям за производство текущего ремонта вагонов и других услуг.
Таблица 3.25
Прочие материальные расходы в 2002 – 2004 годах
Наименование |
Годы |
Динамика, тыс. руб. |
Темп роста, % |
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
ст. М |
9748 |
14753 |
15647 |
5005 |
894 |
151 |
106 |
ст. К |
11698 |
15491 |
17525 |
3793 |
2034 |
132 |
113 |
Деповской ремонт |
315 |
318 |
42 |
3 |
-276 |
101 |
13 |
Как видно из табл. 3.25:
- в 2003 году произошел рост прочих материальных расходов по ст. М на 5005 тыс. руб. или на 51 %, по ст. К – на 3793 тыс. руб. или на 32 %, по ремонту – на 3 тыс. руб. или на 1 %
- в 2004 году: рост расходов по ст. М – на 894 тыс. руб. или на 6 %, по ст. К – на 2034 тыс. руб. или на 13 5, по ремонту – снижение на 276 тыс. руб. или на 83 %.
Рис. 3.31. Динамика прочих материальных расходов в 2002 – 2004 годах
Как видно из рис. 3.31, к 2004 году прочие материальные расходы по вагонным депо выросли , а по ремонту – снизились.
Рис. 3.32. Структура прочих материальных расходов по вагонному депо ст .М в 2002 - 2004 годах
Рис. 3.33. Структура прочих материальных расходов по вагонному депо ст. К в 2002- 2004 годах
3.4. Анализ прочих эксплутационных расходов
Амортизация
Основные средства (здания и сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины, измерительные приборы и регулирующие приборы, инструмент, инвентарь и прочие основные фонды) в производственном процессе используются в течение длительного времени. При этом они изнашиваются, и стоимость их постепенно равными долями в течение срока службы переносится на производственную себестоимость. Денежное выражение части стоимости основных фондов, переносимой на изготовленный продукт, называется амортизационными отчислениями.
Амортизационные отчисления планируются в МПС и на железных дорогах исходя из среднегодовой стоимости основных фондов и норм амортизационных отчислений.
Среднегодовая стоимость основных фондов определяется на основе данных о наличии основных средств на начало планируемого периода и данных о вводе в действие новых и выбытии их в течение планируемого периода.
При расчете амортизационных отчислений учитывается стоимость всех объектов, числящихся на балансе предприятия, а также еще не оформленных актом приемки, но находящихся в эксплуатации, за исключением стоимости объектов, сданных в аренду.
Амортизационные отчисления состоят из двух частей: реновационные отчисления (на замену или возобновление основных средств0 и отчисления на капитальный ремонт.
Амортизационные отчисления зависят от стоимости основных средств, используемых в производственном процессе. Чем больше стоимость основных средств, тем выше доля амортизационных отчислений в себестоимости продукции.
Сумма отчислений на замену (реновацию) зависит от стоимости оборудования и долговечности его работы.
На износ основных средств влияют интенсивность их использования, атмосферные условия, методы ухода за оборудованием, бережное отношение к нему, качество ремонта и т.д.
По каждой группе основных средств устанавливается средний срок службы, который зависит от вида средств, интенсивности условий их работы.
Различают физический и моральный износ производственных фондов.
Физический износ означает потерю первоначальных качеств и связан с эксплуатацией фондов. Моральный износ проявляется тогда, когда основные фонды до их физического износа устарели и не отвечают современным требованиям. Поэтому возникает необходимость в капитальном ремонте или их восстановлении.
Амортизационные отчисления на восстановление (замену) основных фондов Ав (руб.) рассчитывают исходя из их восстановительной стоимости, срока службы и ликвидационной стоимости, по которой они могут быть реализованы как металлолом, строительные материалы и т.д.
Ав = (С+См+Сл) : Н (3.2)
где С - восстановительная стоимость, тыс. руб.
См – стоимость монтажа оснастки, тыс. руб.
Сл – ликвидационная стоимость, тыс.руб.
Н – срок службы.
Обычно при расчете амортизационных отчислений пользуются не сроками службы, а нормами, выраженными в процентах стоимости основных фондов.
Н в = Ав * 100 : С (3.3)
Установив нормы амортизационных отчислений в %, можно определять ежегодные амортизационные отчисления исходя из их среднегодовой стоимости соответствующего вида основных средств.
По источникам финансирования ремонт подразделяется на текущий и капитальный.
В процессе текущего ремонта устраняют мелкие дефекты, заменяют износившиеся детали. В процессе капитального ремонта производится полная разборка оборудования и замена всех частей.
Ежегодные амортизационные отчисления на капитальный ремонт данного элемента основных фондов определяют по формуле:
Акр = Скр * О кр : Н (3.4)
Где Скр – стоимость одного капитального ремонта, тыс. руб.
Окр – количество капитальных ремонтов, шт
Н – срок службы оборудования, лет
О кр = (Т*Н : Ткр) – 1 (3.5)
Где Т – годовой фонд работы оборудования, час
Ткр – периодичность капитального ремонта, час
Норма ежегодных отчислений на капитальный ремонт:
Нкр = Акр * 100 : (С+Скр) (3.6)
В вагоном депо ст. М и ст. К амортизацию считают в целом по объединенному депо, напрямую она не входит в эксплуатационные расходы.
Прочие расходы
По прочим расходам учитывают расходы по технике безопасности, расходы на спецодежду, канцтовары подготовку и переподготовку кадров и т.д.
Таблица 3.26
Динамика прочих расходов в 2002 – 2004 годах
Показатели
|
Годы
|
Динамика, тыс. руб.
|
Темп роста, %
|
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
ст. М |
2590 |
4360 |
4560 |
1770 |
200 |
168 |
105 |
ст. К |
3108 |
4578 |
5107 |
1470 |
529 |
147 |
112 |
Деповской ремонт |
211 |
218 |
475 |
7 |
257 |
103 |
218 |
Из табл. 3.26 заметны следующие тенденции:
- в 2003 году прочие расходы по ст. М выросли на 1770 тыс. руб. или на 68 %, по ст. К – на 1470 тыс. руб. или на 47 %, по ремонту – на 7 тыс. руб. или на 3 %
- в 2004 году : прочие расходы выросли по ст. М – на 200 тыс. руб. или на 5 %, по ст. К – на 529 тыс. руб. или на 12 %, по ремонту - на 257 тыс. руб. или на 118 %
Рис. 3.34. Динамика прочих расходов в 2002- 2004 годах
Рис. 3.34. свидетельствует о росте прочих расходов по вагонным депо ст. М и ст. К , а также по деповскому ремонту.