Содержание

 

Введение. 3

1. Дать определение туроператора, турагента, турагенства. 5

2. Основные функции туроператоров. 7

3. Инициативные  и рецентивные туроператоры.. 8

4. Права, обязанности, ответственность туроператоров и турагентов. 10

5. Договор-реализация, Договор-комиссия. 12

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Введение


Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Специфика этой сферы бизнеса - формы собственности на туристическом рынке представлены во всем многообразии. Работают, как частные предприниматели, так и юридические лица, в том числе некоммерческие организации.

Статьей 128 ГК РФ к одному из объектов гражданских прав отнесены работы и услуги,  следовательно, туристический бизнес как деятельность по оказанию услуг попадает под действие этой статьи.

Туристическая деятельность предусматривает заключение договора возмездного оказания услуг, с одной стороны, и непосредственно связана с договором комиссии, с другой стороны, так как перепродаются услуги сторонних организаций.

Туризм и путешествия являются неотъемлемой частью индустрии гостеприимства. Путешествия – основная часть туризма. Время, расстояния, места проживания, цели и продолжительность пребывания – все это отличительные элементы туризма. В целом туризм - многоцелевой феномен, одновременно сочетающий в себе элементы приключений, романтику дальних странствий, некоторую тайну, посещение экзотических мест и земные заботы предпринимательства, вопросы здоровья, личной безопасности и сохранности имущества граждан.

Туристская деятельность делится на туроператорскую; турагентскую; клубный отдых.

Цель работы – рассмотреть организационные основы туристского обслуживания.

Задачи работы – раскрыть общую характеристику туроператора, турагента, турагенства; рассмотреть основные функции туроператоров; проанализировать инициативные и рецентивные туроператоров; изучить права, обязанности, ответственность туроператоров и турагенств; охарактеризовать договор-кимиссия и договор-реализация.

1. Дать определение туроператора, турагента, турагенства


Турагент реализует туристический продукт клиенту в виде комплексов (инклюзив-туров) или свободного набора услуг (заказных туров).

Туроператор комплектует туры и формирует комплекс услуг для туристов, разрабатывает туристические маршруты, насыщает их услугами путем взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, готовит рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены туров, передает туры турагенту для их последующей реализации туристам.

Турагент – организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроперетором туров потребителю.

Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места проживания до первого по маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте пункта размещения обратно.

Турагентство – достаточно распространенный вид бизнеса в туризме. Конкуренция подталкивает туристические фирмы к поиску своей ниши в турбизнесе, заставляет приспособления к спросу с учетом различий между отдельными группами потребителей. Значительная часть фирм действует как розничные турагентства, работая с клиентами напрямую.

Основные задачи турагентства: полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристическим центрам и т.д. продвижение этой информации с помощью рекламы; организация продажи туристического продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристического бизнеса.

Туристические агентства могут иметь разнообразные формы:

чисто туристические агентства по продаже туров, сформированных туроператорами на условиях комиссионного вознаграждения;

транспортно-туристические агентства по организации транстуров. Здесь есть перспективы для создания совместных предприятий с транспортными организациями: авиационно-транзитными предприятиями, авиакомпаниями, железными дорогами. Вариантом взаимодействия с перевозчиками также являются агентские соглашения на реализациию транспортных билетов.

С точки зрения специфики деятельности турагентства могут быть многопрофильными (наиболее распространены), то есть осуществляющими комплексное обслуживание любых клиентов, включая отпускников, командированных и пр. и специализированными, наиболее распространенными из которых являются коммерческие турагентства, организующие деловые поездки для крупных компаний, включая конгрессное обслуживание, а также специализирующиеся в организации отдыха.

Налогообложение прибыли у турагентов:

Если турагент продает путевки по посредническим договорам, то момент реализации путевок в зависимости от выбранного метода учета доходов и расходов определяется так:

при использовании метода начисления – это дата утверждения отчета;

при использовании кассового метода – это дата получения от покупателей оплаты за проданные путевки.

Предварительная оплата туров также считается выручкой.

Основные различия между турагентами и туроператорами:

по системе доходов

Туроператор имеет некоторый туристический продукт, и его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи. Туроператор может приобретать отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный туристический продукт со своим механизмом ценообразования. В это время турагент действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристического продукта. Турагент реализует туристический продукт (часто и отдельные услуги: авиабилеты, номера в гостиницах и т.д.) по реальным ценам туроператоров или производителей услуг;

по принадлежности туристического продукта


Туроператор всегда имеет запас туристического продукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (услугу), только когда клиент проявляет покупательский интерес.

В повседневной практике бывает трудно определить различие между туроператорами и турагентами. Чаще всего обе эти функции выполняет одно предприятие. Законом РФ «О туристической деятельности» это не запрещено, и на практике фирма может сама разрабатывать маршруты как туроператор и продавать их туристам и другим агентам,  одновременно как турангент, приобретая туры у других фирм для своих клиентов[1].


2. Основные функции туроператоров


Основные функции туристических организаций: комплектующая; сервисная; гарантийная.

Комплектующая функция – это комплектация тура из отдельных услуг - для рецептивного туроператора; комплектация комбинированных туров из туров рецептивных - для инициативного туроператора; комплектация пакетов туров с транспортными и некоторыми другими видами услуг – для турагентств.

Сервисная функция – это обслуживание туристов на маршрутах и в офисе при продаже пакетов туров.

Гарантийная функция - это предоставление туристам гарантий по заранее оплаченным туристическим услугам в обусловленном количестве и на обусловленном уровне. Согласно действующему международному и российскому законодательству за качество предоставленной услуги полную ответственность перед туристом несет та организация, которая сформировала и продала ему пакет услуг, независимо от того, сама она предоставляет эти услуги или третье лицо (поставщик услуг).

Обычно туроператор – это более крупная, чем турагент, компания. Она имеет головной офис и несколько филиалов – агентскую сеть. Независимо от собственной агентской сети, туроператор заключает агентские соглашения с независимыми турагентствами на продажу своих туров.


Турагенты и тураператоры могут иметь разнообразные формы собственности: частную, государственную, акционерное общество, однако суть предпринимательской деятельности и рыночные функции от этого не меняются.

Главной рыночной задачей, как турагента, так и туроператора, остается обеспечение устойчивого положения на туристском рынке и получение устойчивой прибыли[2].


3. Инициативные  и рецентивные туроператоры


В повседневной практике бывает очень трудно определить различие между туроператорами и турагентами. Чаще всего обе эти функции выполняет одно предприятие. Законом РФ "О туристической деятельности" это не запрещено, поэтому фирма может сама разрабатывать маршруты как туроператор и продавать их туристам и другим агентам, одновременно как турангент приобретая туры у других фирм для своих клиентов.

Интенсивное развитие индустрии туризма, возникновение и рост конкуренции повлияли на формирование структуры туроператоров и предопределили их дальнейшую специализацию.

По виду деятельности туроператоры бывают:

операторами массового рынка - они продают большое число турпакетов, в которые часто включаются чартерные авиарейсы в определенные пункты назначения, главным образом в места развития массового туризма.

специализированными операторами - они специализируются на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, определенном виде туризма и т.д.).

В свою очередь, специализированные операторы подразделяются на туроператоров:

специального интереса (например, организация сафари в Африке);

специального места назначения (например, фирмы специализируются только на Англии или Испании);

определенной клиентуры (молодежные туры, бизнес-туры, семейные туры и т.д.);

специальных мест назначения (например, турбазы и т.п.);

использующих определенный вид транспорта (автобусы, теплоходы и т.д.).

По месту деятельности туроператоры бывают:

местными (внутренними) - они ориентируют турпакеты в пределах страны происхождения;

выездными - они ориентируют турпакеты на зарубежные страны;

операторами на приеме - они базируются в месте назначения (в стране назначения) и обслуживают прибывающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.

Кроме того, в более общем смысле туроперейтинга принято разделять туроператоров на инициативных и рецептивных.

Инициативные туроператоры - это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или с туристскими предприятиями. Отличием их от туристических агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристического продукта, состоящего (по нормам Всемирного туристического объединения) из не менее чем трех услуг:

-   размещение;

-   транспортировка туристов;

-   любая другая не связанная с вышеназванными услуга.

Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивает проезд к месту начала путешествия и обратно и организует предоставление внутримаршрутного транспорта. К таким туроператорам относятся выездные туроператоры и внутренние туроператоры, занимающиеся отправкой внутренних туристов в другие регионы страны.

Рецептивные туроператоры - это туроператоры на приеме, то есть комплектующие туры и программы обслуживания туристов с использованием прямых договоров с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т.д.)[3].


4. Права, обязанности, ответственность туроператоров и турагентов


Гражданская ответственность туроператоров представляет собой ответственность за непреднамеренное нарушение условий договора на оказание туристских услуг. В договоре четко обозначены права и обязанности обеих сторон. В случае если ответственность застрахована, турист получит компенсацию не от туроператора, а от страховой компании. Перечень услуг туроператора обычно стандартен: проживание, питание, перелет. Чаще всего при страховании гражданской ответственности страхуется весь комплекс услуг.

Что же касается стихийных бедствий, то на этот случай туроператору страховаться совершенно не обязательно. Ответственности туроператора здесь нет. Единственное «но» - если государство либо законодательно, либо путем жестких рекомендаций ограничивает туры в опасные регионы. Тогда нарушителям грозит уголовная ответственность.

В России сегодня каждый туроператор обращается в страховую компанию по вопросам страхования жизни и здоровья туристов. А вот процент компаний, застраховавших свою гражданскую ответственность настолько низок, что приходится рассчитывать страховой тариф на примерах других существующих сегодня видах страхования. Несколько лет назад готовился закон об обязательном страховании гражданской ответственности туроператоров. Но этот проект до сих пор остается на бумаге.

Услуги по страхованию гражданской ответственности компаний на туристическом рынке страховщики начали предлагать относительно недавно. И хотя на западе это давно является такой же нормой, что и медицинское страхование, отечественные турфирмы не спешат с приобретением полиса. И напрасно.

При страховании гражданской ответственности турагентов и туроператоров интересы фирм оказываются защищены в случае нанесения ими ущерба третьим лицам, то есть непосредственно туристам. Механизм прост. Если клиент предъявляет туристской компании обоснованные претензии, бремя выплаты компенсации целиком ложится на плечи страховщика. Важно, что имеется в виду исключительно профессиональная деятельность компаний. То есть, страховым событием может стать лишь непреднамеренная ошибка турфирмы в процессе работы с клиентом.

К подобным происшествиям, например, относятся срывы при оформлении въездных виз, заключении и исполнении договора о трансфере, заказе авиа и железнодорожных билетов, бронировании гостиниц и расселении туристов, организации их питания, а также их экскурсионном обслуживании. Страховщик выплатит компенсацию туристам и в том случае, если срыв произошел не из-за ошибки турфирмы, а по вине ее контрагента, скажем, перевозчика, если это не противоречит существующим договорным обязательствам. Заключение

Составлением и продажей туров занимаются туристко-экскурсионные организации.

На практике они могут носить любое название - от туристического бюро до ассоциации туристов и путешественников. Однако с точки зрения вида предпринимательства их можно подразделить на туристические агентства и туристических операторов.

Что означают эти термины, в чем их основные различия и особенности?

Туристический продукт формируется из услуг предприятий, причастных к обслуживанию людей на отдыхе и в путешествиях: транспортных фирм и компаний, гостиниц, ресторанов, кафе, экскурсионных фирм, музеев и выставочных залов, парков аттракционов, азартных мероприятйя и заведений, спортивных и курортных организаций.

Комплектацией туристического продукта в соответствии с требованиями и пожеланиями клиентов, то есть формированием набора услуг под названием «тур», занимаются турооператоры.

Главной рыночной ролью этих организаций является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами[4].


5. Договор-реализация, Договор-комиссия


По договору реализации поставщик  обязуется поставить, а покупатель принять и оплатить товар в количестве и по ценам согласно накладных, являющихся приложением к договору.

Обязанности поставщика.

Произвести отгрузку поставляемого товара на склад покупателя своими силами и за свой счет.

Обеспечить ассортимент и количество отпускаемого товара согласно накладных.

Обеспечить качество отпускаемого товара, наличие маркировки, качественной упаковки и снабдить покупателя документами о сертификации поставляемого товара.

В случае обнаружения в процессе реализации некачественного товара произвести его возврат или замену на качественный.

Произвести незамедлительный возврат товара по первому требованию покупателя.

В случае, если по вине поставщика на покупателя наложен проверяющими органами штраф, поставщик обязуется погасить его из собственных средств в полном объёме.

Обязанности покупателя.

Принять товар в ассортименте и в количестве согласно накладных.

Осуществлять хранение и реализацию товара согласно существующих правил и нормативных актов.

Немедленно уведомлять поставщика о снятии товара с продажи в связи с обнаружением брака либо по другим причинам.

В случае требования поставщика о  немедленном возврате нереализованного товара и оплате задолженности за реализованную продукцию, покупатель обязан удовлетворить данное требование в течение 14 дней.

Договор комиссии относится к числу договоров по оказанию нематериальных посреднических услуг.

Законом договор комиссии определен как договор, по которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Для оформления договора применяют квитанции либо проформы договора комиссии.

Стороны вправе накладывать определенные ограничения друг на друга при заключении договора комиссии. Например, с целью защиты экономических интересов комиссионера договор может быть заключен с указанием территории его исполнения, при этом на комитента может быть возложена обязанность не заключать с другими лицами аналогичных договоров комиссии и т.п.

Заключение


Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.

Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

Важной особенностью современного этапа развития туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных банковских, страховых и др. компаний.

Интенсивное развитие международных туристских связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействие лучшей организации этой сферы международных экономических отношений[5].


Список литературы



1.             Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. М.: «Экономпресс»,1998.

2.             Ердавлетов С.Р. Основы географии туризма. М.: ИНФРА-М, 2004.

3.             Карпова Г.А., Быков А.Т., Воронцова М.Г., Натаров М.В., Никифоров В.И., Яковенко Г.В., Воловода А.В., Рохмалева О.В. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

4.             Папирян Г.А. Экономика туризма. М.: «Финансы и статистика», 1998.

5.             Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. М.: «Экспертное бюро – М»,1997.



[1] Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. М.: «Экономпресс», 1998. С. 68-70.


[2] Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. М.: «Экспертное бюро – М»,1997. С. 111-113.


[3] Папирян Г.А. Экономика туризма. М.: «Финансы и статистика», 1998. С. 109.


[4] Ердавлетов С.Р. Основы географии туризма. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 155.


[5] Карпова Г.А., Быков А.Т., Воронцова М.Г., Натаров М.В., Никифоров В.И., Яковенко Г.В., Воловода А.В., Рохмалева О.В. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 90-92.