На правах рукописи
Берко Дмитрий Васильевич
Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек
19.00.07. - Педагогическая психология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Ставрополь 2000
Работа выполнена н кафедре психологии Ставропольского государственного университета
Научный руководитель: доктор психологических наук, доцент
Е.В. Улыбина
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, доцент
Л.Н. Кулешова кандидат психологических наук, Т.М. Краснянская
Ведущая организация: Астраханский государственный
педагогический университет
Защита диссертации состоится 29 июня 2000 года в 14 часов на заседании диссертационного Совета К 064.11.06 по присуждению ученой , степени кандидата психологических наук в Северо-Кавказском государственном техническом университете по адресу:355038, г.Ставрополь, проспект Кулакова, 2
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Северо-Кавказского государственного технического университета.
Автореферат разослан 28 мая 2000г.
Ученый секретарь
диссертационного Совета,
доктор психологических Л.Н.Кулешова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность и постановка проблемы исследования.
Проблема развития и формирования личности в онтогенезе - одна из важнейших и актуальнейших проблем психологической науки в целом и педагогической психологии в частности. Большой вклад в решение вопроса о механизмах развития личности, факторах влияющих на ее формирование внесли многие отечественные и зарубежные исследователи К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, А.Г. Асмолов, А. Бандура, Э. Берн , П.П. Блонский, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, А. Валлон, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, П.Я. Гальперин, А. Гезелл, В.В. Давыдов, Р. Заззо, А.В. Запорожец, И.С. Кон, Л. Кельберг, И.Б. Котова, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, B.C. Мухина, А. Маслоу, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.А. Петровский, К. Роджерс, В.И. Слободчиков, Е.Н. Шиянов, Д.И. Фельдштейн, 3. Фрейд, Э. Эриксон, Б. Д. Эльконин, и др.
Идея, сформулированная Л.С. Выготским о социальной ситуации развития как «исходного момента» для всех динамических изменений, происходящих в развитии, остается актуальной в настоящее время. При этом взаимодействие со «значимым другим» и, прежде всего, родителями, а также интериоризация процессов общения являются важнейшими факторами развития личности.
Вместе с тем, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко и подробно рассмотрены особенности влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка, слабо изученным остается вопрос о конкретном влиянии воспитательных принципов каждого из родителей на различные структурные элементы личности, в том числе на уровне отдельных черт личности, на уровне смысловых образований личности (прежде всего ценностей самоактуализации) и на уровне семантических структур обыденного сознания.
Следует отметить, что большинство работ, посвященных изучению влияния стилей семейного воспитания, рассматривают данную проблему как без учета пола ребенка, так и без учета особенностей стилей поведения отца и матери. Однако пол ребенка является одним из основных условий, влияющих на специфику индивидуального развития. Теоретическая недооценка категории пола в психологии дает неадекватное представление об особенностях формирования личности в онтогенезе.
Следует признать, что наиболее исследованной областью является проблема влияния родителей разного пола на формирование половой
идентичности девочек. Вместе с тем, как показывает анализ литературы это влияние изучалось преимущественно в раннем и детском возрастах и в меньшей степени в подростковом и юношеском.
Признавая тот факт, что становление личности осуществляется на всех этапах жизни человека и что ранние периоды детства уникальны для развития индивидуума, мы считаем, что подростковый и юношеский возраст важнейшие периоды для развития личности, а «субъективные образы родителей» оказывают наибольшее влияние на восприятие себя и других, на формирование тех или иных черт личности и смысловых ориентиров личности.
Исходя из вышеизложенных соображений, нам представляется крайне актуальным и своевременны исследовать влияние стилей воспитания каждого из родителей на личность девушки и проследить это влияние на различных уровнях организации личности.
Актуальность обусловила выбор темы исследования «Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек».
Цель исследования: определить существует ли связь между стилями родительского воспитания в зависимости от пола родителей и личностными особенностями девушек в студенческом возрасте.
Объект исследования: личностные особенности девушек студенческого возраста.
Предмет исследования: влияние стилей родительского воспитания в зависимости от пола родителей на формирование личностных особенностей девушек.
В качестве гипотезы были использованы следующие предположения:
1. Существует значимая связь между стилями родительского воспитания и особенностями личности девушек.
2. Эта связь прослеживается на уровне черт личности, на уровне личностных ценностей (уровне личностной зрелости) и на уровне семантической структуры обыденного сознания.
3. Существует половая дифференциация влияния стиля родительского воспитания на формирование особенностей личности девушек.
Проверка данных гипотез требует решения следующих задач:
1. Провести анализ имеющихся теоретических и эмпирических данных, касающихся проблемы влияния стилей родительского воспитания на развитие личности.
2. Определить выраженность стилей родительского воспитания с точки зрения самих испытуемых и в зависимости от пола родителей.
3. Установить возможные связи между воспитательными стилями каждого из родителей и личностными особенностями, уровнем личностной зрелости девушки;
4. Определить связи между выраженностью стилей родительского воспитания и семантической структурой обыденного сознания.
Общей методологической основой нашего исследования явились ведущие принципы психологии:
- развития (Выготский Л.С., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н, Лисина М.И., Маслоу А., Мухина А.С., Петровский А.В., Эльконин Б.Д., Эриксон Э. И
др.);
- системности (Анохин П.К.. Ананьев Б.Г., Белоус В. В., Ломов Б.Ф , Мерлин B.C. и др.);
- единства сознания и деятельности (Абульханова - Славская К.А., Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.).
Теоретической основой настоящей работы явились фундаментальные идеи отечественной и зарубежной психологии в области психологии личности (Абульханова - Славская К.А., Асмолов А.Г., Котова И.Б., Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Петровский В.А. и др.); по проблемам развития и формирования личности в онтогенезе (Божович Л.И., Выготский Л.С., Кон И.С., Кулешова Л.Н., Лисина М.И., Маслоу А., Мухина В.С., Петровский А.В., Петровский В. А., Роджерс К., Слободчиков В.И., Шиянов Е.Н. Эриксон Э., Эльконин Б.Д. и др.); о социальной ситуации развития и осуществлении совместной деятельности ребенка со взрослым как факторах развития личности (Бандура А., Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Лисина М. И.. Петровский А.В., Смирнова Е.О., Фельдштеин Д.И., Эльконин Б.Д. и др.); об интериоризации (и прежде всего интериоризации процессов общения) как центрального механизма социального развития индивида (Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Ковалев Г.А., Леонтьев А.П., Лурия А.Р., Мид Д., и др.); о механизмах идентификации и формировании идентичности (Асмолов А.Г., Алешина Ю.Е., Винникот Д., Волович А.С., Мухина B.C., Эриксон Э и др.); о влиянии стилей семейного воспитания на развитие нормальной и аномальной (невротической) личности ребенка (Адлер А., Бомринд Д., Буянов М.И., Гарбузов В.И., Захаров А.И., Крайг Г., Мухина B.C., Роджерс К., Эйдемиллер Э.Г. и др.); о половом диморфизме, биологических и социальных детерминантах полоролевой социализации (Антонова Н.В.. Бем А.,ГеодакянВ.А., Бандура А.. Кон И.С., Кольберг Л. МидМ., Фрейд 3., Эллис Л. и др.); «новой психологии пола», концепциях «женской психологии» (Вейтцман Л., Джонсон М., Джеклин К., Мани Дж., Маккоби
Е., Олшен С., Попова Л.В., Стоккард Д., Флеминг Э., Холингер К., Эрхард А. и др.); концепции самоактуализации А. Маслоу (Анциферова Л.И., Алешина Ю.Я., Гозман Л.Я., Дубовская Л.М., Калина Н.Ф., Кнапп Р., Леонтьев Д.А., Леонард Г., Маслоу А., Шостром Э. и др.); в области психосемантических подходов к исследованию структуры обыденного сознания и самосознания (Лурия А.Р., Осгуд Ч., Петренко В.Ф., Улыбина Е.В., Шмелев А.Г. и др.). Таким образом в своей работе мы опирались на теории и концепции отечественных и зарубежных ученых, которые позволяют всесторонне подойти к решению поставленной цели исследования.
Для проверки выдвинутых гипотез были использованы следующие методы:
- общенаучные (эксперимент, измерение);
- собственно психологические- стандартизированные самоотчеты: опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»(АDOR); «Фрайбургский личностный опросник» (FPI); «Самоактуалиазационный тест» (CAT). Методика частного ролевого семантического дифференциала (СД).
- Методы количественной и качественной обработки эмпирических данных.
Достоверность результатов проведенного исследования обеспечивалась научной обоснованностью исходных позиций, использованием методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки и значимостью экспериментальных данных.
Экспериментальной базой исследования стал Ставропольский государственный университет (СГУ). Испытуемые : студенты - девушки различных факультетов СГУ в возрасте 18-20 лет. (N=184).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- установлено, что воспитательные принципы матери и отца оказывают различное влияние на развитие личности девочки в подростковом возрасте на различных уровнях организации личности;
- выявлено, что на уровне черт личности негативный воспитательный стиль матери в большей степени способствует формированию отрицательных личностных характеристик девушек;
- установлено, что на уровне формирования личностной зрелости более значимой является роль отца
- показано, что эмоционально принимающий отец, оказывает решающее влияние на развитие у девочки не только феминных (экспрессивных) качеств, но и способствует принятию ценностей самоактуализации, базирующихся в основном на традиционно маскулинных качествах.
- впервые установлено, что автономность, со стороны матери является необходимым условием для принятия девушкой ценностей самоактуализации;
- установлено, что образ «враждебной матери» ведет к появлению на уровне обыденного сознания девушек противоречивой картины мира, для которой свойственно амбивалентное восприятие значимых объектов как привлекательных и отталкивающих одновременно.
Практическая значимость работы.
Проведенное нами исследование позволяет, учитывая особенности формирования личности девочки в семье, роль в этих процессах отца и матери, проводить научно-просветительскую работу по вопросам полоролевого воспитания среди родителей, особенно отцов, имеющих дочерей; с учетом полученных данных разработать социально -психологические основы тренингов для родителей, преподавателей, психологов, помогающих внести необходимые изменения в традиционную систему взглядов, убеждений, ожиданий относительно роли родителей в воспитании девочки.
Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии СГУ. Результаты исследования доложены и обсуждены на региональной научной конференции « Психолого-педагогические проблемы развития, образования и воспитания личности» (Ставрополь 1997); на краевой научной конференции «Региональные проблемы образования»(Ставрополь 1998);на городской научно -практической конференции «Здоровье города» (Ставрополь 1998)и др. Материалы исследования внедрены в образовательный процесс Ставропольского государственного университета.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Существует значимая связь между воспитательными стилями родителей и личностными особенностями девушек, которая прослеживается на уровне черт личности, уровне личностной зрелости (разделении ценностей самоактуализации), на уровне семантической структуры обыденного сознания.
2. Воспитательные стили отца и матери оказывают дифференцированное влияние на развитие личности девочки в подростковом возрасте.
3. Безусловное позитивное принятие со стороны отца оказывает решающее влияния в развитие гармоничной личности у девочки. Это прослеживается как на уровне черт личности, так и на уровне личностной зрелости.
4. Для принятия ценностей самоактуализации девушкой необходима некоторая автономность со стороны матери в подростковом возрасте.
5. На уровне семантической структуры обыденного сознания воспринимаемая в подростковом возрасте враждебность со стороны родителей ведет к появлению в сознании девушек противоречивой картины мира, когда значимые объекты воспринимаются как привлекательные и отталкивающие одновременно. Больший вклад в формирование противоречивой картины мира вносит образ «враждебной мамы».
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность избранной проблемы, сформулированы объект, предмет, гипотеза, цель, задачи и методы исследования, отмечается научная новизна, раскрывается теоретическое и практическое значение работы, отмечается научная новизна исследования.
В первой главе рассматриваются взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему развития и формирования личности в онтогенезе, подчеркивается, что семья является социальным институтом, где ребенок проходит этапы первичной социализации а стили родительского воспитания оказывают непосредственное влияние на развитие личности ребенка; дается обоснование тому, что подростковый и юношеский возраст - важнейшие периоды для развития личности; рассматриваются проблемы психологии пола, полоролевой социализации девочки, дается обоснование для раздельного изучения влияния воспитательных принципов каждого из родителей на развитие личности девочки.
Во второй главе рассматриваются результаты экспериментального изучения влияния стилей воспитания каждого из родителей на различных уровнях личностной организации(на уровне черт личности и на уровне личностной зрелости).
В третьей главе рассматриваются результаты экспериментального изучения влияния стилей родительского воспитания на семантические структуры обыденного сознания девушек.
В заключении излагаются основные выводы диссертации, намечаются перспективы дальнейшей разработки данной проблемы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Проблема формирования личности - центральная проблема педагогической психологии. Значимость взрослого и прежде всего родителей для развития личности ребенка признавалась и признается практически всеми западными и отечественными психологами. Можно выделить следующие основные аспекты взаимодействия взрослого и ребенка, способствующие формированию личности ребенка: интериоризация, «переход извне внутрь» и прежде всего интериоризация, процессов общения, как условие формирования основных социальных механизмов сознания;( Выготский Л. С., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я., и др.) идентификация, и формирование идентичности - механизмы уподобления, способствующие принятию и усвоению конвенциональных социальных ролей (Асмолов А.Г, Мухина B.C., Фрейд 3. Эриксон Э. И др.); позитивные подкрепления (Бандура А. Скиннер Б. Ф. ,и др.)- являются важнейшими социальными факторами влияющими на формирование личности в онтогенезе. Семья является первым социальным институтом, где ребенок проходит этапы первичной социализации. Среди стилей родительского воспитания отечественные и зарубежные авторы выделяют: демократический, авторитарный; либерально-попустительский; индифферентный и традиционный.
Наиболее благоприятным для формирования личности ребенка считается демократический стиль воспитания. При данном способе руководства детьми родители на фоне безусловного эмоционального принятия опираются на диалог и взаимное доверие, успешно сочетают контроль и поощрение, стимулируют развитие инициативы и самостоятельности у ребенка.
По мнению большинства авторов (Адлер А., Гарбузов В.И., Бондаренко Е.А., Бомринд Д.Ю, Крайг Г. И др.) авторитарный, попустительский и индифферентный стили родительского воспитания оказывают отрицательное влияние на процесс формирования личности ребенка, способствуют как ранней невротизации, так и формированию стойких аномалий характера.
При традиционном способе руководства детьми родители исполняют традиционные роли (мужскую или женскую), принятую в той или иной культуре в отношениях с детьми.
При том, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко и подробно изучено влияние стилей семейного воспитание на формирование личности ребенка, слабо изученным остается вопрос о конкретных проявлениях влияния воспитательных принципов на различные структурные элементы личности, в том числе на уровне смысловых образований, прежде всего разделении ценностей самоактуализации, на уровне отдельных черт личности и уровне семантических структур обыденного сознания, самосознания.
В большинстве работ авторы рассматривают стиль воспитания обоих родителей, не дифференцируя их половую принадлежность Вместе с тем можно предположить, что стили воспитания каждого из родителей оказывают различное влияние на развитие личности ребенка. Теоретическая недооценка категории пола в психологии дает неадекватное представление об особенностях формирования личности в онтогенезе. Несмотря на многочисленные исследования по психологии пола, полоролевой дифференциации (Агеев B.C., Алешина Ю.Я и Волович А.С., Антонова Н.В., Кон И.С., Попова Л.В., Репина Т. А., Русалов В.М., Stockard J. .Johnson M., Pleck J, Weitzman, и др.)вопросы о преимущественном влиянии биологических или социокультурных и психологических факторов на различия в сфере психической организации мужчины и женщины, во многом остаются открытыми.
Среди представителей современной теории «женской психологии» можно выделить К. Холингер и Э. Флеминг, которые считают, что для формирования гармоничной, хорошо адаптированной личности девочки необходимо развитие у нее качеств, которые традиционно предписываются как мужскому так и женскому способу полоролевого поведения.
В ситуации личностного развития девочки разрыв симбиотической диады «мать - дитя» является важнейшим условием для личностного развития. В психологии первым, кто высказал мнение о раннем, неоднозначном и преимущественном влиянии родителя противоположного пола на развитие личности ребенка был 3. Фрейд. Однако психоаналитически - ориентированными исследователями изучалось прежде всего влияние родителей, как одного, так и противоположного с ребенком пола в раннем и детском возрасте и в меньшей степени в подростковом и юношеском возрасте. Мы же признавая тот факт, что становление личности осуществляется на всех этапах жизни человека считаем, что подростковый и юношеский возраст составляет важнейший период для развития личности ребенка.
Считаем необходимым отметить, что в терминологическом тезаурусе психологической науки нет общепринятого термина, обозначающего период жизненного пути женщины от завершения постпубертатного детства до достижения ею социальной зрелости. Термином же «юность» в отечественной психологии принято обозначать «фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости»(Кон И.С.,1989), как для представителей мужского, так и женского пола, что на наш взгляд имеет явно маскулинные акценты (ассоциируется со словом юноша), мешает пониманию женских полоролевых особенностей и противоречит принципу равенства полов.
Следовательно слово «девушка», вынесенное в заглавие диссертационного исследования и часто используемое в работе, на наш взгляд будет наиболее уместным для определения возрастного страта (16-20)лет для женщины.
На первом этапе экспериментального исследования изучалась выраженность стилей родительского воспитания. В качестве диагностического инструментария использовался опросник «Подростки о родителях», позволяющий испытуемым раздельно оценить воспитательные стили отца и матери по таким основным параметрам как: «позитивный интерес»; «директивность», «враждебность», «автономность» и «непоследовательность», базирующихся на известном положении о том, что все способы родительского воспитания можно описать при помощи биполярных характеристик - принятие/непринятие; скрытый контроль/открытый контроль. Основной задачей при этом было установить: существуют ли статистически достоверные различия в оценках испытуемыми «образов» отца и матери.
Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
«T-test for Dependent Samples»
Шкалы ADOR |
Mean |
Std. Dv. |
Diff. |
Std. Dv. Diff. |
Т |
P |
Позитивн. интерес, П/POZ/ |
12,28 |
4,67 |
|
|
|
|
Позитивн. интерес, M |
15,04 |
3,65 |
-2,76 |
4,19 |
-8,93 |
4,3E- 16 |
Директивность, П /DIR/ |
8,30 |
3,94 |
|
|
|
|
Дирекгивность, М |
9,85 |
4,12 |
-1,54 |
3,63 |
-5,77 |
3,27Е-08 |
Враждебность, П /НШ |
4,19 |
3,75 |
|
|
|
|
Враждебность, М /HOS/ |
4,02 |
3,59 |
0,17 |
3,82 |
0,61 |
0,53 |
Автомносгь, П АUT |
10,68
|
3,59
|
|
|
|
|
Автомносгь, М АUT |
10,38
|
3,50
|
0,30
|
3,079
|
1,34
|
0,18
|
Непослед,П /NED/ |
7,657 |
3,13 |
|
|
|
|
Непослед, M /NED/ |
8,027 |
3,34 |
-0,36 |
2,77 |
-1,80 |
0,07 |
Позит/Вражд., П |
8,076 |
7,13 |
|
|
|
|
Позит/Вражд М |
10,82 |
6,21 |
-2,75 |
6,39 |
-5,83 |
2,38 Е- 08 |
Дирикг. /Авт. П |
-2,44 |
6,22 |
|
|
|
|
Дирикт. /Авт.М |
-0,66 |
6,37 |
-1,77 |
5,64 |
4,27 |
3,12 Е- 05 |
Как видно из таб. 1 по критерию Стьюдента (T-test), при уровне достоверности (р<0,05<0,01<0,001) мы доказали, что различия между показателями по основным шкалам: «позитивный интерес» (POZ) (t =-8,93); «директивность»(DIR)-(1=-5,77), а также дополнительным шкалам POZ/HOS (t=-5,77) и DIR /AUT (t=-4,27), методики «Подростки о родителях» в оценках воспитательных подходов отца и матери испытуемыми-девушками не носят случайный характер
На основании полученных результатов первого этапа исследования можно говорить о том, что по отдельным показателям установлены статистически достоверные различия в оценках испытуемыми образа отца и образа матери.
На втором этапе эксперимента изучались особенности влияния стилей воспитания каждого из родителей на уровне черт личности. На данном этапе исследования наряду с опросником «Подростки о родителях» (ADOR) использовался «Фрайбургский личностный опросник» (FPI - В).
Данные интеркорреляции представлены в таб. 2 и 3
(Прим В таб 2 и 3 представлены и выделены только тс шкалы FPI, которые имеют значимую связь со шкалами ADOR и опущены тс, которые значимых связей не имеют г=0,18, при N=111 )
Таблица 2
«ADOR-мать»
|
FPI |
|||||
ADOR |
Неврот. |
C. Arp. |
Депрес. |
Раздраж. |
P. Arp. |
Э.Лаб. |
POZ
|
-0,206 p- 0,03 |
0,11 p= 0,23 |
-0,14 p-0,13 |
-0,11 p- 0,23 |
-0,15 p-0, П |
0,13 p-0,14 |
DIR
|
0,15 p=0,10 |
0,08 p= 0,38 |
0,16 p- 0,08 |
0,19 p=0,04
|
0,24 p- 0,01 |
01308 P 0,17 |
HOS
|
0,395 p= 0,000 |
0,257 p- -0,006 |
0,2989 p- 0,001 |
0357 p- 0,000 |
0,292 p~ 0,002 |
0,357 p= 0,000 |
AUT
|
0,03 p-0, 71 |
-0,06 p= 0,50 |
-0,019 p=0,91 |
-0,03 p- 0,68 |
-0,00 P- 0,95 |
-0,002 p- 0,98 |
NED
|
0,299 p-0, 001 |
0,014 P 0,14 |
0,289 p- 0,002 |
0,28 p= 0,003 |
0,25 p- 0,008 |
0,28 p- 0,002 |
POZIHOS
|
-0341 p- 0,000 |
-0,2619 p= 0 005 |
-0,263 p= 0,005 |
-0,292 p- 0,002 |
0,275 p- 0,003 |
-0,318 p- 0,001 |
DIRIAUT
|
0,09 p= 0,29 |
0,11 P= 0,24 |
0,07 p= 0,45 |
0,11 P=0,21
|
0,13 P-0,15 |
0,03 p= 0,70 |
Таблица 3
«ADOR-отец»
|
FPI |
|||||
ADOR "O" |
Неврот.
|
C. arp.
|
Депрес.
|
Раздраж.
|
Общит.
|
Э.Лаб.
|
POZ
|
-0,275 p- 0 003 |
-0,274 p= 0,004 |
-0,13 p=0,16 |
-0,07 p- 0,46 |
0,195 p- 0,04 |
-0,16 p- 0,08 |
DIR
|
0,13 p=0,16 |
0,08 p- 0,36 |
0,24 p- 0,01 |
0,187 p= 0,049 |
-0,05 P= 0,59 |
0,266 p= 0,005 |
HOS
|
0,3065 p- 0,001 |
0,16 p= 0,08 |
0,297 p= 0,002 |
0,217 p= 0,022 |
0,11 p- 0,23 |
0,357 p- 0,000 |
AUT
|
004 p- 0, 62 |
-0,009 P=0,9 |
-0,01 p= 0,85 |
-0,01 p=0,87 |
-009 p- 0,30 |
-0,06 p- 0,49 |
NED
|
0,2089 p- 0,028 |
0,04 p= 0,60 |
0,249 p- 0,008 |
0,06 p-0, 491 |
0,08 p-0,4
|
0,25 p- 0,008 |
POZIHOS
|
-0,32 p- 0,001 |
-0,26 p= 0,006 |
-0,218 p- 0,021 |
-0,180 p- 0,05 |
0,189 p- 0,007 |
-0,2865 p- 0,002 |
DIRIAUT
|
0,11 P= 0,21 |
0,06 p-0,51 |
0,18 p- 0,058 |
0,195 p= 0,040 |
0,03 p- 0,08 |
0,255 p- 0,007 |
Анализ полученных данных показывает, что существует значимая зависимость между восприятием воспитательных стилей родителей в
подростковом возрасте и теми чертами личности, которые ответственны за регуляцию поведения и социальную адаптацию
Имеется связь между воспитательными стилями обоих родителей, которые испытуемыми ретроспективно оцениваются как безусловно враждебные и непоследовательные и личностными факторами, свидетельствующими о повышенном уровне невротизации, психопатизации, депрессивности и лабильности эмоциональных состояний, раздражительности Как позитивный, положительный «образ» отца, так и позитивный «образ» матери оказывают благоприятное влияние на личность девушки, способствуют ее гармоничному развитию
Враждебность, директивность, властность в воспитательных подходах матери (в большей степени чем аналогичный стиль отца) способствует повышенному уровню внутренней агрессивности у девушек, как личностей черты, создают повышенный риск псхопатизации
Позитивное внимание со стороны отца к девочке в подростковом возрасте оказывает большее влияние на развитие у нее общительности, необходимой для адекватной полоролевой социализации девушки
Директивность со стороны отца отрицательно влияет на аффективную сферу девушки, способствую как эмоциональному снижению так и лабильности эмоциональных состояний
Для 1 армоничного развития девушки, ее эмоционального равновесия безусловное эмоциональное принятие и позитивный интерес отца к дочери в подростковом возрасте имеет первостепенное значение
На третьем этапе изучалась связь представлений о стилях воспитания с уровнем представлений о личностной зрелости Наряду с опросником «Подростки о родителях» применялся «Самоактуализационный тест»(САТ), который является отечественным вариантом «Опросника личностной ориентации» (Personal Orientation Inventory, POI), созданного Э Шострем (Shostrom E ,1964,1974)на основе теории самоактуализации А Маслоу По мнению многих исследователей (Алешина Ю Я , Гозман Л Я , Кроз MB и др ) разделение ценностей самоактуализации является операциональным аналогом показателя личностной зрелости На данном этапе исследования задачей являлось установить возможную зависимость между воспитательными принципами родителей и стремлением к разделению ценностей самоактуализации у девушек
После получения первичных данных они были обработаны по программе («Statistic», Correlation's) В результате были получены следующие матрицы интеркорреляции « ADOR - отец и CAT», «ADOR -мать и CAT»
Полученные в результате данные позволяют говорить о наличии значимых связей между отдельными показателями методики «Подростки
о родителях» (ADOR) и отдельными шкалами опросника CAT, (r знач.= 0,18, при N= 111)
Данные интеркорреляции «ADOR -мать» и CAT представлены в таб. 4, «ADOR отец» и CAT в таб. 5.
Таблица 4
ADOR
|
CAT |
|
цен./ориент. |
гибк./пов. |
|
POZ |
0,024 p= 0,798 |
-0,12 p=0,183 |
DIR |
-0,15 p= 0,102 |
-0,22 p=0,018 |
HOS |
-0,10 p=0,28 |
0,025 p=0,7 |
AUT |
0,12 p=0,18 |
0,071 p=0,47 |
NED |
0,00 p=0,98 |
-0,002 p= 97 |
POZIHOS |
0, 12 p=0,19 |
-0,08 p=0,36 |
DIRIAUT |
- 0,22 p=0,01 |
-0,21 p= 0,002 |
Таблица 5
ADOR |
орие |
цен/ор |
гиб./п |
Самоув |
Прир |
креат |
POZ |
-0,00 |
0,2978 |
0,071 |
-0,804 |
0,162 |
0,0611 |
DIR |
- |
-0, |
- 0, |
0,0172 |
- |
- |
HOS |
- |
-0,2500 |
- |
-0,0966 |
- |
- |
AUT |
- |
0,0631 |
0,085 |
0,1109 |
- |
- |
NED |
- |
-0, |
- |
-0,1249 |
- |
- |
POZIH |
0,063 |
0,2876 |
0,102 |
0,1871 |
0,205 |
0,0593 |
DIRIA |
- |
- |
- |
- |
0,012 |
-0, |
(Прим, в таблицах 4 и 5 представлены и выделены только те шкалы методики CAT .которые имеют значимые связи со шкалами ADOR.)
Полученные результаты свидетельствуют о том, что позитивный образ отца в большей степени, чем образ матери оказывает влияние на принятие ценностей самоактуализации. Отец оказывает влияние не только на развитие у девочки чувства женственности, но и способствует
формированию инструментальных качеств, базирующихся на традиционно маскулинных ценностях. Преобладание директивности над автономностью в воспитательных подходах матери оказывают отрицательное влияние на стремление к самоактуализации у девушек. Можно сделать вывод о том, что автономность со стороны матери в подростковом возрасте необходима для принятия ценностей самоактуализации девушкой.
На четвертом этапе эксперимента основной задачей было проследить влияние стилей родительского воспитания на уровне семантических структур обыденного сознания. Как известно задача реконструкции структуры обыденного сознания во многом может быть решена методами экспериментальной семантики. В качестве метода реконструкции субъективного семантических пространств использовалась методика семантического дифференциала (СД).
Испытуемыми заполнялись индивидуальные матрицы частного ролевого семантического дифференциала. Измерялись значения 14 объектов по 58 шкалам. Шкалы составлялись преимущественно из высокочастотных оценочных и личностных прилагательных,(например, «опытный», «сильный», «зависимый», «беззащитный» и др.) учитывая при этом данные Петренко В.Ф., Шмелева А.Г., Улыбиной Е.В. и задачи собственных исследований. Объектами оценки выступали различные ролевые позиции: «Я», «Мама», «Папа», «Я в детстве», «Я через 15 лет», «человек, который на меня не похож», «человек, которого мне жаль», «человек, который мне не нравится», «человек достигший успеха», «типичный представитель нашего общества», «идеальная женщина», «идеальный мужчина», «авторитетный для меня человек», «счастливый человек»(всего 14).
В число испытуемых были отобраны только те студентки физико -математического и биолого - химического факультетов, которые имели высокие или низкие оценки по таким показателям опросника «Подростки о родителях», как «позитивный интерес»(РО7) и «враждебность» (HOS). При выборе данных критериев учитывался тот факт, что вышеперечисленные шкалы опросника «Подростки о родителях» как в оценках воспитательных подходов матери, так и оценках воспитательных принципов отца имеют наибольшее количество значимых связей с теми личностными показателями, которые имеют первостепенное значение для психического благополучия и регуляции поведения, что в свою очередь было определено на предыдущих этапах эксперимента.
В результате были сформированы 6 групп по 20 испытуемых в каждой.
Сравнительный анализ результатов, полученных при факторизации первой (состоящей из испытуемых- девушек, позитивно оценивших воспитательные принципы родителей) и второй (состоящей из испытуемых, которые дали негативные оценки воспитательным принципам своих родителей) выборок испытуемых позволяет говорить о значимых различиях в семантической структуре образа мира. В обыденном сознании девушек второй группы появляется дополнительный фактор, интерпретируемый как фактор «психическое здоровье», («здоровье -нервность»), по которому образы родителей оцениваются как нервные и неуравновешенные. Выделение отдельного параметра «Психическое здоровье» свидетельствует о высокой субъективной значимости данного показателя. Расположение образов родителей с высокой нагрузкой на полюсе «нервности», вместе с наиболее отвергаемыми объектами может говорить о бессознательной попытке испытуемых объяснить негативные, враждебные способы воспитания родителей высоким уровнем их невротизации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что представление о позитивном или негативном стиле родительского воспитания в целом находит отражение в формировании семантической структуры сознания испытуемых. Преобладание негативного отношения над позитивным формирует противоречивую картину мира, в которой значимые образы оцениваются как хорошие, но опасные, нездоровые.
При факторизации, как третьей (испытуемые оценили воспитательные принципы отца позитивно), так и четвертой (воспитательные принципы отца оценили негативно)выборок, образ «папы» оценивается девушками в целом как позитивный (находится на положительном полюсе как фактора «Сила», так и фактора «Оценка»).
Однако при сравнении данных третьей и четвертой выборки можно отметить и различия. Так, в группе девушек, которые позитивно оценили воспитательный стиль отца при факторизации групповой матрицы первым по значимости, с наибольшим процентом дисперсии выделился преимущественно эмоциональный фактор «Оценка», а в другой выборке первым и с наибольшим процентом дисперсии выделился фактор «Сила». Это можно рассматривать в качестве свидетельства восприятия мира как преимущественно враждебного, в котором другие люди и сам субъект оцениваются прежде всего по степени проявления силы.
Таким образом, можно сделать вывод, что различие в воспитательной позиции папы оказывает влияния на семантическую структуру сознания
девушек лишь в распределении значимости факторов и оценке образа актуального Я по фактору «Силы».
Сравнение данных, полученных при факторизации пятой (испытуемые дали положительную оценку воспитательным принципам матери) и шестой (воспитательные принципы матери испытуемые оценили как враждебные) групп показывает, что в шестой группе общий оценочный фактор расщепляется на два отдельных фактора, по которым образ мамы оценивается противоположным образом, как привлекательной и отталкивающей одновременно. Такое восприятие значимых объектов может служить предпосылкой невротизации личности.
Для этих же испытуемых характерна и оценка мамы как сильной (образ располагается на положительном полюсе фактора «Сила»), что в других выборках не встречается. Можно предположить, что именно образ враждебной и сильной мамы стимулирует формирование когнитивных защит.
Различия выявлены и в факторной структуре. Враждебное отношение мамы формирует у испытуемых повышенную потребность в эмоциональной близости, что выдвигает фактор «Оценки» на первый план.
На основании данных, полученных при экспериментальном изучении влияния стилей родительского воспитания на семантические структуры обыденного сознания девушек, можно отметить достаточно существенные различия между теми группами испытуемых, которые, позитивно оценили воспитательные принципы родителей и теми, которые воспитательные принципы своих родителей оценили как враждебные.
Неблагоприятные условия'воспитания, если они связаны с мамой, формируют противоречивую картину мира, в которой значимые объекты (мама) могут быть оценены и как хорошие, и как плохие (опасные, тяжелые) одновременно.
На основании того, что мы не получили существенных различий при факторизации тех групп испытуемых, где девушки оценивали образ папы, как в количестве выделенных факторов, так и в расположении объектов, то можно предположить, что девочкам, вероятно, воспринимать папу как враждебного и агрессивного легче, чем маму.
Основные выводы:
1. Анализ литературы по проблеме показывает, что в отечественной и зарубежной литературе слабо изученными остаются вопросы, касающиеся дифференциального воздействия воспитательных стилей
родителей разного пола на развитие ребенка. Не достаточно подробно описано влияние стилей родительского воспитания на различные структуры личности.
2. На основании полученных экспериментальных данных можно сделать вывод о том, что воспитательные стили родителей как одного, так и противоположного с ребенком пола оказывают существенное влияние на формирование личности, которая прослеживается на уровне черт, на уровне личностной зрелости, на уровне семантической структуры обыденного сознания.
3. Так, на уровне черт установлена значимая зависимость между воспитательными принципами обоих родителей и теми особенностями личности, которые ответственны за уровень психологическое здоровье, эмоциональное состояние, регуляцию поведения и социальную адаптацию.
4. Девочки оказались более чувствительными к агрессивно -враждебным стилям материнского руководства. Так на уровне черт это выражается в повышенном уровне агрессивности, создающем предпосылки для импульсивного поведения. На уровне обыденного сознания - в появлении противоречивой картины мира, когда образ матери одновременно представляется как «хороший», но отталкивающий.
5. Роль отца оказалась решающей в принятии девушками ценностей самоактуализации, в принятии женской идентичности и инструментальных ценностей, позволяющих реализовывать собственные цели, отстаивая собственные интересы. Директивный стиль отца оказывает наибольшее влияние на аффективное состояние девушек (повышение уровня депрессивности, лабильности эмоциональных состояний).
6. Представление о позитивном или негативном стиле родительского воспитания в целом находит отражение в формировании семантической структуры сознания испытуемых. Преобладание негативного отношения над позитивным формирует противоречивую картину мира, в которой значимые образы оцениваются как хорошие, но опасные.
7. Девушки, негативно оценившие воспитательные принципы обоих родителей обладают большей когнитивной сложностью, которая обеспечивает личности невротическую защиту.
8. Различие в воспитательной позиции папы оказывает влияние на семантическую структуру сознания девушек лишь в распределении значимости факторов и оценке образа актуального Я по фактору «Силы». Негативное отношение отца ведет к формированию выраженных оборонительных реакций, воспитывая в девушках стремление к борьбе.
9 В дальнейших исследованиях необходимо рассмотреть влияние стилей родительского воспитание на формирование личности юношей
Основное содержание работы отражено в следующих публикациях
автора:
1 Берко Д В Особенности восприятия родителей и сверстников в подростковом возрасте // Психолого -педагогические проблемы образования и воспитания Материалы научной конференции «Университетская наука -региону »- Ставрополь Изд -во СГУ, 1997
2 Берко Д В Формирование самоактуализирующейся личности - одна из задач современной педагогической психологии //Материалы научно -практической конференции - Ставрополь Изд-во СГУ, 1998
3 Берко Д В Воспитательные принципы родителей и особенности развития личности в юношеском возрасте // Материалы научной конференции «Университетская наука - региону Ставрополь Изд-во СГУ, 1998
4 Берко Д В Влияние «Образа родителя» в подростковом возрасте на стремление к самоактуализации у девушек -студенток в юности // Вестник СГУ, Вып 16 -Ставрополь Изд-во СГУ, 1998
5 Берко Д В , Коваленко М В Концепция самоактуализации А Г Маслоу Культурологические аспекты // Человек в контексте культуры Сборник научных статей Вып 3 /Под ред проф В А Колотаева -Ставрополь Изд-во СГУ, 2000 -188с , С 176-179
Изд. лиц. № 020061 от 9.10.96 Подписано в печать 22.05.2000 Формат 60x84 1/16 Усл.печ.л. 1,22 Уч.-изд.л. 0,9 Бумага офсетная Тираж 100 экз. Заказ 69
Отпечатано в Издатсльско-полиграфическом комплексе
Ставропольского государственного университета.
355009, Ставрополь, ул.Пушкина, 1.