Категории и показатели социально-экономического развития страны
Содержание
Введение.............................................................................................................. 3
1. Теоретические аспекты категорий и показателей социально-экономического развития страны................................................................................................ 4
1.1. Сущность и содержание социально-экономического развития..................................... 4
1.2. Основные показатели социально-экономического развития страны........................... 6
2. Анализ категорий и показателей социально-экономического развития страны........................................................................................................................... 11
2.1. Динамика основных макроэкономических показателей................................................ 11
2.2. Динамика основных социальных показателей................................................................ 19
3. Прогноз показателей социально-экономического развития России.... 21
3.1. Варианты социально-экономического развития России в 2004-2007 годах............... 21
3.2. Макроэкономический прогноз социально-экономического развития страны........... 27
Заключение...................................................................................................... 36
Список использованной литературы........................................................... 38
Введение
Процесс экономического развития интересует сейчас многих ученых мира. Среди исследователей, внесших наиболее значительный вклад в разработку этой проблемы или отдельных ее аспектов, следует отметить Я.А. Певзнера, С.М. Никитина, Р.М. Энтова, Д.С. Львова, С.Ю. Глазьева, С.М. Меньшикова, В. Маевского, И.Е. Рудакову, А.В. Полетаева, В.З. Баликоева, И.П. Лебедеву, Дж.К. Гэлбрейта, Г. Менша, А. Кляйнкнехта, Д. Белла, У. Ростоу, Э. Тоффлера, Ф. Броделя и др.
Актуальность данной темы и послужила выбором данной темы исследования.
Цель работы: провести исследование категорий и показателей социально-экономического развития страны.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. раскрыть сущность и содержание социально-экономического развития;
2. обозначить основные показатели социально-экономического развития;
3. определить динамику основных макроэкономических показателей;
4. описать динамику основных социальных показателей;
4. представить прогноз показателей социально-экономического развития России.
Объект исследования: экономика Российской Федерации.
Предмет исследования: категории и показатели социально-экономического развития.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, фундаментальные исследования и прикладные работы в области социального и экономического развития, современное российское законодательство, нормативные акты и другие официальные документы, регламентирующие порядок разработки и реализации федеральных и региональных целевых программ.
1. Теоретические аспекты категорий и показателей социально-экономического развития страны
1.1. Сущность и содержание социально-экономического развития
В экономической литературе термин «развитие» встречается в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города.
Развитие всегда имеет целевую направленность, т.е. направлено на достижение некоторой цели или системы целей. Положительная направленность развития позволяет квалифицировать его как прогресс, отрицательная свидетельствует о регрессе, деградации.
С дальнейшим углублением экономических исследований развитие рассматривается как многоплановый процесс, существенное воздействие на который оказывают факторы социального и политического порядка.
Вопросы экономического развития всегда занимали ведущее место в системе мировых цивилизаций. Особое значение эта проблематика приобрела в условиях исчерпания ресурсов той или иной хозяйственной модели, на переломных этапах эволюции человеческого общества.
Одна из важнейших особенностей экономического развития в начале XXI в. состоит в цивилизационном характере проблем, во всеохватывающих, планетарного масштаба задачах, которые стали перед человечеством.
В экономической литературе существует множество толкований экономического развития, наблюдается чрезвычайно широкое употребление данного термина. Одна группа авторов (Л. Бальцерович, Л. Безчасный, Г. Мюрдаль, А. Кругер, Х. Томас) связывают экономическое развитие с возрастанием благосостояния, доходов на душу населения, улучшением качества жизни, повышением степени удовлетворения главных потребностей всех членов общества[1].
Вторая группа (Б. Габович, Г. Кларке, Д. Лукьяненко) акцентирует внимание на наиболее общих закономерностях экономического развития: его цикличном характере, связи с прогрессом и ростом, эволюцией и экспансией.
Третья группа (Р. Нуреев, С. Энке, Г. Арндт) делает акцент на комплексном, многомерном характере этого процесса, что включает в себя глубокие изменения в технических, экономических, социальных отношениях, политической, индустриальной сферах, в области инфраструктуры, технологий, образования, а также в доминировании главных факторов производства: капитала, природных ресурсов и труда[2].
В отдельности можно выделить историко-философский аспект проблемы экономического развития (Б. Шаванс, А. Назаретян, В. Бранский), который трактуется как закономерное и многоразовое повторение (поочередность) порядка и хаоса в русле социальной синергетики или как процесс исторической обусловленности развития на основе революционных и эволюционных изменений[3].
Экономическое развитие также определяется как долговременный процесс, обеспечивающий возрастание дохода (или продукта) в расчете на душу населения.
Таким образом, экономическое развитие охватывает широкий спектр интересов, и это обуславливает существование множества различных трактовок данного понятия. Для большинства экономистов его смысл заключается в ускорении экономического роста. Другие под экономическим развитием предполагают разумное применение публичной политики, повышающее конкурентоспособность страны, региона, города. Сторонники более активного государственного вмешательства в экономику, идентифицируют экономическое развитие с промышленной политикой. Защитники окружающей среды представляют его как устойчивое развитие, гармонизирующее естественную и общественную системы. Лидеры профсоюзов видят в экономическом развитии средство повышения заработных плат, стипендий, пенсий, пособий, повышения уровня базового образования и качества подготовки кадров. Для общественных лидеров и специалистов в сфере местного самоуправления, экономическое развитие – это способ укрепления городской и сельской экономики в целях сокращения бедности и неравенства. Для представителей власти на региональном и местном уровнях, экономическое развитие воплощается в реализации пакета программ по созданию рабочих мест.
В целом, можно отметить, что очень велико значение экономического развития страны. Так как на основе этой оценки создается общее впечатление об итогах деятельности правительства.
1.2. Основные показатели социально-экономического развития страны
В современной рыночной экономике оценка социально-экономического развития должна происходить на основе выделения целей и критериев развития.
В условиях транзитивной экономике основной, интегральной целью социально-экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие: повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования; создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной системы, ориентированной на уважение человеческого достоинства; увеличение степени личной свободы людей, в том числе их экономической свободы. Последние две составляющие качества жизни не всегда учитывались при оценке степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им уделяется большое внимание.
В качестве целей социально-экономического развития также могут быть определены: уменьшение нищеты, улучшение образования, питания и здравоохранения, оздоровление окружающей среды, обеспечение равенства возможностей, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей поддерживают друг друга, но в определенных условиях они могут вступить в конфликт. Так, например, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. В таких условиях возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что, чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель – здоровье людей. Поэтому такой конфликт между целями не имеет абсолютно неразрешимого характера. Однако в ряде других случаев конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.
На основе целей развития страны строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые позволяют реализовать эти критерии, соответствующим образом оценив ситуацию.
Исходя из сценарных условий, характеризующих состояние экономики, уровня жизни населения и сферы труда, определяются цели и подцели социально-экономического развития.
Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития. Среди долгосрочных целей обычно выделяются становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни населения, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового регионального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, как и меры по их достижению. Достижение краткосрочных целей, как правило, имеет отношение не столько к развитию, сколько к функционированию, в то время как долгосрочные цели имеют непосредственное отношение к развитию. В связи с этим целесообразно рассматривать задачи по достижению устойчивого функционирования и устойчивого развития.
Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей развития выступают промежуточные задачи по изменению ситуации, неблагоприятной для развития, и созданию условий, необходимых для успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать: привлечение новых видов бизнеса; расширение существующего бизнеса; развитие малого бизнеса; развитие промышленности; развитие сферы услуг; повышение уровня занятости населения.
Критерии развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей развития выступают промежуточные задачи, как необходимые условия успешного развития. Среди таких тактических целей развития можно назвать: привлечение новых видов бизнеса; расширение существующего бизнеса; развитие малого бизнеса; развитие промышленности; развитие сферы услуг; повышение уровня занятости населения региона; привлечение средств населения в инвестиции.
Дополнительно остановиться на тех показателях, которые анализируются во второй главе.
Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и квалификации людей – важнейшие параметры уровня социально-экономического развития любого региона. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке, а также уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, развитие системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды – важные оценочные критерии социально-экономического развития страны.
Устойчивая динамика экономического развития страны возможна лишь при условии обогащения культурной жизни населения данной страны. Более того, социально-экономическое развитие региона лишь тогда обретает устойчивость, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, в том числе благодаря развитому рынку жилья.
Отдельные авторы предлагают ограничить определение реальных уровней развития экономик только уровнем развития средств производства. Нередко также высказываются суждения о целесообразности оценивать уровни экономического развития регионов главным образом по уровню жизни населения, который рассматривается как конечный результат развития производства.
Таким образом, в выборе методов и показателей, применяемых для определения уровней экономического развития, можно выделить две основные тенденции. Первая из них состоит в стремлении всемерно расширить количество показателей оценки уровня экономического развития. Вторая заключается в определении какого-то показателя главным или центральным и возможности на его основе судить об уровне экономического развития в целом. Оптимальным представляется некий усредненный вариант, где один основной показатель будет использоваться наряду с другими второстепенными, в зависимости от потребностей объединенными в сводные индексы.
Первый метод привлекателен своим охватом всех или большинства областей и сфер человеческой деятельности в регионе, что позволяет судить об уровне развития более объективно. Однако существует ряд проблем, связанных, во-первых, с невозможностью на современном этапе описать математически все рассматриваемые явления и, во-вторых, с большими сложностями в объединении разных, зачастую противоположно направленных показателей в один сводный индекс.
В экономической литературе понятие «экономическое развитие» описывается на основе временных интервалов. Так до 70-х годов ХХ века под экономическим развитием понималась способность страны наращивать производство более высокими темпами, чем прирост населения. В соответствии с этим количественным отражением процесса развития служит понятие «уровень экономического развития», измеряемый соотношением национального дохода страны к численности ее населения.
В 70-е годы в понятие «экономическое развитие» включаются качественные признаки: структура национальной экономики, соотношение добывающих и обрабатывающих отраслей, структура экспорта, уровень образования населения страны, состояние здравоохранения и культуры, структура потребностей населения и т.д.
Вопреки распространенным представлениям, основанным на широком использовании математического аппарата в экономических исследованиях, хозяйственные системы еще слабо поддаются алгоритмизации (по одной из имеющихся оценок, едва ли не несколько процентов реально существующих систем могут быть более или менее адекватно описаны математически).
Второй метод привлекателен своей простотой и наглядностью, однако не гарантирует объективное представление о стране в разрезе только одного или нескольких факторов. Кроме этого, существует проблема выбора этого основного интегрального показателя из ряда возможных, который будет отражать суть социально-экономических процессов. В связи с этим необходимо применять показатели социально-экономического развития страны, поскольку этот вопрос более разработан.
2. Анализ категорий и показателей социально-экономического развития страны
2.1. Динамика основных макроэкономических показателей
Данные для оценки текущей экономической ситуации представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Основные показатели развития экономики
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
|
2003 |
2004 |
||||
|
I квартал |
Январь-апрель |
2003 |
I квартал |
Январь-апрель |
2004 (оценка) |
ВВП |
107.5 |
107.6* |
107.3 |
108.0* |
107.4* |
106.6 |
Номинальный ВВП, млрд. $ |
91.35 |
124.2 |
433.0 |
122.2 |
169 |
539 |
Производство продукции промышленности |
106.0 |
106.3 |
107.0 |
107.6 |
107.4 |
106.3 |
Производство продукции сельского хозяйства |
101.1 |
100.8 |
101.5 |
98.6 |
98.7 |
100,7 |
Инвестиции в основной капитал |
110.1 |
110.9 |
112.5 |
113.1 |
112.9 |
110.4 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
117.1 |
114.7 |
113.7 |
112.7 |
111.5 |
109.3 |
Реальная заработная плата |
109.7 |
109.4 |
110.3 |
115.0 |
115.1 |
113.0 |
Оборот розничной торговли |
109.6 |
109.4 |
108.4 |
110.3 |
110.7 |
109.1 |
Экспорт товаров, млрд. долл. |
31.1 |
41.3 |
135.9 |
37.3 |
51.5* |
153.8 |
Импорт товаров, млрд. долл. |
15.8 |
22.0 |
75.4 |
19.2 |
27.0* |
91.0 |
* оценка Минэкономразвития
Темп роста ВВП по оценке на 2004 г. несколько снизится по сравнению с темпом роста 2003 г. и составит 106,6% (2003 г. – 107,3%). Несмотря на то, что номинальный ВВП увеличится и составит в 2004 г. – 539 млрд.долл., по сравнению с 433 млрд.долл. в 2003 г. Темп роста производства продукции промышленности несколько замедлился по сравнению с 2004 г. и составил 100,7% (в 2003 г. – 101,5%). Снизились и инвестиции в основной капитал, которые в 2004 г. составили 110,4%, по сравнению с 112,5% в 2003 г. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2004 г. составил 109,3%, а в 2003 г. – 113,7%. Реальная заработная плата в 2004 г. составила 113%, а в 2003 г. – 110,3%. Оборот розничной торговли увеличился на 109,1%, а в 2004 г. – 108,4%. Экспорт товаров в 2004 г. составил 153,8 млрд. долл., а в 2003 г. – 135,9 млрд. долл. Импорт товаров в 2004 г. составил 91,0 млрд. долл., а в 2003 г. – 75,4 млрд. долл.[4]
В январе-апреле 2004 г. ВВП вырос, по оценке Минэкономразвития, на 7.4% к соответствующему периоду прошлого года, промышленное производство - на 7.4%. Высокие темпы роста российской экономики в начале 2004 г. более чем на половину определялись опережающим ростом экспорта. С другой стороны, несмотря на укрепление реального курса рубля, темпы роста импорта снизились, а вклад в удовлетворение внутреннего спроса отечественных производителей, напротив, значительно возрос: с 2.2 п.п. роста ВВП в 2003 году до 4.1 п.п. в первом квартале 2004 года (таблица 2.3).
Таблица 2.2
Среднемесячные темпы прироста основных показателей экономики (сезонность исключена)*
|
2003 |
2004 |
||||
I квартал |
Январь-апрель |
апрель |
I квартал |
Январь-апрель |
Апрель |
|
ВВП |
0.63 |
0.58 |
0.4 |
0.3 |
0.2 |
0.9 |
Производство продукции промышленности |
1.13 |
0.93 |
0.2 |
0.4 |
0.5 |
0.8 |
Инвестиции в основной капитал |
1.55 |
1.68 |
0.4 |
-0.47 |
-0.08 |
1.0 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
2.8 |
2.38 |
-1.5 |
-1.07 |
-0.62 |
0.7 |
Оборот розничной торговли |
0.38 |
0.3 |
-0.3 |
0.53 |
0.68 |
1.0 |
*-оценка Минэкономразвития
Экономический рост в начале года характеризовался значительной неравномерностью. В январе-апреле 2004 г. темпы роста экономики (ВВП) были ниже, чем в первом квартале прошлого года, но при этом оставались выше, чем в четвертом квартале. После некоторого замедления роста ВВП (с исключением сезонного фактора) в феврале-марте (0.2-0.3%), в апреле его рост ускорился (0.9 процента).
При этом замедление роста в феврале-марте нельзя однозначно связывать с укреплением рубля и потерей ценовой конкурентоспособности. Так, в черной металлургии (где было отмечено заметное снижение производства со снятой сезонностью) спад носил структурный характер, связанный, с одной стороны, с дефицитом железорудного сырья и значительным ростом цен на сырье с начала года и, с другой стороны, конъюнктурным снижением спроса на металлы под воздействием резко подскочивших внутренних цен, а также торможением роста экспорта. В большей степени отреагировали на укрепление рубля и рост импорта: ряд подотраслей машиностроения и легкая промышленность.
Рост экспорта опережал динамику ВВП. В январе-апреле 2004 г. экспорт товаров возрос к соответствующему периоду 2003 года на 24.8% (51.5 млрд. долл. США против 41.3 млрд.). Средняя цена на нефть сорта Urals в январе-апреле 2004 г., по оценке Минэкономразвития, составила 29.4 долл. США за баррель, т.е. была несколько выше уровня начала 2003 года. Более значительно выросли цены на цветные металлы (алюминий - на 20.8%, медь – на 68.9%, никель – на 71%) и газ (почти на 9 процентов). Вместе с тем к началу апреля мировые цены на металл достигли своего максимума и во II квартале началось их снижение. В январе-марте отмечалось замедление темпов роста экспорта товаров с исключением сезонного и календарного факторов, что негативно сказалось на темпах роста промышленности, а в апреле вновь отмечается ускорение роста экспорта.
Несмотря на укрепление реального курса, темпы роста импорта существенно снизились по сравнению с прошлым годом. В январе-апреле стоимостной объем импорта товаров вырос на 22.6% против 25.9% в январе-апреле 2003 года.
За январь-май укрепление рубля по отношению к доллару в реальном выражении составило, по оценке Минэкономразвития, 4.3%, что существенно меньше, чем год назад (8.7%). В условиях неустойчивости курсовых соотношений между основными мировыми валютами (и прежде всего в паре евро/доллар), реальный эффективный курс рубля укрепляется быстрее прошлогодних темпов. По предварительной оценке Минэкономразвития, несмотря на снижение в мае на 0.4%, за пять месяцев его укрепление составило 5.6%. В то же время Банк России намерен удержать укрепление реального эффективного курса национальной валюты в целом за текущий год в пределах 7 процентов, что означает повышение темпов его девальвации по сравнению с началом года.
Отмечаемое снижение эластичности импорта к росту внутреннего спроса (до 1.9 в первом квартале против 5 в конце прошлого года, табл. 2.3) отражает: во-первых, изменение структуры импорта от неорганизованного в пользу организованного; во-вторых, повышение доли инвестиционного импорта и сокращение потребительского; в-третьих, становление относительно конкурентоспособного сектора производства отечественных товаров для внутреннего рынка, что проявилось в увеличении его вклада в удовлетворение внутреннего спроса. Вместе с тем структура спроса во II полугодии может несколько сдвинуться в пользу импортных товаров по сравнению с началом года.
Таблица 2.3
Темпы прироста компонент ВВП
(в % к соответствующему периоду прошлого года)
2002 |
2003 |
2004 |
||
1 кв оценка |
год |
|||
ВВП |
4.7 |
7.3 |
7.4 |
6.6 |
Внутренний спрос |
4.9 |
8.3 |
8.3 |
8.2 |
импорт |
14.6 |
19.5 |
12.8 |
13.2 |
внутреннее производство |
1.2 |
3.6 |
6.6 |
6.4 |
Внешний спрос (экспорт) |
9.6 |
13.7 |
9.0 |
7.9 |
Эластичность импорта к внутреннему производству |
12.3 |
5.4 |
1.9 |
2.1 |
Источники покрытия внутреннего спроса в ценах предыдущего года |
4.9 |
8.3 |
8.3 |
8.2 |
импорт |
4.1 |
5.4 |
3.5 |
3.5 |
внутреннее производство |
0.8 |
2.9 |
4.8 |
4.7 |
Структура источников покрытия внутреннего спроса |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
импорт |
83.7 |
64.6 |
41.8 |
42.7 |
внутреннее производство |
16.3 |
35.4 |
58.2 |
57.3 |
Ослабление чувствительности роста экономики к негативным последствиям повышения реального курса связаны с повышением веса в структуре экономики секторов торговли и строительства, развитие которых нейтрально, либо положительно связано с укреплением национальной валюты.
Рис. 2.1. Динамика импорта с исключением сезонных и календарных факторов (2) и динамика укрепления курса рубля к доллару (1) и реального эффективного курса (3) (базовый 01.2001)
Таблица 2.4
Индексы роста (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
||||
1кв |
год |
|||||||
ВВП |
|
|
|
105.1 |
104.7 |
107.3 |
107.4 |
106.6 |
Промышленность |
|
|
|
104.9 |
103.7 |
107.0 |
107.6 |
106.3 |
Строительство |
|
|
|
109.9 |
102.7 |
114.4 |
113.8 |
112.0 |
Инвестиции |
|
|
|
110 |
102.8 |
112.5 |
113.1 |
110.4 |
Оборот розничной торговли |
|
|
|
110.9 |
109.2 |
108.4 |
110.3 |
109.1 |
Объем платных услуг населению |
|
|
|
101.6 |
103.7 |
105.1 |
107.3 |
107.0 |
По сравнению с прошлым годом повысился вклад в рост ВВП потребления домашних хозяйств: с 3.9 процентных пункта до 4.7 процентных пункта в первом квартале 2004 года. Высокая динамика потребительского спроса опиралась на быстрый рост реальных располагаемых денежных доходов населения. В январе-апреле они увеличились к аналогичному периоду 2003 года на 11.5%, оборот розничной торговли – на 10.7%. Динамика оборота розничной торговли характеризовалась устойчивыми положительными темпами роста в январе-апреле текущего года и со снятой сезонностью.
В отличие от потребления динамика инвестиций слабее, чем в прошлом году. В январе-апреле 2004 г. объем инвестиций в основной капитал увеличился к соответствующему периоду предыдущего года на 12.9%. С учетом высокого уровня инвестиций, достигнутых в декабре 2003 г., в январе-феврале 2004 г. наблюдалось некоторое снижение сезонно и календарно очищенной динамики инвестиций к предыдущему месяцу, в марте-апреле рост возобновился[5].
Таблица 2.5
Состояние денежно-кредитной сферы и курсы рубля
|
2003 |
2004 |
|
||||||
|
I квартал |
Январь-май |
год |
I квартал |
Январь-май |
Год (оценка) |
|||
Денежная масса (агрегат М2), млрд. руб. (на конец периода) |
2226.4 |
2453.7 |
3212.7 |
3421.2 |
3563.6* |
4340-4430 |
|||
изменение за период, % |
4.3 |
15.0 |
50.5 |
6.5 |
10.9* |
35.1-37.9 |
|||
изменение за период в реальном выражении, % |
-0.85 |
7.3 |
34.4 |
2.9 |
5.3* |
22.8-25.4 |
|||
Денежная база (в широком определении), млрд. руб. (на конец периода) |
1284.5 |
1505.7 |
1914.3 |
1936.6 |
1869.5 |
2353 |
|||
изменение за период, % |
4.2 |
22.2 |
55.3 |
1.2 |
-2.3 |
22.9 |
|||
Курс рубля к доллару, на конец периода |
31.38 |
30.71 |
29.45 |
28.49 |
28.985 |
29.8 |
|||
Курс рубля к доллару (средний за период), руб. за доллар |
31.66 |
31.425 |
30.68 |
28.66 |
28.73 |
29.1 |
|||
Индекс реального укрепления рубля к доллару (за период) (с учетом инфляции в США) |
104.6 |
108.7 |
118.9 |
105.1 |
104.3* |
105.7 |
|||
Индекс реального эффективного обменного курса рубля (за период) |
101.6 |
100.6 |
104.1 |
104.8 |
105.6* |
107 |
|||
Индекс потребительских цен (к декабрю предыдущего года) |
105.2 |
107.1 |
112.0 |
103.5 |
105.3 |
110 |
|||
Базовая инфляция (к декабрю предыдущего года) |
102.8 |
104.1 |
111.1 |
102.4 |
103.8 |
107-108 |
|||
Цены на нефть Urals (мировые), долл. / барр. |
29.5 |
27.0 |
27.2 |
29.2 |
30.6 |
29 |
|||
* оценка Минэкономразвития России
В начале текущего года темпы инфляции существенно снизились по сравнению с началом предыдущего года.
За январь-май 2004 года прирост потребительских цен (ИПЦ) составил 5.3% (7.1% годом ранее), индекс базовой инфляции (БИПЦ)– 3.8% (4.1%).
Анализ динамики и характера инфляции в январе-апреле 2004 гг., проведенный в Минэкономразвития, показывает, что при сохранении действия монетарного фактора на уровне прошлого года сокращение темпов инфляции произошло за счет двух факторов:
· ограничения роста цен и тарифов естественных монополий. Вклад данного фактора в инфляцию составил 0.7 п.п. (16% против 30% в январе-апреле 2003 года);
· фактор укрепления рубля, который дал отрицательный вклад в инфляцию. За январь-апрель 2004 года он составил 0.45 процентных пункта (-10 %).
Прирост денежного спроса замедлился по сравнению с прошлым годом. Денежный агрегат М2 за январь-апрель вырос на 8.4% (9.2% в 2003 г.), а за январь-май, по оценке, - 10.9% (15 процентов). В то же время из-за снижения инфляции реальный рост денежного спроса не сократился. В структуре денежной массы М2 сохранялась тенденция опережающего роста безналичных средств (на 9.1% за январь-апрель), тогда как объем наличных денег в обращении за этот же период повысился на 7.2 процента.
Главным образом, значительное увеличение безналичных денежных средств стало результатом ускоренного роста вкладов населения в национальной валюте (на 14.8% за январь-март против 12.3% за аналогичный период 2003 года), что в свою очередь явилось следствием ситуации на валютном рынке: население «уходило» из валютных активов.
Сложившаяся тенденция быстрого роста рублевых вкладов связана как в целом с повышением склонности населения к сбережениям так и с переводом части накоплений граждан в иностранной валюте в рублевые вклады (сокращение вкладов населения в иностранной валюте за январь-март 2004 года составило 3.5% против их роста на 7.3% за тот же период предшествующего года). В связи с начавшимся в апреле-мае снижением курса рубля к доллару население вновь увеличило покупки валюты и по итогам года величина их чистых продаж может уменьшиться до 1-2 млрд. долл.
Итоги социально-экономического развития за январь-апрель 2004 г., с учетом накопленной траектории, позволяют оценивать достаточно высокие темпы роста за год, хотя по большинству макроэкономических показателей несколько ниже, чем в 2003 году.
Объем ВВП увеличится к предыдущему году, по оценке, на 6.6% (7.3% в 2003 году), производство продукции промышленности – на 6.3% (7 процентов). Ожидаемые более низкие темпы роста ВВП во II полугодии объясняются прежде всего «эффектом базы», что связано с более высокой траекторией роста показателей во II полугодии 2003 года, а также с уменьшением вклада внешнеэкономических факторов в связи с прогнозируемым снижением мировых цен на нефть (к концу года до 26 долл. за баррель).
Объем экспорта составит в целом за 2004 год почти 154 млрд. долл. США (что более чем на 13% превысит уровень 2003 года), а сальдо торгового баланса – увеличится и составит около 63-64 млрд. долл. США (против 60.5 млрд. долл. в 2003 году) Вместе с тем темпы роста экспорта во II полугодии снизятся по сравнению с достигнутыми в I полугодии:
Рис. 2.3 Динамика цен на нефть и ВВП
Таблица 2.6
Внешняя торговля России в 2004 году(в % к соответствующему периоду прошлого года)
|
2004 г. |
в т. ч. по кварталам |
|||
оценка |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IY кв. |
|
Экспорт |
113.1 |
120.0 |
124.4 |
107.3 |
103.6 |
Импорт |
120.6 |
121.3 |
120.7 |
119.5 |
121.0 |
2.2. Динамика основных социальных показателей
Рост заработной платы вновь значительно опережает рост производительности труда. В условиях укрепления реального эффективного курса рубля это ухудшает конкурентоспособность отечественных производителей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 2.2. Реальный рост зарплаты (1) и производительности труда (2) в экономике (январь 1998 г 100%)
Расчет индекса развития человеческого потенциала приведен в табл. 2.7-2.11.
Таблица 2.7
Расчет индекса развития человеческого потенциала в 1998 г.
Субъект Федерации |
ВВП на душу населения по ППС, долл. США |
Ожидаемая продолжи- тельность жизни |
Доля учащихся в возрасте 7-24 лет, % |
Индекс доходов |
Индекс продол- житель ности жизни |
Индекс образо- вания |
ИРЧП, 1998 год |
Для срав- нения: ИРЧП, 1997 г. |
Россия |
6508 |
67 |
71.4 |
0.697 |
0.7 |
0.901 |
0.766 |
0.766 |
Расчет индекса развития человеческого потенциала за 1999 год представлен в табл. 2.8.
В табл. 2.9 представлен расчет индекса развития человеческого потенциала в 2000 г.
Таблица 2.8
Индекс развития человеческого потенциала в 1999 г.
|
ВВП на душу населения по ППС, долл. США |
Ожидаемая продолжи-тельность жизни, лет |
Доля учащих- ся, % |
Индекс доходов |
Индекс продолжи- тельности жизни |
Индекс образо-вания |
ИРЧП |
Россия |
7473 |
66 |
0,74 |
0,72 |
0,683 |
0,91 |
0,771 |
Таблица 2.9
Индекс развития человеческого потенциала в 2000 г.
|
ВВП на душу населения по ППС, долл. США |
Ожидаемая продолжи-тельность жизни, лет |
Доля учащих- ся, % |
Индекс доходов |
Индекс продолжи- тельности жизни |
Индекс образо-вания |
ИРЧП |
Россия |
6747 |
65,3 |
75,0 |
0,703 |
0,671 |
0,913 |
0,763 |
Сводная таблица динамики индекса развития человеческого потенциала представлена в табл. 2.10.
Таблица 2.10
Динамика индекса развития человеческого потенциала
|
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Россия |
0.766 |
0.766 |
0,771 |
0,763 |
Более наглядно динамика индекса развития человеческого потенциала представлена на рис. 2.4.
|
Рис. 2.3 Динамика индекса развития человеческого потенциала
3. Прогноз показателей социально-экономического развития России
3.1. Варианты социально-экономического развития России в 2004-2007 годах
Прогноз развития экономики России в среднесрочной перспективе разрабатывается исходя из оценки экономического развития в 2003 и 2004 годах и прогнозируемого изменения внутренних и внешних условий развития на этот период.
Влияние внешних факторов определяется, прежде всего, изменением мировых цен на энергоресурсы, состоянием мировой экономики и основных торговых партнеров России, торгового и платежного баланса России и рядом других условий.
Внутренними условиями развития являются создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, роста материального благосостояния населения, расширения внутреннего спроса и емкости внутреннего рынка[6].
Внутренние условия могут быть разделены на две группы.
К первой группе относятся объективные условия, влияние на которые со стороны Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе существенно ограничено. Это прежде всего демографическая ситуация и ее развитие, изношенность основных производственных фондов, высокая капиталоемкость и ресурсоемкость промышленного производства, недостаточное развитие производственной инфраструктуры, мобильность населения, социальная дифференциация и т.д.
Ко второй группе относятся условия, во многом формируемые под влиянием экономической политики Правительства Российской Федерации и Банка России. Основными из этой группы факторов являются политика курсообразования, тарифная политика, федеральные целевые программы, а также государственные инвестиции и государственные заказы.
В среднесрочной перспективе снизится тенденция к уменьшению среднегодовой численности постоянного населения, которая в 2003 году по оценкам составила 142.8 млн. человек, а в 2007 году составит– 140.1 млн. человек (данные Госкомстата России без учета переписи населения).
Прирост численности населения в трудоспособном возрасте закончится в 2006 году. Численность экономически активного населения практически не увеличится (с 71.6 млн. человек в 2003 году до 71.64 млн. человек в 2007 году).
Краткосрочный период 2003-2005 годов является благоприятным с точки зрения предложения рабочей силы. Увеличение численности занятых в экономике будет определяться приростом численности населения в трудоспособном возрасте, сокращением неформальной занятости населения, которая вызвана изменениями в системе налогообложения малого бизнеса, легализацией заработной платы, связанной с введением накопительной составляющей пенсии, будущие размеры которой зависят от экономической активности работника, а также положительным миграционным приростом населения, главным образом из стран ближнего зарубежья (стран СНГ и Балтии), который согласно прогнозным оценкам составит за рассматриваемый период 327 тыс. человек (из них более половины придется на лиц трудоспособного возраста).
Численность населения старше трудоспособного возраста в 2004-2007 гг. незначительно сократится (на 0.3 млн. чел.), а ее доля во всем населении стабилизируется на отметке 20.6%. В 2002 г. численность лиц старше трудоспособного возраста составляла 29.7 млн. чел., а удельный вес – 20.7 %.
После 2006 года процесс старения населения усилится и в перспективе выразится в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста. Изменение соотношения в трудовой структуре населения приведет к тому, что численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, будет превышать число вступающих в трудоспособный возраст.
Коэффициент демографической нагрузки лицами старше трудоспособного возраста (на 1000 лиц трудоспособного возраста) возрастет с 330 в 2004 году до 351 – в 2010[7].
По обоим вариантам инфляция снижается с 12% в 2003 году до 4-6% в 2007 и с постепенным дальнейшим понижением до 2-4% к 2010 году. Достижение целевого уровня инфляции будет обеспечено главным образом за счет воздействия двух факторов: ограничения роста цен и тарифов естественных монополий и продолжением снижения влияния монетарного фактора (из-за прогнозируемого продолжения уменьшения темпов роста спроса на деньги – агрегата М2) при условии сохранения умеренных темпов снижения номинального курса рубля.
При определении уровня цен (тарифов) естественных монополий учитывается их влияние не только на доходы и инвестиционную привлекательность самих монополий, но также на конкурентоспособность и перспективы развития промышленности.
В этих условиях установление уровня тарифов на прогнозируемый период должно решить задачу нахождения компромисса между потребностями самих субъектов естественных монополий, с одной стороны, и экономики в целом, а также населения, с другой.
Параметры повышения цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий должны соответствовать возможностям экономики. В прогнозируемом периоде они не должны приводить к резкому росту издержек потребителей и повышению инфляции на потребительском рынке.
В соответствии с решением, что доля монопольного фактора в инфляции не должна увеличиваться, и учитывая, что уровень инфляции в 2005 году должен снизиться до 6.5-8.5% (против 10% в 2004 году), а к 2007 году – до 4-6%, вклад увеличения регулируемых цен и тарифов в инфляции не должен превышать в 2005 году 2.6 –2.7 процентных пунктов, а в 2006-2007 гг. – 2.3-2.4 и 1.9-2 процентных пунктов соответственно.
Повышение уровня оптовых цен на газ в 2005-2006 гг. в указанных размерах не приведет к существенному росту издержек основных потребителей газа, и, прежде всего, в электроэнергетике, что позволит сдерживать рост энерготарифов, оказывающий наиболее существенное влияние на рост затрат потребителей.
Рост тарифов в электроэнергетике оказывает наибольшее воздействие на издержки потребителей, инфляцию и темпы экономического роста. Чтобы обеспечить снижение инфляции в 2005-2006 гг. в намеченных пределах, темпы прироста тарифов в электроэнергетике для конечных потребителей к концу указанного периода практически не должны превышать прогнозируемого уровня инфляции на соответствующий год. При условии, что рост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей в 2005 году превысит темпы инфляции (8.5%) не более чем на 1% (из-за повышения цен на газ в 2005 г.), за счет их повышения затраты в промышленности могут увеличиться всего на 0.75 процентных пункта против 0.9-1% в 2004 и 1.7 % в 2003 г.
Рост тарифов на железнодорожные перевозки грузов в период 2005-2006 гг. должен быть умеренным, учитывая, что в ценах на сырьевые и промежуточные товары доля транспортной составляющей весьма значительна. Это позволит ограничить негативное влияние повышения тарифов на потребителей услуг железнодорожного транспорта, но при этом обеспечить достаточный уровень рентабельности самой отрасли. Согласно оценкам, обоснованным будет являться повышение тарифов в соответствии с целевой инфляцией для соответствующего периода.
Увеличение грузовых тарифов на железнодорожном транспорте в 2005 году в пределах инфляции приведет к совокупному росту издержек промышленных потребителей на 0.17 п.п. (в 2004 г. – на 0.25 процентных пункта).
Динамика обменного курса рубля будет во многом определяться масштабами предложения иностранной валюты, поступающей по торговым операциям, поэтому будет сильно зависеть от мировых цен на российские энергоресурсы и соответственно от условий рассматриваемых вариантов. Исходя из внешних условий, предполагается некоторое снижение среднегодовых цен на энергетическое сырье по сравнению с уровнем 2003-04 годов, что, совместно с ростом спроса на импорт товаров и услуг, будет воздействовать на снижение положительного сальдо текущего счета платежного баланса. Эта тенденция, параллельно со снижением темпов роста внутренних цен, значительно замедлит рост реального курса рубля по сравнению с 2000-2004 годами. С другой стороны, снижение спроса на иностранную валюту со стороны предприятий и банков и рост иностранных инвестиций в отечественную экономику потребует, в условиях второго варианта, предполагающего благоприятную конъюнктуру для российского экспорта, вмешательства Банка России в курсообразование, чтобы темпы роста реального курса рубля не превысили 5 % с 2005 года. Темпы реального укрепления национальной валюты будут постепенно снижаться и достигнут в 2010 году уровня 3 %.
В условиях варианта, учитывающего менее благоприятную конъюнктуру для российского экспорта, среднегодовые темпы укрепления рубля по отношению к иностранным валютам не превысят 3-4 процентов с 2005 года.
Важными показателями, характеризующими качество и возможности экономического роста, являются показатели энергоемкости и электроемкости ВВП. Обеспечение целевых уровней их динамики, в условиях ограниченности сырьевых и энергетических ресурсов, позволит гарантировать возможность достижения высоких темпов роста.
Прогнозируемые структурные сдвиги, рассматриваемые на уровне 22 отраслей экономики и промышленности, обеспечивают снижение энергоемкости ВВП в 2007 году на 5.5% (по отношению к 2000 году), а к 2010 году, в соответствии с расчетами энергосбережения и развития экономики России, - на 8 %.
Еще примерно такую же величину снижения энергоемкости обеспечивают структурные сдвиги внутри крупных отраслей промышленности и отраслей экономики, за счет увеличения доли менее энергоемких производств в структуре отраслей.
В результате изменений в структуре экономики энергоемкость ВВП в 2007 году снизится на 11% от уровня 2000 года. Это обеспечит половину общего размера требуемого снижения энергоемкости ВВП за период, определенного в исходных условиях. Другую половину должны обеспечить меры технологического энергосбережения и организационно-технического характера. Общее снижение энергоемкости к 2010 году по I-ому варианту составит 26% от уровня 2000 года, а по II -ому варианту – 28 процентов.
Прогноз социально-экономического развития учитывает направления дальнейшего реформирования налоговой системы.
Формируемый налоговый климат должен стимулировать диверсификацию структуры экономики за счет реализации комплекса мер, включающих два основных направления:
первое - повышение привлекательности для инвестирования несырьевых секторов экономики, создание для добывающих отраслей стимулов для добровольного вложения капитала в другие сектора, стимулирование развития новых, технологичных секторов экономики;
второе - выравнивание нормы отдачи на капитал в сырьевых и несырьевых секторах путем перераспределения фискальной нагрузки.
Фискальная нагрузка будет перераспределена с перерабатывающих секторов на добывающие, что позволит, при стимулировании роста в перерабатывающей промышленности, секторах "новой экономики" и услуг приблизить условия конкуренции за привлечение ресурсов между сырьевыми и несырьевыми секторами.
В связи с этим с 2004-2005 гг. планируется повышение налоговых изъятий из нефтедобывающей отрасли при высоких ценах на нефть, путем изменения порядка расчета налога на добычу полезных ископаемых по нефти и экспортной пошлины на нефть.
Важным направлением налоговой политики остается и обеспечение для всех видов предпринимательской деятельности равного налогового режима, создающего одинаковые конкурентные условия хозяйственной деятельности. Поэтому представляются обоснованными меры по совершенствованию механизма применения нулевой ставки НДС для экспортеров, принятию к вычету сумм НДС, уплаченных при осуществлении капитальных вложений по мере их уплаты, исключению налогообложения авансовых платежей, созданию единого информационного пространства. Намечается ввести в действие вышеназванные предложения до 2007 года.
Предусматривается также в течение 2004-2006 гг. завершить реформу имущественных налогов. Предполагается изменить подходы к имущественному налогообложению, с тем, чтобы минимизировать налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения, владеющими недорогой собственностью. Также принципиальные изменения намечается внести и в режим взимания земельного налога, основанные на оценке конкретного земельного участка и дифференциации ставок в зависимости от категорий земель.
Кроме того, предполагается снизить эффективную ставку единого социального налога (ЕСН) с 2005 года на 5.3 процентных пункта (с 29.4% до 24.2%). Это приведет к снижению поступлений ЕСН в 2005 году по сравнению с 2004 годом, однако в дальнейшем, в результате увеличения доли фонда заработной платы в ВВП, прогнозируется рост поступлений по этому налогу.
Расширение налоговой базы, связанное с ростом фонда заработной платы, приведет и к росту поступлений по налогу на доходы физических лиц.
3.2. Макроэкономический прогноз социально-экономического развития страны
Макроэкономические показатели прогноза разрабатываются в двух вариантах, учитывающих влияние прогнозируемых условий и факторов.
Уточнение исходных данных прогноза на 2004 год, прежде всего цен на нефть и газ, обменного курса рубля, других компонент платежного баланса, позволяет уточнить макроэкономические параметры прогноза на 2004 год.
В 2004 году вклад внешнеэкономических факторов в рост ВВП остается примерно на уровне 2003 года. Так, превышение цен на нефть среднего за десятилетний период уровня обеспечивает около 2.2 процентного пункта прироста ВВП. Внутренние факторы (рост реальных доходов населения и инвестиций в основной капитал) обеспечивают около 4.4 процентных пунктов прироста ВВП. Таким образом, наиболее вероятный темп прироста ВВП при указанных условиях составит 6.6 процента[8].
В 2005 году вклад внешних факторов в рост ВВП уменьшится и составит примерно 1.5 процентных пункта, что обусловлено снижением мировых цен на нефть сорта «Urals» до 26 долларов за баррель. Вклад внутренних факторов сохранится на уровне 2004 года. В последующие годы вклад внутренних факторов в рост ВВП будет увеличиваться на фоне снижения вклада внешних факторов. В результате средний темп роста ВВП в 2005 – 2007 годах оценивается на уровне 6 процентов.
Прогнозируемые темпы роста ВВП опираются на предпосылку о существенном повышении конкурентоспособности отечественных производителей, что позволит повысить темпы роста производства для внутреннего рынка с 2.9% в 2003 г. до 5% и более в 2005-2007 годах.
Таблица 3.2
Темпы прироста компонент ВВП
в % к соответствующему периоду прошлого года
|
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
ВВП |
4.7 |
7.3 |
6.6 |
5.9 |
6 |
6.1 |
Внутренний спрос |
4.9 |
8.3 |
8.2 |
7.8 |
7.2 |
6.9 |
импорт |
14.6 |
19.5 |
13.2 |
10 |
8.7 |
9 |
внутреннее производство |
1.2 |
3.6 |
6.4 |
7.1 |
6.8 |
6.3 |
Внешний спрос (экспорт) |
9.6 |
13.7 |
7.9 |
4.5 |
4.5 |
5 |
Эластичность импорта к внутреннему производству |
12.3 |
5.4 |
2.1 |
1.4 |
1.3 |
1.4 |
Источники покрытия внутреннего спроса в ценах предыдущего года |
4.9 |
8.3 |
8.2 |
7.8 |
7.2 |
6.9 |
Импорт |
4.1 |
5.4 |
3.5 |
2.5 |
2.1 |
2.1 |
внутреннее производство |
0.8 |
2.9 |
4.7 |
5.3 |
5.1 |
4.8 |
Структура источников покрытия внутреннего спроса |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Импорт |
83.7 |
64.6 |
42.7 |
32.0 |
29.2 |
30.4 |
внутреннее производство |
16.3 |
35.4 |
57.3 |
68.0 |
70.8 |
69.6 |
Прогнозирование конечного спроса (счет использования) осуществляется по трем основным компонентам: внешний спрос, конечный потребительский спрос домашних хозяйств и государства, инвестиционный спрос.
Структура внешнего спроса будет существенно различаться в зависимости от рассматриваемых вариантов. Во II варианте продолжится рост доли энергетического сектора в стоимостной структуре экспорта, а из других отраслей – доли экспорта машин и оборудования. В I варианте, в условиях умеренно низких мировых цен на энергетические товары и более низкого курса рубля, в стоимостной структуре экспорта будет расти доля товаров перерабатывающего сектора, в частности машин и оборудования.
Динамика импорта будет определяться в среднесрочной перспективе постепенным укреплением курса рубля, потребностями технологического перевооружения растущей экономики, ростом располагаемых доходов предприятий и населения. В условиях II варианта предполагается, что в результате более благоприятной экспортной конъюнктуры укрепление рубля будет происходить более быстрыми темпами, что параллельно с большим ростом потребительского и инвестиционного спроса вызовет больший спрос на импорт. Так, в наибольшей степени это отразится на импорте машин и оборудования, продукции легкой и пищевой промышленности. В структуре импорта увеличивается доля инвестиционных товаров при некотором снижении удельного веса потребительского и промежуточного импорта.
Таблица 3.3
Структура импорта (II вариант), %
|
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Импорт-всего в том числе: |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
потребительский |
55.9 |
53.3 |
52.9 |
53.4 |
52.7 |
51.9 |
промежуточный |
21.2 |
24.1 |
23.6 |
23.8 |
23.6 |
22.9 |
инвестиционный |
22.9 |
22.6 |
23.5 |
22.8 |
23.7 |
25.3 |
Темпы роста российской экономики в 2004-2007 годах будут связаны в основном с высокой динамикой внутреннего спроса, причем рост инвестиций будет опережать рост потребления.
Снижение эластичности импорта к росту внутреннего спроса (до 1.4 в 2007 году против 5.4 в 2003 году) связано с укреплением конкурентоспособного сектора производства отечественных товаров для внутреннего рынка, что скажется на увеличении его вклада в удовлетворение внутреннего спроса.
В целом положительное сальдо товаров и услуг будет снижаться в среднесрочной перспективе, хотя в условиях II варианта это снижение будет более гладким.
Среди источников инвестиций все большую роль будут играть привлеченные средства. Доля привлеченных средств в общем объеме инвестиций по II варианту возрастет с 55% в 2002 году до 59.6% в 2007 году, по I варианту – до 58.4 процентов. Рост привлеченных средств будет осуществляться в основном за счет кредитов банков и иностранных инвестиций, компенсируя снижение доли бюджетных средств.
По прогнозу, на период до 2007 года объем собственных средств, остающихся в распоряжении предприятий увеличится по отношению к 2003 году в 1.6 раза по II варианту (в 1.5 раза по I варианту), при этом располагаемая прибыль увеличится в 1.8 раза (1.7 раза по I варианту), объем амортизации – в 1.3 раза. Также ожидается рост доли прибыли, направляемой на инвестиции, в общем объеме прибыли (до 45% к 2007 году) и амортизации (до 82% к 2007 году). В то же время доля инвестиций, идущих из собственных средств предприятий в общем объеме инвестиций, будет снижаться (c 45.6% в 2003 году) и составит в 2007 году 40.4% (41.6% по I варианту)[9].
В результате номинальный объем средств, используемых на инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, возрастет за период 2004-2007 годов в 1.9-2.1 раза. Это соответствует, с учетом индекса-дефлятора инвестиций, реальному росту в 1.4-1.5 раза, а среднегодовые темпы роста инвестиций составят около 10 процентов.
В отраслевой структуре инвестиций в основной капитал будет возрастать доля отраслей, производящих конечную продукцию, сырье и материалы. При этом доля инвестиций в ТЭК будет постепенно снижаться.
Таблица 3.5
Удельный вес отдельных групп отраслей в объеме инвестиций в основной капитал (II вариант), %
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
ТЭК |
26.0 |
24.5 |
23.3 |
23.1 |
22.5 |
Отрасли, производящие сырье и материалы |
8.9 |
9.2 |
9.2 |
9.5 |
9.6 |
Отрасли, производящие конечную продукцию |
7.4 |
7.5 |
7.6 |
8.1 |
8.3 |
Рост инвестиций и потребительского спроса обеспечат устойчивые темпы роста промышленности. Рост промышленного производства составит в 2007 году к предыдущему году по вариантам соответственно 4.6-5.7% и увеличится в 2007 году на 20.8-24.9% по сравнению с 2003 годом.
Таблица 3.6
Динамика групп отраслей промышленности, %
Отрасли промышленности |
2003 г |
2004 г |
2005г |
2006г |
2007г |
|||
отчет |
оценка |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
|
|
|
вар. |
вар. |
вар. |
вар. |
вар. |
вар. |
|
Промышленность - всего (с учетом неформальной деятельности) |
107 |
106.3 |
104.1 |
105.3 |
104.4 |
105.6 |
104.6 |
105.7 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЭК |
106.8 |
104.9 |
100.6 |
102.0 |
100.8 |
102.1 |
100.9 |
102.2 |
Отрасли, производящие сырье и материалы |
106.1 |
105.7 |
103.0 |
104.4 |
103.3 |
104.2 |
103.8 |
104.6 |
Отрасли, производящие продукцию конечного потребления |
107.1 |
107.8 |
106.4 |
107.2 |
107.2 |
108.2 |
108.0 |
109.0 |
В 2005-2007 году темп прироста промышленного производства (по 2 варианту) составит в среднем 5.3-5.7% к предыдущему году.
Наиболее быстрыми темпами будут развиваться отрасли, выпускающие продукцию конечного потребления. При темпе роста 109% к предыдущему году этот комплекс отраслей в 2007 году обеспечит около 62% общего роста.
Отрасли, производящие сырье и материалы, обеспечат 23.6% общего роста. При среднем темпе роста 104.6% к предыдущему году. Темп роста отраслей топливно-энергетического комплекса замедляется до 102.2 %, их вклад составит 0.6 п.п. Этот комплекс отраслей обеспечит около 10.6% общего роста.
Продукция сельского хозяйства в 2005 году по сравнению с 2003 годом возрастет на 3,7%, а к 2007 году – на 12 процентов. Наиболее значительный рост производства прогнозируется по зерну, и в 2007 году он составит 31-34% и по производству мяса – 12-20 процентов[10].
Достижение прогнозируемых показателей предусматривается осуществить на основе реализации мер по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, совершенствованию государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и экономических условий материально-технического обеспечения сельского хозяйства; продолжению институциональных преобразований и развитию вертикальной интеграции в аграрном секторе; устойчивому развитию сельских территорий как основы роста аграрного производства в современных условиях, формированию альтернативной занятости в сельской местности, развитию сельской социальной и инженерной инфраструктуры.
Положительная динамика конечного потребления будет определяться в первую очередь ростом конечного потребления домашних хозяйств, что связано с ростом реальных располагаемых доходов населения, которому будут способствовать: снижение темпов инфляции, развитие реального сектора экономики, поддержка предприятий малого бизнеса вследствие реализации мер социальной и экономической политики. Вместе с тем деформированная структура распределения доходов в основном сохранится и поэтому задача снижения масштабов бедности остается приоритетной. Расчеты, базирующиеся на возможностях экономики, показывают, что реальные доходы населения в обоих вариантах могут возрастать с темпами, опережающими рост ВВП на 2-3 процентных пункта.
По оценке, в 2007 году доля фонда заработной платы в ВВП может увеличиться до 29.1% по сравнению с 24.5% в 2003 году. Уточнение доли фонда заработной платы по сравнению со сценарными условиями составляет 1.4 процентных пункта Уменьшение фонда заработной платы вызвано необходимостью сокращения издержек производства в связи с существенным ростом конкуренции товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешних рынках, а также сближением темпов роста среднемесячной заработной платы и производительности труда с учетом намечаемого роста инвестиций в обновление оборудования и технологий.
Соотношение темпов роста реальной заработной платы и ВВП на 1 занятого в 2007 году по прогнозу составит 1.03 против 1.12 в 2002 году, что соответствует тенденции опережающего роста производительности труда в среднесрочной перспективе.
С одной стороны, росту средней заработной платы будет способствовать снижение с 1 января 2005 года эффективной ставки единого социального налога в результате которого у работодателя появляются дополнительные стимулы для повышения уровня оплаты труда и легализации выплат работникам.
С другой стороны, повышение конкуренции товаропроизводителей в условиях антимонопольного законодательства в среднесрочной перспективе будут стимулировать существенное сокращение затрат живого труда на единицу продукции, что приведет к дальнейшему значительному росту производительности труда. К тому же в условиях присоединения России к ВТО российские корпорации получат более широкие возможности импортировать новейшие зарубежные технологии, приобретут улучшенный доступ к услугам мультинациональных корпораций на территории Российской Федерации в таких сферах как связь, банковское дело, страхование, транспорт и других, что существенно снизит издержки и повысит эффективность ведения бизнеса в России. Опережающий рост реальных доходов обеспечит повышение доли потребления в ВВП в среднесрочной перспективе. При этом продолжится тенденция изменения потребительских расходов семей, в структуре которых возрастет доля потребления непродовольственных товаров и услуг при снижении доли расходов на продовольственные товары. Среднегодовой рост конечного потребления домашних хозяйств в 2004-2007 годах прогнозируется на уровне 6-7% по вариантам.
Обеспечение высоких темпов экономического роста создаст необходимые условия для позитивных, ощутимых для массовых групп населения изменений в социальной сфере. Реальные располагаемые доходы населения в 2007 году увеличатся по сравнению с 2003 годом на 33-38 процента.
Ускоренное развитие сферы социальных услуг на основе адресных принципов стимулирования спроса и социальной защиты позволит обеспечить более высокие стандарты жизни и потребления. Более быстрым темпом будут расти доходы малообеспеченных социальных групп. Тем самым будет создана основа для устойчивого расширения массового внутреннего спроса и перехода в перспективе к устойчивому экономическому росту.
Новые механизмы финансирования пенсий и формирования пенсионных обязательств будут способствовать обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы и повышению уровня жизни пенсионеров.
Потребление государственного сектора будет определяться, с одной стороны, ограничением непроцентных расходов и сохранением профицита бюджета, ввиду необходимости безусловного обслуживания госдолга, с другой - необходимостью осуществления затрат на проведение структурных реформ. В результате темпы роста потребления государственного сектора не превысят 2.5% в год.
Отличие двух вариантов экономического развития, связанное с различными ценами на энергоресурсы, выражено в более низких доходах от внешнеэкономической деятельности в I варианте, а также в более низком уровне налоговой базы и большими расходами, связанными с платежами по внешнему долгу в рублевом исчислении.
Заключение
В ходе проведения теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.
Во-первых, высокие темпы экономического роста в начале текущего года (рост ВВП на 8%) более чем на половину определяются продолжающимся наращиванием экспорта. Несмотря на укрепление реального курса рубля вклад отечественных производителей в удовлетворение внутреннего спроса повысился с 2.2 процентных пункта роста ВВП в 2003 г. до 4.1 процентных пункта, что свидетельствует об определенном увеличении конкурентоспособности российских товаров.
Во-вторых, при сохранении относительно высоких помесячных темпов роста ВВП в течение второго полугодия 2004 года (на уровне 0.5-0.6%) из-за эффекта «возрастающей базы» прошлого года, а также относительного ослабления внешнего спроса темп роста ВВП понизится и в целом за 2004 год оценивается в 6.6 процента.
В-третьих, в 2005-2007 годах, с учетом ожидаемого снижения мировых цен на нефть и замедления динамики физического объема экспорта с 8% в 2004 году до 4.5-5%, вклад внешнего фактора в рост ВВП уменьшится на 0.7-1.0 процентных пункта. Темпы роста физического объема импорта снизятся с 13.2% в 2004 году до 9% в год в 2006-2007 годах, но останутся выше темпов роста экспорта. Вместе с тем с учетом снижения эластичности импорта к внутреннему спросу, что отражает повышение неценовой конкурентоспособности отечественной продукции, темпы роста внутреннего производства практически не сократятся. В результате среднегодовые темпы роста ВВП при благоприятном сценарии внешнеэкономических условий оцениваются на уровне 6 процентов. В случае падения мировых цен и стагнации экспорта нефти темпы роста экономики могут понизится до 5 и менее процентов.
В-четвертых, в обоих сценариях экономического развития предполагается сохранение тенденции к опережающему росту реальных доходов населения по сравнению с темпами роста ВВП, при этом инфляция снижается к 2007 году до 4-6%.
Прогноз развития экономики России в среднесрочной перспективе разрабатывается исходя из оценки экономического развития в 2003 году и гипотез прогнозируемого изменения внутренних и внешних условий развития на этот период.
Влияние внешних факторов определяется, прежде всего, изменением мировых цен на энергоресурсы, состоянием мировой экономики и основных торговых партнеров России, торгового и платежного баланса России и рядом других условий.
Список использованной литературы
1. Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием. – М., 1997.
2. Гранберг А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. –2001. –№1. – С.15-27.
3. Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 184 с.
4. Ишаев В. Основные принципы стратегии социально-экономического развития России //Проблемы теории и практики управления – 2001. –№5. – С.21-26
5. Львов Д.С., Поршнев А.Г. Управление социально-экономическим развитием России: Концепции, цели, механизмы. – М., 2002.
6. Маликов Н.С. Качество и уровень жизни населения России: тенденции и динамика // Уровень жизни населения регионов России. 2002. № 11. С. 41-50.
7. Основные параметры социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года /Министерство экономического развития и торговли РФ. - Июнь 2004
8. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год и основные параметры прогноза до 2005года /Министерство экономического развития и торговли РФ. М., Август 2002. C.80-85
9. Садыков А. Методические вопросы разработки социально-экономического развития // Вопросы статистики. – 2002. – №12. – с. 72-74
[1] Львов Д.С., Поршнев А.Г. Управление социально-экономическим развитием России: Концепции, цели, механизмы. – М., 2002. – с.49
[2] Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием. – М., 1997. – с.29
[3] Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 184 с. – с.146
[4] Основные параметры социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года /Министерство экономического развития и торговли РФ. - Июнь 2004
[5] Основные параметры социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года /Министерство экономического развития и торговли РФ. - Июнь 2004
[6] Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год и основные параметры прогноза до 2005года /Министерство экономического развития и торговли РФ. М., Август 2002. C.80-85
[7] Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год и основные параметры прогноза до 2005года /Министерство экономического развития и торговли РФ. М., Август 2002. C.80-85
[8] Основные параметры социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года /Министерство экономического развития и торговли РФ. - Июнь 2004 – с.48
[9] Основные параметры социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года /Министерство экономического развития и торговли РФ. - Июнь 2004. – с.96
[10] Основные параметры социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года /Министерство экономического развития и торговли РФ. - Июнь 2004. – с.74