Деловые организации




Содержание


Введение.......................................................................................................... 3

1. Теоретические и методологические аспекты типов организаций, особенности деловых организаций................................................................................... 4

1.1. Сущность организации и типы организации............................................................... 4

1.2. Современная типология организаций............................................................................ 8

3. Разновидности основных требований к формам организаций......... 18

4. Анализ перспективных форм организаций......................................... 25

Заключение.................................................................................................. 29

Список использованной литературы....................................................... 31




Введение


Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, – экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь. В связи с этим, актуальным является рассмотрение темы данной работы.

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» – то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой[1].

Предметом исследования является типы организаций.

Цель работы: описать деловую организацию.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. раскрыть сущность организации и обозначить типы организации;

2. привести современную и терминологию организаций;

Во введении должно быть:

1.     актуальность

2.     аннотация литературы по теме (0,5 – 1 страница).

3.     Цель, задачи.

4.     анализ источников

Обобщены основные требования к организации управления, прогнозируемые на основе анализа уже наметившихся тенденций, то можно выделить следующие их разновидности.

1. Теоретические и методологические аспекты типов организаций, особенности деловых организаций


1.1. Сущность организации и типы организации


Рыночная организация хозяйства формируется объективно под действием многих экономических законов. К их числу относятся, прежде всего, такие, как закон ограниченности ресурсов хозяйственной деятельности, закон общественного разделения труда и специализации трудовых функций по отраслям экономики, закон обмена результатами труда по ценам рынка. Действие экономических законов имеет вид причинно-следственных зависимостей, формирующих в данном случае тип (модель) системы хозяйствования, ее организацию. Рыночную организацию хозяйства никто не создавал, она возникла объективно, т.е. независимо от того нравится ли она отдельным людям или нет.

Экономика, хозяйство, рынок – это в известной мере синонимы с общей причинной основой - ограниченностью ресурсов, разделением труда и обменом продуктами труда. Организация, или система, здесь необходима для установления определенного равновесия между ограниченными ресурсами для производства благ и безграничными потребностями людей в этих благах. Потребности людей в разнообразных благах растут и изменяются, обгоняя ресурсные возможности их производства даже с применением самых современных технологий. Совместить эти факты экономического бытия можно только в условиях такой организации (системы хозяйствования), при которой производство было бы реально заинтересовано в эффективном использовании ограниченных (и поэтому дорогостоящих) ресурсов, а также выпуске только тех благ, которые реально пользуются спросом потребителей, причем по ценам, возмещающим производственные издержки, ресурсные затраты выпуска этих благ.

Организационная деятельностьсоздание или усовершенствование механизма управления в соответствии с целями и задачами системы.  Данная функция осуществляется объектами и субъектами, относится к управлению управлением. Объекты и субъекты определяются по их отношению к управленческим воздействиям.

Субъект –  это источник управленческого воздействия.

Объект – приемник и исполнитель управленческого воздействия.

Организацию можно рассматривать как процесс и как явление. Термин «организация» происходит от латинского organizo – сообща, стройный вид, устраиваю. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели, действующей на основании определенных правил и процедур[2].

Организация как процесс – это проектирование организационных процессов; закономерности организационных процессов; организационная культура, традиции организационных процессов.

Организация как явление: правовые нормы; социальная культура организаций; субъекты организационной деятельности, т.е. элементы организаций.

Обычно рассматривают четыре формы организации:

-         юридическое лицо – (зарегистрировано в государственном органе, имеет печать, расчетный счет в банке), например, ООО, АО;

-         неюридическое лицо, не зарегистрированное в государственном органе (подразделения юридического лица, простое товарищество, ряд объединений организаций):

-         неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном  органе  (предприниматель без организации юридического лица);

-         неформальная организация граждан.

Все формы организаций имеют следующие общие черты: наличие, по крайней мере, одного человека; наличие хотя бы одной общей цели, направленной на удовлетворение потребностей и интересов человека или общества; получение прибавочного продукта в разных формах (материалы, духовная форма, информация); преобразование ресурсов в ходе деятельности (финансы, потенциал работников, оборудование, знания, информация).

Организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых форм и организационных структур. Классификация организаций важна по трем причинам: нахождение сходных организаций по каким-либо параметрам для создания минимума общих методик для их анализа и совершенствования; возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т.д.

Организации могут быть: правительственные и неправительственные; коммерческие и некоммерческие; бюджетные и внебюджетные; общественные и хозяйственные; формальные и неформальные.

Кроме того, различают организации по: отраслевой принадлежности (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и т.д.); самостоятельности принятия решения (головные, материнские, дочерние и зависимые); по величине (по численности членов организации).

Могут применяться и дополнительные признаки для классификации.

Правительственные организации, статус которым дается официальными формами власти. (Например, властью федерального или местного уровня). На эти организации распространяются различные привилегии, но и предъявляются жестокие требования. (Привилегии – финансирование. Требования – государственные чиновники не имеют права возглавлять коммерческие структуры, не имеют права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды сотрудников.)

Неправительственные организации – все другие организации, которые не имеют статуса правительственных.

Коммерческие организации – организации, ставящие своей целью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров.

Некоммерческие организации ставят целью удовлетворение общественных потребностей. Полученная прибыль идет не учредителям, а используется на развитие организации (прибыль не облагается налогами).

Бюджетные организации – это организации, источником финансирования которых является государственный бюджет или бюджет государственного органа Они освобождаются от многих налогов, в том числе НДС.

Не бюджетные организации сами изыскивают источники финансирования.

Общественные организации строят свою деятельность на удовлетворении потребностей своих членов общества (во внутренней среде). Они отличаются от некоммерческих тем, что менее масштабны (например, любая партия).

Хозяйственные организации служат для удовлетворения потребностей отдельных индивидуумов и общества путем хозяйственно-производительной деятельности во внешней для организации среде.

Формальные организации - это зарегистрированные в установленном порядке общественные и хозяйственные организации (общества, товарищества и т.д.), которые выступают как юридические или неюридические лица.

Неформальные организации – это незарегистрированные в государственных органах власти организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим  причинам[3].




1.2. Современная типология организаций


Новый Гражданский кодекс Российской Федерации внес существенные изменения в перечень форм построения юридических лиц и в условия их функционирования. В современном виде типология организаций может быть представлена схемой, приведенной на рисунке 1.

 











 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Типология организаций.

Хозяйственные организацииэто организации, удовлетворяющие потребности человека и общества во внешней для организации среде. Хозяйственные организации располагают собственностью, необходимой для производства основного продукта. Данные организации  могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний (рисунок 1.2). В таблице 1.1 приведены названия вновь введенных и упраздняемых форм построения организаций.

 










Рисунок 2. Виды выпускаемой продукции.


К хозяйственным организациям относятся: юридические лица всех форм, кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т.д.; неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуальной трудовой деятельности и т.д.

Таблица 1. – Введенные и упраздняемые формы организаций

Введенные формы

Упраздняемые формы

Полное товарищество как юридическое лицо

Товарищество на вере

Общество с ограниченной ответственностью

Общество с дополнительной ответственностью

Дочерние и зависимые общества

Производственные кооперативы

Полное товарищество как неюридическое лицо

Смешанное товарищество

Товарищество с ограниченной ответственностью

Индивидуальное (семейное) частное предприятие


Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую, смешанные формы собственности.

Примером хозяйственной организации со смешанной формой собственности являются акционерные общества, в которых государство имеет только часть ее акций, а остальные принадлежат частным лицам – юридическим и физическим.

Хозяйственные организации разделяются на 4 группы: микро, малые, средние, крупные.

Критериями такого разделения могут служить: численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции, доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.

К малому предприятию могут быть отнесены хозяйственные организации, удовлетворяющие следующим критериям: доля уставного капитала, принадлежащая его учредителям, не являющимся субъектами малого предприятия, не должна превышать 25% от уставного капитала. (Этот критерий позволяет отличить малые от дочерних.); значение среднесписочной численности работников не должно превышать (без совместителей и договорников) следующих пределов (табл. 2).

Таблица 2. –  Ограничение среднесписочного числа работников

Сфера деятельности малого предприятия

Предельные значения среднесписочной численности работников

Промышленность, строительство, транспорт

100

Сельское хозяйство, инновационная деятельность

60

Наука и научное обслуживание, розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание


30

Оптовая торговля, остальные отрасли и другие виды деятельности


50


Хозяйственные организации с численностью, существенно меньшей, чем у малых предприятий, относят к микроорганизациям, например аудиторская фирма с численностью персонала шесть человек.

Крупные предприятия – определяют экономическую и техническую мощь страны. В целях сомосохранения тяготеют к интеграции в международном масштабе. В результате чего теряют национальную привязку и могут действовать в ущерб национальным экономическим интересам.

Помимо общественно-правовых аспектов, отношения к собственности и величины персонала хозяйственные организации классифицируются по следующим признакам:

- по времени действия: срочные (в регистрационных документах указывается, на какой срок создана организация); бессрочные.

- по сезону активного действия: летние, зимние и т. д. Этот статус дает возможность организации набирать персонал на определенный циклический срок;

- по масштабу производства: единичное производство; серийное производство; массовое производство;

- по специализации производства: специализированное производство; универсальное производство;

- по номенклатуре выпуска продукции: монономенклатурное производство; многономенклатурное производство;

Согласно статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматриваются следующие формы хозяйственных организаций (рис. 1): коммерческие: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и другие фонды, учреждения.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Некоммерческой организацией является организация, основной целью которой не является извлечение прибыли и ее распределение между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и других интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Хозяйственные товарищества и общества – это коммерческие организации с уставным капиталом (складочным) капиталом, разделенным на доли (вклады) его участников.

Хозяйственные товарищества могут создаваться и в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не предусмотрено законом.

Хозяйственные товарищества и общества реализуются в следующих организационных формах: ассоциация, картель, банк, биржа, венчур, джоббер, комбинат, компания, конгломерат,  кондоминиум, консорциум, концерн, концессия, кооператив, корнер, корпорация, общество, объединение, предприятие, пул, синдикат, тендер, товарищество, траст, трест, финансово-промышленная группа, фирма, фонд, франчайз, холдинг.

Полное товарищество (ПТ) – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом.

Товарищество (ТВ) на вере (коммандитное товарищество) – это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм, внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности товарищества.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в размере, кратном стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

Акционерное общество (АО) – это общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащих им акции без согласования других акционеров, признается открытым акционерным обществом (ОАО). Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

ООО, ЗАО, и АО несут ответственность по долгам в пределах своего имущества, а акционеры – в пределах своего вклада (ограниченная ответственность). Обычно стоимость имущества превышает сумму вкладов.

Производственный кооператив (артель) – это добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом или и участии и объединении их имущественных паевых взносов.

Унитарным предприятием (УП) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Потребительский кооператив (ПК) – это объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей его участников. Они вносят паевые взносы и несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах внесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. Учредительным документом является его устав.

Фонд – это организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные и иные полезные цели. Фонд не имеет членства. Для реализации своих уставных задач фонд может заниматься предпринимательской деятельностью, создавая для этого хозяйственные общества или участвуя в них.

Учреждение – это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Эта форма может стать основой для холдинга, финансово-промышленной группы и любого другого объединения предприятий.

Ассоциации и союзы – это некоммерческие организации, учрежденные либо группой коммерческих лиц, либо группой некоммерческих организаций для координации  и защиты своих имущественных и других интересов. Члены объединения сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Организационные формы классифицируются по двум типам: единоличные организационные формы: предприятия или организации, в которых среди учредителя не более одного юридического лица; объединения на основе либо принципа кооперации, либо концентрации.

Ассоциация – объединение организаций по технологическому признаку.

Банки: банк-эмитент – банк, выпускающий в обращение денежные знаки, ценные бумаги, расчетно-платежные документы; банки-корреспонденты, выполняющие на основе корреспондентских договоров поручения другим банкам по платежам и расчетам через специальные открытые счета; ипотечный банк – банк, выдающий долгосрочные денежные ссуды под залог недвижимого имущества, а также выпускающий закладные листы, обеспечиваемые заложенной недвижимостью.

Биржа – государственная или частная организация, предоставляющая помещения, гарантии, расчетные и информационные услуги для сделок с ценными бумагами или товарами, получающая за это комиссионные от сделок и накладывающая определенные ограничения на торговлю. Биржа организует оптовую торговлю массовыми товарами (товарная биржа), или систематические операции по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты (фондовая биржа).

Джоббер – фирма, скупающая отдельные крупные партии товаров для быстрой перепродажи.

Картель – долговременное долговое объединение ряда организаций, выполняющих функции, связанные с формированием благоприятной инфраструктуры их бизнеса. Входящие в него организации не теряют юридической, финансовой и другой самостоятельности.

Консорциум – долговременное договорное объединение ряда однородных организаций. Особенностью консорциума является то, что он выступает как единое целое с другими партнерами, при этом каждая его организация в отдельности не теряет своей фирменной независимости, управления и характера деятельности.

Концерн – долговременное долгосрочное долговое объединение ряда организаций транспорта, промышленности, банков, рекламных агентств и других для формирования системной технологической цепи: производство – сбыт – производство –сбыт. Руководящим органом выступает обычно самая организация этой системы. Каждая входящая организация сохраняет свою юридическую, финансовую и коммерческую самостоятельность, при решении своих задач, не связанных с деятельностью концерна.

Корпорация – аналог акционерного общества.

Синдикат – объединение предприятий, которое берет на себя осуществление всей коммерческой деятельности при сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий, но потере ими коммерческой независимости. Объединение организаций осуществляется на договорной основе. Это вид картеля, который практически реализует для своих организаций благоприятную среду бизнеса. В рамках синдиката создаются структуры, которым организации-участники делегируют часть своих функций. При этом организации-участники по делегированным функциям теряют свою самостоятельность.

Трест – долговременное договорное объединение ряда организаций, при котором входящие в него организации теряют свою производственную, финансовую и коммерческую самостоятельность. Трест может объединить как однородные, так и разнородные организации.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) – объединение типа концерна, взятое под опеку государством на определенный срок, чтобы создать мощную базу для удовлетворения стратегических потребностей общества.

Холдинг-компания (ХК) – акционерное общество, владеющее контрольным пакетом акций юридически самостоятельных банков и банковских фирм с целью осуществления контроля над их операциями.



2. Разновидности основных требований к формам организаций


Ориентация на предвидение. Организация может обеспечивать оперативные, независимые и ответственные действия своих работников, только когда предвидение будет служить общей базой для принятия решений, представлять для работников цель, на достижении которой они могут сосредоточить усилия. Это особенно важно в условиях, когда организации должны управлять разнородными в культурном отношении группами как внутри страны, так и за рубежом. Достижение общего понимания и реализация такого подхода внутри и вне фирмы являются одними из ключевых функций высшего управленческого персонала.

Интеграция и перекрещивание функций. Традиционная функциональная организация охватывает такие отдельные сферы, как маркетинг, производство, научные исследования, опытно-конструкторские разработки и др. Организация управления в XXI веке, судя по всему, будет иметь форму матрицы, поскольку ни одно важное решение не сможет приниматься, если оно не будет предусматривать интеграцию и координацию целого ряда функции.

Глобализация. Рост производственных и технологических возможностей во всем мире, всеобщность потребительских и ресурсных рынков требуют глобальной организации действий. Фирма не может только производить или экспортировать товары в другие страны. Она должна иметь глобальную стратегию, которая позволяет действовать в ряде стран на любой стадии цепочки по созданию добавленной стоимости. Например, людские ресурсы, финансы, сырье могут быть найдены в любой части мира. И аналогично научные исследования и опытно-конструкторские разработки, производство могут осуществляться в одной стране, а рынки могут находиться в ряде других стран. Компании должны принимать во внимание условия конкуренции и внешней среды в каждой стране для выработки глобальной стратегии.

Распространение информационных технологий. Фирма будет в значительной мере зависеть от использования информационных технологий в интересах повышения эффективности операций и принимаемых решений, достижения устойчивых конкурентных преимуществ на рынке. Компьютеры, информационные системы, системы связи будут оказывать существенное влияние на деятельность организаций и результаты их работы, на интеграцию производственных и обслуживающих процессов партнеров и повышение их конкурентоспособности.

Ориентация на акционера. Компания не сможет функционировать как закрытая организация, заинтересованная лишь в достижении своих внутренних целей. Менеджмент по-прежнему будет уделять преимущественное внимание акционерам компании, но интересы других держателей капитала также станут одним из приоритетов корпоративного управления. Фирмы будут играть более активную роль в поддержке культурных и других традиционных бесприбыльных организаций. Возрастет значимость вопросов этики ведения бизнеса в других странах. Потребуется выработка определенных мировых стандартов для глобальной корпорации.

Гибкость и адаптивность. Организация XXI века будет быстро адаптироваться к изменениям отраслевых рынков и внешней среды. Адаптивность как важнейшее свойство организации будет обеспечиваться целенаправленным обучением и тренировкой работников, включением самоанализа в процесс деятельности. Частью обучающейся системы организации станут последовательное экспериментирование, применение соответствующих средств оценки деятельности.

Ведущая роль клиента. Рыночная ориентация и удовлетворение потребностей клиентов останутся ключевыми факторами. Компании должны будут воспринять этот подход как постоянное условие принятия решений в области бизнеса. Наиболее полное отражение требований клиента к новому продукту или услуге станет их насущной потребностью. Все большее число фирм будет основывать свои системы поощрений и компенсаций исходя из уровня удовлетворения потребностей клиента.

Ориентация на создание добавленной стоимости и качество работы. Чтобы быть конкурентоспособными, компании должны быть уверены в том, что их деятельность обеспечивает создание добавленной стоимости. Это требует концентрации усилий и средств в тех сферах, в которых фирма имеет преимущества и возможность производства высококачественной продукции, создание добавленной стоимости. Это потребует повышения внимания к качеству не только дизайна и распределения продукции и услуг, но и деятельности всей организации.

Ускорение выхода продукции. Конкуренция, основанная на времени, является относительно новым и весьма важным параметром бизнес-стратегии. Компании-лидеры придают все большее значение оперативности бизнеса при создании гибких и мобильных организаций. Конкуренция, основанная на времени, является решающей в ускорении развития и организации производства новых продуктов. Исследования показывают, что на общие результаты деятельности значительное влияние оказывает задержка выхода нового продукта на рынок. Например, задержка с выходом на рынок на шесть месяцев может привести к потере '/д общего объема получаемой за «период жизни» продукта прибыли после налогообложения. Жизненный цикл продукта становится короче для большинства продуктов и услуг, поэтому влияние ускорения процесса разработки нового продукта и его выхода на рынок приобретает особое значение. Важно также ускорять другие виды деятельности фирмы, включая выработку управляющих воздействии в связи с изменениями внешней среды.

Возрастание роли инноваций и предпринимательства. У специалистов вызывает большое беспокойство тот факт, что крупные организации не являются в достаточной мере инновационными и предпринимательскими, что инновации присущи в основном малым фирмам. В быстро меняющихся внешних условиях инновации в каждой фирме должны осуществляться своевременно и эффективно. С этим вопросом связана и конкуренция, основанная на времени, поскольку экономически объективной необходимостью является значительное сокращение времени на выпуск нового продукта.

Указанные характеристики взаимосвязаны и при соответствующей интеграции могут умножить эффективность фирмы. Они являются средствами достижения ее успеха, увеличения акционерного капитала. Возможности для достижения успеха современных предприятий в значительной мере зависят от внешних условий. Это интенсивная и глобальная конкуренция, быстрое технологическое развитие, демографические факторы и др. Чтобы добиться успеха, компании должны точно и оперативно учитывать эти изменения в программах своего развития, с тем чтобы создать гибкую и мобильную организацию. Это оказывает большое влияние на возможность найма, подготовки и удержания квалифицированных, адаптивных и инновационных кадров для производства высококачественного продукта с большой долей добавленной стоимости. Все перечисленные выше характеристики организаций важны, но их приоритетность отличается в зависимости от условий разных стран, отраслей, рынков и т.п.

Характерной чертой последних лет и, судя по всему, предстоящего периода становится переход от узкой специализации к интеграции в содержании и характере самой управленческой деятельности, в стиле управления. Известно, что в условиях специализации рост производительности труда обеспечивается за счет дробления работ, функций, знаний. Повышение уровня специализации работ требует и большего объема усилий по координации, которая осуществляется в основном работниками среднего уровня управления и штабных служб. В результате число уровней управления постоянно возрастает, а каждый работник чувствует все большее отчуждение от своей деятельности. Ясно, что путь к чрезмерной специализации является тупиковым. Курс берется на развитие интеграционных процессов в управленческой деятельности. Если при специализации типичным является авторитарный стиль руководства, то при интеграции – координационный, демократический. Руководитель должен не приказывать своим подчиненным, а направлять их усилия, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников. При таком подходе организационные структуры из пирамидальных должны превращаться в плоские, с минимальным числом уровней между высшим руководителем и непосредственными исполнителями, с ориентацией на связь с потребителями.

Исследования, проводимые в разных странах, показывают, что ключевыми направлениями изменений в управлении должны стать: предвидение и лидерство; организационное построение; движущие силы бизнеса. Если раньше в ответе на вопрос, какое качество ценится руководителями больше всего, чаще отмечалась решительность, то теперь наиболее ценным фактором считается предвидение. Можно выделить следующие характеристики эффективного корпоративного предвидения: простота и ясность целей; возможность их оценки; цель, стимулирующая организацию к более высоким достижениям; достижимость цели; коммуникабельность со всеми акционерами - от высшего руководства до рядового персонала предприятия; возможность для всех работников вносить свой вклад в реализацию цели и т.п. В этой связи весьма актуальное значение приобретает организация стратегического управления предприятиями, модель которого представлена на рис. 3.

С расширением круга вопросов, решаемых высшими должностными лицами, некоторые организации выбирают группу лидеров, которая может разрабатывать перспективные проблемы. С этой же целью вносятся изменения в организацию и деятельность совета директоров, а именно: разделяются функции высших должностных лиц и председателя; обеспечивается полная поддержка совета директоров персоналом; укрепляется роль собраний по выдвижению кандидатур в совет директоров; при советах директоров создаются рекомендательные советы, состоящие из внешних экспертов. Речь, в частности, идет и о том, чтобы в различных формах и с использованием разных методов подготавливать и воспитывать руководителей, способных:

·        нести ответственность за качество жизни (это относится к руководителям всех институтов, а не только бизнеса);

·        стать участниками инновационного процесса, чтобы справляться с новыми задачами и изменениями;

·        более производительно использовать ресурсы организации и знания персонала;

·        обеспечить такой уровень (искусство) управления организацией, который отвечал бы требованиям современной науки об управлении;

·        быть лидерами экономического и социального развития.




Рис. 3 Модель организации стратегического управления

3. Анализ перспективных форм организаций


В новейшей литературе в области управления много места уделяется рассмотрению путей перехода к так называемым горизонтальным корпорациям. Анализ накопленного опыта показывает, что простое уменьшение размеров предприятий не привело к существенному увеличению производительности.

Происходит дальнейшее переосмысливание путей развития. Те или иные различия новых организационных моделей не исключают того, что имеются некоторые общие признаки горизонтальной корпорации, которая, как утверждается, займет ведущее место среди деловых организаций будущего.

Организационная структура горизонтальной корпорации формируется не по отношению к поставленной задаче, а вокруг процесса. Вместо создания структур на основе набора функций и департаментов компания строится вокруг ее трех-пяти основных процессов со специфическими целями каждого из них. Такая структура представляет собой плоскую иерархию. Сокращается вертикальное администрирование, сочетаются фрагментарные задачи. Устраняются работы, которые не обеспечивают создание добавленной стоимости. Происходит минимизация деятельности внутри каждого процесса, используется меньшее число коллективов для наиболее полного осуществления соответствующих процессов.

Известный ученый Питер Дракер, работы которого в области управления стали хрестоматийными, в своем докладе «Бизнес и управление», сделанном на общеамериканской конференции «Создание новых организаций» (ноябрь 1994 г.), отметил, что в XXI веке изменятся принципиальные основы деятельности предприятий - от «базирующихся на рациональной организации» к «базирующимся названиях и информации». В организациях XXI века по преимуществу будут работать специалисты, которые направляют и организуют свою деятельность с помощью обратной связи от коллег, потребителей и стратегического центра корпорации.

Происходящая в настоящее время революция в информационных технологиях - глобальный процесс, создающий повсеместно новые, невиданные ранее возможности для повышения эффективности управления. Если 20 лет назад в мире существовало только 50 тыс. компьютеров, то в настоящее время 50 тыс. компьютеров продаются на мировом рынке каждые 10 часов. Например, в деловом мире США используется примерно 75 млн. персональных компьютеров (не считая 35 млн. таких компьютеров, установленных в частных домах). Затраты компаний на использование персональных компьютеров и относящийся к ним сервис за последние 10 лет удвоились. Около половины всех персональных компьютеров в мире соединены в информационные сети. Например, одна из них - Интернет - стала самой популярной среди руководителей информационной системой в мире: она обслуживает до 30 млн. пользователей, охватывает 30 тыс. взаимосвязанных информационных сетей, причем каждые 30 мин. к ним подключается еще одна новая сеть.

В современных условиях управляющие могут реально лидировать только в том случае, если они широко используют информационные технологии. Принятие обоснованных решений находится в прямой зависимости от того, какой объем информации поступает и как она используется. Руководители постоянно получают огромный объем разнообразной информации, однако многие из них не могут достаточно эффективно ее использовать. Эта проблема в ближайшем будущем станет еще более актуальной. Информация и по характеру, и по объему в предстоящие десять лет изменится больше, чем в целом за прошедшие 70 лет. Для того чтобы использовать ее результативно, надо научиться накапливать, обобщать и овладевать информацией о внешней среде предприятия. И, разумеется, в будущем необходимо соединить или, как минимум, сделать совместными две информационные системы – старые учетные системы и новые информационные системы для управления.

Для более четкого понимания основных тенденций развития управления можно выделить две основные фазы его эволюции. Вначале функции управления отделились от собственности. Управление стало профессиональным со своим кругом задач, функций и собственных прав. Вслед за Джорджем Сименсом в Германии Джон П. Морган, Дейл Карнеги и Джон Рокфеллер в США провели реорганизацию предприятий и железных дорог, что способствовало повышению престижа наемного управляющего, вооруженного стратегией, тактикой, методами принятия и реализации решений.

Второе изменение фундаментального характера управления произошло спустя 20 лет. Развитие этого направления до последнего времени можно было наблюдать в современных корпорациях, основы которых заложил Пьер Дюпон вначале 1920-х годов и продолжил Альфред Слоун в результате организационной реконструкции «Дженерал моторе» несколькими годами позже. Была внедрена, в частности, административно-командная организация с ее вертикально-соподчиненным характером, прогрессирующей ориентацией на децентрализацию, централизованным обслуживающим аппаратом, профессиональным управленческим персоналом, бюджетным контролем. И, что весьма важно, - с разделением функций политики и оперативной деятельности. Эта фаза завершилась реорганизациями крупных компаний, в результате чего была создана модель большого бизнеса, распространившаяся впоследствии во всем мире.

В настоящее время организация управления вступает в третью фазу: происходит переход от командно-контрольной организации, разделенной на департаменты и отделения, к «информационно-базирующейся» организации, организации специалистов. Основные направления изменений отдельных элементов моделей управления – современной и будущей представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные направления изменений отдельных элементов моделей управления

Объект изменения

Современная модель

Будущая модель (XXI в.)

Организация

Иерархия

Сеть

Структура

Самодостаточность

Взаимозависимость

Ожидания работающих

Удовлетворение насущных нужд

Качественный рост персонала

Руководство

Автократичность

Целевая ориентация

Рабочая сила

Однородность

Принадлежность к разным культурам

Работа

Индивидуальная

Групповая

Рынки

Внутренние

Глобальные

Выгоды

Стоимость

Время

Ориентация

Прибыль

Потребители

Ресурсы

Капитал

Информация

Управление

Совет директоров

Разные комбинации органов управления

Качество

Достижение заданного уровня

Бескомпромиссное достижение возможного уровня




Заключение


В ходе проведения теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.

К хозяйственным организациям относятся: юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т. д.; неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуальной трудовой деятельности и т.д.

Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную и групповую. Их принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные организации. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующей продукции.

Согласно статье 50 Государственного Кодекса Российской Федерации предусматриваются следующие формы организаций: коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия); некоммерческие (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и другие фонды, учреждения).

Различают отношения владения, пользования, распоряжения и ответственности.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) учреждается одним или несколькими лицами. Участники ОДО солидарно несут ответственность за убытки, связанные с деятельностью общества.

Акционерное общество (АО) –коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Общество может быть закрытым (ОАО) или закрытым (ЗАО).

Полное товарищество –коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность всем принадлежащим им имуществом (в том числе и личным).

Товарищество на вере (ТВ) – коммандитное товарищество включает полных товарищей и вкладчиков – коммандитистов. Статус полных товарищей аналогичен полному товариществу. Коммандитисты не принимают участия в предпринимательской деятельности и несут риск убытков товарищества в пределах внесенных ими вкладов.

Хозяйственное общество считается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет возможность определять его решения. На основное хозяйственное общество или товарищество возлагается полная или субсидиарная ответственность за результаты деятельности дочернего хозяйственного общества.

Хозяйственное общество считается зависимым, если другое, (участвующее в его делах) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан (не менее пяти) и их имущественных паевых взносов. Часть имущественного комплекса может быть объявлена неделимой. Независимо от величины пая каждый член кооператива имеет один голос.

Унитарным предприятием (УП) является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым.

К деловым организациям относятся: всевозможные фирмы, предприятия, объединения, концерны, акционерные общества, финансово-промышленные группы и т.д.).

Список использованной литературы


1.     Баранников А. Теория организации. Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 700 с.

2.     Брэддик У. Менеджмент в организации. – М.,1997.

3.     Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. – М., 1998.

4.     Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. – СПб.: "Питер" – 2004. – 268 с.

5.     Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. Краткий курс. – М.: 2004. – 272 с.

6.     Лафта Дж.К. Теория организации. – М.: Проспект, 2003. – 410 с.

7.     Мильнер Б. Теория организаций (Курс лекций). – М., Инфра-М, 2000.

8.     Райченко А.В., Латфуллин Г.Р. Теория организации: Учебник для вузов. – М.: 2003. – 400 с.

9.     Румянцева З. Современный менеджмент (Курс лекций) // Российский экономический журнал. 1995. № 9. С. 51-60.

10.            Смирнов Э. А. Основы теории организации. – М., 1998.

11.            Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2000

12.            Смирнов Э.А. Основы теории организации. – М., 1998.

13.            Смолкин А. М. Менеджмент: основы организации. – М., 1999.

14.            Теория организации. Под ред. В.Г.Алиева. – М., 1999.

15.            Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации: учеб. Пособие. – М.: Инфра-М, 2004. – 128 с.

16.            Шеметов П. Теория организации. Курс лекций. – М.: Инфра-М, 2004. – 176 с.



[1] Румянцева К.Р. Менеджмент в организации. - М.: УЦ «Перспектива», 1997. – с.87

[2] Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – с.123

[3] Большаков А.С. Менеджмент: Учеб. пособие. – СПб. и др.: Питер, 2000. - c.91