Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение. 3

1. Содержание теории функциональной системы Анохина П.К. 4

2. Схема действия функциональной системы Анохина. 7

Заключение. 13

Список литературы.. 14

 

Введение

Выделение в деятельности любого живого организма и в формировании присущих ему поведенческих актов замкнутых образований с обязательным наличием канала обратной афферентации, информирующей о результатах действия. Деятельность функциональных систем адаптивна, целесообразна, в связи с чем в ее объяснении приобретает важное значение категория цели. Является наиболее совершенной моделью работы, например интеллектуальной деятельности. Понятие функциональной системы привлекается и для моделирования других кибернетических закономерностей. В деятельности функциональной системы различают стадии афферентного синтеза, принятия решения, акцептора действия (то есть формирования афферентной модели будущих результатов деятельности системы), эфферентного возбуждения, обратной афферентации и сличения полученных результатов действия.

П.К. Анохиным была создана теория функциональных систем, явившаяся одной из первых моделей подлинной психологически ориентированной физиологии... и др. Хотя П.К. Анохин экспериментировал на животных, его работы имеют весьма важное значение для раскрытия механизмов целостных форм психической деятельности не только животных, но и человека.

Согласно концепции П.К.Анохина, отражение внешних событий живыми организмами происходит не пассивно, а активно, т.е. оно определяется не только самим внешним воздействием, но и той целью, которую ставит перед собой организм в данный момент.

Целью данной работы является рассмотрение основных положений теории функциональной системы Анохина П.К.

Для более полного раскрытия темы необходимо решить следующие задачи:

-       Раскрыть содержание теории функциональной системы Анохина П.К.;

-       Рассмотреть механизм действия функциональной системы по Анохину П.К.


1. Содержание теории функциональной системы Анохина П.К.

Определяя функциональную систему как динамическую, саморегулирующуюся организацию, избирательно объединяющую структуры и процессы на основе нервных и гуморальных механизмов регуляции для достижения полезных системе и организму в целом приспособительных результатов, П.К. Анохин распространил содержание этого понятия на структуру любого целенаправленного поведения. С этих позиций может быть рассмотрена и структура отдельного двигательного акта.

Функциональная система имеет разветвленный морфофизиологический аппарат, обеспечивающий за счет присущих ей закономерностей как эффект гомеостаза, так и саморегуляции.

Выделяют два типа функциональных систем[1]:

1. Функциональные системы первого типа обеспечивают постоянство определенных констант внутренней среды за счет системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма. Примером может служить функциональная система поддержания постоянства кровяного давления, температуры тела и т.п. Такая система с помощью разнообразных механизмов автоматически компенсирует возникающие сдвиги во внутренней среде.

2. Функциональные системы второго типа используют внешнее звено саморегуляции. Они обеспечивают приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменения поведения. Именно функциональные системы второго типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения.

Редукционизм классической физиологии был глубоко чужд П.К. Анохину, исходившему из того, что законы функционирования отдельного рефлекса, так же как и законы, лежащие в основе работы изолированного нейрона, не могут объяснить целостные формы поведения. Особые формы нервных процессов, составляющие физиологическую основу психической деятельности, по его мысли, возникают тогда, когда отдельные нейроны или рефлекторные акты включаются в целостные функциональные системы, обеспечивающие целостные поведенческие акты.

Факты, полученные П.К. Анохиным, показали, что работа изолированных нервных аппаратов во многом зависит именно от их включения в такого рода системы и что только целостный, синтетический подход может создать физиологию, способную анализировать механизмы целостного поведения. На основании обширного цикла исследований П.К. Анохин приходит к выводу, что целостное поведение животного или человека определяется не изолированным сигналом, а целостным афферентным синтезом всей доходящей до него в данный момент информации. Изучение роли, которую эти афферентные синтезы играют в формировании функциональных систем, показало, что они запускают в ход сложные виды поведения животных (предпусковая афферентация). В дальнейших исследованиях П.К. Анохиным было выявлено, в частности, какую роль в таких афферентных синтезах играют лобные доли мозга и как при их поражении распадается обстановочная афферентация, обычно (при нормальной работе мозга) приводящая к организованному, целесообразному поведению[2].

В итоге П.К. Анохин пришел к выводу о необходимости коренного пересмотра классических представлений о рефлекторной дуге и "замыкательных функциях", которые были выработаны в предшествующий период господства аналитической физиологии. На этой основе им и была сформулирована теория функциональных систем, исходящая из материалистического понимания рефлекторной природы поведения, но существенно дополнившая прежние представления классической физиологии.

Согласно П.К. Анохину, движущей силой поведения могут быть не только непосредственно воспринимаемые воздействия, но и представления о будущем, ожидаемый эффект поведенческого акта. Далее, поведение вовсе не заканчивается ответной реакцией организма. Последняя создает систему "обратной афферентации", сигнализирующей об успехе или неуспехе действия, и формирует тот аппарат, который П.К. Анохин назвал акцептором результатов действия. Такой процесс сличения модели будущего с эффектом выполненного действия является существенным механизмом поведенческого акта. Только при условии их полного совпадения действие прекращается. Если же они оказываются "рассогласованными" (а это указывает на неудачу действия), то действие продолжается и корригируется.

Теория функциональных систем позволила существенно пересмотреть прежние представления о физиологических механизмах целесообразного поведения и заменить упрощенные представления о стимуле как единственной детерминанте поведения более сложными представлениями о факторах, определяющих поведение, с включением в их число "опережающего отражения" (как образа ожидаемого результата действия).

Важным дополнением к традиционным представлениям о деятельности мозга явилось положение о роли обратной афферентации. Классическая схема рефлекторной дуги была заменена П.К. Анохиным более сложной схемой рефлекторного кольца, объясняющей саморегулирующийся характер поведения. Это во многом предвосхищало те идеи саморегуляции, которые были значительно позднее внесены в науку кибернетикой.[3]

Все эти представления открывали новые пути для конкретных физиологических исследований важнейших сторон психической деятельности, и в этом было их весьма важное принципиальное значение.

2. Схема действия функциональной системы Анохина

Центральная архитектоника функциональных систем, определяющих целенаправленные поведенческие акты различной степени сложности, складывается из следующих последовательно сменяющих друг друга стадий[4]:

 

 

- афферентный синтез,

- принятие решения,

- акцептор результатов действия,

- эфферентный синтез,

- формирование действия,

- оценка достигнутого результата.

 

1. Поведенческий акт любой степени сложности начинается со стадии  афферентного синтеза.

Возбуждение, вызванное внешним стимулом, действует не изолированно. Оно непременно вступает во взаимодействие с другими афферентными возбуждениями, имеющими иной функциональный смысл. Головной мозг непрерывно обрабатывает все сигналы, поступающие по многочисленным сенсорным каналам. И только в результате синтеза этих афферентных возбуждений создаются условия для реализации определенного целенаправленного поведения. Содержание афферентного синтеза определяется влиянием нескольких факторов: мотивационного возбуждения, памяти, обстановочной и пусковой афферентации.

Мотивационное возбуждение  появляется в центральной нервной системе в следствии той или другой витальной, социальной или идеальной потребности. Специфика мотивационного возбуждения определяется особенностями, типом вызвавшей его потребности. Оно – необходимый компонент любого поведения. Важность мотивационного возбуждения для афферентного синтеза вытекает уже из того, что условный сигнал теряет способность вызывать ранее выработанное пищедобывательное поведение (например, побежку собаки к кормушке для получения пищи), если животное уже хорошо накормлено и, следовательно, у него отсутствует мотивационное пищевое возбуждение.

Роль мотивационного возбуждения в формировании афферентного синтеза определяется тем, что любая поступающая информация соотносится с доминирующим в данный момент мотивационным возбуждением, которое действует как фильтр, отбирающий наиболее нужное для данной мотивационной установки. Доминирующая  мотивация как первичный системообразующий фактор определяет все последующие этапы мозговой деятельности по формированию поведенческих программ. Специфика мотиваций определяет характер и «химический статус» внутрицентральной интеграции и набор вовлекаемых мозговых аппаратов. В качестве полезного результата определенного поведенческого  акта выступает удовлетворение потребности, т.е. снижение уровня мотивации[5].

Нейрофизиологической основой мотивационного возбуждения является  избирательная активация  различных нервных структур, создаваемая прежде всего лимбической и ретикулярной системами мозга. На уровне коры мотивационное возбуждение представлено специфическим паттерном возбуждения.

Хотя мотивационное возбуждение является очень важным компонентом афферентного синтеза, оно не единственной его компонент. Внешние стимулы с их разным функциональным смыслом по отношению к данному, конкретному организму также вносят свой вклад в афферентный синтез. Выделяют два класса стимулов с функциями пусковой и обстановочной афферентации.

Условные и безусловные раздражители, ключевые стимулы (вид ястреба – хищника для птиц, вызывающего поведение бегства, и др.) служат толчком к развертыванию определенного поведения или отдельного поведенческого акта. Этим стимулам присуща пусковая функция. Картина возбуждения, создаваемая биологически значимыми стимулами в сенсорных системах, и есть пусковая афферентация. Однако способность пусковых стимулов инициировать поведение не является абсолютной. Она зависит от той обстановки и условий, в которых они действуют.

Таким образом, на основе взаимодействия мотивационного, обстановочного возбуждения и механизмов памяти формируется так называемая интеграция или готовность к определенному поведению. Но, чтобы она трансформировалась в целенаправленное поведение, необходимо воздействие со стороны пусковых раздражителей.

Пусковая афферентация  – последний компонент афферентного синтеза.

Процессы афферентного синтеза, охватывающие мотивационное возбуждение, пусковую и обстановочную афферентацию, аппарат памяти, реализуются с помощью специального модуляционного механизма, обеспечивающего необходимый для этого тонус коры больших полушарий и других структур мозга. Этот механизм регулирует и распределяет активирующие и инактивирующие влияния, исходящие из лимбической и ретикулярной систем мозга. Поведенческим выражением роста уровня активации в центральной нервной системе, создаваемым этим механизмом, является появление ориентировочно-исследовательских реакций и поисковой активности животного.

2. Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию  принятия решения, которая и определяет тип и направленность поведения. Стадия принятия решения реализуется через специальную и очень важную стадию поведенческого акта –  формирование аппарата акцептора результатов действия. Это аппарат, программирующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и индивидуальная память животного и человека в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов действия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответствующих раздражителей.

Предполагается, что акцептор результатов действия представлен сетью вставочных нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием. Возбуждение, попав в эту сеть, длительное время продолжает в ней циркулировать. Благодаря этому механизму и достигается продолжительное удержание цели как основного регулятора поведения[6].

До того как целенаправленное поведение начнет осуществляться, развивается еще одна стадия поведенческого акта – стадия программы действия или эфферентного синтеза. На этой стадии осуществляется интеграция соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт. Эта стадия характеризуется тем, что действие уже сформировано, но внешне оно еще не реализуется.

3. Следующая стадия – это само выполнение программы поведения. Эфферентное возбуждение достигает исполнительных механизмов, и действие осуществляется.

Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программируется цель и способы поведения, организм имеет возможность сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т.е. с  обратной афферентацией. Именно результаты сравнения определяют последующее построение поведения, либо оно корректируется, либо оно прекращается как в случае достижения конечного результата.

Таким образом, в концепции функциональной системы наиболее важным ключевым этапом, определяющим развитие поведения, является выделение цели поведения. Она представлена аппаратом акцептора результатов действия, который содержит  два типа образов , регулирующих поведение, - сами цели и способы их достижения. Выделение цели связывается с операцией принятия решения как заключительного этапа афферентного синтеза. В чем суть механизма, который приводит к принятию решения, в результате которого и формируется цель?

Исследователи выделяют две группы эмоциональных явлений[7].

1.    Первая группа – это  ведущие эмоции. Их возникновение связано с появлением или усилением потребностей. Так, возникновение той или другой биологической потребности, прежде всего отражается в появлении отрицательных эмоциональных переживаний, выражающих биологическую значимость тех изменений, которые развиваются во внутренней среде организма. Качество и специфика ведущего эмоционального переживания тесно увязаны с типом и особенностями породившей его потребности.

2.    Вторая группа эмоциональных переживаний –  ситуативные эмоции.

3.    Они возникают в процессе действий, совершаемых в отношении цели, и являются следствием  сравнения реальных результатов с ожидаемыми. В структуре поведенческого акта, по П.К. Анохину, эти переживания возникают в результате сопоставления обратной афферентации с акцептором результатов действия. В случаях рассогласования возникают эмоциональные переживания с отрицательным знаком. При совпадении параметров результатов действия с ожидаемыми  эмоциональные переживания носят положительный характер.

Наиболее прямое отношение к формированию цели поведения имеют ведущие эмоции. Это касается как отрицательных, так и положительных эмоциональных переживаний. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют субъекту о биологической значимости тех отклонений, которые совершаются в его внутренней среде. Они и определяют зону поиска целевых объектов, так как эмоциональные переживания, порожденные потребностью, направлены на те предметы, которые способны ее удовлетворить. Например, в ситуации длительного голодания переживание голода проецируется на пищу. В результате этого меняется отношение животного к пищевым объектам. Оно эмоционально, с жадностью набрасывается на еду, тогда как сытое животное может проявить полное равнодушие к пище.

Целенаправленное поведение – поиск целевого объекта, удовлетворяющего потребность, - побуждается не только отрицательными эмоциональными переживаниями. Побудительной силой обладают и представления о тех положительных эмоциях, которые в результате индивидуального прошлого опыта связаны в памяти животного и человека с получением будущего положительного подкрепления или награды, удовлетворяющего данную конкретную потребность. Положительные эмоции фиксируются в памяти и впоследствии возникают всякий раз как своеобразное представление о будущем результате при возникновении соответствующей потребности.

Согласно теории функциональной системы, хотя поведение и строится на рефлекторном принципе, но оно не может быть определено как последовательность или цепь рефлексов. Поведение отличается от совокупности рефлексов наличием особой структуры, включающей в качестве обязательного элемента программирование, которое выполняет функцию опережающего отражения действительности. Постоянное сравнение результатов поведения с этими программирующими механизмами, обновление содержания самого программирования и обусловливают целенаправленность поведения.

Таким образом, в рассмотренной структуре поведенческого акта отчетливо представлены главные характеристики поведения: его целенаправленность и активная роль субъекта в процессе построения поведения.

Заключение

В ходе проделанной работы были рассмотрены основные положения теории функциональной системы Анохина П.К.

Были решены следующие задачи:

-       Раскрыто содержание теории функциональной системы Анохина П.К.;

-       Рассмотрен механизм действия функциональной системы по Анохину П.К.

Изучая физиологическую структуру поведенческого акта, П.К. Анохин пришел к выводу о необходимости различать частные механизмы интеграции, когда эти частные механизмы вступают между собой в сложное координированное взаимодействие. Они объединяются, интегрируются в систему более высокого порядка, в целостную архитектуру приспособительного, поведенческого акта. Этот принцип интегрирования частных механизмов был им назван принципом «функциональной системы».

По мнению П.К.Анохина, “физиолог высшей нервной деятельности должен иметь свою собственную специфическую тактику в использовании современного нейрофизиологического материала”, т.е. П.К.Анохин не придерживается тезиса о единстве методов, применяемых в различных науках.

П.К.Анохин полагал, что невозможно описать психику человека или животного в отрыве от описания всего остального организма и окружающей его среды.

Согласно П.К.Анохину, организм – это совокупность вложенных друг в друга форм (уровней организации), каждая из которых имеет собственные цели и является организующей формой для нижележащих уровней.

Сознание, по П.К.Анохину, есть высший интегративный процесс, который регулирует все физиологические функции и служит для наиболее эффективного приспособления к внешнему миру. Однако как нижележащие отделы мозга влияют на его кору, так и физиологические процессы влияют на процессы сознания.

Список литературы

1.            Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Спарта, 2001.

2.            Анохин П.К. Идеи, ради которых я живу // Петр Кузьмич Анохин: Воспоминания современников, публицистика. – М.: Наука, 2000.

3.            Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. – М.: Наука, 2002.

4.            Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Сфера, 2003.

5.            Савостьянов А.Н. Спор о человеке в русской науке. – М.: Спарта, 2001.

6.            Судаков К.В. Общие принципы построения поведенческих актов на основе теории функциональных систем // Системные механизмы поведения / Под ред. К.В. Судакова, М. Баича. - М.: Филинъ, 2001.


[1] Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Сфера, 2003. – с. 85.

[2] Судаков К.В. Общие принципы построения поведенческих актов на основе теории функциональных систем // Системные механизмы поведения / Под ред. К.В. Судакова, М. Баича. - М.: Филинъ, 2001. – с. 92.

[3] Савостьянов А.Н. Спор о человеке в русской науке. – М.: Спарта, 2001. – с. 145.

[4] Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Спарта, 2001. – с. 87.

[5] Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Сфера, 2003. – с. 123.

[6] Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. – М.: Наука, 2002. – с. 98.

[7] Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Спарта, 2001.