Оглавление


1. Совершенствование системы банковского надзора в России, задачи Банка России на современном этапе...................................................................................... 3

2. Тестовые задания......................................................................................... 9

3. Практическое задание............................................................................... 12

Список использованной литературы............................................................ 16


1. Совершенствование системы банковского надзора в России, задачи Банка России на современном этапе


Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора является внедрение международно признанных норм и международного опыта с учетом особенностей организации и функционирования российского рынка банковских услуг. Это предполагает существенное развитие Банком России содержательных подходов при осуществлении надзора.

Необходимо полностью завершить процесс формирования нормативной базы, закрепляющей применение в российской надзорной практике международно признанных норм, в том числе определенных в документе Базельского комитета по банковскому надзору "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора".

Задачи совершенствования законодательной и правоприменительной практики связаны с такими проблемами, как соблюдение налогового и антимонопольного законодательства, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, контроль за валютными операциями.

Одной из основных причин потери банками устойчивости является низкий уровень управления. Предстоит существенно повысить требования к владельцам и руководителям КО с тем, чтобы эффективно противодействовать участию в управлении КО руководителей и владельцев с сомнительной репутацией или неустойчивым финансовым положением. В связи с этим будут предусмотрены меры в сфере регистрации и лицензирования деятельности КО.

Банк России продолжает работу по повышению требований к владельцам и руководителям КО, включая:

1.                обеспечение прозрачности структуры собственности КО путем законодательного установления требований к представлению сведений о себе и своей деятельности;

2.                принятие поправок в законодательство РФ, уточняющих критерии деловой репутации членов совета директоров, лиц, занимающих руководящие должности в КО.

Необходимо установить критерии оценки деловой репутации учредителей (участников) КО. Требования к приобретателям акций (долей) КО будут повышены. Так, владельцам существенных пакетов акций (долей) или реальным владельцам КО, которые признаны несостоятельными (банкротами) или ликвидированы по иску БР не предпринявшим меры по ее финансовому оздоровлению, будет запрещено выступать в качестве учредителей (участников) кредитных организаций в течение 10 лет.

Банковский надзор предусматривает развитие содержательных (риск-ориентированных) подходов, включающих в себя оценку деятельности КО и применение мер надзорного реагирования исходя прежде всего из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций (профессиональное суждение).

Решение этой задачи предполагает:

1. продолжение работы, направленной на повышение качественных параметров банковского капитала, корректировка капитала, сформированного с использованием схем фиктивной капитализации, и предотвращение использования таких схем;

2. завершение работы по созданию системы раннего реагирования (системы предупреждения проблем);

3. совершенствование банковского надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе, включая анализ рисков.

Важной предпосылкой организации банковского надзора на консолидированной основе является осведомленность органа банковского надзора о структуре банковской группы (банковского холдинга). Поэтому будут расширены полномочия БР по получению от КО, банковских групп, банковских холдингов, а также их владельцев, включая юр. лиц, не являющихся КО, исчерпывающей информации, позволяющей составить полное представление об организации банковских групп и банковских холдингов.

Решение этой задачи предполагает:

1.                внесение изменений в ФЗ "ОБИБД", расширяющих понятия "банковская группа" и "банковский холдинг", критерии существенного влияния, оказываемого юр.и физ.лицами на деятельность дочерних и зависимых организаций, а также в ФЗ "О ЦБ РФ" в части закрепления на законодательном уровне полномочий БР по установлению обязательных для банковских холдингов правил составления, представления и опубликования консолидированной отчетности;

2.                развитие законодательства путем установления требований к порядку утверждения и составу документов, условий дополнительного контроля за рисками, недопустимости льготного кредитования связанных лиц и др.;

3.                предоставление БР законодательно закрепленного права оценивать деятельность КО и принимать в отношении их решения надзорного характера на основе профессиональной оценки качества их активов, размера обязательств и собственных средств (капитала), качества корпоративного управления;

4.                развитие международно признанного подхода, в соответствии с которым оценка качества ссуды на предмет возможных потерь от ее обесценения будет осуществляться кредитной организацией на основании всестороннего и объективного анализа всех фактов и обстоятельств, связанных с заемщиком и его деятельностью;

5.                продолжение работы по совершенствованию и оптимизации отчетности, (сокращение количества форм отчетности и упрощение процедур отчетности кредитных организаций перед Банком России и другими органами надзора и контроля. Переход на предоставление отчетности кредитными организациями в электронном виде должен быть в основном осуществлен в 2005 году);

6.                более широкое использование института кураторов. Куратор КО, работая в постоянном контакте с ее органами управления и сотрудниками, а также обладая информацией о ее деятельности, может давать адекватную оценку текущего состояния и перспектив развития КО, выявлять области повышенного риска в ее деятельности, вносить предложения о мерах надзорного реагирования и о режиме банковского надзора. Предельный срокв выполнения куратором своих функций (не более 3 лет). БР в 2005 году предстоит завершить формирование института кураторов, включая вопросы правового, методического и организационного обеспечения их деятельности;

7.                совершенствование подходов Банка России ориентированных на комплексную (всестороннюю) оценку деятельности банков, под которой понимается оценка, формируемая по результатам анализа финансовой устойчивости КО (достаточности капитала, качества активов, уровня доходов и ликвидности), а также прозрачности структуры собственности и качества управления;

8.                обеспечение более эффективной защиты интересов кредиторов и вкладчиков "слабых" банков и изучение в связи с этим вопроса о внесении в законодательство РФ изменений, предусматривающих полномочия органа банковского надзора, рекомендованные Базельским комитетом для органов банковского надзора при их работе со "слабыми" банками.

Будет продолжена работа по созданию системы мониторинга использования кредитными организациями современных технологий дистанционного банковского обслуживания, в том числе интернет-технологий, их защищенности с учетом требований информационной безопасности.

Усиливается значение эффективного обмена с органами банковского надзора иностранных государств информацией о деятельности кредитных организаций и банковских групп. В настоящее время Банком России с органами банковского надзора 14 государств заключены соглашения о взаимодействии в сфере банковского надзора.

Инспекционная деятельность БР будет связана с организацией проверок КО в целях оценки соответствия банков критериям их участия в системе страхования вкладов граждан. Совершенствование и эффективность инспекционной деятельности Банка России будут обеспечены смещением акцента с проверки правильности совершения банковских операций на оценку рисков, возникающих в результате их совершения, внедрения профессиональной оценки как основы для анализа качественных аспектов деятельности, финансового состояния и перспектив деятельности.

Одной из важнейших задач на ближайшую перспективу является совершенствование процедуры ликвидации кредитных организаций, включая создание эффективного механизма реализации банковских активов ликвидируемых банков.

Повышению эффективности процедуры ликвидации способствует создание института корпоративного ликвидатора.

Введение института обусловлено тем, что Агентство в качестве органа, осуществляющего функцию страхования вкладов физических лиц, заинтересовано в выявлении признаков банкротства на ранней стадии возникновения проблем у банка. Использование института позволит сохранить активы ликвидируемых банков и в полной мере обеспечить интересы их кредиторов и вкладчиков.

Требует принятия безотлагательных мер проблема обеспечения процедуры трансграничной несостоятельности банков, которая может быть решена путем заключения межгосударственных соглашений, определяющих порядок ликвидации коммерческих и некоммерческих представительств российских банков за рубежом и иностранных банков в России.

Эффективность ликвидационных процедур неразрывно связана с решением проблемы инициирования процедуры ликвидации кредитных организаций, у которых Банком России отозваны лицензии на осуществление банковских операций. Данную проблему требуется решить на законодательном уровне, имея в виду передачу функций конкурсных управляющих корпоративному ликвидатору (Агентству по страхованию вкладов).

Необходимо усилить контроль за результатами применяемых кредитными организациями правил и процедур внутреннего контроля, направленного на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе путем введения наряду с инспекционными проверками системы дистанционного контроля за соблюдением кредитными организациями законодательства.

Возрастает роль организации и развития системы профессиональной подготовки кадров в целях повышения качества работы банковского сектора в области:

 

2. Тестовые задания


Укажите номера правильных ответов.


2.1. К инструментам денежно-кредитной политики относятся:

1)   процентные ставки по операциям Банка России,

2)   нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России,

3)   операции на открытом рынке,

4)   рефинансирование банков,

5)   регистрация кредитных организаций,

6)   организация безналичных расчетов.


2.2. Кредитная организация получает право на осуществление банковских операций с момента:

1)   подписания учредительного договора,

2)   получения лицензии Банка России на проведение банковских операций,

3)   получение уведомления о ее государственной регистрации,

4)   оплаты 100 процентов уставного капитала,


2.3. Заявки кредитных организаций, принятые к депозитному аукциону Банка России, ранжируются по величине заявленной процентной ставки, начиная с:

1)     максимальной,

2)     минимальной,

3)     средней.


2.4. К особенностям правового статуса ЦБ РФ относится следующее:

1)     ЦБ РФ может совершать гражданско-правовые сделки с коммерческими банками,

2)     ЦБ РФ является юридическим лицом,

3)     ЦБ РФ может совершать гражданско-правовые сделки с государством (бюджетом),

4)     ЦБ РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению бюджетной системой РФ.


2.5. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются:

1)     федеральной собственностью,

2)     собственностью Банка России,

3)     собственностью акционеров Банка России.

2.6. Банк России осуществляет рефинансирование банков-резидентов в целях:

1)     поддержания и регулирования ликвидности банковской системы,

2)     повышения их прибыльности,

3)     увеличения объема кредитных операций.


2.7. Регулирование учетной ставки относится к … инструментам денежно-кредитного регулирования:

1)     административным,

2)     косвенным,

3)     прямым.


Вставьте пропущенное слово:


2.8. Высшим органом банковского регулирования и контроля за деятельностью кредитных организаций в России является …..


2.9. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение …… лет.

 

2.10. Установите необходимое соответствие (например, 1а, 2б…).


1)    установление правил осуществления расчетов в РФ

2)    процентные ставки по операциям Банка России

3)    рефинансирование банков

4)    установление ориентиров роста денежной массы

5)    установление правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ

6)    монопольное осуществление эмиссии наличных денег


А. Функции ЦБ РФ




Б. Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ





Номер вопроса

Ответ

2.1

2, 3, 4

2.2

2

2.3

2

2.4

1, 2, 3

2.5

1

2.6

1

2.7

2

2.8

Центральный банк

2.9

Трех

2.10

А – 1, 4, 5, 6; Б – 2, 3


3. Практическое задание


Просчитать выполнение банком «Уралинвест» обязательных резервных требований Банка России.

Исходные данные для расчета:

1)                 Срок предоставления Расчета Размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в ЦБ РФ, – 4 число месяца, следующего за отчетным.

2)                 Срок перечисления средств в обязательные резервы по расчету за отчетный месяц – 4 число месяца, следующего за отчетным.

3)                 У КБ «Уралинвест» сформированы обязательные резервы в следующих размерах:

·                   на 01.02.2006 – 2 250 500- тыс. руб. (по расчету за декабрь)

·                   на 05.02.2006 – 2 850 550 тыс. руб. (по расчету за январь 2006 г.)

·                   на 09.02.2006 – 3 077 200 тыс.руб.(перерасчет за январь 2006 г.)

4)                 Установленный норматив отчислений в обязательные резервы на данный период составляет 3,5%.

5)                Средняя хронологическая ежедневных балансовых остатков привлеченных за отчетный месяц средств, учитываемых на счетах, участвующих в расчете обязательных резервов, составила 87 920 000 тыс. руб.

6)                ставка рефинансирования БР составляет 12%.

 

Требуется:

1.                Определить, выполняются ли банком «Уралинвест» обязательные резервные требования ЦБ РФ.

2.                Определить, соответствуют ли данные Расчета размера обязательных резервов, составленного банком «Уралинвест», требованиям Банка России.

3.                При необходимости, произвести перерасчет размера обязательных резервов.

4.                Рассчитать размер штрафа за нарушение резервных требований ЦБ РФ.

5.                Ответить на вопросы:

ü    С какой целью создаются обязательные резервы?

ü    Каковы установленные нормативы обязательных резервов кредитных организаций в Банке России в современных условиях?


РЕШЕНИЕ:

Определим нормативную величину обязательных резервов:

Нормативная величина обязательных резервов = 87920000*3,5% = 3077200 тыс. руб.

По условию задачи сумма начисленных резервов на 01.02 составила 2 250 500- тыс. руб., что ниже величины нормативных резервов, та же величина резерва составила и на 04.02 (срок перечисления обязательных резервов). На 05. 02. произведен перерасчет обязательных резервов и размер резерва, который составил 2 850 550 тыс. руб. Т.к. срок перечисления средств в обязательные резервы по расчету за отчетный месяц – 4 число месяца, следующего за отчетным банк «Уралинвест» не выполнил обязательные резервные требования.

Требования ЦБ РФ по начислению резервов были выполнены на 09. 02. (3077200 тыс. руб.).

Размер штрафа за нарушение резервных требований исходя их формулы составил:

                                P x 2 x i

                        S = -----------,

                               Q x 100


где:

Р - недовзнос либо сумма превышения усредненной величины обязательных резервов над средней хронологической величиной остатков на корреспондентском счете и корреспондентском субсчете (корреспондентских субсчетах), в рублях;

i - ставка рефинансирования Банка России, в % годовых;

Q - количество календарных дней в году (365 или 366), к которому относится дата расчета штрафа.

Размер штрафа составил:

S = ((3077200-2250500)*2*0,12/365*100)+

    +((3077200-2 850 550)*2*0,12/365*100)=5435,83 +1490,30=6926,13руб.

ü    С какой целью создаются обязательные резервы?

Обязательные резервы банков - средства коммерческих банков и других кредитных институтов, которые они обязаны хранить в центральном банке в качестве обеспечения некоторых своих операций в соответствии с нормами обязательных резервов. Обязательные резервы представляют собой механизм регулирования общей ликвидностью банковской системы. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитных организаций и порядок их депонирования устанавливается Советом директоров Центрального Банка.


Каковы установленные нормативы обязательных резервов кредитных организаций в Банке России в современных условиях?


Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте

Норматив обязательных резервов по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации

Норматив обязательных резервов по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте

8 июля 2004 г. – 31 июля 2004 г

3,5

3,5

1 августа 2004 г. – 30 сентября 2006 г.

2

3,5

3,5

1 октября 2006 г. – 30 июня 2007 г.

3,5

3,5

3,5

1 июля 2007 г. – 10 октября 2007 г.

4,5

4,0

4,5

11 октября 2007 г. – 14 января 2008 г.

3,5

3,0

3,5

15 января 2008 г. – 29 февраля 2008 г.

4,5

4,0

4,5

1 марта 2008 г. – 30 июня 2008 г.

5,5

4,5

5

1 июля 2008 г. – 31 августа 2008 г.

7,0

5,0

5,5

1 сентября 2008 г. – 17 сентября 2008 г.

8,5

5,5

6,0

18 сентября 2008 г. – 14 октября 2008 г

4,5

1,5

2,0

15 октября 2008 г. – 30 апреля 2009 г.

0,5

0,5

0,5

1 мая 2009 г. – 31 мая 2009 г.

1,5

1,5

1,5

1 июня 2009 г. –

2,5

2,5

2,5


Список использованной литературы


1.     О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон РФ,  10.07.2002 г. № 86-ФЗ (с изм. и доп.).

2.     О банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ, 03.02.1996 г. № 17-ФЗ (с изм. и доп.).

3.     Положение «Об обязательных резервах кредитных организаций» №255-П, от 29.03.2004 г. (с изм. и доп.).

4.     Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова: под общ. Ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2007. – 432 с.

5.     Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. - М.: ИНФРА-М, 2008.

6.     Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации http://www.cbr.ru