1.В чем заключается сущность политологии

Современная политология как наука оформилась  к концу XIX – началу XX в.в. Первая кафедра политологии – Колумбийский университет США, затем -  во Франции, Великобритании. ЮНЕСКА рекомендовала всем странам – членам ООН преподавать политологию. С 1948 г. политология преподается во всех европейских странах. В СССР изучалась только марксистская политология, иная была запрещена вместе с генетикой и кибернетикой. Западные идеологи рассматривались с позиций критики. Конец 80-ых – публикация новых, ранее запрещенных, документов. С 1989 г. политология начала преподаваться у нас. Становление РБ как самостоятельного государства, борьба за власть между социально-политическими группами вызвала потребность изучения политологии и социологии.

Политология – термин дан Аристотелем – наука о п/отношениях и п/деятельности людей, о сущности, формах и методах п/власти, о закономерностях развития п/систем. Политология - учение о политике, механизмах изучения власти и управления обществом.

Предметом политологии являются закономерности формирования и развития полит. власти, организация, формы и методы её функционирования, использование в госудадарственно-организованном обществе; изучение политических теорий и доктрин, реальных политических систем, политической жизни, политического сознания, интересов и поведения  субъектов в политике.

объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности.

Объектом политологии является – «политическая реальность».  Ее рассматривают также философия, социология, политическая психология и т. д. Предмет же политического познания, не может быть тождественен объекту, он то и позволяет выделить политологию в самостоятельную научную дисциплину. Под политологией понимают науку, изучающую политические отношения со всеми сопровождающими данное явление политическими факторами. Согласно такому пониманию теоретико-содержательным ядром политологии ее предметом является учение о власти, о государстве, о взаимоотношениях людей в сфере политического и т.д.

Следует учитывать, что политология является интегральной наукой, и включает в себя совокупность наук, отличающихся друг от друга предметом, методами, подходами, исследования политической жизни, в этом смысле объект, т.е. политическая реальность, является как бы объединяющим фактором.

Политология отвечает на многие вопросы, поставленные практикой современного этапа развития нашего государства и всего мирового сообщества. Эта наука о «политике», «технологии» политического процесса. Изучая сферу политической жизни общества, она вооружает знаниями закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыка равноправного участника политической жизни.

2.Каково соотношение политики как общ.явления В политологии.

3.Основные категории политологии.

Категории представляют собой наиболее общее понятие, отражающее сущностные стороны  процессов и явлений полит.В совокупности категории служат как опорными узлами ,опираясь на кот.можно осущ.-ть научный анализ полит.реальности. Наиболее общими категориями политологиивыступают «политика» и «политическое».

Категория «политика» - сложная категория, многомерная по содержанию.Производным от нее выступает «мировая,м/народная,внешняя ,внутренняя,социальная,экономическая, духовная,финансовая,национальная и т.д политики»

Категория «политическое» тоже сложное понятие, оно более широко и емко отражает св-ва,

особенности и принадлежности того или иного процесса, явления, события к сфере политики.Эта категория конкретизируется в таких понятиях как: политическое яв-е, полит.жизнь,полит.система,полит.власть,полит.конфликты,режим,полит.партии и т.д.

В политологии находят отражение такие понятия,кот. Хар-ют конкретные стороны и поцессы полит.жизни общества и личности.К ним относятся полит.активность,поведение,лидерство,избирательная система,полит.установки и т.д.На анализе полит.яв-ний и процессов полит.жизни используются такие понятия:об-во,народ,свобода,право,патриотизм,справедливость,революция,и тд.


4.Как соотносятся м/д собой теор.и прик.политот.

Политология функционирует и развивается в 2 уровнях:

Теоретическая – изучает сущность политики,ее природу ,Значение для человека и общества, политические взаимоотношения м/д классами,нациями,государствами, а также м/д личностью, обществом и государством.Она выявляет и исследует закономерности  обуславливающие развитие политической жизни об-ва, отдельных пол.процессов,явлений,событий.Эти закономерности действуют как законы-тенденции и нережко трактуются как политические.Н-р такие  закон-сти:

·          Возникновения, функ-я  и развития полит.деят-сти,пол.отношений и пол.процессов;

·          Становление,функ-я и развития  пол.власти и гос-ва;

·          Возникновение и развитие  пол.интерессов социал.субъектов, их взаимодействие с экон. И др. соц.интересами.

В рамках теорит.политологии исследуются способы познания полит.явлений, соотношение в них рационального и иррационального.

Прикладная политология  исследует частные полит.проблемы, формирует знания, направленные на решение каждодневных практических задач полит.жизни об-ва, на анализ складывающейся в нем конкретной полит.ситуации.На основе знанаий вырабатывается полит.советы и рекомендации участникам полит.событий относительно того как действовать в сложившейся ситуации.Как правило рекомендации адресованы тем участникам полит.событий, кот.в силу своего статуса, занимаемой должности обладают опред.властными полномочиями и тем самым оказывают существенное влияние на ход событий. Рекомендации нередко направляются  на повышение эффек.деят-сти конкретных властных структур. Формируемые на основе прикладных полит.исследований выводы и рекомендации зачастую служат основанием для соотв.теоретич.обобщений. В то же время теорит.политология служит методологической основой проведения прикладных полит.исследований.

5.Основные ф-ции политологии.

Политология выполняет ряд функций:

-          теоретически-познавательная заключаетс

в изученииполит.реальности.Полит-я изучает тенденции развития полит.жизни об-ва,происходящие в нем полит.процессы,анализирует различные стороны полит.деятельности людей и их плит.отношений. Использование эмперических исследованийпозволяет получить новые знания о полит.действительности, расширить и конкретизировать представление о политике, ее роли в об-ве,понять и объяснить полит.развитие об-ва в целом.

-          Мировоззренческая –выражается в создании

 целостности картины полит.развития об-ва,осмысление места и роли политики в развитии всего об-ва и его основных сфер экон.дух. правовой.Усвоение этого лежит в основе формирования культуры полит. Людей. Цена ошибок в политике сегодня велика. Чтобы свести их к минимуму необходима мировоззренческая подготовка.

-          Практически – прогностическая функция

Опирается на научные знания она разраатывает  рекомендации, касающиеся различных способов полит.деят-сти.составляет прогнозы развития полит процессов для их использования в полит.практике, вырабатывает предложения и рекомендации, необходимые для эффективного руководства и управ-я полит.жизнью об-ва. С помощью полит.прогнозов можно предвидеть возможные позитивные и негативные последствия современного развития событий, разрешить противоречия и предотвратить полит.столкновения.


6.Политология, ее место и роль в системе наук об обществе.

Политология - широкий комплекс знаний о политике, охватывающий ее различные проявления. Специфика политологии: выявление природы, условий и технологии распределения и осуществления власти в политическом сообществе, то есть среди тех, кто прямо или косвенно участвует в политической жизни.

Политика и мораль:  Мораль возникла раньше политики. П и М управляют людьми. Но в опр момент морали не хватает. Разница: 1. Политика - конфликтна, в морали конфликт - частный случай. 2. Источник политики - насущная потребность людей, а мораль - общечеловеческие ценности. 3. Требования П носят форму законов конкретных, в морали - абстрактно-нормативных. 4. Мораль - индивидуальна, П носит групповой характер. 5. Политика опирается на силу, мораль отчуждает насилие. 6. Политика ситуативная (меняется), мораль - универсальна. П и Культура: - П может прибегать к силовым, репрессивным методам по отношению к культуре, и загоняет в опр рамки деятелей к-ры. - Культура влияет на П через критику, традиции, непосредственно через систему образования. П и Экономика: Уровень эк развития определяет характер полит режимов.

Политология включает:

1 политическую философию, исследует ценностные мировоззренческий аспекты политики, на основе ко­торых функционирует политическая система, определяет смыслы важ­нейших политических явлений, власти;

2 политическую историю - рассматривает процесс возникновения поли­тических институтов;

3 политическую теорию - выявляет характер взаимодействия участни­ков политической жизни, формы участия индивидов, групп в политичес­ком процессе;

4 история политических учений - изучает появление и развитие полити­ческих идей;

5 политическую психологию - выявляет субъективные механизмы полити­ческого поведения, влияние скрытых подсознательных убеждений, уста­новок, ориентации;

6 прикладную политологию - акцентирует внимание на решении конкретных политических проблей: выработке механизмов разрешения конфликтов, технологии ведения политических переговоров и т.д.

Политическая социология:

1) она изуча­ет интересы, содержание сознания участников политики, поскольку именно эти факторы выступают побудительными мотивами политического участия;

2) меньше уделяет внимания институтам политики, а больше рассматривает поведение групп, индивидов и его причины


9.Политическая мысль Античностых об-в.

    Политическая мысль античной Греции и Рима развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств:

1.        Общественное разделение труда дало возможность определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства.

Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни. Такой уникальной формой выступал полис - город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью.  В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были весьма актуальны.

Платон

Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Суть их в следующем:

1.        Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства.

2.        Подлинная добродетель - истинное знание –

 возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства - тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными.

3.        Платон первым указал на взаимосвязь политики,

 государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).

Аристотель

Ученик Платона.   Его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в работе «Политика»:

1.        Отрицал возможность существования

идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.

2.        В его представлении город-государство – это

 высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного».

3.        Главная цель государства - достижение «лучшей

 жизни». Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.

4.        Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: 1) количеству правящих; 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он называл правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан; неправильными - тиранию, олигархию, демократию, которые служат корыстным интересам правителей.

5.        Лучшей формой государства Аристотель считал

 политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Политая объединяет в себе все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Переводя эту мысль Аристотеля на современный язык, можно сказать, что это - правление в интересах среднего класса.



10.Представление о роли пол.власти в средневековой западев.об-ой мысли. .

В средние века политические взгляды европейских мыслителей чаще всего облекались в религиозную форму и имели  религиозное содержание. Наиболее яркими представителями религиозной и полит.мысли средневековой европы были Августин Аврелий и Фома Аквинский

Августин развивал взгляды о божественном представлении развития человеческого об-ва. Государство выступает в сочинении Августина  в виде Града земного противостоящего Граду божьему. Один из градов желает жить по плоти другой по духу. Этим определяется глубокое различие принципов жизни в том и другом граде. Согласно своим воззрением Августин указывал на то, что человек рождается свободным. Для него является естественным вечное стремление к богу в этом заключается высшее проявление его свободы.

Аргустин говорил о безусловном приоритете церковной власти. Власть госуд-я  реагирует поведение и деятельность людей в их временном земном существовании

  В работе «О граде Божьем» мыслитель средневековья Августин изложил основы христианской политической доктрины. Работа была написана в целях объяснения с позиций христианства исторического события - взятия Рима готами в 410 году: священный город пал потому, что Рим был градом дьявола. Вся история человечества представлялась Августину борьбой между «градом Божьим» и «градом земным». «Град Божий», высшим выражение которого является Церковь, составляют, по мысли Августина, праведники и ангелы, «град земной» - грешники и дьяволы.  Единственное спасение человека - в приобщении к Богу, христианской добродетели.

 Фома Аквинский(1225 - 1274)

Средневековый мыслитель-богослов. Он полагал, что государственная власть происходит от Бога и потому должна быть подчинена духовной. Это положение было связано со стремление средневековых теологов обосновать верховенство духовной (церковной) власти над светской.  Несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование, считал Фома Аквинский, зависит от людей. Следовательно, сущность власти божественна, но формы ее реализации определяются самими людьми. Возмущение народа против власти монарха признавалось смертным грехом, поскольку было равносильно выступлению против Бога.  Однако сама светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.


11.Решение проблем политики и права мыслителями эпохи возрождения..

Родоначальником    политической    науки    считается Н. Макиавелли, который в работе «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) сформулировал предмет и метод политологии. Н.Макиавелли в течение четырнадцати лет работал секретарем правительства Итальянской республики и наблюдал политику изнутри.  Непосредственное участие в политической жизни укрепило его во мнении, что политическая наука - это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач.

Вклад Н. Макиавелли в политическую науку состоял в следующем:

Он обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т. д.), поскольку политика имеет собственную логику, содержание которой определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и является предметом политической науки. 

Макиавелли изучал политику как социальную реальность, а не воображаемый, идеальный мир. Он перенес политику из сферы воображаемого и желаемого в плоскость объективного и реального. Метод политического реализма, который ввел в политологию Н.Макиавелли, окончательно освободил ее от религии.

Макиавелли различал понятия «общество» и «государство». Государство он рассматривал как политическую форму организации общества. Формы государства имеют тенденцию сменять друг друга, отражая тем самым состояние общества. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота добра и зла. Выделив шесть форм государства, он рассматривал три из них как «дурное во всех отношениях» (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех других писал, что они «хороши сами по себе» (монархия, аристократия, демократия). Согласно Макиавелли, достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь, перерастает в охлократию (власть толпы). Макиавелли отделил политику от морали. Политика, по его мнению,  должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Она подчинена достижению определенных целей. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатам

12.Политическая учения периода европейских бур.революций.

Новое время в Европе — это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти. Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных.Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Руссо подверг критике ценности цивилизационного об-ва. Он считал  что соц неравенство противно естественному праву.Он обращал внимание на роль субъективного фактора в деят-сти людей т.е на их сознание и волевые качества.Вершиной его творчества явилось учение об об-ом договоре.сог-но кот. Народ передает права свои правительству.,при этом каждый гражданин остается свободным и пользуется соот.полит.правами.


13.Политическая мысль США во второй пол.18-19ввСев.Америка первоначально была Анг.колонией однако в 1775 г. Началась революцтонно-освободительная война против Англии

1776 г. Была принята декларация независимости  4 июня и образовалась США,

Одним из авторов декларации независимости был Томас Джефферсон. В декларации записано, что все люди богом одарены одинаковыми правами свободами и гос-во обязуется обеспечить эти права человеку, т.е. стремление к жизни, счастью и свободе. Начителем свободы в гос-ве яв-ся народ. Если правительство нарушает права и свободы народа ,народ имеет право насильно свергнуть это правительство. США это первая в мире демок.гос-во в кот. Изначально не было ни каких социальных сословий ,т.е все американцы равны Теоретичесой основой для  создания амер.конституции послужили работы Монтескье и Локка. Д.Медисон один из авторов  з-на « О разделении властей»Он придумал такую систему сдержек и противовесов,кот.работает в США до сих пор.Дефферсон придавал большое значение теории морального чувства с-но этой теории человек всегда делает правильный выбор м/д добром и злом,основываясь на интуиции. Это должно способствовать установлению гармоничных отношений м/д людьми. Джефферсон размышляет о справедливости и считает без чувств справедливости не может быть ни какого об-ва,т.е. справедливость это интуитивное ощущение человеком добра и зла.

Гаммильтон принимал участие в создании конституции США .Делил американцев на меньшинство и большенство. Гос-во должно создаваться меньшенством однако служить гос-ву должно большенство. Гос-во должно сотрудничать с торгово-фин.структурами. Его взгляды послужили основой амер.федерации образования (штатов).с очень сильной властью на местах т.е каждый штат имеет свой силь отличающийся от соседнего штата закон.Идеи Гамильтона противопоставлялись идеям конфедералов(люди считающие,что США должно быть гос-ом с едиными законами).Джефферсона,Медесона Гамильтона относят к амер.просветителям 18в.,кот.считали что свет разума в итоге должен победить силы зла и тьмы.


14.Политическая воззрения ев.мыслителей 19в.

Политическая мысль 19в в Европе продолжала развивать сложившееся ранее традиции и направления. Существенный вклад внес фр.ученый Алексис Токвиль. Он известен как крупный теоретик либеральной демократии. Его работа «О демократии в Америке» Защита свободы и равенства людей хар-сь как основная цель демократии. Важное место в работе сводится анализу проблемы разделения властей. Важное значение имеет поднятая им проблема формирования национального духа своего народа. Чувства и идеи исповедующих демократию народов ведут к централизации  власти, а это усиливает позиции цент.власти и более эффективно реализует общие интересы всех штатов и создает лучшие предпосылки для осущ. Интересов каждого штата,гражданина США.

Политическая концепция Конта развития об-ва и соот.теория полит.жизни.Позитивизм направлен на согласование наблюдаемых факторов,выяснение отношений м/д ними.»Новая полифилософия» базируется на след.основополагающих положениях:

Об-во представляет собой целостную соц.систему;данная система развивается от высшего к низшему, от простого к сложному; в основе этого развития лежит развитие сознания людей и их позновательная деят-сть;в зависимости от полит.сознания формируется и полит.строй.

В гармонии об-ва Конт видел основное условие его стабильности,возможность норм.сущ. и развития в нем каждого сословия,народа,человека.

Геберт Спенсор постоянно призывал к тому,чтобы в анализе полит. И др.явлений жизни об-ва придерживаться объективного метода ,т.е исследовать их такими какие они есть.»Научные политические и философские опыты» его работа.Свободу человека Спенсер рассматривал как его неотчуждаемое право ,которое дано от рождения и должно охраняться гос-ом на протяжении всей жизни.Все члены об-ва должны иметь равные полит.права и иметь одинаковую возможность влиять на закон(дем.гос-во)

К.Маркс мыслил иначе. С т.з.Маркса в основе возникновения и развития политических явлений лежит не сознание людей , а их общественное бытие.В теории Маркса речь идет о соц.справедливости и соц.правах людей.Главную роль в завоевантт соц.свободы марксисты отводили раю классу.С позиции классовой борьбы рассматривается и проблема соц. И полит. Равенства.

Марксисты выделяют такие основополагающие признаки гос-ва,как публичная власть и территория,на которую эта влвсть распространяется.

Оригинальную концепцию развития об-ва и гос-ва создал встрал. Мыслитель Людвид Гумплович.По его мнению в основе об-ва ,политических процессов лежит деят-сть опред.соц.групп.Поэтому именно их деятельность и должна прежде всего изучать науки как социол-я и политол-я.В процессе борьбы м/д собой различ соц.групп организованных на основе их главных жизненных интересов,устанавливается тот или иной гос.строй.


15.Развитие политической мысли в России.

С XVII века влияние религиозного мировоззрения на развитие политической мысли начинает ослабевать, она становится более самостоятельной. В этом проявилось влияние идей французского Многие идеи просвещения, и в частности такие, как теория разделения властей, идея общественного договора, естественные права личности и т. д., не смогли укорениться тогда в российском общественном сознании. Однако процессы рационализации политической мысли, сближения ее с наукой постепенно набирали силу. Это выразилось прежде всего в том, что власть перестала рассматриваться как исключительно божественный дар.

Годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей для апологии самодержавия и крепостничества ряд идей Просвещения. Усвоение либеральной фразеологии и контакты с просветителями имели цель повысить общеевропейский престиж Российской империи,

С воцарением на престол Александра I либеральные элементы начали ощутимее проявляться в русской политической мысли. Во многом они были связаны с именем Сперанского.  Он попытался взять на вооружение многие теоретические положения классического западного либерализма.

Нужно отметить, что до отмены крепостного права в России использование либеральных идей о свободе личности неизбежно приводило к острым конфликтам с самодержавием.  Лишь после отмены крепостного права ориентация на западные ценности приобрела масштаб широкого идейно-политического и общественного движения, получившего название «западники». Они считали что Россия должна следовать по  западному пути развития, т.е.сторонники либеральных реформ, отмены крепостного права,конституционной монархии и развития бизнеса в России

«Славянофилы»считали что у России свой особый путь развития идеал России они видели в прошлом в устройстве Киевской Русси,монархию считали повильной формой правления ,а об-ое землевладение – истинная форма экон.жтзни.


17.Политическая власть.

Политическая власть — это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества.      По субъекту власти: классовая, групповая и личная власть. Каждый вид характеризуется ср-ми осущ. власти, определяющими способами воздействия на людей – авторитетом, традициями либо насилием.

Корни власти могут быть как биологические, так и соц-ые.

Социальные предпосылки можно считать индивидуальные и групповые, сословные и классовые различия, обусловленные разделением труда, размером собственности, распределением властных функций и т.д.

По содержанию можно выделить власть: семейную, чувственно-эмоциональную,духовную,

экономическую,политическую,информационную и т.д.

Признаки политической власти:

делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;

— использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;

— наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.

Необходимый компонент политической власти — государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме. Государство — это инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов в обществе. Его значение не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать.

Природа и функции политической власти

Политическая власть возникает, формируется в ходе реализации потребностей управления, регулирования общественных отношений. Она действует как принудительная форма снятия порождаемых различием интересов противоречий и конфликтов, структурирования и укрепления человеческих сообществ. В сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, поэтому существует необходимость преодоления сопротивления других людей и сил, и политическая власть реализуется в принудительной форме.

Функции политической власти как инструмента социального управления:

— сохранение социальной целостности;

— реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп;

— регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма.;

— поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга.

18.Разделение властей.

Принцип разделения властей означает самостоятельное осуществление и независимость друг от друга 3 ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей заключается в том, что законодательная власть осуществляется федеральным собранием. Федеральные законы принимаются государственной думой с последующим рассмотрением в совете федерации. Исполнительную власть осуществляет правительство. Органами судебной власти являются суды, образующие судебную систему, возглавляемую Кон.Суд, Вер.Суд, Выс.Арбит.Суд. Значение принципа в том, что он обеспечивает эффективное осуществление разных функций гос.власти. Три ветви власти, реализуя свои строго очерченные прерогативы и функции, сдерживают и уравновешивают друг друга, тем самым обеспечивая гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. Государство организуется и функционирует в правовом режиме: гос.органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга: устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях гос.органов, осуществляющих зак.исп.и судебную власть.

20.Политический режим.

Политический режим – это совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности.

В зависимости от соотношения принципов организации общественной жизни, которое определяет степень социальной свободы личности, выделяют три типа режимов – тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм– это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека посредством прямого вооруженного насилия. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в 20 веке – режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого либо контроля со стороны управляемых.

Признаки тоталитаризма  1.Единственная массовая партия 2. Монопольно существующая признанная всеми идеология 3. Монополия на средства массовой информации 4.террористический контроль со стороны политической полиции 5. Централизованная система контроля и управления экономикой. 6. Абсолютная концентрация власти в руках вождя, операющегося на властвующую партию.

Авторитаризм - занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности – они построены больше на принуждении чем на убеждении. При этом авторитарный режим не стремится навязывать обществу четко разработанной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении и действиях, мирится с существованием оппозиции подавляет основные гражданские права.

Демократия - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. 

Характерные черты демократического режима: Суверенитет народа,  Периодическая выборность основных органов государства, Сочетание правления большинства и защита прав меньшинства. Равенство прав граждан на участие в управлении государством

21.Политическая жизнь и ее основные характеристики.

С середины 50-х гг. XX в. в политологии активно используется введенное в научную терминологию Дэвидом Лэйном понятие “политическая жизнь”. Оно позволяет рассматривать политику в неразрывном единстве институционального и поведенческого аспектов бытия, что выражается в следующих ее признаках:

политика может выступать как в качестве сферы и результата взаимодействия социальных и политических институтов, так и в качестве действий субъектов политических отношений;

— политическая жизнь служит сферой действия публичного интереса и управления, а главным их инструментом выступают власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организации,

— деятельный, активный характер политики позволяет людям с ее помощью влиять на многие стороны жизни: экономику, культуру, науку, мораль;

— центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвязи между личностью и государством.

Внешние факторы, влияющие на течение политической жизни:

элементы природной среды (территория, ресурсы, климат и т.д.).

— экономические отношения, господствующие в обществе, влияющие на политическую жизнь

— развитие техники (ее воздействие проявляется в таких феноменах, как война, увеличение скорости распространения информации и т.д.);

— статусные характеристики социальной структуры общества, сочетающие в себе фиксацию объективного состояния участников политических отношений (доход, вид занятий, уровень образования)

— религия, которая часто выступает в качестве основного фактора консолидации больших масс людей;

— идеология — средство духовного сплочения и руководства, направляющего поведение людей в сфере политических отношений, формирующее волю, стремление к политическому действию;

— средства массовой информации, сведения, которые они поставляют и интерпретируют;

— общественное мнение, в рамках которого осуществляется активное и непосредственное отражение жизненных потребностей, объективных тенденций общественного развития;

— политическая психология общества, проявляющаяся в настроении участвующих в политической жизни людей, темпераменте народа, особенностях характера лидера.

22.Политические партии в политической жизни об-ва

Важным фактором полит.жизни об-ва яв-ся политические партии. Партия-организ.полит.сила,объединяющая граждан олного полит.направления для участия во власти или для воздействия на власть ради достижения своих интересов.Каждая партия имеет свою внутреннюю структуру::лидеров,рук.органы,проф.работников. Характер партии и пар.систем определяется традициями,историей страны,ее экономикой,соц.структурой,религией,этническим составом.

Формирование:

1) появление аристократических группировок

2) формирований партий как полит клубов

3) образование современных массовых партий

Партия - от анг слова - часть


Признаки полит партии:

1) партия - это организация, это объединение действует долго, не зависимо от смены лидера

2) наличие местных организаций, которые связаны с центральном

3) цель партии - завоевание и осуществление власти

4) партия борется за народную поддержку (начиная с момента выбора)

5) привлечение в свои ряды активных членов

6) партия является носителем определённой идеологии


Типологии партий. (классификация)

1) кадровые партии (в зависимости от организации), когда избирательное право не было всеобщим.

Главная цель - победа на выборах, путём проведения элит, которые могли воздействовать на избирателей. Главный структурный элемент - комитет. Численность его не велика и постоянное. Он организуется по территориям. В партии такого типа отсутствует членство.

2) массовые партии.

Возникают с введением всеобщего избирательного права. Партии нового типа. Они нацелены на воспитание масс, и формирования новых элит вышедших из народа. Первичная организация строится по территориальному и производственному принципу. Эти партии являются открытыми для общих членов. Они заинтересованы в увеличении своих рядов, так как там существуют членские взносы.

- социалистические

- коммунистические

- фашистские

Последнее десятилетие возникла партия избирателей, которая не отвечает принципам партии. Она своей целью ставит национальные интересы.

По отношение к правящему режиму партии делятся на:

1) правящие

2) оппозиционные

Оппозиционные партии не стремятся изменить К строй и разрушить существующую полит систему.


По характеру их этиологических доктрин:

1) Революционные (радикальные преобразования в обществе)

2) Реформистские (предпочитают осуществлять изменения в обществе реформационным путём)

3) Консервативные (сохранить или по крайней мере не менять существующий порядок)

24.Формы политического поведения людей.

Основные типы поведения людей, формирующихся как под влиянием их индивидуальных психологических качеств, так и под воздействием конкретных соц.-полит условий можно  представить в виде следующих типов:

·          Активистский тип проявляется в высокой заинтересованнисти граждан в фактическом участии в полит.жизни.

·          Наблюдатель, когда человек итересуется политикой несистематически,но будучи осведомленным в основных событиях учавствует в нихвремя от времени

·          Аполитичный тип когда человек безразличен к политике не интерисуется ею не учавствует в полит.жизни об-ва.Такие дюди преобладают в об-вах недемократического таталитарного типа.Это напремер человек систематически уклоняя.щийся от выборов.

25.Политическое сознание и политическая идеология.

Полит сознание - духовная составляющая политики, выступающая одной из основы и мотивации деятельности индивида групп и общества, на основе восприятия политики, отражения собственных интересов и целей на теоретическом, национально-практическом, чувственном и эмоциональном уровнем.

Полит сознание имеет теоретический уровень, реализуемый через полит науку. А так же через теоретическую составляющую идеологий, религий, полит психологией и др.

Второй уровень - рационально-практический. Связан с соотношением человеческих потребностей, и с тем положением, в котором он находится.

Следующий уровень - полит идеология - отражает основы, идеи и цели полит групп, и выступающие мотивацией их предметно практической деятельности.

Кроме идеологии полит сознание включает религиозное осознание политики. Любая религия видит по своему как политику, так и участие в ней людей. Большую роль играет религиозность, как способ восприятия политики (на вере, доверии Н: в депутата). Мы не можем воспринимать как теорию, значит часть политики мы воспринимаем на веру.

Полит психология - отражает внутреннюю реакцию на политику на основе подсознательного, динамики психического процесса (как в человеке так и в обществе), Полит психология может иметь индивидуальный уровень, групповой и массовый


26.Идеология политики.

Роль идеологии в политике:

1) целостная система верований, которая диктует формы и способы поведения в политике

2) обосновывает легитимность существующего порядка или его изменения

3) идеология играет роль ложного сознания, которое маскирует истинную цель.

4) оценочное действие в политике

5) идеология выступает основой мобилизации масс или коллективных действий.

6) идеология выступает способом упорядоченности политики и участие в ней субъектов

7) предполагают логико-рациональное понимание политики

Сама по себе идеология возникла с переходом к буржуазии. До этого была религия - воля гос-ва, а идеология - это воля отдельной группы

Идеологии:

1) консерватизм (сохранение приоритетов гос-ва). Общество воспринимается как целостность, а изменение в нём должно быть подкреплено практикой. Для консерватизма характерно патернализм (то есть неравенство отношений), преобладание внешнего воздействия (культура, институт и т.д.).

2) либерализм - основана на личности индивидуальности, в том числе противовес интересам общества. Характерен элитизм политики, т.е. есть группа, которая занимается политикой. Чёткое разделение гражданского общества и гос-ва. Так же элементы буржуазной идеологии: равенство, добровольности и т.д.


Классической идеологией - коммунистическая идеология. Изменение место и роли рабочего класса в обществе привело к разрушению этой этиологии. Одним из принципов идеологии: Человек - часть большого общества.

27.Консерватизм в политике,либерализм,социализм,национализм.

Комплекс идей и принципов, ставших основой политической идеологии и практики консерватизма, получил развитие в работах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Бональда, русских философов B.C. Соловьева и И. А. Ильина.

Основные идеи консерватизма:

идея противоестественности и нежелательности переустройства общества на разумных началах,

— отрицание договорной природы государства,

— убеждение, что государство не может учесть все многообразие социальных проблем и отношений и не может быть естественным и эффективным органом управления.;

— отождествление политической свободы с ограничением государственной власти;

— приверженность социальной стабильности, так как нет реальных гарантий того, что новые социальные порядки могут быть лучше старых. й.

Либеральными называют политические течения и идеологические установки, рассматривающие политическую жизнь с точки зрения обеспечения приоритета, защиты и выражения прав личности. Родоначальниками либерализма считают таких мыслителей, как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, Дж. С. Милль.

Социальная основа либерализма — индивидуализм, когда свободный, активно действующий индивид рассматривается в качестве центра общественной и политической жизни.

Основные принципы либерализма:

рассмотрение прав человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом и безопасность в качестве неотъемлемых от его существования условий обеспечения нормальной и полноценной жизни, объявление защиты свободы индивида важнейшей целью государства;

— разделение властей в деятельности государственного механизма на три основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную;

— наличие четких границ деятельности государства в обществе:

— признание оптимальным регулятором экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов;

— понимание равенства людей как равенства возможностей, прав, которые неизбежно разными людьми могут реализовываться по-разному.

Современный либерализм вносят существенные коррективы в некоторые принципы либерализма:

—зреет понимание ограниченных возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений;

— государство начинает рассматриваться в качестве гаранта не только политических, но и социальных прав человека;

— признается необходимость увеличения регулирующей функции государства в обществе

Социалистическими называют различные политические движения, исходящие из отрицания капитализма как общественного строя и стремящиеся утвердить новый общественный строй, лишенный недостатков, “язв” капитализма: эксплуатации человека человеком, всех форм социального неравенства, войн, произвола государства и т.д.

Созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным теория “научного социализма” (коммунизма) стремились доказать, что коммунизм — это неизбежно следующая за капитализмом общественно-экономическая формация. Переход к ней осуществляется в процессе социалистической революции, которая совершается под руководством рабочего класса и его политической партии — коммунистов..

Главным результатом социалистической революции, произошедшей в России и других странах, стало гигантское обобществление — национализация средств производства, их собственником стало государство. Государство стало основным механизмом реализации практически всех функций социального организма. Возникло общество тотального государственного контроля, активно использующее для его осуществления всякого рода репрессивные меры.

Национальная идея и национализм.

Фашизм - право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве.  Он выражает интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.


3.Назовите основные категории политологии и раскройте их содержание.


28.Мифологические и утопические элементы полит.сознания

Мифологией называют мистифицирующий способ объяснения природной и соц.реальности на ранних стадиях об-го сознания.Это тип мировоззрения формирующийся с помощью метафор и символов.Мифу свойственно безразличие к противоречиям ,антропоморфизм ,культ богов и героев…..Подобные идеи можно обнаружить у современных доктрин.Эта архаичная форма сознания регулярно воспроизводится в политике ввиду своей тпростоты,логической непритязательности и одновременного требования благоговейного почтения к любомусодержанию мифа.

Своеобразной рационализированной формой мифа можно считать утопию-произвольно сконструированные образы(идеалы)желаемого об-го устройства.Утопическое то сознание кот.не находится в соответствии с окружающим его бытием,и преобразуясь в действие частично или полностью взрывает существующий в данный момент порядок.(по мнению К.Манхейма)

Утопия осуществиться не может, но она может вдохновить и направить людей на борьбу за изменение сущ.реальности.Политические мифы ,утопии –пограничные элементы политич.сознания,сердцевину же егоцентральную ось  образуют политические идеалогии.

29.Понятие полит.психологии,ее содержание и значение в полит.поведении людей.


Политическая психология включает в себя явления:

·          Соц-полит.основания психолог.активности (потребности,интересы,мотивы,стремления)

·          Психологические механизмы взаимодействия с полит.средой(установки,стериотипы, предрассудки)

·          Псих.состояния людей,обусловленные полит.реалиями(настроения,ожидания,чувства,эмоции)

·          Устойчивые полития.псих.формы и продукты деят-сти(традиции ,навыки,привычки)

·          Психолог.процессы полит.коммуникации

·          (внушение ,подражание,убеждения,слухи.)

Все они проявляются на личностном,групповом и общественном уровне. Исходным пунктом политико-психологической активности людей выступают соот.потребности и мотивы. Компонентом психики людей корректирующим содержание мотивов полит.поведения ,является эмоции

Уровню полит.сознания присущи слеж.особенности:

Спонтанность,преобладание чувственно-эмоциональных компонентов,противоречивость и рассогласованность элементов,подвижность,изменчивость и т.д.Т.О. духовная составляющая полит.жизни об-ва – полит.сознание- предстает сложной многоуровневой конструкцией ,основной вес которой приходится на полит.идеалогии и психологию.Степень их развитости,характер взаимодействия м/д ними оказывают сущ.влияние как формы полит.поведения граждан.,так и на режим функ-я полит.институтов.

30.Политическая культура.

Политическая культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это ценностно-нормативная система, которой придерживается общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение.

Функции политической культуры:

1.        Познавательная - формирование у граждан

   необходимых общ-полит знаний, взглядов,

   убеждений и полит компетентности.

2.        Интегративная - достижение на базе

   общепринятых ценностей согласия в рамках

   существующей полит. системы и избранного

   обществом полит строя.

3.        Коммуникативная позволяет установить связь

    между участниками полит процесса как “по

    горизонтали”, так и “по вертикали”.

4.        Нормативно-регулятивная - заключается в

   формировании и закреплении в общественном

   сознании необходимых полит ценностей,

   установок, целей, мотивов и норм поведения.

5.        Воспитательная - дает возможность сформировать личность, гражданина.

 

Структура политической культуры включает 3 составляющие:

 Познавательную – политические знания, образованность и элементы политического мышления.

 Нравственную – касается политических чувств, традиций, ценностей, идеалов. Поведенческую – установки, типы, формы, стили, образцы политического поведения .

Уровни политической культуры:

Мировоззренческий - где представления человека о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия; человек самоопределяется в мире политики.

Гражданский - где человек вырабатывает отношение к власти и способам ее осуществления.

Политический – складываются все ценностные представления человека, вырабатывается отношение ко всем политическим явлениям. На данном уровне определяется роль политики в жизни человека.

Три идеальных типа политической культуры:

Патриархальная характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств.

Подданническая предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата.

Гражданская отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д

33.Политические отношения.Политические интнресы.

Полит.отношения – отношения социальных групп и индивидов по поводу завоевания и использования полит.гос власти, а также полит прав и своюод.Некоторые из общественных отношений имеют тенденцию переходить в устойчивые,стабильные сотояния ,в кот они могут пребывать достаточно долго.Если в том есть общ.потребность то эти отношения будут самовоспроизводтться автоматически,объективно и неизбежно.

Политический интерес-направленность соц.группы или индивида на завоевание подабающих им позиций в системе пол.власти.

Спосабами достижения такой цели выступают различные формы участия в полит деятельности гос-ва,полит.партий,общественных организаций…..

Роль полит интересов в общем полит.процессе:

·          Происходит осознание и выражение потребностей об-ва

·          Именно они опред.конкретную направленность пол.активности соц.групп и индивидов.

·          Осознание полит.интересов вызывает к жизни многосисленные полит.ценности,идеалогии,теории,обыденные взгляды,настроения,ожидания

·           

34.Составляющие полит процесса.

Внутри обычного цикла полит.процесса можно выделить стадии:

1)происходит артикуляция интересов различных соц.групп,осознающихчто без воздействия на полит.власть им не решить свои проблемы

2)агрегация интересов,т.е. процессом укрупнения,сведения относительно мелких частичных интересов в некий обобщенный полит. Интерес,выразителем кот.выступают партии,движения

3)достигается согласие основных заинтересованных сил и происходит выработка опред.политики

4)в осуществлении коллективных полит.решений.их перевод на язык конкретной практич.деятельности гос-ва.

Профессиональный политик должен уметь:анализировать массу разнообразной информации,добиваться поддержкт тзбирателей,организовывать взаимодействие полит.персон,групп,фракций;продавливать предстоящиеся нужным ему решения через стену оппозиционеров…..

Совокупность правил ,способов приемов достижения конкретных политических целей  и наз-ся политическими технологиями. К наиболее разработанным из них относятся следующее:

-          Избрательные

-          Информационно-аналитические

-          Рекламно-имиджевые

-          Политический маркетинг

-          Лоббирование

-          Политическое консультирование….

Под избирательными технологиями понимают комплекс организ-ых,пропагандистских,

ререкламно-инфор. И прочих мероприятий,которые должны привести к победе на выборахотдельного кандидата.


35.Политическая система, ее сущность и

структура.Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов.

Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное влияние на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политически управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления политических решений. Политическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого осуществляться полновластие, суве­ренитет народа.

Структура политической системы это чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем). Обычно выделяют  пять основных подсистем в структуре политической системы.

Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.

Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.

Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.

Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.

Идеологическая подсистема – это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.

Культурная подсистемакомплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственнности.


Функции политической системы:

Политическое руководство обществом (управление общественными делами). определение стратегических целей и перспектив общественного развития. функция целеполагания.

Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция).

Регулятивная функция - связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе.

Мобилизационная функция, обеспечивает максимальное использование ресурсов общества.

Дистрибутивная функция, направлена на распределение ресурсов и ценностей.

Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.


36.Государство в политической системе.

Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции.

Термин государство трактуется в двух значениях. В широком смысле государство отождествляется по существу с такими понятиями как «страна», «общество». В узком смысле государство понимается как политико-территориальная суверенная организация, особой публичной власти, придающая своим велениям общеобязательное значение в пределах определенной территории. В этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Признаки государства:

Суверенитет.  характеризуется таким базисными признаками, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.

Принудительность Государство располагает системой органов принуждения, применяемого в соответствии с законом в определенных ситуациях. 

Всеобщность. Данный признак показывает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории.


Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других полит. Институтов. Традиционно функции государства принято делить на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

Экономическая функция – выражается в организации и  регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредиторной политики, создание стимулов экономического роста.

Социальная функция – удовлетворение потребностей людей, предоставление социальных гарантий, страхование и т.д.

Правовая функция – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, охрана общественного строя.

Культурно-воспитательная  функция – создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, организация системы образования и приобщения к достижениям мировой культуры.

Политическая функция – обеспечение политической стабильности, выработка политического курса и т.д.

Внешние функции делятся на :

1.        Функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами

2.        Функцию обороны страны


Правовое государство.

Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного “связывания” государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений.

Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Для правового государства характерны два основных принципа:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное “связывание” государственной власти правом, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Идея правового государства есть идея взаимоуправления граж-данского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

37.Выборы и их роль в политике.

Выборы - важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей близости этих понятий они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов государства.

Функции выборов в условиях демократии

Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. В научной литературе выделяются следующие функции выборов:

артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения. В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий и отдельных депутатов.

контроль за институтами власти. В результате выборов создается важнейший институт контроля за правительством - парламент, а также оформляется оппозиция, обычно ревностно следящая за соблюдением конституции и закона. Парламентский контроль опирается как на собственные права, судебные инстанции, так и непосредственно на мнение избирателей.

интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли. легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т.п. Участие граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы, политического режима, правил формирования органов власти, независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам, правительству и правящим партиям.

расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами. В ходе избирательного процесса кандидаты регулярно встречаются с гражданами, выслушивают их мнения и просьбы, вносят коррективы в свои избирательных платформы.

политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. В ходе избирательного процесса граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт. В это время резко расширяется поток политической информации и пропаганды, активизируется разнообразная политико-образовательная работа, концентрируется внимание людей на актуальных политических проблемах и альтернативных путях их решения.


38..Избирательная система об-ва

39.Основные этапы избирательной компании.

Комплекс мероприятий организационного, пропагандистского, рекламно-информационных и прочих мероприятий  ,кот.должны привести полит.партию или отдельного кандидата в депутаты к победе на выборах. Их практическое осуществление начинается с формировании команды,штаба изб.компании. Команда состоит из:руководителей-координаторов, финн.директора, доверенных лиц,пресс-серетарей,начальников тех.служб безопасности,аналитиков,создателей имеджа,юристы и т.д.

«Мозговой центр» команды разрабатывает общую стратегию избирательной компании в зависимости от круга доступных ресурсов:финансовых,выделенных из гос.средств и взносов частных лиц. Далее в дело вступают аналитики и прогнозисты, задача кот.заключается в изучении соц-экон. И полит ситуации в избирательных округах.В результвте проведенного анализа уже окончательно формируются лозунги определяя эффективные зоны влияния.,составляется расписание по дням бизнес-плана мероприятий проведения встреч с избирателями , интервью в СМИ.Важное в из.компании формирование привлекательного полит.имиджа кандидата.Многие избиратели делают свой выбор на эмоционально- чувственном  уровне.Создать имедж на пустом месте нельзя,но довести определенные черты личности политика до безусловно впечатляющей величины можно.Общественное мнение всегда приветствует черты:хозяйственность,интуицию,решительность,чувство справедливости …...

42.Лидерство в политике. Типология политического лидерства.

Политическое лидерство – это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу.

Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация.  

Функции лидера – это главные направления его деятельности. Обычно выделяют 6 общих функции:

1.     Программная функция - разработка лидером программы деятельности

2.     Диагностическая (аналитическая)

3.     Мобилизационная привлечение широких слоев населения для достижения своей личной или общей цели.

4.     Коммуникативная направлена на упрочение каналов политической связи с целью убеждения в правильности курса и  предотвращения  отчуждения граждан от власти

5.     Функция социального арбитража и патронажа связана с защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности и порядка.

6.     Функция легитимации политического режима - обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета лидера.

 

Типы лидеров

По Веберу. В зависимости от способа легитимации власти:

1.        Традиционное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству.

2.        Харизматическое. Основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.

3.        Рационально-легальное характеризуется верой в

правомерность порядка избрания лидера. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Интересна классификация политических лидеров, предложенная Маргарет Херманн. Она выделила четыре собирательных образа лидера:

1.     Знаменосец характеризуется привлекательностью, собственным видением действительности, способностью увлечь массы.

2.     Служитель является выразителем интересов своих последователей. В своей деятельности он ориентируется преимущественно на их мнение.

3.     Торговец характеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, «продать» её.

4.     Пожарный отличается способностью быстро решать возникающие перед обществом  сложные проблемы.

43.Политические элиты.

Политическая элита - это привилегированная группа, слой общества, который концентрирует в своих руках государственную власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации полит программ, в выработке стратегии общественного развития.

По объему властных функций различают: высшую, принимающую наиболее важные для всего государства решения; среднюю, олицетворяющую властные структуры крупных регионов; и низшую, административную, представленную служащими – управленцам.

Элиты присущи всем обществам и государствам, ее существование обусловлено действием следующих факторов:

1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

2) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;

3) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

4) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;

5) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

6) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Все эти и другие факторы обусловливают элитарность общества. Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью, т. е.  это политическая элита власти, оппозиционную (т. е. контрэлиту), на высшую, которая принимает значимые для всего государства решения, среднюю, которая выступает барометром общественного мнения (включающая около 5 % населения), административную  это служащие-управленцы (бюрократия), а также различают политические элиты в партиях, классах и т. д. Но разграничение политических элит не значит, что они не взаимовлияют и не взаимодействуют друг с другом.

Таким образом элитарность современного общества  это реальность. Устранить же политическую элитарность можно лишь за счет общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа  это скорее привлекательный идеал, утопия, чем реальность.

В современном демократическом обществе партийные механизмы контроля за элитами дополняются государственными и общественными институтами. К таким институтам относятся выборы, средства массовой информации, опросы общественного мнения, группы давления и т.д.

45.Личность как субьект и объект политики

Личность в политике — субъект осознанной, це­лесообразной деятельности, выражающий и реали­зующий интересы политических сил в единстве с собственными интересами, интегрирующий их в единое целое (государственное, партийное, общес­твенно-политическое, международное и др.).

Личность является основным субъектом поли­тики, поскольку все политические силы, субъек­ты суть человеческие образования. Личность в политике участвует в решении об­щих дел, что вызывает у нее ощущение причас­тности к человеческому роду, его институциональ­ным образованиям. Через самостоятельную созна­тельную причастность к общему делу личность об­ретает способность осознать свою уникальность, значимость, неповторимость, ответственность за свои поступки. Поэтому можно отметить, что учас­тие личности в политике есть один из наиболее значимых видов ее деятельности.

Участие личности в политике проявляется во множестве форм и видов: митинг, демонстрация, манифестация и т. п. Высшей формой участия личности в политике является професси­ональная политическая деятельность.


47.Политические права человека и ответственность личности


Пол.права призваны создать предпосылки для активного участия гражданина в полит.жизни. Они включают в себя право на гражданство,доступ к гос. Должностям,контроль над действиями власти,участие в выборах,свободу союзов и ассоциаций,митингов и демонстраций,выбора вероисповедания ….Особое внимание уделяется свободе слова и форме гласности,пропоганды своих убеждений в т.ч. в форме преподавания.


42. Лидерство в политике.

Политическое лидерство – это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу.

Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация.  

.

Функции лидера – это главные направления его деятельности. Обычно выделяют 6 общих функции:

1.        Программная функция - разработка лидером программы деятельности

2.        Диагностическая (аналитическая)

3.     Мобилизационная привлечение широких слоев населения для достижения своей личной или общей цели.

4.     Коммуникативная направлена на упрочение каналов политической связи с целью убеждения в правильности курса и  предотвращения  отчуждения граждан от власти

5.     Функция социального арбитража и патронажа связана с защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности и порядка.

6.     Функция легитимации политического режима - обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета лидера.

 

Типы лидеров

По Веберу. В зависимости от способа легитимации власти:

1.        Традиционное. Авторитет традиционных

    лидеров основывается на вере в традиции, 

    обычаи. Право на господство лидер

    получает по наследству.

2.        Харизматическое. Основано на вере в

    исключительные, выдающиеся качества

    вождя.

3.        Рационально-легальное характеризуется

    верой в правомерность порядка избрания

    лидера. Власть рационально-легального

    лидера основывается на праве.

Интересна классификация политических лидеров, предложенная Маргарет Херманн. Она выделила четыре собирательных образа лидера:

1.     Знаменосец характеризуется привлекательностью, собственным видением действительности, способностью увлечь массы.

2.     Служитель является выразителем интересов своих последователей. В своей деятельности он ориентируется преимущественно на их мнение.

3.     Торговец характеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, «продать» её.

4.     Пожарный отличается способностью быстро решать возникающие перед обществом  сложные проблемы.

5.      

48. Внешняя политика государства.

Внешняя политика гос-ва направлена на соблюдение нац.интересов в отношениях с другими странами и народами.В рез-те её осуществления гос-ва стремятся обеспе4ить собственную безопасность,создать с-му межд.отношений таким образом,чтобы иметь возможность реализовать внутреннюю политику в соответствии с внешнеполитической и межгос-й деятельностью.

Международные отношения — это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные и т.д.

Современные тенденции международных отношений:

— интернационализация практически всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и в обеспечении всех аспектов его безопасности;

формирование глобальных проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на земле.

демилитаризация и демократизация — постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих в этой сфере проблем  также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими бы малыми они ни были.

Мировая политика — это часть системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений. Современной доминантой мировой политики служит стремление к поддержанию безопасности в разнообразных ее аспектах: военном, экологическом, правовом, технологическом, информационном и т.д.