Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной»

(Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В одном счастливом детстве». Книга для чтения в 3 классе. Часть 1, с.177.)


Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уже пусто все – простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной» относится к пейзажной лирике. Все произведение проникнуто лиризмом, поэт глубоко чувствует природу, восхищается ее красотой.

В данном стихотворении Тютчев рисует осенний пейзаж, раннюю осень, короткую, но дивную пору, когда природа еще насыщена яркими красками, образами.

Раскрывая образы природы, Тютчев использует ряд художественных описательных тропов, таких, как эпитет, например, день хрустальный, вечера лучезарны, паутины тонкий волос, праздная борозда.

Олицетворение, например, льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле, серп гулял.

Сравнение, например, весь день стоит как бы хрустальный.

Перед читателями предстает картина убранного поля, вокруг тишина, вся эта картина пронизана теплом и светом.

Чувствуется умиротворение и спокойствие.

При работе учащихся с этим стихотворением нужно обратить внимание на пейзажные зарисовки, на средства, которые использует поэт, важно учитывать интонацию и логическое ударение, например:

Есть в осени первоначальной/

Короткая, но дивная пора.//

Весь день стоит как бы хрустальный,/

И лучезарны вечера…//

Описание учащимися картин природы способствует развитию навыков, умений в словесном рисовании, что немаловажно на этом этапе обучения.

Выразительное чтение стихотворения, соблюдение пауз, логических ударений способствует развитию навыков чтения.





















Урок, посвященный стихотворению Ф.И.Тютчева

«Есть в осени первоначальной»


Тема: «Тема осени в стихотворении Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной»

Цель: Развить умения словесного рисования.

Задачи:

1.     Организовать знакомство с содержанием произведения;

2.     Закрепить представление о художественных описательных средствах: эпитете, олицетворении, сравнении.

3.     Формировать умение выразительно читать стихотворение, передавая чувства и настроение поэта.

На доске написана тема урока, понятия: эпитет, олицетворение, сравнение, помещены репродукции картин И.Левитана, И.Шишкина, висят разноцветные бумажные кленовые листья.


Ход урока


Учитель: Можно по – разному увидеть и услышать осень. И помогают нам в этом стихотворения русских поэтов. На прошлых занятиях мы с вами рассмотрели стихотворения об осени К. Бальмонта и А.С.Пушкина. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной»

Каждый поэт по – своему видит и описывает осеннюю природу: «унылая пора, очей очарованье», «прощальная краса» и т.п.

Сегодня мы попробуем определить чувства и настроения Ф.И.Тютчева, которые он выражает при описании осеннего пейзажа, какой он ее видит.

Учитель выразительно читает стихотворение и просит учащихся внимательно послушать его и попытаться определить настроение чувства поэта.

Учитель: Нарисовать осеннюю природу можно по – разному: художник делает это с помощью красок (обращается внимание на репродукции художников), композитор – с помощью звуков, а писатель, поэт рисует картины словами. Попробуем увидеть эти слова – краски. Как они называются? (Обращение к записи на доске).

Учащиеся говорят, что это эпитеты.

Учитель: Вспомните, что такое эпитеты?

Учащиеся: Очень красивые слова, слова, которые описывают.

Учитель, соглашаясь с учащимися, уточняет определение: Эпитет – это определение, которое прибавляется к слову для большей выразительности; образное определение предмета, явления.

Попробуйте найти в тексте стихотворения такие слова.

Учащиеся приводят отрывки из текста, например, день хрустальный, вечера лучезарны.

Учитель: Поэт использует и другие слова – краски, которые помогают оживить неживые предметы, увидеть что – то новое в знакомом, привычном пейзаже.

Учащиеся вспоминают, что такие слова называются олицетворением.

Учитель обращает внимание учащихся на то, как образовано это название: «творить лицо», то есть создавать живое, оживлять.

Учитель: Найдите эти слова в стихотворении и постарайтесь представить картину, которую они рисуют.

Учащиеся приводят отрывки из текста: бодрый серп гулял, льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле.

Учащиеся рисуют словами картины, которые они представляют, например, «С поля все убрали, пусто, тишина, и кажется, что поле ровно и медленно дышит, - отдыхает…»

Учитель: Какую картину вы представляйте себе, когда читаете эту строчку?

Весь день стоит как бы хрустальный…

Какое средство здесь использует автор?

Учащиеся определяют, что это сравнение.

Учитель уточняет определение сравнения: Это одно из художественных средств, сопоставление явлений или предметов с целью пояснить один из них при помощи другого.

Вы видели такой день? Опишите его?

Учащиеся устно описывают, каким им представляется такой день.

Учитель: Вот видите, как много можно увидеть и почувствовать, если уметь читать волшебные слова – краски

Каким настроением проникнуто это стихотворение? Какую осень изображает поэт?

Учащиеся отвечают, что поэт здесь изобразил раннюю осень, и читают строчки, где автор указывает на это: есть в осени первоначальной

Поэту нравится эта дивная пора, он любуется осенним пейзажем, спокойствием, красотой природы.

Учитель предлагает описать эти картины природы, опираясь на репродукции.

Учащиеся устно, используя наглядности, описывают осенний пейзаж.

После этого учащиеся читают стихотворение, стараясь передать настроение и смысл с помощью интонации, логического ударения.

Затем учитель предлагает желающим прочитать стихи других поэтов об осени. Они написаны на обратной стороне бумажных кленовых листьев, которые висят на доске.

Учащиеся читают стихи Пушкина, Есенина, Бунина.

Учитель: Итак, мы познакомились с вами со стихотворениями русских поэтов, посвященных осени. В этих произведениях осень предстает перед нами разной, но давайте подумаем, что объединяет все стихи об осени?

Учащиеся, говорят о том, что все они передают чувство любви к родной природе.

В конце урока учитель задает домашнее задание: выучить наизусть то стихотворение, которое больше понравилось и написать небольшое сочинение на тему «Разная осень».


Анализ рассказа К. Паустовского «Кот - ворюга»

(Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В одном счастливом детстве». Книга для чтения в 3 классе. Часть 1, с.74.)


С творчеством К. Паустовского мы знакомимся уже в раннем детстве. Его рассказы заставляют детей, задумываться о каких – то явлениях нашей жизни, воспитывают в них добрые чувства.

«Кот – ворюга» - рассказ, относящийся к циклу автобиографических произведений писателя, Паустовский здесь рассказывает о свом детстве.

Главным героем рассказа является рыжий кот, кот – ворюга, как его прозвали ребята. Сюжет рассказа прост: бездомный кот нагло ворует, добывая таким образом себе пищу. Весь сюжет построен в юмористическом ключе. Дети различными способами пытаются поймать и наказать хулигана.

Важным кульминационным моментом является сцена, где кота все – таки поймали. Ленька, сын деревенского сапожника, на слова о наказании кота, отвечает: «Не поможет. У него с детства характер такой. Попробуйте его накормить, как следует».

В сцене поимки кота, который на самом деле оказался тощим и жалким, поступка детей по отношению к коту (Его очень хорошо накормили) заключается главная мысль рассказа: должно быть понимание и доброе отношение ко всем, находящимся с тобой рядом.

Добрый поступок детей по отношению к этому коту, даже после его поведения, показал, что доброта, гуманизм – это главное средство борьбы с невежеством и злом.

И, действительно, кот оценил этот поступок, прижился в этой семье и был даже по – своему благодарен своим благодетелям.

Язык произведения прост и зачастую служит созданию юмористических сцен.

Рассказ состоит из четырех частей, каждая из которых соотносится с элементами композиции.

Первая часть – завязка сюжета, где впервые говорится о коте и его поступках.

Вторая часть – развитие сюжета.

Третья часть является кульминационной.

Четвертая часть – это развязка действия.

Таким образом, рассматривая этот рассказ на занятиях, нужно обратить внимание, в первую очередь, на главного героя – кота, так как именно с ним связана основная мысль произведения.

Остановиться на анализе композиции произведения, так как именно выделение основных частей произведения способствует развитию умений составления плана.

Рассмотрение языковых средств, знакомство с новыми словами способствует обогащению словарного запаса и развитию речи.












Урок, посвященный рассказу К.Паустовского «Кот - ворюга»


Тема: Рассказ К.Паустовского «Кот - ворюга».

Цель: Формирование навыков работы с прозаическими произведениями.

Задачи:

1.     Закрепление умений работать с композицией произведения;

2.     Формирование умений анализировать язык художественных произведений;

3.     Обогащение словарного запаса, развитие речи.

Учащимся заранее было дано домашнее задание: прочитать рассказ и подготовить следующие задания:

1.     Составить полный портрет кота;

2.     Подготовить пересказ понравившихся эпизодов.

На доске записана тема урока, словарь: кукан, лаз.


Ход урока


Учитель: На предыдущем уроке мы с вами начали знакомиться с творчеством К.Паустовского. Познакомились с биографией писателя, с основными особенностями творчества. Сегодня на уроке мы рассмотрим рассказ К.Паустовского «Кот - ворюга».

Какие впечатления вызвало у вас прочтение этого произведения?

Учащиеся выражают свою оценку, свое отношение к прочитанному.

Учитель: От какого имени ведется повествование?

Учащиеся отвечают, что повествование ведется от имени автора. Автор рассказывает историю, которая произошла с ним в детстве. В тексте постоянно употребляется местоимение мы, описывается дом, в котором жил писатель, ребята, с которыми он дружил.

Учитель: Кто является главным героем рассказа?

Учащиеся: Рыжий кот.

Учитель: В рассказе описание кота дается в разных местах. Дома вы должны были составить полный портрет кота – ворюги. Давайте посмотрим, что получилось.

Учащиеся читают отрывки из текста, где дается описание кота, и составляют единый портрет.

Например, «Это был тощий, огненно – рыжий кот, с белыми подпалинами на животе, с зелеными глазами. У кота было разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста».

Учитель: Какое чувство у вас вызвал кот? Почему он воровал?

Учащиеся высказывают свое отношение к коту и объясняют причины его поведения.

Учитель: Как вы думаете, почему кот перестал воровать? Почему Ленька отказался наказывать кота, а предложил его накормить.

Учащиеся находят этот отрывок в тексте и зачитывают.

Учитель: Как отношение детей повлияло на кота, его поведение. Как вы думаете, какая главная мысль произведения?

Учащиеся определяют главную мысль рассказа: в каждом есть что – то хорошее, если относиться к окружающим с пониманием, то они изменятся к лучшему.

Учитель: Сколько частей мы можем выделить в этом рассказе? Давайте попробуем озаглавить и выделить главную мысль каждой части.

Учащиеся работают самостоятельно, выделяя в каждой части основную мысль и придумывая к каждой части заголовок, например:

1.     Кот – ворюга.

2.     Описание дома.

3.     Попался.

4.     Хозяин дома.

Затем вместе с учителем обсуждают, что получилось.

Учитель: Что мы можем сказать о языке произведения.

Учащиеся говорят о том, что в тексте они встретили незнакомые слова.

Учитель объясняет значение непонятных слов, используя наглядность. Учащиеся записывают новые слова и их значение в тетрадь.

Помимо этого они отмечают, что язык произведения простой, часто употребляются слова, которые обозначают действия, несвойственные героям рассказа. Свои доводы учащиеся подтверждают текстом, например, кот ругался под домом, куры, переругиваясь, склевывали из тарелок гречневую кашу, кот поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.

Учитель: Для чего автор прибегает к этому приему?

Учащиеся: Чтобы сделать рассказ смешным и веселым.

Далее они пересказывают понравившиеся смешные эпизоды произведения.

Учитель: Итак, сегодня мы еще раз коснулись творчества К.Паустовского, его произведений, затрагивающих детские впечатления жизни писателя. В каждом произведении автор пытается донести до нас какую – то мысль, сделать нас лучше и добрее. В рассказе «Кот - ворюга» Паустовский показывает, как важно относится к окружающим с добротой, как это может повлиять на них.

А как вы поступили бы в этой ситуации?

Учащиеся рассказывают, как бы они поступили при этих обстоятельствах, и что могло бы быть с котом, если дети поступили другим образом.

В конце урока учитель задает домашнее задание:

1. Нарисовать, каким учащиеся представляют себе кота;

2. Составить простой план по этому рассказу.