Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения организации процесса продажи товаров и торгового обслуживания покупателей. 5
1.1 Основные понятия и определения. 5
1.2 Элементы торгового процесса в розничной торговли. 11
Приемка товаров. 11
Приемка товаров по количеству. 12
Приемка по качеству. 13
Хранение товаров в магазине. 16
Подготовка товаров к продаже. 17
Размещение и выкладка товаров в торговом зале. 18
1.3 Организация обслуживания покупателей. Дополнительные услуги. 21
Список литературы.. 26
Введение
Сегодня, во время более или менее сложившихся рыночных отношений, огромное место занимает торговля товарами и услугами народного потребления и как следствие большое количество предприятий старающихся выиграть на этом поприще. Чтобы грамотно построить свою политику продаж и быть на порядок лучше и качественнее окруживших со всех сторон конкурентов необходимо, в первую очередь, правильно простроить торгово-технологический процесс в организации. Успешность подобного мероприятия во многом определяет дальнейшее будущее предприятия и его судьбу на существующем рынке. Таким образом правильный и комплексный подход к построению торгово-технологического процесса залог успеха существования торговых организаций и актуальность выбранной мной темы не подлежит никакому сомнению.
Тема данной работы является весьма актуальной, поскольку позволяет рассмотреть как теоретические, так и практические аспекты организации торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии.
Основная цель дипломной работы заключается в подробном изучении основных принципов организации и планирования торгово-технологического процесса и их практической реализации.
В связи с этим можно выделить следующие основные задачи:
1) рассмотреть содержание торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии;
2) изучить особенности организации и технологии операций по поступлению и приемке товаров;
3) рассмотреть организацию и технологию хранения и подготовки товаров к продаже;
4) исследовать специфику размещения и выкладки товаров в торговом зале;
5) изучить процесс организации и технологии розничной продажи товаров;
6) рассмотреть основные услуги, оказываемые покупателям торговыми предприятиями;
7) рассмотреть организацию торгово-технического процесса в ООО «Крузарус»;
8) выдвинуть рекомендации по совершенствованию торгового процесса обслуживания покупателей в магазине предприятия ООО «Аринвест».
Для написания дипломной работы были использованы следующие источники литературы: Бараннмков М.М., Воробьев В.А. Основы предпринимательства; Дородников В.Н. Русалева Л.Ю. Основы коммерческой деятельности; Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли; Курс предпринимательства. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара; Крепкий Л. Методология коммерческого успеха; Курс предпринимательства. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара; Осипова Л.В. Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности; Панкратов Ф.Г. Серегина Т.К. Коммерческая деятельность; Торговое дело: экономика и организация: Учебник / Под общ. Ред. Проф. Л.А.Брагина, Т.П. Данько.
В книгах данных авторов содержится полная и весьма подробная информация по исследуемой теме и именно эти книги составили основу дипломной работы.
Глава 1. Теоретические основы изучения организации процесса продажи товаров и торгового обслуживания покупателей
1.1 Основные понятия и определения
Технологический процесс в магазине представляет собой совокупность взаимосвязанных и последовательных операций, обеспечивающих доведение товаров до конечных потребителей с полным сохранением качества при наименьших затратах труда и высоком уровне технического обслуживания[1].
Специфика технологического процесса в магазине состоит в том, что здесь завершается движение товара и осуществляются операции коммерческого характера, связанные со сменой форм стоимости. Операцией называется честь технологического процесса, выполняемая работником путем применения определенных способов и приемов.
Технологические операции магазина включают транспортировку товаров, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже, преобразование производственного ассортимента в торговый, продажу товаров и услуг.
Технологический процесс магазина условно можно подразделить на основные и вспомогательные операции.
К основным относятся операции, связанные с продажей товаров и обслуживанием покупателей: выявление спроса, формирование конкурентоспособного ассортимента товаров, его размещение и выкладка в торговом зале, операции по отпуску (отбор, взвешивание, отмеривание и т.д.) расчет за товары, упаковка покупки, оказание дополнительных услуг.
Вспомогательные операции включают приемку товаров по количеству и качеству, распаковку, доставку в торговый зал, организацию хранения и сдачи тары.
На технологический процесс магазина влияет ряд факторов. Важнейшими из них являются: уровень развития торговли, объем и структура товарного предложения, степень подготовленности товаров к продаже, методы продажи, состояние товарных запасов, система товароснабжения, тип, размер и специализация торгового предприятия, степень его хозяйственной самостоятельности. Под их влиянием формируется набор и последовательность операций технологического процесса магазина.
При любой из схем весь технологический процесс можно разделить на этапы.
Первый этап – операции с товарами до предложения их покупателям в торговом зале: приемка и подготовка их к продаже, создание требуемого режима хранения.
Второй этап – операции, связанные с непосредственным обслуживанием покупателей. Это наиболее ответственный участок технологического процесса. Здесь на высоком уровне должна быть осуществлена демонстрация товаров в действии, помощь в выборе, квалифицированная консультация и т.д. Особенность этого этапа заключается в том, что при выполнении операций работники магазинов не только должны иметь профессиональные навыки обращения с людьми, но и хорошо изучить психологию покупателя.
Третий этап – операции по оказанию дополнительных услуг: раскрой тканей, прием предварительных заказов, подгонка по фигуре швейных изделий купленных в магазине и т.д.
Все операции технологического процесса взаимосвязаны, должны выполняться в четкой последовательности[2].
Важнейшими принципами организации внутримагазинного торгово-технологического процесса являются[3]:
· комплексный подход к определению рациональной схемы технологического процесса для конкретного магазина;
· соответствие технологии работы уровню развития торговли современному научно-техническому уровню развития торговли, достижениям отечественного и зарубежного опыта;
· эффективность принятой технологической схемы работы магазина, обеспечивающей рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
· создание условий для полной сохранности товаров и их потребительской стоимости;
· сокращение применения ручного труда и улучшение использования торгово-технологического оборудования.
Метод продажи является главным фактором, определяющим содержание и последовательность операций технологического процесса. От этого зависят количество и характер операций, схема размещения функциональных помещений и потребность в площадях и торгово-технологическом оборудовании. Внедрение прогрессивных методов доставки и продажи товаров обуславливает особые требования как к организации технологического процесса в магазине, так и его устройству: планировке и компановке технологических зон, разгрузочных площадок, дебаркадеров, прочности покрытий пола и другим конструктивным элементам.
Внедрение современным технологических решений в розничных торговых предприятиях обеспечивает интенсификацию всего торгового процесса.
Основными направлениями рационализации технологического процесса в магазине являются широкое внедрение прогрессивных методов продажи и обслуживания покупателей, разработка рациональных схем планировки магазинов и их торговых залов, повышение уровня технического оснащения, обеспечение бесперебойного снабжения магазинов максимально подготовленными к продаже товаров, рациональное их размещение и выкладка, совершенствование работы узлов расчета. Повышению эффективности технологического процесса магазина будет способствовать применение тары-оборудования. Непременным условием при этом является поставка товаров, полностью подготовленных к продаже. В таком случае значительно сократится число технологических операций с товаром в магазине: из технологического процесса магазина будут исключены самые трудоемкие операции, связанные с вскрытием тары, фасовкой, подготовкой товаров к продаже и т.п., что обеспечит снижение затрат на их осуществление.
Технологический процесс составляет основу любого производственного процесса, является важнейшей его частью, связанной с переработкой сырья и превращением его в готовую продукцию. Технологический процесс включает в себя ряд стадий. Итоговая скорость процесса зависит от скорости каждой стадии. В свою очередь, стадии расчленяются на операции. Операция – это законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и характеризуемая постоянством предмета труда, орудий труда и характером воздействия на предмет труда.
Практически любой конкретный технологический процесс можно рассматривать как часть более сложного процесса и совокупность менее сложных технологических процессов. В соответствии с этим технологическая операция может служить элементарным технологическим процессом. Элементарный технологический процесс. Это простейший процесс, дальнейшее упрощение которого приводит к потере характерных признаков технологического процесса. Поэтому наиболее наглядную структуру технологического процесса можно представить на примере простой операции, обладающей одним рабочим ходом и комплексом вспомогательных ходов и переходов, обеспечивающих ее протекание.
1.2 Элементы торгового процесса в розничной торговли
Приемка товаров.
Транспортные средства, доставившие товары в розничное торговое предприятие, должны быть без задержки приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Автоконтейнеры разгружают с помощью гидрокрана, которым оборудован автомобиль. Товары, уложенные на поддоны, снимают с автомобиля электропогрузчиком. Колесные контейнеры (тара-оборудование) сгружают с помощью средств, которыми оборудован автомобиль, или ручного водила[4].
Поступившие товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.
Приемка товаров по количеству и качеству должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.
Приемка товаров по количеству. Она заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.
Если товары поступили в магазин без сопроводительных документов, то на фактически поступившее их количество составляют акт с указанием в нем отсутствующих документов, а поступившие товары принимают на ответственное хранение.
Приемку товаров по количеству проводят в определенные сроки. Так, товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте – одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а скоропортящиеся товары – не позднее 24 ч с момента получения товаров. Для районов Крайнего Севера, отдаленных районов и других районов досрочного завоза установлены более продолжительные сроки приемки товаров по количеству. Так, приемка промышленных товаров проводится не позднее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся) – не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров – не позднее 48 ч после поступления. Количество поступивших товаров определяют в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах.
Акт о приемке товаров по качеству содержит следующие сведения: наименование и адрес магазина-получателя товаров; номер и дату составления акта; место приемки товаров, время начала и окончания приемки; фамилии, инициалы лиц, принимавших участие в приемке товаров по качеству и составлении акта, место их работы, занимаемые должности, дату и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке качества товаров, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки товаров по качеству; наименование и адрес изготовителя (отправителя) и поставщика; дату и номер уведомления о вызове представителя изготовителя (отправителя) или отметку о том, что вызов представителя изготовителя (отправителя) не предусмотрен; дату и номер договора на поставку товаров и сопроводительных документов; дату прибытия груза на станцию назначения, время его выдачи транспортной организации, время вскрытия транспортного средства; номер и дату коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспорта), если он был составлен при получении товара; условия хранения товаров на складе магазина до составления акта; состояние тары и упаковки в момент осмотра товаров; исправность пломб и правильность оттисков на них.
Указывают также количество (массу), полное наименование и список предъявленных к осмотру и фактически проверенных товаров с выделением забракованных, а также тех товаров, качество которых не соответствует качеству, указанному в соответствующем документе. Отмечают, на каком основании товары переводятся в более низкий сорт, номера стандартов, по которым проверялось качество товаров. Здесь же необходимо дать заключение о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения.
В акт могут быть внесены и другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать для подтверждения ненадлежащего качества товаров.
Если недоброкачественность обнаружена покупателем, то к акту магазина прикладывают: заявление покупателя с заключением магазина, фабричный ярлык или копию товарного чека и документы, подтверждающие стоимость ремонта.
Одним из основных условий, позволяющих обеспечить сохранность собственности предприятия, является правильная и своевременная приемка товарно-материальных ценностей, которые поступают на предприятие. Приемку товаров должны осуществлять материально ответственные работники, которые обязаны знать и выполнять установленные правила приемки товаров по количеству и по качеству. Невыполнение правил может привести к недостачам, оприходованию недоброкачественных товаров, а кроме того, лишает предприятие возможности и права возмещения в установленном порядке причиненного ущерба.
На предприятии торговли товары от поставщиков, как правило, поступают железнодорожным и автомобильным транспортом[5].
При приемке товаров от перевозчика в соответствии с действующими на транспорте правилами перевозок грузов и договора о перевозке товара получатель обязан выяснить, обеспечена ли при перевозке сохранность груза. В частности он должен проверить:
· Исправность транспортного средства и тарного места, наличие на них пломб отправителя или пункта отправления и оттиски на этих пломбах;
· Маркировку груза;
· Соответствие наименования товара и транспортной маркировки на нем данным, указанным в сопроводительных документах;
· Соблюдение сроков доставки и установленных правил перевозки грузов, обеспечивающих предохранение его от повреждения и порчи.
Если будут выявлены нарушения, а именно:
· Порча и повреждение груза;
· Несоответствие между наименованием, весом или количеством мест груза и данными указанными в перевозочном документе;
· Обнаружение груза без документов или документов без груза.
Получатель обязан составить требовать составления и выдачи коммерческого акта, который является единственным документом, дающим право предъявлять претензии к железной дороге или грузоотправителю на возмещение материального ущерба. Параллельно с коммерческим актов возможно оформление других подтверждающих документов таких как акт о техническом состоянии вагона, выписка из журнала температур (при порчи скоропортящихся грузов в рефрижераторных вагонах) и т.д.
Приемка товаров по количеству.
Количественная приемка товаров заключается в проверке соответствия количества поступившего товара данным, указанным в транспортных и сопроводительных документах отправителя (товарно-транспортная накладная, железнодорожная накладная, спецификация и т.д.)[6].
Особенности приемки товаров по количеству зависят от способа доставки и упаковки товара.
Приемка проводится в два этапа:
· Предварительная – по количеству мест и массе брутто;
· Окончательная – по количеству тарных мест и массе нетто.
Товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, принимаются по количеству мест (массе брутто) и товарных единиц (массе нетто) в момент получения его от поставщика или перевозчика, либо в момент вскрытия и разгрузки транспортных средств, но не позднее сроков установленных для выгрузки. В такой же срок принимается товар в исправной закрытой таре по массе брутто и количеству мест.
Товары в исправной таре по массе нетто и по количеству товарных единиц принимаются на складе получателя одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящимся товарам – не позднее 24 часов с момента доставки.
При обнаружении недостачи необходимо:
· Приостановить дальнейшую приемку;
· Обеспечить сохранность товара и разместить его отдельно от однородного товара;
· Вызвать для участия в приемке поставщика или иное незаинтересованное лицо;
· Оформить акт о выявленной недостаче.
Приемка по качеству.
Качество и комплектность проверяется путем сопоставления поступивших товаров с требованиями стандартов технических условий, проверки соответствия утвержденным образцам (эталонам)[7].
Одновременно с приемкой товаров по качеству проверяется тара и упаковка.
Проверка качества и комплектности осуществляется сплошным методом. Выборочная проверка качества с распространением результатов проверки на всю партию допускается лишь в случаях, предусмотренных стандартами или договором.
При обнаружении несоответствия качества товара, тары требованиям нормативных документов, образцов или договоров составляется акт, котором указывается количество проверенного товара и характер выявленного несоответствия качества.
При этом проверка приостанавливается, обеспечиваются условия для сохранения качества, и уведомляется поставщик.
При неявке поставщика в состав комиссии по качеству приемки могут быть включены:
· Эксперт по качеству;
· Представитель общественности своей или другой организации.
Важным элементом качественной приемки является экспертиза, которая осуществляется на основе соответственного договора или гарантийного письма.
После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица.
Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.
Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре – на стеллажах и подтоварниках.
Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.
Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируют при помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют. При повышенной влажности воздуха помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства, при пониженной — воздух в помещениях увлажняют (разбрызгивают воду и т. д.).
Размещая товары на хранение, необходимо учитывать длительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал. В первую очередь в торговый зал подают ранее завезенные товары.
Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения, а также громоздкие и тяжелые товары. В глубине помещений хранят товары, реализация которых осуществляется сравнительно медленно.
За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. Способы укладки зависят от свойств товаров, вида тары и т. д.
На стеллажах размещают товары в распакованном виде.
Укладывают их стопками, рядами, маркировкой наружу. Для облегчения подсчета товаров рекомендуется укладывать их в округленных количествах (десятками и т. д.).
В штабелях хранят товары, затаренные в мешки, бочки, ящики, а также громоздкие и крупногабаритные. При штабельной укладке используют подтоварники или поддоны. При определении высоты штабельной укладки учитывают установленную предельную норму нагрузки на 1 м2 пола, прочность тары и упаковки, вид груза и т. д. Если в магазине не используются механизмы для подъема груза, то грузы массой более 50 кг нельзя укладывать в штабеля высотой, превышающей 2 м.
Размещенные на стеллажах и в штабелях товары должны находиться на расстоянии не менее 1 м от отопительных устройств и не менее 50 см от источников освещения и электропроводки. Укладка товаров должна обеспечивать нормальную циркуляцию воздуха. На товары не должны попадать прямые солнечные лучи.
В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию.
Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки или тару-оборудование.
Хранение товаров в магазине.
После приемки товары направляются в места хранения.
Хранение товаров – составная часть торгово-технологического процесса, целью которого является[8]:
· Доведение товаров до покупателей с минимальными потерями и сохранением их качества;
· Повышение эффективности торгово-технологического процесса;
· Эффективное использование площадей для хранения и экспозиционных площадей магазина;
· Создание наиболее благоприятных условий для торгового персонала.
В магазинах хранение товаров должно быть органинизовано с учетом товарного соседства, санитарных правил, норм складирования и противопожарной безопасности. Ответственность за соблюдение этих требования несут материально ответственные лица.
Для сохранения количества и качества товаров должны быть проведены организационно-технические, санитарно-гигиенические мероприятия.
Организационные мероприятия включают определение частоты и размера партии завоза товаров, составление технологических карт размещения товаров, обеспечение охраны товарно-материальных ценностей и т.п.
Технические мероприятия заключаются в выборе соответствующих видов и типов оборудования для хранения, обеспечение режимов хранения и контроля за ними.
Санитарно-гигиенические мероприятия предполагают организацию санитарного надзора и контроля за хранением.
Процесс хранения включает:
· Размещение товаров на хранение;
· Укладку в местах хранения;
· Создание соответствующих режимов хранения;
· Наблюдение и поддержание условий хранения.
Потери возникающие в процессе хранения, делятся на естественную убыль и актируемые. Естественная убыль зависит от физико-механических, химических свойств товаров. Актируемые потери возникают в случаях нарушений режимов хранения, небрежного хранения.
Подготовка товаров к продаже.
В торговый зал товары должны быть поданы с максимальной степенью готовности к продаже, для чего в каждом магазине осуществляется предварительная подготовка.
Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, очистке, комплектовании, фасовании, утюжке и т.д. Количество подготовительных операций зависит от сложности ассортимента и степени заводской готовности товара к продаже. В процессе подготовки совершаются общие и специальные операции с товарами[9].
Общие операции включают проверку целостности упаковки, распаковку из внешней тары, проверку маркировки товаров, их качества, внешнего вида после хранения, сортировку и т.п. Они совершаются со всеми товарами.
Специальные операции требуют особых приемов, наличия должного оборудования для подготовке к продаже. По непродовольственным товарам к таким операциям можно отнести утюжку одежды, сборку и проверку сложнотехнических товаров и т.д. По продовольственным товарам к таким операциям относятся в основном фасовка, нарезка, упаковка.
Для подготовки товаров к продаже могут выделятся отдельные помещения (фасовочные, разрубочные и т.д.) размер которых предусматривается в зависимости от типоразмеров магазинов.
Ответственность за качественную подготовку товаров к продаже несут материально ответственные лица.
Должным образом подготовленные к продаже товары способствуют:
· Снижению затрат времени покупателей на их приобретение;
· Улучшению внешнего вида товаров;
· Ускорению процесса продажи и росту товарооборота;
· Уменьшению потерь и снижению издержек обращения;
· Общему повышению уровня культуры торгового обслуживания.
Размещение и выкладка товаров в торговом зале
Важная роль в организации торгово-технологического процесса в магазине отводится размещению товаров в торговом зале, их выкладке, оптимальному распределению установочной и экспозиционной площадей между отдельными группами товаров. При решении этого вопроса необходимо учитывать ряд факторов и принципов.
Факторы размещения[10]:
· Частота спроса на отдельные товары;
· Размеры продаваемых товаров;
· Широта внутригруппового ассортимента;
· Затраты времени покупателей на осмотр и выбор товаров;
· Психология покупателей.
Принципы размещения:
· Размещение товаров обеспечивающее их широкий выбор;
· Создание максимальных удобств покупателям при выборе;
· Учет движения покупательских потоков;
· Обеспечение должной обозримости товаров покупателями;
· Учет физико-механических, химических и других свойств товаров;
· Рациональное использование торговых площадей;
· Сокращение путей движения товарных потоков в торговом зале;
· Обеспечение бесперебойной торговли.
Выкладка – это определенные способы укладки и показа товаров в торговом зале магазина. Различают два основных способа выкладки – вертикальный и горизонтальный.
При вертикальной выкладке однородные товары выкладываются на полках по вертикали, снизу вверх. Такая выкладка способствует хорошей обозримости, лучшей ориентации покупателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.
При горизонтальной выкладке тот или иной товар занимает полностью 1-2 полки. Этот способ наиболее эффективен при продаже крупногабаритных товаров, товаров в кассетах. На нижних полках целесообразно выкладывать хорошо известные покупателю товары с устойчивым спросом.
Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование.
Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований:
предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок;
создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;
предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;
оптимального использования торговых площадей магазина; обеспечения сохранности материальных ценностей; организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.
При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом.
Товары с высокой оборачиваемостью нужно расположить ближе к источникам пополнения.
Однородные товары лучше размещать концентрированно. Но если одни и те же товары входят в состав различных комплексов, а также если их концентрация приводит к задержке покупательского потока, то допустимо их размещение в разных местах торгового зала.
На первых этажах магазинов необходимо располагать товары более частого спроса и не требующие длительного выбора.
Площади под отдельные товарные группы выделяют с учетом доли соответствующих групп товаров в продаже и их оборачиваемости.
Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование, торговое холодильное оборудование. Очень важно рационально расположить товары на торговом оборудовании, т. е. эффективно использовать площадь выкладки и емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров.
1.3 Организация обслуживания покупателей. Дополнительные услуги
Продажа товаров – завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей[11].
Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. Существенно различается содержание операций по продаже товаров в магазинах, применяющих различные методы продажи, под которыми понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.
В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавок обслуживания; по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам[12].
Продажа товаров на основе самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределить функции между работниками магазина. Оплата за отобранные товары осуществляется в узлах расчета, обслуживаемых контролерами-кассирами. При самообслуживании изменяется технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина.
Продажа товаров через прилавок обслуживания включает выполнение следующих операций: встреча покупателя и выявление его намерения; предложение и показ товаров; помощь в выборе товаров и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров; проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок.
Пришедший в магазин покупатель должен встретить приветливое отношение со стороны торгового персонала. При этом благоприятное впечатление оставляют опрятный внешний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале. Выявление намерения покупателей заключается в определении их отношения к моделям, фасонам и другим признакам товаров. Эта операция должна выполняться торговым персоналом ненавязчиво, в вежливой форме.
Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Он удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Обычно этот метод применяется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров, а также тех товаров, которые требуют перед их отпуском покупателю отмеривания и нарезки. Этим методом осуществляют продажу бытовых холодильников, стиральных машин, осветительных, отопительных и нагревательных приборов, швейных машин, телевизоров, радиоприемников, музыкальных инструментов, мотоциклов, мотороллеров, велосипедов, мебели, тканей и других товаров.
При продаже товаров с открытой выкладкой покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, горках, стендах. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца. Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционными методами, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с открыто выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина и повысить производительность труда продавцов. Обычно этот метод применяется при продаже тех товаров, реализация которых в магазинах самообслуживания осуществляется через прилавки обслуживания (тканей, обуви, чулочно-носочных изделий, бельевых товаров, галантереи, школьно-письменных товаров, посудо-хозяйственных и других непродовольственных и некоторых продовольственных товаров).
Торговля по предварительным заказам удобна для покупателей, так как позволяет им экономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в магазине, автомагазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе магазина или посредством почтового перевода (при продаже топлива и строительных материалов), а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения.
Органичным продолжением торгово-технологического процесса в магазине является оказание покупателям различного рода услуг[13]. Это могут быть услуги трех видов: во-первых, связанные с покупкой товаров; во-вторых, связанные с оказанием помощи покупателям при использовании приобретенных товаров; в-третьих, связанные с созданием благоприятной обстановки для посещения магазина.
Первая группа услуг включает: прием предварительных заказов на временно отсутствующие в продаже товары, упаковку товаров, доставку крупногабаритных товаров на дом покупателю и др.
Довольно обширен круг услуг второй группы, оказываемых покупателям после приобретения товаров. К ним относят: раскрой купленных в магазине тканей; мелкую переделку и подгонку по росту и фигуре покупателя готового платья, приобретенного в магазине; прием заказов на пошив одежды, столового и постельного белья из ткани, купленной в магазине; установку на дому у покупателей приобретенных в магазине холодильников, телевизоров, радиоприемников и другие услуги.
В третью группу входят следующие услуги: организация кафетерия или буфета при универмаге или другом крупном магазине; ремонт технически сложных товаров; устройство при магазинах детских комнат или уголков, камер хранения купленных в магазине товаров и вещей покупателей; оборудование вблизи магазинов стоянок для велосипедов, мотоциклов, автомашин и крытых площадок для детских колясок и др.
Услуги, оказываемые магазинами, могут быть платными или бесплатными. К бесплатным относят услуги, непосредственно связанные с продажей товаров (консультации продавцов и специалистов, рекламную информацию, организацию сборных касс и т. д.).
Другие услуги, предоставление которых связано для магазинов с дополнительными затратами (раскрой тканей, доставка товаров на дом и др.), должны выполняться за плату по тарифам, утвержденным на местах.
Наиболее благоприятные условия для оказания дополнительных услуг имеются в универмагах, универсамах и крупных специализированных магазинах. При этом преимущественное распространение получили такие виды услуг: раскрой тканей; прием заказов на пошив одежды и подгонка одежды по фигуре покупателя; доставка товаров на дом; установка купленных в магазине технически сложных товаров на дому у покупателей; организация коллективных выездов жителей отдаленных населенных пунктов для приобретения товаров в универсальных и специализированных кооперативных магазинах; организация при крупных магазинах кафетериев и др.
Кроме перечисленных дополнительных услуг, в магазинах оказывают и другие, удобные для покупателей услуги. Например, рекомендовано предоставлять и такие услуги, как: комплектование праздничных наборов из имеющихся товаров; продажа цветов, периодических изданий, лекарственных средств и др.; прием стеклопосуды на дому у населения; консультации покупателей по домашнему консервированию продуктов; организация отделов обслуживания инвалидов, престарелых и многодетных семей (с доставкой товаров на дом); установка городских телефонов-автоматов; установка игровых автоматов и другие.
Глава 2. Исследование процесса продажи товаров торговым предприятием ООО «Крузарус» (хозяйственные и крепежные товары)
2.1 Характеристика предприятия ООО «Крузарус»
2.2 Анализ торгового процесса в магазине «Крузарус»
2.2.1 Интерьер и экстерьер магазина
2.2.2 Характеристика оборудования
2.2.3 Торгово-технологический процесс
2.3 Анализ обслуживания покупателей и спектра дополнительных услуг
2.4 Выводы по результатам анализа торгово-технологического процесса
Список литературы
1. Баранников М.М., Воробьев В.А. Основы предпринимательства. - Ростов на Дону, 2004. – 354 с.
2. Бляхман Л. С. Экономика, организация управления и планирование торговлей товарами народного потребления. – М.: Высшая школа, 2001. – 228 с.
3. Васильева И. Н. Экономические основы технологического развития. - М.: Банки и Биржи, 2005. – 165 с.
4. Дашков Л.П., Данилов А.И., Шахурин В.В. Торговый бизнес в России. Справочник. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2004. – 547 с.
5. Дородников В.Н. Русалева Л.Ю. Основы коммерческой деятельности. – Н.: НГАЭиУ, 1999. – 201 с.
6. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: БЕК, 2002. – 347 с.
7. Курс предпринимательства. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ, 2003. – 477 с.
8. Крепкий Л.Т. Методология коммерческого успеха. Организационные формы и технологии, повышающие конкурентоспособность в сфере торгово-посреднической деятельности. Ч. 1, 2//Риск — 1996. —№ 6. - С. 37; S997 - №2 - С. 78.
9. Организация коммерческой деятельности: справ. пособие: Под общ. Ред. С.Н. Виноградовой. – Мн.: Выш. Шк., 2000. – 464 с.
10. Осипова Л.В. Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 354 с.
11. Панкратов Ф.Г. Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: «Маркетинг», 2000. – 457 с.
12. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедрический центр «Маркетинг», 2001. – 450 с.
13. Платонов В.Н. Организация торговли: Учеб. Пособие. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 287 с.
14. Торговое дело: экономика и организация: Учебник / Под общ. Ред. Проф. Л.А.Брагина, Т.П. Данько. –М.: ИНФРА-М, 2003. – 547 с.
[1] Торговое дело: экономика и организация: Учебник / Под общ. Ред. Проф. Л.А.Брагина, Т.П. Данько. –М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 89.
[2] Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: БЕК, 2002. – с. 78.
[3] Платонов В.Н. Организация торговли: Учеб. Пособие. – Мн.: БГЭУ, 2002. – с. 90.
[4] Торговое дело: экономика и организация: Учебник / Под общ. Ред. Проф. Л.А.Брагина, Т.П. Данько. –М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 133.
[5] Осипова Л.В. Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2000. – с. 144.
[6] Организация коммерческой деятельности: справ. пособие: Под общ. Ред. С.Н. Виноградовой. – Мн.: Выш. Шк., 2000. – с. 366.
[7] Организация коммерческой деятельности: справ. пособие: Под общ. Ред. С.Н. Виноградовой. – Мн.: Выш. Шк., 2000. – с. 368.
[8] Организация коммерческой деятельности: справ. пособие: Под общ. Ред. С.Н. Виноградовой. – Мн.: Выш. Шк., 2000. – с. 380.
[9] Бляхман Л. С. Экономика, организация управления и планирование торговлей товарами народного потребления. – М.: Высшая школа, 2001. – с. 152.
[10] Бляхман Л. С. Экономика, организация управления и планирование торговлей товарами народного потребления. – М.: Высшая школа, 2001. – с. 198.
[11] Баранников М.М., Воробьев В.А. Основы предпринимательства. - Ростов на Дону, 2004. – с. 34.
[12] Платонов В.Н. Организация торговли: Учеб. Пособие. – Мн.: БГЭУ, 2002. – с. 113.
[13] Крепкий Л.Т. Методология коммерческого успеха. Организационные формы и технологии, повышающие конкурентоспособность в сфере торгово-посреднической деятельности. Ч. 1, 2//Риск — 1996. —№ 6. – с. 38