Тема: Американское общество: этапы революции

Дисциплина: социология

Автор: Девятьярова С.

Куда: УрАГС, сентябрь 2000 года

Оглавление

Введение............................................................................................................................................................................. 3

Глава I. Характеристика революции и ее значение.................................................................... 6

Глава II. Основные этапы вооруженной борьбы........................................................................ 11

2.1. Начало вооруженной борьбы и провозглашение независимости................................................. 11

2.2. Этап военных действий 1776 – 1777 годов............................................................................................... 13

2.3. Вступление в войну европейских государств и окончание войны.............................................. 16

Глава III. Основные документы, принятые в ходе революции и последовавшие демократические преобразования......................................................................................................... 18

Заключение................................................................................................................................................................... 21

Список используемой литературы........................................................................................................ 22

Введение

Формирование общества, его устоев, обычаев, привычек и манер происходит постепенно, проходя различные этапы. Для стран европейского континента такое формирование протекало веками, проходя многие стадии. Это касается и многих обществ Востока, насчитывающих порой тысячелетия своей истории. Но есть сравнительно молодые общества, сформировавшиеся достаточно недавно. Таким обществом является североамериканское общество, ставшее в последнее столетие неким эталоном, моделью для многих стран современного мира, несущее, а порой насаждающее свою культуру всему остальному человечеству. Уже в силу этого вопросы общественного устройства Соединенных штатов Америки становятся актуальными. «Молодое» процветающее государство может дать достаточно примеров «для подражания» и изучение механизмов его функционирования, ключевых этапов его становления и так далее представляет значительный интерес для социологов. В настоящей работе мы обратимся к раскрытию такого важного, ключевого этапа формирования американского общества как революция 1775 – 1783 гг. Это же событие известно как Война за независимость. Она стала «…важнейшим пунктом в формировании нации в США явился акт революции. Революция 1775 – 1783 гг. в глазах всех последующих поколений американцев стала «началом истории» их нации»[1]. Предметом раскрытия данного вопроса мы выберем этапы революции, на примере основных событий мы постараемся показать то новое и социообразующее, что принесла с собой революция в США. Поскольку демократическая революция совпала с войной за независимость, и развивались эти процессы параллельно, мы выделим этапы военных действий и отдельно рассмотрим основные документы нового государства и последовавшие за этим демократические преобразования. Итак, целью настоящей работы является рассмотрение событий, приведших к созданию нового государства Соединенных Штатов Америки. В качестве основных задач выделим:

-         раскрытие особенностей и значения американской революции 1775 – 1783 гг.;

-         рассмотрение этапа начала войны и провозглашение независимости;

-         рассмотрение этапа военных действий в 1776 – 1777 гг.

-         рассмотрение этапа вступления в войну европейских государств и окончания войны;

-         рассмотрение основных принятых в ходе  революции документов и последовавших за ними преобразований.

Задачи обусловили структуру работы, состоящую из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Обратимся к краткой характеристике используемой литературы. Практически все труды, существующие на данный момент и доступные нам принадлежат историкам советского периода. Базовой работой, наиболее обобщающей и полной является книга Аптекера Г. «Американская революция 1763 - 1783». Концепция, которая легла в ее основу отражена также в учебных изданиях, в издании «Всемирная история»[2]. Это концепция буржуазной революции, подобной европейским, прошедшей под знаменем освободительной войны и имеющей ряд особенностей. Принципы и свободы, провозглашенные в ходе американской революции и закрепленные в государственных документах, раскрыты в таких изданиях как «США: конституция и права граждан», в сборниках документов по истории[3]. В них даны характеристики основных документов, даны выдержки из них. Много фактического материала представлено в трудах, посвященных отдельным личностям, активно участвовавшим в войне[4]. Также богатый фактический материал представлен в работах, посвященных отдельным явлениям и проблемам американской революции, например, в книге А.А. Зотова война за независимость представлена через раскрытие проблемы рабства негритянского населения[5], а в книге В.А. Ушакова исследована проблема политической стороны революции и прежде всего партия лоялистов[6].

Отдельным блоком стоят работы по американскому обществу, культуре, традициям. В них раскрыты особенности американского общества и его истории. Интересна книга Артура М. Шлезингера «Циклы американской истории»[7], раскрывающая черты национального характера американцев. Среди отечественных работ следует отметить труд Замошкина Ю.А. «Вызовы цивилизации и опыт США: история, психология, политика»[8], созвучный книге А. Шлезингера, раскрывающий особенности американской ментальности. Так же интересна книга Трояновксой М.О. [9]о становлении политической системы США, где рассматриваются и влияния сложившихся в ходе революции лагерей на судьбу будущих партий, на формирование политических ориентаций.

Прекрасный обзор литературы и направлений в историографии американской революции, существующие в самих США, дается в книге Уманского П.Б.[10]. К сожалению, в этой работе, как, впрочем, и в других, проблема периодизации революции не занимает какого либо важного места, поэтому при выделении основных этапов войны за независимость мы обращались исключительно к учебной литературе.

Глава I. Характеристика революции и ее значение

Американская революция является важнейшим пунктом в формировании нации в США. Революция 1775 – 1783 гг. в глазах всех последующих поколений американцев стала «началом истории» их нации. Это была исторически значимая, великая революция, при исследовании явлений массовой психологии обнаруживалось[11], что таковой ее всегда считали сами американцы. Это был «акт широкого и глубокого социального творчества, в котором очень заметную роль играет та или иная совокупность идей, ценностей, доктрин и принципов. Именно в революции эта совокупность идей, ценностей, доктрин и принципов реализует себя как идеология, то есть перестает быть совокупностью чисто теоретических, мыслительных конструкций, а становится непосредственным руководством к действию, инструментом мобилизации энергии массовое людей (революция в США не была верхушечной, а вовлекла в свою орбиту массы рядовых американцев), средством побуждения их к деятельности, имеющей практические результаты в политике, экономике, во всех сферах жизни общества. Поскольку революция живет в памяти следующих поколений, поскольку в их сознании она имеет непреходящую ценность, постольку идеология, которая ассоциируется с этой революцией…, приобретает для целых поколений особую психологическую значимость»[12].

Эта идеология с незначительными изменениями продолжает существовать и по сей день. Американская государственность не случайно считается наиболее стабильной и жизнестойкой. Ее основные принципы и законы продолжают свое существование практически без изменений вот уже более двухсот лет. А начало этому положила война за независимость (американская революция). «Революционная война утвердила права колонистов на национальную независимость и самоуправление и привела к созданию нового суверенного буржуазного государства – Соединенных Штатов Америки…»[13].

В результате победоносной войны произошли существенные социально-политические сдвиги в управлении и структуре государства. Об этом свидетельствовали провозглашенные в Декларации независимости и отраженные в «Статьях Конфедерации», а позднее в конституции и Билле о правах принципы народного суверенитета, отрицавшего деспотические формы правления, усиления контроля со стороны населения за органами власти, их реорганизация и демократизация, прогрессивные акты в области землевладения, судопроизводства, движение за свободу вероисповедания, создание условий для развития просвещения и национальной культуры.

Импульс и творчество революции были настолько велики, что до сих пор события той поры воспринимаются прежде всего самими американцами как воплощение, проявление особенностей американского общества: миссионерство американской нации, оптимальное соотношение, синтез прагматизма и моральных принципов. Эта мысль преподносится во всех ипостасях в работе А. Шлезингера, американского историка, она особенно сконцентрирована в главе, название которой говорит само за себя – «Теория Америки: эксперимент или предначертание свыше?»[14]. В сознании очень многих американцев глубоко укоренилось представление о единстве, взаимодополняемости и взаимоусилении морали и жизненной практики, морали и практического интереса. И это представление имело свое историческое основание. Революция 1775 – 1778 гг. для многих поколений американцев, участвовавших в ней и затем сохранявших о ней память, была воплощением вполне конкретных практических интересов, требований и расчетов. Революция апеллировала к этим интересам, требованиям и расчетам, обещала их удовлетворить и в какой-то мере реализовала свои обещания. Одновременно всякое массовое революционное действие и тем более действие, связанное с освободительной войной, означает для людей, его осуществляющих, готовность к борьбе, к принесению определенных жертв, к преодолению многих трудностей. Революция не может быть действительно массовым и успешным действием без апелляции к моральным ценностям, идеалам и принципам, выходящим за рамки непосредственного прагматического расчета. Американская революция провозгласила и сделала очень популярными идеалы и принципы «свободы», «равенства возможностей», «права каждого человека на счастье». Они были формой воплощения конкретно-практических интересов. Одновременно эти же идеалы и принципы, выдвинутые революцией, были формой выражения общегуманистической морали.

Как наиболее весомый результат американской революции выступает конституция США, принятая в 1787 году. В хвалебных словах в адрес революции и конституции, однако, следует соблюдать меру и быть как можно объективнее. Сами американцы склонны преувеличивать совершенство своего общественного устройства и основного закона. Американская официальная пропаганда преподносит конституцию США как своего рода боговдохновенный документ, на протяжении двух веков надежно сохраняющий устои американской демократии. Один из председателей Верховного суда США У. Бергер заявил: «Конституция обеспечила основанную на законе систему свобод, которая не была превзойдена на протяжении истории человечества»[15]. Культ конституции не только усиленно насаждается в самих США, но и занимает важнейшее место в арсенале их внешнеполитической пропаганды. Мы чувствуем это в последнее время и на себе, принимая навязываемую нам американскую культуру, вернее, ее элементы.

Однако отечественные авторы, и прежде всего историки и социологи советской поры, достаточно критично относятся к завоеваниям американской революции, признавая, конечно, ее огромное значение для США, да и для остального мира. Так, при всем своем значении «… американская буржуазная революция породила глубокие социально-политические противоречия, последствия которых сказались на всем развитии Америки. Итоги более чем 200-летнего существования США свидетельствуют, что за такое длительное время капиталистическое общество так и не смогло приблизиться к решению ряда проблем, поставленных еще революцией…»[16]. «Только за последние несколько лет, - отмечал американский ученый Тед Ховард, - мы, американцы, пережили внутренние и внешние потрясения, подобные тем, с которыми столкнулось наше государство в момент своего рождения…»[17]. В длинном перечне этих потрясений одно из первых мест отводится расовому кризису, который «совершенное» американское общество переживает вот уже два века.  В исследовании Зотова А.А. показано, что  решение внутриполитических задач по коренной ломке имперского государственного аппарата и демократизации американского общества было затруднено и в ряде существенных случаев сведено к минимуму усилиями тех слоев эксплуататорских классов, которые стремились сохранить в независимом государстве многие колониальные порядки и институты. Эти слои явились проводником консервативной тенденции революции, особенно отчетливо проявившейся в связи с существованием в Северной Америке негритянского рабства.

Говоря об общем и особенном  американской революции, отметим, что по своему характеру революция была буржуазной, капиталистической, что объединяло ее с революциями того периода в Европе. Но в противоположность Англии и Франции буржуазные отношения в Северной Америке с самого начала являлись господствующей экономической и социальной системой, а не укладом. Необходимо было устранить элементы прежней эпохи, а не «старый порядок» целиком. Уже существовала мощная база, система, которую надо было лишь усовершенствовать. Другой существенной особенностью революции было то, что она имела антиколониальную направленность и слилась с войной за независимость. Недаром ее так и называют.

Колонисты разделились на два лагеря: патриотов и лоялистов. К патриотам (революционерам) относились низшие слои горожан – мелкие ремесленники, рабочие, слуги -, фермеры, составлявшие большинство колоний, также представители торгово-промышленного сектора экономики. Стан лоялистов включал земельную аристократию, владевшую землей на правах феодального пожалования, многочисленных чиновников английской колониальной администрации, часть купцов, связанных с рынком метрополии, духовенство англиканской церкви.

Развитие экономики Северной Америки, складывание американской нации, формирование собственной культуры с одной стороны, действия английского правительства, ущемлявшего интересы колонистов – с другой, привели к возмущениям в колониях, вылившимся в массовые выступления протеста, переросшие затем в революционную борьбу. Обратимся к основным этапам этой борьбы.

Глава II. Основные этапы вооруженной борьбы

2.1. Начало вооруженной борьбы и провозглашение независимости

Начало вооруженной борьбы в Америке историки относят к весне 1775 года. Первое сражение произошло 19 апреля у Лексингтона и Конкорда близ Бостона, когда английские войска попытались захватить склад оружия патриотов, но были отбиты собравшимися по тревоге минитменами и в беспорядке отступили. Вскоре вокруг Бостона вырос двадцатитысячный «лагерь свободы». В июне английские войска попытались захватить одну из господствующих над городом высот, Банкер-Хилл, но это им удалось лишь после третьего штурма. Потери были огромны. «Еще одна такая победа – и не останется никого, чтобы принести эту новость» - писала одна из английских газет[18]. В первых сражениях американцы применили против английских линейных боевых порядков рассыпной стрелковый строй. Это была тактика народного боя.

Сражение при Лексингтоне и Конкорде стало сигналом к вооруженному восстанию во всех колониях. Создавались отряды волонтеров, которые вели партизанскую войну.

Так, в мае 1775 года отряды фермеров из Вермонта (их еще называли «парнями зеленой горы») вторглись в Канаду. Они начали с того, что взяли Монреаль. Но вот осада Квебека закончилась неудачей, и американцам пришлось отступить. Однако предпринятая экспедиция не была полностью безуспешной. Боясь потерять Канаду, англичане на протяжении всей войны держали здесь значительные силы.

Поначалу требования колонистов не были революционными. Эта борьба воспринималась как борьба за автономные права колоний, не больше. Многие патриоты продолжали такими считать цели своей борьбы на протяжении первого года войны. Но в январе 1776 года появляется памфлет демократа Томаса Пейна «Здравый смысл». Он стал своего рода призывным набатом. В нем подвергалась беспощадной критике колониальная политика Англии и принципы монархизма «коронованных негодяев». В памфлете выдвигалась концепция независимой и демократической республики: «Период дебатов закончен. Оружие – как последний ресурс – должно решить спор»[19]. «Здравый смысл» разошелся в 120 тыс. экземплярах[20]. Позднее, в разгар войны, памфлеты Пейна «Американские кризисы» зачитывались по приказу Дж. Вашингтона перед солдатами, шедшими в бой.

Американский конгресс в целом сначала придерживался достаточно либеральной позиции, делая ставку на возможность получить автономные права колоний, договорившись с метрополией. Но обстановка осложнялась, в Америку приходили тревожные вести: в Лондоне и Ливерпуле королевские войска заполняли трюмы кораблей, чтобы плыть к берегам Америки. В начале 1776 года стало известно, что Георг III отказался рассматривать петицию, посланную ему конгрессом и выражавшую взгляды умеренных слоев депутатов. Король объявил, что колонии «находятся в состоянии мятежа», и пригрозил жестоко покарать «изменников»[21]. Тем самым подтвердилась обоснованность линии на бескомпромиссную борьбу, отстаеваемой революционным крылом конгресса. Наиболее ярким представителем этого крыла был Томас Джефферсон, ставший одним из «отцов-основателей» американского государства. Джефферсон все более убеждался в том, что ни одну из бесчисленных проблем Северной Америки, экономических, социальных, политических, невозможно решить в условиях колониального господства Англии и именно борьба за независимость родной страны является той главной, общей для американцев целью, способной сплотить и удесятерить их силы. «Более того, ему стало ясно, что эта идея уже владела умами широких масс населения колоний. И когда впоследствии Джефферсон объяснял, что руководило им при создании обессмертившей его имя Декларации независимости США, он говорил не о стремлении «раскрыть новые принципы или новые доказательства», а о желании дать «выражение умонастроения Америки», которое можно было обнаружить «в выступлениях, письмах, печатных эссе и в доступных сочинениях о государственном праве»»[22].

Конгресс признавался всеми как верховная власть и он стал руководящим центром революции и борьбы за независимость. Как было отмечено выше, конгресс не сразу взял курс на революционную борьбу. Открывшийся в мае 1775 года, три недели спустя после Лексингтона и Конкорда, Второй Континентальный конгресс (Первый был открыт в сентябре 1774 года) лишь под давлением обстоятельств принял руководство над собравшейся помимо его инициативы армией и назначил главнокомандующим богатого виргинского плантатора Джорджа Вашингтона, пожалуй, самого известного и популярного героя Америки, одного из «отцов-основателей». Он принадлежал к умеренному крылу патриотов, и не был ярым демократом, как, например, Т. Джефферсон. Однако в трудные дни войны он проявил мужество, стойкость и талант полководца. В дальнейшем он стал мудрым президентом нового государства.

Этап начала войны за независимость завершается победой левого крыла в конгрессе и принятием 4 июля 1776 года Декларации независимости, которая провозгласила создание нового независимого государства – Соединенных Штатов Америки. Автором ее был Томас Джефферсон. Эта декларация положила начало новому, самому активному и яркому этапу революции, в ходе которого были проведены наиболее значительные демократические преобразования. Их мы рассмотрим позднее.

2.2. Этап военных действий 1776 – 1777 годов

К началу войны соотношение сил было явно в пользу метрополии. Англия была центром колониальной империи, располагавшей громадными экономическими ресурсами. Она обладала сильнейшим в мире военно-морским флотом,, испытанной регулярной армией. Всего на протяжении войны англичане послали за океан 90 тысяч солдат, в том числе 30 тысяч немецких наемников (гессенцев). Британское командование пыталось вербовать негритянских невольников, обещая им свободу и не без успеха подстрекало к восстанию индейские племена. Создать непрерывную линию фронта вдоль протянувшегося на 1500 миль побережья Атлантического океана было невозможно, поэтому общий стратегический план англичан заключался в захвате главных портовых городов, удушении восставших колоний блокадой в постепенном покорении страны.

Военные действия 1776 – 1777 годов развернулись главным образом на севере страны. Отряды колонистов, со времени Банкер-Хилла осаждавшие Бостон, заняли его в марте 1776 года. Однако английский главнокомандующий У. Хоу перебросил войска на 300 судах к Нью-Йорку, занял его и продвинулся на юг. Несмотря на то, что Вашингтон нанес поражение английским войскам у Принстона, положение американцев продолжало оставаться критическим. Летом 1777 года англичане заняли Филадельфию, и Континентальный конгресс бежал в Балтимор. Незадолго до этого в Северную Америку прибыл французский подданный, (в дальнейшем участник трех революций) маркиз де Лафайет, по собственной воле участвовавший в войне за независимость. Он прибыл в трудный для повстанцев период. «Армия Вашингтона потерпела ряд поражений, и Конгресс со дня на день ожидал от главнокомандующего рокового известия о невозможности продолжать военные действия. 18-тысячной регулярной и хорошо оснащенной армии англичан противостояли 11 тысяч плохо вооруженных и недисциплинированных повстанцев, сильных лишь своими гражданскими чувствами да военным талантом своего руководителя - Вашингтона»[23]. В конце августа 1777 года в Северную Америку прибыл новый английский главнокомандующий – лорд Корнуоллис. Он намеревался главный удар нанести, захватив Филадельфию, что и сделал.

В ходе войны революционная армия испытывала огромные трудности. Плохо обученная и неопытная, она не имела в достатке оружия и снаряжения. Купцы, поставлявшие продовольствие и амуницию, взвинчивали цены. Часты были случаи поставки оружия одними и теми же торговцами и англичанам, и американцам. Лоялисты доставляли англичанам шпионские сведения и создавали вооруженные отряды[24]. Нежелание конгресса упразднить рабство препятствовало вовлечению негров в освободительную войну[25]. Тем не менее в армии патриотов сражалось немало негров – свободных и вчерашних рабов. В дальнейшем несколько тысяч негров-рабов были выкуплены конгрессом для вербовки в армию[26]. Многие из них отличились в боях.

Особенно тяжелой для американской армии была зима 1777/1778 года, когда армия Вашингтона разбила лагерь у Вэллей-Форж недалеко от Филадельфии. Армия страдала от голода. Нехватало одежды и обуви – 4 тыс. солдат, то есть половина армии, были фактически босы или раздеты[27]. Босые солдаты оставляли на снегу кровавые следы. Ряды бойцов косили болезни. К весне от болезней и истощения умерли около 2,5 тысяч человек[28]. местные фермеры предпочитали продавать продукты англичанам в Филадельфию, а не спасать своих страдавших соотечественников. Чтобы сохранить боеспособность армии, фуражиры вынуждены были перехватывать груженые фермерские фургоны, направлявшиеся в Филадельфию, и заворачивать их в Вэлли-Фордж. Вашингтон бомбардировал конгресс требованиями помочь армии. В любую минуту мог начаться солдатский бунт. Но он не случился. Эта суровая зима стала символом мужества патриотов.

Борьба восставших колонистов велась не только на суше. На вооруженных коммерческих судах-каперах , число которых доходило до 1,5 – 2 тысяч, они блокировали пути снабжения англичан, а некоторые из каперов совершали рейды к европейским берегам. За время войны было захвачено около 2 тысяч английских торговых судов с 12 тыс. матросов[29].

Не сумев продвинуться в глубь страны в центральных штатах, английское командование попыталось осуществить новый стратегический план, суть которго состояла в отсечении главного очага революции – Новой Англии от остальных колоний. Из Канады была направлена 7-тысячная армия под командованием генерала Бургойна, которая должна была соединиться с армией Хоу в районе Нью-Йорка. Продвигаясь на юг, Бургойн встретил на своем пути враждебное население, остался без продовольствия и застрял в лесах. Вскоре английская армия была окружена и 17 октября 1777 года капитулировала у Саратоги. Это был переломный момент войны, но отнюдь не ее окончание. Американцы сумели развить успех и к концу 1777 года очистили от англичан почти все центральные штаты. Английские войска удерживали лишь три крупных города на побережье - Филадельфию, Нью-Йорк и Ньюпорт. Так закончился этот этап революции.

2.3. Вступление в войну европейских государств и окончание войны

Победа под Саратогой значительно улучшила международное положение молодой республики. США удалось использовать противоречия между Англией и другими европейскими державами. Абсолютистские монархии Франции и Испании стремились воспользоваться восстанием американских колоний, чтобы свестис Англией старые счетыи вернуть утерянные в Семилетней войне владения в Америке. Поражения англичан подтолкнули их к активным действиям. 6 февраля 1778 года Б.Франклин, представлявший США, и граф Верженн, представлявший Францию, подписали два документа: один назывался «Торговым договором», а другой – более пространно: «О возможном оборонительном союзе в случае, если Англия объявила бы войну Франции или дала бы повод к войне, пытаясь препятствовать свободе торговли с Соединенными Штатами»[30].

Договор о союзе по существу означал вступление Франции в войну с Англией. Франция первая из великих держав официально признала независимость Соединенных Штатов. Со своей стороны соединенные Штаты гарантировали неприкосновенность французских владений в Америке и на прилегающих островах.

Итак, Франция в 1778 году объявила войну Англии. В следующем году к ней присоединилась Испания, а затем и Голландия. Сильные французские эскадры и сухопутные войска были направлены в Америку. Французы начали также операции с целью изгнания англичан из Индии, а испанцы осадили Гибралтар – ключевую позицию Англии в Средиземном море. Англии пришлось распылять свои силы, и она лишилась превосходства на морях, от которого во многом зависел исход войны в Америке.

Позиция России также была благоприятна для борьбы США за независимость. В 1780 году Россия провозгласила вооруженный нейтралитет, отстаивая право нейтральных стран перевозить во время войны на своих судах любые товары воюющих стран, кроме оружия.

Создание «Лиги нейтральных», объединившей ряд стран, завершило международную изоляцию Англии.

В 1778 – 1781 годах англичане перенесли военные действия в южные штаты, рассчитывая на поддержку плантаторской аристократии. Ход военных действий на юге напоминал предшествующие события в Новой Англии. Английским войскам удалось одержать ряд побед и захватить крупные портовые города, но попытки продвинуться в глубь страны неизменно заканчивались неудачей. Фермеры-колонисты поднимались на партизанскую войну, изматывавшую английскую армию. Осенью 1781 года регулярные войска Вашингтона совместно с французскими частями окружили армию английского генерала Корнуоллиса у виргинского города Йорктаун, с моря их поддержал французский флот. 19 октября 1781 года 7-тысячная армия Корнуоллиса капитулировала. Это был конец войны. По Версальскому договору 1783 года Англия признала независимость США.

           

Глава III. Основные документы, принятые в ходе революции и последовавшие демократические преобразования

Документы, появившиеся в ходе Американской революции, сыграли выдающуюся роль в развитии концепции прав и свобод граждан и в ее практической реализации. Это именно то, чем гордятся американцы. Речь идет прежде всего о двух декларациях, принятых в 1776 году.

Одна из них – Декларация прав Виргинии, которая вступила в силу 12 июня 1776 года, то есть на 22 дня раньше Декларации независимости, и по праву считается одним из важнейших документов в истории американского конституционализма. По сути, это был билль о правах. В большинстве конституций, принятых в революционный период, содержались билли о правах – разделы, специально посвященные правам и свободам граждан. Ю. Кучинский писал: «Билль о правах Виргинии, несомненно, является первым и классическим государственным определением прав человека на капиталистической стадии общественного развития человечества»[31].

Мощным импульсом процессу конституционному закреплению прав и свобод, начало которому положила Виргинская декларация, послужила принятая 4 июля 1776 года Декларация независимости.

Автором проекта Декларации был Т. Джефферсон. Создавая сравнительно небольшой по объему документ, он опирался на теории американских и европейских просветителей и на революционный опыт английских колоний. Не все свои демократические идеи ему удалось воплотить. Например статья, осуждающая рабство, была удалена из проекта по настоянию Южной Каролины и Джорджии[32].  И тем не менее созданная им «политическая теория Декларации носит явно выраженный демократический и революционный характер»[33].

Декларация независимости состоит из преамбулы, четырех частей, перечня «самоочевидных истин», списка злодеяний английского короля и заключительной части, в которой сказано, что «соединенные колонии отныне являются и по праву должны быть свободными и независимыми государствами»[34].

Сам акт объявления бывших британских колоний независимыми суверенными государствами (создание США как единой федеративной республики произойдет в момент вступления в силу конституции 1787 года) был событием исключительной важности не только для самих американцев, но и для остального мира. Однако не меньшее значение имели те положения Декларации, в которых говорилось о людях, обществе и государстве.

Вторая часть Декларации начинается просто и торжественно: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых – право на жизнь, свободу и стремление к счастью»[35].

Однако принцип равенства распространялся отнюдь не на всех людей, а только на белых мужчин-собственников. Все рабы по своему положению были не субъектами гражданских прав, а объектами гражданских правоотношений -–купли, продажи и обмена. Принцип равенства не распространялся также на коренных жителей Америки – индейцев, которые хотя и не были рабами, но полностью исключались из политической общности. Женщины не обладали политической правоспособностью, а их гражданская правоспособность была сильно ограничена. Провозглашенный принцип равенства не распространялся и на неимущих.

Этот перечень выглядит достаточно скромно по сравнению с Виргинской декларацией прав. В Декларации независимости нет упоминания об избирательных правах, процессуальных гарантиях правосудия, свободе печати, свободе вероисповедания. Но нет в ней упоминания и о праве частной собственности.

В Декларации было и провозглашение и обоснование право народа на революционное свержение правительства, препятствующего осуществлению им естественных и неотчуждаемых прав.

Демократические преобразования коснулись многих сторон жизни общества. Прежде всего решился аграрный вопрос. Мелкие держатели земли самочинно прекратили выплату фиксированной ренты. В ходе войны крупные земельные владения лоялистов были конфискованы и распроданы в значительной части небольшими участками. Уничтожение элементов феодализма сопровождалось мерами, которые шли навстречу требованиям сельской и городской бедноты – облегчить доступ к землям Запада. Была объявлена недействительной королевская прокламация о запрете поселений за Аллеганами, а собрания штатов приняли постановления, признававшие законными произведенные ранее скваттерами земельные захваты. Солдатам американской армии в качестве вознаграждения выдавались сертификаты на право получения участка в 100 акров земли на Западе.

К числу радикальных мер относилось введение максимума рыночных цен на предметы первой необходимости, что отвечало требованиям рядовых граждан.

Происходила демократизация системы политической власти. Образованные в большинстве колоний конституционные конвенты объявили о создании вместо бывших колоний суверенных республик (штатов) и приняли новые конституции, включавшие в себя билли о правах. Снижение имущественного ценза расширило круг избирателей. Революция урезала прерогативы исполнительной власти и поставила ее под контроль выборных законодательных органов. Максимально частая сменяемость рассматривалась как гарантия от злоупотреблений. Как правило, срок пребывания на посту губернатора составлял один год, на этот же срок избирались нижние палаты законодательных собраний штатов. В то же время потерпели неудачу попытки ввести однопалатную законодательную власть, в учреждениях сената были представлены крупные собственники.

Заключение

Подводя итоги работы, еще раз отметим такую особенность американской революции 1775 – 1783 годов, как ее освободительный от колониальной зависимости характер, что придало особую остроту и эпохальность событиям той поры, ставшей одним из наиболее чтимых в Америке периодом в исторической жизни общества и государства.

Это был период, когда наиболее ярко проявился синтез практического и морального в американском характере. «В истории США… можно условно выделить некие циклы, в ходе которых стадии реформ и опирающегося на реализм более или менее радикального обновления общества и сознания сменялись стадиями, одной из характерных черт которых оказывается относительное усиление морализма и идеологизма»[36]. Американская революция стала, пожалуй, самой яркой страницей истории США, когда она проявила в равной степени и практицизм, и морализм, и приняла характер социообразующей.

Как этапы войны за независимость мы выделили начало войны и провозглашение независимости штатов; военные действия 1776 – 1777 годов, оказавшиеся самыми тяжелыми для американской армии; вступление в войну ряда европейских государств и окончание войны. Начало войны за независимость не было отмечено слишком кардинальными и демократическими лозунгами. Требования касались автономных прав колоний, и лишь сопротивление английского правительства требованиям конгресса, а также активность спонтанно образованной повстанческой армии привели к радикализации войны и принятию Декларации независимости, ключевого документа революции, за которым последовал ряд демократических преобразований в аграрной, политической и других сферах. В период 1776 – 1777 годов американская армия терпела поражения, но тем ожесточенней сопротивлялась. Поражение англичан под Саратогой изменило ход войны. Вступление в войну ряда европейских государств знаменует следующий этап войны за независимость, закончившийся поражением английской армии в 1781 году и признанием Англией независимости США в 1783 году.      

           

Список используемой литературы

1.      Аптекер Г. История американского народа (В 12 т.) Т.2. Американская революция 1763 – 1783. М., 1962.

2.      Всемирная история. В 10 т. М., 1958. Т. 5

3.      Замошкин Ю.А. Вызовы цивилизации и опыт США: история, психология, политика. М., 1991.

4.      Зотов А.А. США: негры и война за независимость. 1775 – 1783. М., 1988.

5.      Новая история стран Европы и Америки: Первый период: Учебник /Под ред. А.В. Адо. М., 1896.

6.      США: конституция и права граждан /Под ред. И.А. Гаевского. М., 1987.

7.      Сборник документов по истории нового времени Стран Европы и Америки (1640 - 1870): Учебное пособие для вузов /Сост. Е.Е. Юровская. М., 1990.

8.      Черкасов П.П. Лафайет: политическая биография. М., 1991.

9.      Севостьянов Г.Н., Уткин А.И. Томас Джефферсон. М., 1976.

10. Трояновская М.О. США: у истоков двухпартийной системы. М., 1989.

11. Ушаков В.А. Американский лоялизм: консервативное движение и идеология в США в 1760 – 1780 гг. М., 1989.

12. Уманский П.Б. Американская революция XVIII в. в буржуазной историографии США. Казань, 1988.

13. Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992.


[1] Замошкин Ю.А. Вызовы цивилизации и опыт США: история, психология, политика. М., 1991. С.91.

2 Аптекер Г. История американского народа (В 12 т.) Т.2. Американская революция 1763 – 1783. М., 1962.; Новая история стран Европы и Америки: Первый период: Учебник /Под ред. А.В. Адо. М., 1896.; Всемирная история. В 10 т. М., 1958. Т. 5.

[3] США: конституция и права граждан /Под ред. И.А. Гаевского. М., 1987.; Сборник документов по истории нового времени Стран Европы и Америки (1640 - 1870): Учебное пособие для вузов /Сост. Е.Е. Юровская. М., 1990.

[4] Черкасов П.П. Лафайет: политическая биография. М., 1991.; Севостьянов Г.Н., Уткин А.И. Томас Джефферсон. М., 1976.

[5] Зотов А.А. США: негры и война за независимость. 1775 – 1783. М., 1988.

[6] Ушаков В.А. Американский лоялизм: консервативное движение и идеология в США в 1760 – 1780 гг. М., 1989.

[7] Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992.

[8] Замошкин Ю.А. Вызовы цивилизации и опыт США: история, психология, политика. М., 1991.

[9] Трояновская М.О. США: у истоков двухпартийной системы. М., 1989.

[10] Уманский П.Б. Американская революция XVIII в. в буржуазной историографии США. Казань, 1988.

[11] Замошкин Ю.А. Указ. соч. С.91.

[12] Там же.

[13] Зотов А.А. США: негры и война за независимость. 1775 – 1783. М., 1988. С. 187.

[14] Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992.

[15] Цит. по: США: конституция и права граждан /Под ред. И.А. Гаевского. М., 1987. С.4.

[16] Зотов А.А. Указ. соч. С. 188.

[17] Цит. по: Зотов А.А. Указ. соч. С. 188.

[18] Новая история стран Европы и Америки… С. 86.

[19] Цит. по: Новая история стран Европы и Америки… С. 86.

[20] Там же.

[21] Севостьянов Г.Н., Уткин А.И. Томас Джефферсон. М., 1976. С. 60.

[22] Там же. С. 61.

[23] Черкасов П.П. Лафайет: Политическая биография. М., 1991. С. 54.

[24] Ушаков В.А. Американский лоялизм: консервативное движение и идеология в США в 1760 – 1780 гг. М., 1989. С. 54.

[25] Зотов А.А. США: негры и война за независимость. 1775 – 1783. М., 1988. С. 12.

[26] Там же. С. 15.

[27] Черкасов П.П. Указ. соч. С. 61.

[28] Там же.

[29] Новая история стран Европы и Америки… С. 90.

[30] Черкасов П.П. Указ. соч. С. 68.

[31] Цит. по: США: конституция и права граждан /Под ред. И.А. Гаевского. М., 1987. С. 15.

[32] Зотов А.А. США: негры и война за независимость. 1775 – 1783. М., 1988. С. 54.

[33] Аптекер Г. История американского народа (В 12 т.) Т.2. Американская революция 1763 – 1783. М., 1962. С. 134.

[34] Цит. по: США: конституция и права граждан /Под ред. И.А. Гаевского. М., 1987. С. 16.

[35] Там же.

[36] Замошкин Ю.А. Указ. соч. С. 119.