Содержание


Введение. 3

1. Исходные данные  работы.. 4

2. Проектирование нормативной структуры затрат рабочего времени исполнителя. 7

3. Анализ использования рабочего времени. 8

4. Анализ хронометражных рядов. 10

5. Расчет норм выработки. 14

6. Определение  эффективности  внедрения  проектируемых норм выработки  15

Список литературы.. 19


Введение

         Одним из главных направлений  работы по организации труда является совершенствование нормирования труда, конечная цель которого – опережение и внедрение научно- обоснованных норм затрат  труда. Нормирование  труда  является научной основой его научной организации, поскольку организация любого производственного процесса предполагает  установление меры труда, то есть необходимого количества труда определенной квалификации для выполнения заданного объема работы.  В настоящее время в практике  деятельности применяется главным образом, аналитически- исследовательский метод нормирования, основанный на непосредственных наблюдениях за работой исполнителей: фотографиях рабочего времени, хронометражных наблюдениях. В контрольной работе предлагается рассчитать нормы времени и выработки аналитически- исследовательским методом и определить эффективность их внедрения.

1. Исходные данные  работы

По результата фотографии рабочего времени, проведенных за исполнителями различных профессий в таблице 1 представлены средние фактические затраты времени за смену.

Таблица 1

Исходные данные

Виды затрат  рабочего времени

Телефонист заказного коммутатора (прием заказов)

1. Подготовительно – заключительная  работа

3

2. оперативная работа основная

278

3. Обслуживание рабочего места

17

4. Выполнение случайной операции

10

5. Перерывы из-за отсутствия нагрузки более 3 мин

12

6. Нарушение трудовой дисциплины

15

7. Регламентированные перерывы

15

8. Выполнение дополнительной работы

10

ИТОГО

360


         При  проектировании нормативной структуры затрат (нормального баланса) принять во внимание следующие нормативы:

-         на подготовительно-  заключительную работу  5 минут за смену

-         на обслуживание рабочего места для телефониста – 7 минут

-         для телеграфистов – 10 минут за смену

-         регламентированные перерывы – 25 минут

-         для сортировщиков и операторов – 20 минут за смену


Таблица 2

Элементы операций

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1. Ответ на вызов абонента и служебный разговор

7

5

3

2

4

7

8

6

7

5

10

9

6

8

7

2. Прием и оформление заказа

19

28

37

33

30

19

31

20

25

27

21

27

22

31

35

3. Ответ на вызов и  переключение на стол справок

16

17

11

13

12

15

14

19

15

20

13

14

13

12

15

4. Служебные разговоры

5

4

5

6

4

6

7

9

6

8

7

9

4

7

8


Таблица 3

Прием заказов на МТС, заказ

300

Нагрузка в ЧНН, заказ

400

Коэффициент вариации оперативного времени

0,6

Максимально допустимое время ожидания ответа

10


2. Проектирование нормативной структуры затрат рабочего времени исполнителя

Результаты проектирования представлены в таблице 4

Таблица 4

Фактическая и нормативная структура затрат  рабочего времени исполнителя

Виды  затрат рабочего времени

Индекс затрат

Фактическое время

Установленные нормативы

Лишнее время

Дополнительное время

Структура затрат

Фактическая

нормативная

1. Подготовительно – заключительная  работа

1

3

5

2


0,83

1,26

2. оперативная работа основная

2

278

300

22


77,22

75,57

3. Обслуживание рабочего места

3

17

7


-10

4,72

1,76

4. Выполнение случайной операции

4

10

15

5


2,78

3,78

5. Перерывы из-за отсутствия нагрузки более 3 мин

5

12

20

8


3,33

5,04

6. Нарушение трудовой дисциплины

6

15

10


-5

4,17

2,52

7. Регламентированные перерывы

7

15

25

10


4,17

6,30

8. Выполнение дополнительной работы

8

10

15

5


2,78

3,78

ИТОГО


360

397

37


100,00

100,00


3. Анализ использования рабочего времени

         Использование рабочего времени анализируется после проектирования нормативной структуры затрат на основе  исходных данных таблицы 2. Для этого  сравнивается удельный вес затрат фактический  и  нормативный и рассчитываются коэффициенты экстенсивного роста производительности труда, уплотнения рабочего времени, использование рабочего времени по фактической и нормативной структуре, коэффициенты занятости.

Таблица  5

Виды  затрат рабочего времени

Структура затрат

Фактическая

нормативная

Отклонение от нормы

1. Подготовительно – заключительная  работа

0,83

1,26

0,43

2. оперативная работа основная

77,22

75,57

-1,66

3. Обслуживание рабочего места

4,72

1,76

-2,96

4. Выполнение случайной операции

2,78

3,78

1,00

5. Перерывы из-за отсутствия нагрузки более 3 мин

3,33

5,04

1,70

6. Нарушение трудовой дисциплины

4,17

2,52

-1,65

7. Регламентированные перерывы

4,17

6,30

2,13

8. Выполнение дополнительной работы

2,78

3,78

1,00

ИТОГО

100,00

100,00



Производительность труда определяется как отношение затрат труда к численности рабочих

-         факт : 360 : 1= 360 (мин.)

-         норма: 397: 1= 397  (мин,)

Коэффициент  экстенсивного проста производительности труда: 397 : 360 = 1,1

Коэффициент уплотнения рабочего времени: 360 : 397 = 0,92

Коэффициент использования рабочего времени  по фактической  структуре:  есть отношение суммарного времени, затраченного только на работу к общим временным затратам:

-         факт: 301:360 = 0,83

-         норма: 335: 397 = 0,84

Коэффициент занятости:  отношение оперативной работы к общей сумме временных затрат:

- факт: 278 : 360 = 0,77

- норма: 300: 397 = 0,76

4. Анализ хронометражных рядов

         Первый метод.   

Хронометражные наблюдения проводятся для выявления рациональной  структуры производственной операции и определения длительности выполнения отдельных ее элементов. Поскольку при проведении замеров на длительность операции могут повлиять  случайные факторы, нетипичные факторы, то следует предварительно проанализировать хронометражный ряд, исключив  значительно отклоняющиеся замеры. Наиболее простым методом обработки хронометражных рядов является метод, основанный на определении коэффициентов устойчивости (куст), который представляет собой отношение максимального значения времени (tmax) к минимальному (tmin) в одном и том же  хронометражном  ряду

К уст = tmax/ tmin                          (1)

Куст 1 = 10 : 2 = 5

Куст 2= 35 : 19= 1,8

Куст 3 = 20:11 = 1,8

Куст 4 = 9: 4 = 2,25

         Фактически рассчитанные  коэффициенты устойчивости сравниваются с нормативными . Для определения нормативных коэффициентов устойчивости  производственные процессы по обработке обмена можно отнести  к массовому типу производства. Если Куст факт меньше К уст нормативного, то ряд  условно считается устойчивым, если наоборот,  то ряд неустойчив, необходимо его улучшит  путем  исключения максимальных и минимальных  значений для достижения  нормативной устойчивости.

         Второй метод.

         Чтобы повысить  объективность при оценке устойчивости хронометражного ряда, можно использовать метод, по которому первоначально  удаляются  резко отличающиеся  минимальные замеры, а затем по оставшимся рассчитывается верхняя граница ряда, то есть максимальное значение:

Tmax  = tmin *К                    (2)

Где    К – нормативный коэффициент  устойчивости ряда

         При обработке рядов в этом случае исключают все значения, превышающие tmax. ПО ставшимся замерам, считающимися качественными, определяется среднее время (tj)  в каждом хронометражном ряду.

         Все результаты расчетов заносятся в таблицу  6.

Как видено из таблицы 6, коэффициент устойчивости не соответствует норме только по 1 операции.

         Для решения создавшейся проблемы удаляем резко отличающиеся минимальные значения: 2,3

         Пересчет максимального значения:

Tmax = 4* 2, 5 = 10

         Таким образом, наибольшее значение остается  таким же равным 10.



















Таблица 6

Расчет норматива оперативного времени на выполнение операций


Элементы операций

Период

Устойчивость ряда

Среднее

количество замеров

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

нормативна я

фактическая

1. Ответ на вызов абонента и служебный разговор

7

5

3

2

4

7

8

6

7

5

10

9

6

8

7

2,5

5

6,27

15

2. Прием и оформление заказа

19

28

37

33

30

19

31

20

25

27

21

27

22

31

35

2,5

1,8

27

15

3. Ответ на вызов и  переключение на стол справок

16

17

11

13

12

15

14

19

15

20

13

14

13

12

15

2,5

1,8

14,6

15

4. Служебные разговоры

5

4

5

6

4

6

7

9

6

8

7

9

4

7

8

2,5

2,25

6,33

15

Таблица 7

Пересчет

Элементы операций

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

нормативна я

фактическая

0

количество замеров

1. Ответ на вызов абонента и служебный разговор

7

5

4

4

4

7

8

6

7

5

10

9

6

8

7

2,5

2,5

6,27

15

2. Прием и оформление заказа

19

28

37

33

30

19

31

20

25

27

21

27

22

31

35

2,5

1,8

27

15

3. Ответ на вызов и  переключение на стол справок

16

17

11

13

12

15

14

19

15

20

13

14

13

12

15

2,5

1,8

14,6

15

4. Служебные разговоры

5

4

5

6

4

6

7

9

6

8

7

9

4

7

8

2,5

2,25

6,33

15

 






5. Расчет норм выработки

         Методика расчета  норм выработки зависит от способа выполнения операции.

         Так как все операции выполняются вручную, то норма выработки определяется  по формуле:

Нвр час = 3600 : Нвр                               (3)

Где    Нвр – норма времени на выполнение одной  операции соответственно а в долях часа, минутах, секундах

         Независимо от  расчетной  формулы результат измеряется количеством соответствующих операций в час

         Норма времени  учитывает только  необходимые затраты времени и рассчитывается по формуле:

Нвр = Tоп * (1+Д)

Где    Т оп – норматив оперативного времени  на выполнение одной операции, полученной после обработки хронометражного ряда.

         Д – коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени,     а  именно: подготовительно – заключительного этапа (Тпз), обслуживания рабочего времени (Том), регламентированных перерывов (Трп) по нормативной структуре затрат.

Д = (Тпз + Том+Трп) : Топ                     (4)

Д = (5+7+25) :300 = 0,12

Тогда,

Нвр = 54,2 * 1,12 = 60,7

Н в час = 3600 * а: Топ                            (5)

Где    а -  коэффициент использования рабочего времени  телефониста

А = Счнн * Топ : м                         (6)

Где    Счнн – нагрузка Чнн, заказ (400)

         М –  расчетное  число рабочих  мест в группе, определяемая по  номограмам Бухмана при коэффициент вариации  оперативного времени (0,6) и максимально допустимом времени ожидания ответа 10.

А = 400*300: 115000 = 1,04

6. Определение  эффективности  внедрения  проектируемых норм выработки

         При  оценке эффективности  проектируемых норм необходимо определить:

1.      уровень выполнения  действующих и проектируемых норм, оценить их качество

2.      снижение трудовых  затрат в расчете на  месяц по анализируемой группе рабочих мест

3.      экономию  численности  работников и эксплуатационных расходов

Уровень выполнения норм представляет  отношение нормативного времени Тн к фактическому Тф при выполнении одного и того же объема работы, определяется в процентах (Пвн):

Пвн = Тн*100 : Тф                          (7)

Нормативное  время рассчитывается  по формулам ниже:

                      (8)

где    Нврi – норма времени  на соответствующую операцию

         qфi  - фактически выполненный объем  работы за смену, ед.

Тн = 60,7 * 300 =18211  (с) = 304 (мин)

         Фактическое время  зависит от графика работы и равно  времени смены (тсм) с учетом уплотнения:

Тф = Тсм – Туп                     (9)

Если определяется выполнение  действующих норм, то Туп равно значению в фактической структуре. При определении Пвн проектируемых норм:

Туп = Тсм * Куп                    (10)

Где    Тсм – продолжительность смены

         Куп – ожидаемый коэффициент уплотнения после проектирования нормативной структуры затрат

Ту п = 420 * 0,2 = 84 (мин.)

Тогда, Тф = 420 – 84 = 336 (мин.)

Тогда, Пвн = 304 : 336 * 100  =  90, 5 (%)

         Качество  норм оценивается коэффициентом напряженности норм (Кнн), который рассчитывается по формуле:

Кнн = 100 : Пвн                     (11)

Кнн = 100:90,5*100  = 110 %

Следует рассчитать Кнн для действующих и проектируемых норм, выявить факторы, от которых может зависеть этот показатель. Нормативный уровень выполнения напряженных норм находится в пределах  от 100   до 110 %.

Значит, нормы можно считать качественными.

         Если Кнн находится за этими пределами, то нормы считаются некачественными, поэтому следует  объяснить, что повлияло на Кнн.

На снижение трудовых затрат влияет  Нв, а следовательно,  экономия времени (Эв) на выполнение каждой операции:

Эв = Нврс-Нвпр                    (12)

Где    Нврс, Нвпр – соответственно нормы времени существующие и проектируемые на выполнение одной и той же операции.

Эв1 =  9,6 – 9 = 0,6

Эв2= 2,2 – 2 = 2

Эв3=4,1 – 3,9 = 0,2

Эв4= 9,6 – 9 = 0,6

         Существующая норма времени определяется как величина, обратная  действующей норме выработки (Нвс)

Нврс = 3600 : Нвс                           (13)

         Нврс 1= 60 : 6,27 =9,6

         Нврс 2=60:27 =2,2

         Нврс 3=60:14,6 = 4,1

         Нврс 4 =    60: 6,27 = 9,6

За счет экономии времени, полученной на выполнение одной операции, определяется общая экономия трудовых затрат (Тмес) на весь объем работ в расчете на месяц:

                            (14)

где    qфм i – фактическое количество операций за месяц, выполняемое одним работником

qфмi  = qсм * Др                   (15)

где    Др – число рабочих дней в месяце (25)

qфмi  = 300 * 25 = 7500 (зак.)

Тогда, Тмес =  31,9  (ч.)

         Экономия численности (Ч) рассчитывается по формуле:

Ч = Тмес *h*M:Ф мес                               (16)

Где    h – коэффициент, учитывающий резерв на отпуск (1,08)

         М – количество однотипных рабочих мест на участке (5)

         Фмес – среднемесячный фонд рабочего времени одного работника, зависит от установленной  законом продолжительности рабочего дня (7 часов) и количества праздников на 2000 год (166,25 час)

Тогда, Ч = 31,9 * 1,08*5:166,25 = 1 (чел.)

         Экономия  по заработной плате рассчитывается на основе сокращения потребности в рабочей силе при внедрении новых норм и месячных  тарифных ставок, которые определяются как произведение минимальной заработной платы на тарифный коэффициент. Тарифный коэффициент (Кт) зависит от профессии и класса квалификации   и определяется по  таблице 8.

 Таблица 8

Наименование должности

Тарифные коэффициенты

3

4

5

6

7

Телефонист



2,16

2,44

2,76

Телеграфист


1,91

2,!6

2,44


Сортировщик

1,69

1,91

2,16



Оператор связи

1,69

1,91

2,16



         В целом  экономия   по заработной плате с отчислениями на социальные нужды равна:

Э = Змин * Кт * Кр*Кпр*Котч * Ч*12                   (17)

Где    Змин -  минимальная заработная плата за месяц, принимается на уровне минимальной для РФ или предприятия связи, руб.

         Кр – районный коэффициент К р = 1,2

         Кпр – коэффициент, учитывающий премиальные выплаты  Кпр = 1,4

         Котч – коэффициент, учитывающий отчисления на социальные нужды

         Ч – расчетная экономия численности за счет  внедрения новых, более прогрессивных норм

         12 – количество месяцев в году

Э = 670 * 2,16 * 1,2*1,4*1,3 * 1*12 = 37928 (руб.)

         Таким образом, в результате внедрения более прогрессивных норм труда в организации произойдет экономия численности персонала на 1 человека, экономия на заработной плате в размере 37928 руб. в год. В связи с чем внедрение прогрессивных норм благоприятно скажется на результатах работы предприятия в целом.

Список литературы

1.                         Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.

2.     Бовыкин В. И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. – М.: Экономика, 1997.

3.     Генкин Б. М. Эффективность труда и качества жизни: Учебное пособие. – СПб: СПб ГИЭА, 1997.

4.     Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

5.     Дудяшова В.П. Мотивация труда в менеджменте: Учебное пособие. – Кострома: издательство КГТУ, 1996.

6.     Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб. Проспект, 2002.

7.     Ладанов И. Д. Практический менеджмент. Часть. 2.: Управление персоналом / под ред. Сергеюка П.И. – М.: «Ника», 2002.

8.     Максимов П.Ю. Труд в контексте социализации человека // Человек и труд, 2003, № 6.

9.     Менеджмент организации: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА – М, 2003.

10.    Основы управления персоналом: Учебник для вузов / под ред. Б.М. Генкина. – М.: Высшая школа, 1996.

11.    Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент работников. – М.: Зевс, 2002.

12.    Санталайнен Т., Воутилайнен Э. и др. Психология управления. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2003.

13.    Ситников А.Д. Управление персоналом организации. Учебник для ВУЗов. – М.: ИНФРА-М, 2003.

14.    Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. – СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 2000.

15.    Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 1997.

16.    Уткин Э. А., Кочетков А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. – М.: Аналис, 1996.

17.    Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. – М.: Высшая школа – 2001.

18.    Шкатулла В.И Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: Норма – Инфра – М.: Дело, 1998.

19.    Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1996.

20.    Экономика предприятия: Учебник / Под ред. И.О. Волкова. – М.: Инфра – М,1998.