Содержание

Гл.3 Анализ финансово хозяйственной деятельности МУП «Романтик». 3

1. Анализ структуры имущества предприятия. 3

1.1 Горизонтальный анализ структуры имущества предприятия. 3

1.2. Анализ структуры активов предприятия. 8

1.3. Анализ оборотных активов. 12

2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. 15

3. Анализ финансовой устойчивости предприятия. 23

4. Рекомендации МУП «Романтик» по итогам проведенного анализа. 4

Иллюстрационный материал.. 10

Список литературы... 11


Гл.3 Анализ финансово хозяйственной деятельности МУП «Романтик»

1. Анализ структуры имущества предприятия

1.1 Горизонтальный анализ структуры имущества предприятия

Развитие и углубление экономического анализа является необходимым условием стабильной работы предприятия и позволяет предвидеть хозяйственную и коммерческую ситуацию для достижения конечной цели предприятия, как правило, получение максимальной прибыли.  Методику анализа целесообразно переориентировать на исследование таких сторон деятельности предприятия, которые приобретают особую важность в условиях рынка, конкуренция и обострение проблемы выживаемости, финансовой устойчивости при надежности предприятия как партнера. В условиях рынка экономики приобретут вес методы, направленные на прогнозирование производственно-хозяйственной деятельности, на выработку рекомендаций для принятия продуманных и обоснованных решений. [1]

Классификация активов предприятия по раз­ным признакам. Значение оптимальности структуры активов предприятия. Горизон­тальный и вертикальный анализ актива ба­ланса. Оценка темпов прироста активов в ус­ловиях инфляции.

Финансовое состояние предприятия и его ус­тойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает пред­приятие, в какие активы вложен капитал и какой доход они ему приносят.

Сведения о размещении капитала, имею­щегося в распоряжении предприятия, содер­жатся в активе баланса. Каждому виду разме­щенного капитала соответствует определен­ная статья баланса. По этим данным можно установить, какие изменения произошли в ак­тивах предприятия, какую часть составляет недвижимость предприятия, а какую — обо­ротные средства, в том числе в сфере произ­водства и сфере обращения

Главным признаком группировки статей ак­тива баланса считается степень их ликвидно­сти (скорость превращения в денежную на­личность). По этому признаку все активы ба­ланса подразделяются на долгосрочные, или основной капитал (разд. I), и оборотные акти­вы (разд. II).

Средства предприятия могут использовать­ся как в его внутреннем обороте, так и за его пределами (дебиторская задолженность, долгосрочные и краткосроч­ные финансовые вложения, денежные средства на счетах в банках).

Капитал может функционировать в денежной и материальной фор­мах. В период инфляции нахождение средств в денежной форме при­водит к понижению их покупательной способности, так как эти статьи не переоцениваются в связи с инфляцией.

Размещение средств предприятия имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении ее эффективности. От того, какие инвестиции вложены в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производства и обращения, в денежной и матери­альной форме, насколько оптимально их соотношение, во многом за­висят результаты производственной и финансовой деятельности, следовательно, и финансовая устойчивость предприятия. Если созданные производственные мощности предприятия используются недостаточ­но полно из-за отсутствия материальных ресурсов, то это отрицательно сказывается на финансовых результатах предприятия и его финансовом положении. То же происходит, если созданы излишние производст­венные запасы, которые не могут быть быстро переработаны на имею­щихся производственных мощностях. В итоге замораживается капитал, замедляется его оборачиваемость и как следствие ухудшается финан­совое состояние. Даже при хороших финансовых результатах, высоком уровне рентабельности предприятие может испытывать финансовые трудности, если оно нерационально использовало свои финансовые ресурсы, вложив их в сверхнормативные производственные запасы или допустив большую дебиторскую задолженность.

В процессе анализа в первую очередь следует изучить динамику ак­тивов предприятия, изменения в их составе и структуре и дать им оценку.

Вертикальный анализ активов баланса, отражая долю каждой ста­тьи в общей валюте баланса, позволяет определить значимость изме­нений по каждому виду активов.


Анализ динамики активов, обязательств и капитала МУП "Романтик"

Показатели

Код строки

на начало периода

на конец периода

Изменение за период

Сумма

Темп роста

Абсолютная величина

В % к общей сумме

1

2

3

4

5

6

7

АКТИВ

 

 

 

 

 

 

I. Внеоборотные активы

 

 

 

 

 

 

Нематериальные активы

110

 

 

 

 

 

Основные средства

120

19

7

0,368

-12

-46,154

ИТОГО по разделу I

190

19

7

0,368

-12

-46,154

II. Оборотные активы

 

 

 

 

 

 

Запасы

210

1113

953,8

0,857

-159,2

-7,703

в том числе сырье и материалы и другие ценности

211

7

7

1,000

0

0,000

затраты в незавершенном производстве

213

24

123

5,142

99,4

67,436

Готовая продукция и товары для перепродажи

214

1068

823

0,771

-244,6

-12,932

Расходы будущих периодов

216

14

 

0,000

-14

-100,000

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты

230

107

4

0,037

-103

-92,793

в том  числе покупатели и заказчики

231

107

4

0,037

-103

-92,793

Денежные средства

260

5

36

7,200

31

75,610

Прочие оборотные активы

270

 

 

 

 

 

Итого по разделу II

290

1225

993,8

0,811

-231,2

-10,420

БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)

300

1244

1001

0,805

-243,2

-10,834

ПАССИВ

 

 

 

 

 

 

III. Капитал и резервы

 

 

 

 

 

 

Уставный капитал

410

1

1

1,000

0

0,000

Добавочный капитал

420

13

13

1,000

0

0,000

Резервный капитал

430

 

 

 

 

 

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

-

-113

-443

3,920

-330

59,353

Итого по разделу III

490

-99

-429

4,333

-330

62,500

IV. Долгосрочные обязательства

 

 

 

 

 

 

Займы и кредиты

510

 

 

 

 

 

Прочие долгосрочные обязательства

520

 

 

 

 

 

Итого по разделу IV

590

 

 

 

 

 

V. Краткосрочные обязательства

 

 

 

 

 

 

Займы и кредиты

610

364

200

0,549

-164

-29,078

Кредиторская задолженность

620

979

1230

1,256

251

11,363

в том числе поставщики и подрядчики

621

653

726

1,112

73

5,294

Задолженность перед персоналом организации

622

251

267

1,064

16

3,089

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

623

21

6

0,286

-15

-55,556

Задолженность по налогам и сборам

624

4

213

53,250

209

96,313

прочие кредиторы

625

50

18

0,360

-32

-47,059

ИТОГО по разделу V

690

1343

1430

1,065

87

3,137

БАЛАНС (сумма строк 490+590+690)

700

1244

1001

0,805

-243

-10,824


По проведенному анализу можно сделать выводы о том, что за прошедший период валюта баланса уменьшилась на 243,2 тыс. руб. В структуре активов уменьшению подверглись как внеоборотные, так и оборотные активы. Снижение основных средств за прошедший период на 46,154% следует рассматривать как отрицательный фактор, приводящий к дестабилизации финансового положения предприятия. В структуре оборотных активов следует отметить уменьшение запасов готовой продукции и краткосрочной дебиторской задолженности, а также рост незавершенного производства.


1.2. Анализ структуры активов предприятия

Внеоборотные активы, или основной капитал, — это вложения средств с долговременными целями в недвижимость, облигации, акции, запа­сы полезных ископаемых, совместные предприятия и т.д.

Особое внимание уделяется изучению состояния, динамики и струк­туры основных средств, так как они занимают большой удельный вес в долгосрочных активах предприятия.

Изменение суммы по этой статье может произойти как за счет увеличения (уменьшения) количества машин, оборудования, зда­ний, сооружений, так и за счет повышения стоимости вновь приоб­ретенных объектов и переоценки старых в связи с инфляцией.

Для определения влияния первого фактора необходимо измене­ние количества по каждому виду основных средств умножить на уро­вень их цены на начало периода.

Изменение суммы основных средств за счет их стоимости опреде­ляется умножением изменения цены г-го вида основных средств на их количество на конец отчетного периода.


Анализ показателей структуры активов и источников МУП "Романтик"

Показатели

Код строки

На начало периода

На конец периода

Сумма

%

Сумма

%

1

2

3

4

9

10

АКТИВ

 

 

 

 

 

I. Внеоборотные активы

 

 

 

 

 

Нематериальные активы

110

 

 

 

 

Основные средства

120

19

1,5

7

0,7

ИТОГО по разделу I

190

19

1,5

7

0,7

II. Оборотные активы

 

 

0,0

 

0,0

Запасы

210

1113

89,5

953,8

95,3

в том числе сырье и материалы и другие ценности

211

7

0,6

7

0,7

затраты в незавершенном производстве

213

24

1,9

123,4

12,3

Готовая продукция и товары для перепродажи

214

1068

85,9

823,4

82,3

Расходы будущих периодов

216

14

1,1

0

0,0

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты

230

107

8,6

4

0,4

в том  числе покупатели и заказчики

231

107

8,6

4

0,4

Денежные средства

260

5

0,4

36

3,6

Прочие оборотные активы

270

0

0,0

0

0,0

Итого по разделу II

290

1225

98,5

993,8

99,3

БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)

300

1244

100,0

1001

100,0

ПАССИВ

 

 

 

 

 

III. Капитал и резервы

 

 

 

 

 

Уставный капитал

410

1

0,1

1

0,1

Добавочный капитал

420

13

1,0

13

1,3

Резервный капитал

430

0

0,0

0

0,0

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

-

-113

-9,1

-443

-44,3

Итого по разделу III

490

-99

-8,0

-429

-42,9

IV. Долгосрочные обязательства

0

0

0,0

0

0,0

Займы и кредиты

510

0

0,0

0

0,0

Прочие долгосрочные обязательства

520

0

0,0

0

0,0

Итого по разделу IV

590

0

0,0

0

0,0

V. Краткосрочные обязательства

0

0

0,0

0

0,0

Займы и кредиты

610

364

29,3

200

20,0

Кредиторская задолженность

620

979

78,7

1230

122,9

в том числе поставщики и подрядчики

621

653

52,5

726

72,5

Задолженность перед персоналом организации

622

251

20,2

267

26,7

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

623

21

1,7

6

0,6

Задолженность по налогам и сборам

624

4

0,3

213

21,3

прочие кредиторы

625

50

4,0

18

1,8

ИТОГО по разделу V

690

1343

108,0

1430

142,9

БАЛАНС (сумма строк 490+590+690)

700

1244

100,0

1001

100,0


За прошедший период следует отметить следующие изменения в структуре имущества МУП «Романтик»: снижение основных средств на 12 тыс. руб. привели к уменьшению их доли в общей структуре имущества. Увеличение затрат в незавершенном производстве, а так же снижение краткосрочной задолженности следует расценивать как отрицательные факторы. Дело в том, что на счетах незавершенного производства в оптовой и розничной торговле отражаются произведенные затраты по реализации продукции, сальдо на конец периода – затраты будущих периодов. Поскольку предприятие терпит убытки, то такие затраты не носят практической пользы. Снижение же краткосрочной дебиторской задолженности уменьшает долю одного из наиболее ликвидных активов, что способствует снижению платежеспособности предприятия.


Расчет величины чистых активов МУП "Романтик"





Показатель

Алгоритм расчета

Значение на начало периода

Значение на конец периода



1

2

3

4


Величина чистых активов

 текущие активы – текущие обязательства предприятия.

-198

-858,2



Для оценки стоимости чистых активов составляется расчет по данным бухгалтерской отчетности

В состав активов, принимаемых к расчету, включаются:

- внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе бухгалтерского баланса (нематериальные активы, основные вложения денежные средства прочие оборотные активы), за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акции, вы­купленных акционерным обществом у акционеров для их пос­ледующей перепродажи или ан­нулирования, и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал

В состав пассивов, прини­маемых к расчету, включаются:

ü долгосрочные обязатель­ства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства,

ü краткосрочные обязатель­ства по займам и кредитам,

ü кредиторская задолжен­ность (за исключением задол­женности участникам (учредителям) по выплате доходов),

ü резервы   предстоящих расходов,

ü прочие краткосрочные обязательства

Оценка стоимости чистых активов производится акцио­нерным обществом ежеквартально и в конце года на соответствующие отчетные даты

Информация о стоимости чистых активов раскрывается в промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности

Проведенный анализ чистых активов показывает убыточность предприятия. Сравнение величины чистых активов с величиной собственных средств предприятия и уставным капиталом, показывает, что величина чистых активов меньше заявленной суммы уставного капитала, значит МУП «Романтик» следует заявить либо об уменьшении уставного капитала, либо в законодательном порядке признать себя банкротом.


1.3. Анализ оборотных активов

Роль и задачи анализа в управлении оборотными активами. Анализ структуры оборотных активов по различным группировочным при­знакам.

Оборотные активы занимают большой удельный вес в общей валюте баланса. Это наиболее мобильная часть капитала, от состояния и ра­ционального использования которого во многом зависят результаты хозяйственной деятельности и финансовое состояние предприятия.

Основная цель анализа — своевременное выявление и устранение недостатков управления оборотным капиталом и нахождение резер­вов повышения интенсивности и эффективности его использования.

Анализируя структуру оборотных активов, следует иметь в виду, что устойчивость финансового состояния в значительной мере зави­сит от оптимального размещения средств по стадиям процесса круго­оборота: снабжения, производства и сбыта продукции. Размеры вло­жения капитала в каждую стадию кругооборота зависят от отраслевых и технологических особенностей предприятий.

По характеру участия в операционном процессе различают оборот­ные активы, находящиеся в сфере производства (запасы) и в сфере об­ращения (дебиторская задолженность, денежная наличность).

По периоду функционирования оборотные активы состоят из посто­янной и переменной части, т.е. зависящей и не зависящей от сезон­ных колебаний объемов деятельности предприятия.

В зависимости от степени риска вложения капитала различают оборотные активы:

ü с минимальным риском вложений (денежные средства, кратко­ срочные финансовые вложения);

ü с малым риском вложений (дебиторская задолженность за вычетом сомнительных долгов, производственные запасы за вычетом за­ лежалых, остатки готовой продукции за вычетом не пользующейся спросом, незавершенное производство);

ü с высоким риском вложений (сомнительная дебиторская задолженность, залежалые запасы, не пользующаяся спросом готовая продукция).

В процессе анализа, прежде всего, необходимо изучить изменения в наличии и структуре оборотных активов. При этом следует иметь в виду, что стабильная структура оборотного капитала свидетельству­ет о стабильном, хорошо отлаженном процессе производства и сбыта продукции. Существенные ее изменения говорят о нестабильной ра­боте предприятия.

Большое влияние на финансовое состояние предприятия и его про­изводственные результаты оказывает состояние материальных запа­сов. В целях нормального хода производства и сбыта продукции за­пасы должны быть оптимальными.

Увеличение удельного веса запасов может свидетельствовать:

а)      о расширении масштабов деятельности предприятия;

б)      стремлении защитить денежные средства от обесценивания под воздействием инфляции;

в)      неэффективном управлении запасами, вследствие чего значительная часть капитала замораживается на длительное время в запасах, замедляется его оборачиваемость. Кроме того, возникают проблемы с ликвидностью, увеличивается порча сырья и материалов, растут складские расходы, что отрицательно влияет на конечные ре­зультаты деятельности. Все это свидетельствует о спаде деловой активности предприятия.

В то же время недостаток запасов (сырья, материалов, топлива) мо­жет привести к перебоям процесса производства, к недогрузке произ­водственной мощности, падению объемов выпуска продукции, росту себестоимости, убыткам, что также отрицательно сказывается на фи­нансовом состоянии. Поэтому каждое предприятие должно стремить­ся к тому, чтобы производство вовремя и в полном объеме обеспечива­лось всеми необходимыми ресурсами и чтобы они не залеживались на складах.

По приведенному анализу оборотных средств предприятия можно сделать выводы об общем снижении оборотных активов, что приводит к тому, что фирма «проедает» оборотные активы, т.е. используя оборотные средства на погашение задолженности МУП «Романтик» лишает себя оборотных средств необходимых для покупки товаров.


2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по акти­ву, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируют­ся по степени срочности их погашения.

Первая группа (А1) включает в себя абсолютно ликвидные активы, такие как денежная наличность и краткосрочные финансовые вло­жения.

Ко второй группе (А2) относятся быстро реализуемые активы: то­вары отгруженные, дебиторская задолженность со сроком погаше­ния до 12 месяцев и НДС по приобретенным ценностям. Ликвид­ность этой группы оборотных активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скоро­сти платежного документооборота в банках, от спроса на продук­цию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и др.

Значительно больший срок понадобится для превращения произ­водственных запасов, незавершенного производства, готовой про­дукции в денежную наличность. Поэтому они отнесены к третьей группе медленно реализуемых активов (А3).

Четвертая группа (А4) — это труднореализуемые активы, куда вхо­дят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные фи­нансовые вложения, незавершенное строительство, дебиторская за­долженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 ме­сяцев.

Пятая группа (А5) — неликвидные активы (безнадежная дебитор­ская задолженность, неходовые, залежалые материальные ценности, расходы будущих периодов).

Соответственно на пять групп разбиваются и обязательства пред­приятия:

П1 — наиболее срочные обязательства, которые должны быть по­гашены в течение текущего месяца (кредиторская задолженность кредиты банка, сроки возврата которых наступили);

П2 — среднесрочные обязательства со сроком погашения до одно­го года (краткосрочные кредиты банка);

П3 — долгосрочные обязательства (долгосрочные кредиты банка и займы);

П4 — собственный (акционерный) капитал, находящийся посто­янно в распоряжении предприятия;

П5—доходы будущих периодов, которые предполагается получить в перспективе.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если:

А1>П1;   А2>П2;   А3>П3;   А4<П4;   А5<П5.

Изучение соотношений этих групп активов и пассивов за несколь­ко периодов позволит установить тенденции изменения в структуре баланса и его ликвидности.

При этом следует учитывать риск недостаточной ликвидности, ко­гда недостает высоколиквидных средств для погашения обязательств и риск излишней ликвидности, когда из-за избытка высоколиквид­ных активов, которые, как правило, являются низкодоходными, про­исходит потеря прибыли для предприятия.



Расчет абсолютных показателей ликвидности МУП "Романтик"










АКТИВ

Алгоритм расчета

Значение на начало периода

Значение на конец периода

ПАССИВ

Алгоритм расчета

Значение на начало периода

Значение на конец периода

Платежный излишек (недостаток)

Значение на  начало периода

Значение на конец периода

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Наиболее ликвидные активы (А1)

 Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения

5

36

Наиболее срочные обязательства и краткосрочные пассивы

 Кредиторская задолженность, краткосрочные заемные средства, расчеты по дивидендам. Прочие краткосрочные пассивы

1343

1430

1231

1390

Быстро-реализуемые активы (А2)

 Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев

107

4

Медленно реализуемые активы (А3)

Запасы, НДС, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев, прочие оборотные активы 

1113

953,8

Долгосрочные пассивы

 Долгосрочные кредиты и займы, доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей

0

0

-1113

-953,8

Трудно-реализуемые активы (А4)

 Внеоборотные активы

19

7

Постоянные пассивы

 Капитал, резервы за минусом убытков

-99

-429

-118

-436

БАЛАНС

 

1244

1001

БАЛАНС

 

1244

1001

х

х


Наряду с абсолютными показателями для оценки ликвидности пред­приятия рассчитывают следующие относительные показатели: коэф­фициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности и коэффициент абсолютной ликвидности.

Данные показатели представляют интерес не только для руково­дства предприятия, но и для внешних субъектов анализа: коэффици­ент абсолютной ликвидности представляет интерес для поставщиков сырья и материалов, коэффициент быстрой ликвидности — для бан­ков, коэффициент текущей ликвидности — для инвесторов.

Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резер­вов) определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов пред­приятия. На данном предприятии его величина на начало года —0,08 , на конец — 0,03. Его уровень показыва­ет, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности.

Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Однако и при небольшом его зна­чении предприятие может быть всегда платежеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам. Поэтому каких-либо общих нормативов и реко­мендаций по уровню данного показателя не существует.

Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности — отношение де­нежных средств, краткосрочных финансовых вложений и кратко­срочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидают­ся в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств.

Удовлетворяет обычно соотношение 0,7—1. Од­нако оно может оказаться недостаточным, если большую долю лик­видных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать. В таких случаях требуется соотноше­ние большее. Если в составе оборотных активов значительную долю занимают денежные средства и их эквиваленты (ценные бумаги), то это соотношение может быть меньшим.

Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покры­тия долгов) — отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы за минусом расходов будущих периодов, к общей сумме крат­косрочных обязательств. Он показывает степень, в которой оборот­ные активы покрывают оборотные пассивы.


Расчет относительных показателей ликвидности МУП "Романтик"





Показатель

Алгоритм расчета

Значение на начало периода

Значение на конец периода

1

2

3

4

Коэффициент абсолютной ликвидности

Денежные средства + краткосрочные финансовые вложения/краткосрочная задолженность

0,08

0,03

Коэффициент быстрой ликвидности

(денежные средства + дебиторская задолженность)/ краткосрочная задолженность

0,08

0,03

Коэффициент текущей ликвидности

Текущие активы/краткосрочную задолженность

0,91

0,69


По проведенному анализу можно сделать выводы о низком уровне платежеспособности МУП «Романтик». Коэффициенты абсолютной ликвидности и быстрой ликвидности не удовлетворяют требованиям необходимым для ведения торговли. Коэффициент текущей ликвидности показывает, что предприятие не в состоянии покрыть все свои долги. Снижение этого показателя за отчетный период свидетельствует об убыточности деятельности предприятия.


Расчет показателей эффективности хозяйственной деятельности МУП "Романтик"

Показатели

Алгоритм расчета

за отчетный период

за период, предшествующий отчетному

1

2

3

4

Прибыль (убыток) от продаж

строка 050 отчета о прибылях и убытках

-336

77

Чистая прибыль (убыток)

строка 190 отчета о прибылях и убытках

-329

-99

Коэффициент рентабельности продаж

валовая прибыль/выручка от продаж

-4,72

22,92

Коэффициент общей рентабельности

Валовая прибыль/себестоимость продукции

0,79

0,65

Коэффициент рентабельности собственного капитала

чистая прибыль/собственный капитал

-23,5

-7,07

Коэффициент  рентабельности продаж

прибыль от реализации продукции/ее полная себестоимость

-0,17

0,03

Коэффициент рентабельности чистых активов

чистая прибыль/среднегодовая величина чистых активов.

1,66

0,12


Проведенный убыток показывает убыточность продаж продукции в отчетном периоде, что привело к уменьшению чистой прибыли предприятия. Общая рентабельность продукции за прошедший период работы предприятия выросла с 0,65 до 0,79, что является положительным фактором. Так же вырос и коэффициент рентабельности чистых активов, что свидетельствует об уменьшении кредиторской задолженности по отношению к имуществу предприятия. Уменьшение рентабельности продаж и рентабельности собственного капитала, в столь интенсивных темпах является отрицательным фактором.


Анализ структуры и динамики доходов и расходов МУП "Романтик"

Показатели

за период, предшествующий отчетному

за отчетный период

по отношению к предыдущему периоду

сумма

%

сумма

%

темп роста

абсолютная сумма изменения величины доходов / расходов

в % к общей сумме изменения

изменение доли отдельных видов доходов / расходов

ДОХОДЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

Доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи  продукции, товаров, работ, услуг), в т.ч.

4477,0

92,0

3587,0

97,1

0,8

-890,0

75,9

-16,1

выручка в розничной торговле

3661,0

75,3

3186,0

86,3

0,9

-475,0

40,5

-34,7

выручка в оптовой торговле

816,0

16,8

401,0

10,9

0,5

-415,0

35,4

18,6

Прочие операционные доходы

384,0

7,9

106,0

2,9

0,3

-278,0

23,7

15,8

Прочие внереализационные доходы

4,0

0,1

 

0,0

0,0

-4,0

0,3

0,3

Итого доходов

4865,0

100,0

3693,0

100,0

0,8

-1172,0

100,0

 

РАСХОДЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

Себестоимость продаж

2712,0

60,2

2002,0

49,8

0,7

-710,0

146,7

86,5

Коммерческие расходы

1680,0

37,3

1921,0

47,8

1,1

241,0

-49,8

-87,1

Управленческие расходы

 

0,0

 

0,0

 

0,0

0,0

0,0

Прочие операционные расходы

83,0

1,8

99,0

2,5

1,2

16,0

-3,3

-5,1

Прочие внереализационные расходы

31,0

0,7

 

0,0

0,0

-31,0

6,4

5,7

Итого расходов

4506,0

100,0

4022,0

100,0

0,9

-484,0

100,0

 


В структуре доходов существенных изменений не произошло, по-прежнему наибольшую долю занимает розничная торговля 86,3% доходов предприятия. Оптовые продажи составляют 10,9%, операционные доходы составляют 2,9%. Уменьшение доходов за отчетный период на 890 тыс. руб. на 40,5% связано с уменьшением розничного товарооборота на 475 тыс. руб., доля оптовой торговли составляет 35,4%, что составляет 415 тыс. руб., и на 23,7% за счет уменьшения прочих операционных доходов на 278 тыс. руб.

Расходы предприятия за прошедший период снизились на 484 тыс. руб., как и следовало ожидать при снижении продаж себестоимость реализованной продукции снизилась на 146,7%, что составило 710 тыс. руб. снижение коммерческих и прочих внереализационных расходов на 257 тыс. руб. являются безусловно положительным фактором, поскольку это свидетельствует о постепенной адаптации предприятия к новой экономической ситуации. Незначительный рост внереализационных расходов носит временный характер (поскольку эти расходы переменные), поэтому на него не следует заострять внимание.

3. Анализ финансовой устойчивости предприятия

Финансовое состояние предприятия (ФСП) — это сложная экономическая категория, отра­жающая на определенный момент состояние капитала в процессе его кругооборота и спо­собность субъекта хозяйствования к само­развитию.

В процессе операционной, инвестицион­ной и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капита­ла, изменяются структура средств и источни­ков их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие — фи­нансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платеже­способность.

Финансовое состояние может быть устой­чивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия свое­временно производить платежи, финанси­ровать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потря­сения и поддерживать свою платежеспособ­ность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансо­вом состоянии, и наоборот.

Если текущая платежеспособность — это внешнее проявление финансового состояния предприятия, то финансовая устойчивость — внутренняя его сторона, обеспечивающая ста­бильную платежеспособность в длительной перспективе, в основе которой лежит сбалансированность активов и пас­сивов, доходов и расходов, положительных и отрицательных денежных потоков.

Финансовая устойчивость предприятия — это способность субъ­екта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять рав­новесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его платежеспособность и инвести­ционную привлекательность в долгосрочной перспективе в грани­цах допустимого уровня риска.

Устойчивое финансовое состояние достигается при достаточно­сти собственного капитала, хорошем качестве активов, достаточном уровне рентабельности с учетом операционного и финансового рис­ка, достаточности ликвидности, стабильных доходах и широких воз­можностях привлечения заемных средств.

Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движе­ние таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение дохо­дов над расходами с целью сохранения платежеспособности и созда­ния условий для самофинансирования.

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабиль­ность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финан­совое положение предприятия. Напротив, в результате спада объемов производства и продаж происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является счаст­ливой случайностью, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной дея­тельности предприятия.

Устойчивое финансовое положение, в свою очередь, оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной дея­тельности должна быть направлена на обеспечение планомерного по­ступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.

Основные задачи анализа.

1.Своевременная и объективная диагностика финансового состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования.

2.Поиск резервов улучшения финансового состояния предпри­ятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости.

3.Разработка конкретных рекомендаций, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление фи­нансового состояния предприятия.

4.Прогнозирование возможных финансовых результатов и разра­ботка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

Анализ финансовой устойчивости основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели балан­са в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.

Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:

■с общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;

■аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;

■аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения ФСП


Расчет абсолютных показателей финансовой устойчивости МУП "Романтик"











Показатели наличия

Алгоритм расчета

Значение на начало периода

Значение на конец периода

Изменение за период          (гр.4-гр.3)

Показатели обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования

Алгоритм расчета

Значение на начало периода

Значение на конец периода

Изменение за период          (гр.9-гр.8)

 источников формирования запасов и

 затрат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Собственные оборотные средства

 

-198

-858,2

-660,2

Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств

-

-1118

-946,8

171,2

Собственные и долгосрочные заемные источники формирования запасов

собственный капитал + долгосрочные займы и кредиты

14

14

0

Излишек (+), недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов

-

-1099

-939,8

159,2

Общая величина "нормальных" источников формирования запасов

 

1357

1444

87

Излишек (+), недостаток (-) общей величины "нормальных" источников формирования запасов

-

244

490,2

246,2


Расчет относительных показателей финансовой устойчивости МУП "Романтик"

 




Показатель

Алгоритм расчета

Значение начало периода

Значение на конец периода

1

2

3

4

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

доля собственных средств в общей сумме

0,010

0,010

Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами (доля собственных оборотных средств в покрытии запасов)

доля собственных оборотных средств в покрытии запасов

0,013

0,015

Коэффициент автономии

отношение собственных средств к совокупным активам

0,010

0,010

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

Заемные средства/собственные средства

121,929

116,429

Коэффициент концентрации заемного капитала

Заемный капитал/ общую сумму средств

0,293

0,200

Индекс постоянного актива

(Основные средства + внеоборотные активы)/ собственный капитал

0,015

0,007


Проведенный анализ выявил недостаток собственных оборотных средств предприятия, а так же недостаток собственных и заемных источников формирования запасов. Однако снижение этих показателей свидетельствует о стабилизации финансового положения предприятия. Рост коэффициента обеспеченности запасов собственными оборотными средствами свидетельствует об увеличении доли собственных оборотных средств в покрытии запасов. Снижение коэффициента соотношения собственных и заемных средств, а также снижение коэффициента концентрации заемного капитала свидетельствуют об увеличении самостоятельности предприятия.

4. Рекомендации МУП «Романтик» по итогам проведенного анализа

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. при этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.[2]

Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия - это лишь “сырая информация”, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

За прошедший период по результатам проведенного анализа снижение торговых площадей на 286,2 кв. м, в связи со сносом основного здания МУП «Романтик» и изменение района деятельности, а также отвлечение оборотных средств на ремонт магазинов, поставили предприятие на грань банкротства.

В этой связи предприятию катастрофически необходимо увеличение оборотных средств. Источником такого увеличения могут послужить различного рода кредиты и займы. Хотя при увеличении доли заемных средств самостоятельность предприятия снизится, однако это даст необходимые для осуществления деятельности оборотные средства.

Падение оптовых продаж не связано с уменьшением торговых площадей, поскольку оптовые продажи осуществляются в соответствии с договорами купли-продажи заранее оговоренным контрагентам. Такое уменьшение продаж связано с падением спроса на продукцию. Для восстановления конкурентоспособности предприятию необходимо провести маркетинговый анализ рынка, а также оценить перспективы покупки новых видов продукции. Переход на существенно новую продукцию наиболее рискован, потому как предприятию необходимо будет занять свою нишу на существенно новом рынке. Однако такие радикальные меры могут привести к немедленному оздоровлению финансового состояния предприятия.

Поскольку падение прибыли предприятия началось именно из-за снижения торговых площадей, следовательно, необходимо так же восстановить утраченные площади. Отсутствие у предприятия средств на покупку либо строительство новых торговых площадей оставляют единственную возможность для такого увеличения торговых площадей – аренда.

Немаловажную роль также играет реклама. При помощи проведения рекламной акции МУП «Романтик» может вернуть часть постоянных клиентов с предыдущего торгового места.

Для привлечения денежных средств МУП «Романтик» может выпускать векселя под залог собственного имущества. Такой шаг позволит предприятию получить необходимые для продолжения деятельности оборотные средства.

100 000 * 10% = 10 000 руб. – финансовые потери при выпуске векселя (10% - ставка процента по векселю, уплачиваемая векселедержателю при погашении векселя). Однако учитывая экономический эффект производимый полученным финансированием можно полагать, что предприятие несомненно останется в прибыли.

Однако полученные денежные средства могут быть бесполезны если у предприятия не будет конкретного плана мероприятий по инвестированию данных средств. Нашей целью является разработка таких мероприятий и расчет экономической эффективности их внедрения.

Для начала нам необходимо увеличить количество запасов сырья – это необходимо для достижения большего количества оборотных средств, которые дадут предприятию возможность развития.

 Однако производство не является ключевым вопросом развития МУП «Романтик», ключевым вопросом является сбыт продукции. Потеря торговой площади является ощутимой утратой для предприятия.

1.     Одним из способов увеличения сбыта продукции является увеличение торговых площадей.

Для восстановления утраченных площадей в данной ситуации необходима аренда помещений. По предложению центра недвижимости стоимость аренды пригодных для торговли площадей стоит 50 000 руб.

Показатель

Сумма

Аренда помещений

50 000

Амортизация торгового оборудования

1 500

Обслуживание торгового процесса

200

Итого постоянных расходов

51 700

Стоимость продукции для продажи (средн.) руб./ед.

39

Оплата труда менеджеров руб./ед.

3

Итого переменных расходов руб./ед.

42


Ожидаемый уровень продаж продукции при использовании дополнительных торговых площадей 24 000 ед. продукции.

24000*42 + 51700 = 1 059 700 – полная себестоимость продукции подлежащей продаже на дополнительной площади. При средней цене единицы изделия 67 руб./ед. предприятие получит следующий экономический эффект.

67*24000 – 1059700 = 548300 руб. – прибыль от продажи продукции с использованием дополнительных торговых площадей.

2.     Реклама.

Для увеличения эффективности данных вложений предприятию необходима реклама новых мест продажи и продаваемой продукции.

Источник

Сумма

Предполагаемое количество клиентов по результатам маркетингового исследования

Затраты в расчете на 1 клиента

Реклама в газете (с учетом размещения полного текста)

18 000

700

25,70

Реклама на радио

17000

1670

10,18

Реклама на телевидении

27800

2300

12,09

Уличная городская реклама

7900

698

11,32


По проведенному маркетинговому исследованию наиболее дешевой будет реклама на радио и уличная реклама. Однако наиболее эффективной будет реклама на телевидении. Попробуем комбинировать два вида рекламы и провести сравнение.

27800 - (17000 + 7900) = 2900 руб. – экономия от применения рекламы на радио совместно с уличной рекламой по сравнению с рекламой на телевидении.

2300 – (1670 + 698) = 68 чел. – преимущества комбинированной рекламы над рекламой на телевидении по количеству привлекаемых клиентов.

Отсюда следует вывод о том, что предприятию следует прибегнуть к комбинированной рекламе.


3.     Переход на новые виды продукции.

Смена территориального размещения МУП «Романтик» повлияло также и на состав потребителей, в этой связи предприятию по результатам проведенного исследования рынка рекомендуется перейти на существенно новый состав продукции.

Показатель

Сумма

Содержание торговых помещений

26 000

Амортизация торгового оборудования

1 500

Обслуживание торгового процесса

200

Реклама

24900

Итого постоянных расходов

52600

Стоимость новой продукции для продажи (средн.) руб./ед.

63

Оплата труда менеджеров руб./ед.

3

Итого переменных расходов руб./ед.

66


Предполагаемый объем продаж 12000 ед. продукции в месяц по цене 123 руб./ ед.

12000 * 66 + 52600 = 844600 руб. – себестоимость продажи нового ассортимента продукции.

(12000 * 123) – 844600 = 631400 руб. – прибыль от продажи нового вида продукции.

4.     Переобучение персонала.

Переобучение персонала, ожидаемый эффект – повышение реализации продукции на 14%. Стоимость переобучения 1 работника 2560 руб. Количество персонала нуждающихся в переобучении 23 чел. С выработкой 1000 ед. продукции в месяц.

2560 * 23 = 58880 руб. – стоимость переобучения персонала предприятия.

(1000 * 14%*67) * 23 = 215740 руб. – предполагаемый рост объемов продаж за счет переобучения торгового персонала.

215740 – 58880 = 156860 руб. – экономический эффект от переобучения.

5.     Расширение зоны обслуживания.

Расширение зоны обслуживания путем налаживания прямых поставок на автотранспорте в Западную Сибирь.


Показатель

Сумма

Аренда автотранспорта

25 000

Оплата труда персонала

10 000

Итого постоянных расходов

35000

Стоимость продукции для продажи (средн.) руб./ед.

39

Оплата труда менеджеров руб./ед.

3

Стоимость погрузочно-разгрузочных работ руб./ ед.

1,2

Итого переменных расходов руб./ед.

43,2


Предполагаемый объем продаж 38000 ед. продукции по 65 руб. / ед.

38000*65 - (38000*43,2 + 35000) = 793400 руб.

Такая рекомендация будет эффективна, если по итогам маркетингового исследования выяснится перенасыщение рынка.


Иллюстрационный материал





Список литературы

1.   Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. М.: ДИС, 2003г.

2.     Баканов М.И., Шеремед А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000г.

3.    Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. М.: Финансы и статистика, 2001г.

4.     Бланк И.А. Управление денежными потоками. Киев: Ника-Центр; Эльга, 1999г.

5.    Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. М.: Финпресс, 2002.

6.     Дембинский Н.В. Вопросы теории экономического анализа. М.: Финансы, 1993г.

7.    Донцова Л.В., Никифорова НА. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. М.: ДИС, 2001.

8.     Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 1998г.

9.     Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Мн.: Высш. Шк., 2000г.

10.     Сивкова А.И., Фрадкина Е.К. Практикум по анализу финансово-хозяйственной деятельности для студентов экономических и торгово-экономических колледжей и вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.-448с.



[1] Дембинский Н.В. Вопросы теории экономического анализа. М.: Финансы, 1993г.с.-8.


[2] Бланк И.А. Управление денежными потоками. Киев: Ника-Центр; Эльга, 1999г.с.-267.