Содержание
Гл.3 Анализ финансово хозяйственной деятельности МУП «Романтик». 3
1. Анализ структуры имущества предприятия. 3
1.1 Горизонтальный анализ структуры имущества предприятия. 3
1.2. Анализ структуры активов предприятия. 8
1.3. Анализ оборотных активов. 12
2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. 15
3. Анализ финансовой устойчивости предприятия. 23
4. Рекомендации МУП «Романтик» по итогам проведенного анализа. 4
Иллюстрационный материал.. 10
Список литературы... 11
Гл.3 Анализ финансово хозяйственной деятельности МУП «Романтик»
1. Анализ структуры имущества предприятия
1.1 Горизонтальный анализ структуры имущества предприятия
Развитие и углубление экономического анализа является необходимым условием стабильной работы предприятия и позволяет предвидеть хозяйственную и коммерческую ситуацию для достижения конечной цели предприятия, как правило, получение максимальной прибыли. Методику анализа целесообразно переориентировать на исследование таких сторон деятельности предприятия, которые приобретают особую важность в условиях рынка, конкуренция и обострение проблемы выживаемости, финансовой устойчивости при надежности предприятия как партнера. В условиях рынка экономики приобретут вес методы, направленные на прогнозирование производственно-хозяйственной деятельности, на выработку рекомендаций для принятия продуманных и обоснованных решений. [1]
Классификация активов предприятия по разным признакам. Значение оптимальности структуры активов предприятия. Горизонтальный и вертикальный анализ актива баланса. Оценка темпов прироста активов в условиях инфляции.
Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал и какой доход они ему приносят.
Сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, содержатся в активе баланса. Каждому виду размещенного капитала соответствует определенная статья баланса. По этим данным можно установить, какие изменения произошли в активах предприятия, какую часть составляет недвижимость предприятия, а какую — оборотные средства, в том числе в сфере производства и сфере обращения
Главным признаком группировки статей актива баланса считается степень их ликвидности (скорость превращения в денежную наличность). По этому признаку все активы баланса подразделяются на долгосрочные, или основной капитал (разд. I), и оборотные активы (разд. II).
Средства предприятия могут использоваться как в его внутреннем обороте, так и за его пределами (дебиторская задолженность, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, денежные средства на счетах в банках).
Капитал может функционировать в денежной и материальной формах. В период инфляции нахождение средств в денежной форме приводит к понижению их покупательной способности, так как эти статьи не переоцениваются в связи с инфляцией.
Размещение средств предприятия имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении ее эффективности. От того, какие инвестиции вложены в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производства и обращения, в денежной и материальной форме, насколько оптимально их соотношение, во многом зависят результаты производственной и финансовой деятельности, следовательно, и финансовая устойчивость предприятия. Если созданные производственные мощности предприятия используются недостаточно полно из-за отсутствия материальных ресурсов, то это отрицательно сказывается на финансовых результатах предприятия и его финансовом положении. То же происходит, если созданы излишние производственные запасы, которые не могут быть быстро переработаны на имеющихся производственных мощностях. В итоге замораживается капитал, замедляется его оборачиваемость и как следствие ухудшается финансовое состояние. Даже при хороших финансовых результатах, высоком уровне рентабельности предприятие может испытывать финансовые трудности, если оно нерационально использовало свои финансовые ресурсы, вложив их в сверхнормативные производственные запасы или допустив большую дебиторскую задолженность.
В процессе анализа в первую очередь следует изучить динамику активов предприятия, изменения в их составе и структуре и дать им оценку.
Вертикальный анализ активов баланса, отражая долю каждой статьи в общей валюте баланса, позволяет определить значимость изменений по каждому виду активов.
Анализ динамики активов, обязательств и капитала МУП "Романтик"
Показатели |
Код строки |
на начало периода |
на конец периода |
Изменение за период |
|||
Сумма |
Темп роста |
Абсолютная величина |
В % к общей сумме |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
АКТИВ |
|
|
|
|
|
|
|
I. Внеоборотные активы |
|
|
|
|
|
|
|
Нематериальные активы |
110 |
|
|
|
|
|
|
Основные средства |
120 |
19 |
7 |
0,368 |
-12 |
-46,154 |
|
ИТОГО по разделу I |
190 |
19 |
7 |
0,368 |
-12 |
-46,154 |
|
II. Оборотные активы |
|
|
|
|
|
|
|
Запасы |
210 |
1113 |
953,8 |
0,857 |
-159,2 |
-7,703 |
|
в том числе сырье и материалы и другие ценности |
211 |
7 |
7 |
1,000 |
0 |
0,000 |
|
затраты в незавершенном производстве |
213 |
24 |
123 |
5,142 |
99,4 |
67,436 |
|
Готовая продукция и товары для перепродажи |
214 |
1068 |
823 |
0,771 |
-244,6 |
-12,932 |
|
Расходы будущих периодов |
216 |
14 |
|
0,000 |
-14 |
-100,000 |
|
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты |
230 |
107 |
4 |
0,037 |
-103 |
-92,793 |
|
в том числе покупатели и заказчики |
231 |
107 |
4 |
0,037 |
-103 |
-92,793 |
|
Денежные средства |
260 |
5 |
36 |
7,200 |
31 |
75,610 |
|
Прочие оборотные активы |
270 |
|
|
|
|
|
|
Итого по разделу II |
290 |
1225 |
993,8 |
0,811 |
-231,2 |
-10,420 |
|
БАЛАНС (сумма строк 190 + 290) |
300 |
1244 |
1001 |
0,805 |
-243,2 |
-10,834 |
|
ПАССИВ |
|
|
|
|
|
|
|
III. Капитал и резервы |
|
|
|
|
|
|
|
Уставный капитал |
410 |
1 |
1 |
1,000 |
0 |
0,000 |
|
Добавочный капитал |
420 |
13 |
13 |
1,000 |
0 |
0,000 |
|
Резервный капитал |
430 |
|
|
|
|
|
|
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
- |
-113 |
-443 |
3,920 |
-330 |
59,353 |
|
Итого по разделу III |
490 |
-99 |
-429 |
4,333 |
-330 |
62,500 |
|
IV. Долгосрочные обязательства |
|
|
|
|
|
|
|
Займы и кредиты |
510 |
|
|
|
|
|
|
Прочие долгосрочные обязательства |
520 |
|
|
|
|
|
|
Итого по разделу IV |
590 |
|
|
|
|
|
|
V. Краткосрочные обязательства |
|
|
|
|
|
|
|
Займы и кредиты |
610 |
364 |
200 |
0,549 |
-164 |
-29,078 |
|
Кредиторская задолженность |
620 |
979 |
1230 |
1,256 |
251 |
11,363 |
|
в том числе поставщики и подрядчики |
621 |
653 |
726 |
1,112 |
73 |
5,294 |
|
Задолженность перед персоналом организации |
622 |
251 |
267 |
1,064 |
16 |
3,089 |
|
задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
623 |
21 |
6 |
0,286 |
-15 |
-55,556 |
|
Задолженность по налогам и сборам |
624 |
4 |
213 |
53,250 |
209 |
96,313 |
|
прочие кредиторы |
625 |
50 |
18 |
0,360 |
-32 |
-47,059 |
|
ИТОГО по разделу V |
690 |
1343 |
1430 |
1,065 |
87 |
3,137 |
|
БАЛАНС (сумма строк 490+590+690) |
700 |
1244 |
1001 |
0,805 |
-243 |
-10,824 |
По проведенному анализу можно сделать выводы о том, что за прошедший период валюта баланса уменьшилась на 243,2 тыс. руб. В структуре активов уменьшению подверглись как внеоборотные, так и оборотные активы. Снижение основных средств за прошедший период на 46,154% следует рассматривать как отрицательный фактор, приводящий к дестабилизации финансового положения предприятия. В структуре оборотных активов следует отметить уменьшение запасов готовой продукции и краткосрочной дебиторской задолженности, а также рост незавершенного производства.
1.2. Анализ структуры активов предприятия
Внеоборотные активы, или основной капитал, — это вложения средств с долговременными целями в недвижимость, облигации, акции, запасы полезных ископаемых, совместные предприятия и т.д.
Особое внимание уделяется изучению состояния, динамики и структуры основных средств, так как они занимают большой удельный вес в долгосрочных активах предприятия.
Изменение суммы по этой статье может произойти как за счет увеличения (уменьшения) количества машин, оборудования, зданий, сооружений, так и за счет повышения стоимости вновь приобретенных объектов и переоценки старых в связи с инфляцией.
Для определения влияния первого фактора необходимо изменение количества по каждому виду основных средств умножить на уровень их цены на начало периода.
Изменение суммы основных средств за счет их стоимости определяется умножением изменения цены г-го вида основных средств на их количество на конец отчетного периода.
Анализ показателей структуры активов и источников МУП "Романтик" |
||||||
Показатели |
Код строки |
На начало периода |
На конец периода |
|||
Сумма |
% |
Сумма |
% |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
10 |
|
АКТИВ |
|
|
|
|
|
|
I. Внеоборотные активы |
|
|
|
|
|
|
Нематериальные активы |
110 |
|
|
|
|
|
Основные средства |
120 |
19 |
1,5 |
7 |
0,7 |
|
ИТОГО по разделу I |
190 |
19 |
1,5 |
7 |
0,7 |
|
II. Оборотные активы |
|
|
0,0 |
|
0,0 |
|
Запасы |
210 |
1113 |
89,5 |
953,8 |
95,3 |
|
в том числе сырье и материалы и другие ценности |
211 |
7 |
0,6 |
7 |
0,7 |
|
затраты в незавершенном производстве |
213 |
24 |
1,9 |
123,4 |
12,3 |
|
Готовая продукция и товары для перепродажи |
214 |
1068 |
85,9 |
823,4 |
82,3 |
|
Расходы будущих периодов |
216 |
14 |
1,1 |
0 |
0,0 |
|
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты |
230 |
107 |
8,6 |
4 |
0,4 |
|
в том числе покупатели и заказчики |
231 |
107 |
8,6 |
4 |
0,4 |
|
Денежные средства |
260 |
5 |
0,4 |
36 |
3,6 |
|
Прочие оборотные активы |
270 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
|
Итого по разделу II |
290 |
1225 |
98,5 |
993,8 |
99,3 |
|
БАЛАНС (сумма строк 190 + 290) |
300 |
1244 |
100,0 |
1001 |
100,0 |
|
ПАССИВ |
|
|
|
|
|
|
III. Капитал и резервы |
|
|
|
|
|
|
Уставный капитал |
410 |
1 |
0,1 |
1 |
0,1 |
|
Добавочный капитал |
420 |
13 |
1,0 |
13 |
1,3 |
|
Резервный капитал |
430 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
|
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
- |
-113 |
-9,1 |
-443 |
-44,3 |
|
Итого по разделу III |
490 |
-99 |
-8,0 |
-429 |
-42,9 |
|
IV. Долгосрочные обязательства |
0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
|
Займы и кредиты |
510 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
|
Прочие долгосрочные обязательства |
520 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
|
Итого по разделу IV |
590 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
|
V. Краткосрочные обязательства |
0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
|
Займы и кредиты |
610 |
364 |
29,3 |
200 |
20,0 |
|
Кредиторская задолженность |
620 |
979 |
78,7 |
1230 |
122,9 |
|
в том числе поставщики и подрядчики |
621 |
653 |
52,5 |
726 |
72,5 |
|
Задолженность перед персоналом организации |
622 |
251 |
20,2 |
267 |
26,7 |
|
задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
623 |
21 |
1,7 |
6 |
0,6 |
|
Задолженность по налогам и сборам |
624 |
4 |
0,3 |
213 |
21,3 |
|
прочие кредиторы |
625 |
50 |
4,0 |
18 |
1,8 |
|
ИТОГО по разделу V |
690 |
1343 |
108,0 |
1430 |
142,9 |
|
БАЛАНС (сумма строк 490+590+690) |
700 |
1244 |
100,0 |
1001 |
100,0 |
За прошедший период следует отметить следующие изменения в структуре имущества МУП «Романтик»: снижение основных средств на 12 тыс. руб. привели к уменьшению их доли в общей структуре имущества. Увеличение затрат в незавершенном производстве, а так же снижение краткосрочной задолженности следует расценивать как отрицательные факторы. Дело в том, что на счетах незавершенного производства в оптовой и розничной торговле отражаются произведенные затраты по реализации продукции, сальдо на конец периода – затраты будущих периодов. Поскольку предприятие терпит убытки, то такие затраты не носят практической пользы. Снижение же краткосрочной дебиторской задолженности уменьшает долю одного из наиболее ликвидных активов, что способствует снижению платежеспособности предприятия.
Расчет величины чистых активов МУП "Романтик" |
||||
|
|
|
|
|
Показатель |
Алгоритм расчета |
Значение на начало периода |
Значение на конец периода |
|
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Величина чистых активов |
текущие активы – текущие обязательства предприятия. |
-198 |
-858,2 |
|
Для оценки стоимости чистых активов составляется расчет по данным бухгалтерской отчетности
В состав активов, принимаемых к расчету, включаются:
- внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе бухгалтерского баланса (нематериальные активы, основные вложения денежные средства прочие оборотные активы), за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акции, выкупленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования, и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал
В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются:
ü долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства,
ü краткосрочные обязательства по займам и кредитам,
ü кредиторская задолженность (за исключением задолженности участникам (учредителям) по выплате доходов),
ü резервы предстоящих расходов,
ü прочие краткосрочные обязательства
Оценка стоимости чистых активов производится акционерным обществом ежеквартально и в конце года на соответствующие отчетные даты
Информация о стоимости чистых активов раскрывается в промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности
Проведенный анализ чистых активов показывает убыточность предприятия. Сравнение величины чистых активов с величиной собственных средств предприятия и уставным капиталом, показывает, что величина чистых активов меньше заявленной суммы уставного капитала, значит МУП «Романтик» следует заявить либо об уменьшении уставного капитала, либо в законодательном порядке признать себя банкротом.
1.3. Анализ оборотных активов
Роль и задачи анализа в управлении оборотными активами. Анализ структуры оборотных активов по различным группировочным признакам.
Оборотные активы занимают большой удельный вес в общей валюте баланса. Это наиболее мобильная часть капитала, от состояния и рационального использования которого во многом зависят результаты хозяйственной деятельности и финансовое состояние предприятия.
Основная цель анализа — своевременное выявление и устранение недостатков управления оборотным капиталом и нахождение резервов повышения интенсивности и эффективности его использования.
Анализируя структуру оборотных активов, следует иметь в виду, что устойчивость финансового состояния в значительной мере зависит от оптимального размещения средств по стадиям процесса кругооборота: снабжения, производства и сбыта продукции. Размеры вложения капитала в каждую стадию кругооборота зависят от отраслевых и технологических особенностей предприятий.
По характеру участия в операционном процессе различают оборотные активы, находящиеся в сфере производства (запасы) и в сфере обращения (дебиторская задолженность, денежная наличность).
По периоду функционирования оборотные активы состоят из постоянной и переменной части, т.е. зависящей и не зависящей от сезонных колебаний объемов деятельности предприятия.
В зависимости от степени риска вложения капитала различают оборотные активы:
ü с минимальным риском вложений (денежные средства, кратко срочные финансовые вложения);
ü с малым риском вложений (дебиторская задолженность за вычетом сомнительных долгов, производственные запасы за вычетом за лежалых, остатки готовой продукции за вычетом не пользующейся спросом, незавершенное производство);
ü с высоким риском вложений (сомнительная дебиторская задолженность, залежалые запасы, не пользующаяся спросом готовая продукция).
В процессе анализа, прежде всего, необходимо изучить изменения в наличии и структуре оборотных активов. При этом следует иметь в виду, что стабильная структура оборотного капитала свидетельствует о стабильном, хорошо отлаженном процессе производства и сбыта продукции. Существенные ее изменения говорят о нестабильной работе предприятия.
Большое влияние на финансовое состояние предприятия и его производственные результаты оказывает состояние материальных запасов. В целях нормального хода производства и сбыта продукции запасы должны быть оптимальными.
Увеличение удельного веса запасов может свидетельствовать:
а) о расширении масштабов деятельности предприятия;
б) стремлении защитить денежные средства от обесценивания под воздействием инфляции;
в) неэффективном управлении запасами, вследствие чего значительная часть капитала замораживается на длительное время в запасах, замедляется его оборачиваемость. Кроме того, возникают проблемы с ликвидностью, увеличивается порча сырья и материалов, растут складские расходы, что отрицательно влияет на конечные результаты деятельности. Все это свидетельствует о спаде деловой активности предприятия.
В то же время недостаток запасов (сырья, материалов, топлива) может привести к перебоям процесса производства, к недогрузке производственной мощности, падению объемов выпуска продукции, росту себестоимости, убыткам, что также отрицательно сказывается на финансовом состоянии. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к тому, чтобы производство вовремя и в полном объеме обеспечивалось всеми необходимыми ресурсами и чтобы они не залеживались на складах.
По приведенному анализу оборотных средств предприятия можно сделать выводы об общем снижении оборотных активов, что приводит к тому, что фирма «проедает» оборотные активы, т.е. используя оборотные средства на погашение задолженности МУП «Романтик» лишает себя оборотных средств необходимых для покупки товаров.
2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.
Первая группа (А1) включает в себя абсолютно ликвидные активы, такие как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения.
Ко второй группе (А2) относятся быстро реализуемые активы: товары отгруженные, дебиторская задолженность со сроком погашения до 12 месяцев и НДС по приобретенным ценностям. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и др.
Значительно больший срок понадобится для превращения производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции в денежную наличность. Поэтому они отнесены к третьей группе медленно реализуемых активов (А3).
Четвертая группа (А4) — это труднореализуемые активы, куда входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев.
Пятая группа (А5) — неликвидные активы (безнадежная дебиторская задолженность, неходовые, залежалые материальные ценности, расходы будущих периодов).
Соответственно на пять групп разбиваются и обязательства предприятия:
П1 — наиболее срочные обязательства, которые должны быть погашены в течение текущего месяца (кредиторская задолженность кредиты банка, сроки возврата которых наступили);
П2 — среднесрочные обязательства со сроком погашения до одного года (краткосрочные кредиты банка);
П3 — долгосрочные обязательства (долгосрочные кредиты банка и займы);
П4 — собственный (акционерный) капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия;
П5—доходы будущих периодов, которые предполагается получить в перспективе.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если:
А1>П1; А2>П2; А3>П3; А4<П4; А5<П5.
Изучение соотношений этих групп активов и пассивов за несколько периодов позволит установить тенденции изменения в структуре баланса и его ликвидности.
При этом следует учитывать риск недостаточной ликвидности, когда недостает высоколиквидных средств для погашения обязательств и риск излишней ликвидности, когда из-за избытка высоколиквидных активов, которые, как правило, являются низкодоходными, происходит потеря прибыли для предприятия.
Расчет абсолютных показателей ликвидности МУП "Романтик" |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
АКТИВ |
Алгоритм расчета |
Значение на начало периода |
Значение на конец периода |
ПАССИВ |
Алгоритм расчета |
Значение на начало периода |
Значение на конец периода |
Платежный излишек (недостаток) |
||
Значение на начало периода |
Значение на конец периода |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Наиболее ликвидные активы (А1) |
Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения |
5 |
36 |
Наиболее срочные обязательства и краткосрочные пассивы |
Кредиторская задолженность, краткосрочные заемные средства, расчеты по дивидендам. Прочие краткосрочные пассивы |
1343 |
1430 |
1231 |
1390 |
|
Быстро-реализуемые активы (А2) |
Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев |
107 |
4 |
|||||||
Медленно реализуемые активы (А3) |
Запасы, НДС, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев, прочие оборотные активы |
1113 |
953,8 |
Долгосрочные пассивы |
Долгосрочные кредиты и займы, доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей |
0 |
0 |
-1113 |
-953,8 |
|
Трудно-реализуемые активы (А4) |
Внеоборотные активы |
19 |
7 |
Постоянные пассивы |
Капитал, резервы за минусом убытков |
-99 |
-429 |
-118 |
-436 |
|
БАЛАНС |
|
1244 |
1001 |
БАЛАНС |
|
1244 |
1001 |
х |
х |
Наряду с абсолютными показателями для оценки ликвидности предприятия рассчитывают следующие относительные показатели: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности и коэффициент абсолютной ликвидности.
Данные показатели представляют интерес не только для руководства предприятия, но и для внешних субъектов анализа: коэффициент абсолютной ликвидности представляет интерес для поставщиков сырья и материалов, коэффициент быстрой ликвидности — для банков, коэффициент текущей ликвидности — для инвесторов.
Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. На данном предприятии его величина на начало года —0,08 , на конец — 0,03. Его уровень показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности.
Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Однако и при небольшом его значении предприятие может быть всегда платежеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам. Поэтому каких-либо общих нормативов и рекомендаций по уровню данного показателя не существует.
Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности — отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств.
Удовлетворяет обычно соотношение 0,7—1. Однако оно может оказаться недостаточным, если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать. В таких случаях требуется соотношение большее. Если в составе оборотных активов значительную долю занимают денежные средства и их эквиваленты (ценные бумаги), то это соотношение может быть меньшим.
Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов) — отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы за минусом расходов будущих периодов, к общей сумме краткосрочных обязательств. Он показывает степень, в которой оборотные активы покрывают оборотные пассивы.
Расчет относительных показателей ликвидности МУП "Романтик" |
||||
|
|
|
|
|
Показатель |
Алгоритм расчета |
Значение на начало периода |
Значение на конец периода |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Коэффициент абсолютной ликвидности |
Денежные средства + краткосрочные финансовые вложения/краткосрочная задолженность |
0,08 |
0,03 |
|
Коэффициент быстрой ликвидности |
(денежные средства + дебиторская задолженность)/ краткосрочная задолженность |
0,08 |
0,03 |
|
Коэффициент текущей ликвидности |
Текущие активы/краткосрочную задолженность |
0,91 |
0,69 |
По проведенному анализу можно сделать выводы о низком уровне платежеспособности МУП «Романтик». Коэффициенты абсолютной ликвидности и быстрой ликвидности не удовлетворяют требованиям необходимым для ведения торговли. Коэффициент текущей ликвидности показывает, что предприятие не в состоянии покрыть все свои долги. Снижение этого показателя за отчетный период свидетельствует об убыточности деятельности предприятия.
Расчет показателей эффективности хозяйственной деятельности МУП "Романтик" |
|||
Показатели |
Алгоритм расчета |
за отчетный период |
за период, предшествующий отчетному |
1 |
2 |
3 |
4 |
Прибыль (убыток) от продаж |
строка 050 отчета о прибылях и убытках |
-336 |
77 |
Чистая прибыль (убыток) |
строка 190 отчета о прибылях и убытках |
-329 |
-99 |
Коэффициент рентабельности продаж |
валовая прибыль/выручка от продаж |
-4,72 |
22,92 |
Коэффициент общей рентабельности |
Валовая прибыль/себестоимость продукции |
0,79 |
0,65 |
Коэффициент рентабельности собственного капитала |
чистая прибыль/собственный капитал |
-23,5 |
-7,07 |
Коэффициент рентабельности продаж |
прибыль от реализации продукции/ее полная себестоимость |
-0,17 |
0,03 |
Коэффициент рентабельности чистых активов |
чистая прибыль/среднегодовая величина чистых активов. |
1,66 |
0,12 |
Проведенный убыток показывает убыточность продаж продукции в отчетном периоде, что привело к уменьшению чистой прибыли предприятия. Общая рентабельность продукции за прошедший период работы предприятия выросла с 0,65 до 0,79, что является положительным фактором. Так же вырос и коэффициент рентабельности чистых активов, что свидетельствует об уменьшении кредиторской задолженности по отношению к имуществу предприятия. Уменьшение рентабельности продаж и рентабельности собственного капитала, в столь интенсивных темпах является отрицательным фактором.
Анализ структуры и динамики доходов и расходов МУП "Романтик" |
||||||||
Показатели |
за период, предшествующий отчетному |
за отчетный период |
по отношению к предыдущему периоду |
|||||
сумма |
% |
сумма |
% |
темп роста |
абсолютная сумма изменения величины доходов / расходов |
в % к общей сумме изменения |
изменение доли отдельных видов доходов / расходов |
|
ДОХОДЫ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг), в т.ч. |
4477,0 |
92,0 |
3587,0 |
97,1 |
0,8 |
-890,0 |
75,9 |
-16,1 |
выручка в розничной торговле |
3661,0 |
75,3 |
3186,0 |
86,3 |
0,9 |
-475,0 |
40,5 |
-34,7 |
выручка в оптовой торговле |
816,0 |
16,8 |
401,0 |
10,9 |
0,5 |
-415,0 |
35,4 |
18,6 |
Прочие операционные доходы |
384,0 |
7,9 |
106,0 |
2,9 |
0,3 |
-278,0 |
23,7 |
15,8 |
Прочие внереализационные доходы |
4,0 |
0,1 |
|
0,0 |
0,0 |
-4,0 |
0,3 |
0,3 |
Итого доходов |
4865,0 |
100,0 |
3693,0 |
100,0 |
0,8 |
-1172,0 |
100,0 |
|
РАСХОДЫ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Себестоимость продаж |
2712,0 |
60,2 |
2002,0 |
49,8 |
0,7 |
-710,0 |
146,7 |
86,5 |
Коммерческие расходы |
1680,0 |
37,3 |
1921,0 |
47,8 |
1,1 |
241,0 |
-49,8 |
-87,1 |
Управленческие расходы |
|
0,0 |
|
0,0 |
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Прочие операционные расходы |
83,0 |
1,8 |
99,0 |
2,5 |
1,2 |
16,0 |
-3,3 |
-5,1 |
Прочие внереализационные расходы |
31,0 |
0,7 |
|
0,0 |
0,0 |
-31,0 |
6,4 |
5,7 |
Итого расходов |
4506,0 |
100,0 |
4022,0 |
100,0 |
0,9 |
-484,0 |
100,0 |
|
В структуре доходов существенных изменений не произошло, по-прежнему наибольшую долю занимает розничная торговля 86,3% доходов предприятия. Оптовые продажи составляют 10,9%, операционные доходы составляют 2,9%. Уменьшение доходов за отчетный период на 890 тыс. руб. на 40,5% связано с уменьшением розничного товарооборота на 475 тыс. руб., доля оптовой торговли составляет 35,4%, что составляет 415 тыс. руб., и на 23,7% за счет уменьшения прочих операционных доходов на 278 тыс. руб.
Расходы предприятия за прошедший период снизились на 484 тыс. руб., как и следовало ожидать при снижении продаж себестоимость реализованной продукции снизилась на 146,7%, что составило 710 тыс. руб. снижение коммерческих и прочих внереализационных расходов на 257 тыс. руб. являются безусловно положительным фактором, поскольку это свидетельствует о постепенной адаптации предприятия к новой экономической ситуации. Незначительный рост внереализационных расходов носит временный характер (поскольку эти расходы переменные), поэтому на него не следует заострять внимание.
3. Анализ финансовой устойчивости предприятия
Финансовое состояние предприятия (ФСП) — это сложная экономическая категория, отражающая на определенный момент состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию.
В процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие — финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность.
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.
Если текущая платежеспособность — это внешнее проявление финансового состояния предприятия, то финансовая устойчивость — внутренняя его сторона, обеспечивающая стабильную платежеспособность в длительной перспективе, в основе которой лежит сбалансированность активов и пассивов, доходов и расходов, положительных и отрицательных денежных потоков.
Финансовая устойчивость предприятия — это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его платежеспособность и инвестиционную привлекательность в долгосрочной перспективе в границах допустимого уровня риска.
Устойчивое финансовое состояние достигается при достаточности собственного капитала, хорошем качестве активов, достаточном уровне рентабельности с учетом операционного и финансового риска, достаточности ликвидности, стабильных доходах и широких возможностях привлечения заемных средств.
Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для самофинансирования.
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. Напротив, в результате спада объемов производства и продаж происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является счастливой случайностью, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Устойчивое финансовое положение, в свою очередь, оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.
Основные задачи анализа.
1.Своевременная и объективная диагностика финансового состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования.
2.Поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости.
3.Разработка конкретных рекомендаций, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.
4.Прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.
Анализ финансовой устойчивости основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.
Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:
■с общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;
■аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;
■аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения ФСП
Расчет абсолютных показателей финансовой устойчивости МУП "Романтик" |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели наличия |
Алгоритм расчета |
Значение на начало периода |
Значение на конец периода |
Изменение за период (гр.4-гр.3) |
Показатели обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования |
Алгоритм расчета |
Значение на начало периода |
Значение на конец периода |
Изменение за период (гр.9-гр.8) |
источников формирования запасов и |
|||||||||
затрат |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Собственные оборотные средства |
|
-198 |
-858,2 |
-660,2 |
Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств |
- |
-1118 |
-946,8 |
171,2 |
Собственные и долгосрочные заемные источники формирования запасов |
собственный капитал + долгосрочные займы и кредиты |
14 |
14 |
0 |
Излишек (+), недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов |
- |
-1099 |
-939,8 |
159,2 |
Общая величина "нормальных" источников формирования запасов |
|
1357 |
1444 |
87 |
Излишек (+), недостаток (-) общей величины "нормальных" источников формирования запасов |
- |
244 |
490,2 |
246,2 |
Расчет относительных показателей финансовой устойчивости МУП "Романтик" |
||||
|
|
|
|
|
Показатель |
Алгоритм расчета |
Значение начало периода |
Значение на конец периода |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
доля собственных средств в общей сумме |
0,010 |
0,010 |
|
Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами (доля собственных оборотных средств в покрытии запасов) |
доля собственных оборотных средств в покрытии запасов |
0,013 |
0,015 |
|
Коэффициент автономии |
отношение собственных средств к совокупным активам |
0,010 |
0,010 |
|
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств |
Заемные средства/собственные средства |
121,929 |
116,429 |
|
Коэффициент концентрации заемного капитала |
Заемный капитал/ общую сумму средств |
0,293 |
0,200 |
|
Индекс постоянного актива |
(Основные средства + внеоборотные активы)/ собственный капитал |
0,015 |
0,007 |
Проведенный анализ выявил недостаток собственных оборотных средств предприятия, а так же недостаток собственных и заемных источников формирования запасов. Однако снижение этих показателей свидетельствует о стабилизации финансового положения предприятия. Рост коэффициента обеспеченности запасов собственными оборотными средствами свидетельствует об увеличении доли собственных оборотных средств в покрытии запасов. Снижение коэффициента соотношения собственных и заемных средств, а также снижение коэффициента концентрации заемного капитала свидетельствуют об увеличении самостоятельности предприятия.
4. Рекомендации МУП «Романтик» по итогам проведенного анализа
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. при этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.[2]
Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия - это лишь “сырая информация”, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.
За прошедший период по результатам проведенного анализа снижение торговых площадей на 286,2 кв. м, в связи со сносом основного здания МУП «Романтик» и изменение района деятельности, а также отвлечение оборотных средств на ремонт магазинов, поставили предприятие на грань банкротства.
В этой связи предприятию катастрофически необходимо увеличение оборотных средств. Источником такого увеличения могут послужить различного рода кредиты и займы. Хотя при увеличении доли заемных средств самостоятельность предприятия снизится, однако это даст необходимые для осуществления деятельности оборотные средства.
Падение оптовых продаж не связано с уменьшением торговых площадей, поскольку оптовые продажи осуществляются в соответствии с договорами купли-продажи заранее оговоренным контрагентам. Такое уменьшение продаж связано с падением спроса на продукцию. Для восстановления конкурентоспособности предприятию необходимо провести маркетинговый анализ рынка, а также оценить перспективы покупки новых видов продукции. Переход на существенно новую продукцию наиболее рискован, потому как предприятию необходимо будет занять свою нишу на существенно новом рынке. Однако такие радикальные меры могут привести к немедленному оздоровлению финансового состояния предприятия.
Поскольку падение прибыли предприятия началось именно из-за снижения торговых площадей, следовательно, необходимо так же восстановить утраченные площади. Отсутствие у предприятия средств на покупку либо строительство новых торговых площадей оставляют единственную возможность для такого увеличения торговых площадей – аренда.
Немаловажную роль также играет реклама. При помощи проведения рекламной акции МУП «Романтик» может вернуть часть постоянных клиентов с предыдущего торгового места.
Для привлечения денежных средств МУП «Романтик» может выпускать векселя под залог собственного имущества. Такой шаг позволит предприятию получить необходимые для продолжения деятельности оборотные средства.
100 000 * 10% = 10 000 руб. – финансовые потери при выпуске векселя (10% - ставка процента по векселю, уплачиваемая векселедержателю при погашении векселя). Однако учитывая экономический эффект производимый полученным финансированием можно полагать, что предприятие несомненно останется в прибыли.
Однако полученные денежные средства могут быть бесполезны если у предприятия не будет конкретного плана мероприятий по инвестированию данных средств. Нашей целью является разработка таких мероприятий и расчет экономической эффективности их внедрения.
Для начала нам необходимо увеличить количество запасов сырья – это необходимо для достижения большего количества оборотных средств, которые дадут предприятию возможность развития.
Однако производство не является ключевым вопросом развития МУП «Романтик», ключевым вопросом является сбыт продукции. Потеря торговой площади является ощутимой утратой для предприятия.
1. Одним из способов увеличения сбыта продукции является увеличение торговых площадей.
Для восстановления утраченных площадей в данной ситуации необходима аренда помещений. По предложению центра недвижимости стоимость аренды пригодных для торговли площадей стоит 50 000 руб.
Показатель |
Сумма |
Аренда помещений |
50 000 |
Амортизация торгового оборудования |
1 500 |
Обслуживание торгового процесса |
200 |
Итого постоянных расходов |
51 700 |
Стоимость продукции для продажи (средн.) руб./ед. |
39 |
Оплата труда менеджеров руб./ед. |
3 |
Итого переменных расходов руб./ед. |
42 |
Ожидаемый уровень продаж продукции при использовании дополнительных торговых площадей 24 000 ед. продукции.
24000*42 + 51700 = 1 059 700 – полная себестоимость продукции подлежащей продаже на дополнительной площади. При средней цене единицы изделия 67 руб./ед. предприятие получит следующий экономический эффект.
67*24000 – 1059700 = 548300 руб. – прибыль от продажи продукции с использованием дополнительных торговых площадей.
2. Реклама.
Для увеличения эффективности данных вложений предприятию необходима реклама новых мест продажи и продаваемой продукции.
Источник |
Сумма |
Предполагаемое количество клиентов по результатам маркетингового исследования |
Затраты в расчете на 1 клиента |
Реклама в газете (с учетом размещения полного текста) |
18 000 |
700 |
25,70 |
Реклама на радио |
17000 |
1670 |
10,18 |
Реклама на телевидении |
27800 |
2300 |
12,09 |
Уличная городская реклама |
7900 |
698 |
11,32 |
По проведенному маркетинговому исследованию наиболее дешевой будет реклама на радио и уличная реклама. Однако наиболее эффективной будет реклама на телевидении. Попробуем комбинировать два вида рекламы и провести сравнение.
27800 - (17000 + 7900) = 2900 руб. – экономия от применения рекламы на радио совместно с уличной рекламой по сравнению с рекламой на телевидении.
2300 – (1670 + 698) = 68 чел. – преимущества комбинированной рекламы над рекламой на телевидении по количеству привлекаемых клиентов.
Отсюда следует вывод о том, что предприятию следует прибегнуть к комбинированной рекламе.
3. Переход на новые виды продукции.
Смена территориального размещения МУП «Романтик» повлияло также и на состав потребителей, в этой связи предприятию по результатам проведенного исследования рынка рекомендуется перейти на существенно новый состав продукции.
Показатель |
Сумма |
Содержание торговых помещений |
26 000 |
Амортизация торгового оборудования |
1 500 |
Обслуживание торгового процесса |
200 |
Реклама |
24900 |
Итого постоянных расходов |
52600 |
Стоимость новой продукции для продажи (средн.) руб./ед. |
63 |
Оплата труда менеджеров руб./ед. |
3 |
Итого переменных расходов руб./ед. |
66 |
Предполагаемый объем продаж 12000 ед. продукции в месяц по цене 123 руб./ ед.
12000 * 66 + 52600 = 844600 руб. – себестоимость продажи нового ассортимента продукции.
(12000 * 123) – 844600 = 631400 руб. – прибыль от продажи нового вида продукции.
4. Переобучение персонала.
Переобучение персонала, ожидаемый эффект – повышение реализации продукции на 14%. Стоимость переобучения 1 работника 2560 руб. Количество персонала нуждающихся в переобучении 23 чел. С выработкой 1000 ед. продукции в месяц.
2560 * 23 = 58880 руб. – стоимость переобучения персонала предприятия.
(1000 * 14%*67) * 23 = 215740 руб. – предполагаемый рост объемов продаж за счет переобучения торгового персонала.
215740 – 58880 = 156860 руб. – экономический эффект от переобучения.
5. Расширение зоны обслуживания.
Расширение зоны обслуживания путем налаживания прямых поставок на автотранспорте в Западную Сибирь.
Показатель |
Сумма |
Аренда автотранспорта |
25 000 |
Оплата труда персонала |
10 000 |
Итого постоянных расходов |
35000 |
Стоимость продукции для продажи (средн.) руб./ед. |
39 |
Оплата труда менеджеров руб./ед. |
3 |
Стоимость погрузочно-разгрузочных работ руб./ ед. |
1,2 |
Итого переменных расходов руб./ед. |
43,2 |
Предполагаемый объем продаж 38000 ед. продукции по 65 руб. / ед.
38000*65 - (38000*43,2 + 35000) = 793400 руб.
Такая рекомендация будет эффективна, если по итогам маркетингового исследования выяснится перенасыщение рынка.
Иллюстрационный материал
Список литературы
1. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. М.: ДИС, 2003г.
2. Баканов М.И., Шеремед А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000г.
3. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. М.: Финансы и статистика, 2001г.
4. Бланк И.А. Управление денежными потоками. Киев: Ника-Центр; Эльга, 1999г.
5. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. М.: Финпресс, 2002.
6. Дембинский Н.В. Вопросы теории экономического анализа. М.: Финансы, 1993г.
7. Донцова Л.В., Никифорова НА. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. М.: ДИС, 2001.
8. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 1998г.
9. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Мн.: Высш. Шк., 2000г.
10. Сивкова А.И., Фрадкина Е.К. Практикум по анализу финансово-хозяйственной деятельности для студентов экономических и торгово-экономических колледжей и вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.-448с.
[1] Дембинский Н.В. Вопросы теории экономического анализа. М.: Финансы, 1993г.с.-8.
[2] Бланк И.А. Управление денежными потоками. Киев: Ника-Центр; Эльга, 1999г.с.-267.