Содержание

 

 

 

 

 

Введение. 3

1. История культуры и искусства Испании XIX века. 5

2. Культурные достопримечательности. 14

2.1. Экскурсионные места культурных достопримечательностей Испании периода XIX века. 14

2.2. Пример экскурсионного тура по культурным достопримечательностям века  26

Заключение. 28

Список литературы.. 29

 

Введение

В 1998 г. впервые за всю туристскую историю Испании здесь было зарегистрировано 47 743 000 прибытий, что выдвинуло ее на почетное второе место в мире после Франции. США, в течение многих лет имевшие “серебро”, были вынуждены переместиться на третью ступеньку почета.

91% всех туристов, посетивших Испанию в 1997 году, составили жители европейских стран.

На российском рынке эта страна сохранила свои позиции в рейтинге выездного туризма, где по-прежнему занимает пятое место, согласно официальным данным Госкомстата России. Она уступает Турции (737,7 тыс. человек), Китаю (646,7 тыс.), Финляндии (457,8 тыс.) и Польше (402,2 тыс.). В 1998 году в Испанию выезжали 210,4 тыс. туристов, что на 3,8% больше, чем в предшествующем.

По данным Испанского института Туризма, наибольшим спросом пользуются турпакеты экскурсий по культурным достопримечательностям Испании. Поэтому рассмотрение вопросов культуры и искусства Испании является актуальным для современной туриндустрии.

85% всех туристов приезжают в Испанию с целью отдыха. Какие же курорты наиболее привлекательны для туристов в этой стране?

Большая часть искусствоведов утверждает, что предвестником современной испанской живописи является Франсиско де Гойя, чье творчество ознаменовало возвращение к неоклассицизму. Наиболее яркими представителями эклектический стиля XIX в., ориентированном на романтизм и использовавшем по преимуществу историческую тематику, считаются Бенльиур и Соролья. Появление испанского модернизма, утвердившемся в качестве одного из основных направлений живописи и архитектуры на рубеже XIX и XX вв., тесно связано с деятельностью гениального каталонца Антонио Гауди, чьми руками были созданы такие замечательные творения, как собор Саграда Фамилия и парк Гуэль в Барселоне. Художественный авангард XX в. нашел своего выразителя в лице Пабло Руиса Пикассо, а Сальвадор Дали и Жоан Миро стали ключевыми фигурами в сюрреализме и абстракционизме. Выдающимися художниками последних лет считаются Тапиес, Антонио Лопес, Барсело, Чильида. Из архитекторов чаще всего выделяются Серт, Бофиль, Калатрава.

В настоящее время большое количество туроператоров работают со Средиземноморскими странами. Наибольшей популярность пользуются приморские курорты Испании.

Целью данной работы является рассмотрение культуры и искусства Испании XIX века.

Необходимо решить следующие задачи:

-       Рассмотреть историю культуры и искусства Испании периода XIX века;

-       Описать культурные достопримечательности Испании;

-       Охарактеризовать экскурсионные места культурных достопримечательностей Испании;

-       Привести пример экскурсионного тура по культурным достопримечательностям Испании.

1. История культуры и искусства Испании XIX века

Испания — страна с многовековой историей, видевшая эпохи расцвета и упадка нескольких могущественных государств. Наиболее древние памятники культуры на территории Испании относятся к эпохе палеолита. Это наскальные рисунки на стенах пещеры Альтамира неподалеку от кантабрийского города Сантильяна-дель-Мар. От архитектуры иберов (древние племена, населявшие Пиренейский полуостров в I тысячелетии до н.э.) остались руины исполинских каменных стен в Таррагоне. О римлянах в Испании напоминают главным образом гражданские постройки — водопроводы, мосты, акведуки, амфитеатры, арки. Прекрасно сохранился один из римских мостов — Алькантара на реке Тахо. Мост имеет шесть арок и посередине триумфальную арку. Величественны руины римских амфитеатров в Мериде и Сагунто на 6000 зрителей и арки в Медисанели и Бара, построенные в 107–102 годах до н.э[1].

В конце XIX в. Бенедетто Кроче (1866-1952), желая вывести Италию из культурного провинциализма, строил, наверное, последнюю универсалистскую — типа гегелевской — модель культуры. Событие культуры, ее “атом” именуется в этой модели “интуицией”, а основной постулат теории гласит: “невыраженных интуиций не бывает”. Называя свою концепцию “эстетикой” и “общей лингвистикой”, Кроче вряд ли имел в виду столь далекую аллюзию, как намек на “Слово плоть бысть”, и тем не менее антиномия, живущая в христианском догмате, помогает понять суть его учения об интуиции-выражении. На все позитивистские дифирамбы “реальным фактам” Кроче возражал, что реальна только, как он выражался, “жизнь духа” в ее целостности, и всякий вырванный из этого событийного целого “факт” — теоретический (логический), физический, экономический или этический — не более, чем абстракция “готовой вещи”. Интуиция-выражение представляет собой некое протособытие, в котором в свернутом виде уже присутствуют все остальные “формы” духа, и жизнь (или культура) есть разворачивание этих форм. С этим связан “характер универсальности”, или “тотальности”, поэтического выражения (интуиции). Интуиция-выражение универсальна, потому что индивидуальна. В этом постулате часто усматривали непоследовательность Кроче, тогда как это всего лишь корректная формула основной антиномии культуры: культура (как и личность) — лишь тогда культура (личность), когда она больше себя, когда она глядится в зеркало другой культуры (личности). Это “больше” позволяет Кроче говорить не просто о “пульсации духа”, но о расширении его сферы и в этом смысле о прогрессе. Выделенные им формы духа суть, по определению философа, лишь “ритм роста”, в котором ничего не повторяется кроме самой формы роста. Кроче привлек внимание ученого мира к полузабытому наследию Вико, считая неаполитанского философа подлинным зачинателем философии, а себя — его продолжателем.

Культурная традиция в этом смысле оборачивается навыком побеждать себя, это те самые “наезженные пути сознания”, на отсутствие которых в России жаловался П. Я. Чаадаев. Такой навык культуры и противопоставляет ее “варварству”, поскольку сомнение, раздвоение и проч. вовсе не означают межеумочного состояния, в котором человек либо шарахается из крайности в крайность, либо ищет решение “посередине”. Сомнение предполагает не только раздвоение, “похоть двоицы”, по слову Августина, но и решение, которое приходит, когда человек “встал над собой”, занял “вертикальное положение” (св. Василий Великий прямохождение так и объяснял устремленностью к небу). Только в таком случае и возникает традиция в отличие от почвенничества[2].

Зачисление взглядов Унамуно по ведомству экзистенциализма затушевывает суть дела: философия бытия как события традиционна для европейской, т. е. христианской, в своих истоках культуры. Возвращение к этой традиции в XIX в. обусловлено более глубокими причинами, чем “чувство потерянности”, пессимистические настроения и проч.

Философия культуры стала главной темой творчества Эухенио Д'0рса (1882—1954), каталонского поэта, мыслителя, общественного деятеля, искусствоведа. Она складывалась и существовала в форме поэзии (в вышеуказанном смысле) и неотделима от его поэтического слова, сплошь метафорична. В основе орсианских метафор лежит, как и у Унамуно, христианская символика. Но Д'0рс разрабатывает целую теорию культур философского размышления — метод глосс. Деля эпохи и культуры на “барочные” (когда доминировало сомнение) и “классические” (когда оно преодолевалось), философ отдает явное предпочтение последним. Л. Анчеки зачислял его в представители “нового европейского классицизма”. Для Д'0рса идеал — чудо “попадания в точку”; событие — не событие культуры, если оно не удалось, не стало явлением физической и духовной красоты. “Удача, — писал он, — это также долг. Любое поражение я полагаю непристойным. Пусть нашим героем будет не варвар, какой-нибудь Тристан или Дон Кихот, из тех, что спасаются, падая, но Улисс, побеждающий после долгих испытаний... Одно лишь зачтется тебе, Подмастерье, Ученик, сын мой, — это твое Хорошо Сделанное Дело”.

Большое влияние на развитие средневекового испанского искусства и архитектуры оказали арабы. Особенностью мавританского стиля является богатое украшение интерьера геометрическими, растительными и каллиграфическими орнаментами в технике асулехо (или асулехос), представляющей собой плитку, похожую на изразцы. Подковообразные арки мавританских сооружений были заимствованы арабами у вестготов. Лучшие образцы мавританской архитектуры сохранены в Южной Испании, прежде всего, в Андалусии. Мировую известность получили дворец–крепость Альгамбра в Гранаде, мечеть в Кордове, минарет Ла-Хиральда в Севилье.

Из Франции в Испанию пришли романский и готический архитектурные стили. Первые романские церкви были построены в Каталонии и вдоль пути к святыням Сантьяго-де-Компостела. Их отличают полуциркульные арки и массивные стены с небольшим количеством узких окон. Более ранние христианские церкви строились в дороманском или мосарабском стиле. Готика пришла в Испанию в конце XII века. Она характеризуется стрельчатыми арками, благодаря которым своды стали выше, а окна — шире, внешними опорами (контрфорсами), которые приняли на себя вес сводов. Поздняя («пламенеющая») готика отличается богатством каменного резного орнамента. Мавританские мастера, оставшиеся в Испании, создали особый смешанный христианско-мусульманский стиль мудехар, отличавшийся развитой декоративностью. Характерным примером готического испанского собора является собор XIII века в Леоне.

К началу XIV века в Испании распространяются идеи Возрождения, а вместе с ними появляется и архитектурный стиль ренессанс, характеризующийся строгой симметрией, использованием полуциркульной арки и античных ордеров. Ранний испанский ренессанс известен под именем платереско (от испанского «платеро» — «ювелир»), он отличается тонким декором, напоминающим серебряные ювелирные изделия. Уникальным памятником платереско является постоялый двор Сан-Маркос в Леоне. Барокко принесло в архитектуру драматизм и движение, экстравагантность декора и пышность скульптур. Испанский вариант барокко «чурригереско» назван в честь семьи архитектором Чурригера. Примером испанского барокко может послужить здание университета в Вальядолиде.

Испания прославилась архитектурой эпохи модерн, столицей которой по праву считается Барселона. Каталонские архитекторы – и, прежде всего, Антонио Гауди, создали собственный неповторимый язык форм, в котором до сих пор находят вдохновение архитекторы стран Старого и Нового света. Одним из самых известных творений Гауди является Дом Мила (Каса Мила) в Барселоне.

В Испании сохранились многочисленные средневековые замки — парадоры, в настоящее время обычно используемые в качестве гостиниц. Многие парадоры располагаются в живописных, тихих и уютных уголках и предоставляют прекрасные возможности как для отдыха, так и для работы. Сейчас это целый комплекс зданий и сооружений, сочетающих строгие архитектурные линии с современным интерьером номеров.

Огромный интерес представляет народная архитектура Испании, традиции которой сильно различаются в разных областях страны. На севере строили каменные дома с навесами и деревянными балконами, в Кастилии сооружали дома с деревянным каркасом, а на юге распространены дома из обожженной и выбеленной глины, стены которых отражают солнечные лучи. Непременным архитектурным атрибутом сельских районов, особенно тех, где мало рек и постоянно дуют ветры, стали ветряные мельницы. В селах часто встречаются эрмиты — часовни или молельни, посвященные местному святому. В центре любого, даже небольшого, испанского города находится главная площадь — Пласа Майор (Plaza Mayor), на которой обычно стоят церкви, административные здания, магазины и бары. На площади устраивают праздники, концерты, народные танцы, бои быков.

Испания — страна всемирно известной живописи и литературы. Влияние католической церкви определило преобладание религиозной тематики в средневековом искусстве Испании, наиболее известным представителем которого является художник Эль Греко, долгие годы проживший в Толедо. Классическая живопись Испании прославлена именами Франсиско Гойи и Диего Веласкеса. Испанцами были и три основателя современного искусства — Жоан (Хоан) Миро, Пабло Пикассо и Сальвадор Дали, ставшие символами эпохи модернизма. Крупнейшие музеи современного искусства находятся в Мадриде (в том числе Музей Прадо, Центр искусств королевы Софии), Барселоне (Музей Пикассо, Музей современного искусства), Бильбао (Музей Гуггенхайма), Фигересе (Театр-Музей Дали) и многих других городах Испании.

Испанская литература может вести отчет своей истории с древнеримских писателей и мыслителей Сенеки, Лукана и Марциалла. Период арабского владычества связан с расцветом литературы и философии, в Испании, в крупнейшем центре мусульманской культуре — городе Кордове, жил один из наиболее известных представителей арабского аристотелизма Аверроэс. В Средние века получила развитие поэзия трубадуров (тровадорес), самым известным произведением этого жанра стала «Песнь о моем Сиде», а также религиозная поэзия, известная по поэме священника Гонсало де Берсео «Чудеса Богородицы». Первые крупные прозаические произведения на кастильском языке, ставшим основой испанского литературного языка, относятся к XIV — XV векам.

В XVI веке начинается Золотой век испанской литературы, появляется жанр пикарески — плутовского романа. К этому же периоду относится творчество Мигеля де Сервантеса Сааведра — его «Дон Кихот» вышел в свет в 1605 году. Современниками Сервантеса были сатирик-романист Франсиско де Кеведо и поэт Луис де Гонгора. Драматургия Испании прославлена именами Лопе де Вега и Кальдерона. В XVIII и XIX веках испанская литература находилась под влиянием французской.

XIX век ознаменовался расцветом новой испанской литературы, позднее связанной с общеевропейским экзистенциализмом. Его важнейшие представители — Мигель де Унамуно, Пио Бароха, Антонио Мачадо. Основателем современного испанского театра считается Рамон Мария дель Валье-Инклан. Лауреатом Нобелевской премии в области поэзии стал Хуан Рамон Хименес. Всемирную известность получила поэзия убитого фашистами в 1936 году поэта Федерико Гарсиа Лорки. В XIX веке родилась латиноамериканская испаноязычная литература, ставшая явлением мирового масштаба, — такие авторы как Хорхе Луис Борхес и Габриель Гарсия Маркес и по сей день остаются одними из самых читаемых.

Праздники и обычаи

Испания — страна интереснейших культурных традиций, большинство из них связаны с католицизмом, главной религией страны, но некоторые уходят корнями в дохристианское прошлое. Многовековые религиозные традиции настолько сильны в Испании, что подавляющее большинство испанцев строго соблюдает церковные обряды, посты, отмечает праздники. Из религиозных праздников в Испании особенно популярна Страстная неделя, которую отмечают еще со времен средневековья. По всем городам и селам страны проходят ярко оформленные религиозные процессии. Разыгрываются отдельные картины из жизни Христа — распятие и воскрешение. Лучшими процессиями Страстной недели славятся Севилья, Малага, Мурсия и Вальядолид.

В конце мая или начале июня отмечается Пятидесятница, самое пышное празднество проходит в Эль-Росио. Широко отмечается и праздник Тела Христова, особенно в Валенсии, Толедо и Гранаде. 24 июня в честь Иоанна Крестителя по всей Испании и особенно на средиземноморском побережье жгут костры; праздник святого Петра — покровителя рыбаков отмечают 29 июня. Традиционно чтимыми праздниками являются Сочельник (Ночебуэна) и Рождество (Навидад). В рождественские дни в Испании повсюду можно встретить беленес — подобия Вифлеемского вертепа с раскрашенными фигурками Святого Семейства, пастухов и животных. В новогоднюю ночь в Мадриде толпы людей собираются и поздравляют друг друга на площади Пуэрта-дель-Соль. В феврале или марте в Испании проходит карнавал, аналогичный масленице. Крупнейшие карнавалы проходят в Санта-Крус-де-Тенерифе (на Канарских островах)— по своему размаху они не уступают карнавалу в Рио-де-Жанейро и в Кадисе. Испанская масленица заканчивается накануне или в первый день Великого поста похоронами сардинки, символизирующей зиму. Конец зимы отмечается большим фестивалем огня в Валенсии (фальяс), на котором сжигаются огромные фигуры из папье-маше в знак того, что старое должно уступить место новому. Самая яркая из многочисленных фиест в честь Реконкисты — костюмированные баталии «мавров» и «христиан» в Алькое, проходящие весной. Крупнейшее празднество Андалусии — большая Апрельская ярмарка в Севилье[3].

Уникальнейшая традиция Испании — бой быков, знаменитая коррида. Это традиционное зрелище, уходящее корнями в глубины истории Средиземноморья. Она была известна еще на Крите в период расцвета минойской культуры (2000–1450 годы до н.э.), о чем свидетельствуют фрески, изображающие танцовщиц и быков. Коррида в Испании проводится практически повсеместно, но крупнейший ее центр — Севилья. Главное действующее лицо корриды — матадор, убивающий быка. Наиболее известные матадоры, например, Хуан Антонио Руис, стали национальными героями Испании.

Национальная кухня

Традиционная испанская кухня весьма разнообразна — настолько, что найти что-то общее между изысканной морской кухней басков и простыми блюдами Кастилии довольно сложно. На протяжении многовековой истории страны набор продуктов менялся, пополнялся новыми ингредиентами за счет влияния культур многих стран. От древних римлян Испания унаследовала рощи олив и пригодные для земледелия поля, в основном, на восточном берегу; семь веков арабского владычества привнесли в испанскую кухню миндаль, цитрусовые и душистые специи, ставшие неотъемлемой ее частью. После открытия Америки в Испании появились и стали широко использоваться помидоры, сладкий и горький стручковый перец (чилли), кабачки (цуккини), разнообразные сорта бобов, картофель, шоколад и ваниль. Ландшафт Испании неоднороден — в нем есть и гористые участки, и засушливые равнины, и плодородные земли, холодные и влажные области, жаркие и сухие. Неудивительно, что для каждой области характерен свой набор блюд и способ их приготовления.

Страна басков богата рыбой и морепродуктами из Атлантики; там же производятся некоторые мясные и молочные деликатесы. Блюда подают большими порциями, что вообще типично для регионов с холодным климатом, но грубой баскскую кухню назвать нельзя. Блюда с использованием ароматного соуса «чилиндрон» на основе местного красного сладкого перца, томатов, лука и чеснока типичны для Наварры и Арагона. Форель из чистых горных ручьев Пиренейского хребта — любимое блюдо тамошних жителей, особенно с ветчиной. Разнообразна и очень вкусна каталонская кухня; она отличается необычными соусами, например, «ромеско» или «альоли», ароматическими травами и рядом блюд, имеющих близкие аналоги во французской кухне, например, сарсуэла — близкая родственница французского буйабеса. Кухня Валенсии и Мурсии, самых населенных и богатых сельскохозяйственных регионов Европы, испытала сильное арабское влияние. Там растут апельсины и миндаль, в просторных садах и на рисовых полях выращиваются многие растения, входящие в традиционную валенсийскую паэлью (рыбу и моллюсков в нее стали добавлять сравнительно недавно). Андалузия — страна олив, оливкового масла и жаркого, в особенности — из местной рыбы и моллюсков. В свою очередь, Эстремадура — земледельческий край, и кухня там соответствующая — простая, распространены всевозможные тушеные блюда. Галисия и Астурия славятся высококачественной рыбой и морепродуктами. Климат там относительно холодный и влажный, соответственно аппетит у местных жителей хороший: они предпочитают согревающие, сытные блюда.

Завтракают испанцы обычно в кафе; завтрак состоит из чуррос, булочек из бездрожжевого текста, и большой чашки горячего шоколада, в который макают чуррос. В качестве второго завтрака пьют кофе со сладкой выпечкой или съедают легкую закуску. Обед — около 2 часов дня, часто ему предшествуют тапас — разнообразные закуски, которые, как правило, испанцы съедают в баре по пути домой или в ресторане. Около 6 часов вечера — так называемая мерьенда — еще одна легкая еда, с 8 до 10 часов вечера опять же тапас, и в 10 часов — ужин, не столь плотный, как обед.

С давних пор и по сей день тапас состоял из нескольких оливок или миндальных орешков, нарезанных сыров, колбас и ветчины, иногда в тапас добавляют нарезанную кубиками лепешку. Но в настоящее время тапас включает в себя практически любые блюда — холодные и горячие, — которые можно подать только маленькими порциями. Современные тапас могут быть весьма сытными. Обычно их выставляют вдоль прилавка бара или кафе на обозрение клиентам. Знаменитая паэлья в хороших ресторанах готовится не меньше часа, поэтому лучше заказать это блюдо по телефону к конкретному часу. Одной порции этого блюда вполне хватит на двоих: подают ее на большом подносе и ставят на середину стола.


2. Культурные достопримечательности

2.1. Экскурсионные места культурных достопримечательностей Испании периода XIX века

Испания - страна с многовековой историей, видевшая эпохи расцвета и упадка нескольких могущественных государств. Наиболее древние памятники культуры на территории Испании относятся к эпохе палеолита. Это наскальные рисунки на стенах пещеры Альтамира. От архитектуры иберов (древние племена, населявшие Пиренейский полуостров в I тысячелетии до нашей эры) остались руины исполинских каменных стен в Таррагоне.

О римлянах в Испании напоминают главным образом гражданские постройки - водопроводы, мосты, акведуки, амфитеатры, арки. Прекрасно сохранился один из римских мостов - Алькантара на реке Тахо. Мост имеет шесть арок и посередине триумфальную арку. Величественны руины римских амфитеатров в Мериде и Сагунто на 6000 зрителей и арки в Медисанели и Бара, построенные в 107-102 годах до нашей эры[4].

Большое влияние на развитие средневекового испанского искусства и архитектуры оказали арабы. Мировую известность получили дворец-крепость Альгамбра в Гранаде, мечеть в Кордове, минарет Ла Хиральда в Севилье.

Мечеть-собор в Кордове - крупнейшая после знаменитой Каабы в Мекке мечеть мира. Ее 19 нефов с 32 арками занимают значительную площадь (175x140 м). Двойной памятник - мечеть и собор - свидетельствует о попытке христианского государства избавиться даже от намека на мусульманское влияние. В 1236 году, после взятия города христианами и бегства мусульман в Северную Африку, король Фердинанд III приказал превратить ее в христианский храм. Были закрыты 19 дверей, выходящих во двор, вдоль внутренних стен здания построили капеллы, минарет превратили в колокольню.

Альгамбра (по-арабски "красный"), дворец-крепость - чудо мусульманского зодчества. В зависимости от освещения его стены и башни в течение дня меняют цвет. Особенно красив дворик Львов, окруженный колоннами из белого мрамора. Посередине дворика - фонтан. Его огромная мраморная чаша опирается на 12 львов. Во дворце несколько великолепных залов: зал Послов с огромнейшим куполом из кедрового дерева, Королевский зал с золотыми кружевными арками в виде сталактитов, зал Секретов с удивительными акустическими эффектами.

Ла-Хиральда - бывший минарет мечети. Мечеть не сохранилась, а минарет был превращен в колокольню собора. Это самый известный в Севилье памятник. Его силуэт отличается удивительным изяществом. Если подняться на колокольню, на высоту 97 м, то оттуда открывается прекрасный вид на город.

В Испании сохранились многочисленные средневековые замки - парадоры. Обычно они располагаются в живописных, тихих и уютных уголках и предоставляют прекрасные возможности как для отдыха, так и для работы. Сейчас это целый комплекс зданий и сооружений, сочетающих строгие архитектурные линии с современным интерьером номеров. Номера с телевизором, телефоном и мини-баром оснащены системой отопления и кондиционером. Для любителей активного отдыха в таких зданиях обязательно предусмотрены бассейн, теннисные корты, тренажерные залы.[5]

Мадрид - Национальный музей живописи и скульптуры Прадо, Музеи современного искусства и естественных наук, археологический и этнографический, испанского народа. Королевский дворец 18 в. и сады Сабатини, церковь Сан-Франциско-эль-Гранде, парк Буэно-Петиро с зоопарком и Ботаническим садом, резиденция монарха Зарзуэла, монастыри Эль-Эсприаль, Долина Павших - мемориал жертвам гражданской войны.

Барселона - Морской и Археологический музеи, Музеи каталонского искусства и Пабло Пикассо, крепость Монжуик, собор Святого Семейства, церковь Сан-Пабло-дель-Кампо, готический собор Санта-Юнания.

Сарагоса - собор Ла-Сео, собор Эль-Пилар, резиденция арагонских королей Кастильо-де-ла-Альяферис.

Толедо - архитектура мавританского периода, замок Алькасар, готическая церковь Сан-Хуан-делос-Реес, синагога, место сожжения еретиков - площадь Плаза-дель-Зоко.

Гранада - развалины крепости Альгамбра, кафедральный собор, часовня, где похоронены Фердинанд V и Изабелла I, сады Генералифе.

Кордова - мавританская мечеть, руины дворца-крепости, 16-арочный мост римского периода, самая большая мечеть Европы, перестроенная в 1236 в христианский храм.

Севилья - королевский дворец, башня Хиральда - бывший минарет, мавританская архитектура, собор, мавританский замок Алькасар, церковь Санта-Каталина.

Пальма-де-Майорка (на Балеарских о-вах) - готический собор, часовня со сводами работы Антонио Гауди, церковь св. Франциска, дворец Альмудайна, замок Бельведер.

Замки дали имя стране: Кастилия - la terra de los castillos - земля замков. Сколько их было, сколько осталось, никто точно не знает; по приблизительным подсчетам, из трех с половиной тысяч испанских замков на Кастилию приходится около четырехсот. Некоторые - Пеньяфьель (Penafiel), Кока (Coca) и Ла Мота (La Mota) - знамениты на весь мир. Другие - например, Вильялонсо (Villalonso) или Сарасена (Saracena) - известны только местным жителям, cпециалистам по средним векам и заблудившимся туристам[6].

Вопреки распространенному мнению, замков на территории Европы сохранилось больше, чем военных или гражданских строений других эпох. А в таких странах, как Уэльс и Испания, - по разным, впрочем, причинам - намного больше.

Прямо за замком, между бывшей внешней стеной, от которой, как в старческом рту, остался лишь остов-линия, и разрушенной башней, к которой хозяйка привязала бельевую веревку, - огороды. Спросите, почему обычный огород не цепляет в памяти ничего, а огород под стенами замка остро пахнет укропом и шалфеем, хотя здесь не растет ни тот, ни другой? Не знаю. Но, среди прочего, я здесь за этим.

Из нескольких десятков замков, включенных в маршрут, около половины - мумии, хотя превращать замки в декорации никакой нужды не было. Строго говоря, на их месте можно было бы построить завод, склад, многоэтажку и огородить все это высокой декоративной - a la castillo - стеной. Эффект был бы тот же.

Избыток памятников прошлого - явление уникальное и уже только поэтому заслуживает внимания. Оказывается, много - тоже проблема, притом серьезная. Сохранять и охранять, заботиться и с толком распоряжаться такой прорвой прошлого не по средствам, не под силу никакому государству и обществу, даже более богатому, чем Испания. На определенном этапе неизбежно возникает проблема отбора, требующая каких-то критериев. Эти критерии, в свою очередь, вытекают из современного состояния исторического знания и его актуальности для современников. Почему эту церковь, замок, дворец, городскую стену следует сохранять, холить и лелеять, а другим можно позволить уйти в небытие?

Нельзя сказать, что испанцы не понимают сложившейся ситуации. Еще в конце 1950-х - начале 1960-х годов тогдашние технократы сделали ставку на туризм как способ накопления первоначального капитала для модернизации страны и, насколько я знаю, первыми в современной истории приняли нетривиальное решение превратить несколько десятков замечательных исторических памятников: замков, монастырей и дворцов - в гостиницы. Все замки от Леона до Гранады и от Галиции до Каталонии, как христианские castillos, так и мусульманские alcazabas, отданные под paradores (так называется этот тип гостиниц), были реставрированы по одному и тому же шаблону, который я называю голливудским. Возможно, так предписали сверху: государство как-никак было авторитарным. Хотя я, грешным делом, в этом сомневаюсь и приписываю лепотизацию культурному влиянию. Не только американского кинематографа, но и насаждавшегося в Испании в первые послевоенные десятилетия любимого жанра всех диктатур - сусального историко-героического эпоса.

Часть замков раздали туристическому ведомству, музеям, министерствам, учреждениям, школам, армии, училищам, полиции; где-то, не дожидаясь санкции сверху, употребили под склады, кладбища, стадионы для боя быков. Капля в море.

В силу определенных особенностей испанской истории замков в стране действительно много. Если во Франции и Англии, Германии и Италии феодальная знать строила замки, чтобы охранять и умножать собственные владения и привилегии, на Иберийском полуострове они в буквальном смысле стали фронтовой линией двух цивилизаций - христианской и мусульманской. В IX веке единый поток мусульманской экспансии на полуострове разбился на множество мелких ручейков. Халиф был далеко, в Кордобе. Теперь каждый эмир был сам за себя, пришла пора удерживать нажитое. И первым делом повелитель каждой тайфы, как назывались эти мусульманские микрогосударства, начинал огораживать свои владения цепью замков. К началу X века в Кастилии между двумя враждующими сторонами образовалась нейтральная полоса, условно по долине реки Дуэро, и христианские короли стали предлагать смелым и лихим людям обосновываться в тех краях и брать столько земли, сколько сумеют удержать. Нашлись желающие, и, приходя на новую землю, эти безродные "кастильские казаки" первым делом окапывались в ней замками. Отсюда они совершали набеги на юг, здесь защищались от набегов с юга. Отношения между обеими цивилизациями в нейтральной зоне были сложными и далеко не всегда враждебными. Ситуация во многом напоминала ту, что сложилась на южных окраинах Древней Руси между славянами и кочевниками. Только в одном случае заставы и форпосты были по большей части деревянными, а в другом исключительно из камня - замки.[7]

Вплоть до конца XVI века назначение замков по большей части оставалось сугубо военным, и хотя некоторые из них уже строились (или перестраивались) как дворцы в замковой оболочке, но все же не без оглядки на переменчивость фортуны. Как, например, Кока (Coca), один из самых красивых замков во всей Европе. Сердце заходится при виде его ажурных стен и башен, исходящего от кирпичного замка сияния, головоломных симметрий. В нем нет присущей орудиям войны оголенной, грубой силы, пугающей одним своим видом, - он слишком для этого красив. Действительно, Альфонсо де Фонсека, жовиальный севильский архиепископ, хотел построить роскошный дворец. Но, присмотревшись, вы понимаете, что не все так просто. Непривычно широкие и странно расположенные бойницы - почти у подножия стены - свидетельствуют о том, что за ними стояла артиллерия; перекрытия башен устроены на традиционный манер, так, чтобы, взяв один уровень, противник не мог овладеть другими. Дворец дворцом, но сам не плошай.

Он стоит на высокой крутой горе, подножье которой огибает широкая и полноводная - по кастильским понятиям - река Альберче. История замка восходит к временам мусульманского господства, когда на его месте стояло небольшое укрепление, входившее в оборонительную цепь замков и башен Толедского эмирата. После завоевания Толедо в 1085 году Альфонс VI передал землю Эскалоны Диего и Доминго Альваресам. Об этом периоде известно только то, что на основании мусульманского укрепления братья построили примитивный "замчонок", похоже даже без стен. Двести лет спустя, в 1281 году, Альфонс X Мудрый подарил Эскалону своему брату, который начал возводить на холме солидный замок. Здесь, может быть даже в самом замке, у королевского брата появился на свет сын, будущий знаменитый писатель дон Хуан Мануэль. Он прожил бурную жизнь и несколько раз благополучно скрывался в построенном отцом замке от докучавших недругов.

В 1420-х годах Эскалона перешла к констеблю де Луне. Перестройка заняла много лет, судя по тому, что первый визит короля в замок приходится на 1433 год.

От Таранкона до Толедо идет сплошная промышленная зона. Интересно, но я не за этим сюда ехал. Сворачивая на боковые дороги к помеченным на карте замкам, я всякий раз предвкушал встречу, к которой готовился многие годы. Тем сильнее было разочарование при виде очередного голливудника; маленькие, большие - они все чем-то походили друг на друга. День клонился к вечеру. Следующей на пути была Эскалона, но кроме ночлега я от нее уже ничего не ждал.

Экскурсии в Испании

Коста Дорада

БАРСЕЛОНА

Экскурсия рассчитана на целый день. Барселона - историческая столица Каталонии, второй по величине и значению город Испании, один из крупнейших портов Средиземного моря[8].

Во время экскурсии планируется посещение Собора 15 в. и готического квартала, всемирно известного Собора Саграда Фамилия (Святое Семейство), созданного гениальным Антонио Гауди, а также Порта. Предусмотрена прогулка по известному бульвару Рамблас. Подъем на холм Монтьюик и осмотр Олимпийского стадиона. Предусмотрено также свободное время для желающих посетить большие магазины и сделать покупки.

АНДОРРА

Экскурсия рассчитана на целый день. Андорра - маленькое государство, расположенное в центре Пиренеев, полное контрастов и сюрпризов, имеющее древнюю историю. Здесь насчитывается около 40 маленьких церквей и соборов, сохранившихся до наших дней. Проехать по долинам Андорры, значит окунуться вглубь веков и воочию увидеть всю историю страны. Культурная жизнь государства очень богата: здесь есть интересные музеи, проводятся музыкальные концерты и фестивали. Для желающих сделать покупки - это настоящий рай, так как здесь все свободно от налогов.

АКВАЛЕОН

Аквалеон - уникальный парк, в котором сочетаются зоопарк и аквапарк. Это целый день, полный незабываемых впечатлений и приключений. Сафари: более 600 животных, находящихся в природных условиях, невероятные представления морских животных, рептилий и хищников. Аквапарк: впечатляющие тобоганы, бассейн с гигантскими волнами, большой каньон, движущаяся дорожка, скоростные реки, развлечения для самых маленьких, а также мини-зоопарк, рестораны, кафетерии, магазины сувениров.

НОЧЕ ИСПАНЬОЛА (ИСПАНСКАЯ НОЧЬ)

Ночная экскурсия. Прием в Дивертипарке с коктейлем, сельский праздник с участием лошадей и телят. Фламенко-шоу, которым можно не только полюбоваться, но и поучаствовать в нем.

ДЖИП САФАРИ

Увлекательное путешествие на джипе-ландровере по самым красивым местам Каталонии - это и различные реки, типичные деревушки, старинные церкви и т.д. День, проведенный на свежем воздухе и приключения во время сафари будут приятным дополнением к отдыху.

ПЕНИСКОЛА

Экскурсия рассчитана на полный день. Посещение средневекового поселка Пенискола и замка Папа Луна. После обеда прогулка на теплоходе по Национальному природному парку.

МОНСЕРРАТ

Экскурсия рассчитана на целый день. Монастырь, основанный в 11 веке, расположен в труднодоступном месте, окруженном горами. Здесь находится святыня Каталонии. В средние века этот монастырь был религиозным и культурным центром. Во время посещения монастыря можно увидеть католическую службу и послушать старейший в Европе хор мальчиков. Предлагается также посетить погреба и отведать вина, приготовленные по рецепту шампанских вин.

ТАРРАГОНА

Экскурсия рассчитана на полдня.

Таррагона - столица одноименной провинции, основанный римлянами в 3 в. до н.э., второй по значению порт Каталонии. Во время экскурсии планируется посещение порта, старого города, осмотр Амфитеатра, Кафедрального Собора, римских стен.

ПОРТ АВЕНТУРА

МУЗЕЙ САЛЬВАДОРА ДАЛИ

РЫЦАРСКИЙ ЗАМОК РЕУС

Майорка

SON AMAR

Торжественный ужин и шоу на старой типичной майоркской ферме, расположенной в 10 км от Пальмы. После аперитива предлагается ужин с блюдами из цыпленка, свинины, картофеля, салата, десерта, вина и шампанского. Ужин сопровождается шоу с танцами фламенко, с выступлением иллюзионистов и др. После ужина - танцы под оркестр на террасе.

ES FOCUERO

Уникальное шоу, составленное из местных испанских танцев, современного балета и эстрадных номеров. Пройдя через великолепный парк с фонтанами Вы попадаете в ночной клуб, где Вас ждет ночь сюрпризов и ритмов, отличная еда и шоу с незабываемыми мелодиями и песнями.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ УЖИН "СОМТЕ MAL"

Эта экскурсия переносит Вас в средневековье. Вас приветствует граф и приглашает занять место на трибуне, расположенной вокруг поля для турниров. Пока Вы поглощаете типичный средневековый ужин, перед вашими глазами разворачивается незабываемое зрелище: рыцари, гарцующие на великолепных лошадях, демонстрируют мастерство владения средневековым оружием. После окончания турнира Вас ждет красочное шоу и танцы до полуночи и маленькие заливы на Восточном побережье острова. У Вас будет возможность искупаться в кристально чистой воде и позагорать. Команда приготовит для Вас роскошную паэлью. Не забудьте взять купальник.

ПРОГУЛКА НА КАТЕРЕ

Идеальная экскурсия, если Вы хотите провести великолепный день на свежем воздухе с возможностью позагорать и покупаться. Вы проплываете вдоль побережья, открывая для себя прелестные VALLDEMOSSA/SOLLER.

Живописная деревня Валльдемосса стала тем местом, которое Жорж Санд и Шопен выбрали, чтобы провести там зиму 1838-1839 гг. Вы посетите Картрез с его старинной аптекой, церковью и многочисленными кельями, когда-то занимаемыми Картезианскими монахами. Затем Вы посетите выставку народного танца во Дворце короля Санчо.

Ваш дальнейший путь лежит по побережью Costa de Tramontana с великолепными видами на море и скалы через живописную деревню, где живут знаменитые художники. После прибытия в Soller - свободное время. После обеда, на обратном пути, Вы посетите Сады Альфабия.

ПЕЩЕРЫ ДРАХ

Ваш путь лежит мимо действующих мельниц в Манакор, где Вы посетите фабрику жемчуга. Затем Вы проследуете в Порто Кристо, где находятся знаменитые пещеры Драх, гениальное творение природы. В конце озера Мартель, крупнейшего в Европе подземного озера, Вы остановитесь насладиться представлением музыкантов на гондолах. На обратном пути, если позволит время. Вы посетите магазин народных промыслов[9].

ЭКСКУРСИЯ ПО ОСТРОВУ

Пересекая остров с юга на север, Вы получаете возможность насладиться великолепными видами Майорки. После пересечения Inca Ваш путь лежит через горы в монастырь Lluch, где находится Мадонна Морена - покровительница острова. Затем по живописной дороге Вы проследуете к великолепной "Cala de La Calobra" и "Torrente de Pareis", где у Вас будет свободное время в заливе. Во второй половине дня Вас ждет небольшая прогулка по морю в Пуэрто де Саллер. Обратно Вы будете иметь возможность вернуться в Пальму по знаменитой живописной железной дороге, пересекающей горы и апельсиновые рощи.

ФОРМЕНТОР / ПУЭРТО ПОЛПЕНСА

Вы пересечете остров с юга на север, наслаждаясь прекрасными видами Майорки и сделав первую остановку в магазине кожаных изделий в Инке, известном производством кожи. Затем дорога поведет Вас в маленькую гавань Puerto de Pollensa - чудесное место для проведения отпуска. После непродолжительной прогулки по морю. Вы прибудете на пляж Форментор, известный своей чистой водой и мелким песком. На обратном пути в Puerto de Pollensa Вы сделаете остановку в Mirador d'es Colomer - место, откуда открывается фантастический вид.

Если погода не позволит Вам совершить морское путешествие, то на обратном пути Вы посетите музей восковых фигур Майорки.

Коста дел Соль

(Примерная стоимость для проживающих в Торремолиносе - Фуенхероле или в районе Марбельи)

ГРАНАДА

Восточный город в Европе. История Гранады - эти история последнего мусульманского государства на Перинейском полуострове. Вы посетите дворец арабских халифов Гранады, сады Генералифе, дворец короля Карла Пятого, и усыпальницу сокровищницу испанских католических королей - с обедом 7.800 с обедом.

СЕВИЛЬЯ

Однодневная экскурсия в один из самых древних и крупных городов Испании. Основанный за 45 лет до рождества Христова. Здесь расположен третий в мире пo величине католический собор, вплотную к которому примыкает минарет Хиральда. Достопримечательностью Севильи является река Гвадалкинир. Экскурсией - также предусмотрена прогулка на катере по реке Гвадалкивир.

НЕРХА

Уникальные сталактитово-сталагмитовые пещеры, занесенные в Книгу Рекордов Гиннеса. Посещение винодельческого поселка Фригильяна. В стоимость экскурсии входит проба вина. Прогулка по балкону Европы в Нерхе.

КОРДОВА

История этого города началась в 206 г. до н.э. в период древнеримского правления. Достопримечательностями Кордовы является Мескита (одна из крупнейших в мире мечетей), Медина - Асахара. Еврейский Квартал. Римский мост.

РОНДА

Маленький испанский городок, расположенный в живописном месте высоко в горах и имеющий богатую интересную историю.

2.2. Пример экскурсионного тура по культурным достопримечательностям века

Программа: «КУЛЬТУРА ИСПАНИИ»[10]

19.02, 05.03, 12.03, 19.03, 26.03** (8 дней/ 7 ночей)

БАРСЕЛОНА–ВАЛЕНСИЯ–АЛИКАНТЕ–ГРАНАДА–СЕВИЛЬЯ–КОРДОБА–МАДРИД–ТОЛЕДО–САРАГОСА–БАРСЕЛОНА

1 ДЕНЬ: Барселона Прибытие в Барселону. Трансфер и размещение в отеле. Свободное время. Ужин.

2 ДЕНЬ: Барселона-Валенсия–Аликанте Завтрак. Обзорная экскурсия по красавице Барселоне второму по значимости городу Испании - с осмотром Собора Святого Семейства, Готического квартала, Кафедрального собора и горы Монтжуик. Отъезд в Валенсию. Остановка в Валенсии на 1,5ч для осмотра исторического центра и собора. Отъезд в Аликанте. Размещение в отеле. Ужин.

3 ДЕНЬ: Аликанте-Гранада Завтрак. Отъезд в Гранаду. Обзорная экскурсия по Гранаде с посещением Альгамбры, садов Хенералифе, Кафедрального собора с усыпальницей королей и старого города. Вход в усыпальницу королей оплачивается дополнительно (2,25 Евро, по желанию туристов). Размещение в отеле. Вторая половина дня – свободное время. Ужин.

4 ДЕНЬ: Гранада-Cевилья Завтрак. Отъезд в Севилью. Размещение в отеле. Во второй половине дня обзорная экскурсия по городу с посещением Кафедрального собора, башни Хиральда и квартала Санта Круз, прогулка по старому городу. Свободное время. Вечером возможно посещение красочного фламенко-шоу (за доп. плату)

5 ДЕНЬ: Севилья-Кордова- Мадрид Завтрак. Выезд в Мадрид. По дороге остановка в Кордове (2,5ч) и осмотр города с посещением знаменитого Мечети – Собора “Ла Мескита”. Прибытие в Мадрид, размещение в отеле. Ужин.

6 ДЕНЬ: Мадрид-Толедо Завтрак. Экскурсия в Толедо Средневековую столицу Испании с посещением Кафедрального собора и его музеев, а также часовни Сан Томе, где находится шедевр Эль Греко «Похороны графа Оргаса». Во второй половине дня обзорная экскурсия по Мадриду (автобусная и пешеходная) с посещением знаменитой Пласа Майор – главной площади Испании, Алкала, Гран Виа, Пуэрто дель Соль, старого города. Ужин.

7 ДЕНЬ: Мадрид - Сарагоса - Барселона. Завтрак. Экскурсия в музей “Эль Прадо” (без гида, 3 часа) - богатейшей коллекции испанской живописи. Отъезд в Сарагосу и осмотр центра города и Собора и собора Девы Пилар. Вечером прибытие в Барселону. Размещение в отеле. Ужин

8 ДЕНЬ: Барселона Завтрак. Отъезд в аэропорт. Вылет в Москву.

В стоимость тура входит:

– перелет Москва – Барселона – Москва;

– переезды на комфортабельном автобусе;

– проживание в отелях 2-3*-4* (в зависимости от сезона), питание – по программе;

– услуги русскоговорящих гидов во время экскурсий и трансферов;

– экскурсии по Барселоне, Сарагосе, Логроньо, Сан Себастьяну, Бильбао, Лурдес, Тулузе, Каркасону;

- входные билеты (*);

- медицинская страховка.

Стоимость тура:

2-х местное проживание

1-о местное проживание

3-й взрослый в номере

3-й ребенок в номере до 9лет

765

925

735

660

**Доплата за заезд 26.03 – 40 у.е.

Проживание в центре городов не гарантируется!




Заключение

В ходе проделанной работы была рассмотрена культура и искусство Испании XIX века.

Были решены такие задачи как:

-       Рассмотрена история культуры и искусства Испании периода XIX века;

-       Описаны культурные достопримечательности Испании;

-       Охарактеризованы экскурсионные места культурных достопримечательностей Испании;

-       Приведен пример экскурсионного тура по культурным достопримечательностям Испании.

В настоящее время большое количество туроператоров работают со Средиземноморскими странами. Наибольшей популярность пользуются приморские курорты Испании.

Испания - страна-мозаика. У ее островной и материковой части, у провинций и побережий совсем разный облик и характер. Даже стоящие рядом курортные города могут отличаться: один построен на берегу залива и порадует пальмовой набережной и широкими пляжами; другой смотрит в море с высоких скал, карабкаясь по склонам крутыми улочками-лестницами; третий превращен в элегантный яхт-клуб с фешенебельными отелями и ресторанами. Поэтому в Испании можно провести отдых на любой вкус.

Испания - страна с многовековой историей, видевшая эпохи расцвета и упадка нескольких могущественных государств. Наиболее древние памятники культуры на территории Испании относятся к эпохе палеолита. Это наскальные рисунки на стенах пещеры Альтамира. От архитектуры иберов (древние племена, населявшие Пиренейский полуостров в I тысячелетии до нашей эры) остались руины исполинских каменных стен в Таррагоне.


Список литературы

1.            Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Издательский Торговый Дом “Герда”, 1999.

2.            Выезжающему за границу. Справочник. – М.: Вече, 1999.

3.            Глушков М. Л. История мировой культуры. – М.: Инфра-М, 2001.

4.            Ерамов Р.А. Физическая география зарубежной Европы. - М.: “Мысль”, 2000.

5.            Квартальнов В.А. Иностранный туризм. – М.: Финансы и статистика, 1999.

6.            Квартальнов В.А., Романов А.В. Международный туризм: политика развития. - М.: Советский спорт, 2004.

7.            Колотова Е. В. Рекреационное ресурсоведение. - М.: Советский спорт, 1998.

8.            Культура Испании. А.С. Романенко. – Минск: ВЭВЭР, 2004.

9.            Кучер Т.В., Колпащикова И.Ф. Медицинская география. – М.: Просвещение, 2003.

10.       Литвак К.Н. Испания с древности и до наших времен. – СПб.: Питер, 2003.

11.       Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2002.

12.       Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристский бизнес. – М.: “Экспертное бюро – М.”, 2003.

13.       Руденко Л.Л. Организация и менеджмент туризма: Руководство к практическим занятиям. – Владивосток: ДВГАЭ, 2002.

14.       Иванченко С.И. Туризм. Практика, проблемы, перспективы // Вокруг света.  - №6. - 2003. – с. 23 – 42.

15.       Новикова К.Т. Отдых в Испании - №6. - 2003. – с. 47 – 60.

16.       Каталог - Испания. Лето 2003.- М.: Инфра – М, 2003.

17.       Мир Отдыха RCI. 1999 – 2000. Справочник. – СПб.: Мир, 2000.




[1] Литвак К.Н. Испания с древности и до наших времен. – СПб.: Питер, 2003. – c. 85.

[2] Культура Испании. А.С. Романенко. – Минск: ВЭВЭР, 2004. – с. 142.

[3] Глушков М. Л. История мировой культуры. – М.: Инфра-М, 2001. – c. 130.

[4] Мир Отдыха RCI. 1999 – 2000. Справочник. – с. 85.

[5] Квартальнов В.А. Иностранный туризм. – М.: Финансы и статистика, 1999.  – с. 47.

[6] Руденко Л.Л. Организация и менеджмент туризма: Руководство к практическим занятиям. – Владивосток: ДВГАЭ, 2002. – с. 96.

[7] Квартальнов В.А., Романов А.В. Международный туризм: политика развития. - М.: Советский спорт, 2004. – с. 155.


[8] Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристский бизнес. – М.: “Экспертное бюро – М.”, 2003. – с. 132.

[9] Каталог Испания. Лето 2003. –с. 64.

[10] Квартальнов В.А. Иностранный туризм. – М.: Финансы и статистика, 1999. – с. 85.