Содержание
Введение. 3
1. Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского. 4
2. Финансовые преобразования. 7
3. Структура государственного бюджета в начале XIX в. 9
Заключение. 17
Литература. 18
Введение
В первой половине XIX в. государственный и общественный порядок Российской империи находился на прежних основаниях. Дворянство, составляющее малую часть населения, оставалось господствующим, привилегированным классом. Освобожденные от обязательной службы государству помещики из служилого сословия превратились в праздный, чисто потребительский класс рабовладельцев. Из дворян формировались бурно растущие в то время канцелярии бюрократического аппарата империи. В стране царил чиновничий и помещичий произвол. Правительство предпринимало попытки проведения общественных реформ, но проблемы изменения государственного строя или совершенствования законодательства в России первой половины XIX в. практически отступали на второй план перед острейшим вопросом о крепостном праве.
Крепостное право резко затрудняло развитие страны в промышленном, культурном, военном отношениях. Полновластные в своих имениях помещики не имели стимулов к совершенствованию способов ведения сельского хозяйства. Отсутствие свободной рабочей силы не давало развиться ремеслам и промышленности. Усиливалась интеллектуальная, нравственная, культурная деградация господствующего сословия дворянства. Россия стремительно отставала от передовых государств, строивших гражданское общество. В стране накоплялись непримиримые социальные антагонизмы:
Основной заботой правительства провозглашалась подготовка коренных (основных) законов для уничтожения “произвола правления”. В обсуждение проектов реформ были вовлечены придворные вельможи. Обсуждались относительно мелкие вопросы и разрозненные реформы некоторых государственных учреждений, пока в окружение императора не попал талантливый мыслитель и государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839 гг.).
1. Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского
По заданию Александра I Сперанский подготовил ряд проектов усовершенствования государственного строя империи, по существу, проектов российской конституции. Часть проектов написана в 1802–1804 гг.; в 1809 г. подготовлены обширные “Введение к уложению государственных законов”, “Проект уложения государственных законов Российской империи” и связанные с ними записки и проекты.
Проекты Сперанского опираются на глубокое теоретическое обоснование. В его записках и проектах (1802–1803 гг.) подчеркивается, что любое государство основано на общей воле народа и передаче им правительству известного количества сил.
Целью любого государства, отмечал Сперанский, является обеспечение безопасности личности, собственности и чести каждого. Поначалу существовали лишь деспотические правительства, воле и усмотрению которых народ предоставил правила достижения этой цели. Затем предпринимались попытки народа принять коренные законы, ставящие пределы самодержавной воле. Собрание этих коренных законов называется “конституция”. Однако конституция останется пустой теорией, если у законодательной власти не будет сил заставить исполнительную власть подчиняться конституции. Суть дела в том, полагал Сперанский, что любое правительство стремится к самовластию и для достижения этой цели ослабляет народ, делит его на борющиеся между собой классы по принципу “разделяй и властвуй”. В этих условиях тщетно писать конституции, не обеспечив их выполнение действительной государственной силой.[1]
Сперанский различает “внешний образ правления” (постановления, грамоты, учреждения, уставы об устройстве государства) и “внутренний образ правления”, который определяется им как “расположение государственных сил”.
Сперанский дает очень резкую характеристику современному ему общественному и государственному строю России. Этот строй основан на зависимости крестьян от помещиков, а дворян – от государя. “Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только в отношении ко вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов”.
Из радикальных теоретических посылок Сперанский делал относительно умеренные практические выводы. Он пишет о трудности основания “монархического правления” в стране, где половина населения находится в рабстве, а это рабство связано и с политическим устройством, и с воинской системой страны.
В России много земель и малочислен народ – быстрое освобождение крестьян может побудить их “обратиться к некоторому роду кочевой жизни”, что пагубно и для них, и для государственной экономики. Поэтому отмену крепостничества Сперанский предлагал провести в две эпохи. В первую эпоху намечалось определить законом крестьянские повинности, урегулировать отношения крестьян и помещиков так, что крестьяне “из личной крепости помещиков перейдут в крепость земле”. “Во второй эпохе, которая, конечно, не может быть близка и должна быть приготовлена многими частными распоряжениями, возвратится крестьянам и древнее их право свободного перехода от одного помещика к другому...”[2]
Ссылаясь на то, что никакое европейское государство, в связи с другими стоящее, не может долгое время быть деспотическим, Сперанский ставил задачу установления российского престола “на твердых столпах закона и всеобщего порядка”.
В проектах 1802–1803 гг. Сперанский предлагал для охраны законов создать в России “высший малочисленный класс истинного монархического дворянства”, который был бы независим от монарха. Этот класс станет блюстителем основных законов страны, посредником между престолом и народом.
Проекты реформ и записки Сперанского не лишены предостерегающих (угрожающих) рассуждений: “Никакое правительство, с духом времени не сообразное, против всемогущего его действия устоять не может”. “Нет в истории примера, чтобы народ просвещенный и коммерческий мог долго в рабстве оставаться”. “Дух народный переменяется по обстоятельствам. Всякий век имеет свою физиономию”. Эти суждения (в записках и проектах, адресованных императору) носят, разумеется, не революционный, а либерально-реформистский характер в духе И. Канта, возлагавшего вину за кровавые революции на тупость правительств, медлящих с проведением назревших реформ.
Вместе с тем предлагаемые Сперанским реформы должны были существенно изменить общественно-политический строй России.
Во-первых, цель реформ состояла в том, чтобы обеспечить права и свободы россиян.
Сперанский различал права гражданские и права политические. Те и другие представляют собой “силы государственные”, остающиеся в распоряжении подданных. Одними они пользуются индивидуально (“каждый особенно”); это права гражданские, определяющие степень свободы лица и имущества. Другими правами подданные пользуются коллективно – это права политические, определяющие степень их участия в государственной власти.[3]
“Права гражданские общие” означают, что никто не может быть наказан без суда, каждый только по закону (или по договору) обязан нести личную службу или вещественные повинности, имеет право на собственность.
К политическим правам Сперанский относил “участие в силах государственных: законодательной, судной и исполнительной”. Этими правами в связи с созданием представительных учреждений могут быть наделены лишь собственники. Те, у кого нет собственности, по образу жизни и воспитанию не имеют способностей, необходимых для составления законов. К тому же человек без собственности не должен участвовать в обсуждении закона о податях, которых он не платит. Если наделить политическими правами тех, у кого нет собственности, голос их, по числу, возьмет перевес.
По проектам Сперанского, государственной реформе подлежат не только учреждения высшей, центральной власти. Образование дум начинается с волости: каждые три года в каждом волостном городе (или селении) владельцы недвижимой собственности составляют волостную думу, которая выбирает членов волостного правления, заслушивает отчет о сборах и расходах и выбирает депутатов в окружную думу. Окружная дума каждые три года заслушивает отчет о сборах и расходах, выбирает членов окружного совета, членов окружного суда, депутатов в губернскую думу. Губернская дума осуществляет такие же полномочия, избирая соответственно членов в Государственную думу. “Государственная дума составляется из депутатов от всех свободных состояний (сословий) по избиранию дум губернских”.
2. Финансовые преобразования
При Александре I (1801–1825 гг.) с учреждением в 1802 г. министерств заведование делами государственного хозяйства было вверено государственному казначею и министрам финансов, коммерции и внутренних дел. При этом ведомство государственного казначея осталось нетронутым, и функциональные обязанности главного казначея оставлены без изменения. Правда, казенные палаты были отнесены к ведению Государственного казначейства лишь по части казенных сборов, установленных законами, доставления их в подлежащие места и хранения денежной казны. Следовательно, ему были подчинены все губернские и уездные казначеи, счетные экспедиции казенных палат и статные и остатные казначейства.
Государственный казначей являлся исполнителем государственной росписи. Министр финансов в конце каждого года составлял роспись доходов и расходов и отсылал в Государственное казначейство для исполнения. В 1811 г. был учрежден Государственный контроль. Таким образом, высшее управление финансов разделилось на три отдела: источники доходов были поручены Министерству финансов, движение сумм — Государственному казначейству, проверка счетов — Государственному контролю. Рассмотрение государственной росписи и обсуждение чрезвычайных финансовых мер с 1810 г. поручены Государственному Совету.
Росписи доходов и расходов, а также отчеты об их исполнении считались на Руси тайною, не подлежащей обнародованию. Отчасти это объяснялось тем, что исполнение росписей в царствование Александра I совершенно не соответствовало сметным назначениям и давало ежегодные дефициты. Кризисное положение государственного казначейства (постоянно увеличивающаяся сумма годового дефицита) в 1809 г. привело к необходимости финансовых преобразований, разработать которые было поручено М. М. Сперанскому.
“План финансов”, предложенный Сперанским, включал в себя 2 части. Он предлагал: 1) обеспечить выполнение всех расходов в 1810 г. и прекратить выпуск ассигнаций, а затем 2) перейти к устройству новой финансовой системы.
Вторая часть финансового плана М. М. Сперанского представляла собой проект “финансового закона или сметных правил для руководства ведомств”. Издание этого документа положило начало новой эпохе в истории российского бюджетного хозяйства; подобного систематического свода правил о составлении, рассмотрении и исполнении смет никогда до этого не было. [4]
3. Структура государственного бюджета в начале XIX в.
Структура государственного бюджета в начале XIX в. почти совершенно не изменилась по сравнению с предшествовавшим столетием. Главной статьей государственных расходов даже в мирное время были затраты на содержание армии. По отчетным данным министерства финансов, например, в 1804 г. было затрачено на содержание армии и флота, включая расходы аппарата военного и морского министерств, около 53 млн. руб. Это составляло свыше 43% общей суммы государственных расходов. На содержание императорского двора и духовенства в том же году было израсходовано около 11 млн. руб., что в 3,5 раза превышало затраты министерства народного просвещения. Крупные суммы правительство затрачивало на платежи по займам и содержание министерств.
Расходы на хозяйственные и культурные цели предусматривались только по сметам двух ведомств: министерства народного просвещения и министерства коммерции. Последнее объединяло в своем составе казенные предприятия. Как ничтожны были расходы крепостнического самодержавия на хозяйственные и культурные цели, можно видеть из того, что оба названные ведомства затратили в 1804 г. около 7 млн. руб., или менее 6% общей суммы средств, израсходованных государством. При этом нужно иметь в виду, что часть денег пошла на содержание чиновников указанных ведомств.
Что касается доходной части государственного бюджета, то, как отмечалось выше, она явно не соответствовала расходной части. Уже при составлении бюджетных смет правительству приходилось изыскивать новые источники доходов для того, чтобы привести их в соответствие с расходами страны. При фактическом же исполнении бюджета этот разрыв становился огромным.
Основными статьями государственных доходов были подушная подать, оброчные сборы и так называемый "питейный доход". В 1804 г., например, эти статьи дали 71 млн. руб., что составило около 63% всех государственных доходов. Большое значение имея и "соляной доход" - от продажи государством соли населению по высокой цене. Остальные доходы казны таможенные пошлины, почтовые сборы и пр. не играли существенной роли. Дореформенная внешняя торговля была крайне незначительной, и таможенные сборы составляли не более 10% доходной части бюджета.
Главным источником бюджетных доходов были, следовательно, налоги с нищего, обездоленного крепостного крестьянства. Всякая попытка увеличить доходную часть бюджета была связана с еще большим увеличением этого налогового бремени. Но подати нельзя было увеличивать до бесконечности, так как крепостные крестьяне и без того были разорены. Чтобы в какой-то мере заполнить пропасть, существовавшую между доходной и расходной частью бюджета, феодально-крепостническое правительство систематически использовало займы и выпуск бумажных денег. [5]
Крайне тяжелое состояние государственных финансов вынудило самодержавие провести некоторые ничтожные мероприятия по упорядочению бюджетного дела. Так, М. М. Сперанскому было поручено составить роспись на 1810 г. и наметить основные принципы бюджетного законодательства. Этот период ознаменовался реформаторской деятельностью Сперанского, который по поручению Александра I в числе других проектов реформ составил свой "План финансов". Финансовая программа Сперанского была построена на рациональных началах, обусловленных развитием капиталистических отношений в стране. Предлагая устранить бесконтрольность в бюджетном деле, Сперанский вместе с тем рекомендовал перестроить налоговую систему, ликвидировать винные откупа, отказаться от ненужных и непроизводительных затрат государственных средств и привести расходную часть бюджета в строгое соответствие с доходами страны.
Финансовые проекты Сперанского совпадали с воззрениями прогрессивных экономистов и общественных деятелей первой четверти XIX в. Очень близкими к ним были взгляды крупного общественного деятеля и экономиста того же периода Н. С. Мордвинова, который уделил в своих трудах много внимания вопросам упорядочения налоговой системы и ликвидации бюджетного дефицита. Наряду с этим Мордвинов доказывал необходимость создания широко разветвленной системы губернских банков, которые развернули бы свои операции по кредитованию торговли и промышленности страны. Не ограничиваясь только теоретическими изысканиями, Мордвинов выступил с практическими проектами финансовых преобразований. В 1821 г. он выдвинул в государственном совете проект резкого сокращения расходов страны путем реорганизации армии, сокращения срока военной службы и увольнения в годовой отпуск половины численности солдат.
Этот проект находился в тесной связи с "Планом финансов" Сперанского, который следующим образом характеризовал свою программу: "Главные основания сего плана состоят в том, чтобы всевозможным сокращением издержек привести их в надлежащую соразмерность с приходами, установить во всех частях управления истинный разум доброй экономии и самыми действительными мерами положить твердое основание постепенной уплате государственных долгов".
Не следует, конечно, преувеличивать прогрессивность данного документа.
В своем "Плане финансов" Сперанский оставлял неизменными крепостнические основы финансовой политики. Задача, по его мнению, заключалась лишь в том, чтобы упорядочить бюджетную систему, установить более рациональные принципы расходования государственных средств и, наконец, провести вполне назревшие мероприятия по оздоровлению денежной системы страны.
Сперанский прежде всего обосновал необходимость установления "соразмерности доходов с расходами". Бюджетного равновесия, утверждал он, можно было бы достигнуть путем одновременного увеличения доходов страны. С этой целью Сперанский запроектировал повышение подушной подати, оброчных сборов и некоторых других налогов и резкое сокращение государственных расходов. Идея о недопустимости бюджетного дефицита красной нитью проходит через "План финансов" и категорически формулируется в виде следующих двух параграфов: §45 "Расходы должны быть учреждаемы по приходам"; §46 "Посему никакой новый расход не может быть назначаем прежде нежели приискан будет источник прихода ему соразмерного".
Принцип жесткого сокращения государственных расходов и приведения их в соответствие с доходами государства Сперанский практически претворил в жизнь при составлении бюджетной росписи на 1810 г. Доходная часть этой росписи была увеличена (за счет повышения подушной подати, таможенных сборов, соляного и некоторых других налогов) со 105 млн. руб., как это было первоначально запроектировано министром финансов, до 170 млн. руб. Помимо этого, доходная часть бюджетной росписи увеличивалась за счет "подкреплений" из различных ведомственных сумм и капиталов, а также займов на 39 млн. руб. Всего доходная часть бюджетной росписи выросла до 209 млн. руб.
Что касается государственных расходов, то они были сокращены Сперанским против первоначальных предположений с 225 до 184 млн. руб. Следовательно, утвержденная на 1810г. приходо-расходная смета предусматривала превышение доходов над расходами в размере 25 млн. руб. Но, как это всегда случалось в финансовой практике дореформенной России, фактически израсходовали 241 млн. руб. Бюджетный год и на этот раз закончился дефицитом.
Сперанский также подчеркивал необходимость введения бюджетного и кассового единства: "Все источники государственных доходов и все расходы должны соединиться в одном Управлении".
Другой тезис, положенный в основу "Плана финансов", заключался в осуждении бумажноденежной инфляции. Такое осуждение вытекало не столько из теоретических воззрений Сперанского, сколько из его наблюдений над последствиями бумажноденежных эмиссий в России. Для оздоровления денежной системы Сперанский предлагал не только прекратить выпуск ассигнаций, но и приступить к их постепенному выкупу государством за счет продажи государственных имуществ. Он подробно останавливался на том ущербе, который наносят государству бумажные деньги, и требовал возврата к нормальному металлическому обращению.
Умеренно либеральные взгляды Сперанского имели успех среди прогрессивно настроенной части дворянства начала XIX в., но встретили решительную оппозицию со стороны консервативного дворянства.
В феврале 1810 г. "План финансов" Сперанского был утвержден царским манифестом. Создали специальную комиссию погашения государственных долгов. Но даже либеральные мероприятия, которые предлагал Сперанский, оказались явно неприемлемыми для крепостнического самодержавия. К тому же война с Наполеоном и реакционный переворот правительственной политики привели к тому, что и те небольшие нововведения, которые вошли в бюджетную практику, были вскоре ликвидированы.
Отечественная война 1812 г. еще больше расстроила и без того тяжелое финансовое положение России. Существующие подсчеты казначейской стоимости этой войны, т. е. средств, израсходованных государством непосредственно на ведение военных действий, - грубо ориентировочны и в большинстве случаев преуменьшены. Отсутствие бюджетного единства, существование многочисленных специальных ведомственных финансов чрезвычайно затрудняют определение действительных военных расходов в 1812-1814 гг. По данным Печерина, за эти три года военное и морское министерства затратили 722 млн. руб.
Следует также иметь в виду, что крупные для того времени разрушения, причиненные войной, и разорение значительной части крестьян западных губерний привели к резкому сокращению доходной части бюджета. В результате государственные доходы за 1812-1814 гг. оказались на 138 млн. руб. меньше суммы, намеченной сметой. Огромные расходы военного времени были покрыты за счет увеличения налогов, денежных субсидий, полученных от Англии, внутренних займов и новых выпусков ассигнаций.
В период Отечественной войны, когда народ жертвовал жизнью для защиты Родины, среди высших чиновников и офицеров, ведавших снабжением армии, усилились различные злоупотребления: растраты, присвоение казенных денег, преступные махинации с подрядчиками. В самой армии раскрадывались средства, отпущенные на продовольствие и обмундирование войск, на медикаменты для раненых и т. д. В ходе войны было возбуждено около 100 судебных дел подобного рода. Однако хищения стали таким распространенным явлением, что царское правительство решило большинство из этих дел замять.
Такое положение усугубляло финансовое расстройство страны в военные годы. Общий дефицит государственного бюджета за два с половиной года войны составил около 360 млн. руб., которые были покрыты следующими источниками (млн. руб.):
Выпуск ассигнаций 191
Субсидии Англии 42
Внутренние займы 47
Прочие источники 89
Война ухудшила и без того слабую бюджетно-сметную дисциплину и совершенно расстроила финансовое хозяйство страны. Сметные правила, установленные Сперанским в его "Плане финансов", были заброшены; бюджетный хаос, внесметные расходы достигли предела. В своих письмах к Аракчееву министр финансов Гурьев неоднократно жаловался на то, что министры и главнокомандующий производят внесметные расходы, не согласуй их с министерством финансов и даже не ставя его об этом в известность. Одно из писем Гурьев заканчивает так: "Из всего вышеизложенного Вы можете представить, сколь мечтательны все предположения о приведении в прочное основание наших финансов".
Расточительность и казнокрадство, широко распространенные в крепостнической России, усугублялись полной бесконтрольностью, существовавшей в области расходования государственных средств. Организованный во времена Александра I особый государственный контроль не имел никакого серьезного значения. Вплоть до финансовой реформы 1862 г. органы государственного контроля не пользовались правом документальной ревизии по подлинным книгам, а производили лишь поверхностную проверку генеральных отчетов ведомств. Государственный контролер В. А. Татаринов в своем отчете царю за 1865 г. так характеризовал состояние контрольного дела в дореформенной России: "Действовавшая в империи до настоящего времени система отчетности состояла преимущественно в том, что кассы ревизовались по книгам и документам и притом окончательно самими управляющими, при коих они состояли, а государственный контроль проверял действия распорядителей не по документам, а по генеральным отчетам, составленным высшими распорядительными учреждениями из местных отчетов подведомственных губернских учреждений".
На протяжении всей первой половины XIX в. наиболее либеральные представители царской администрации, начиная со Сперанского, вели бесплодную борьбу за расширение прав государственного контроля и превращение его в орган, способный бороться с преступлениями и произволом в области расходования государственных средств. Николаевская бюрократия не допускала осуществления проектов преобразования государственного контроля. Выдвинутый генералом Киселевым проект предоставления государственному контролю права документальной ревизии вызвал резкий протест со стороны царских чиновников. Министр финансов Канкрин утверждал, что "всякая совершенно посторонняя ревизия будет более вредна, нежели полезна".
И в мирные годы крепостническая Россия не в состоянии была связать концы с концами, добиться хотя бы относительного бюджетного равновесия. В течение десятилетия (с 1815 по 1825 г.) царское правительство ежегодно прибегало к займам либо к "позаимствованию" средств государственных кредитных установлений. Оно получило из указанных источников чрезвычайные "доходы" на сумму в 230 млн. руб.
В этот период огромные средства также затрачивались на содержание вооруженных сил. В 1820 г., например, по смете военного и морского министерств было израсходовано около 224 млн. руб., что составляло около 45% всей расходной части росписи.
Застойно-консервативный характер государственных финансов России сохранился и на протяжении всех последующих лет, предшествовавших буржуазным реформам 60-х годов.
В течение второй четверти XIX в. доходная часть бюджета росла главным образом за счет поступлений от винных откупов. За двадцатилетие (с 1832 по 1852 г.) эти доходы увеличились с 34 до 80 млн. руб. серебром. Их рост продолжался вплоть до самой реформы.
Что касается расходной части росписи, то здесь по-прежнему наблюдалось значительное увеличение затрат на военные нужды и платежи государственных долгов. [6]
Заключение
В первой четверти XIX в. в России наметились три основных течения политико-правовой идеологии, ставшие актуальными на ряд десятилетий: либеральная идеология, намечающая путь реформ для создания гражданского общества, радикально-революционная, пытающаяся достигнуть той же цели насильственным путем, и консервативная (охранительная) идеология, выступавшая против всяких перемен. Актуальность политико-правовых проблем, поставленных и по-разному решенных этими направлениями, наложила сильный отпечаток идеологических оценок на последующее исследование доктрин и движений той эпохи.
В развитии финансовой науки в России заслуги М. Сперанского очень высоки и важны. В 1809 г. им был предложен проект реформ "Введение к Уложению государственных законов", иногда этот проект еще называют Конституцией. Император Александр I одобрил план М. Сперанского, но не решился на осуществление реформ. В рамках этой работы М. Сперанского был осуществлен ряд мер, направленных на оздоровление финансов начала XIX в.[7]
Он предложил внести в закон понятие политических и гражданских прав, но не для всех. Обеспечить разделение властей и общества, обладающего гражданскими правами, к управлению. Вся система государственного управления, по проекту, строилась снизу вверх. Сперанский проводит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. При независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной.
Кроме того, надо отметить следующее. Несколько десятилетий в нашей исторической литературе существовала устойчивая идеологическая тенденция отрицательного отношения к либеральной политико-правовой идеологии России. Этим обусловлена недостаточная изученность и противоречивость оценок политико-правовых доктрин Сперанского, западников, славянофилов.
Литература
1. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997, 210 с.
2. Государственные финансы России. / Т. В. Брайчева - СПб: Питер, 2002. - 224 с.
3. Рогачевская М.А. История экономических учений: учебное пособие/Сибирский Государственный Ун-т Телекоммуникаций и Информатики.- Новосибирск, 1998г.- 152 с.
4. Рогачевская М.А. Очерки по истории экономических учений: учебное пособие/Сибирский Государственный Ун-т Телекоммуникаций и Информатики.- Новосибирск, 1998г.- 151 с.
5. Н. Иванова, Т. Маковник «Казначейская система исполнения бюджетов»: Учебное пособие - СПб: Питер, 2001. - 208 с., глава1
6. Погребинский А.П. "Очерки истории финансов дореволюционной России" (19-20гг): учебное пособие, гл.1
7. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник для ВУЗов.- М.: Инфра – М, 2000г.- 480 с.
[1] Рогачевская М.А. История экономических учений: учебное пособие/Сибирский Государственный Ун-т Телекоммуникаций и Информатики.- Новосибирск, 1998г.- 152 с.
[2] История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997, 210 с.
[3] Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник для ВУЗов.- М.: Инфра –М, 2000г.- 480 с.
[4] Н. Иванова, Т. Маковник «Казначейская система исполнения бюджетов»: Учебное пособие - СПб: Питер, 2001. - 208 с., глава1
[5] Рогачевская М.А. Очерки по истории экономических учений: учебное пособие/Сибирский Государственный Ун-т Телекоммуникаций и Информатики.- Новосибирск, 1998г.- 151 с.
[6] Погребинский А.П. "Очерки истории финансов дореволюционной России" (19-20гг): учебное пособие, глава1
[7] Государственные финансы России. / Т. В. Брайчева - СПб: Питер, 2002. - 224 с.