Содержание
Введение. 3
1. Классический русский характер. 4
2. Русский характер в эпоху советской власти. 10
3. Современный национальный характер. 15
4. Поведение в Японии. 17
Заключение. 20
Список литературы.. 21
Введение
О русском характере написано очень много: заметок, наблюдений, эссе и толстых работ; о нем писали с умилением и осуждением, с восторгом и презрением, снисходительно и зло,- писали по-разному и писали различные люди. Словосочетание "русский характер", "русская душа" ассоциируется в нашем сознании с чем-то загадочным, неуловимым, таинственным и грандиозным,- и до сих пор продолжает волновать наши чувства. Почему до сих пор эта проблема остается для нас актуальной? И хорошо это или плохо, что мы относимся к ней так эмоционально и горячо? Я считаю, что в этом нет ничего ни удивительного, ни предосудительного. Национальный характер - это представление народа о самом себе, это безусловно важный элемент его народного самосознания, его совокупного этнического Я. И представление это имеет поистине судьбоносное значение для его истории. Ведь точно так же, как отдельная личность, народ, в процессе своего развития формируя представление о себе, формирует себя самого и в этом смысле - свое будущее. Кроме того, особенности национального характера должны учитываться в международных коммуникациях. По этим причинам данная тема представляется актуальной.
"Любая социальная группа,- пишет крупный польский социолог Юзеф Халасиньский,- это вопрос представления... она зависит от коллективных представлений и без них ее невозможно даже вообразить". А что такое нация? Это большая социальная группа. Представления о характере какого-либо народа есть коллективные представления, относящиеся именно к этой группе. О ней следует сказать особо.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей русского национального характера.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть особенности классического русского характера;
- Описать особенности советского характера;
- Рассмотреть современный российский характер;
- Описать особенности поведения в Японии.
1. Классический русский характер
Национальный характер в преобладающей степени есть продукт выживания народа в определённых природно-исторических условиях. В мире существует множество природных зон и разнообразие национальных характеров является как результатом многообразия природного, так и залогом выживания человечества в целом.
Стереотипы национального характера формируются веками и шлифуются для наилучшего соответствия окружающей среде. Поиск лучших моделей поведения внутри народа происходит на конкурентной основе, хотя далеко не всегда тактическая победа одной модели над другой приводит к долговременному успеху всей нации. Стремление к расширению ареала обитания и численности себе подобных - неотъемлемое сопутствующее свойство любой модели поведения. Универсальным критерием стратегической успешности национального характера является занимаемая площадь и численность носителей данного национального характера по сравнению с территорией и численностью соседних народов.[1]
В соответствии с данным критерием русская модель поведения, русский национальный характер были исторически в целом достаточно адекватными природно-историческим обстоятельствам и в долговременном плане оказались более выигрышными, нежели модели поведения соседних народов. Наглядный показатель успешности русской модели - ареал расселения русских (примерно 20 млн. кв. км), и их общая численность (примерно 170 млн. человек - вместе с обрусевающими в настоящее время представителями других народов – например, украинцы и белорусы в России).
Если выразить национальный характер России одним словом, то это – Север. Русские – северный народ. Сдержанный, но способный на сильные эмоции и поступки. Смекалистый, способный как к напряжённому тяжёлому труду (уборка урожая, война), так и продолжительной созерцательной лени зимой. С сильным государственным инстинктом. Другие важные черты - готовность подчиняться, жертвенность, самозабвенность. Ещё - индивидуализм (что не согласуется с общепринятыми клише, но фактически подтверждается такими русскими особенностями, как склонность обносить подворья двухметровым забором).
Русский национальный характер складывался на протяжении веков под воздействием множества факторов. Некоторые из них очевидны для всех: влияние христианства и византийской культуры, рост российского государства и взаимодействие с иными этносами, промежуточное положение России между Европой и Азией. В конечном счете, все сводится к религии, истории и географии. Реже говорят о наследственности, о "генетических русских", но это вопрос слишком скользкий, так как неясно даже кого считать таковыми. Давно уже существует мнение, что современными русскими называют смесь из финно-угров, татар и славян.[2]
Тем не менее, кажется очевидным, что каждый народ обладает множеством черт присущих только ему и выделяющими его в ряду других этносов. Можно подойти к этому вопросу с точки зрения современных наук, например, этнологии. Но даже там нет единого мнения о том, что такое "этнос". Тем более его нет и в обыденном сознании наших соотечественников. Поэтому интересно было бы понять, как мы сами видим себя, и почему именно эта точка зрения пришлась нам по душе.
Всё, чего добилась Россия (территория, победы в войнах, успехи в разрешении вызовов времени, технологические свершения), Россия обязана именно русскому национальному характеру, который и сам выталкивал из своей толщи самородков, и на котором как на питательном гумусе произрастали таланты представителей других этносов. Распалась Россия – и когда на армянской земле родится новый Хачатурян, ему будет непросто вырасти до действительно великого композитора, и аудитория у него будет уже не всесоюзная, а армянская. Это же касается и евреев, которые издревле жили и в Средней Азии, и в горах Кавказа, и в странах Магриба. Но только в европейских странах с определённой культурой и специфическим национальным характером их таланты смогли проявиться в полной мере. Вне Германии не состоялось бы поэзии Гейне, а вне России – живописи Левитана.
Русский национальный характер сформировался веками, если не тысячелетиями в условиях северной Евразии. В сегодняшней России и рядом с нею живут немногочисленные народы, типичные представители которых, казалось бы, явно превосходят современного среднего русского по активности, силе воли, сплочённости, приверженности семейным ценностям. Тем не менее, именно русские, а не кавказцы, евреи, поляки или турки создали государство от Балтийского моря до Тихого океана, и от Северного Ледовитого океана до Кавказских гор. Данному парадоксу можно дать два объяснения – либо национальный характер не есть просто арифметическая сумма индивидуальных характеров всех представителей данного народа, либо в минувшие времена каждый отдельно взятый индивид имел совершенно отличные от современных волю, характер, мотивацию.
Мы упорно считаем себя людьми щедрыми и к земным благам равнодушными. Это, конечно, не значит, что деньги нас не интересуют, просто они не стоят на первом месте, нет к ним должного уважения, какое есть, например, у американцев. У них это происходит, как объяснил Макс Вебер, от протестантской этики - нельзя быть неблагополучными, удачи и промахи указывают, какой удел определил для тебя Бог в жизни и после смерти. У человека верующего все должно получаться, потому что с ним Бог и процветание бизнеса - лучшее тому доказательство. Но и полученную прибыль тоже нельзя проматывать, нужно снова вкладывать в дело, работать и жить скромно. Заботиться нужно не только о постоянном доходе для себя и своей семьи, но и о процветании религиозной общины в целом. Потому что богатый человек - пастырь для общины.
У нас же все наоборот. Если человек богатеет, то явно не от излишней праведности. Да и богатство понимается как доставшееся по воле случая, а еще чаще мошенничества и потому богатым считается тот, кто роскошно живет и много тратит. То есть это в первую очередь потребитель благ, а не производитель. Хороший человек богатым быть не может, потому что честным трудом много не заработаешь, а если такое и случится, то все равно отберут, так что смысла усердствовать в труде нет. Кроме всех этих вполне житейских аргументов есть у нас еще одно мощное оправдание в виде православия, которое всегда проповедовало бедность как жизненный ориентир. Праведность и бедность для русского человека почти синонимы. А крайняя форма бедности - нищенство - одна из моделей христианского поведения, освобождающая от собственности, смиряющая гордыню, приучающая к аскетизму, тем самым сближая нищего с монахом. Нищенство тем более трактовалось как форма праведной жизни, если нищими становились сознательно, раздав своё имущество по религиозным убеждениям.[3]
К нищим всегда на Руси относились терпимо, с сочувствием и участием. Прогнать нищего считалось грехом, подать милостыню - делом благим и богоугодным. Отчасти это происходило от того, что ни у кого не могло быть гарантий, что он не окажется в том же положении. "От тюрьмы, да от сумы не зарекайся". Но это не единственная причина. Очень распространены были истории, как под видом нищего сам Господь Бог по людям ходит.
Древнерусские князья и цари вплоть до XVIII века устраивали в своих покоях специальные столы для нищих во время свадеб, больших праздников и в поминальные дни, чем поражали иностранцев.
Еще более почтительное отношение было к юродивым. Они не считались просто "умалишенными". В их словах и поведении всегда старались увидеть пророчества или хотя бы то, что остальные сказать не смели. Возможно, что такое отношение к нищим и юродивым досталось нам от традиций греческого христианства. Как известно, в Греции задолго до христиан существовали философские школы, проповедовавшие подобный стиль жизни (киники).
Еще одной чертой постоянно приписываемой русским является природная лень. Хотя мне кажется, разумнее было бы говорить о привычке "не высовываться", об отсутствии инициативы и желания достичь большего. Причин тому множество. Одна из них - сложные отношения с государством, от которого традиционно ждут какого-нибудь подвоха, вроде изъятия излишков у крестьян во время гражданской войны. Вывод прост: сколько не работай - все равно сидеть на бобах.
Другая причина в общинной организации жизни русского крестьянства. Разбить этот уклад попытался Столыпин, но результат был скорее отрицательный, а тех, кто все же смог отделиться от мира и поставить на ноги свое хозяйство, позднее уничтожили большевики. Община оказалась самой живучей формой социального устройства, хотя и не самой производительной. Всем известны такие черты колхозной системы хозяйствования как отсутствие инициативы, уравниловка, безалаберное отношение к результатам собственного труда. И любимое: "Все вокруг народное, все вокруг мое".
Индивидуализм во всех видах в советское время всячески искоренялся. Существовали даже налоги, мешавшие сажать фруктовые деревья на собственном участке - все должно быть общим. Работающий на себя человек был всегда объектом нападок со стороны общины, до сих пор бывают случаи поджога фермерских хозяйств.
Всем известно, что на Руси воровали всегда и все, и взятки брали, и мошенничали. И далеко не всегда и не всеми это осуждалось, осуждалось, но чаще только пострадавшей стороной. Остальные же считали это проявлением деловой смекалки, вроде "Не обманешь - не продашь". Вообще для самосознания любой нации характерен двойной стандарт. Мошенничество считается благим делом, если идет на пользу "нашим" и во вред "чужим". Например, царь Иван III жульничал часто и откровенно, но считался мудрым и добрым, потому что делал это для земли Русской и собственной казны.
Взяточничество чиновников даже сейчас отдает воспоминаниями о тех давно забытых временах, когда существовали "кормления" - чиновнику платило не государство, а те, чьими землями он управляет. Все было понятно и справедливо: чиновник работает на тех, кто его кормит, а они на него. Кто лучше кормит, тот больше и получает. Но стоило только вмешаться государству, вся логика этого процесса рухнула. Платить стали из казны.
Конечно, сложно обойти такую широко известную черту русского человека как пьянство. Водка стала практически синонимом России. Но что интересно, первое место в спаивании русского народа всегда принадлежало государству. Именно оно владело монополией на питейные заведения и торговлю спиртным, а дело это было крайне прибыльным. Но все же до советского времени пили мало. В основном по праздникам, да когда на ярмарку выезжали. В деревнях запойное пьянство считалось позором, и было отличительной особенностью лишь самого низшего общественно слоя.
Еще одна наша отличительная черта - уверенность в собственном миролюбии. Все вокруг на нас нападают, обижают, притесняют и пользуются нашей добротой. Остается, правда, несколько неясным вопрос: каким образом государство, имевшее в Х веке весьма небольшую территорию, умудрилось занять 1\6 часть суши, не будучи воинственным народом. Другое дело, что, присоединяя какую-либо территорию, мы не вырезали под корень местное население, а просто наделяли его равными правами с русским крестьянством, что было, в общем-то, равносильно рабству.
О покорности и терпении русского народа, особенно крестьян, говорилось много. Некоторые связывают это с нашествием монголов, которые сломили свободолюбивый дух русского народа настолько, что до сих пор мы чувствуем на себе отголоски ига. Потом дело довершил Иван Грозный своей бессмысленной и беспощадной опричниной. Не последнюю роль сыграли и огромные пространства русской земли, которые всегда позволяли, в крайнем случае, сбежать на окраины к казакам, а оттуда, как известно, "выдачи нет". Вот и получилось, что вместо борьбы за свои права народ просто разбегался из центра, справедливо решив, что проще воевать с соседями, чем с собственным государством.
Богоизбранность русского народа - тема давняя, особенно после того, как мы остались фактически единственной православной державой, не находящейся ни под гнетом мусульман, ни под руководством католиков. Москва, как известно, - "третий Рим, а четвертому не бывать".
Вымрет русская Россия – и то, что придёт ей на смену, Россией уже не будет. Хотя территория и инфраструктура на какое-то время останутся прежние, российские. Но продержится эта новая Россия недолго. Северную Евразию освоили и достаточно неплохо обустроили носители именно русского национального характера, и без них эту часть мира ждёт запустение и статус канадского севера выше 55 параллели. Поэтому одна из центральных задач НРИ – сохранение, возрождение и совершенствование русского национального характера.
2. Русский характер в эпоху советской власти
Советский характер (то есть совокупность наиболее общих, фундаментальных представлений, мыслительных и поведенческих стереотипов, специфичных для социального типа, которые получил в литературе наименование "гомо советикус") был в последние годы объектом пристального внимания многих философов, социологов: психологов и публицистов.
Размышляя об особенностях так называемого советского человека, философ Л.Ионин напоминает о том, как он изображался в официальной идеологии: "При жизни Советской власти неоднократно заявлялось, что такой человек уже существует. Казенные философы перечисляли его характерные черты: непримиримость к недостаткам, коллективизм, готовность пойти на помощь товарищу, непреклонность в борьбе за повышение производительности труда, чувство социальной справедливости, честность, нравственная чистота. Все это вместе называлось "советский человек". Имелись и его изображения, по праздникам они развешивались повсюду – блондин с правильными чертами лица, с молотом или серпом, или с каким-нибудь измерительным прибором в руках, с устремленным в будущее взглядом, в итээровской спецовке".[4]
Далее автор рассказывает о том, как трансформировался этот образ сначала в западной советологической, а потом и в отечественной литературе. Вроде бы тот же самый "советский человек", но увиденный из западного далека ироническим глазом: белое стало черным, вместо коллективизма – конформизм, вместо товарищеской взаимопомощи – назойливое вмешательство в дела чужих людей, вместо неуклонного повышения производительности – элементарное отсутствие сообразительности, вместо социальной справедливости – бандитские ухватки воровства, а вместо нравственной чистоты – нравственная пустота. Портрет его, как оказалось, написан давно и только ждал своего часа. Появился на публике и был мгновенно узнан – булгаковский Шариков.
Социолог Симон Кордонский, характеризуя феномен советского человека, пишет: "Советский человек – это комплекс свойств, в основном приспособительного характера, позволяющий людям выжить в условиях отдельно взятой страны. Он сконструирован как самодостаточная и беспомощная реальность.
А вот автопортрет советского человека, с точки зрения Семенова М: "К вам обращается так называемый "лодырь и бездельник", который стоял и всеми силами будет стоять за социалистическую систему. Тот, кто, в общем-то, работает (может быть, вы бы сказали "числится на работе"), приходит на службу и уходит с нее всегда вовремя, на работе не пьянствует, но в то же время не хочет вкалывать 8 часов, не поднимая головы. Таких, как я, немало, если не большинство.
Я имею высшее образование – с большим трудом, из последних сил, но удалось–таки окончить институт, причем довольно престижный. Работу всегда предпочитал такую, чтоб не бездельничать, но и не перенапрягаться. Социалистическая система в силу своей изначальной гуманности к таким, как я, относится с пониманием. Она позволяет, скажем, моему начальнику (если он не деспот) относиться ко мне, на многое закрывая глаза, что можно – спросить с меня, что–то перепоручить другому, что–то доделать самому...
В результате я на протяжении более четверти века имел возможность занимать скромное, но надежное положение и вести образ жизни не роскошный, но все же позволяющий сохранять человеческое достоинство. А сейчас, еще только на подходе к рынку, я оказался не улице, без работы, ибо теперь становятся нужны только те, кто умеет и любит "вкалывать". В таком возрасте, когда на пенсию еще рано, а "перевоспитываться" (если это вообще возможно) уже поздно...
Вот почему я буду защищать всеми силами социализм – может, все–таки тогда не помру с голоду. Таким, как я, не нужна система, при которой мы будем вынуждены просить милостыню для того, чтобы другие становились миллионерами".[5]
Обычная логика мышления советского человека:
- я живу плохо, а теперь все хуже и хуже;
- я не стал хуже работать - стало быть не я виновен в ухудшении своей жизни;
- значит в этом виноват кто-то другой: здесь целый спектр возможных ответов в зависимости от особенностей человека.
Традиционные ответы были: виноваты буржуи или евреи, но такие ответы табуированы сейчас у культурного и образованного человека, хотя остаются в подсознании и выходят на поверхность включенными в наиболее распространенный и "безопасный" теперь ответ - виновата конкретная личность: Ельцин, Чубайс, Гайдар, Березовский и т. д.
Советский характер – и об этом свидетельствуют бесчисленные данные, – формировался в период тотального разложения и вытеснения космоцентрического характера (оставившего своему преемнику в наследство легкие, еле заметные отблески былых сокровищ), под могучим влиянием социоцентрического характера, при резком неприятии всего, что связано с эгоцентрическим характером.
Социоцентризм "подарил" советскому характеру стремление к равенству всех индивидов внутри данной общности. В равенстве многие видели священный и окончательный принцип высшей справедливости, решение всех проблем, венец истории. Но именно реализация идеи равенства принесла нашей стране в XX веке самые большие несчастья и неудачи.
Возникновение жесткого тоталитарного строя способствовало тому, что одни элементы формирующегося нового российского характера были подавлены, другие получили искривленное развитие, третьи, прежде незаметные, стали господствующими. Характеризуя тот тип цивилизации, который сформировался в нашем обществе, известный социолог Б.А.Грушин выразился следующим образом: "Возникшее в 1917 году на гремучей замеси царской империи (с господствовавшими в ней феодальными отношениями) и казарменного коммунизма (с его, по словам К.Маркса, неестественной простотой "бедного и не имеющего потребностей человека", простотой, повсюду отрицающей человеческую личность), это общество полностью выпало из системы координат, в который реализуется пусть разная, но все же нормальная, человеческая жизнь, сохранив лишь некоторое внешнее подобие этой жизни.
Маргиналы, люмпены и люди, прошедшие ужасную школу тюрем и лагерей, также существенным образом влияли на формирующийся советский характер. Результатом всего этого и стало явление, именуемое "советский человек", характеризуя которого, А.Д.Сахаров писал: "Идеология советского мещанина (я говорю о худших, но, к сожалению, довольно типичных и для рабочих и крестьян, и для широкой интеллигенции) состоит из нескольких несложных идей:
1. Культ государства, в котором соединяются в разных комбинациях преклонение перед силой, наивная уверенность, что на Западе хуже, чем у нас, благодарность "благодетелю" государству и в то же время страх и лицемерие.
2. Эгоистическое стремление обеспечить свое и своей семьи благополучие, "живя, как все", – с помощью блата, воровства, покрываемого начальством, и обязательного лицемерия...
3. Идея национального превосходства. Тяжелые исторические и погромные формы принимает она у некоторых русских, но и не только у них. Как часто приходится слышать – тратимся на этих черных (или желтых) обезьян, кормим дармоедов. Или – во всем виноваты эти евреи (или русские, грузины, чучмеки – то есть жители Средней Азии).
Накопленный в современной науке и публицистике материал позволяет вычленить следующие наиболее общие характеристики сложного явления, обозначенного понятием "советский характер".
1. Отказ от личностности, индивидуальности, самостоятельности в сфере производственной и общественно значимой деятельности и сознательное "растворение" себя в каком–нибудь "МЫ" – реальном или вымышленном.
2. Подозрительность и агрессия по отношению ко всем, кто не "МЫ".
3. Недоверие к материальному благополучию, богатству, зависть к богатым.
4. Неуважение к праву, правовым институтам общества и общечеловеческим нравственным нормам.
6. Фатализм, переходящий в нигилизм.
Советский характер еще долго будет напоминать о себе. Но, видимо, исход этой борьбы предопределен. Былые псевдоидеалы развеялись и общество уходит от так называемого социализма к новому состоянию, при котором каждый индивид должен будет полагаться прежде всего на свои собственные силы и кооперировать свои усилия с другими, опираясь исключительно на личные способности и добросовестность. Но в подобном обществе нравственные факторы самосознания личности не могут не сделаться решающими.
3. Современный национальный характер
Как показывает анализ данных социологических исследований, в современном российском обществе сложилось несколько основных характеров:
- советско-социалистический характер как результат прежнего общественного строя, сохранения советских социалистических традиций;
- прозападно-капиталистический характер как результат изменения общественно-политического строя, проведения рыночных реформ, воздействия культурных норм, характерных для Северной Америки и Западной Европы;
- православно-российский характер, имеющий глубокие корни в тысячелетней православной традиции;
- криминально-мафиозный характер, расцветающий пышным цветом в новых социально-экономических условиях;
- мозаично-прагматический псевдохарактер, порождение массовой культуры, конгломерат осколков нескольких характеров.[6]
Современный российский характер во многих своих проявлениях воспроизводит характерные черты первобытного характера (как они представлены у Л. Леви-Брюля). Некоторые примеры сходства и различия характеров первобытного и современного российского:
Онтология. Сходство - в аморфном представлении о мире (нет иерархически-ценностной структурированости, т.к. отсутствует трансценденция - "вертикаль"). Различие - в степени целостности: первобытный характер представляет мир как одушевленное целое, современный характер - как некий полумеханический конгломерат.
Гносеология. Сходство в слабом вкусе к абстрагированию как пустой формальности, что является следствием отсутствия трансценденции (Бога) в сознании (есть только частные духи, всевозможные разрозненные факторы). Логика кажется "формальностью" для двух типов характеров (различие в степени). На философском языке: номинализм довлеет над реализмом глобальной трансценденции. Примат традиционных (иррациональных) типов выхода из трудной ситуации, чувства над рассудком, интуиции над логическим дискурсом. Все зависит от духов местного характера и прочих мистических (иррациональных) предзаданностей (для первобытного характера); почти все зависит от начальства (для современного российского характера). В технической сфере рациональное легко принимается, т.к. в этом случае (очень наглядном) не требуется трансценденции. В социальной - ничего нового не принимается обоими характерами (различие в степени).[7]
Этика. Сходство - поскольку Бог воспринимается только как конкретное покровительствующее существо (или совокупность духов), а не как Вселенский Принцип, предъявляющий к людям определенные этические требования (заповеди), то этическая сфера может находиться либо во власти сложившейся традиции (для первобытного характера), либо стихийно субъективизируется и релятивизируется в "историческом социокультурном контексте" (для современного российского характера). Особенно при этом страдает социальная этика, т.к. при осмыслении этой сферы, где учитываются среднестатистические данные и где работают безличные механизмы, необходим более высокий уровень абстрагирования. Само фундаментальное понятие справедливости, не будучи укоренено в единой объективирующей его вневременной трансценденции (Боге), оказывается релятивизированным, не артикулированным и не актуализированным. Массовидно-клановый аморфный (не коллективистский!) и безответственный тип сознания продолжает преобладать в России.
Социокультура. Культура современного российского характера имеет архаические черты в социальной сфере (стадность) и релятивистские в сфере литературы и искусства (постмодернизм). В сочетании с инверсным типом сознания обоих характеров это приводит к постоянному ожиданию "чудес", т.е. мгновенных максимальных эффектов в целевой сфере после некоторых произведенных манипуляций (к "скачку из царства необходимости в царство свободы" - для современного характера).
Таким образом, российское сознание перешло из целостного первобытно-магического состояния во фрагментарно позитивистское с элементами частичных рационализаций, суеверий, безвольной покорности (фатализма) и постмодернизма (в искусстве). Древних духов оно утратило, но Бога как универсального принципа (трансценденцию), т.е. монотеизма, фундирующего универсальную этику, так и не обрело. Несмотря на кажущуюся отвлеченность этого рассуждения, оно имеет самые непосредственные практические последствия. России пора, наконец, вступать в Новое время.
4. Поведение в Японии
Япония - удивительная и загадочная для иностранцев страна. Замкнутость и коварство местных жителей скорее миф, чем реальность
Они всегда придут на помощь по первой же просьбе. Однако на улице старики и подростки стесняются отвечать на вопросы незнакомцев, поэтому за советом лучше обращаться к людям среднего возраста.
В Японии иноземец становится гайдзином, то есть человеком, от которого не приходится ждать строгого соблюдения национальных традиций. Япония в этом смысле очень либеральна. Тем не менее, надо знать несколько правил, следование которым избавит от ярлыка «бака гайдзин», то есть «глупый иностранец».
Во-первых, ни в коем случае не стоит наступать и тем более стоять в обуви на соломенных матах - татами. Это расценивается как святотатство. Обувь следует оставлять в прихожей, уровень пола которой ниже на 10-20 см, чем в остальных помещениях.
Во-вторых, нельзя пожимать японцу руку, если только он сам этого не пожелает. Рукопожатие здесь заменяют поклоны (руки прижаты к бокам, спина сгибается в пояснице). Возвращать поклоны следует с той же частотой и почтительностью. При встрече словесное приветствие сопровождается церемониальным поклоном, глубина которого зависит от возраста и положения обеих сторон. Церемониальным поклоном также сопровождается расставание, принятие и вручение подарка и некоторые другие моменты встречи. Необходим он и при первом знакомстве, когда вы называете свою фамилию и имя, а в официальных случаях также и должность.
Беседуя с японкой, нужно помнить, что она будет все время улыбаться, даже если тема разговора печальная. Обычаи обязывают японских женщин вести себя так при любых обстоятельствах.
Обмениваясь мнениями с японцем любого возраста и ранга, невежливо хмуриться и демонстрировать дурное настроение.
В японской компании не принято ухаживать только за собой, подливать себе и полностью опорожнять содержимое стакана. Нужно следить за тем, чтобы стакан соседа не был пуст.
В Японии не дают на чай официантам, носильщикам и таксистам.
Переходя улицу, следует помнить, что в Японии левостороннее движение.
Система намеков у японцев обычно очень тонкая, основанная на принципе, что собеседник должен понять все сам. Поэтому японцы не произносят слова нет - это считается грубым. Вместо этого говорят, что да, мы, дескать, согласны полностью с вами, однако ввиду обстоятельств, это было бы, может быть, сложновато, хотя... Собеседник должен воспринять это как отказ и перестать настаивать. Впрочем, при общении с иностранцами японец может, хотя и нехотя, использовать слово нет. Однако это нежелательное и неприятное для него вынужденное отступление от этикета.
Еще одно важное правило - лучше лишний раз извиниться за какую-либо даже незначительную оплошность, или за то, что противоположная сторона может счесть за оплошность, чем проявить то, что могут счесть за недостаток вежливости. В то же время существуют разные извинения - важно употребить ту форму, которая к месту в данном случае. Упрощенно можно сказать, что японское «сумимасэн» (Извините) употребляется в случае действительного наличия у извинившегося серьезных оснований. В других обстоятельствах лучше ограничиться другой конструкцией, например: «го-мэн кудасай». На извинения принято отвечать «ничего страшного» и в этом роде.
Важное правило ведения беседы - проявление интереса к словам собеседника. Японцы никогда не слушают говорящего молча, как это делают иностранцы. Они постоянно выражают свое внимание к собеседнику словами «да», «да, это так», «совершенно верно». Слушая слова равных или младших, используют междометия, выражающие согласие, интерес, удивление и т.
Хотя японский язык имеет разветвленную систему личных местоимений второго лица, при разговоре их стараются избегать, называя собеседника в третьем лице по фамилии, к которой обязательно добавляют одну из вежливых частиц, переводимых как «господин» (обычно, частицу «сан», реже более уважительные – «донно» или «сама»). При общении с приятелями-мужчинами употребляется вежливая частица «кун» (тоже после фамилии). Обращение просто по фамилии, без вежливых частиц - грубо. В японском учреждении или частной компании к вышестоящему принято обращаться по названию его должности. К лицу, имеющему научное звание профессора или доктора, к учителю, врачу и т. д. обычно уважительно обращаются «Учитель» («сэнсэй»).
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены русского национального характера.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
- Раскрыты особенности классического русского характера;
- Описаны особенности советского характера;
- Рассмотрен современный российский характер;
- Описаны особенности поведения в Японии.
А теперь, завершив свои описания, бросим общий взгляд на целое.
В целом перед нами предстает культура очень древняя и суровая, требующая от человека очень сильного самоограничения, репрессии своих непосредственных внутренних импульсов, репрессии своих личных, индивидуальных целей в пользу глобальных культурных ценностей. Все культуры в какой-то степени построены на таком самоограничении и на такой репрессии, без них нет культуры вообще. Но здесь важна также и сама степень. В нашей культуре эта требуемая от человека степень необычайно высока.
Может быть, еще несколько десятков лет назад такой вывод относительно собственной культуры был бы для нас, наверное, огорчительным, потому что она показалась бы нам какой-то уж очень "отсталой" и "первобытной". Ну были когда-то такие суровые времена, когда человек влачил жалкое, ограниченное существование, и тогда такое самоограничение было, наверное, необходимо ему для выживания. Но зачем оно в наш век, когда такую высокую ценность приобрело безграничное развитие всех способностей каждой личности, когда в качестве ценности провозглашается многогранность и многосторонность человека. А многогранность развития предполагает многогранность и потребления (и, добавим здесь, производства). Самоограничение действует тогда против этих главных ценностей, признаваемых современным миром.
Список литературы
1. Алмазов С.Ф., Питерский П.Я. Русь православная. - М.: ДРОФА, 1999.
2. Барская Н.А. Сюжеты и образы русского национального характера. - М.: "Просвещение", 2000.
3. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский национальный характер. - М.: Инфра-М, 2001.
4. Ионин Л.К. Слово о национальном характере. - М.: Русское слово, 2001.
5. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Менталитет современного россиянина. - Саратов: "Надежда", 1998.
6. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – Социальная философия. - М.: Просвещение, 2004.
7. Российская культура. Учебник для высших учебных заведений. / под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
8. Семенов М. Мы - славяне. - СПб.: Азбука – Тера, 2002.
9. Шаповалов В.Ф. Россия: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.
[1] Российская культура. Учебник для высших учебных заведений. / под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – с. 150.
[2] Шаповалов В.Ф. Россия: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – с. 113.
[3] Барская Н.А. Сюжеты и образы русского национального характера. - М.: "Просвещение", 2000. – с. 69.
[4] Ионин Л.К. Слово о национальном характере. - М.: Русское слово, 2001. – с. 134.
[5] Семенов М. Мы - славяне. - СПб.: Азбука – Тера, 2002. – с. 96.
[6] Барская Н.А. Сюжеты и образы русского национального характера. - М.: "Просвещение", 2000. – с. 186.
[7] Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – Социальная философия. - М.: Просвещение, 2004. – с. 498.