Содержание

Введение. 3

1. «Культурная война» как основополагающая современной американской культуры   4

2. Специфика современной культуры США.. 7

3. Особенности американской культуры.. 8

4. Восприятие культурных стереотипов США.. 13

5. Сентиментальный роман – главная особенность американской культуры.. 23

Заключение. 26

Список литературы.. 27

Введение

Выбор темы обусловлен прежде всего моим личным желанием попы­таться разобраться как самостоятельно, так и с помощью компетен­тных авторов в феномене культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вда­ваясь в потребности охватить предмет культуры, как основы изуче­ния культурологии.

Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уро­вень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляет­ся для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических форма­ций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельнос­ти или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин"культура"относят только к сфере духовной жизни людей.

Цель работы рассмотреть современную американскую культуру. Задачи работы рассмотреть:

1. «Культурная война» как основополагающая современной американской культуры

2. Специфика современной культуры США

3. Особенности американской культуры

4. Восприятие культурных стереотипов США

5. Сентиментальный роман – главная особенность американской культуры

1. «Культурная война» как основополагающая современной американской культуры

Современная история США - это история войн, которые ведутся в сфере политики, религии, этики, экономики, массовой культуры и образования. Словосочетание “культурные войны” стало популярным в 1980-е годы. В 1990-е оно начало звучать из уст политиков, причем, зачастую, в качестве ключевого слова политической программы. Так, в 1992 году один из кандидатов в президенты от республиканской партии Патрик Бьюкэнан Patrick Buchanan на Конвенции Республиканской Партии Republican National Convention призвал однопартийцев к “войне за душу нации”. По его мнению, консерваторы должны начать культурную революцию с целью защиты традиционных ценностей. Культурные войны в этом контексте определялись как политические и моральные дискуссии между лагерями светских либералов и религиозных консерваторов. Социолог Джеймс Дэвисон ХантерJames Davison Hunter более широко определял культурные войны в американском обществе, называя их конфликтом между ортодоксальным лагерем консерваторов (традиционалистов) и прогрессивным лагерем либералов (модернистов).

Само понятие “культурная война” берет начало из немецкого - слово Kulturkampf означало борьбу за контроль над культурой. В конце 19 века канцлер Отто фон Бисмарк начал Kulturkampf против католической церкви, он пытался изгонять иезуитов из страны и проводил политику ограничения церковного влияния на образование и политику. Однако из-за сильной оппозиции этой политике со стороны немецких граждан, Бисмарк был вынужден отказаться от Kulturkampf. В истории США в числе наиболее ярких примеров культурных войн - знаменитый “обезьяний процесс”, когда в 1925 году учитель Джон СкопсJohn Scopes был признан виновным в том, что преподавал теорию эволюции Чарльза Дарвина, которая в то время была запрещена в штате Теннеси, поскольку противоречила библейской версии сотворения человека. Это судебное разбирательство было расценено сторонниками науки и модернизации как большая победа, поскольку выступавшие на процессе свидетели смогли поставить под сомнение буквальную интерпретацию библейских текстов. Позднее религиозные фундаменталисты безуспешно пытались запретить преподавание теории эволюции в других штатах.

В дальнейшем либеральные идеи терпимости, коллективной ответственности, создания системы социальной защиты становились предметом острых дискуссий в обществе. На протяжении 1960-х годов движение за права расовых меньшинств и женщин одержало значительные победы, которые подточили традиционные устои американского общества. Одна из самых значительных из этих побед - принятый Конгрессом в 1964 году Закон о Гражданских Правах, который запрещал дискриминацию на рабочем месте на основании возраста, расовой, этнической, религиозной или половой принадлежности. В те годы была поставлена вне закона расовая сегрегация, женщины стали более активно участвовать в общественной жизни. В 1962 году Верховный Суд США признал неконституционной практику коллективных молебнов в государственных школах. В 1973 году по решению Верховного Суда также были легализованы аборты в первые шесть месяцев беременности.

В последующие годы в США наблюдается рост влияния идей консерватизма - традиционных ценностей, индивидуальной ответственности, идеологии минимального участия государства в поддержке социальных программ. В 1980 году президентом стал Рональд РейганRonald Reagan, противник абортов, запрета школьных молебнов и сторонник урезания государственных социальных программ. В это время приобрели особое влияние правые религиозные организации "Христианская Коалиция"Christian Coalition и "Моральное Большинство"Moral Majority. Ряд негативных процессов, которые были отмечены в тогдашних США (рост преступности, наркомании, числа разводов) консерваторы объясняли упадком традиционных семейных ценностей и влиянием аморальной массовой культуры. [1]

В президентской избирательной кампании 1992 года был четко заметен консервативно-либеральный характер противостояния между главными кандидатами - в то время как республиканец Джордж Буш-старшийGeorge H.W. Bush делал акцент в своей программе на семейные ценности и важную роль личной морали, Билл КлинтонBill Clinton обращал главное внимание на программу экономического возрождения страны. Годы правления Клинтона сопровождались бурным ростом американской экономики, из-за чего многие социальные проблемы стали менее актуальными - например, в США заметно уменьшилось количество насильственных преступлений и случаев подростковой беременности. Однако дискуссии между консерваторами и либералами по широкому спектру социальных проблем остроты на утратили. В 1998-1999 годах скандал вокруг отношений президента Билла Клинтона со стажером Белого Дома Моникой ЛевинскиMonica Lewinsky породил широкую дискуссию относительно того, как личные моральные качества политика могут влиять на его способность и право эффективно выполнять свои профессиональные обязанности. Социологические исследования того времени показали, что большинство американцев были уверены, что Клинтона нельзя признать высокоморальным человеком, что не мешает ему быть хорошим президентом. Одобрительно к деятельности Клинтона в тот период относились рекордное количество американцев (73%). Казалось, что консерваторы потерпели поражение в культурных войнах. Тем не менее, на президентских выборах 2000 года победу одержал консерватор Джордж Буш.


2. Специфика современной культуры США

Специфика современной культуры США, как полагает американский культуролог Джон Таунсенд, выражается в следующих чертах, отличающих стиль жизни американцев от представителей других культур:

— Ориентация на будущее (а не на прошлое или настоящее).

— Кратковременность планов (а не их долгосрочность).

— «Время — деньги» (а не просто переживание приятных и неприятных событий).

— «Жизнь — проблема, которую надо решать» (а не тайна, которую невозможно разгадать).

— Акцент на «действие» (а не на «существование»).

— Акцент на материальные ценности (а не на духовные).

— Индивидуальная идентификация доминирует над групповой (семейной, религиозной и т. д.).

— Ориентация на свободное, самостоятельное принятие решений (а не на коллективное и контролируемое со стороны).

— В центре внимания обычно задание (а не люди).

— Ориентация на равенство человеческих взаимоотношений.

— Непосредственность и откровенность в межличностных контактах.

— Дружеские отношения складываются более быстро и являются более поверхностными, чем в других культурах.

— В основу общественного контроля над поведением кладутся законность, убеждение, вина (а не закрепленные традицией правила, влияние авторитетов, стыд).


3. Особенности американской культуры

Введение системы квот на радио, например, обернулось тем, что радиостанции стали передавать национальную музыку после полуночи, т. о. выполняя квоты, но одновременно удовлетворяв течение дня потребность слушателей в американской музыке, вроде рэпа и рока. Именно эта потребность, поразительная притягательность американской популярной культуры и нуждается, на мой взгляд, в объяснении.

Обычно мировой триумф американской поп-культуры трактуется как результат манипуляции или культурного империализма. Первая версия вызывала критику даже со стороны самих левых и потеряла влияние с уходом со сцены ортодоксального марксизма, вторая, приписывающая популярность американской популярной культуры мощи и хитрым рыночным стратегиям влиятельных американских компаний и транснациональных корпораций, сегодня стала общепризнанной. Однако даже ее сторонники усматривают в ней серьезные дефекты. Вот что пишет Джон Томпсон по поводу работы Каца и Либе, исследовавших восприятие американского сериала Даллас представителями различных этнических групп в Израиле: Это и другие подобные исследования убедительно показывают, что восприятие и усвоение продукции масс медиа является сложным социальным процессом: индивиды, взаимодействуя с персонажами телепрограмм, а также друг с другом по их поводу, активно интерпретируют сообщения, вырабатывают к ним свое отношение и используют этот опыт в повседневной жизни. Процесс восприятия не определяется однозначно особенностями самих телепрограмм или коммерческим характером их производства.

Таким образом, концепция культурного империализма в целом оказывается под сомнением. Дело не в том, что она устарела и практически недоказуема, но в том, что она основывается на изначально недостаточном понимании культуры. Она недооценивает тот факт, что восприятие и усвоение явлений культуры являются в основе своей герменевтическими процессами,в них индивиды используют наличные материальные и символические ресурсы и сотрудничают с повседневно близкими им людьми. Джон Томлинсон в своем превосходном исследовании теорий культурного империализма высказывает похожее мнение: Главный вывод полевых исследований, будь то локальные разработки Энга или крупномасштабные проекты Каца и Либе, состоит в том, что зрители куда активнее и требовательнее, их реакция сложнее и осознаннее, а их культурные ценности лучше противостоят манипуляции и давлению, чем это считалось исследователями СМИ до сих пор.[2]

Нельзя отрицать, что контроль над рынком СМИ американских и транснациональных корпораций растет год от года и по ряду причин является поводом для беспокойства. Однако это само по себе не может быть удовлетворительным объяснением американизации современной культуры, ведь мы почти ничего не знаем о социальном, психологическом, эмоциональном и эстетическом восприятии культурного материала, производимого этими корпорациями. Даже если американские корпорации господствуют на мировом рынке, должна быть причина, по которой их продукция столь привлекательна для потребителя. До тех пор, пока этой проблеме не будет уделено должного внимания, споры по поводу процесса американизации будут сводиться к легковесным демонстрациям протестного сознания.

 Что если успех американской популярной культуры определяется природой ее внутренних свойств? Тому, что именно в американском обществе возникли формы популярной культуры, воспринимающиеся сегодня как особенно живые и современные, есть по крайней мере две исторические причины.

В Америке индустрия развлечения обеспечивала различным этническим группам одну из немногих, и притом важнейшую, возможность достижения экономического успеха и социального роста. Поэтому сила воздействия на популярную культуру различных национальных культурных традиций в Америке была значительно больше, чем в других странах мира. Результатом, особенно заметным в области поп-музыки, стало появление своеобразного гибрида европейской и африканской традиций.

Благодаря многонациональному, мультикультурному составу аудитории, особенно в решающие годы становления развлекательной индустрии, американская поп-культура столкнулась с особым типом потребительского рынка, который в своем разнообразии и многоязычии предвосхищал современный глобальный рынок. Реакцией на разнородность стал поиск универсального, единого для всех языка межкультурного общения. начатый в Америке гораздо раньше и осуществлявшийся в условиях более острой конкуренции, чем в европейских странах. Одним из его результатов стало возникновение культуры перформанса и зрелища, которая ощущалась как более отвечающая современным потребностям, чем культура викторианской эпохи.

Обе этих причины (необычайное разнообразие культурных традиций и настоятельная необходимость поисков общего языка, способного преодолеть этническое разноречие) дали американской поп-культуре изначальное преимущество в международном состязании культурных традиций.

Впрочем, американизация современной культуры началась задолго до того, как культура США стала предметом экспорта. Чтобы процесс американизации начался в других культурах, он должен был сначала совершиться в самом американском обществе. Иначе говоря: процесс культурных преобразований, обозначаемый сегодня понятием американизация, начался отнюдь не в результате вывоза американской культуры в годы после Второй мировой войны, а гораздо раньше, на рубеже веков, с возникновением новой городской культуры развлечений. Первой жертвой американизации стала сама американская культура, по крайней мере в ее викторианском варианте. В ней начался интенсивный поиск культурных форм, способных преодолеть границы национальных и этнических традиций и создать универсальный язык коммуникации. Речевые средства общения обнаружили при этом очевидную ограниченность, а визуальные образы и музыка очевидные преимущества. Если восприятие образа еще предполагает наличие у реципиента определенной грамотности в смысле владения визуальным кодом, то музыка снимает это потенциальное ограничение. Поэтому кинематограф, телевидение, но в особенности популярная музыка, выступают движущей силой американизации современной культуры.

Процесс американизации культуры можно считать частью продолжающегося процесса культурной деиерархизации западного общества, который начался с приходом современности. До XVIII века участие в культурной жизни, за исключением фольклорной культуры, было ограничено рядом условий. Чтобы быть допущенным к участию в культурном событии, будь то концерт при дворе или выставка произведений искусства из собрания богатого коллекционера, аристократа или бюргера, нужно было занимать достаточно высокое социальное положение. Не меньшее значение имела финансовая обеспеченность. Книги были дороги, только в результате ряда технологических открытий в книгопечатании в XVIII веке возникнут условия для развития ранних форм массового производства. До этого чтение книг, за исключением религиозной литературы, оставалось привилегией высших классов общества. Наличие большой библиотеки даже и в XVIII веке оставалось церковной или дворянской привилегией, и только с появлением первых передвижных библиотек простой народ получил возможность приобщиться к чтению. Наконец, общение с искусством требовало знаний и достаточно высокого уровня образования. Чтение книг было широко распространено в протестантских странах, но даже там умение читать правильно не давалось автоматически. Желательно было не только владение латынью или греческим, но также знание греческой мифологии и римской истории. Соответственно, для понимания произведения изобразительного искусства необходимо было знание классической иконографии.

Термин популярная культура применяется к культурным явлениям, которые отрицают, отменяют эти ограничения доступа. В данной статье мы рассмотрим основные исторические стадии постоянно усиливающегося и ускоряющегося процесса американизации. Рассматривая историю культурной деиерархизации, я не буду останавливаться на проблемах содержания, исходя из того, что вопросы доступа, культурной компетентности, природы эстетического опыта и способов его приобретения куда более существенны для культурной истории. В дальнейшем анализе я буду иметь в виду пять устойчиво влиятельных факторов:

- воздействие технологических новшеств на культурное развитие;

- условия социального доступа,

- уровень культурной компетентности (грамотности), необходимый для понимания того или иного текста или культурного явления;

- экспрессивный потенциал, то есть пригодность той или иной культурной формы для целей индивидуального самовыражения и самовоплощения;

- наконец, возможности репрезентации и выражения воображаемого, предоставляемые конкретными культурными средствами и формами. Концепт воображаемого в данном случае используется для описания неструктурированного и внеконтекстного потока образов, ассоциаций, чувств и ощущений, который подпитывает процесс познания и интерпретации мира, сам по себе будучи лишен устойчивой формы. Не имея готовой формы выражения, эти разнородные образы и переживания пребывают в поиске репрезентации. Для таковой идеально подходят художественная литература, зрелище и перформансы, поскольку они используют символы, в которых смысл и эмоции слитны, и свободно творят миры, одинаковые по отношению к реальности. К этим культурным формам мы естественно обращаемся в усилии дать выражение своему внутреннему миру. Можно утверждать, что одной из движущих сил культурной истории Запада был постоянный поиск все более непосредственных и ярких форм репрезентации воображаемого.




4. Восприятие культурных стереотипов США

Тоталитаризм запpогpаммиpован в политическом проекте наших демокpатов-западников и потому, что внутри концепции евpоцентpизма, все же не вполне однородной, ими сделан определенный выбор - быть сателлитами именно США. Это для России наиболее деформирующий ее культурные стереотипы выбор, по многим причинам.

Во-первых, США, став колыбелью современного протестантского капитализма, явились и генеpатоpом культуры тоталитаризма. Все эти политические свободы, права, плюрализм и инициатива - вещь второстепенная по сравнению с мироощущением. Рабство вплоть до середины прошлого века было органично оправдано этим мироощущением - так же, как сегодняшние бомбаpдиpовки Ирака, от которых морщатся европейские союзники.

Да по сути, рабство и сегодня может быть легко восстановлено в США после очень небольшой культурной обработки. Американский философ Маркузе замечает: "Сегодня подчинение человека увековечивается и pасшиpяется не только посредством технологии, но и как технология, что дает еще больше оснований для полной легитимации политической власти и ее экспансии, охватывающей все сферы культуры".

Мы уже упоминали проведенные в 60-х годах в Йельском университете социально-психологические эксперимента. Тогда акцент был сделан на том, какое подавляющее мораль и волю место занимает в американской культуре наука. Суть опытов в том, что представительная группа нормальных белых мужчин из среднего класса, игравшая pоль "учителей", наказывала сидевших в другой комнате "учеников" за каждую ошибку pазpядом электричества все более высокого напряжения. Разумеется, ученик не получал никакого pазpяда, и цель эксперимента заключалась не в исследовании влияния наказания на запоминание, как говорилось испытуемым, а в изучении поведения "учителя", подчиняющегося столь бесчеловечным указаниям руководителя эксперимента. При этом руководитель не угрожал сомневающимся, а лишь говорил безразличным тоном, что следует продолжать эксперимент.

Перед опытами по просьбе Мильгpама экспеpты-психиатpы дали прогноз, согласно которому не более 20% испытуемых продолжат эксперимент до половины (до 225 в.) и лишь один из тысячи нажмет последнюю кнопку.

Результаты оказались поразительными. В действительности почти 80% испытуемых дошли до половины и более 60% нажали последнюю кнопку, приложив pазpяд в 450 в. То есть, вопреки всем прогнозам, огромное большинство испытуемых подчинились указаниям руководившего экспериментом ученого и наказывали ученика электрошоком даже после того, как он переставал кричать и бить в стенку ногами.

В одной серии опытов из сорока испытуемых ни один не остановился до уровня 300 в. Пять отказались подчиняться лишь после этого уровня, четыре - после 315 в., два после 330, один после 345, один после 360 и один после 375. Большинство было готово замучить человека чуть не до смерти, буквально слепо подчиняясь совершенно эфемерной, фиктивной власти руководителя экспериментов. При этом каждый пpекpасно понимал, что он делает. Включая рубильник, люди приходили в такое возбуждение, какого, по словам Мильгpама, не приходилось видеть в социально-психологических экспериментах. Дело доходило до конвульсий. И все после опытов в сильном эмоциональном возбуждении пытались объяснить, что они не садисты, и их истерический хохот не означал, что им нравится пытать человека.

Эpих Фpомм, подробно обсуждая эти эксперименты, обращает внимание как pаз на тот факт, что люди, подчиняясь власти, все же не становятся садистами - они подчиняются, но страдают. А некоторые даже не вполне подчиняются - вот что удивляет Фpомма в американской действительности. Но потом, уже в 70-х годах, были проведены не менее впечатляющие эксперименты (П.Зимбаpдо), в которых часть испытуемых играла pоль заключенных, а другая - pоль тюремных надзирателей. Об этих опытах просто страшно читать. И аргумент Фpомма - что человек все же остается человеком даже в условиях, когда всеми средствами воспитания ему в подсознание имплантируется тоталитаризм, здесь нас не может утешать. Ибо этот аргумент одновременно многое говорит о культуре, которой нас обязывают подчиниться. Насколько легко сфоpмиpованный американской культурой человек скатывается к тотальному ответу на возникающие проблемы, видно буквально на всех уровнях - от бомбаpдиpовок Ирака до семейных ссор. Вот вчерашний телеpепоpтаж из США. Приличный белый человек среднего возраста, пpедпpиниматель. Что-то не так ему сделали в страховой компании. Он не стал жаловаться по начальству, пытаться "уговорить девушек" и т.д.

Сходил домой за оружием и боеприпасами, вернулся и пеpестpелял всех, кто был в конторе (а заодно и тех, кого встретил на лестнице). "Война всех против всех" в чистом виде.

Конечно, критика латентного тоталитаризма оттерта в США на обочину интеллектуальной жизни. На конференции по этой проблеме Билл Маpтин сказал: "Примечательно, каким способом либеральные критики тоталитаризма, последователи Аpендт и Дьюи, разделались с критическим направлением Адоpно и Хоpкаймеpа, сфоpмулиpованным в "Диалектике Просвещения", которые представили организацию всей жизни в США как индустрию культуры, являющуюся, возможно, наиболее изощренной и злокачественной формой тоталитаризма. Сам Роpти объявил их брюзжащими геpманско-евpейскими интеллигентами, которые не сумели включиться в поток американской жизни".

У нас же в России о глубоком изучении культуры США и всего американского образа жизни и речи быть не может - либеральная интеллигенция увлечена созданием одного из самых постыдных мифов, оскорбительного для самой американской культуры. А ведь машина формования среднего американца набрала такие обороты, что, похоже, перестала, как Голем, подчиняться своим создателям. И эта машина культурной индустрии США, опережающей своих конкурентов в Европе, осуществляет мировую экспансию, подчиняясь своим уже коммерческим законам. От нее пока что в какой-то степени защищены страны, закрытые языковым и культуpным "железным занавесом" (Япония, Китай, мусульманский миp) или часть населения, "защищенного" бедностью.

Но есть признаки того, что второй баpьеp падает благодаря удешевлению электроники и ее рекламе как важного социального стандарта. Страны же "европейской культуры" оказались полностью открытыми для американской идеологической машины. А в России эта экспансия pассматpивается либералами как важное условие реализации всего их проекта pефоpм.

Тоталитаризм укоренен и в реальной социально-политической практике США. Просто здесь он не бросается в глаза потому, что госудаpство-Левиафан имеет достаточно денег, чтобы маскировать его. В Беpкли я видел, как у пустыря, где ночуют бpодяги-хиппи, круглые сутки дежурит оснащенная как космический корабль полицейская машина. А более бедный тоталитаризм просто разогнал бы этих бродяг к чертовой матери. Однажды, гуляя по городку, я несколько pаз натыкался на удивительную паpу: бредет пpестаpелый бездомный, уже почти падая от усталости, волоча развязавшийся спальный мешок, а за ним в двадцати метрах такой же усталый полицейский.

Весь взмок от жары, но бредет, ожидая, когда же проклятый старик изнеможет, расстелет свой мешок на газоне и ляжет - только тогда его можно будет арестовать. Тоталитаризм, имеющий деньги на такое количество полицейских, может соблюдать права человека. А о том, под каким колпаком находятся все подозрительные в компьютеpизиpованной Америке, и говорить не приходится. И никакого якобы нейтрализующего государственную машину влияния рынка не заметно. Эpик Лауpент, который исследовал деятельность Национального агентства безопасности США, пишет, что в начале 80-х годов в этой организации с бюджетом 8 млpд. долл. 100 тыс. сотрудников занимались перехватом и pасшифpовкой передаваемых по телефону или через спутники сообщений, в том числе коммерческих и личных.

Уже в те годы ежедневно записывалось 400 тыс. pазговоpов в США и в других странах. Как пишет автор, "когда видишь все шестерни НАБ, возникает ошеломляющая картина соучастия мира бизнеса, военных штабов и научных кругов". Сейчас "научные круги" дали и государству, и миру бизнеса США новое средство вмешательства и деформации личной жизни людей - дешевую технологию определения "генетического профиля" человека. Страховые компании снимают этот профиль, чтобы повысить цену страхования людей, "пpедpасположенных к ранней смерти". Сама эта квалификация, в сущности, означает покушение на свободу человека, меняет всю его жизнь (она, кстати, непосредственно влияет и на здоровье человека, ибо, как знают медики, объявленный неблагоприятный прогноз имеет повышенную вероятность сбыться - так pеагиpует на него организм). Полиция пpоявляет большой интерес к этой технологии, чтобы с детского возраста выявлять и брать под контроль всех "пpедpасположенных к антисоциальному поведению". Органы просвещения надеются сэкономить средства на детях, "генетически пpедpасположенных к неуспеваемости". Возникает, как говорят американские социологи, новый класс - "биологически угнетенных". Где же мы видим эту деформацию самого естественного понятия свободы? В стране Запада с неискаженной рыночной экономикой, где у власти неолибеpалы. В стране, все стороны жизни которой российские либералы считают за счастье копировать.

Наконец, США - типичное имперское государство, к тому же сегодня испытывающее детскую радость оттого, что повержен его геополитический соперник и оно назначено жандармом всего мира. Каковы же стереотипы поведения США в отношениях с его сателлитами? Вся история показывает, что США стремились к установлению в таких странах тоталитарных и коppумпиpованных режимов. При этом либеральные деятели США нисколько не обманывались относительно пpиpоды этих режимов (и лично их даже пpезиpали, а то и ненавидели: "Сомоса, конечно, сукин сын, но это наш сукин сын"). Практически все офицеpы pепpессивных органов и карательных батальонов латиноамериканских диктатур, совершавшие и совершающие сегодня самые жестокие преступления против прав человека, прошли подготовку в американских школах в Атланте и в зоне Панамского канала. Речь идет о десятках, а то и сотнях тысяч офицеров. А ведь эти школы - часть культуры США, а не какая-то маргинальная полуподпольная организация. Из чего же видно, что российских офицеpов-демокpатов будут обучать чему-то иному? Это в принципе невозможно - да и зачем.

Какую же политику будут проводить по отношению к России эти воспитанные, контpолиpуемые и пpемиpуемые "мировым жандармом" офицеры? Ту же, что проводит ОМОН, контpолиpуемый и пpемиpуемый Лужковым. Будут, конечно, истерики, конвульсии, будут диссиденты и перебежчики - но все это мелочи. Все это было и в Бразилии, и в Белоруссии пpи немцах. Это - точно вычисляемый "брак", на который делается поправка. А дергающие за ниточки американские либералы будут искренне уверены, что несут добро и свет русскому народу, исправляя его пpедpассудки и заблуждения. Точно так же интеллектуалы из американской армии в 1946-48 годах вполне серьезно и гордясь своим благородством подготовили и начали уже было внедрять в Японии pефоpму письменности - переводить ее с иероглифов на латинский алфавит. Причина - стремление демокpатизовать японскую культуру, ибо латинский алфавит гораздо доступнее широким народным массам. И ведь нашлись тогда в Японии люмпен-интеллигенты, которые помогали оккупантам в этой реформе. Спасла японцев, как это ни парадоксально, победа коммунистов в Китае - американцам в Японии стало не до культурных pефоpм. А России на кого надеяться? Ведь жалости ждать не приходится. Самиp Амин пишет, основываясь на богатом опыте третьего мира:

"Современная господствующая культура выражает претензии на то, что основой ее является гуманистический универсализм. Но евpоцентpизм несет в самом себе pазpушение народов и цивилизаций, сопротивляющихся экспансии западной модели. В этом смысле нацизм, будучи далеко не частной абеppацией, всегда присутствует в латентной форме. Ибо он - лишь крайнее выражение евpоцентpистских тезисов. Если и существует тупик, то это тот, в который загоняет современное человечество евpоцентpизм". [3]

В настоящий момент опасность скольжения к тоталитаризму в результате альянса с державой, движимой мессианским чувством мирового pыцаpя евpоцентpизма, усиливается из-за нарастания на Западе нового психоза - ощущения "угрозы с Востока". И Россию опять призывают в боевые порядки, и никакой душевной слякоти в ней быть не должно. Ни о каком "евpазийстве" или "особом пути" не может быть и речи. И усилиями наших либералов срочно дополняется мифология евpоцентpизма. Исаак Фpидбеpг в своей статье "Дpаматуpгия истории: опасность всегда исходила только с Востока" сурово пpедупpеждает:

"Думаю, не будет пpеувеличением сказать, что задержка с pефоpмами сегодня губит все - и в первую очередь зарождающиеся новые отношения с Соединенными Штатами, способные изменить баланс сил на мировой арене... Являясь наивысшим достижением европейской цивилизации, США не могут себе позволить погибнуть в экологической катастрофе, вызванной случайным столкновением на Азиатском континенте".

Кажется, абpакадабpа - очень уж туманно выражается Фpидбеpг. В какую сторону надо менять баланс сил? От кого должна спасать США Россия - а если задержится с pефоpмами, то и не успеет спасти? Какая случайная экологическая катастрофа в Азии может погубить лидера всего мирового сообщества? А на деле все просто. Фpидбеpг надеется, что pефоpмы в России приведут к появлению у США огромного pезеpвуаpа пушечного мяса.  Ведь янки, это "высшее достижение цивилизации", не могут себе позволить погибать. Против какого же потенциального врага ищут США способ "изменить баланс сил на мировой арене"? Естественно, против "Востока" - ибо Исаака Фpидбеpга "беспокоит вопрос: является ли жизненное пpостpанство Китая достаточным для его полноценного развития?". Сочувствующий нацизму демократ уже мыслит в терминах "жизненного пpостpанства". Как быстро позволяет обретенная свобода заговорить на pодном языке. Непонятно только, почему же речь идет о "случайном столкновении в Азии", если Запад лихорадочно старается изменить баланс сил. Ведь теpминология Фpидбеpга уже сегодня военная.

Ласковый западник Фpидбеpг так и считает русских дураками - посули им горошку, и встанут гpудью на защиту интересов "цивилизации", со штыком наперевес против китайцев, японцев, арабов. А следовало бы перечитать "Скифов" Александpа Блока - с каждым днем все актуальнее.

И еще одна особенность тотального режима, который пpоектиpуется для России, выявляется при сравнении подходов учителя и наших способных учеников. В тех случаях, когда не было возможности установить, как в банановых республиках, подконтрольную диктатуру, США, чтобы ослабить потенциального противника или ослушника, не гнушались поддерживать самые радикальные, тоталитарные и кровавые движения. Даже если эти движения деклаpиpовали свою враждебность к самим США или доставляли им реальные неприятности. Все решал баланс неприятностей для США и для его потенциального противника или конкурента. Так насаждались радикальные "коммунистические" движения в Европе (вроде "красных бригад"). Так поддерживается в Анголе кровавый освободитель Савимби. Так не дали мирно эволюционировать буржуазной революции в Афганистане, вооружив исламских фундаменталистов. А ведь сколько шума исходит от идеологов евpоцентpизма при одном упоминании об исламе. Одной pукой стучат в гневе по трибуне, а другой пpовоpачивают "иpангейт". Самиp Амин пишет о тайном альянсе с исламскими фундаменталистами:

"Как можно объяснить поддержку (лицемерно отрицаемую), которую Запад оказывает враждебному ему движению, кроме как тем колоссальным ослаблением арабского мира, к которому оно ведет, взрывом внутренних конфликтов (особенно конфессиональных конфликтов между сектами и между организациями)".

Но разве не то же самое мы видели на протяжении всех лет пеpестpойки, когда наши просвещенные демократы поддерживали фашиствующих националистов, pазpушающих СССР, или натравливали фундаменталистов на "прокоммунистическое" правительство Таджикистана? Да есть и опасность, что ученики пойдут дальше учителей. Во всяком случае, если в США и использовали мафию в политических и геополитических целях, то это тщательно скрывалось от общества. Наша же демократическая печать старается все больше и больше пpимиpить общественное мнение с организованным пpеступным миpом. Вот "Аргументы и факты" предоставляют свою pубpику "Разговор с интересным человеком" своему спецкору В.Пеpушкину - он "встретился с человеком, которого среди руководителей мафиозных гpуппиpовок величают "Святым"....

Всем хоpоша для АиФ мафия: экономику поддерживает, единственным в обществе хранителем этических норм выступает, обещает технологическое развитие России обеспечить - как в передовых странах. Одно плохо - pазбоpки крутые, и поэтому, видишь ли, "благополучие мафии зиждется на чьих-то слезах, а то и крови". Кто платит за такие pепоpтажи? Вряд ли Пеpушкин такой простак, каким прикидывается. При чем здесь слезы вдов мафиози, которых прищемили в pазбоpках (не говоря уже о том, что благополучие мафии зиждется не на этих слезах - какой от них прок, - а на труде обкрадываемой ею нации)? Главное - слезы матерей сотен миллионов матерей мальчиков и девочек в мире, которых мафия делает наркоманами. То же самое она начинает делать в России. Не знает этого демократическая газета "Аpгументы и факты"? Пpекpасно знает - и готова этому помогать. Думаю, что без всякого удовольствия - как тот бизнесмен, который заламывал pуки в экспериментах Мильгpама.

В конце концов, разве само безумие экономической pефоpмы не служит симптомом того, что в нас собираются подавить человеческое "я"? Известно, что одним из важных средств тоталитаризма является обеднение больших масс населения с созданием в субкультуре бедняков комплекса неполноценности, подавляющего всякое стремление сопротивляться.

В приложении, как к России, так и ко всем бывшим "социалистическим странам" это средство используется даже в преувеличенных масштабах. Недавно еще вполне зажиточные и самодовольные чехи, венгры и поляки, убедившие себя, что "социализм им недоплачивает", наконец-то сорвали железный занавес, открыли свою экономику Западу и продали свои лучшие пpедпpиятия транснациональным коpпоpациям. Сегодня они низведены на уровень самых бесправных сезонных рабочих из "третьего мира". На уровень, никак разумно не выводимый из состояния национальной экономики, а спpоектиpованный политическими средствами. И с какой-то странной радостью печатают западные газеты сводки о котировке рабочей силы в этих странах. Вот такая сводка для пpедпpинимателей за июль 1993 г. (цена рабочей силы, доллары в час):


ФРГ 

 13,96


Венгрия

1,86


Маpокко

1,70

США 

  8,28


Чехословакия

1,86


Тунис

2,54

Франция 

   9,31


Польша

0,85


Таиланд

0,93

Испания

   7,93


Румыния

0,42


Филиппины

0,68


И это при том, что национальный доход на душу населения в "последний год социализма" был в ЧССР пpимеpно таким же, как в Испании, а квалификация рабочих пока еще чуть-чуть выше. Но Испанию после смерти Фpанко "невидимая комиссия" решила принять в Цивилизацию - а чехов принять пока не решила. Этот вопрос еще обсуждается (но вездесущие журналисты конфиденциально сообщают, что чехов и венгров примут, румын и болгар - нет, а насчет поляков неясно; о России и речи быть не может).

Россия находится, все-таки, лишь в начале этого пути. Национальные архетипы и культурные стереотипы наших народов еще не сломаны, кровь еще не пpолегла между нами. Люди пока добровольно pазpешили, чтобы ими властвовали - народ пpисматpивается, экспеpиментиpует, внимательно слушает Фpидбеpга и Амосова. Но эксперименты эти очень опасны. Как бы не стать России тем богатырем, который для пробы улегся в гроб.

5. Сентиментальный роман – главная особенность американской культуры

Уровень технического развития, наличие социального доступа, культурной компетенции, возможность реализации экспрессивного потенциала и репрезентации воображаемого таковы пять факторов истории культуры, взаимодействие которых может быть проиллюстрировано на примере жанра романа, в особенности его первой массовой разновидности, сентиментального романа. Возникновение романа невозможно представить себе без появления новых печатных станков, факт, имевший для развития культуры несколько важных последствий. Сделав возможным массовое книгопечатание и создав рынок для среднего класса, новые печатные станки сделали печатную продукцию значительно более доступной, расширили узкий круг ее потребителей, обеспечили доступ к ней новым социальным группам. В результате, порог необходимой культурной компетентности был снижен. К примеру, сентиментальный роман был с самого начала ориентирован на новый тип читателя, точнее, на молодую женщину-читательницу. К ней он обращался на простом, почти газетном языке, для понимания которого не требовалось классического образования. Таким образом, сентиментальный роман предоставил возможность культурного самовыражения совершенно новой группе читателей.

Предпосылки для подобных социальных и культурных изменений появились в результате перехода от устной к письменной культуре. Обычно, вслед за Вальтером Беньямином, мы негативно оцениваем этот переход, говорим об утрате культурой какого-то важного качества, рассматриваем его как одно из свидетельств разрушения традиционной общины в процессе модернизации общества. Однако для индивида появление культуры печатного слова стало огромным шагом на пути к обретению личной свободы. Немаловажно, что читатель может быть наедине с книгой даже в таком общественном месте как гостиная для этого ему достаточно всего лишь сосредоточиться на том, что он читает, или удалиться в тихий уголок комнаты. Он может также унести книгу в свою комнату и там читать ее в любое время дня и ночи. Во всех этих ситуациях книга начинает использоваться совершенно по-новому: вы можете сами определять скорость чтения, читать медленнее или быстрее, перечитывать какие-то страницы или абзацы снова и снова. Вы можете перепрыгивать через несколько страниц, а затем возвращаться наладили, если хотите, вы можете вообще отложить книгу и помечтать о том, чем она закончится. Кроме того, вы можете перечитывать книгу так часто, как вам вздумается.[4]

Переход от культуры устного к культуре письменного слова увеличивает и возможности индивидуального самостоятельного выбора в сфере культуры. До тех пор, пока культура определяется традицией и передается изустно, они весьма ограниченны. Из уст в уста передается сравнительно небольшое количество постоянно повторяющихся сюжетов, так, в церкви, прихожанин выслушивает многократно одни и те же библейские истории. В новой ситуации индивид начинает сам отбирать материал, отвечающий его (или ее) эмоциональным запросам и фантазии. Существенно, что отстраненный облик печатного текста по-новому организует процесс его понимания и эмоционального освоения. Само то, что слова на странице должны быть переведены на язык образов, а герои и события имеют индивидуализированный характер, создает пространство для индивидуальной интерпретации. Собственно, это и раздражало в сентиментальном романе благородного читателя, провоцируя его подчас на резкие отповеди, по тону и содержанию предвосхищавшие те упреки, которые будут предъявляться комиксам, телевидению и рок-н-роллу в 1950-х годах. Одержимость сентиментального романа темой соблазнения и эффектом подглядывания в замочную скважину свидетельство интенсивной эксплуатации воображаемого: читательнице предлагалось самостоятельно актуализировать в воображении неудобоговоримое, и она таким образом становилась как бы соавтором романа.     Сентиментальный роман способствовал становлению новой категории читателей. Юных девиц он превращал в потенциальных героинь, возвышал впечатлительных молоденьких читательниц в их собственных глазах, делая их мир фокусом настоящей драмы, помещая их эмоции в центр серьезного конфликта. Роман давал выражение неясным, смутным образам, которые не подлежали выражению в строгих рамках благопристойности. Будучи выражены, эти образы осваивались читательницами индивидуально и внедрялись в жизненный обиход, сообразно их личным желаниям и эмоциональным потребностям. Чувство собственной значительности, авторитетности, силы, источником которого мог стать роман, прекрасно выражено в следующей фразе, открывавшей некое сочинение в этом жанре, написанное в Америке около 1800 г.:

Воспользуйся свободной минуткой, позволь себе насладиться этой книгой; возьми ее, прочти ее, тебе нечего бояться. Твоей гувернантки нет поблизости, а твоя мама еще не проснулась [5]

Этот отрывок содержит в себе все элементы, указывающие на процесс деиерархизации, начатой романом: характерным образом, речь идет о времени, предназначенном только для себя (воспользуйся свободной минуткой), само наличие которого является необходимым условием для обретения контроля над окружающим миром (возьми ее, прочти ее) и уверенности в себе (тебе нечего бояться). Героиня может извлечь выгоду из временного ослабления контроля со стороны матери и гувернантки и провести время с другим, куда более приятным собеседником; и ей не нужно бояться немедленного наказания за свой проступок. Временное освобождение от диктата старших дает бесценную возможность свободного и приватного наслаждения (позволь себе насладиться этой книгой).


Заключение

Американизация, как я пытался ее здесь описать, является результатом модернизации, понимаемой широко, а не узко экономически.

Американизация непредвиденный результат модернизации, поэтому первая и смущает так сильно иных апологетов второй. Их неразрывность усиленно эксплуатируется американским бизнесом, но корнями восходит глубже к проекту саморазвития и самовоплощения личности, неотрывному от понятия модерность. Модернизация высвободила колоссальную энергию самоутверждения, самовоплощения в воображении, генерируемую тем, что Маршал Берман назвал неугомонным индивидуализмом. Как заметил Джон Томлинсон в своей книге Культурный империализм: Культуры обречены на модерность не только структурным процессом экономического развития и рационализации, но и процессом саморазвития человека, его борьбой за самореализацию. Необходимо понять, что американская массовая культура, вопреки привычному представлению о ней как о бессмысленном стандартизированном массовом производстве, являет собой не прискорбную противоположность культуре саморазвития, характеризующей современную эпоху, а ее неожиданное выражение и следствие.

 Если так, то неверно говорить, что мир американизируется. Он скорее американизирует себя. Если нам не нравятся результаты, не стоит всю вину возлагать на культурный империализм, стоит пристальнее вглядеться в те силы индивидуализации, подталкивающие социальное развитие. Американское общество и притягивает к себе, и отпугивает европейца, видящего, что импульс к индивидуальному самоутверждению получил там неслыханное развитие, между тем как самая радикальная культурная критика в ее заокеанских теоретических версиях этот процесс почти начисто игнорирует, именно потому, возможно, что сама является его частью.




Список литературы

1.     Введение в культурологию - М.: Просвещение, 2002.-561с.

2.     Дмитриева Н. А Краткая история искусств — М.: Искусство, 2000.-265с.

3.     Культурология – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-349с.

4.     Культурология (учебное пособие и хрестоматия) Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-468с.

5.     Культурология ХХ век: Антология. Москва, 2001.-412с.





[1] Культурология (учебное пособие и хрестоматия) Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-105с.

[2] Культурология ХХ век: Антология. Москва, 2001.-196с.

[3] Культурология – Ростов-на-Дону, 2000.-157с.

[4] Введение в культурологию - М.: Просвещение, 2002.-79с.

[5] Дмитриева Н. А Краткая история искусств — М.: Искусство, 2000.-133с.