Содержание

Введение. 3

1. Понятие субъектов международного права. 4

2. Классификация субъектов международного права. 9

3. Краткая характеристика  субъектов международного права. 12

3.1. Государство как основной субъект международного права. 12

3.2. Нации и народы.. 14

3.3. Международные организации. 15

3.4. Государственно-подобные образования. 16

3.5.  Индивид как субъект международного права. 17

Заключение. 19

Список литературы.. 20

Введение


Традиционное представление о международном праве как регуляторе исключительно международных, межгосударствен­ных отношений порождало "привязку" субъектов только к этим отношениям. Иначе говоря, только участники указанных отно­шений могли претендовать на статус международной право­субъектности.

Соответственно получило распространение особое понима­ние субъекта международного права, отличающееся от поня­тия субъекта в общей теории права.

Общетеоретическое определение субъекта права сопряже­но с констатацией субъективного права участия в отношениях, регулируемых правовыми нормами. Соответственно носители прав и обязанностей, установленных правовыми нормами, ха­рактеризуются как субъекты права.

Цель работы рассмотреть основные аспекты выделения субъектов в международном публичном праве.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить понятие субъектов международного публичного права;

2. Классифицировать субъектов международного права по различным основаниям;

3. Дать краткую характеристику субъектов международного права.

Кроме того, необходимо затронуть спорный вопрос о том являются ли субъектами международного права индивиды.

 

1. Понятие субъектов международного права

Субъекты международного права - это факторы, которые в силу юридических норм  могут выступать  в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей. Таковыми являются государства, международные организации, нации, борющиеся за независимость, государственно-подобные образования  и  в  ограниченном  объеме физические лица[1].

Для понятия "субъект международного права" характерны следующие основные признаки.

Во-первых, субъекты международного права - это лица, участники международных отношений, которые могут быть носителями субъектив­ных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами, к числу которых относятся: а) известная внешняя обособленность; б) персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица); в) способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю; г) участвовать в принятии норм международного права.

Во-вторых, все субъекты международного права - это такие лица, которые приобрели свойства субъекта в силу норм международного права. Иначе говоря, юридические нормы образуют обязательную основу деятельности факторов как субъектов международного права. Любой субъект международного права обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.

Правоспособность - это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности. Этой способностью обладают государства в момент образования; нации, борющиеся за независимость, - с момента признания; межправительственные организации - с момента вступления учредительных документов в силу; физические лица - при наступлении ситуаций, определенных в соответствую­щих международных договорах.

Дееспособность означает осуществление субъектами международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей. Например, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики 1996 г. стороны должны стремиться к приведению законодательства своих государств в соответствие с нормами международного права. Стороны определяют перечет, своих уполномоченных  ведомств, ответственных  за выполнение этот соглашения. Каждое государство имеет право направить другой сторон, запросы об оказании содействия по сбору сведений и материалов о действиях, связанных с легализацией средств, полученных в результате преступной деятельности.  Запрашивающая  сторона обязана,  предоставить, банковские, кредитно-финансовые и другие документы.

В отличие от субъектов внутреннего права субъекты международного права обладают деликтоспособностью, т.е. способностью нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения. Так, согласии ст. 31 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. государство флага несет ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в не коммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений Конвенции,  или  других   норм   международного   права. В соответствии со ст. V Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.

Все субъекты международного права являются носителями соответствующих прав и обязанностей. Это свойство называется правосубъектностью.

Правосубъектность в единстве с другими общими правами и обязанностями субъектов международного права охватывается понятием право­вою статуса. Основными элементами последнего являются права и обязанности факторов международного права в реальных правоотношениях, основанием возникновения которых служат основные императивные принципы международного права и соответствующий юридический факт. Так, согласно ст. 6 Венской конвенции о праве международных догово­ров 1969 г. каждое государство обладает правоспособностью заключать договор. Эта правоспособность государств базируется на таких обще­признанных принципах международного права, как принципы уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств, а также принцип сотрудничества государств. В случае вооруженного нападения (агрессии) каждое государство имеет неотъемлемое право на инди­видуальную или коллективную самооборону (ст. 51 Устава ООН).

В соответствии со ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. любая межправительственная организа­ция обладает правоспособностью заключать международные договоры.

Согласно Европейской конвенции по правам человека 1950 г. любой человек, считающий, что по отношению к нему нарушаются права, гарантированные этой Конвенцией, может подать жалобу в Европейский cуд по правам человека, если он исчерпал все возможности защиты сво­их прав в своей собственной стране - участнице Конвенции 1950 г. С 1950 г. на рассмотрение в Совет Европы передано около 30 тыс. жалоб. Основу этих жалоб составляет юридический факт, т.е. нарушение прав и свобод человека.

Субъекты международного права обладают общей, отраслевой и специальной правосубъектностью.

Общая правосубъектность - это способность факторов ipso facto быть субъектом международного права вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства. Они являются первичными субъектами международного права. Общей правосубъектностью теоретически обладают также нации, борющиеся за свою независимость.

Отраслевая правосубъектность - это способность факторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации.  Например, Международная  морская  организация  (ИМО) Вправе принимать участие в правоотношениях, затрагивающих международное торговое судоходство, и может одобрять международно-правовые нормы относительно безопасности мореплавания, эффективности судо­ходства, предотвращения загрязнений с судов и борьбы с ним.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) участвует в международно-правовом регулирова­нии проблем, касающихся образования, науки и культуры, в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН для всех народов без различия расы, пола или религии.

Другими проблемами, помимо уставных, межправительственные организации заниматься не могут и поэтому правосубъектность их ограничивается определенной отраслью или обособленной проблемой (например разоружение, борьба с голодом, охрана природной среды Антарктики).

Специальная правосубъектность - это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках от дельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью, например, обладают физические лица. Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 2 и далее), Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся - мигрантов и членов их семей 1990 г. (ст. 8 и далее).

Таким образом,  субъекты международного права должны обладать способностью самостоятельно участвовать в урегулированных международным правом международных отношениях, непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими управомоченными или обязанными международным правом лицами.

2. Классификация субъектов международного права


Субъекты международного права могут быть постоянными и времен­ными. Постоянными субъектами являются государства. Нация, борющая­ся за свое освобождение, выступает как временный субъект лишь на период борьбы и создания независимого государства. Некоторые международные организации созданы для достижения определенных целей. В в. был ликвидирован ряд государственно-подобных образований (например, Данциг, Западный Берлин)[2].

 В литературе принято деление традиционных субъ­ектов международного права на две основные категории — ос­новные (первичные) и производные (вторичные).

Категорию основных (первичных) субъектов составляют прежде всего и главным образом государства, обладающие го­сударственным суверенитетом и приобретающие в силу своего возникновения (образования) международную правосубъект­ность, не обусловленную чьей-либо внешней волей и имеющую всеобъемлющий характер.

Категория производных (вторичных) субъектов — это пре­имущественно международные межправительственные органи­зации. Специфика их юридической природы выражается, во-первых, в том, что они порождены — именно как субъекты международного права — волеизъявлением государств, зафик­сировавших свое решение в учредительном акте (следователь­но, их правосубъектность является производной, обусловлен­ной), а во-вторых, в том, что содержание и объем их правового статуса определены в учредительном акте в точном соответст­вии с предназначением и функциями каждой организации (та­ким образом, их правосубъектность является функциональной, индивидуализированной). С некоторыми оговорками к этой же категории принято относить так называемые государствоподобные образования, т. е. особые исторически сложившиеся поли­тико-религиозные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом.

Специальное положение в ряду субъектов международно­го права занимают нации и народы, борющиеся против коло­ниализма, иностранного господства, за создание собственного государства на базе национального суверенитета.

Вопрос о статусе и видах нетрадиционных субъектов ре­шается, даже при признании их международной правосубъект­ности, неоднозначно. И все же можно назвать несколько таких субъектов. Их участие в правоотношениях, регулируемых ме­ждународно-правовыми нормами, и, следовательно, статус как носителей определенных международных прав и обязанностей представляются вполне реальными. Это международные непра­вительственные организации1, международные хозяйственные объединения, национальные юридические лица и индивиды (фи­зические лица). С учетом полномочий, предусмотренных кон­ституциями отдельных, прежде всего федеративных, государств, определенным международно-правовым статусом характеризу­ются составные части этих государств (по терминологии, при­нятой в отечественном законодательстве, — субъекты Россий­ской Федерации).

Имеется достаточно оснований для разграничения в меж­дународно-правовой системе правосоздающих субъектов и правоприменяющих субъектов. Если говорить точнее, то разгра­ничиваются: 1) субъекты правосоздающие и вместе с тем правоприменяющие, ибо тот, кто участвует в нормотворческом процессе, не может быть в стороне от практики применения норм, и 2) субъекты только правоприменяющие, но не обладающие нормотворческой способностью. Кстати, подобное положение существует и во внутригосударственном праве. К первой кате­гории относятся государства, международные организации, в меньшей мере — государствоподобные образования н борющиеся нации; ко второй — индивиды, хозяйствующие субъекты и дру­гие юридические лица, международные хозяйственные объе­динения и неправительственные организации.

Иначе говоря, круг реализующих нормы международного права значительно шире круга создающих эти нормы. После разработки, подписания и вступления в силу международного договора к его выполнению и к обеспечению его выполнения — наряду с органами и должностными лицами, участвовавшими в процессе заключения договора, — подключаются органы и долж­ностные лица, функции которых так или иначе связаны с пред­метом договорной регламентации. Если учесть и других участ­ников правоприменительного процесса, названных выше, то можно констатировать, что договор действует и вне системы государственной власти.

По примеру внутригосударственного права возможно де­ление субъектов по отраслевому признаку. Если субъекты кон­ституционного (государственного) права — это не то же самое, что субъекты гражданского права, а последние в свою очередь не тождественны субъектам административного или уголовного права (при этом имеются в виду не только и, может быть, не столько категории и наименования, сколько особенности право­вого статуса), то почему не признать, что субъекты права внеш­них сношений (дипломатического и консульского права) — это не то же самое, что субъекты права международных организа­ций или тем более субъекты международного гуманитарного права (и здесь решающее значение имеет оценка особенностей правового статуса соответствующих субъектов)[3].

3. Краткая характеристика  субъектов международного права

3.1. Государство как основной субъект международного права


Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Но не всякая страна может быть  государством  в международно-правовом  смысле  и субъектом международного права (например, колониальные страны  и другие геополитические единицы).

Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была дана в межамериканской Конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г. Согласно ст. 1 этой Конвенции государство как лицо международного права должно обладать следующими условия ми: 1) постоянное население; 2) определенная территория; 3) правительство; 4) способность вступать в отношения с другими государствами.

Австрийский юрист-международник А. Фердросс сформулирован следующие признаки государства: 1) государство есть объединение людей, над которыми оно осуществляет личное верховенство; 2) непрерывность существования государства, под которой понимается сама субстанция  государства - конкретный, образующий его, организованным народ; 3) полное самоуправление или самостоятельность; 4) порядок суверенного государства образуется непосредственно на основе между­народного права; 5) эффективность государства; 6) территориальное верховенство государства; 7) систематическое соблюдение норм между­народного права1.

Наиболее важными  признаками  государства являются  суверенитет, территория, население и власть.

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойст­вом государства. Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере ме­ждународных отношений. Таким свойством обладают только государст­ва, что и предопределяет их главные характерные особенности как ос­новных субъектов международного права.

Суверенитетом обладает любое государство с момента его возникно­вения. Его международная правосубъектность не зависит от волеизъяв­ления других субъектов. Она прекращается лишь с прекращением дан­ного государства.

Согласно Уставу ООН государствам присуща не только суверенность, но и независимость. Все члены ООН воздерживаются в их международ­ных отношениях от угрозы силой или ее применения против политиче­ской независимости любого государства.

Территория является неотъемлемым свойством государства. Она за­крепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Согласно Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они воздерживаются от любых дейст­вий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН, против тер­риториальной целостности, политической независимости или единства любого государства.

Население является постоянным признаком государ­ства. Согласно Устава ООН, Декларации о предоставлении независимо­сти колониальным странам и народам 1960 г. и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. народы яв­ляются субъектом права на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечи­вают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

В соответствии с Декларацией о принципах международного права в содержание принципа равноправия и самоопределения народов входит, в частности, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно опреде­ленного народом.

Публичная власть является одним из основных признаков го­сударства. Оно в международном праве является носителем организован­ной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали прави­тельство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета.

Государства выступают в международных отношениях как суверен­ные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, спо­собной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы международного права, регулирующие взаимоотношения госу­дарств в сфере международного общения, создаются самими же государ­ствами путем их соглашения (согласования воль) и направлены на стро­гое соблюдение государственного суверенитета в международных отно­шениях.

3.2. Нации и наро­ды


Когда говорят о международной правосубъектности наций и наро­дов, имеют в виду прежде всего те из них, которые находятся в колони­альной зависимости и лишены собственной национальной государствен ности. Субъектами международного права являются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и созда­ние собственных независимых государств. Отнесение наций и народов к Числу субъектов международного права, как правило, возникает после того, когда они создают какой-либо координирующий борьбу орган (например, таковым является Организация освобождения Палестины), который до создания независимого государства выступает от их имени.

В настоящее время зависимыми являются примерно 15 территорий: Американское Самоа, Бермуды, Британские Виргинские острова, Кай-мановы острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, Гибралтар, Гуам, Новая Каледония, остров Святой Елены, подопечные территории тихо­океанских островов, Западная Сахара и др.

Принцип равноправия и самоопределения народов закреплен в Уставе ООН (п. 2 ст. 1). Сама Организация на основе этого принципа преследу­ет цель развивать дружественные отношения между нациями.

Юридической основой права наций на самоопределение является присущий им национальный суверенитет, означающий реализацию каж­дой нацией своего права на самостоятельное и независимое существова­ние как в политическом смысле, так и с точки зрения свободного и все­стороннего развития всех иных сфер общественной жизни. Националь­ный суверенитет неприкосновенен и неотчуждаем. В силу этого между­народная правосубъектность наций и народов не зависит от волеизъяв­ления других участников международных отношений.

В качестве субъекта международного права нации и народы, борю­щиеся за свое самоопределение, в лице своих постоянных органов могут заключать соглашения с государствами и международными организация­ми, подписывать международные договоры (например, Организация ос­вобождения Палестины подписала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.), направлять своих представителей для участия в работе межпра­вительственных организаций и конференций. Они пользуются защитой норм международного права.

3.3. Международные организации


Любая межправительственная (межгосударственная) организация ipso facto является субъектом международного права. Она является субъектом современного международного права прежде всего потому, что государ ства согласились наделить ее соответствующими правами и обязанностя ми, которые четко определены в учредительных актах (уставах, стату тах, договорах, конвенциях и др.) и полностью соответствуют основным принципам международного права.

Международная правосубъектность межправительственной организации проявляется в ее правовом положении, в объеме тех прав и обязанностей, которыми  государства наделяют организацию  и от характер которых сама организация в дальнейшем может (или не может) приобретать другие права и обязанности[4].

Межправительственные организации являются субъектами международного права потому, что их учредительные акты регулируют отноше­ния между организациями и их государствами-членами, т.е. межгосудар­ственные по своему характеру отношения. Эти учредительные акты рег­ламентируют в первую очередь вопросы членства, статуса организации, полномочия на заключение международных договоров. Они содержат и другие нормы, определяющие цели и задачи организации, полномочия ее органов, порядок взаимоотношений организации с государствами - чле­нами и нечленами, а также иными международными организациями.

Международная правосубъектность межправительственных организа­ций не означает, что объем такой правосубъектности одинаков. В каж­дом конкретном случае правомочия организации устанавливаются ее учредительным актом, соглашениями с государствами и другими субъек­тами международного права. Безусловно, наибольшим объемом между­народной правосубъектности обладает ООН.

Однако сколь бы ни была широка правосубъектность той или иной межправительственной организации, это - специальная правосубъект­ность, существенно отличающаяся от универсальной правосубъектности государств как основных субъектов международного права.

3.4. Государственно-подобные образования


Определенным объемом международной правосубъектности обладают государственно-подобные образования. Они наделяются соответствую­щем объемом прав и обязанностей и тем самым становятся субъектами международного права. Такие образования обладают территорией, суверенитетом; имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные договоры.

Таковыми, в частности, являются вольные города и Ватикан.

Вольные города.  Вольным  городом   называется   государство-ropim обладающий внутренним самоуправлением и некоторой международной правосубъектностью.

Одним из первых таких городов был Великий Нои город.

Особый международно-правовой статус имел Западный Берлин.

Объем международной правосубъектности вольных городов опреде­лялся международными соглашениями и конституциями таких городов. Последние не являлись государствами или подопечными территориями, а принимали как бы промежуточное положение. Вольные города не облада­ли полным самоуправлением. Вместе с тем они подчинялись только ме­ждународному праву. Для жителей вольных городов создавалось специальное гражданство. Многие города имели право заключать международ­ные договоры и вступать в межправительственные организации. Гаран­тами статуса вольных городов выступали либо группа государств, либо международные организации (Лига Наций, ООН и др.). Неотъемлемым признаком вольного города являются его демилитаризация и нейтрализа­ция.

3.5.  Индивид как субъект международного права

Проблема признания индивида субъектом международного права яв­ляется дискуссионной, во многом спорной. Одни авторы отрицают пра­восубъектность индивида, другие признают за ним отдельные качества субъекта международного права.

Субъекты международного права должны: во-первых, быть реальными (активными, действующими) участниками международных отношений; во-вторых, обладать международными  правами  и  обязанностями;  в-третьих,  участвовать  в создании норм международного права; в-четвертых, иметь полномочия по обеспечению выполнения норм международного права.

Международные права индивидов, вытекающие из общепризнанных ринципов и норм международного права, закреплены примерно в 20 многосторонних и в ряде двусторонних договоров.

Например, согласно ст. 4 Дополнительной конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г., раб, нашедший убежище на судне участвующего в данной Кон­венции государства, ipso facto становится свободным. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. при­знает право каждого человека на: а) участие в культурной жизни; б) пользование результатами научного прогресса и их практическое применение; в) пользование защитой моральных и материальных интере­сов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или ху­дожественными трудами, автором которых он является.

Заключение


В теории международного права сложилась концепция осо­бого статуса его субъектов. Основное свойство субъекта — юридическая способ­ность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к неза­висимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами. Отличительные черты субъектов международ­ного права, согласно этой концепции, выражаются в том, что они не находятся под чьей-либо властью и юрисдикцией, зани­мают независимое относительно друг друга положение[5].

Современная ситуация, ознаменовавшаяся существенны­ми переменами в самой структуре международных отношений и соответственно в предмете международно-правового регули­рования, побудила теорию международного права к изменению взглядов при оценке понятия и видов субъектов международ­ного права.

Нет ничего неожиданного или противоестественного в эво­люции самих международных отношений и перемене подхода к субъектам. Дело в том, что в течение длительного времени ста­тус субъекта признавался только за государствами, а необхо­димым свойством субъекта считался государственный сувере­нитет (отметим, что еще в начале XX в. на статус субъекта могли претендовать даже не все государства, а только так на­зываемые цивилизованные государства или цивилизованные народы).

Не без усилий международным межправительственным организациям и особенно борющимся за независимость нациям удалось завоевать "место под солнцем", получить признание в качестве субъектов международного права. Соответственно со­вершенствовалась трактовка понятия субъекта, к которому уже не предъявлялось требование обладания государственным су­веренитетом. Однако общие условия еще сохранились до настоящего времени.


Список литературы



1.     Лукашук И.И. Участие федеративных государств в международных договорах // "Журнал российского права", N 5, май 2003 г.

2.     Малинин С.А., Ковалева Т.М. Правосубъектность международных организаций // Правоведение  1992 № 5

3.     Международное право / Отв. ред. Г. И. Тункин. М.: 1982.

4.     Международное право / Под ред. Игнатенко Г.В. М.: 1998.

5.     Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева М.; 2003.



[1] Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева М.; 2003.- с. 97

[2] Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева М.; 2003.- с. 97

[3] Международное право / Под ред. Игнатенко Г.В. М.: 1998.- с. 48

[4] Малинин С.А., Ковалева Т.М. Правосубъектность международных организаций // Правоведение  1992 № 5, с. 43


[5] Международное право / Отв. ред. Г. И. Тункин. М.: 1982. С. 81—82.