Тема дипломной работы: «Проблемы современных организаций и пути их решения на ООО «Ханты- Мансийский ломбард».
Целью работы является исследование проблем современных предприятий и путей их решения на стратегическом уровне.
Существует принципиальная возможность свести рассмотрение всех возможных проблем предприятия к рассмотрению выбора и реализации стратегии предприятия; мало того, можно рассматривать проблемы выбора и реализации стратегии развития как две главные проблемы предприятия.
Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля бизнесов, а также характера и сущности реализуемых стратегий.
Цели фирмы придают уникальность и оригинальность выбору стратегии применительно к каждой конкретной фирме. В целях отражено то, к чему стремится фирма.
Основная задача этапа выполнения стратегии состоит в том, чтобы создать необходимые предпосылки для успешной реализации стратегии. Таким образом, выполнение стратегии— это проведение стратегических изменений в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.
Для принятия эффективных управленческих решений, руководство фирмы должно понимать и анализировать внешнее окружение. Для сканирования внешней среды компании могут использовать исследования и сбор информации, изучение потребительского рынка с помощью рыночных исследований (surveys) и фокус-групп (focus groups). Более того, компании должны постоянно отслеживать события и тренды, происходящие во внешней среде, наряду с отслеживанием действий конкурентов.
Следование той или иной общей стратегии требует того, чтобы у компании были определенные ограничения, которые затрудняли бы имитацию их стратегии. Так как эти барьеры не являются непреодолимыми, то фирме обычно необходимо предлагать своим конкурентам меняющуюся цель путем постоянного инвестирования и обновления.
Проиллюстрируем общие проблемы современных российских предприятий на примере выбора и реализации стратегии развития предприятия ООО «Ханты- Мансийский ломбард»
Основной целью деятельности общества является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли и ее распределение между участниками в соответствии с действующим законодательством и Уставом общества.
Предметом деятельности общества являются:
- кредитование граждан под залог движимого имущества
- торгово- закупочная деятельность
- посредническая
- участие во внешнеэкономической деятельности
Ломбард работает только с лицами, достигшими 18 летнего возраста, строго при наличии личного паспорта (выкуп тоже). Аудио – видео- и оргтехника принимаются в залог при наличии технического паспорта на изделие.
Трудности коммерческой деятельности предприятия ООО «Ханты-Мансийский ломбард» следующие:
Доля краденного имущества из принимаемого в залог 5 – 7 % (выявленных). Если эти изделия не реализованы с торгов, иногда они конфискуются правоохранительными органами. Убыток за 2004 год от конфиската составил 14,3 тыс. руб. Периодически руководитель ломбарда проходит в суде, как свидетель, по вопросу залога краденых вещей. Регулярно правоохранительные органы предоставляют ориентировки на краденные изделия. Процент таких изделий снижается.
Существует также проблема высококачественных подделок. За время работы убыток от таких изделий составил примерно 10 –2 5 тыс. руб. Сейчас, по тем же причинам, доля таких изделий значительно уменьшилась.
Выкуп составляет 15-20 % от всех заложенных вещей. ПО окончании месячного срока при наличии исполнительной надписи нотариуса эти изделия реализуются посредством публичных торгов. Оформляется заявка на участие в торгах.
Ломбард по договору арендует площадь. Имущество временно не застраховано, что является нарушением законодательства.
Кратко основные проблемы предприятия можно охарактеризовать следующим образом:
1) необходимость вести традиционный бухгалтерский учет для такого маленького предприятия (нельзя вести на упрощенный, ни вмененный учет)
2) квалифицированных кадров в этой области не хватает
3) не понятен вопрос статуса ломбарда: с одной стороны, это не предприятие бытового обслуживание населения и не кредитная организации
4) незащищенность от краденного и подделок, отсюда проблемы с правоохранительными органами (конфискация).
5) Проблемы выкупа движимого имущества и многие другие.
Анализ внешней среды ООО «Ханты – Мансийский ломбард» является инструментом, при помощи которого контролируется влияние внешних факторов с целью предупреждения негативного их воздействия на деятельность предприятия.
На демонстрационном плакате № 1 представлены основные факторы макроокружения предприятия, выявленные при анализе внешней среды.
Изучение конкурентов направлено на выявление слабых и сильных сторон конкурентов, определение их конкурентных позиций и конкурентных преимуществ. Всесторонний анализ конкурентов предприятия ООО «Ханты – Мансийский ломбард» позволил выявить четырех наиболее крупных конкурентов на демонстрационном плакате № 2
Как видно ООО «Ханты- мансийский ломбард» занимает сильную позицию среди конкурентов.
Графическое оформление результатов анализа свидетельствуют о том, что ООО «Ханты – Мансийский ломбард» занимает оборонительную позицию и свои усилия интегрирует на защиту своего стратегического положения на рынке. Стратегическая позиция ООО «Ханты- Мансийский ломбард» отражена на демонстрационном плакате № 3.
Внешнюю среду предприятия ООО «Ханты – мансийский ломбард» в целом можно охарактеризовать положительно. Большинство факторов внешней среды рынка благоприятно сказываются на деятельности и функционировании предприятия, что обеспечивает ему решение ряда проблем, носящих зависимость от внешней среды.
Одной из основных проблем современных малых предприятий является низкая рентабельность функционирования, отсутствие прибыли, высокая себестоимость, высокие издержки и ряд прочих финансовых проблем. Поэтому финансовое состояние предприятия выступает весьма существенным при оценке текущих проблем функционирования фирмы в рыночных условиях. Анализ финансового состояния предполагает не просто расчет показателей эффективности функционирования предприятия, а выявление причин и факторов, неблагоприятно влияющих на развитие предприятия, а также разработку возможных вариантов решения тех или иных проблем.
На демонстрационном плакате № 4 отражен анализ динамики и структуры активов и пассивов организации в 2004 году.
Как видно из таблицы 2.9, в организации к концу года заметны тенденции:
1. рост дебиторской задолженности в 5,9 раза или на 565 тыс. руб.
2. рост денежных средств в 3,5 раза или на 18 тыс. руб.
3. рост валюты баланса в 5,7 раза или на 582 тыс. руб.
4. к концу года доля дебиторской задолженности в структуре активов баланса выросла на 2,2 %, при этом доля денежных средств упала на 2, 1%.
5. наибольшую долю в структуре активов занимает дебиторская задолженность (более 95%)
Как видно из таблицы 2.11 в организации к концу 2004 года наблюдались следующие тенденции:
- уставной капитал не изменился и равен 10 тыс. руб.
- займы и кредиты выросли на 269 тыс. руб. или в 2,79 раза
- кредиторская задолженность выросла на 258 тыс. руб. или в 130 раз.
- Краткосрочные обязательства выросли на 527 тыс. руб. или в 4,46 раза
Анализ финансовых результатов деятельности организации представлен на демонстрационном плакате № 5.
Как видно из таблицы в 2004 году организация получила чистую прибыль в размере 56 тыс. руб.
Следует отметить одну из центральных проблем в процессе функционирования ООО «Ханты- Мансийский ломбард» сегодня- это проблема загруженности работников, а точнее работника на предприятии, так как по статистическим данным в организации сегодня работает всего лишь 1 человек. Естественно, что все обязанности и работы выполняет только он один.
Финансовые и экономические трудности не позволяют сегодня организации принимать на работу новых работников и увеличивать штат. Поэтому руководство старается создать условия, благоприятные для обучения работников, т.к. от этого зависит производительность труда, качество продукции, экономия материальных ресурсов. Поэтому проведение рациональной кадровой политики и своевременная и высококачественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала является важнейшим фактором эффективной работы организации.
Кадровая политика в ООО «Ханты-Мансийский ломбард» представляет собой систему целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с кадрами, причем распространяется это положение на весь коллектив занятых, в рамках которого осуществляется управление.
В основе подхода к портфельному анализу фирмы ООО «Ханты- Мансийский ломбард» лежит концепция жизненного цикла отрасли или бизнес-единицы, в соответствии с которой каждая бизнес-единица проходит в своем развитии четыре стадии: рождение, развитие, зрелость, спад. Другим параметром является конкурентная позиция бизнеса: ведущая (доминирующая), сильная, благоприятная (заметная), прочная или слабая.
Сочетание четырех стадий жизненного цикла и пяти конкурентных позиций дает в итоге матрицу ADL размерности 4х5, которая дополняется тщательно продуманным набором стратегических решений
Результаты опробования модели ADL на предприятии ООО «Ханты- Мансийский ломбард» приведены на демонстрационном плакате № 6.
В создавшихся условиях с целью дальнейшее функционирования предприятию ООО «Ханты- Мансийский ломбард» рекомендуется стратегия «встраивания». Это связано, прежде всего, с тем, что организация на сегодня является малой и не имеет достаточных ресурсов для реализации крупномасштабных стратегий, например, расширения рынков сбыта и услуг. Стратегия «встраивания» характерна для небольших предприятий, имеющих ряд текущих проблем и направленная . прежде всего, на их решение.
Организация работающая по обслуживанию населения услугами ломбарда занимает на матрице позицию: Сильное/Развитие – Сильное/Зрелость. Характеристика позиции Сильное/Развитие следующая:
Сильное/Развитие. Вероятно прибыльная позиция. Вероятно чистая наличность берется в заем.
Естественное развитие можно осуществить при использовании стратегий:
Ø Попытки улучшить положение – Достичь лидерства в ценообразовании.
Ø Энергичное стремление к получению доли – Быстрый рост.
Ø Инвестирования с целью увеличения темпов роста.
Таким образом, применение модели дает возможность предприятию планировать развитие каждого вида бизнеса и определять стратегические позиции.