Лидерство в управлении




Содержание


Введение.............................................................................................................. 3

1. Содержание понятия лидерства в управлении организацией................ 4

1.1.Природа и определение понятия лидерства....................................................................... 4

1.2. Теория лидерских качеств................................................................................................... 11

1.3. Лидер как составная часть эффективного управления................................................. 17

1.4. Формирование института лидерства в организации................................................... 18

2. Лидерство на малом предприятии ООО «ПУЛЬС ИНВЕСТ»............. 23

2.1 Общая характеристика ООО «ПУЛЬС ИНВЕСТ»......................................................... 23

2.2. Анализ экономической деятельности ООО "Пульс – Инвест"................................... 24

2.3 Роль лидера в процессе деятельности ООО «Пульс – Инвест».................................... 27

3. Предложения по совершенствованию лидерства в деятельности организации........................................................................................................................... 31

3.1. Теоретические основы совершенствования лидерства в деятельности организации 31

3.2. Совершенствование лидерства на ООО «ПУЛЬС ИНВЕСТ»...................................... 36

Заключение...................................................................................................... 39

Список использованной литературы........................................................... 42




Введение


Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения.

Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т.е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров, с дальнейшим процессом формирования института лидерства в организации. Роль лидера в управлении организацией сегодня огромна.

Объектом исследования являются ООО "Пульт-Инвест".

Цель работы рассмотреть лидерство в управлении.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. раскрыть природу и определение понятия лидерство;

2. описать теорию лидерских качеств;

3. раскрыть роль лидера в процессе деятельности ООО «Пульс – Инвест»;

4. внести предложения по совершенствованию лидерства в деятельности организации.

По данной теме работы информация есть, но она не систематизирована, в связи с этим периодически возникали трудности в подборе материалов.

1. Содержание понятия лидерства в управлении организацией


1.1.Природа и определение понятия лидерства


Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения-«начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер — последователь». Так, если взять в качестве примера директора завода, то по должности он является менеджером. Должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его заместителей, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью работников за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.

Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. В вышеприведенном примере в организации лидером скорее будет считаться заместитель, чем его непосредственный начальник — директор завода.

Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большой степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.

В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство – это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О'Доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели.

Сила и принуждение при лидерстве[1] часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.

Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Вышеприведенные определения не подразумевают необходимости лидерства только для какого-то определенного типа организаций. Речь идет о взаимодействии или взаимовлиянии между людьми в рамках любого вида деятельности (образование, здравоохранение, бизнес и т.д.), а не только в политических процессах.

Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер – последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник – подчиненный». Лидерство, как и власть, – это потенциал, имеющийся у человека.

Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения «лидер – последователи». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник - подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции.

Начиная с детских лет, следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, это и учителя в школе, это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоциировать. Присутствие в индивидуальном микрокосмосе людей имиджа лидера настолько же старо, как и сам человек. Большинством признается пакт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой  :ой человека отношений между лидером и его последователями. Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.

При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо группы, организации, возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав. Этот вариант лидерских отношений получил название отношений «мастер - раб». Власть лидера в этом случае абсолютна и может распространяться на решения о жизни и смерти членов ведомого сообществ. Обычно изменение выбранного лидером курса действий уже не во власти последователей.

Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Это достигается путем сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и слабостью данного типа отношений. Во-первых, это обусловлено тем, что проведение каких-либо организационных изменений зависит от наличия у лидера соответствующих желаний. Во-вторых, достигнув цели, лидер часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает в интересах остальных членов организации. В-третьих, уход или устранение лидера расстраивает организационную ситуацию на неопределенное время, что в свою очередь приводит к соответствующему снижению эффективности.

Данный тип лидерских отношений до сих пор существует в бизнесе и является там наиболее распространенным. Наибольшее соответствие этого типа лидерства внешней среде наблюдается в семейном, торговом и фермерском бизнесе. Что касается деловых организаций в других сферах, то им более соответствуют типы лидерских отношений, которые будут рассмотрены ниже.

В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидерство составной частью группы организации только тогда, когда оно доказало свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.

Неудачи постигают лидеров по различным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские.

Лидер становится привлекательным для последователей благодаря умению видеть то, что в конечном счете будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель[2] или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь. Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, т.е. в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в последователей, заставляет их верить в успех дела.

В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации. В современных условиях людей может побудить к действиям факт их непосредственного осознанного участия (через собственность или процесс) в решениях и их творческой реализации, что предполагает наделение их соответствующими правами и полномочиями. Это означает, что лидер должен обладать способностью и умением делить свою власть с последователями, делать их частью общего дела, а не слепыми исполнителями. -В современных условиях эффективное лидерство — это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие лидеры постоянно задают себе вопросы типа: Что у меня хорошо получается? В чем мои сильные стороны? Чего мне как лидеру не хватает? Над чем я еще должен работать, чтобы быть лучше?

Признается, что лидерским способностям и умениям можно научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации или в организациях, помогающий развить эти навыки и умения. В ведущих школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств у тех, кто собирается стать лидером. При этом основополагающим является то,что лидерство — это не набор навыков и умений, а качества характера, такие как, например, принятие на себя риска.

Сила лидерского влияния прямо пропорциональна степени принятия последователем того, что лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главными в работе лидера. Сейчас же рассмотрим то, как используется власть в рамках эффективного лидерства.

Экспертная власть может помочь лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они. Однако в целом экспертная власть имеет узкое применение, и возможность ее использования обратно пропорциональна уровню, занимаемому лидером в организации.

Другая ситуация наблюдается в случае, когда лидер пользуется властью примера, так как она является во многих случаях причиной признания и последующего обожания (харизма) лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо «найти» своих обожателей, а не наоборот.

Право на власть приобретается лидером в ходе его карьеры и исходит из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер может пользоваться только до того момента, пока это признается его последователями и принимается ими как указание к действию.

Власть информации в лидерском варианте связана с индивидуальными способностями и умением лидера соединять на своем уровне несоединяемые внизу концы информационных потоков.

Принятие решения как источник власти важно для лидера на этапе его «последнего слова», которого, как правило, ждут от него последователи. Эффективное лидерство предполагает активное участие последователей на всех остальных этапах принятия решения и высокий уровень «решительности» у самого лидера.

Вознаграждение и принуждение как источники власти в рамках эффективного лидерства больше ассоциируются с возможностью быть или не быть в одной «упряжке» с эффективным лидером, нежели чем с месячной премией или выговором.

Власть над ресурсами используется эффективным лидером для сбалансирования недостатков и улучшения состояния дел.

Все большее значение для достижения эффективного лидерства играет власть связей, реализуемая, в частности, путем создания так называемых сетевых структур, способствующих поддержанию эффективного лидерства на должном уровне без количественного роста организации. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.


1.2. Теория лидерских качеств


Известно, что к сегодняшнему дню проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Используя две переменные или два измерения (динамика поведения и уровень ситуационности), можно выделить основные группы лидерства.

Динамика поведения отражает то, как рассматривается лидер: в статике (анализ лидерских качеств) или в динамике (анализ образ­цов лидерского поведения). В первом случае лидерство трактуется главным образом в терминах относительно постоянных и устойчи­вых качеств характера индивида, т.е. считается, что лидер как бы имеет определенные врожденные черты, которые необходимы ему для того, чтобы быть эффективным. В противоположность этому поведенческий подход основан на выводах, сделанных из наблюдае­мых исследователями образцов лидерского поведения, т.е. действий лидера, а не наследованных им качеств.

Второе измерение связано с уровнем, или степенью принятия ситуационности за основу анализа в рамках того или иного подхода к изучению лидерства. На одном полюсе находятся подходы, подво­дящие к идее универсальности, на другом — ситуационность призна­ется критической, решающей для эффективного лидерства.

Комбинация двух переменных приводит в конечном счете к вы: делению четырех типов подходов к изучению лидерства в организа­ции (рис. 11.5). Первый тип включает подходы, основанные на анализе лидерских качеств (теории лидерских качеств, теория «X» и теория «Y» Дугласа Мак Грегора), необходимых эффективному лидеру в любом организационном контексте.

Второй тип рассматривает лидерство как набор образцов поведения, присущий лидеру также в любом организационном окружении. (исследования Мичиганского университета и Университета штата Югайо, системы управления Ликерта и управленческая сетка Блейка и Моутон).

Третий тип предполагает изучение лидерских качеств, но уже в зависимости от конкретной ситуации (концепции ситуационного ,лидерства: Танненбаума — Шмидта, Фидлера, Херсея — Бланшарда, 1 Хауза — Митчелла, Стинсона — Джонсона, Врума — Йеттона ).

Четвертый тип представляет ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские качества, но уже в связи с конкретной ситуацией (причинно следственный подход, или «атрибутивная» теория, кон­цепции лидера-преобразователя и харизматического лидера). В ука­занных подходах делается попытка определить набор качеств и об­разцов поведения, необходимых лидеру в специфическом организационном контексте. Ниже будут подробно рассмотрены каждый из указанных подходов с целью оценки его значимости и полезности в Объяснении лидерства и возможности предсказания с его помощью юшдерского поведения.

Несмотря на то что лидеры и лидерство всегда оказывают значительное влияние на курс развития мировой истории, тщательное их «изучение, как уже отмечалось выше, началось примерно столетие |назад. Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации |лидер должен обладать определенными качествами. Несколько I позже в исследовании произошел сдвиг в- сторону выявления образцов поведения лидера.

Теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальнейший набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени Качеств, отличавших их от не лидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших предельно длинный список выявленных лидерских качеств. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера :

ум или интеллектуальные способности;

- господство или преобладание над другими;

- уверенность в себе;

- активность и энергичность;

- знание дела.

Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Манна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личностных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим предсказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практика этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х гг. Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

- управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения, действий, чтобы это было привлекательным для последователей;

- управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

- управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

- управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать .свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации для создания среды, в которой люди почувствуют значимость и возможность познания того, что они делают, а также то, что они часть этого общего дела. Создаваемая таким образом организационная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество работы и посвященность работе. Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические, или эмоциональные, умственные, или интеллектуальные, и личностные деловые .

К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лидером. Примеры Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина, Ганди подтверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур мировой истории. Те, кто еще верит в приоритет физиологических качеств, полагаются в своем суждении в значительной мере на использование силы в занятии лидерской позиции, что, как уже отмечалось, не является характерным для эффективного лидерства.

Начиная с 1945 г. группа ученых, работавшая под эгидой Бюро по исследованиям в области бизнеса в университете штата Огайо, проводила комплексное исследование и выявила серьезную ошибку в концепции разделения руководителей на тех, кто сосредоточен или только на работе, или только на человеке. Их главной находкой стало: люди могут вести себя так, что это будет одновременно ориентацией и на работу, и на человека. Они разработали систему, согласно которой поведение руководителя классифицировалось по двум параметрам: структуре и вниманию к подчиненным. Структура подразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои взаимоотношения с ней. Внимание к подчиненным подразумевает поведение, которое влияет на людей, апеллируя к потребностям более высокого уровня, строя взаимоотношения на основе взаимного доверия, уважения, тепла и контакта между руководителем и подчиненными. Очень важно отметить, что уважение (это не внешнее проявление типа “похлопывания по спине”. Несколько самых распространенных типов поведения, подразумевающих внимание к подчиненным, приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Структура

Распределяет производственные роли между подчиненными

Расписывает задания и объясняет требования к их выполнению

Планирует и составляет графики работ

Разрабатывает подходы к выполнению работ

Передает свое беспокойство о выполнении задания

Внимание к подчиненным

Участвует в двустороннем общении

Допускает участие подчиненных в принятии решений

Общается в одобрительной и неугрожающей манере

Дает возможность людям удовлетворить свои потребности, связанные с работой


Было выявлено, что люди могут вести себя с разной степенью внимания к подчиненным и структурированию проблем; четыре возможных комбинации этих элементов в руководстве представлены на рис. 1.1.



Высокая


Низкая степень

структурирования


Высокая степень внимания

к подчиненным


Высокая степень

 структурирования


Высокая степень

 внимания

к подчиненным








Низкая


Низкая степень

структурирования


Низкая степень

 внимания

к подчиненным


Высокая степень

 структурирования


Низкая степень

Внимания

к подчиненным


Низкая

Высокая

Рис. 1.1. Стили руководства в зависимости от степени внимания к подчиненным и структурированию проблем

Несмотря на то, что самая высокая производительность ассоциировалась с руководителем, который владеет и тем и другим стилем поведения, более поздние исследования показали, что эта классификация применима не ко всем ситуациям.

Психологические, или эмоциональные, качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством.

Изучение умственных, или интеллектуальных, качеств и их связи с лидерством проводилось многими учеными, и в общем их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у не лидеров. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения. Эффективное выполнение этих функций, как известно, связано с наличием рассматриваемых способностей. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей.

Несмотря на то что лидеры и лидерство всегда оказывают значи­тельное влияние на курс развития мировой истории, тщательное их «изучение, как уже отмечалось выше, началось примерно столетие назад. Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации лидер должен обладать определенными качествами. Несколько позже в исследовании произошел сдвиг в- сторону выявления образ­цов поведения лидера.

Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источни­ков власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуацион­ных переменных  Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер - последователь» не обязательно предполагает его иерархи­ческий характер, как это имеет место в случае отношений «началь­ник — подчиненный». Лидерство, как и власть, – это потенциал, имеющийся у человека.


1.3. Лидер как составная часть эффективного управления

Эффективное управление организацией  не возможно без лидера.

Роль лидера как составной части  системы управления организацией можно оценит по следующим пяти направлениям:

1. Роль лидера в управлении организационной культурой

Лидерство и культура представляют собой два взаимосвязанных понятия. Организационная культура представляет собой постоянно развивающийся и совершенствующийся социальный феномен.

Лидерство можно, прежде всего, воспринимать как процесс совершенствования организационной культуры, позволяющий развивать такие элементы, которые в своей совокупности будут обеспечивать эффективную деятельность организации по реализации стратегических целей. Если нет заботы о повышении эффективности организационной деятельности, то воздействие лидера на организационную культуру теряет смысл.

С учетом вышеупомянутой роли лидера его задачами являются:

·        Выделение уникальных черт субкультур различных стабильных социальных групп и интеграция этих особенностей в ведущую культуру.

·        Культивирование таких черт культуры, которые определяют эффективность организации (посредством мотивации и обучения персонала).

·        Изменение тех черт общей культуры или субкультуры определенной группы, которые препятствуют эффективной деятельности организации.

2.Роль лидера в управлении коммуникацией

Особая роль лидера в управлении коммуникацией (как в самой организации, так и среди ее членов, которые общаются с представителями внешней среды) определяется цикличностью коммуникации. Коммуникационный цикл может быть либо положительным (укрепление взаимного доверия, увеличение объема информации), либо отрицательным (падение взаимного доверия, ограничение объема информации).

Целью любой коммуникации является обмен информацией, которая представляет определенный интерес для реализации целей индивидов, вовлеченных в эту коммуникацию.

1.4. Формирование института лидерства в организации

В последние годы много было сказано и написано о том, что развитие рыночных отношений в России, характеризующееся изменением форм собственности, выходом предприятий на открытый рынок, становлением рынка ценных бумаг и, как следствие, жесткой конкурентной борьбой, обусловило совершенно новые требования, предъявляемые к российским управляющим. От руководителей предприятий, менеджеров высшего и среднего звена стали требоваться профессиональные знания в области управления финансами и капиталом, стратегического менеджмента, маркетинга, кадровой политики, техники      ведения           переговоров. 

Начиная работу на предприятии, своей первостепенной задачей являлось, повышение уровня профессионализма менеджеров и специалистов, особенно в области экономики, финансов, маркетинга.

Но очень скоро обнаружилось, что для нормального функционирования предприятия, повышения степени его управляемости и выработки единого подхода в решении экономических и финансовых вопросов, необходимы не только профессиональные знания отдельных специалистов и умение применять их на практике, но и наличие сплоченной команды единомышленников, здоровый психологический климат в коллективе, оптимальная организованная структура.

Таким образом, на сегодняшний день не хватает не просто квалифицированного персонала в области управления, а именно лидеров.[3]

Лишь сильные лидеры способны объединить в команды людей с очень большим разрывом свойств и вести их. Это должно заставить российских руководителей понять важность создания институту лидерства на предприятии.[4]

В этой ситуации менеджмент должен быть организован через институт сильных лидеров, способных преодолеть разрывы отношений между различными группами людей, обусловленные сильными различиями в интеллекте, в способностях к обучению, в уровнях мастерства и трудолюбия, в    нравственных      ценностях. Рассказав о роли формирования института лидерства в системе управления организацией дадим несколько определений.

Институт лидерства - это такое социальное явление, которое оказывает влияние на развитие одновременно на всю деятельность фирмы.          Институт лидерства - это процесс, основной задачей, которого

является объединить в одну команду фирмы  и ее лидеров[5].

В данной главе курсовой работе мною будет  рассмотрен процесс формирования института лидерства на примере  организации ООО "Омега". Определены цели, задачи и основные этапы его развития.

Модель. Алгоритм формирования

Алгоритм формирования института лидерства состоит из целей и задач.

Основными целями создания института лидерства в организации являются: совершенствовании навыков лидерства,   мотивации работающего персонала с целью создания эффективной команды, формирования привлекательного образа работодателя.

Главные цели: Создание команды лидеров ориентированных на создание института лидерства в  организации.

Описание института лидерства

Для того, чтобы описать институт лидерства представим процесс его формирования в виде проекта «по формированию института лидерства», в котором будет участвовать  менеджер по персоналу в качестве лидера и руководителя проекта.

Успех управления проектом «по формированию института лидерства» в значительной степени зависит от способностей руководителя   проекта[6], его способность  лидировать в коллективе проектной команды. 

PMI PMBOK (PM Body of knowledge)[7] описывает следующие характеристики лидерства: направление и сплочение подчиненных, их мотивация и вдохновение.

Тем не менее, процесс формирования способностей к лидерству пока не изучен достаточно глубоко. 

В то же время, очевидна важность разработки знаний и способностей к лидерству, так как такие качества необходимы для успешного управления крупными проектами и большими коллективами проектных команд.  Разработка качеств лидерства особенно критична в настоящее время, в связи с возрастающими потребностями рынка по реализации больших и комплексных проектов по дальнейшему развитию института бизнеса в организации.  

Проблемы формирования института лидерства

Как правило, менеджер- лидер при проведении проекта по формированию института лидерства должен выполнить 3 функции: личное выполнение работ,  управление работами подчиненных членов  команды,

лидерство в коллективе команды.

В зависимости от объема проекта, менеджер уделяет различное время на выполнение каждой из трех функций. 

В нашем случае, так как организация является малым предприятием с общей численностью 30 человек. То менеджер будет является руководителем  небольшого проекта  по формированию института лидерства (команда из 2-3 человек), как правило в основном лично выполняет работы, в меньшей степени загружен управлением работами подчиненных членов  команды, и в еще меньшей степени лидирует в коллективе команды.

Успех процесса формирования института лидерства менеджера проекта зависит от организации процесса изменения приоритетов между тремя функциями руководителя проекта[8].

Процесс изменения приоритетов в балансе времени проекта по формированию института лидерства у руководителя проекта.

В этом процессе можно отметить 3 события:  (1) момент начала преимущественного управления подчиненными, (2) момент зарождения качеств лидера, (3)  момент начала преимущественного лидирования в коллективе команды лидеров.

На рис. 1.2. Представлен процесс изменения приоритетов в балансе времени руководителя проекта по формированию института лидерства.

Процесс формирования лидерства руководителя проекта

Рис.1.2. Процесс изменения приоритетов в балансе времени руководителя проекта по формированию института лидерства


На рис. 1.2. представлен график линий выполнения, управления и лидерства. На рис. 1.2 видно, что при малом объеме проекта – баланс времени необходим меньше.

2. Лидерство на малом предприятии ООО «ПУЛЬС ИНВЕСТ»


2.1 Общая характеристика ООО «ПУЛЬС ИНВЕСТ»


Общество с Ограниченной Ответственностью «ПУЛЬС ИНВЕСТ», в дальнейшем именуемое «Общество», создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Полное наименование – общество с ограниченной ответственностью «ПУЛЬС ИНВЕСТ».

Сокращенное наименование – ООО «ПУЛЬС ИНВЕСТ».

Юридический адрес: 620126, г. Екатеринбург, ул. Витебская, д. 4.

Предметом деятельности Общества является:

Производство специализированных строительно-монтажных, ремонто - строительных конструкций;

Изготовление и монтаж металлоконструкций и строительных конструкций;

Строительство, реконструкция и ремонт объектов производственного и социального назначения, оборудования, технологических линий, инженерных коммуникаций, металлоконструкций;

Разработка проектно-сметной документации;

Пуско-наладочные и ремонтно-строительные работы;

Производство и реализация продукции производственно-технического назначения, стройматериалов, оборудования, товаров народного потребления, как через собственную торговую сеть, так и через другие торговые организации;

Оптовая и розничная торговля продовольственными товарами, общественное питание;

Реализация продовольственных и непродовольственных товаров, облагаемых в соответствии с установленным порядком акцизами;

Оптовая и розничная торговля непродовольственными товарами;

Оптовая и розничная торговля медикаментами;

Автотранспортная деятельность по перевозке пассажиров и грузов, экспедиционному обслуживанию, погрузочно-разгрузочным и такелажным работам, услугам по хранению грузов;

Сервисное и техническое обслуживание авто-мото транспорта;

Оптовая и розничная торговля горюче-смазочными материалами и нефтепродуктами со сливом и без слива;

Строительство и обслуживание автозаправочных и газозаправочных станций;

Строительство и обслуживание автостоянок;

Торгово-закупочная деятельность;

Комиссионная торговля;

Коммерческо-посредническая деятельность;

Маркетинговые исследования, консультации по вопросам коммерческой деятельности, финансов, управления;

Торговля дорожно-строительной,  специальной,  автомобильной техникой, авто-мото транспортом, прицепами и запасными частями к ним;

Производственная деятельность;

Внешнеэкономическая деятельность.

Видами деятельности, перечень которых определяется законом, общество может заниматься только на основе специального разрешения (лицензии)



2.2. Анализ экономической деятельности ООО "Пульс – Инвест"


Одним из методов оценки экономической деятельности является анализ коэффициентов рентабельности.

Рентабельность реализованной продукции можно найти по следующей формуле:


,


где   РРП – рентабельность реализованной продукции;

ПР – прибыль от реализации товаров;

СРП – полная себестоимость реализации продукции (товаров).

Рентабельность реализованной продукции показывает, сколько прибыли от реализации продукции приходится на один рубль полных затрат.

В 2002 г. рентабельность реализованной продукции

 или 10,6 %

В 2003 г. рентабельность реализованной продукции

 или 18 %

Более наглядно показатели рентабельности реализованной продукции представлены на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Показатели рентабельности реализованной продукции


Следовательно, рентабельность реализованной продукции увеличилась, а это указывает на положительную тенденцию к росту прибыли.

Рентабельность деятельности предприятия можно найти по следующей формуле:


,


где   Рд – рентабельность деятельности предприятия;

ЧП – чистая прибыль;

В – выручка.

В 2002 г. рентабельность деятельности предприятия составляла

 или 2,2%.

В 2003 г. рентабельность деятельности предприятия составляла

 или 7%.

Рентабельность деятельности предприятия увеличилась – это положительная тенденция.

Более наглядно показатели рентабельности деятельности представлены на рис. 2.2.

Рис. 2.2 Показатели рентабельности деятельности







2.3 Роль лидера в процессе деятельности ООО «Пульс – Инвест»


Существует достаточно широкая классификация стилей управления (руководства), воспользуемся решеткой Блейка-Мутона.

Согласно решетке Блейка-Мутона, на анализируемом мной предприятии руководитель типа «Командное управление», или управление, направленное на успех, который характеризуется тем, что руководитель внимательно относится к подчиненным. Он добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.

Стиль управления, к которому я отношу директора предприятия, выбран не случайно, а с помощью непосредственного наблюдения и тестирования. Недостатков этот стиль не имеет, т.к. он считается в менеджменте самым эффективным.

На ООО «ПУЛЬС ИНВЕСТ» установлены очень уважительные отношения как между руководством различных подразделений, руководством и рабочими, так и между рабочими между собой. Этика не носит регламентированный и публичный характер – это один из элементов внутренней культуры ООО «Пульс Инвест».

По-другому, это носит название организационной культуры предприятия, т.е. это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.

Менеджер ООО «Пульс Инвест» должен быть лидером, достойным подражания. На этом необходимо остановиться и рассказать подробней. Главная задача менеджера – делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы “босса” и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.

Лидер ООО «Пульс Инвест» предан своей фирме, он не принижает свою фирму в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы.

Лидер ООО «Пульс Инвест» всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Пессимист слушает как можно меньше, т. к. ожидает плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию. Пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от их мало прока. Интересно, что оба подхода обычно оказываются правильными.

Лидер ООО «Пульс Инвест» обладает широтой взглядов. Он никогда не скажет: “Это не мое дело”. Если Вы ожидаете, что Ваша группа сотрудников энергично включится в работу, когда возникнут какие-либо необычные ситуации, нужно продемонстрировать им, что Вы сами готовы взяться за новое дело, когда Вас об этом попросят. Лидер проявляет большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы.

Руководитель ООО «Пульс Инвест» решителен, он всегда готов принимать решения. Когда есть вся необходимая информация, то правильное решение всегда лежит на поверхности. Труднее, когда известны не все исходные данные, а решение все равно необходимо принять. Требуется настоящая смелость, чтобы принять решение и сознавать при этом, что оно может быть ошибочным.

Эффективность руководителя ООО «ПУЛЬС ИНВЕСТ»  как личности.

Лидер ООО «ПУЛЬС ИНВЕСТ» имеет высокий уровень образования, производственный опыт, эрудирован, глубокое знание как своей профессии, так и смежных сфер деятельности. Он стремится к постоянному самосовершенствованию, к поиску новых форм  и методов работы, помогает окружающим в их обучении. Так же умеет планировать свою работу.

Все эти качества способствуют эффективности управления: улучшают моральный климат в коллективе, способствуют росту производительности труда, развитию творчества и инициативы, снижения издержек производства и обращения и другим позитивным переменам.

Таким образом, на ООО «ПУЛЬС ИНВЕСТ» руководство заботится о своем совершенствовании, к тому же планируется усовершенствовать систему обучения персонала на предприятии.

Особенности деятельности предприятия в новых политических, экономических и социальных условиях, а также стоящие перед ней цели выдвигают принципиально новые требования к работникам – руководителям, специалистам, рабочим, к организации и содержанию их подготовки и переподготовки[9].

Кадровый потенциал предприятия – важнейший стратегический фактор, определяющий ее успех. Качественные и количественные характеристики рабочей силы определяют возможности реализации экономических программ, структурной перестройки, расширения производства, повышения качества продукции и роста производительности труда. Поэтому обучение, повышение квалификации руководителей и специалистов, обучение и переподготовка по смежным и вторым профессиям специалистов и рабочих, формирование предпринимательского корпуса предприятия с учетом новых экономических условий и решение в качестве основной цели задач по формированию конкурентоспособного как на внутреннем, так и на внешнем рынке персонала предприятия выдвигают перед кадровой службой предприятия новые, весьма сложные и актуальные задачи по выработке и реализации основных направлений подготовки кадров.

Обучающая деятельность предприятия представлена достаточно разнообразными ее видами. Прежде всего, обращает на себя внимание, что обучение может быть организовано непосредственно на предприятии собственными силами. Во вне заводском обучении роль предприятия сводится к определению требований не только к  количеству, но и к направленности обучения, закрепленных в соответствующих договорах на подготовку. Само обучение осуществляется в специально обучающих центрах, а также в системе высшего и  среднего специального образования.

Система подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников на предприятии в условиях рынка, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменение потребностей производства в рабочей силе, а с другой – предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами.

Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки  кадров и повышения их квалификации:

1.     выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;

2.     определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;

3.     правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

4.            выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качественного обучения;

5.            изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.


3. Предложения по совершенствованию лидерства в деятельности организации


3.1. Теоретические основы совершенствования лидерства в деятельности организации


Особенности деятельности предприятия в новых политических, экономических и социальных условиях, а также стоящие перед ней цели выдвигают принципиально новые требования к работникам – руководителям, специалистам, рабочим, к организации и содержанию их подготовки и переподготовки[10].

Кадровый потенциал предприятия – важнейший стратегический фактор, определяющий ее успех. Качественные и количественные характеристики рабочей силы определяют возможности реализации экономических программ, структурной перестройки, расширения производства, повышения качества продукции и роста производительности труда. Поэтому обучение, повышение квалификации руководителей и специалистов, обучение и переподготовка по смежным и вторым профессиям специалистов и рабочих, формирование предпринимательского корпуса предприятия с учетом новых экономических условий и решение в качестве основной цели задач по формированию конкурентоспособного как на внутреннем, так и на внешнем рынке персонала предприятия выдвигают перед кадровой службой предприятия новые, весьма сложные и актуальные задачи по выработке и реализации основных направлений подготовки кадров.

Организация и методика производственного обучения.

Обучающая деятельность предприятия представлена достаточно разнообразными ее видами (рис. 3.1.).

 

 














Рис. 3.1. Классификация обучающих функций предприятия


Прежде всего, обращает на себя внимание, что обучение может быть организовано непосредственно на предприятии собственными силами. Во вне заводском обучении роль предприятия сводится к определению требований не только к  количеству, но и

к направленности обучения, закрепленных в соответствующих договорах на подготовку. Само обучение осуществляется в специально обучающих центрах, а также в системе высшего и  среднего специального образования.

Система подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников на предприятии в условиях рынка, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменение потребностей производства в рабочей силе, а с другой – предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами.

Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки  кадров и повышения их квалификации:

1.  выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;

2.  определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;

3.  правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

4.  выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качественного обучения;

5.  изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.

Существует еще одна разновидность задач производственного обучения, которая делится следующим образом:

при подготовке новых рабочих:

а) привитие обучаемым профессиональных навыков;

б) изучение наиболее рациональных рабочих приемов на основе опыта передовых производств;

в) освоение норм выработки, достижение качественных показателей;

г) усвоение правил техники безопасности и промышленной санитарии.

при повышении квалификации рабочих:

а) совершенствование имеющихся навыков;

б) освоение новых, более сложных работ и навыков;

в) освоение новой техники и технологии, изучение передовой организации производства;

г) Освоение новых методов и приемов труда и его организации.

Обучение невозможно без знания принципов обучения, т.е. основных положений, на которых базируется успешно организованная теория образования и обучения и успешно организованный учебно-производственный процесс[11].

Основные принципы обучения представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Основные принципы обучения.

Принципы

Осуществляются

Обучение на уровне требований передовой техники производства

1.     Глубоким знанием научных основ производства.

2.     Применение в учебном процессе наиболее современных машин и механизмов, передовых технологических процессов и способов труда.

Обучение на основе производительного труда

3.     Строгим соблюдением программ производственного обучения.

4.     Выполнением производственных общественно-полезных работ в процессе обучения.

5.     Сочетанием обучением в учебных цехах, мастерских, на участках с участием производства.

Наглядность обучения

6.     Проведением экскурсий, показом технологических, трудовых процессов и их элементов, демонстрацией  кинофильмов, образцов моделей, макетов, схем, чертежей и т.д.

7.     Постоянным пополнением учебных кабинетов наглядными пособиями и совершенствованием методов их использования.

Систематичность и последовательность в обучении.

8.     Строгим соблюдением системы обучения по программе. Постоянным переходом от известного материала к неизвестному, от простых работ к сложным.

9.     Правильным подбором упражнений и учебно-производственных программ и заданий.

Доступность и посильность  обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых.

10.    Продуманной дозировкой учебного материала.

11.    Применение разнообразных методов обучения в соответствии с характером учебного материала и оказанием своевременной помощи обучаемым.

12.    Установлением для обучаемых норм времени в зависимости от периодов обучения.

Прочность усвоения знаний и навыков

13.    Ярким, доходчивым и запоминающимся объяснением и показом.

14.    Систематическим повторением и постепенным усложнением  изучаемого материала, подачи его в различных сочетаниях.

15.    Максимальной активностью и самостоятельностью обучаемых в выполнении ими заданий.


Профессиональное обучение делится на производственное и теоретическое.

Рассмотрим структуру производственного обучения. Все работы выполняемые рабочим любой профессии и квалификации, можно разделить на несколько групп. В каждой из них используются одинаковые или сходные трудовые операции или приемы. Комбинируя типичные операции или приемы, рабочий выполняет работу по своей специальности.

Этим определяется структура производственного обучения. В начале осваиваются разрозненные типичные трудовые действия, приемы и операции, затем их комбинации.

В связи с этим производственное обучение делится на три периода:

период упражнений, когда показываются, осваиваются и закрепляются

типичные приемы и операции;

Период выполнение учебно-производственных заданий, когда с помощью освоенных типичных приемов и операций выполняются ряд постепенно усложняющихся заданий и их комбинаций;

Период самостоятельной работы, когда обучаемый выполняет работы на рабочем месте, которое он займет после обучения, приучается к самостоятельной работе. Третий период заканчивается квалификационным испытанием.

При производственном обучении инструктор передает свой опыт, а обучаемый воспринимает этот опыт – учится работать. По ходу своего обучения инструктор предоставляет обучаемому все большую самостоятельность, переходя от объяснений к текущим замечаниям, напоминаниям и советам.

Производственной обучение сопровождается теоретическим обучением, при котором изучаются основы технических знаний, необходимые для сознательного выполнения производственных работ и помогающие в дальнейшем рабочему в производственном росте. Они дают обучаемому знания технологии, понимания смысла и правил выполнения работы.

Для теоретических знаний организуются группы рабочих, обучающихся одной или родственным специальностям[12].

Теоретические занятия ведут квалифицированные инженеры или техники по программе и определенному расписанию, обеспечивающему окончание теории к моменту начала третьего периода производственного обучения. Обучаемый выполняет самостоятельную работу, понимая ее теоретические основы, приучается использовать полученную теорию на практике.

Основным документом, определяющим содержание, объем и целесообразную последовательность обучения, являются учебная программа. Ей предусматривается систематическое, последовательное освоение техники и технологии, методов труда на основе достоверных теоретических данных, то есть увязка производственного и теоретического обучения.


3.2. Совершенствование лидерства на ООО «ПУЛЬС ИНВЕСТ»


В ООО «ПУЛЬС ИНВЕСТ» любой вид обучения проводится при наличии учебных программ. Право на утверждение учебной программы принадлежит только главному инженеру, или лицу, исполняющему его обязанности.

Учебные программы ООО «ПУЛЬС ИНВЕСТ» разрабатываются как наиболее квалифицированными специалистами, преподавателями, так и сторонними лицами на договорных началах.

Подготовка новых рабочих – это первоначальное профессиональное обучение лиц, ранее не имевших рабочей специальности.

Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в профессионально-технических училищах, а также в учебных комбинатах и непосредственно на производстве.

Подготовка новых рабочих осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения, включающих не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях механизированного и автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют 3 месяца в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоении рабочему определенного тарифного разряда.

При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется к высококвалифицированному рабочему, мастеру или другому специалисту либо включается в состав бригады, где его производственным обучением руководит бригадир или другой член бригады. Теоретический курс индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно.

При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные бригады и выполняют работу согласно учебной программе под руководством бригадиров-инструкторов. Численный состав учебных групп устанавливается в зависимости от сложности овладеваемой профессии и производственных условий.

Сроки подготовки новых рабочих определяются нормативными документами и не подлежат сокращению, за исключением лиц, имеющих техническое образование. Теоретические занятия и производственное обучение проводится в пределах продолжительности рабочего дня.

Переподготовка – получение новой специальности из числа лиц, имевших рабочую профессию для удовлетворения потребности предприятия и рынка труда в данной специальности.

Рассмотрим особенности организации процесса переподготовки на предприятии. Необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождение работников и их плановое продвижение, внутризаводская текучесть работников.

Следует иметь в виду, что переподготовка касается не только высвобождаемых рабочих, но и рабочей силы при формировании ряда профессий широкого профиля. В этом случае переподготовка должна  тесно увязываться с профессионально-квалификационным продвижением рабочих, а основная ее форма – это обучение смежным и вторым профессиям.

Особенность переподготовки кадров ООО «ПУЛЬС ИНВЕСТ»  – контингент рабочих, которых она охватывает. Это в основном рабочие средних и старших возрастов, проработавшие определенное время по определенной профессии, что накладывает свою специфику на обучение.

Управление процессом переподготовки работников предполагает:

-         определение масштабов переподготовки и факторов влияющих на нее;

-         выбор форм переподготовки с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на ее проведение;

-         проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников.


Заключение


Лидер как составная часть системы эффективного управления в таких областях управления организацией, как утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.

Итак, для того, чтобы добиться успеха, эффективный менеджер должен во-первых, определить стратегические цели и систему ценностей фирмы; во-вторых, выбрать стратегии достижения, необходимые для реализации стратегических целей; в третьих, реализовать стратегические программы, используя систему вознаграждения по результату; в-четвертых, использовать технологии эффективного менеджмента и психофизические технологии эффективной коммуникации; в-пятых, сбалансировать стратегический и ситуационный ресурсы персонала фирмы, что необходимо для долговременного успеха[13].

Современный эффективный менеджер должен уделять огромное внимание человеческим ресурсам,  о которых в нашей стране руководители вспоминают в самый последний момент или не вспоминают вовсе. Применение разнообразных способов вознаграждения и налаживание эффективных коммуникаций с сотрудниками могут принести гораздо больший эффект, чем это может показаться на первый взгляд. Профессионально применяя на практике рассмотренный в данной работе комплекс стратегий, технологий и тактик, постоянно повышая уровень управленческой культуры, стремясь к самоутверждению, а не к саморепрезентации, увеличивая число стратегий мышления и вкладывая средства в персонал и идеи, менеджер становится действительно эффективным, что приносит рост и процветание его фирме.

Если же говорить о методах эффективной работы руководителей, то, не умаляя значения, скажем, компьютеризации процессов управления,  внедрения рациональных методов анализа и обоснования решений, скрупулезного учета затрат и результатов, нужно сказать, что эффективность управления начинается, возможно, с малого - умения осознать свои личные цели, понимать подчиненных, правильно распределять свое время,  снимать стрессы, контролировать свой вес,  нормально одеваться и многое  другое.

Кто знает, может быть овладение всеми этими простыми премудростями на практике даст не только большой прямой, но и косвенный эффект, приведет к тому, что предприятие, организация станут более гибкими, способными к нововведениям, к преодолению трудностей, которых так много в нашей  хозяйственной жизни.

Конечно, очень многое в нашей работе, карьере, жизни зависит от общих  для  всех общественных и других условий,  от особенностей выпавшего на долю каждого места работы,  от многих других, возможно, и не очень-то подвластных каждому отдельному человеку объективных  обстоятельств. Но не слишком ли часто мы объясняем наши неудачи объективными обстоятельствами, полностью ли используем резервы, заложенные в нас самих? Ведь, как признается в науке менеджмента, правильно сформулировать проблему - это означает на 50% ее правильно решить.

"Именно на управленцах всех уровней лежит задача сделать все возможное для создания подходящего варианта будущего и не дать втянуть себя в водоворот неудач". Конечно, современный мир многообразен, зависит от многих факторов, но этот тезис должен стать путеводным для тех, кто хочет взять на себя бремя ответственности за руководство нашим хозяйством в условиях перестройки и кто готов сделать все для того, чтобы быть на уровне этой ответственности[14].

На основе анализа деятельности ООО «ПУЛЬС ИНВЕСТ» сделаны выводы, подготовлены рекомендации по повышению эффективности деятельности организации.

Выполнение вышеназванных рекомендаций возможно только при рациональной и эффективной работе команды лидеров и дальнейшего развития института лидерства в организации ООО «ПУЛЬС ИНВЕСТ».

Основным эффектом от реализации данных направлений будет являться: улучшение экономической деятельности организации в целом, повышение прибыли, рентабельности и конкурентоспособности на рынке оказываемых услуг.


Список использованной литературы


1.     Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие. - СПб.: Специальная литература, 1999.

2.     Голубков Е.П. Какое решение принять? - М.: Экономика, 1999.

3.     Гречикова И.Н. Менеджмент. Учеб. пособие. - М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1998.

4.     Доусон Р. Уверенно принимать решения. Пер. с англ. - М.: Культура и спорт ЮНИТИ, 1999.

5.     Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. - Пер. с англ. М.: Дело, 2000.

6.     Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решения. - М.: Экономика, 2001.

7.     Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. - М.: Русская деловая литература, 1999.

8.     Лутафуллаев Х.С. Информационное обеспечение принятия решений в органах государственного управления. - М., 1997.

9.     Матвеев Л.А. Системы поддержки решения. Учебное пособие. - СПб., 1998.

10.            Мескон М.Х., Альберт Н., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.

11.            Теория выбора и принятия решений: Учеб. пособие. - М., 1997.

12.            Трейси Д.“Менеджмент  с  точки  зрения здравого смысла”, “Автор” 1993г.

13.            Цигичко В.Н. Руководителю о принятии решений. - М.: Экономика, 1998.

14.            Шевырев А.В. Технология творческого решения проблем. – М., 2001.



[1]О.С. Виханский А.И. Наумов Менеджмент  изд. Гароарики М., 2002. с. 431

[2] О.С. Виханский А.И. Наумов Менеджмент  изд. Гароарики М., 2002 с. 450

[3]Кузнецова       Н.В.        «Опыт    использования    экспертных          систем  для выявления лидеров в организациях и на предприятиях СНГ» НПО "ЭТАЛОН".

[4] Лапидус В.А. Система статистического управления процессами. Система Шухарта // Методы менеджмента качества. Надежность и контроль качества. - 2001. - № 5.с. 5- 7.

[5] Экспериментальный курс института лидерства Газета «Станна» 2003 № 11. с. 10-16.

[6] РП- руководитель проекта в нашем случае менеджер по персоналу , являющийся лидером

[7] Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide) 2000 Edition, ISBN 1880410230.

[8] В нашем случае руководитель проекта – менеджер по персоналу, являющийся лидером.

[9] Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: Инфра-М, 1999 г. – с.129

[10] Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: Инфра-М, 1999 г. – с.129

[11] Формы и методы обучения рабочих на предприятии: Методическое пособие для преподавателей теоретического обучения под ред. М.М. Сибирякова. – Свердловск, 1988 г. с.95

[12] Спивак В.А. Управление персоналом: Практикум по курсу – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000. – с.97

[13] Мескон М.Х., Альберт Н., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.: Дело, 1992. С. 68.

[14] Лутафуллаев Х.С. Информационное обеспечение принятия решений в органах государственного управления. - М., 1997. С. 112.