Содержание
Введение. 3
1. Формы современной кооперации. 5
1.1 История зарождения кредитной кооперации. 5
1.2 Институциональные формы.. 7
1.3 Кредитная кооперация. 11
2. Кредитная кооперация работников народных предприятий. 17
2.1Предпосылки возникновения и понятие народного предприятия. 17
2.2 Формы финансовой взаимопомощи. 23
Заключение. 25
Список литературы.. 27
Введение
Сегодня уже более 500 тысяч российских семей участвуют в кредитной потребкооперации. Вступительный взнос - от 50 до 100 рублей. Ставка кредита от 10 до 20 процентов годовых. Сумма кредита - от 1000 до 60 тысяч рублей (без залога), до 1 миллиона рублей - под залог. Членство в кооперативах строится на доверии. Необходимые требования: рекомендации других членов кооператива, проживание на одной территории либо работа на одном предприятии.[1]
По принципу проживания на одной территории образовываются жилищные, гаражные и др. кооперативы. По принципу работы на одном предприятии – кредитные кооперативы.
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2005 год Международным годом микрокредитования (резолюция 53/197) и просила, чтобы проведение этого года было использовано, прежде всего, для активизации осуществления программ микрокредитования во всем мире. Ассамблея предложила всем, кто занимается деятельностью по ликвидации нищеты, принять дополнительные меры, с тем, чтобы кредиты и связанные с ними услуги, обеспечивающие самостоятельную занятость и осуществление приносящих доход видов деятельности, могли стать доступными для все большего числа людей, живущих в условиях нищеты.
Ассамблея предложила правительствам, неправительственным организациям, частному сектору и средствам массовой информации освещать роль микрокредитования в ликвидации нищеты, его вклад в социальное развитие и его позитивное влияние на участь людей, живущих в условиях нищеты.
Кредитные потребительские кооперативы граждан (КПКГ) – новая для нашей страны финансовая организация. Ее становление тесно связано с развитием рыночной экономики и вовлечением в рыночную сферу широких слоев населения. Первые в постсоветской России КПКГ, больше известные как кредитные союзы, появились в начале 90-х годов. Для российской действительности эти новые формы явились результатом гражданской инициативы. Сегодня кредитная кооперация в России возрождается и обретает законодательную почву, что обусловило актуальность темы данной работы.
Кредитные потребительские кооперативы процветают в 87 странах мира и объединяют свыше 93 млн. человек. Совокупные активы всех 55 тысяч КПК превышают 4,3 трлн. долларов. Наиболее развиты они не только в Канаде, но и в США, Ирландии, Австралии, Южной Корее, Тайване. Каждый четвертый американец - член какого-либо КПК. В США и Австралии, к примеру, украинские эмигранты выжили и заняли достойное экономическое положение во многом благодаря таким кооперативам, которые стали также центрами украинской солидарности и взаимовыручки.
В России до революции существовало более 13 тысяч ссудо-сберегательных товариществ, которые объединяли более 10 млн. пайщиков и оказывали финансовую помощь мелким предпринимателям. В советский период они были упразднены. Но традиции взаимного кредитования граждан сохранились в форме касс взаимопомощи и "черных касс", куда вносились "трешки" из зарплаты и из которых в критический момент можно было без волокиты взять в долг приличную сумму.
Цель данной работы – рассмотреть формы финансовой взаимопомощи работников народных предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику народному предприятию;
- изучить кредитную кооперацию;
- рассмотреть формы финансовой взаимопомощи работников предприятия.
1. Формы современной кооперации
1.1 История зарождения кредитной кооперации
Кредитная кооперация как организационно-правовая форма взаимопомощи зародилась в Германии во второй половине XIX века. Массовое развитие сельскохозяйственных и кредитных кооперативов в Германии прочно связано с именами и деятельностью "отцов" кооперации – Фридриха Вильгельма Райффайзена, Х. Шульце-Делича и Вильгельма Гааза. В. Райффайзен был основателем первых сельскохозяйственных кредитных касс, которые одновременно вели в интересах своих членов торговую деятельность (кредитные кооперативы с товарными функциями).[2]
Деятельность Х. Шульце-Делича была связана прежде всего с созданием кредитных кооперативов для обслуживания мелких предпринимателей и ремесленников, занятых в несельскохозяйственной сфере. В. Гааз выступил инициатором и организатором снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов с кредитными функциями. Первое кредитное товарищество, принципы деятельности которого получили название "райффайзеновской системы", было основано в апреле 1869 года в деревне Геддерсдорфе. Это было время, когда ростовщичество закабаляло крестьян, остро нуждавшихся в финансовых средствах для покупки земельных участков и сельскохозяйственного инвентаря. Райффайзен быстро убедился, что благотворительная помощь сама по себе не способна решить проблемы крестьян. Поскольку существовавшие на тот момент банки не могли на приемлемых условиях обеспечить сельское население кредитами, Райффайзен поставил задачу научить крестьян мобилизовывать собственные сбережения и использовать их наиболее экономически грамотным путем. Наряду со знаниями в области бухгалтерии и ведения собственного хозяйства крестьяне приобретали чувство солидарности, уверенности в своих силах, способности преодолевать зависимость от неблагоприятных внешних обстоятельств. По сути дела, они учились мыслить в новых экономических условиях формирующегося рынка. Райффайзен сформулировал принципы, которые впоследствии легли в основу принципов Международного кооперативного альянса:[3]
• неограниченная ответственность членов товарищества, повышающая доверие к его кредитоспособности;
• строгая локализация деятельности товарищества территорией одной общины или церковного прихода;
• обязательство быть членом только одного кредитного кооператива;
• бесплатность труда в органах управления;
• преимущественное расходование прибыли на формирование специального фонда развития кооператива;
• использование полученных кредитов исключительно на производственные цели.
Некоторые из этих тезисов составили основу философии движения КС и по сей день не утратили своего значения. Товарищества, построенные по этому образцу, оказались весьма жизнеспособными и в общем отлично приспособленными к условиям сельской жизни и сельскохозяйственного кредита, особенно на начальном периоде их развития. Через некоторое время эта форма была признана достаточно эффективной и распространилась сначала по всей Европе, включая Россию, а в начале XX века модифицированная система европейского кооперативного кредита получила развитие на американском континенте, в частности в США, Канаде, и постепенно стала формироваться в южноамериканских странах.
1.2 Институциональные формы
Рыночные преобразования в экономике России ведут к радикальной перестройке хозяйственного механизма. В формирующихся новых отношениях важными хозяйствующими субъектами выступают кооперативы. За годы значительно изменились экономические, социальные и правовые условия их деятельности. Сложилось многообразие форм собственности. В такой системе коллективная собственность становится одним из существенных основ укрепления демократических устоев общества, развития экономики. Разгосударствление и приватизация собственности, демократизация экономической жизни расширили возможности участия трудящихся в управлении производством.
Стали быстро развиваться такие формы, как соучастие, соуправление, самоуправление. Все это усилило интерес к кооперативным формам организации хозяйственной деятельности. Оказалось, что они, как институциональные образования, обладают более гибкой организационной структурой, эффективно реализуют самодеятельную и творческую активность работников. Кооперативы успешно решают производственные вопросы, отстаивают интересы своих членов на рынке, в общественной сфере, органах государственной власти и муниципального управления, распределяют и перераспределяют доходы, ведут пропаганду кооперативного движения, просвещение, консультирование, обеспечивают контакты и взаимодействие предприятий между собой. Причем эти институциональные образования могут быть по характеру своей деятельности как экономическими, так и не экономическими.[4]
Благодаря таким преимуществам, проблемы развития кооперативного движения для России имеют не только теоретическое, но и, особенно, практическое значение. Переход от административно-командной государственной экономики к рыночным отношениям объективно создает благоприятные условия для развития кооперативных институциональных форм. Формирование институтов кооперации как хозяйств их субъектов происходит на основе двух процессов: во-первых, объединения индивидуальной собственности в совместную, и, во-вторых, передачи государственной собственности в коллективную.
Однако институциональная политика государства в процессе реформирования экономики, в частности, как было при приватизации, оказалась непоследовательной, слабо способствовала развитию коллективно-трудовых форм организации хозяйственной деятельности. Приоритет был отдан частным фирмам. Все же, несмотря на это, в экономике шли процессы кооперации. Создавались кооперативные институты или в форме простой кооперации, в основе которой лежит объединение рабочих , сил, или сложной, представленной как объединение предприятий. Сферами формирования таких образований стали производство, торговля, банковская и издательская деятельность, аграрная и потребительская сферы и другие. Институты кооперации свою деятельность стремятся строить на принципах, рекомендованных Международным кооперативным альянсом. Наиболее важнейшими из них являются добровольность объединения в кооперативы, независимость деятельности кооперации от государства, невмешательство государства в дела кооператоров, самодеятельность кооперации, демократизм в управлении. Функционирование институциональных форм призвано обеспечивать их реализацию.
Развитие институциональных форм кооперации в России идет по пути расширения их многообразия. При этом активно изучается зарубежный опыт. В последние десятилетия в мировом хозяйстве распространение получили личные формы коллективной собственности. Наиболее известны и популярны самоуправляемые рабочие кооперативы Мондрагоны (Испания), система ЕСОП (программа акционерной собственности для рабочих и служащих, США). Для них характерна стабильная, устойчивая и достаточно эффективная деятельность, решение в значительной мере социальных проблем. В России весьма эффективно проявили себя артельные формы кооперативов. Целью функционирования институциональных форм кооперации в конечном итоге являются максимизация.дохода, приходящегося на одного работника. Необходимость повышения их эффективности заставляет вести поиск и внедрение таких форм, которые бы, с одной стороны, позволяли работникам фактически реализовывать свои права собственников, с другой стороны, были бы институтами действенного участия трудящихся в управлении производством. Именно с таких позиций следует оценивать становление институциональных форм кооперации в российской экономике. В нашей стране наиболее высокая доля кооперативных форм хозяйствования сложилась в результате рыночных преобразований в аграрной сфере. Здесь из-за того, что на конкретных этапах реформы действовали разные нормативно-правовые условия, формировались и различные организационно-правовые формы кооперативов.
К концу 1995 г. среди сельскохозяйственных предприятий наряду с государственными и частными насчитывалось 25 % колхозов, 10 % сельскохозяйственных производственных кооперативов, 4 % коллективных сельскохозяйственных предприятий, 4 % ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, товариществ и кооперативов.[5]
Особый интерес представляют ассоциации, союзы сельскохозяйственных кооперативных предприятий. Эта форма дает возможность создания вокруг производителей многочисленных кооперативов обслуживающего характера, таких, как сервисные, страховые, кредитные и т.п. По сути, развитие таких институциональных форм может привести к формированию эффективных агропромышленных комплексов диверсифицированного типа. Тем самым создается замкнутый цикл, "инвестиции -производство - переработка - реализация". Процессы диверсификации в кооперативном движении приводят также к образованию объединений, ассоциаций, смешанных предприятий с участием капитала государственных предприятий.[6]
Можно выделить несколько направлений развития институциональных форм кооперации в настоящее время. Они обусловлены тем, что особенности переходного периода и становления рыночной экономики требуют преобразования форм кооперации, доставшихся от административно-командной системы. Во-первых, это возрождение демократических кооперативных традиций самоуправления, соединения функций и исполнения в трудовом коллективе. Во-вторых, в функционировании кооперативных предприятий как типа товарного хозяйства сочетаются производительные и коммерческие функции. В-третьих, в равноправной совместной деятельности усиливается связь кооперативных институциональных форм с государственными институтами.
Особое значение в специфике развития институциональных форм кооперации имеет усложнение организационных аспектов. Здесь институциональные закономерности проявляются в том, что происходит смешение кооперации собственности, хозяйствования и управления. Членами кооперативов становятся не только физические, но и юридические лица. Так, в акционерных формах кооперативов типа ЕСОП часто институциональными акционерами-инвесторами являются страховые, пенсионные фонды самих работников.
Перспективным направлением развития кооперативных принципов представляется кооперация в организации управления. Опыт последних десятилетий подтверждает преимущества кооперативных форм управления. Складываются такие институциональные формы, как консорциумы, межотраслевые хозяйственные объединения, хозяйственные и социальные ассоциации, смешанные ассоциации, концерны, холдинги. Как правило, эти образования более конкурентоспособны на рынке, способны обеспечить предприятия необходимым научно-техническим потенциалом, могут аккумулировать значительные финансовые средства, имеют возможности для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Деятельность кооперативов в новых условиях хозяйствования показывает, что значительная часть управленческих работников этих институтов оказалась неподготовленной к переменам. В институциональной политике кооперативного движения необходима научно - аргументированная система работы с персоналом управления. В связи с этим на злобу дня встает проблема подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Ускоренное решение этих задач требует объединения усилий высших учебных заведений и органов управления кооперации регионов.
Кооперация как особая форма организации общественной, экономической жизни постоянно находится в движении. Развитие многообразия институциональных форм функционирования кооперации должно стать одним из важных факторов повышения эффективности хозяйствования.
1.3 Кредитная кооперация
Кредитный потребительский кооператив граждан - потребительский кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Кредитные потребительские кооперативы граждан могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой иной общности граждан.[7]
Благодаря такой форме взаимопомощи граждане получают возможность решать свои финансовые проблемы, не обращаясь к услугам банков и не прибегая к финансовой поддержке государства. КПКГ - это заемно-сберегательный кооператив, действующий на принципах кооперативного движения в интересах своих членов под непосредственным их управлением и контролем. КПКГ созданы для людей, желающих оградить свои сбережения от инфляции и заинтересованных в недорогом и доступном кредите.
Кредитный кооператив не преследует коммерческих целей и действует на основе следующих принципов:
- добровольность вступления в кредитный потребительский кооператив граждан (пайщиком может стать любой гражданин России, достигший 16 лет и уплативший вступительный взнос);
- свобода выхода из кредитного кооператива независимо от согласия других членов кредитного потребительского кооператива граждан;
- равенство прав и обязанностей всех членов кооператива независимо от размеров паевых взносов при принятии решений;
- личное участие членов кооператива в управлении кредитным потребительским кооперативом граждан;
- число членов КПКГ не может быть менее чем пятнадцать и более чем две тысячи человек;
- кредитный потребительский кооператив объединяют только физических лиц, в том числе предпринимателей без образования юридического лица.
Основу деятельности КПКГ составляет фонд финансовой взаимопомощи (ФФВП), который является источником займов, предоставляемых членам кредитного потребительского кооператива граждан, который формируется за счет следующих источников:
- части собственных средств кредитного кооператива, размер которой определяется правлением кооператива в соответствии с его уставом и решением общего собрания членов кредитного кооператива;
- личных сбережений членов кредитного кооператива,. передаваемых на основании договора в пользование кооперативу только для предоставления займов своим членам.
Личные сбережения членов кредитного кооператива, привлекаемые в ФФВП, не являются собственностью кооператива и не обременяются исполнением его обязательств.
Займы могут предоставляться членам потребительского кооператива для осуществления ими предпринимательской деятельности. Кредитный потребительский кооператив может оказывать своим членам и другие услуги, соответствующие целям деятельности кредитных потребительских кооперативов и не противоречащие законодательству РФ, в том числе: - заключать договоры страхования от имени и по поручению своих членов в соответствии с уставом и решениями общего собрания членов КПК; - оказывать консультационные услуги своим членам.
Вложение в КПКГ выгодно по многим причинам:
- высокие проценты по вкладам, в два и более раз превышающие банковские;
- высокая надежность, поскольку вложенные средства размещаются исключительно под залог ликвидного имущества, стоимость которого в 1,5-2 раза превышает сумму вклада;
- ежедневное начисление процентов, и их ежемесячная капитализация;
- возможность пополнения и уменьшения суммы вклада; выплата процентов по вкладу в любой день действия договора.
В кредитном потребительском кооперативе граждан в обязательном порядке создается фонд финансовой взаимопомощи, который является источником займов, предоставляемых членам кредитного потребительского кооператива граждан.
Фонд финансовой взаимопомощи формируется за счет части собственных средств кредитного потребительского кооператива граждан, размер которой определяется правлением кредитного потребительского кооператива граждан в соответствии с его уставом и решением общего собрания членов кредитного потребительского кооператива граждан, а также личных сбережений членов кредитного потребительского кооператива граждан, передаваемых на основании договора в пользование кредитному потребительскому кооперативу граждан только для предоставления займов своим членам.
Часть фонда финансовой взаимопомощи, предназначенная для выдачи займов на предпринимательские цели, не может превышать половину фонда финансовой взаимопомощи. Размер указанной части фонда финансовой взаимопомощи устанавливается в соответствии с уставом кредитного потребительского кооператива граждан общим собранием членов кредитного потребительского кооператива граждан.
Величина временно свободного остатка фонда финансовой взаимопомощи не может составлять более половины указанного фонда.
Временно свободный остаток фонда финансовой взаимопомощи может использоваться исключительно для приобретения государственных и муниципальных ценных бумаг, а также для хранения на депозитных счетах в банках.
Средства фонда финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива используются для предоставления займов только членам кредитного потребительского кооператива граждан.
Передача денежных средств кредитным потребительским кооперативом граждан своим членам оформляется договором займа. Договор займа заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора займа влечет за собой его недействительность.
Договор займа может быть беспроцентным, если в нем прямо не предусмотрено иное, в случаях, когда договор заключен на сумму, не превышающую размера, предусмотренного статьей 809 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой договор займа предполагается беспроцентным, если в нем прямо не предусмотрено иное, в случаях, когда: договор заключен между гражданами на сумму, не превышающую пятидесятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда, и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон.[8]
Фонд финансовой взаимопомощи - денежные средства, используемые кредитным потребительским кооперативом граждан для предоставления займов своим членам; формируется за счет собственных средств кредитного потребительского кооператива граждан и личных сбережений его членов.
Решение о выдаче займов и порядке их возврата в соответствии с принципами, установленными общим собранием членов кредитного потребительского кооператива граждан принимает Комитет по займам кредитного потребительского кооператива граждан.
Комитет по займам избирается общим собранием членов кредитного потребительского кооператива граждан тайным голосованием.
В кредитных потребительских кооперативах граждан с числом членов более ста человек избрание комитета по займам является обязательным. В кредитных потребительских кооперативах граждан с числом членов менее ста человек функции комитета по займам могут быть возложены общим собранием членов кредитного потребительского кооператива граждан на его правление.
Членами комитета по займам не могут быть директор кредитного потребительского кооператива граждан, председатель правления кредитного потребительского кооператива граждан и члены его правления, члены ревизионной комиссии кредитного потребительского кооператива граждан.
Члены комитета по займам не могут совмещать свою деятельность в комитете по займам с работой в кредитном потребительском кооперативе граждан по трудовому договору (контракту).
Таким образом, кредитный потребительский кооператив граждан (КПКГ) - это некоммерческая организация, создаваемая как добровольное объединение граждан на основе любой общности (профессия, трудовая деятельность, место жительства и др.) с целью совместного сбережения денежных средств пайщиков и предоставления из этих средств займов друг другу на взаимной основе.
2. Кредитная
кооперация работников народных предприятий
2.1Предпосылки
возникновения и понятие народного предприятия
Для второй половины 89-х России характерен мощный взрыв движения трудовых коллективов, которые старались взять в свои руки права по распоряжению, управлению на производстве. Это был период расцвета и для органов местного самоуправления. Это был период оживления профсоюзов, экологических организаций. Тогда же был создан Союз потребителей, преобразованный потом в Конфедерацию. Тогда же возникли народные фронты, выступавшие под лозунгом "Больше демократии, больше социализма!". Все это были действительно массовые движения, во многом молодежные.
Движение самоуправления трудовых коллективов началось с выхода Закона 1987 года "О предприятии". Двусмысленный. половинчатый закон, который позволял создавать советы трудовых коллективов, а этим советам позволял взять в свои руки некоторые полномочия в области распределения прибыли, формирования плана, решения опросов о слиянии предприятий, переходе на внутренний хозрасчет. Иными словами, целый ряд существенных вопросов мог решаться при непосредственном участии СТК и других органов самоуправления. Это был один из самых радикальных шагов в новейшей истории в области самоуправления.
А что из этого получилось? СТК были созданы практически на всех предприятиях, но, большинство из них носило сугубо формальный характер. Но даже эти формальные образования вызвали в рабочей среде интерес к делам предприятия больший, чем мы имели прежде и чем имеем сейчас, при переходе к вроде бы демократическому обществу.
Общественное сознание сдвинулось с мертвой точки. Пусть формально, но люди обсуждали дела предприятия, его планы, его перспективы, вопросы заработной платы, участвовали в выборах СТК. Лучшие пытались реально участвовать в управлении.
Существует упорное мнение, что самоуправление - это очередная попытка привлечь кухарку к управлению государством. Вышесказанное уже опровергает этот тезис. Почему какой-нибудь мафиозо, рэкетир, да просто человек с дипломом или даже без оного может стать предпринимателем и возглавить собственную фирму с крупным оборотом, а квалифицированный инженер или, скажем, экономист не может участвовать в управлении предприятием, на котором работает? Это один из парадоксов новейшей истории.
Второй парадокс заключается в следующем. Фактически уникальный опыт самоорганизации, зарождение снизу альтернатив и бюрократизму, и рынку тут же столкнулись с классическими болезнями самоуправления, его противоречиям.
Первая болезнь - это вырождение через бюрократизацию. Достаточно вспомнить многочисленные примеры избрания председателями СТК директоров предприятий. Или - что не лучше - освобожденных председателей, которые становились на деле как бы вторыми директорами и притом не столько соратниками, сколько соперниками первым. Нельзя назвать удачными и попытки превращать СТК в некий аналог совета директоров.
В основе третьего парадокса иллюзия, что рыночная система наиболее адекватна для самоуправления. На первый взгляд, самоуправляющийся коллектив заинтересован именно в рынке, но... Но у рыночной экономики есть ряд принципиальных особенностей, противоречащих базовым принципам самоуправляющимся предприятием. Возьмем рыночные критерии эффективности: Это максимальная рентабельность, которая достигается за счет интенсификации труда, сокращения персонала, изменения профиля предприятия и т.д. В реальных условиях свободного рынка России это означает резкое сокращения занятых, т.е. увольнение своих товарищей, превращение промышленного предприятия в склад или контору на перепродажи чужих товаров. Далее. Рыночная система не может существовать без коммерческой тайны, а самоуправление требует полной гласности.
Производственное самоуправление - это высшая ступень развития демократии на производстве, т. е. ситуация, при которой всем работающим на предприятии принадлежит законодательная и контрольная власть и они осуществляют ее либо прямо - через общее собрание, либо косвенно - через выборных представителей. Разумеется, в рамках закона. Понятно, что решения принимаются на основе принципа "один человек - один голос".
Для многих самоуправления является атрибутом коллективной формы собственности. В свое время Аузан предложил форму самоуправления как единства собственности, труда и управления. При этом под собственностью понимают, прежде всего, имущественные отношения. Отсюда жесткая увязка права работника на участие в управлении и распределении результатов с его долей в имуществе предприятия. Но не менее многочисленны и сторонники другого подхода. Собственность, говорят они, это не только и даже не столько имущественные отношения, сколько власть в хозяйстве. Собственник тот, кто реально осуществляет контроль над производством, опять-таки, разумеется, в рамках закона. При этом подразумевается, что право работников на участие в управлении производством и распределении его результатов является из естественным правом, вытекающим из самого факта участия в производстве и не может ограничиваться никакими имущественными цензами.
Сегодня в нашей стране правящий режим пытается, пользуясь языком шахматистов, разыграть с обществом четырехходовку. Первый ход: жестко ограничиваются и регламентируются права работников как работников предприятия. Второй ход: "дозволенные" права сводятся - я это подчеркиваю - к праву отдельного работника на участие в управлении производством и распределении прибыли при условии, что он владеет частью имущества предприятия. Третий ход, уменьшается объем прав тех, кто владеет долей имущества. По действующему законодательству их представители в совете директоров предприятия не могут составлять более одной трети даже в том случае когда предприятие не все сто процентов принадлежит коллективу. В отнюдь не гуманном буржуазном праве это был бы нонсенс. И, наконец, четвертых ход. Это попытки так или иначе вынудить работника продать или иным путем уступить принадлежащие ему акции или пай. В результате на выходе он - голенький. Подходящую иллюстрацию сказанному каждый легко найдет в прессе, а то и в собственной практике.
И получается интересная картина. Те сторонники производственного самоуправления, кто жестко связывает его с какой-то определенной формой собственности, обуславливает его наличием доли в имуществе, - все в одной лодке с нынешними столпами нашего режима, нравится им это или нет.
Возникает вопрос: что делать? Есть программа-максимум. Ее мы найдем в работах А.Булгарина и А.Колганова. Это принцип свободы выбора форм хозяйствования, закрепленный законодательно. Он, кстати, позволяет примирить сторонников любого варианта самоуправления и владения имуществом как между собой, так и с теми, кто вообще не желает ни управлять, ни владеть, но хотел бы иметь определенные гарантии своих прав наемного работника, которые прежде гарантировал КЗоТ.
Программа-минимум - это, по-видимому, просто максимальный учет предпочтений работников в сегодняшней ситуации. А это, прежде всего, право на участие в управлении производством и распределении прибыли независимо от участия в совладении имуществом.
Обе программы в принципе могут быть реализованы, хотя и с немалыми трудностями.
Программа-минимум могла бы решаться на уровне каждого предприятия путем внесения соответствующих изменений и дополнений в его устав, еще раз подчеркну, в рамках действующего законодательства. Но на голом энтузиазме такое дело не двинется, В каждом случае потребуется хотя бы один квалифицированный энтузиаст. Значит, надо создавать региональные опорные структуры, своего рода учебные центры производственной демократии и собственности работников.
В развитие выше изложенного в конце 90-хх годов в России стали образовываться народные предприятия.
Народное предприятия – это предприятие, находящееся в коллективной собственности его работников, неразделенной на доли, паи, то есть, целиком принадлежащее всему коллективу и управляемое привлеченными коллективом менеджерами и советом управляющих.[9]
Порядок создания народного предприятия установлен Федеральным законом РФ от 19.07.1998 №115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (ред. от 21.03.2002), согласно которому народное предприятие может быть создано путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49 процентов уставного капитала. Создание народного предприятия иным способом не допускается.[10]
Минимальный уставный капитал народного предприятия должен составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации народного предприятия.
Среднесписочная численность работников народного предприятия не может составлять менее 51 человека. При снижении указанной численности народное предприятие обязано в течение одного года привести ее в соответствие с настоящим пунктом либо преобразоваться в коммерческую организацию иной формы.
При невыполнении этого требования в течение указанного срока народное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, или уполномоченного на то государственного органа, или органа местного самоуправления.
Число работников, которые не являются акционерами народного предприятия (далее - работники - неакционеры), за отчетный финансовый год не должно превышать 10 процентов численности работников народного предприятия.
В случае, если среднесписочная численность работников - неакционеров за третий полный отчетный финансовый год с года создания народного предприятия или за любой последующий финансовый год превысит 10 процентов среднесписочной численности работников народного предприятия, народное предприятие обязано в течение одного года привести среднесписочную численность работников - неакционеров в соответствие с настоящим пунктом либо преобразоваться в коммерческую организацию иной формы.
Число акционеров народного предприятия не должно превышать пять тысяч. При превышении указанного числа народное предприятие обязано в течение одного года привести его в соответствие с настоящим пунктом либо преобразоваться в коммерческую организацию иной формы.
Руководство текущей деятельностью народного предприятия осуществляется генеральным директором народного предприятия, являющимся единоличным исполнительным органом народного предприятия. К компетенции генерального директора народного предприятия относятся все вопросы руководства текущей деятельностью народного предприятия, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом и уставом народного предприятия к компетенции общего собрания акционеров или наблюдательного совета.
Генеральный директор народного предприятия избирается решением общего собрания акционеров на срок, определенный уставом народного предприятия, но не более чем на пять лет, и может избираться неограниченное число раз.
Размер оплаты труда генерального директора народного предприятия за отчетный финансовый год не может более чем в 10 раз превышать средний размер оплаты труда одного работника народного предприятия за тот же период.
Таким образом, народное предприятие, по сути, является хозяйственным субъектом, осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность с целью извлечения прибыли со всеми производственными и финансовыми процессами, присущими любому предприятию.
2.2 Формы финансовой взаимопомощи
Как было изложено выше, в настоящее время в России возрождается кредитная кооперация, призванная оказать финансовую помощь своим членам. Старшее поколение, трудившееся на советских предприятиях, еще помнит кассы взаимопомощи, благодаря которой можно было не ломать голову, где взять денег на юбилей или свадьбу любимой дочери. В настоящее время на предприятиях возрождаются кассы взаимопомощи и так называемые «черные кассы». Посмотрим, в чем заключается из отличие.
Касса взаимопомощи – общественное кредитное учреждение, созданное на добровольных началах. Формируется из вступительных и ежемесячных взносов участников, хранящихся на текущих счетах сбербанков. Выдает беспроцентные ссуды на срок несколько месяцев. Отличительная особенность кассы взаимопомощи – нулевая процентная ставка за предоставленный кредит.
С одной стороны член кассы взаимопомощи является кредитором: ежемесячно внося в кассу установленную сумму взносов, которая затем предоставляется в виде ссуды другим членам. С другой стороны – потенциальным заемщиком, когда у него возникнет потребность в денежных средствах.
Размер ежемесячных взносов и максимальной ссуды устанавливается собранием членов кассы взаимопомощи.
Кассе взаимопомощи присущ один из основных принципов кредита – возвратность. Возврат полученных средств осуществляется, как правило, равными долями ежемесячно до полного погашения полученных средств. При этом заемщик (член кассы взаимопомощи) в течение всего срока выплат за предоставленный беспроцентный кредит продолжает платить членские взносы.
В случае увольнения с предприятия, член кассы взаимопомощи получает все вложенные средства обратно. С этой точки зрения кассу взаимопомощи можно рассматривать в качестве депозитного вклада, с той разницей, что проценты на вклад не начисляются.
Другой формой финансовой взаимопомощи является «черная касса». Принцип ее действия следующий. В день выдачи заработной платы все члены ежемесячно вкладывают в кассу оговоренную сумму в течение года. Раз в год, как правило, в день рождения, каждый член кассы получает сумму вложенных средств обратно. Таким образом, каждый член кассы, вкладывая свои средства, становится кредитором. В случае острой нужды в деньгах предоставляется возможность воспользоваться средствами «черной кассы» но при условии ее возврата за короткий срок, в чем можно усмотреть признак краткосрочного кредитования. Таким образом, кассу взаимопомощи и «черную кассу» можно рассматривать как разновидность кредитного кооператива.
Деятельность касс взаимопомощи и «черных касс» не регулируется законодательством, это сугубо самостоятельное решение работников народного предприятия.
Заключение
Возрождение Движения кредитной кооперации в России началось в начале 90-х годов прошлого века. Оно было связано с обострившейся для граждан проблемой потребительского кредита и необходимостью спасения семейных бюджетов от стремительно растущей инфляции. Привычные способы экономической поддержки семьи рушились, люди искали приемлемые формы выживания. С точки зрения зашиты прав граждан в сфере потребительских услуг, в целях финансовой поддержки семьи, логично было искать решение в создании форм самоорганизации и самоконтроля.
В настоящее время в России насчитывается несколько десятков кредитных кооперативов. Одной из главных причин медленного развития кредитной кооперации является отсутствие необходимой научно-методической и правовой базы.
Основной задачей кредитных кооперативов является финансовое обеспечение членов кооперативов, прежде всего кредитование на приемлемых условиях. При этом кредитный кооператив является некоммерческой организацией, так как его деятельность не преследует цели извлечения прибыли для своих членов, и дает статус потребительского кооператива в соответствии с Гражданским Кодексом РФ.
С учетом изложенного можно сказать, что в России назрела необходимость принятия рамочного закона "О кредитной кооперации", в котором должно быть:
- определено понятие «кредитная кооперация»;
- закреплен статус кредитных кооперативов как небанковских кредитных организаций, закреплены их права и обязанности;
- установлены правила членства;
- закреплены правовые основы осуществления финансовых операций как самим кредитным кооперативом, так и его членами;
- закреплен порядок регулирования правоотношений между членами кредитного кооператива, а также между кредитным кооперативом и его членами;
- регламентирована внутренняя структура кредитных кооперативов;
- регламентированы правоотношения кредитных кооперативов с государственными органами, включая осуществление государством надзорной функции за деятельностью кредитных кооперативов как организаций, оперирующих денежными сбережениями населения, а также должны сохраняться возможности специального правового регулирования для разных форм кредитных кооперативов.
Список литературы
2. Гражданский кодекс РФ, ст.809 (ред. от 23.12.2003)
3. Федеральный закон РФ от 19.07.1998 №115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (ред. от 21.03.2002)
4. Закон РФ от 07.08.2001 №117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан»
5. Абова Т.Е. Потребительские кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики..// Государство и право. №5 - 2003. – с. 13 - 20.
6. ГорбуновН.М. Институциональные формы современной кооперации // Экономическая Жизнь Дальнего Востока, 1998, 1, С.152-156.
7. Зыкова Т. Российские кредитные союзы мечтают о зарубежных кассах взаимопомощи // Российская газета 8 февраля 2005 г.
8. Лапищев В.Г. Развитие кооперативного движения в России. М.: Инфра-М, 2003.
9. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003
10. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. – М.: Экономика, 1989.
11. www.fecoopa.narod.ru/bychek.html
[1]Зыкова Т. Российские кредитные союзы мечтают о зарубежных кассах взаимопомощи // Российская газета 8 февраля 2005 г.
[2] www.fecoopa.narod.ru/bychek.html
[3] www.fecoopa.narod.ru/bychek.html
[4] ГорбуновН.М. Институциональные формы современной кооперации // Экономическая Жизнь Дальнего Востока, 1998, 1, С.152-156.
[5] Горбунов Н.М. Институциональные формы современной кооперации // Экономическая Жизнь Дальнего Востока, 1998, 1, С.152-156.
[6] Горбунов Н.М. Институциональные формы современной кооперации // Экономическая Жизнь Дальнего Востока, 1998, 1, С.152-156.
[7] Закон РФ от 07.08.2001 №117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан», ст.4
[8] Гражданский кодекс РФ, ст.809 (ред. от 23.12.2003)
[9] Райзберг Б.А., Лозовский Д.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 208.
[10] Федеральный закон РФ от 19.07.1998 №115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (ред. от 21.03.2002), ст. 2