Федеральное агентство по образованию

Кафедра социально-политических наук









Курсовая работа по прикладной социологии


Тема: Контрафактная продукция.








Выполнила:


Научный руководитель:



Дата проверки:



Оценка:

















Нижний Новгород

2008

Содержание

1. Методологический раздел

1.1. Формулировка и обоснование проблемы

1.2. Цели и задачи исследования

1.3. Объект и предмет исследования

1.4. Логический анализ основных понятий

1.5. Формулировка рабочих гипотез исследования

2. Процедурно-методический раздел

2.1. Обоснование и выбор методов сбора первичной информации

2.2. Логическая схема инструментария

2.3. Логическая схема обработки и анализа информации

3. Аналитический раздел

3.1. Общие характеристики обследуемой совокупности

3.2. Проверка гипотез

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

1.     Методологический раздел.

1.1.Формулировка и обоснование проблемы.

Понятие контрафактной продукции впервые законодательно было определено в статье 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", согласно которой "товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными"[1].В последние годы жертвами подделок стали целые отрасли, специализирующиеся на производстве продукции повышенного спроса: товаров широкого потребления, алкогольных напитков, табачных изделий, лекарственных препаратов, автозапчастей.

Среди нарушений в области промышленной собственности, которые относятся к контрафакции, на первом месте стоит производство товаров, маркированных товарными знаками известных производителей, но на самом деле не имеющих к ним отношения. Производство и реализация контрафактной продукции напрямую затрагивают проблему защиты интеллектуальной собственности и связаны с нарушением авторских и смежных прав. В первую очередь это происходит при производстве и продаже "поддельной" аудио- и видеопродукции.

Контрафакт опасен – у него невозможно определить производителя, который отвечает по закону за опасность продукции. Таким образом, призвать к ответу производителя практически невозможно. Сейчас на рынке сертификации работает огромное количество организаций. Среди них существуют добросовестные, которые выполняют все надлежащие испытания. Точно так же на рынке существует и огромное количество недобросовестных организаций. Они чаще всего вообще не выполняют испытания, либо выполняют их не в полном объеме. Это приводит к тому, что средняя цена на товар, которая устанавливается на рынке, оказывается ниже, чем те затраты, которые необходимо понести для исполнения его испытаний. Большое количество компаний, выходя на рынок или расширяя на нем свои позиции, рекламируют не какой-то конкретный товар, а торговый знак - брэнд, под которым этот товар продается. При этом на первых этапах становления бизнеса в России при осуществлении инвестиций в развитие товарного знака не ставилось задач по его защите.

Сейчас же ситуация кардинальным образом изменилась из-за пришедшего осознания стоимости и значения для бизнеса товарного знака, которая определяется как размером финансовых вложений в его рекламу, репутацией товарного знака на рынке, так и доверием к нему со стороны потенциальных клиентов. Между тем не все ведут свой бизнес честно. Поняв значение товарного знака, недобросовестные предприниматели, не желая вкладывать свои денежные средства в формирование и развитие новых брэндов, просто заимствуют успешный торговый знак у конкурентов и выпускают, продают под ним свою продукцию.

По оценкам западных специалистов, в России доля контрафактной продукции по отдельным товарным группам достигает 90 процентов. По мнению американских экспертов, Россия является мировым лидером по объему контрафактной продукции в сфере интеллектуальной собственности. Об этом говорится в докладе Международного альянса интеллектуальной собственности США, поступившем в адрес торгового представителя администрации США Роба Портмана (Rob Portman). "В России проблема пиратства в области прав на интеллектуальную собственность остается наиболее серьезной, чем где бы то ни было в мире", - говорится в заявлении альянса. В связи с этим эксперты предлагают торговому представителю США "немедленно прекратить участие России в Генеральной программе предпочтений. Эта программа направлена на развитие экономики в развивающихся странах и предоставляет беспошлинный ввоз более 4,6 тысячи наименований продукции из 144 стран".

По данным альянса, уровень подделок по большинству позиций в России за 2005 год составил 70-80%, а экономические потери от этого, по мнению экспертов, "ошеломляющие". Кроме этого, в докладе отмечается, что несмотря на многолетние переговоры и убеждения российского правительства в том, что с пиратством необходимо активно бороться, прогресса в этой области практически не достигнуто. "Из-под контроля вышло интеллектуальное пиратство внутри страны, а котнрафактная продукция продолжает наводнять рынки Восточной и Западной Европы", - отмечается в докладе. В соответствии с докладом, неблагополучная ситуация в сфере прав на интеллектуальную собственность сложилась в 68 странах. Именно на них альянс требует обратить внимание американской администрации и включить их в специальный список, а также взять под особое наблюдение еще 22 страны, не внося их в "черный список".

По данным экспертов, убытки от пиратства в 2005 году в 68 "неблагополучных" странах составили $15,8 миллиардов, а в целом же, в том числе и в США, правообладатели потеряли в прошлом году $30-$35 миллиардов, что не включает не подсчитанные потери от пиратства в Интернете.

В России подпольно производят продукцию под марками известных зарубежных компаний. При этом на первых этапах становления бизнеса в России при осуществлении инвестиций в "раскрутку" товарного знака не ставилось задач по его защите. Сейчас же ситуация кардинальным образом изменилась из-за пришедшего осознания стоимости и значения для бизнеса товарного знака, которая определяется как размером финансовых вложений в его рекламу, репутацией товарного знака на рынке, так и доверием к нему со стороны потенциальных клиентов. Проблемы расширения производства и сбыта контрафактной продукции самым непосредственным образом затрагивают и Россию. В стране фактически не соблюдаются нормы коммерческой этики, что наносит кроме огромного материального ущерба, значительный моральный ущерб России как торгового и делового партнера. Россия классифицирована в докладе альянса как "приоритетное иностранное государство". В связи с присвоенным статусом именно на Россию в 2006 году будет обращено самое пристальное внимание американской администрации в области соблюдения прав на интеллектуальную собственность и, возможно, даже последуют некоторые санкции в сфере торговли. Американские эксперты подсчитали, что потери от интеллектуального пиратства в России в 2005 году составили $1,7 миллиарда, а за последние пять лет превысили $6,5 миллиардов. По данным авторов доклада, подделывается в России практически все: фильмы, музыкальные записи, деловое и развлекательное программное обеспечение, книги. Доля поддельных товаров общем объеме колеблется от 67% до 85%. "Уровень абсолютно не приемлемый для страны и экономики такого размера и сложности, как Россия", - отмечают авторы доклада. По их данным, экспорт поддельных товаров из России распространяется в 27 странах. В список стран, за которыми Альянс рекомендует американской администрации наблюдать в 2006 году, попали 16 стран: Аргентина, Чили, Колумбия, Коста Рика, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Индонезия, Израиль, Ливия, Китай, Филиппины, Таиланд, Турция, Украина и Венесуэлла. Новыми странами по сравнению со списком 2005 года стали Израиль, Турция, Венесуэлла, Коста Рика и Украина.

Современное российское законодательство, регулирующее отношения в сфере авторских и смежных прав, включает в свой состав по меньшей мере 17 правовых норм Конституции РФ и целый ряд норм гражданского, административного, уголовного и процессуального законодательства, защищающих права авторов. Центральное место среди нормативных актов, регулирующих авторское право, занимает Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах". Он регулирует две большие группы отношений: отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, искусства, литературы, которые и составляют предмет регулирования авторского права, и отношения, связанные с созданием и использованием фонограмм, постановок, организации телерадиовещания - так называемые смежные права.

К незаконному использованию объектов авторского права относится их использование без согласия автора: воспроизведение, распространение, изменение произведений, перевод, плагиат. Административная ответственность за данное правонарушение наступает за следующие виды деятельности: ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм, если экземпляры произведений являются контрафактными в соответствии с законодательством РФ об авторском и смежных правах. При анализе данной статьи необходимо отметить, что в перечне действий, составляющих объективную сторону данного правонарушения, отсутствует производство контрафактной продукции, что сужает диспозицию статьи и позволяет избежать ответственности изготовителям контрафакта.

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав необходима по той же причине, что и уголовная ответственность за кражу других видов собственности. "Пиратов", нарушающих авторские права, очень трудно схватить за руку, и поэтому одних гражданско-правовых средств борьбы может быть недостаточно. Введение уголовной ответственности в отношении "пиратов" может служить двоякой цели: быть средством удержания "пиратов" от совершения действий и средством "выведения их из строя".

Для защиты объектов авторского права в зависимости от характера совершенного преступления могут применяться статьи 146, 147, 171, 180 Уголовного кодекса РФ. Наиболее эффективным следует считать применение статьи 146 УК РФ, в соответствии с которой уголовная ответственность наступает за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб.

В основе проблемы лежит то, что основная масса потребителей, располагающая низкими финансовыми возможностями, в первую очередь отдает предпочтение ценовым характеристикам изделия и в значительно меньшей степени руководствуется торговой маркой, символизирующей его качество и надежность. Поэтому нередки случаи, когда контрафактная продукция занимает доминирующее положение на рынке, вытесняя легальные товары.     

    Именно контрафактные товары составляют значительную часть «теневого» оборота, из-за чего, по оценке экспертов, бюджет недополучает десятки миллиардов рублей, что в конечном итоге приводит к ослаблению экономической безопасности страны. По данным правоохранительных и контролирующих органов, а также самих производителей, доля контрафактной и фальсифицированной продукции на потребительском рынке увеличивается по самой широкой номенклатуре. По отдельным группам товаров - парфюмерно-косметических, обуви, одежды, синтетических моющих средств, мясных, молочных и рыбных консервов, чая, кофе и кондитерских изделий - от 30 до 50% находящихся из них в обращении являются контрафактными или фальсифицированными. В 2002 г. доля пиратских видеокассет составила 83%, аудиокассет - 76%, DVD - 80%, CD - 86%. Около 20% алкогольных напитков, реализуемых на рынке, также признаются фальсифицированными. Особую озабоченность вызывает проблема фальсификации лекарственных средств[2]. Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции представляют серьезную угрозу экономической безопасности, как России, так и стран ближнего зарубежья. По данным Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, имеют место исчисляемые значительными суммами недопоступления налоговых платежей в национальные бюджеты. По оценкам специалистов, ежегодные убытки составляют: по Российской Федерации - около 3 млрд. долларов США, Украине - 1,5 млрд. долларов, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Молдова - от 0,5 до 1,4 млрд. долларов США.

Кроме того, появление на потребительском рынке недоброкачественной, а порой и небезопасной продукции вредит здоровью нации и угрожает жизни потребителей. По данным специалистов Национального фонда защиты потребителей, 90% алкогольных напитков, которые продаются сегодня в России под видом коньяка, вовсе не являются коньяком. Мало того, из этих 90% более 70% не дотягивают по качественным показателям даже до суррогата типа "коньячный напиток". 62% водки - также фальсификат. В 1997 г. от употребления "паленой" водки погибли свыше 52 тыс. россиян, 80% из них - детородного возраста. А в 2003 г., согласно данным Минздрава России, - 33600 человек, что более чем в два раза выше потерь, понесенных за 10 лет военных действий в Афганистане[3]. Проводимыми проверками зафиксированы и некоторые необычные случаи подделок, угрожающих здоровью потребителей. Так, в 2000 г. на одном из крупных книжных развалов на юге столицы были изъяты фальшивые учебники по истории, физике, алгебре и т.д. В результате контрольной закупки, проведенной сотрудниками правоохранительных органов, были изъяты сотни поддельных учебников. От оригинала их отличали блеклая краска, худшая текстура бумаги, несоответствие шрифтов санитарно-гигиеническим нормам. По заключению санэпиднадзора, использование данных учебников могло привести к ухудшению зрения школьников. По данным исследования контрафактных видеокассет, проведенного в Японии, потеря контроля за качеством видеокассеты приводит к преобладанию в ней красных тонов. При просмотре такой видеокассеты у зрителя резко повышается раздражимость нервной системы, приводящая к необъяснимым агрессии и срывам.

 В связи с этим возникает вопрос, наносит ли вред контрафактная продукция, какие проблемы несет за собой её производство и какими способами можно их решить? Таким образом, тема представляется весьма актуальной, так как имеет значение для дальнейшего процесса эволюции и социализации государства, ведь проблема контрафакта  приобрела национальные масштабы и ставит под угрозу экономическую безопасность государства.

1.2.Цели и задачи исследования.

На примере различных товаров определить проблемы появляющиеся при производстве, продаже и использовании контрафактной продукции для государства, выявить способы решения этих проблем, меры наказания,  определить отношение россиян к контрафакту и причины приобретения этой продукции. Так как в процессе осуществления рыночных преобразований наша страна столкнулась с лавинообразным наводнением потребительского рынка нелегальной продукцией.



1.3.Объект и предмет исследования.

К объектам исследования данной проблемы относятся люди, которые главным образом относятся к контрафактной продукции, а именно, предприниматели, продавцы и покупатели данной продукции. А аудиторией, на которую направлена данная проблема, являются молодые люди в возрасте от 16 до 35 лет. Предметом же исследования является производство, продажа, использование контрафактной продукции и отношение россиян к ней.


1.4.Логический анализ основных понятий.

Основные понятия:

1 .Контрафакция

2 .Контрафактная продукция

3 .Россияне

4 .Государство

5 .Потребительский рынок

6 .Производство

7 .Отношение


1.          Контрафакция – (от ср.- век. лат. contrafactio – подделка), в гражданском праве  незаконное использование фирмами на своих товарных знаках обозначений, помещаемых на популярных товарах других фирм, в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение потребителя. (Большой Энциклопедический Словарь, под ред. А.М.Прохорова, С.-П.2002, стр.566)

2.          Контрафактная продукция - продукция, выпускаемая предприятием с нарушением исключительных прав патентообладателей, дизайнеров товарных знаков, авторских прав на тиражирование аудиовидеопродукции, программного обеспечения, баз данных и т.п.

3.          Россияне - население России, жители России. (Автор)

4.          Государство – политическая организация общества с определенной формой правления. (Большой Энциклопедический Словарь, под ред. А.М.Прохорова, С.-П.2002, стр.301)

5.          Потребительский рынок - рынок покупателей, образованный отдельными лицами и домохозяйствами, покупающими или приобретающими иным способом товары и услуги для личного потребления. (Справочник официальных определений и терминов по экономике и финансам», Ю. И. Фединский, М.2002, стр.949)

6.          Производство – процесс создания материальных благ, услуг. (Большой Энциклопедический Словарь, под ред. А.М.Прохорова, С.-П.2002, стр.965)

7.          Отношение - обнаружение того или иного мнения, поведение в отношении кого-либо, чего-либо. (Словарь русского языка, С.И.Ожегов, М.1981, стр.419)



1.5.         Формулировка рабочих гипотез исследования.

1.                 Женщины в отличие от мужчин считают, что производителями контрафактной продукции чаще всего являются частные лица.

2.                 Для мужчин причиной приобретения контрафактной продукции являются более выгодная цена на неё, по сравнению с женщинами.

3.                 Для женщин скидки, предоставляемые постоянным клиентам продавцами контрафактной продукции, представляются наиболее важными, чем для мужчин.



















2.       Процедурно-методический раздел.

2.1.   Обоснование выбора методов сбора первичной информации.

Основным методом сбора первичной информации для данной проблемы является: социологический опрос населения, так как это наиболее надежный и проверенный многими социологами способ сбора информации. Положительными качествами данного метода сбора первичной информации, являются:

1) Экономность – и в смысле затраты средств, и  в отношении времени сбора первичной информации – если проводится на хорошо и грамотно спланированной выборке, а также.

2) Широта охвата самых разнообразных проблем социальной жизнедеятельности.

3) Возможность использования современных возможностей стандартизации вопросов анкеты (с использованием закрытых вариантов вопросов и ответов). Они позволяют получать унифицированное описание индивидуальных ответов множества уникальных и неповторимых людей и, благодаря этой унификации использовать оперативную и мощную вычислительную технику и широкий набор методов математического анализа.

Цель опроса состоит в том, чтобы правильно измерить распределений человеческих мнений, аттитюдов и типов поведения, задавая людям вопросы, на которые они дают определенные ответы. Успех здесь в значительной степени зависит от качества вопросов.

Помимо социологического опроса населения к методам сбора первичной информации также относятся: анкетирование, наблюдение, анализ документов. Но эти методы сбора информации являются не такими надежными и доступными, как социологический опрос. Стремление избежать реактивности метода сбора данных, то есть воздействия самого способа сбора данных на явление, подлежащее наблюдению: когда люди знают о том, что их поведение наблюдается, или догадываются о цели наблюдения, они могут изменить свое поведение. Это одна из причин, по которым социологи редко прибегают к наблюдению.

Важными учитываемыми моментами при выборе метода сбора данных являются стоимость и доступность. Некоторые типы сбора данных просто являются менее дорогостоящими, нежели другие, и некоторые типы наблюдений осуществляются легче, нежели другие. Данные, взятые из архивных записей, обычно стоят недорого, однако интересующие данные не находятся в распоряжении исследователя, а должны быть предоставлены учреждением, осуществляющим хранение, что может потребовать длительного времени. Эти соображения ограничивают использование метода анализа документов.

Поэтому чаще других в социологических исследованиях используют опрос, предусматривающий устное или письменное обращение к некоторой совокупности людей, определяемой с помощью выборки, с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на эмпирическом уровне. Ответы респондентов на эти вопросы подлежат регистрации, последующей статистической обработке и теоретическому анализу. Респондентом в эмпирической социологии называют каждого участника социологического опроса, отвечающего на вопросы исследователя, и поэтому рассматриваемого как источник первичной социологической информации.

2.2. Логическая схема инструментария.


Основной инструмент, используемый в опросе, – вопросник. В зависимости от того, в какой форме вы проводите опрос – личное интервью или заочное либо групповое анкетирование, – вопросник будет называться бланк интервью или анкета. Вопросы делятся на общие, частные и вопросы, относящиеся к социальному статусу населения. Примером частных вопросов могут служить:

Приходилось ли Вам лично продавать контрафактную продукцию?

Кто, по Вашему мнению, чаще всего является производителем контрафактной аудио-, видео- и программной продукции?

К общим вопросам можно отнести:

Если Вы приобретали нелицензионные продукты, Вы осознавали, что они – контрафактные?

Насколько важными для Вас представляются дополнительные услуги, предоставляемые продавцами контрафактной продукции?

Вопросы, связанные с социальным статусом:

Укажите свой социально-профессиональный статус?

Укажите, в каких пределах был реальный средний доход на одного члена Вашей семьи в прошлом месяце?


2.3. Логическая схема обработки и анализа информации.

Для того, чтобы произвести расчет выборки данных необходимо выполнить следующие действия: Интернет®Intranet® социологический опрос® ввод и редактирование данных® Excel ®данные ®импорт внешних данных® импортировать данные®рабочий стол®anceta®ячейка А1®ОК®данные®текст по столбцам®с разделителями®далее®пробел®готово®удалить первую строчку(правка® удалить)®выделить все®копировать в буфер®SPSS®edit®paste®save. Statistic®summerize®crosstabs®по строкам®та переменная, которая встречается чаще®cells.





























3. Аналитический раздел


3.1. Общие характеристики обследуемой совокупности


Для того, чтобы получить общую характеристику обследуемой совокупности необходимо произвести расчет частотных распределений переменных с 39 по 43. Всего было опрошено 1554 человека, из них 53,2% мужчины, 45,9% женщины, 9% не указали свой пол. Переменная по возрасту: 1,3% не указали свой возраст, 29,3% до 20 лет, 30% от 21 до 30 лет, 17,7% от 31 до 39, 21,8% 40 лет и более.


3.2. Проверка гипотез.

Напомним, что гипотеза номер один звучала таким образом: «Женщины в отличие от мужчин считают, что производителями контрафактной продукции чаще всего являются частные лица». Данные, соответствующие кросстабуляции представлены в таблице номер 1.


Пол


Количество

людей

Количество опрошенных в %


Мужской

299

36,2%

Женский

244

34,2%


Гипотеза не подтвердилась, так как оказалось, что мужчины в отличие от женщин считают, что производителями контрафактной продукции чаще всего являются частные лица.


Напомним, что гипотеза номер два звучала так: «Для мужчин причиной приобретения контрафактной продукции являются более выгодная цена на неё, по сравнению с женщинами». Данные, соответствующие кросстабуляции представлены в таблице номер 2.


Пол


Количество

людей

Количество опрошенных в %


Мужской

520

63,0%

Женский

388

54,3%


Гипотеза подтвердилась.


Напомним, что гипотеза номер два звучала так: «Для женщин скидки, предоставляемые постоянным клиентам продавцами контрафактной продукции, представляются наиболее важными, чем для мужчин». Данные, соответствующие кросстабуляции представлены в таблице номер 3.


Пол


Количество

людей

Количество опрошенных в %


Мужской

254

30,8%

Женский

180

25,2%


Гипотеза не подтвердилась, так как оказалось, что для мужчин скидки, предоставляемые постоянным клиентам продавцами контрафактной продукции, представляются наиболее важными, чем для женщин.



Заключение.

Несмотря на пристальное внимание к проблеме контрафактной продукции Президента РФ, правительства и представителей бизнеса, ситуация на российском рынке с контрафактной продукцией из года в год не улучшается. Для того чтобы повысить эффективность механизмов сертификации, необходимо заново пересмотреть и реализовать функции аккредитации, то есть допуска организаций, которые хотя работать на рынке. Эти механизмы, с одной стороны, особенно в добровольной сфере, должны быть очень демократичными. Но, с другой стороны, этот рынок должен жестко контролироваться и должны быть адекватные механизмы выведения с него недобросовестных участников.

Для более эффективной борьбы необходимо не только увеличение количество зарегистрированных товарных знаков в реестре до 2-3 тысяч и более, но и активизация самих правообладателей товарных знаков, которые в первую очередь терпят колоссальные убытки.

Также нужно более тесно взаимодействовать с правообладателями товарных знаков, получать от них всю необходимую информацию, которая позволит выявлять контрафактную продукцию. Получать от правообладателей методические пособия, а также информацию о фирмах, местах, где реализуется, хранится контрафактная продукция. Все это необходимо, потому что отличить визуально контрафактную продукцию от оригинальной становится все труднее. Кроме того, эффективным средством борьбы с фальсифицированной продукцией являются совместные мероприятия таможенных органов с Госторгинспекцией, органами внутренних дел и другими правоохранительными органами.

Противодействовать потоку контрафакта можно при наличии организаций, защищающих интересы правообладателей. Требуются специальные гражданские институты, подготовленные сотрудники правоохранительных и судебных органов, готовых профессионально решать все вопросы, касающиеся охраны прав владельцев интеллектуальной собственности.

Опыт экономически развитых стран показывает, что искоренить контрафакцию практически невозможно, но многое можно сделать для подавления этой деятельности в ее самых вопиющих формах, в основном заметных на уличных прилавках и открытых рынках.

Эффективное противодействие распространению контрафактной продукции со стороны заинтересованных сторон, и в первую очередь самих правообладателей, дало бы возможность предпринимателям эффективнее продвигать свой товар на рынок, а потребителям - не бояться потерять здоровье или просто испортить настроение из-за пользования поддельной продукцией.



































Список использованной литературы.


1. Вы контрафактом пользуетесь? // Коммерсантъ-Власть. – 2007, №3

2. Долгин А. “Сейчас они требуют ужесточить законы, а потом потребуют сажать” / А. Долгин // Коммерсантъ-Власть. 2007, №3, с.18-19

3. Домозетов Х. Социологические проблемы компьютерного пиратства / Х. Домозетов  // Социологические исследования. – 1997, №11.

4. Иванова М.Г., Тихонов А.В. О регуляции интеллектуальной собственности /М.Г. Иванова  // Социологические исследования. – 2007, №10

5. Сборов А. Работа над фальшивками / А. Сборов // Коммерсантъ-Власть. – 2007, №3.



























Приложение.

АНКЕТА


Проблемы отношения к контрафактной продукции


Уважаемый нижегородец!

Группа студентов Нижегородского коммерческого института изучает проблемы отношения нижегородцев к проблеме оборота так называемой контрафактной аудио-, видео- и программной (для персональных компьютеров) продукции, которую иногда называют также “пиратскими” копиями. Напомним, что этим термином именуется любой товар, производимый и реализуемый на рынке без лицензии, т.е. без ведома авторов и уполномоченных ими физических и юридических лиц, а значит – фактически нелегальный. Мы просим Вас высказать свое личное отношение к этим проблемам, ответив на вопросы нашей анкеты. Анкета анонимная, подписывать ее не надо; полученные данные будут использованы статистически, то есть в обобщенном виде.


Приходилось ли Вам лично производить контрафактную продукцию?

 

Постоянно – для продажи

Постоянно – для себя

Иногда – для продажи

Иногда – для себя

Никогда

1. Аудиопродукцию (кассеты, CD, DVD)

1

2

3

4

5

2. Видеопродукцию (кассеты, CD, DVD)

1

2

3

4

5

3. Программные продукты

1

2

3

4

5


Приходилось ли Вам лично продавать контрафактную продукцию?

 

Постоянно

Иногда

Никогда

4. Аудиопродукцию

1

2

3

5. Видеопродукцию

1

2

3

6. Программные продукты

1

2

3


Приходилось ли Вам лично приобретать контрафактную продукцию?


Постоянно

Иногда

Никогда

7. Аудиопродукцию (кассеты, CD, DVD)

1

2

3

8. Видеопродукцию (кассеты, CD, DVD)

1

2

3

9. Программные продукты (кассеты, CD, DVD)

1

2

3


10. Если Вы приобретали нелицензионные продукты, Вы осознавали, что они – контрафактные?

1 – да, вполне отчетливо

2 – догадывался

3 – нет, я не думал/а об этом Þ к вопросу 16


Чем Вы обычно руководствуетесь, приобретая контрафактную продукцию?

11. более выгодная цена

12. невозможность приобрести лицензионную продукцию

13. некогда бегать по магазинам, торгующим лицензионной продукцией

14. здесь более широкий выбор вариантов

15. другие причины (какие именно)__________________________________________


Кто, по Вашему мнению, чаще всего является производителем контрафактной аудио-, видео- и программной продукции?

16. подпольные (нелегальные) частные предприятия

17. сами предприятия-изготовители сертифицированного продукта

18. отдельные граждане (частные лица)

19. государственные предприятия

20. легальные частные предприятия в сфере услуг

21. другие (кто именно)____________________________________________________


22. Как Вы считаете, в каком объеме уходит из-под налогообложения прибыль от реализации контрафактной продукции?

1 – полностью

2 – в основной своей массе – да

3 – частично

4 – вообще не уходит

5 – не знаю (не думал/а) об этом


23. Как, по Вашему мнению, выглядит качество нелицензионной аудио-, видео- и программной продукции?

1 – в точности такое же, как и лицензионной

2 – несколько ниже

3 –  заметно ниже

4 – не знаю (не думал/а) об этом


24. Насколько, по Вашему мнению, оправдан (экономически и юридически) риск производства и реализации контрафактной продукции, учитывая, что такого рода деятельность преследуется по закону?

1 – полностью оправдывается

2 – частично оправдывается, хотя и есть определенный риск

3 – скорее не оправдывается

4 – совершенно не оправдывается

5 – не знаю (не думал/а) об этом


25. Как Вы считаете, способствует ли увеличение оборота контрафактной продукции снижению цен на лицензированную продукцию?

1 – да, и очень сильно

2 – в определенной мере способствует

3 – скорее всего, нет

4 – совершенно не способствует

5 – не знаю (не думал/а) об этом


Насколько важными для Вас представляются дополнительные услуги, предоставляемые продавцами контрафактной продукции:

26. обмен уже использованных продуктов на новые

27. скидки (дисконт) постоянным клиентам

28. замена товаров, оказавшихся некачественными

29. дополнительный сервис

30. бесплатные каталоги

31. другое (что именно)____________________________________________________


Укажите, пожалуйста, степень Вашего согласия (или несогласия) с нижеследующими суждениями:


Полностью согласны

………………………

Как сказать

………………………

Категорически не согласны



32

Бари Алибасов был прав, утверждая, что распространение пиратских аудио- и видеодисков выгодны авторам, поскольку это – бесплатная “раскрутка”

1

2

3

4

5

33

Борьба с контрафактной продукцией должна вестись более решительными и жесткими методами

1

2

3

4

5

34

Борьба с контрафактной продукцией в принципе бессмысленна и обречена на провал

1

2

3

4

5

35

Контрафактная продукция может представлять собою серьезную опасность для аппаратных средств (проигрывателей и компьютеров)

1

2

3

4

5

36

Только благодаря пиратам становятся доступными для небогатых людей самые “продвинутые” компьютерные программы

1

2

3

4

5


А теперь ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о себе:

 

37. Пол

38. Возраст

1 – мужской

1 – до 30 лет

2 –- женский

2 – 30-39 лет


3 – 40 лет и более

39. Образование


1 – неполное среднее


2 – общее среднее


3 – среднее специальное


4 – высшее



40.Социально-профессиональный статус

1 – руководитель

2 – частный предприниматель

3 – государственный служащий

4 – наемный специалист государственного предприятия

5 – непроизводственная интеллигенция (учитель, врач)

6 – военнослужащий, работник правоохранительных органов

7 – рабочий государственного промышленного предприятия

8 – наемный специалист частного предприятия

9 – рабочий частного предприятия

10 – неработающий пенсионер

11 – студент, учащийся

12 – безработный

13 – другое


41. Укажите, в каких пределах был реальный средний доход на одного члена Вашей семьи в прошлом месяце

1 – до 300 рублей

2 – от 300 до 600 рублей

3 – от 600 до 1 тыс. рублей

4 – от 1 до 3 тыс. рублей

5 – от 3 до 4,5 тыс. рублей

6 – от 4,5 до 7 тыс. рублей

7 – от 7 до 10 тыс. рублей

8 – от 10 до 15 тыс. рублей

9 – более 15 тыс. рублей


Благодарим за сотрудничество !




[1] К контрафакту Закон относит не только продукцию, но и "лжефирменную" этикетку на нее.


[2] См.: постановление Президиума Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 24 декабря 2003 г. N 36-6 "О предложениях ТПП РФ по совершенствованию мер в сфере борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией".


[3] США, где борьба с контрафактом ведется жестко и налажен контроль за качеством продукции, в год по этой причине уходят из жизни не более 350 человек. Л.Е. Чапкевич. "Право и экономика", 2005, N 6.