Содержание
Введение. 3
1. Показатели качества: единичные, комплексные, интегральные, их оценка. Методы измерения показателей качества: 4
1.1.Показатели качества. 4
1.2. Методы измерения показателей качества. 7
Заключение. 11
2. Тест. Проверка качества основывается. 12
3. Задача. 13
Литература. 15
Введение
Роль и значение качества постоянно возрастает под влиянием развития технологий производства и потребностей человека. Подъем уровня культуры и образования с каждым днем делает потребителей все более разборчивыми и придирчивыми.
В обеспечении конкурентоспособности требования к качеству стали определяющими. Более 80% покупателей приобретая продукцию на мировом рынке, теперь предпочитают цене качество. Опыт показывает: объективно необходимо, чтобы расходы на качество составляли не менее 15—25% совокупных производственных затрат.
С качеством продукции связаны возможности кредитования, инвестиций, предоставление льгот. Например, в ряде стран Европы действуют законы, по которым одни товары вообще не допускаются на рынок без сертификата качества, подтверждающего соответствие требованиям стандартов международной организации по стандартизации — ИСО, другие, несертифицированные товары, должны продаваться вдвое дешевле.
Исследования и разработки в области качества широко и успешно велись в нашей стране. Они по отдельным направлениям не только не отставали, но значительно, зачастую на десятилетия, опережали мировой уровень. Но на практике эффективные системы управления качеством создавались и использовались исключительно в военно-промышленном комплексе — ВПК.
В условиях рыночной экономики организационно-экономические проблемы управления качеством во многом «решаются совершенно иначе, используются иные более эффективные подходы. Однако использование накопленного опыта и потенциала отечественной науки в этой области чрезвычайно полезно.[1] Организационно-экономические и технические проблемы, связанные с качеством, давно стали предметом исследования, пути их разрешения превратились в отрасль науки.
1. Показатели качества: единичные, комплексные, интегральные, их оценка. Методы измерения показателей качества:
- органолептический;
- инструментальный;
- расчетный;
- социологический;
- экспертный;
- коэффициента конкордации;
Качество— это субъективное понятие. Ф.Кроссбон определяет его как «соответствие требованиям». У. Деминг считает, что «управление качеством не означает достижения совершенства. Оно означает получение такого уровня качества, на который рассчитывает рынок». Дж. Джуран определяет качество как «соответствие назначению». Дж. Харрингтон определяет качество как «удовлетворение или превышение требований потребителя по приемлемой для него цене».[2]
1.1. Показатели качества
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.[3]
Комплексные показатели качества
Аналогично делению физических единиц на основные и производные, показатели качества делятся на единичные и комплексные.
Единичные относятся к одному из свойств, определяющих качество, комплексные — сразу к нескольким.
Комплексные показатели качества могут быть связаны с единичными через функциональные зависимости, отражающие законы природы, или некоторую комбинацию, соответствующую принятому определению комплексного показателя. Можно рассмотреть следующие примеры:
а) закон Ньютона
,
где F - действующая сила, комплексный показатель;
т - масса, единичный показатель из числа основных физических величин;
а — ускорение, единичный показатель из числа производных физических величин;
б) показатель, характеризующий работу автобусного парка
,
где - коэффициент пробега автобуса;
b — коэффициент использования автобусного парка;
g — коэффициент вместимости;
v — эксплуатационная скорость автобуса;
tН — средняя продолжительность времени работы.
Функциональные зависимости при значительном числе влияющих параметров получать трудно. Зависимости, подобные приведенной для показателя работы автобусного парка, не универсальны, поэтому в квалиметрии применяют субъективный способ образования комплексных показателей по принципу среднего взвешенного. Субъективным является лишь выбор логики усреднения, сам же комплексный показатель представляет объективную характеристику качества объекта.
В самом общем виде комплексный показатель качества по принципу среднего взвешенного определяют по формуле:
где g— параметр логики усреднения;
qi - весовые коэффициенты показателей качества;
Qi — единичные показатели качества;
n — число единичных показателей качества.
Задавая разные значения у получаем различные виды средних взвешенных показателей, которые приведены в табл. 1.[4]
В квалиметрии все показатели качества определяют так называемыми экспертными методами с учетом того, что одни показатели продукции (например, показатели назначения) важнее других (например, эстетических).
Для создания одинаковых условий оценки сумму весовых показателей принимают за единицу:
В этом случае зависимости примут упрощенный вид:
Комплексные показатели качества таблица1
Наименование комплексного показателя |
Параметр логики усреднения |
Математическое выражение |
Среднееарифметическое |
g=1 |
|
Среднее квадратическое взвешенное |
g=2 |
|
Среднее гармоническое взвешенное |
g=-1 |
|
Среднее взвешенное |
g=0 |
Интегральный показатель качества продукции – отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.
где Э – суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции (срок полезного использования холодильника, пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта и т.д.);
ЗС – суммарные затраты на создание продукции (разработка, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты);
ЗЭ – суммарные эксплуатационные затраты (техническое обслуживание, ремонт и другие текущие затраты);
1/И – удельные затраты на единицу эффекта.
Оценка уровня качества продукции может производиться дифференциальным или комплексным методами. При применении дифференциального метода производится сопоставление единичных показателей качества новой продукции с идентичными базовыми показателями качества, а при комплексном – фактических комплексных показателей с базовыми комплексными показателями.[5]
1.2. Методы измерения показателей качества
Числовые значения показателей качества устанавливаются с помощью объективных и субъективных методов. Объективные методы: измерительный, регистрационный и расчетный. Субъективные методы: органолептический, социологический и экспертный. Объективные методы базируются на применении технических измерительных средств, регистрации, подсчете событий, выполнении вычислений. Основа субъективных методов – анализ восприятия органов чувств человека, сбор и учет различных мнений, решения, принимаемые группой специалистов-экспертов.
Квалиметрия представляет собой науку об измерении качества товаров и услуг. Различают инструментальные и экспертные методы определения показателей качества.
Инструментальные методы основаны на физических эффектах и использовании специальной аппаратуры. Различают автоматизированные, механизированные и ручные методы. Автоматизированные методы наиболее объективны и точны.
Экспертные методы используются там, где физическое явление не открыто или очень сложно для использования. Пример такого метода — оценка качества фигуристов. Разновидностью экспертного метода является так называемый органолептический метод, основанный на использовании органов чувств человека.
Считается, что измерение — это сравнение одного продукта с другим. Если результат получен теоретическим путем, то это не измерение, а прогноз.
Методы сравнения. При сравнении можно пользоваться тремя шкалами или методами: шкала уровней; шкала интервалов; шкала отношений.
При использовании шкалы уровней с принятой величиной уровня Q сравниваются все остальные величины Qi по принципу:
.
Например, температура таяния льда Q = 0°С, измеренная температура Qi =50°С, следовательно, температура объекта превышает заданный уровень.
При измерениях по шкале порядка результатом измерения является решение, например, в виде ранжированного ряда объектов сравнения:
Ряд является результатом оценок экспертов.
При измерениях по шкале отношений, которая обычно применяется для измерения физических величин, таких как масса, длина, мощность, величины сравнивают по принципу:
где qi — измеренная величина; Q — эталонная величина.
Экспертные методы
При использовании экспертного метода для оценки качества часто используется шкала порядка. Решается вопрос сравнения по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Более подробная информация о том, во сколько раз лучше или хуже часто не требуется.
Попарное сравнение. При построении шкалы порядка или так называемого ранжированного ряда эксперты используют метод парного сопоставления. Можно использовать более совершенные критерии, например, преимущество определить оценкой 1, худшее качество определить оценкой —1, а равноценное качество определить оценкой 0. Механизм составления ранжированного ряда остается прежним.
Тестирование. При формировании экспертной группы целесообразно провести тестирование, взаимооценку экспертов и проверку согласованностей мнений.
Тестирование состоит в решении экспертами задач, с известными организаторам тестирования, но неизвестными экспертам результатами, и проверке по критерию Фишера гипотезы о принадлежности оценок разных экспертов к одной и той же генеральной совокупности оценок.
Самооценка состоит в том, что каждый эксперт в ограниченное время отвечает на вопросы специально составленной анкеты. Такое испытание проводят на компьютере и затем получают балльную оценку. Эксперты могут оценивать и друг друга, но для этого необходима доверительная обстановка и опыт совместной работы.
Согласованность мнения экспертов можно оценивать по величине коэффициента конкордации:
где S — сумма квадратов отклонений всех оценок рангов
каждого объекта экспертизы от среднего значения;
п — число экспертов;
т — число объектов экспертизы.
Коэффициента конкордации изменяется в диапазон , причем 0 — полная несогласованность, 1 — полное единодушие.
С ростом числа экспертов в группе точность измерения повышается, что характерно для многократных измерений.
Социологический метод проведения экспертизы
Метод применяется на стадии выполнения маркетинговых исследований. В качестве экспертов используются потенциальные покупатели продукции. Метод нашел широкое распространение в Японии, в частности, при проектировании автомобилей, предназначенных для определенных слоев общества, к примеру, для среднего класса.
С помощью данного метода можно, например, выяснить каким требованиям должен удовлетворять электрический утюг. Для этой цели разрабатывается так называемый опросный лист. Ряд параметров указывается на основании собственного опыта или фирмы, а некоторые остаются на усмотрение покупателей.
Заключение
Подготовка квалифицированных менеджеров во всем мире предусматривает изучение и освоение современных методов управления качеством продукции, товаров, услуг и работ, процессов и систем управления.
Примеры развития передовых промышленных стран показывают, что решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, что требует массового обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества от рядового потребителя до руководителя любого уровня.
Во всем мире резко возрос спрос на профессионалов по управлению качеством в производстве. Так, в Европе и США вопрос подготовки менеджеров по качеству развернут в основном по двум направлениям:
а) подготовка профессионалов по управлению качеством за счет получения специального второго высшего образования (по управлению качеством);
б) создание системы непрерывного обучения работников всех категории, от которых зависит обеспечение качества продукции и услуг.
Основные функции службы управления качеством – поддержание уровней качества продукции в соответствии с политикой фирмы в соотношении качества; обеспечение контроля приобретаемых деталей, инструмента и технологических процессов; составление статистических отчётов. Система комплексного управления качеством является необходимым атрибутом современной концепции управления промышленной фирмой.[6]
2. Тест. Проверка качества основывается
а) на безличных отчетах аудита;
б) атмосфере обвинения;
в) объективных фактах и доказательствах;
г) формальном документированном отчете;
д) все верно.
Ответ: Проверка качества основывается на:
безличных отчетах аудита;
объективных фактах и доказательствах;
формальном документированном отчете;[7]
3. Задача
Рассчитать комплексные, интегральные показатели качества холодильников, задавая их весовыми коэффициентами. Сравнить конкурентоспособность холодильников.
Параметры |
Объем холодильной камеры, Q1 |
Объем морозильной камеры, Q2 |
Температура, Q3 |
Срок службы, Q4 |
Цена,
Q5 |
Образец 1 |
120 |
10 |
-8 |
12 |
200 |
Образец 2 |
150 |
12 |
-8 |
15 |
250 |
Рассчитаем комплексный показатель качества:
1. Зададим весовые коэффициенты:
q1= 0.15
q2= 0.2
q3= 0.1
q4= 0.3
q5= 0.25
Для создания одинаковых условий оценки сумму весовых показателей принимают за единицу:
Рассчитаем комплексные показатели по принципу среднего арифметического взвешенного по формуле:
Qобр.1 = 120*0,15 + 10*0,2 + |-8|*0,1 + 12*0,3 + 200*0,25 = 56,4
Qобр.2 = 150*0,5 + 12*0,2 + |-8|*0,1 + 15*0,3 + 250*0,25 = 145,2
Рассчитаем интегральный показатель качества продукции по формуле
где Э – суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции - срок полезного использования холодильника (срок службы)
ЗС – суммарные затраты на создание продукции
ЗЭ – суммарные эксплуатационные затраты
И1 = 12/200 = 0,06 эффект/ руб.
И2 = 15/250 = 0,06 эффект/ руб.
Так как комплексный показатель качества у образца холодильника №2 выше чем у образца №1, то и конкурентоспособность холодильника образца №2 выше.
Это означает, что позиция его на потребительском рынке более выигрышная, чем у образца №1.
Литература
1. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М: ИНФРА-М, 2001. - 212 с. - (Серия «Высшее образование»)
2. Ю.И. Ребрин Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004, гл.2
3. В.В.Окрепилов Управление качеством: Учебное пособие. -ОАО "Издательство "Экономика", 1998, стр.8
4. Волков Е.С. Управление качеством: Учебно-методические материалы, Филиал АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА в г. Рубцовске, 1999г, стр.4
5. Лекции «Аудит качества» под ред. Ю.П. Адлера., 2001г
[1] Волков Е.С. Управление качеством: Учебно-методические материалы, Филиал АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА в г. Рубцовске, 1999г, стр.4
[2] Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М: ИНФРА-М, 2001. - стр.37
[3] Ю.И. Ребрин Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004, гл.2
[4] Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М: ИНФРА-М, 2001. – стр. 189
[5] Ю.И. Ребрин Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004, гл.2
[6] В.В.Окрепилов Управление качеством: Учебное пособие. -ОАО "Издательство "Экономика", 1998, стр.8
[7] Лекции «Аудит качества» под ред. Ю.П. Адлера., 2001г