Оглавление
Тема 1. Информация, данные и знания-- 4
Понятие «информация» и её определения-- 4
Вариант 53- 4
2. Приведите основные операции над данными- 4
9. В чем состоит метод представления данных с помощью продукций?- 5
Тема 2. Постановка и решение задач на компьютере-- 5
Понятие «Задача»- 5
Вариант 53- 5
5. Какие особенности характеризуют компьютерную модель?- 5
5. Какие основные понятия лежат в основе алгоритмического языка?- 6
8. Приведите классическую схему вычислительной машины-- 6
Тема 3. Сложные задачи и системный подход к их решению---- 7
Понятие «Сложная задача»- 7
Вариант 53- 7
1. Дайте определения структуры и иерархии. Приведите примеры их графического представления- 7
1. Зачем необходимо использовать технологию модульного программирования?- 8
Тема 4. Информационные ресурсы и информационное общество-- 8
Вариант 53- 8
5. Как вы представляете себе информационное общество?- 8
Тема 5. Информатика – предмет и задачи-- 9
Информатика: предмет и задачи-- 9
Вариант 53- 10
5. Какое место занимает информатика в системе наук?- 10
Тема 6. Архитектура вычислительных систем--- 11
Что такое архитектура ЭВМ? Сформулируйте определение и расшифруйте его-- 11
Вариант 53- 11
25. Какие функции выполняет прикладное программное обеспечение?- 11
Тема 7. Основные концепции построения вычислительных систем--- 12
Вариант 53- 12
9. В чем смысл визуального подхода при разработке программ?- 12
Тема 8. Архитектура персонального компьютера-- 12
Основные характеристики персонального компьютера и ориентировочные значения некоторых из них-- 12
Вариант 53- 13
17. Назовите модели микропроцессоров- 13
16. Дайте определение Рабочего стола и его элементов- 13
Тема 9. Экономическая задача и пакет прикладных программ MS Office 13
Виды и структура экономических данных-- 13
Вариант 53- 14
5. В чем суть реализации в MS Office событийно – ориентированного подхода?- 14
Тема 10. Подготовка текстовых документов. Текстовый процессор Word 14
Возможности текстового процессора MS Word-- 14
Вариант 53- 15
24. Как можно организовать данные с помощью таблиц?- 15
Тема 11. Табличное хранение данных. Табличный процессор MS Excel 15
Табличный процессор MS Excel. Основные понятия и возможности. Классы задач, решаемых с использованием Excel-- 15
Вариант 53- 15
2. Какие виды и типы данных рабочего листа вы знаете?- 15
5. Приведите примеры использования календарных функций- 15
Практическая часть задания- 17
Использование функций рабочего листа- 17
Тема 12. Инструментальные средства MS Office-- 18
12.1. Привести алгоритм записи макроса, раскрашивающего выделенный диапазон в различные цвета 18
12.2. Привести алгоритм создания пользовательской функции рабочего листа- 18
Тема 13. Концепции развития информатики-- 19
Вариант 53- 19
1. Совершенствование материально-технической базы информатики- 19
Практическая часть-- 19
1. Работа с данными рабочего листа- 19
1.1. Представление малых чисел- 19
1.2. Составление арифметической прогрессии- 19
1.3. Составление ряда дат-- 19
1.4. Представление даты в числовом формате- 19
1.5. Определение возраста в днях- 19
1.6. Определение числа дней от 9 мая 1945 до сегодняшнего- 20
1.7. Установка для ячеек пользовательского формата- 20
1.8. Окрашивание отрицательных чисел в красный цвет-- 20
1.9. Выделение диапазона ячеек в виде шахматной доски- 20
1.10. Быстрый переход к заданной ячейке- 20
2. Использование формул рабочего листа- 20
2.1. Записать формулы рабочего листа- 20
2.2. Задать два вектора и вычислить сумму- 21
2.3. Записать массивы в виде массивов констант- 22
2.4. Перемножить два вектора- 22
2.5. Выполнение поэлементного действия над матрицами, используя массив- 22
2.6. Выполнение поэлементных действий над массивами- 23
2.7. Составление таблиц истинности- 23
2.8. Результат функции И-- 23
2.9. Вычисление значения с использованием функции ЕСЛИ-- 24
2.10. Вычисление значения с использованием функции ЕСЛИ-- 24
2.11. Назначение буквенных категорий- 24
2.12. Вычисление суммы-- 25
3. Алгоритмы-- 26
3.1. Алгоритм записи макроса, раскрашивающего выделенный диапазон в разные цвета- 26
3.2. Алгоритм создания пользовательской функции- 26
Список литературы--- 27
Тема 1. Информация, данные и знания
Понятие «информация» и её определения
Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение.
Саму информацию можно определить как набор сообщений об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности и не полноты знаний. Сообщение в свою очередь является формой представления информации в виде речи, текста, изображения, графиков, таблиц, видеоизображения, звука и т. п.
В широком смысле информация – это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, людьми и машинами, живой и не живой природой. Данное определение не претендует на полноту и законченность, так как информация относится к наиболее фундаментальным понятиям, таким как материя, поле, энергия, которые лишь описываются и трактуются.
Одной из важнейших разновидностей информации является экономическая. Ее отличительная черта связь с процессами управления большими коллективами людей, организациями, предприятиями и другими экономическими структурами.
Экономическая информация – совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сферах.
Вариант 53
2. Приведите основные операции над данными
К основным операциям над данными относятся:
1) арифметические операции:
· сложение и вычитание чисел с фиксированной запятой;
· сложение и вычитание чисел с плавающей запятой;
· умножение и деление чисел
2) поразрядные операции над машинными словами и переносы
· сдвиг;
· поразрядное логическое умножение;
· сравнение;
3) логические операции:
· проверка знака;
· проверка переполнения;
· проверка наличия нулей во всех разрядах;
· проверка абсолютной величины
4) операции, изменяющие содержимое регистра команд:
· выборка команды;
· операции изменения команды;
· изменение команды на содержимое индексного или базисного регистра;
5) операции перехода:
· безусловные переходы;
· условные переходы;
6) операции, изменяющие содержимое индексного или базового регистра:
· засылка в индексный регистр;
· модификация содержимого индексного регистра;
7) операции над буквенной информацией:
· определение длины слова;
· перенос слова с одного места оперативной памяти в другое;
· выделение определенной части заданного слова;
· включение между словами пробелов;
· деление строки слов на более мелкие строки;
· сравнение двух строк и др.
9. В чем состоит метод представления данных с помощью продукций?
Пусть на алфавите ∑ задано конечное множество упорядоченных ∑-слов
{(i1, r1),…, (in, rn)}.
Каждая пара (ii, ri) – это правило, называемое продукцией, с левой частью ii и правой частью ri оно обычно записывается в виде li→ri.
Пусть u и v - ∑-слова, а l→r – продукция, тогда говорят, что слово ulv непосредственно производит слово urv; это записывается как ulv→ urv.
Таким образом, ω непосредственно производит ω’, если ω’ является результатом применения продукции к некоторой подстроке ω. Если ω1 => ω2 => … => ωn-1 => ωn, то говорят, что ω1 производит ωn; это записывается в виде .
Таким образом, ω порождает ω’, если ω’ получается из ω с помощью последовательности непосредственных производных. Пусть, например, ∑ - это {a, b} и пусть продукциями являются {ab → ba}, {ba → ab}, тогда aabba приводит к baaab с помощью последовательности подстановок aabba => ababa => baaba => baaab.
Ясно, что ω производит любую перестановку ω. Во втором примере с продукциями {ab → ba , bc → ∆} ω производит ∆ (пустое слово) тогда и только тогда, когда в ω содержится одно и то же число букв a и b.
Тема 2. Постановка и решение задач на компьютере
Понятие «Задача»
Задача – совокупность действий по преобразованию информации.
Вариант 53
5. Какие особенности характеризуют компьютерную модель?
Эффективное применение компьютерных систем в социальной среде, т. е. в управлении, науке, образовании -- подразумевает наличие четких понятий и показателей измерения интеллектуальной работы в рамках сложной системы " человек-компьютер". Но таких четких, общепринятых понятий и показателей нет и речь идет о методах определения реальной эффективности компьютерной системы, а не эксплуатационных характеристик систем, которые могут быть высокими, а отдача -- низкая. Сложность измерения эффекта вытекает из того, что работа (отдача) в рамках системы должна оцениваться тем же способом, что и работа человека. Следовательно, необходимо разработать модели интеллектуальных процессов исходя из того, что это информационный процесс, в котором человек (интеллект) выступает активным элементом.
Известные подходы: а) нейромодельный и б) искусственный интеллект используют конкретные модели, реализующие, как правило, физиологические или психологические представления об интеллектуальном процессе. Эти представления или модели, с нашей точки зрения, недостаточно системны для нужд информатики, отмеченных выше, т. к. не используют подобия потоков информации в технических и биологических системах. В первом приближении речь идет о том, что, используя анализ модели прикладной информационной системы, можно строить методику анализа информационного процесса вообще и интеллектуального процесса в частности.
В общем случае, располагая данными психофизического и (или) компьютерного эксперимента, для указанных моделей интеллектуальных систем можно строить интерполяционные или аппроксимационные зависимости, связывающие показатели эффективности работы систем с характеристиками интеллекта пользователя. Следует отметить, что рассматриваемый подход позволяет корректно и осознанно подходить к организации психофизических и компьютерных экспериментов с интеллектуальными системами. А также имеет особую ценность на ранних этапах проектирования или эксплуатации таких систем в условиях ограниченного количества достоверных данных о показателях работы.
5. Какие основные понятия лежат в основе алгоритмического языка?
Основной конструкцией (записью алгоритма) на машинном языке является программа. При вводе в ЭВМ приказов, образующих программу, команды размещаются в ячейках памяти ЭВМ, номера которых совпадают с собственными адресами команд. Отсюда следует, что каждый собственный адрес в программе, имеющий смысл, может встречаться только один раз.
Особенностью машинных алгоритмических языков является то обстоятельство, что каждому коду операции отвечает не одна какая-либо элементарная машинная операция, а целый комплекс таких операций. При выполнении команды исходные данные для элементарных операций выбираются из ячеек, которые указаны в адресах, стоящих в команде на определенных местах; результаты фиксируются в ячейках, указанных в адресах, стоящих в команде на других местах. При этом, кроме операции, нужной для решения задачи, одновременно выполняются и некоторые другие операции (результаты которых при дальнейшем выполнении программы игнорируются). Морфемы (признаки) и индексы служат дополнениями к кодам операций и адресам.
Алгоритм выполнения машинного языка обычно весьма прост и отражает процесс работы ЭВМ.
Сущность этого алгоритма в общих чертах заключается в том, что значение некоторой величины l, называемой счетчиком команд, рассматривают как собственный адрес некоторой команды. Находят приказ, содержащий этот собственный адрес. Входящую в его состав команду присваивают в качестве значения некоторой величины r, называемой регистром команд. Из r выделяют код операции, по которому узнают формат команды и набор операций, которые должны быть выполнены по данной команде. После выполнения команды описанный цикл повторяется.
8. Приведите классическую схему вычислительной машины
В вычислительной машине можно выделить несколько основных блоков. Между этими блоками существуют следующие связи:
Рис. 1.Классическая схема цифровой вычислительной машины
Тема 3. Сложные задачи и системный подход к их решению
Понятие «Сложная задача»
Сложной или труднорешаемой (нерешаемой) задачей можно называть такую задачу, для которой не существует эффективного алгоритма решения.
Вариант 53
1. Дайте определения структуры и иерархии. Приведите примеры их графического представления
СТРУКТУРА (от лат . structura - строение - расположение, порядок), совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
ИЕРАРХИЯ (от греч . hieros - священный и arche - власть) - расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви; в социологии - для обозначения социальной структуры общества, бюрократии; в общей теории систем - для описания любых системных объектов; в теории организации - принцип управления; в лингвистике различают иерархию уровней (ярусов) языка; в графов теории - иерархический граф (т. н. "дерево").
Примером структуры является приведенная в предыдущем разделе простейшая структура ЭВМ.
Примером иерархии является размещение файлов на носителе:
Рис. 2. Пример иерархической структуры
1. Зачем необходимо использовать технологию модульного программирования?
Первое, что необходимо сделать, начиная этап разработки системы, определить ее разбиение на некоторое количество компонентов - модулей. Модуль не является ни объектом, ни функцией; модуль - это набор (пакет) классов и отдельных объектов, подсистем, зависимостей, операций, событий и ограничений, которые взаимосвязаны и имеют достаточно хорошо определенный и по возможности небольшой интерфейс с другими модулями. Часто модуль включает одну подсистему, являясь ее реализацией. Модуль (подсистема) обычно определяется через службы, которые он обеспечивает. Службой называется набор взаимосвязанных функций, которые совместно обеспечивают какую-либо функциональность, например, выполнение ввода-вывода, отрисовку картинок, выполнение арифметических действий. Подсистема определяет согласованный способ рассмотрения одной из сторон прикладной задачи, для решения которой разрабатывается рассматриваемая система. Например, система файлов - подсистема операционной системы; она обеспечивает набор взаимосвязанных абстрактных операций, которые в большой степени (но не полностью) независимы от абстрактных операций, обеспечиваемых другими подсистемами. Эта подсистема может быть реализована в виде отдельного модуля.
При использовании модульного программирования значительно упрощается процесс разработки и отладки программ.
Тема 4. Информационные ресурсы и информационное общество
Вариант 53
5. Как вы представляете себе информационное общество?
Обобщая существующие подходы к трактовке понятия "информационное общество" (ИО), можно сказать, что в настоящее время под таковым понимается:
общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, порожденной взрывным развитием и конвергенцией информационных и коммуникационных технологий;
общество знания, т.е. общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней;
глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; которое с одной стороны способствует взаимопроникновению культур, а с другой - открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации.
Информационное общество будет постепенно трансформироваться в "общество мудрости", где с помощью научной обработки данных и информации, научной поддержки знания будут приниматься хорошо продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех ее аспектах. Мудрость, основанная на информации и знании, поможет сформировать общество, существующее в благоприятной окружающей среде, принимающее во внимание интересы и благосостояние каждого и стремящееся к включению всех граждан в активную продуктивную деятельность, придающее социальным и культурным аспектам жизни не меньшее значение, чем материальным и экономическим.
По определению германских специалистов, информационное общество - это общество, в котором решающую роль играет приобретение, обработка, хранение, передача, распространение, использование знания и информации, в том числе с помощью интерактивного взаимодействия и обеспечивающих его постоянно совершенствующихся технических возможностей.
В будущем будет существовать несколько типов информационного общества, как некогда существовало несколько моделей индустриального общества. Ключевыми признаками при определении типа общества станут: степень обеспеченности равенства прав граждан на доступ к основному ресурсу - информации; степень участия в жизни общества и самореализации людей с ограниченными физическими возможностями.
Важнейшей особенностью информационного общества является перенос акцента в производстве с использования материалов на оказание услуг, что влечет за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии. "Терциаризация" экономики (т.е. преимущественное развитие третичного сектора экономики - оказания услуг) приводит к существенному изменению удельного веса отраслей экономики в формировании НВП. Например, в европейских странах, где информационное общество значительно продвинулось в развитии, более половины (55%) оборота средств в информационной индустрии приходится на создание информационных продуктов и технологий и лишь 45% - на производство техники; в индустрии связи разрыв еще более радикальный: 80% составляют телекоммуникационные услуги и только 20% - производство средств коммуникации.
Одной из основополагающих характеристик информационного общества является, как было указано выше, его глобальный характер. В процессе его формирования постепенно стираются границы между странами и людьми, радикально меняется структура мировой экономики, значительно более динамичным и конкурентным становится рынок. Для каждого государства в этих условиях критическое значение приобретает развитие национальной информационной инфраструктуры и ее эффективная включенность в глобальную информационную инфраструктуру
Тема 5. Информатика – предмет и задачи
Информатика: предмет и задачи
Информатика - научная дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности всех процессов обмена информацией при непосредственном устном и письменном общении специалистов до формальных процессов обмена посредством различных носителей информации. Значительную часть этих процессов составляет научно-информационная деятельность по сбору, переработке, хранению, поиска и распространению информации.
Информатика решает следующие задачи:
· Исследование информационных процессов любой природы.
· Разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов.
· Решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.
Вариант 53
5. Какое место занимает информатика в системе наук?
Рассмотрим место науки информатики в традиционно сложившейся системе наук (технических, естественных, гуманитарных и т.д.). В частности, это позволило бы найти место общеобразовательного курса информатики в ряду других учебных предметов.
Напомним, что по определению А.П.Ершова информатика - "фундаментальная естественная наука". Академик Б.Н.Наумов определял информатику "как естественную науку, изучающую общие свойства информации, процессы, методы и средства ее обработки (сбор, хранение, преобразование, перемещение, выдача)".
Уточним, что такое фундаментальная наука и что такое естественная наука. К фундаментальным наукам принято относить те науки, основные понятия которых носят общенаучный характер, используются во многих других науках и видах деятельности. Нет, например, сомнений в фундаментальности столь разных наук как математика и философия. В этом же ряду и информатика, так как понятия "информация", "процессы обработки информации" несомненно имеют общенаучную значимость.
Естественные науки - физика, химия, биология и другие - имеют дело с объективными сущностями мира, существующими независимо от нашего сознания. Отнесение к ним информатики отражает единство законов обработки информации в системах самой разной природы - искусственных, биологических, общественных.
Однако многие ученые подчеркивают, что информатика имеет характерные черты и других групп наук - технических и гуманитарных (или общественных).
Рис. 3. Место информатики в системе наук
Черты технической науки придают информатике ее аспекты, связанные с созданием и функционированием машинных систем обработки информации. Так, академик А.А.Дородницын определяет состав информатики как "три неразрывно и существенно связанные части: технические средства, программные и алгоритмические". Первоначальное наименовании школьного предмета "Основы информатики и вычислительной техники" в настоящее время изменено на "Информатика" (включающее в себя разделы, связанные с изучением технических, программных и алгоритмических средств). Науке информатике присущи и некоторые черты гуманитарной (общественной) науки, что обусловлено ее вкладом в развитие и совершенствование социальной сферы. Таким образом, информатика является комплексной, междисциплинарной отраслью научного знания, как это изображено на рис. 3.
Тема 6. Архитектура вычислительных систем
Что такое архитектура ЭВМ? Сформулируйте определение и расшифруйте его
Под архитектурой ЭВМ понимается совокупность общих принципов организации аппаратно-программных средств и их характеристик, определяющая функциональные возможности ЭВМ при решении соответствующих классов задач.
Архитектура ЭВМ охватывает широкий круг проблем, связанных с построением комплекса аппаратных и программных средств и учитывающих множество факторов. Среди этих факторов важнейшими являются: стоимость, сфера применения, функциональные возможности, удобство эксплуатации, а одним из главных компонентов архитектуры являются аппаратные средства.
Вариант 53
25. Какие функции выполняет прикладное программное обеспечение?
ТЕКСТОВЫЕ РЕДАКТОРЫ. Текстовые редакторы (word processing software) позволяют выполнять обработку текстовых данных с помощью компьютера. Эти программы избавляют пользователей от многократного набора текстов на печатающих машинках, а также позволяют качественно оформлять текстовые документы, изменяя межстрочный интервал, размеры полей, размер букв и ширину колонок текста. Наиболее популярные текстовые редакторы – Microsoft Word и WordPerfect. Современные текстовые редакторы содержат модули, существенно облегчающие и автоматизирующие ввод и обработку текста: проверку орфографии и грамматики, автоматический перенос слов, словарь синонимов, опции почтовой рассылки и проч.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ. Электронные таблицы (spreadsheets) представляют собой компьютеризированные версии традиционных финансовых инструментов для расчетов и моделирования, таких как блокнот, карандаш и калькулятор. Электронные таблицы состоят из колонок и рядов, образующих сетку ячеек. В ячейки заносятся данные и формулы. При изменении значений в ячейках, все связанные с этими ячейками формулы автоматически перерасчитываются. Электронные таблицы применяются для выполнения задач, где требуется производить множество вычислений с блоками связанных друг с другом данных. Их также применяют для моделирования и анализа типа "что-если". После того как пользователь создаст набор математических взаимосвязей, электронная таблица будет автоматически выполнять перерасчет, подставляя различные блоки входных значений. Большинство приложений электронных таблиц имеют встроенные функции построения многих видов графиков и диаграмм. Это удобно для проведения анализа полученных результатов расчетов.
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ. Если электронные таблицы удобны для вычислений, то системы управления базами данных (database management systems), или СУБД, предназначены для манипулирования данными различных типов – текстовыми, числовыми, графическими и другими. СУБД для персональных компьютеров оснащены функциями создания баз данных, формирования запросов, анализа данных, генерирования отчетов, программирования и многими другими, что позволяет компаниям создавать собственные небольшие информационные системы. Популярными приложениями для работы с базами данных являются Microsoft Access, Paradox, Microsoft FoxPro.
Тема 7. Основные концепции построения вычислительных систем
Вариант 53
9. В чем смысл визуального подхода при разработке программ?
Широкое внедрение вычислительной техники в различные сферы деятельности человека стимулировало развитие автоматизированных методов и инструментальных средств создания прикладного программного обеспечения (ПО). Производство современного ПО происходит на фоне высоких требований к его качеству, так как сложность и ответственность выполняемых им функций непрерывно возрастает. Создание качественной программы, как и любого другого продукта, зависит не только от опыта разработчика, но и от инструмента, которым он пользуется. "Идеальной" технологией программирования была бы такая технология, которая по некоторому неформальному описанию объекта программирования автоматически генерировала бы текст синтаксически и семантически корректной программы.
Разработка любого программного средства может быть представлена как процесс, состоящий из ряда последовательных преобразований одного описания решаемой задачи в другое, начиная от постановки задачи и заканчивая программой, реализованной в кодах конкретной ЭВМ.
В последнее время в связи с совершенствованием технических средств отображения информации утверждается новый графический подход к решению проблемы автоматизации разработки ПС, основанный на идее привлечения визуальных форм представления программ, в большей степени соответствующих образному способу мышления человека. Применение графических методов обещает кардинально повысить производительность труда программиста. Кроме того, графическая форма записи по сравнению с текстовым представлением программ обеспечивает более высокий уровень их структуризации, соблюдение технологической культуры программирования, предлагает более надежный стиль программирования.
Одним из основных факторов повышения эффективности и надежности программирования можно считать придание образности формам спецификации данных и описания алгоритма. В этом смысле главный недостаток существующих технологий программирования заключается в преимущественно текстовых формах представления основных компонент программы, что делает программу невыразительной и чрезвычайно затрудняет ее восприятие человеком.
Тема 8. Архитектура персонального компьютера
Основные характеристики персонального компьютера и ориентировочные значения некоторых из них
· тип основного микропроцессора и материнской платы: процессоры Intel или AMD. Современные значения: Pentium 4 и Athlon. Соответственно материнские платы под тот или иной процессор: socket 478 либо socket A.
· объем основной и внешней памяти. Типичные современные значения: оперативная память – 256 МБ, объем памяти жесткого диска – 80 ГБ.
· номенклатуру устройств внешней памяти;
· виды системного и локального интерфейсов;
· тип видеоадаптера и видеомонитора. Сейчас применяются видеокарты фирм NVidia и ATI. Объем видеопамяти 64 или 128 МБ. Постепенно уходят из использования мониторы на электронно-лучевой трубке, и их заменяют жидкокристаллические. Распространенная диагональ экрана – 19 дюймов.
· типы клавиатуры, принтера, манипулятора, модема и др. Большое разнообразие различных устройств.
Вариант 53
17. Назовите модели микропроцессоров
Pentium.
Tillamook.
Pentium Pro.
Pentium II/III.
Deschutes.
Tonga.
Celeron.
Covington.
Mendocino.
Dixon.
Coppermine - Pentium III.
Coppermine (FC-PGA 370).
Xeon.
Pentium 4 aka Willamette.
Northwood.
Itanium.
K5.
K6-2.
Sharptooth (K6-III).
K6-2+.
K6-III+.
K7 (Athlon).
Magnolia.
Thunderbird.
Spitfire aka Duron.
Mustang.
Corvette.
Palomino.
ClawHammer.
16. Дайте определение Рабочего стола и его элементов
Рабочий стол – это основная область, отображаемая на экране в среде Windows. Здесь расположена иконка Корзина, панель задач, где находится кнопка Пуск, область уведомления в правой нижней части экрана, значки и окна приложений, папок и т.д.
На Рабочем столе размещаются ярлыки, позволяющие быстро запустить программу, открыть файл или папку, таким образом, не приходится искать нужные ресурсы на жестком диске.
Панель задач служит для отображения ярлыков всех запущенных в данный момент приложений. Это позволяет осуществлять быстрый переход между запущенными приложениями.
В правом нижнем углу рабочего стола расположены системные часы и языковая панель, при помощи которой осуществляется переключение языка.
Тема 9. Экономическая задача и пакет прикладных программ MS Office
Виды и структура экономических данных
Одной из важнейших разновидностей информации является экономическая. Ее отличительная черта связь с процессами управления большими коллективами людей, организациями, предприятиями и другими экономическими структурами.
Экономическая информация – совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сферах.
Часто кроме употребления термина информация используется термин данные, которые существенно различаются.
Информация – это сообщения, которые реально, практически используются. Данные – это сообщения, наблюдения которые не используются, а только хранятся. Если появляется возможность использовать их для уменьшения неполноты знаний о чем-либо они превращаются в информацию.
Вариант 53
5. В чем суть реализации в MS Office событийно – ориентированного подхода?
Суть (событийно-ориентированного) проблемно-ориентированного подхода в MS Office заключается в том, что выполнение некоторых действий начинается только после проявления некоторого события.
Например, при попытке записи информации на некоторый носитель, будет выдано сообщение об ошибке, если устройство, на которое планируется запись. К примеру, нет дискеты в дисководе.[1]
Тема 10. Подготовка текстовых документов. Текстовый процессор Word
Возможности текстового процессора MS Word
Программа Microsoft Word является многофункциональной системой обработки текстов. Поскольку текстовый процессор Word работает в среде Windows то на первом месте среди ее достоинств стоит исключительная дружественность пользователю.
Управление всеми пунктами меню и командами может выполняться как с помощью мыши, так и с помощью горячих клавиш (Short-Cuts), для экономии времени пользователя на выполнение определенного набора операций. Представление WYSIWYG (Wat You See Is What You Get) позволяет просмотреть на экране готовый к печати документ не затрачивая время и бумагу на распечатку пробных страниц. Форматирование символов, например курсивное или жирное имеет адекватное представление на экране. И это справедливо для любых гарнитур и кеглей.
Редактор Microsoft Word так же как и Microsoft Wondows разработаны одной корпорацией. Это позволяет обеспечить максимальную согласованность этих систем друг с другом, а так же с другими программами совместимыми с Microsoft Windows. Тексты и иллюстрации многих форматов могут быть импортированы в Word непосредственно из других программ и встроены в текст документа. В результате такой процедуры они становятся частью текстового файла WinWord или продолжают при этом существовать отдельно благодаря механизму объективного связывания и встраивания (Objekt Linking And Embeding).
Так же присутствует ряд хорошо зарекомендовавших себя функций, такие как возможность не прерывая работу с документом распечатать некоторые страницы. В этом случае программа управления печатью с буферизацией берет на себя наблюдение за печатью на заднем плане.
Письма и факсы, записки и отчеты, публикации и web страницы – вот далеко не полный перечень документов с над которыми пользователь имеет возможность работать используя текстовый процессор Word.
Вариант 53
24. Как можно организовать данные с помощью таблиц?
Организовать данные при помощи таблиц можно двумя способами:
Если данные зависят только от одного параметра:
Наименование параметра |
Значение параметра |
Параметр 1 |
Значение параметра 1 |
Параметр 2 |
Значение параметра 2 |
………………………………………… |
………………………………………… |
Параметр N |
Значение параметра N |
Но если некоторая функция зависит двух параметров, то значения функции отображается на пересечении строк, со значениями одного параметра, и столбцов, со значениями другого параметра:
|
Параметр а1 |
…………………… |
Параметр аN |
Параметр b1 |
F(a1,b1) |
|
F(aN,b1) |
…………………… |
…………………… |
…………………… |
…………………… |
Параметр bN |
F(a1,bN) |
…………………… |
F(aN,bN) |
Тема 11. Табличное хранение данных. Табличный процессор MS Excel
Табличный процессор MS Excel. Основные понятия и возможности. Классы задач, решаемых с использованием Excel
Excel – это очень мощный инструмент для решения задач, имеющих дело с массивами разнообразных данных, поэтому область его применения обширна, начиная от бухгалтерских и складских задач и заканчивая расчетами энергетики спутниковых линий. В Excel удобно решать задачи линейной алгебры, такие как работа с матрицами и др. Так же есть все возможности по полноценной работе (сортировка, выборка, сводные таблицы, анализ) с базами данных. Благодаря наличию языка программирования в Excel возможно создания различных пользовательских программ, которые автоматизируют специфические стандартные задачи.[2]
Вариант 53
2. Какие виды и типы данных рабочего листа вы знаете?
Бывает два вида данных рабочего листа:
вводимые
вычисляемые
Существуют следующие типы данных рабочего листа
число
текст
логическое значение
значение ошибки
массив
5. Приведите примеры использования календарных функций
ДАТА Возвращает заданную дату в числовом формате Microsoft Excel.
ДАТАЗНАЧ Преобразует дату из текстового формата в числовой.
ДЕНЬ Преобразует дату в числовом формате в день месяца.
ДНЕЙ360 Вычисляет количество дней между двумя датами на основе 360-дневного года.
ДАТАМЕС Возвращает дату в числовом формате, отстоящую на заданное число месяцев вперед или назад от начальной даты.
КОНМЕСЯЦА Возвращает дату в числовом формате для последнего дня месяца, отстоящего вперед или назад на заданное число месяцев.
ЧАС Преобразует дату в числовом формате в часы.
МИНУТЫ Преобразует дату в числовом формате в минуты.
МЕСЯЦ Преобразует дату в числовом формате в месяцы.
ЧИСТРАБДНИ Возвращает количество рабочих дней между двумя датами.
ТДАТА Возвращает текущую дату и время в числовом формате.
СЕКУНДЫ Преобразует дату в числовом формате в секунды.
ВРЕМЯ Возвращает заданное время в числовом формате.
ВРЕМЗНАЧ Преобразует время из текстового формата в числовой формат.
СЕГОДНЯ Возвращает числовой формат текущей даты.
ДЕНЬНЕД Преобразует дату в числовом формате в день недели.
НОМНЕДЕЛИ Преобразует числовое представление в число, которое указывает, на какую неделю года приходится указанная дата.
РАБДЕНЬ Возвращает дату в числовом формате, отстоящую вперед или назад на заданное количество рабочих дней.
ГОД Преобразует дату в числовом формате в год.
ДОЛЯГОДА Возвращает долю года, которую составляет количество дней между начальной и конечной датами.
18. Составление ряда дат
Составить ряд дат: начальная дата = 19.05.1998; конечная дата = 19.05.2000; шаг изменения = месяц.
Для ячейки А1 заладим формат Дата и введем в нее начальную дату 19.05.1998.
Подведем указатель мыши к правому нижнему углу ячейки А1, нажмем правую кнопку мыши и не отпуская ее расширим выделение на диапазон A1 – Y1. При отпускании кнопки мыши появится контекстное меню, в котором выберем интервал дат – месяц.
Начало ряда дат в окне Microsoft Excel будет иметь вид:
Рис. 4. Вид окна Microsoft Excel с рядом дат
Использование формул рабочего листа
Назначить буквенную категорию числам, на которые ссылаются по имени СреднийБалл. Категории приведены в следующей таблице.
СреднийБалл Категория
Больше 89 A
От 80 до 89 B
От 70 до 79 C
От 60 до 69 D
Меньше 60 F
Объяснить решение.
ЕСЛИ(СреднийБалл>89;»A»;ЕСЛИ(СреднийБалл>79;»B»;
ЕСЛИ(СреднийБалл>69;»C»;ЕСЛИ(СреднийБалл>59;»D»;»F»))))
Здесь записано вложенная конструкция условий. Если выполняется первое условие, то функция получит значение «А», а остальные условия опускаются.
Если же ни одно из 4 условий не выполнено, то функция получит значение по умолчанию, т.е. «F».
Практическая часть задания
Использование функций рабочего листа
Задать в рабочем листе два вектора. Вычислить:
В ячейки B3 – B22 введен значения переменных xi, а в ячейки C3 – C22 – значения переменных yi.
В ячейку D3 введем формулу =СТЕПЕНЬ(B3-C3;2). При помощи автозаполнения скопируем эту формулу во все ячейки диапазона D4 – D22. При этом ссылки на ячейки, участвующие в формуле, будут изменяться автоматически.
В ячейку E3 введем формулу =СТЕПЕНЬ(B3+C3;2), которую перенесем во все ячейки диапазона E4 – E22 по средствам автозаполнения.
В ячейку F3 введем формулу =СТЕПЕНЬ(B3;2)-СТЕПЕНЬ(C3;2), после чего, перенесем эту формулу во все ячейки F4 – F22.
В ячейки B24, C24, D24, E25 и F24 введем формулу суммирования =СУММ(B3:B22), =СУММ(C3:C22), =СУММ(D3:D22), =СУММ(E3:E22) и =СУММ(F3:E22), которые будут суммировать все значения по каждому столбцу.
В результате окно Microsoft Excel в режиме просмотра формул будет иметь вид:
А в режиме расчета формул окно имеет вид:
Тема 12. Инструментальные средства MS Office
12.1. Привести алгоритм записи макроса, раскрашивающего выделенный диапазон в различные цвета
Шаг 1. Выполнить пункт главного меню Microsoft Excel Сервис > Макрос > Начать запись.
Шаг 2. Задать имя макроса.
Шаг 3. Перейти к необходимой ячейке.
Шаг 4. Из контекстного меню выбрать пункт Формат ячеек.
Шаг 5. Перейти на вкладку Вид и выбрать цвет заливки ячеек.
Шаг 6. Повторять шаги 4 и 5 для всех остальных ячеек диапазона.
Шаг 7. Завершить запись мастера, нажав кнопку останова записи макроса.
12.2. Привести алгоритм создания пользовательской функции рабочего листа
Привести алгоритм создания функции
Пусть в некоторой ячейке Х записано значение переменной х, а в некоторую ячейку Y нужно записать следующую функцию:
=2*СТЕПЕНЬ(A13;2)/(КОРЕНЬ(A13+1))+10*СТЕПЕНЬ(A13;4)/(КОРЕНЬ(СТЕПЕНЬ(A13;2))+1)
Тема 13. Концепции развития информатики
Вариант 53
1. Совершенствование материально-технической базы информатики
Совершенствование материально-технической базы информатики можно подразделить на этапы:
I) 1955 - 1960 - на электронных лампах.
II) 1960 - 1965 - полупроводниковые транзисторы
III) 1965 - Интегральные Схемы. Компоненты: диоды, транзисторы, резисторы, проводники. Степень интеграции - количество электронных компонентов на площади:
1 степень - 10 компонентов - СИС
2 степень - 100 компонентов - БИС
3 степень - 1000 компонентов - СБИС
IV) 1975 - 1985 - на БИС и СБИС
V) 1985 - 1995 - оптико-электронная схема на лазерах
VI) с 1995 - схемы не органических молекулах (ГЕНОИНЖЕНЕРИЯ).
Практическая часть
1. Работа с данными рабочего листа
1.1. Представление малых чисел
В ячейку D1 введем 0,0000000000000000000000000152465556664854214. Excel автоматически его преобразует в вид: 1,52E-26.
1.2. Составление арифметической прогрессии
В ячейку D3 введем 2,3 – начальное значение арифметической прогрессии. Выберем пункт главного меню Правка > Заполнить < Прогрессия. Зададим параметры прогрессии: расположение – по строкам, тип – арифметическая, шаг – 5, предельное значение 230.
В результате первые 10 членов прогрессии будут:
Арифметическая прогрессия |
2,3 |
3,3 |
4,3 |
5,3 |
6,3 |
7,3 |
8,3 |
9,3 |
10,3 |
11,3 |
12,3 |
1.3. Составление ряда дат
Выделим ячейки A5 - HW5 и зададим для них формат Дата. В ячейку D5 введем дату 19.05.1998. В ячейке D5 начнем перемещать мышью вправо правый нижний маркер. Для установки шага заполнения выберем параметры автозаполнения. Из выпадающего списка выберем заполнить по месяцам.
Будет получен следующий ряд дат:
19.05.1998 |
19.06.1998 |
19.07.1998 |
19.08.1998 |
19.09.1998 |
19.10.1998 |
… |
19.05.2000 |
1.4. Представление даты в числовом формате
В ячейку D7 введем дату функцию Сегодня, которая автоматически вставляет текущую дату. Затем изменим для этой ячейки формат данных на числовой. В итоге в ячейке будет записано 38336,00. Это число означает, сколько прошло дней с 1 января 1900 г. до текущей даты.
1.5. Определение возраста в днях
Зададим для ячеек D10, D11 формат дата. В ячейку D11 введем функцию Сегодня, а в ячейку D10 – дату рождения. В ячейку Е10 введем формулу «=D10», но для ячейки Е10 зададим числовой формат. При этом даты будут пересчитаны в количестве дней с 01.01.1900. Разность между полученными результатами и будет количество дней, пройденных со дня рождения.
1.6. Определение числа дней от 9 мая 1945 до сегодняшнего
В ячейку D15 введем текущую дату, используя функцию Сегодня. В ячейку D14 – 09.05.1945. Далее поступим таким же способом, как и в прошлом примере. В ячейку Е14 введем формулу «=D14», а в ячейку Е15 «=D15». Для ячеек Е14 и Е15 зададим числовой формат. При этом значения дат будут пересчитаны в числе дней с 01.01.1900.
1.7. Установка для ячеек пользовательского формата
Для установки пользовательского формата одной или более ячеек нужно выделить ячейки, для которых нужно сменить формат и из контекстного меню вызвать пункт Формат ячеек. В открывшемся одноименном окне нужно установить все необходимые параметры.
1.8. Окрашивание отрицательных чисел в красный цвет
Для этого из контекстного меню Формат ячеек на вкладке Число зададим соответствующее отображение отрицательных чисел. В результате при вводе отрицательных чисел в диапазон они будут красными. Например,
Выделение |
2,00 |
3,00 |
-5,00 |
-8,00 |
6,00 |
1.9. Выделение диапазона ячеек в виде шахматной доски
Выделить ячейки в виде шахматной доски можно удерживая клавишу Ctrl. Получим:
1.10. Быстрый переход к заданной ячейке
Для быстрого перехода, например, к ячейке R1630 нужно выбрать пункт главного меню Правка > Перейти и ввести R1630.
2. Использование формул рабочего листа
2.1. Записать формулы рабочего листа
Вместо всех констант α, b, c, d, e, f и т.д. можно будет подставлять ссылки на соответствующие ячейки с данными.
=1/(1-1/(α+b))
= 1-2*x+3* СТЕПЕНЬ(x;2)-4*СТЕПЕНЬ(x;3)
= α/(b*z/(d*e/(f*h)))
= (СТЕПЕНЬ(x;2)+ СТЕПЕНЬ(y;2)) /
/ (1-( СТЕПЕНЬ(x;2)- СТЕПЕНЬ(y;2))/2)
= α*z*e*h/(b*d*f)
= (α+b-1,7)/(e+d/(e+f+0,5))
Сложные формулы:
= (КОРЕНЬ(ABS(x+1))-КОРЕНЬ(ABS(y))) /
(1+СТЕПЕНЬ(x;2)/2+СТЕПЕНЬ(y;2)/2)
=3+EXP(y-1)/(1+СТЕПЕНЬ(x;2)*
ABS(y-TAN(z)))
=2*COS(x-ПИ()/6)/(1/2+СТЕПЕНЬ(SIN(y);2))
=(SIN(КОРЕНЬ(x)-1)+2*ABS(y))/(COS(2+y))
2.2. Задать два вектора и вычислить сумму
Для примера, первый вектор зададим как арифметическую прогрессию с начальным значением 1 и с шагом 1, а второю –с начальным значением 10 и шагом 10.
Сумма векторов |
|
|
|
|
Векторов X |
Векторов Y |
|
|
|
1 |
10 |
81 |
121 |
-8080 |
2 |
20 |
324 |
484 |
-129280 |
3 |
30 |
729 |
1089 |
-654480 |
4 |
40 |
1296 |
1936 |
-2068480 |
5 |
50 |
2025 |
3025 |
-5050000 |
6 |
60 |
2916 |
4356 |
-10471680 |
7 |
70 |
3969 |
5929 |
-19400080 |
8 |
80 |
5184 |
7744 |
-33095680 |
9 |
90 |
6561 |
9801 |
-53012880 |
10 |
100 |
8100 |
12100 |
-80800000 |
11 |
110 |
9801 |
14641 |
-118299280 |
12 |
120 |
11664 |
17424 |
-167546880 |
13 |
130 |
13689 |
20449 |
-230772880 |
14 |
140 |
15876 |
23716 |
-310401280 |
15 |
150 |
18225 |
27225 |
-409050000 |
16 |
160 |
20736 |
30976 |
-529530880 |
17 |
170 |
23409 |
34969 |
-674849680 |
18 |
180 |
26244 |
39204 |
-848206080 |
19 |
190 |
29241 |
43681 |
-1,053E+09 |
20 |
200 |
32400 |
48400 |
-1,293E+09 |
|
|
|
|
|
210 |
2100 |
232389 |
347270 |
-5,839E+09 |
2.3. Записать массивы в виде массивов констант
=> {={1;2;3;4;5:6;7;8;9;10}}
=> {={1:2:3:4}}
=> {={1;2;3;4;5;6;7;8;9;10}}
=> {={1;2:ИСТИНА;ЛОЖЬ}}
2.4. Перемножить два вектора
Даны два вектора: (1 2 3 4) (4 3,75 3,25 2,5).
Первый вектор зададим в виде диапазона. Запишем его в ячейки C97:F97.
Второй в виде массива констант. В ячейке С98 введем равенство, после которого {4;3.75;3.25;2.5}.
В ячейку С96 введем знак «=». Выделим ячейки С97:F97, введем знак «*» и выделим ячейки C98:F98. Нажмем Ctrl-Shift-Enter.
В итоге получим:
Произвед. векторов |
4 |
7,5 |
9,75 |
10 |
Первый вектор |
1 |
2 |
3 |
4 |
Второй вектор |
4 |
3,75 |
3,25 |
2,5 |
2.5. Выполнение поэлементного действия над матрицами, используя массив
Первый массив введем в диапазон ячеек А65:В66 и D65:E66. Сумму этих массивов поместим в ячейки C68:D69.
Выделим диапазон C68:D69, в который будет записан массив суммы, в ячейку D68 введем знак «=». Выделим диапазон A65:B66, введем + и выделим диапазон D65:Е66 с исходными массивами.
Нажмем Ctrl+Shift+Enter.
Аналогичным образом произведем остальные действия над массивами.
В результате получим:
Действия над маccивами |
||||
Массив А |
Массив В |
|||
2 |
1 |
|
6 |
-8 |
3 |
4 |
|
4 |
9 |
|
|
|
|
|
Сумма массивов |
8 |
-7 |
|
|
|
|
7 |
13 |
|
|
|
|
|
|
Разность массивов |
-4 |
9 |
|
|
|
|
-1 |
-5 |
|
|
|
|
|
|
Произведение массивов |
-32 |
-63 |
|
|
|
|
-7 |
-65 |
|
|
|
|
|
|
Частное массивов |
0,333333 |
-0,125 |
|
|
|
|
0,75 |
0,44444444 |
|
2.6. Выполнение поэлементных действий над массивами
Зададим константами массив А. Для этого выделим диапазон А82:В83. В ячейку А82 введем «=». После которого введем «{2;5,8;9}».
В диапазон D82:E83 аналогично введем массив «{2;7:5;2}».
Все действия (+, -, *, /) над этими массивами будут выполняться аналогично описанным в пункте 2.5. Получим результаты:
Массив А |
|
Массив B |
||
2 |
5 |
|
4 |
7 |
8 |
9 |
|
5 |
2 |
|
|
|
|
|
Сумма массивов |
6 |
12 |
|
|
|
|
13 |
11 |
|
|
|
|
|
|
Разность массивов |
-2 |
-2 |
|
|
|
|
3 |
7 |
|
|
|
|
|
|
Произведение массивов |
8 |
35 |
|
|
|
|
40 |
18 |
|
|
|
|
|
|
Частное массивов |
0,5 |
0,71428571 |
|
|
|
|
1,6 |
4,5 |
|
Теперь зададим эти же массивы, только первый в виде диапазона, а второй – в виде констант. Все действия и результаты будут аналогичны описанным выше.
Если оба диапазона задать в виде констант, то нужно поступать как в пункте 2.5.
2.7. Составление таблиц истинности
Таблицы истинности логических функций |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
А |
В |
А и В |
|
А |
В |
А или В |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
|
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
|
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
|
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
|
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
|
|
|
|
|
|
|
А |
НЕ А |
|
|
|
|
|
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
|
|
|
|
|
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
|
|
|
|
|
2.8. Результат функции И
Если в ячейку B4 ввести число между 1 и 100, тогда результатом функции И(1<B4; B4<100) будет Истина, так как оба выражения истинны.
2.9. Вычисление значения с использованием функции ЕСЛИ
Введем в ячейку А23 значение переменной х, а в ячейке В23 выберем функцию ЕСЛИ. Для Лог_выражения функции зададим A23<=5, для Значение_если_истина введем A23*A23+4*A23+5, для Значение_если_ложь введем 1/( A23*A23+4*A23+5). В итоге форма задания аргументов функции ЕСЛИ будет иметь вид:
2.10. Вычисление значения с использованием функции ЕСЛИ
С использованием функции ЕСЛИ вычислить функцию:
Если в ячейку С25 вводить параметр х, тогда формула для вычисления указанной функции будет следующей:
=ЕСЛИ(C25<=0;C25+20;ЕСЛИ(C25<=10;C25*C25-6;
ЕСЛИ(C25<=12;C25*2+5;ЕСЛИ(C25>12;4*C25*C25*C25-10))))»
2.11. Назначение буквенных категорий
Если числам назначены следующие буквенные категории:
Средний балл |
Категорий |
Больше 89 |
А |
От 80 до 89 |
В |
От 70 до 79 |
С |
От 60 до 69 |
D |
Меньше 69 |
F |
Тогда решение
ЕСЛИ(СреднийБалл>89; «А»; ЕСЛИ(СреднийБалл>79; «В»;
ЕСЛИ(СреднийБалл>69; «С»; ЕСЛИ(СреднийБалл>59; «D»; «F»))))
Этот условный оператор будет работать так: если выполняется первое условие, т.е. СреднийБалл>89, тогда будет результат А, а остальные условия не рассматриваются. Если первое условие не выполняет, но выполняется второе – результат В. Аналогично для условий С и D. Если ни одно из 4 условий не исполняется, тогда результат будет F.
Как и было задано в таблице.
2.12. Вычисление суммы
Вычислить сумму .
В ячейки А29 и В29 введем начальные значения 1 и 2 соответственно. Для ввода остальных значений воспользуемся Автозаполнением. Для вычисления частного для первой строки в ячейку С29 введем =А29/В29. Аналогично для остальных строк.
Для вычисления суммы перейдем в ячейку С61 и нажмем кнопку Автосумма на панели инструментов. Получим следующее:
Вычисление суммы дробей: |
||
1 |
2 |
0,5 |
2 |
3 |
0,666667 |
3 |
4 |
0,75 |
4 |
5 |
0,8 |
5 |
6 |
0,833333 |
6 |
7 |
0,857143 |
7 |
8 |
0,875 |
8 |
9 |
0,888889 |
9 |
10 |
0,9 |
10 |
11 |
0,909091 |
11 |
12 |
0,916667 |
12 |
13 |
0,923077 |
13 |
14 |
0,928571 |
14 |
15 |
0,933333 |
15 |
16 |
0,9375 |
16 |
17 |
0,941176 |
17 |
18 |
0,944444 |
18 |
19 |
0,947368 |
19 |
20 |
0,95 |
20 |
21 |
0,952381 |
21 |
22 |
0,954545 |
22 |
23 |
0,956522 |
23 |
24 |
0,958333 |
24 |
25 |
0,96 |
25 |
26 |
0,961538 |
26 |
27 |
0,962963 |
27 |
28 |
0,964286 |
28 |
29 |
0,965517 |
29 |
30 |
0,966667 |
30 |
31 |
0,967742 |
31 |
32 |
0,96875 |
|
|
|
Сумма |
27,9415 |
3. Алгоритмы
3.1. Алгоритм записи макроса, раскрашивающего выделенный диапазон в разные цвета
3.2. Алгоритм создания пользовательской функции
Для создания пользовательской функции нужно в некоторую ячейку ввести значение переменной х. А в другую ячейку ввести заданную функцию, записанную в виде, поддерживаемом Excel.
Функция в формате Excel будет иметь вид: =2*СТЕПЕНЬ(х;2)/КОРЕНЬ(х+1)+10*СТЕПЕНЬ(х;4)/КОРЕНЬ(СТЕПЕНЬ(х;2)+1).
Список литературы
1. “Информатика. Учебник для ВУЗов”. Под ред. Макаровой Н. В. Москва. Издательство “Финансы и статистика”. 1997 г.
2. “Microsoft Excel 2000”. Дженнифер Фултон. Москва-СПб-Киев. Издательский дом “Вильямс”. 2001 г.
3. “Microsoft Office XP”. Издательство “Диалектика”. 2002 г.
4. “Информационные технологии. Учебное пособие”. Под ред. А. К. Волкова. Москва. Издательство “ИНФРА-М”. 2001 г.
5. “IBM-PC для пользователей”. А. Кенин. Екатеринбург. Издательство “ФРД ЛТД”. 1997 г.
6. “IBM PC для пользователя: от начинающего до опытного”. Фигурнов В.Э. Изд. 7-е, перераб. и доп. Москва. Издательство “ИНФРА–М”. 1997 г.
7. “Excel 97 (русифицированная версия)”. Колесников Р. Киев. Издательская группа BHV. 1997 г.
8. “Эффективная работа с Microsoft Word 97”. Рассел Борланд. СПб. Издательство Питер. 1998 г.
9. “Информатика”. В. А. Острейковский. Москва. Издательство “Высшая школа”. 1999 г.
[1] Информатика. Часть 2. // И. Б. Львов, Г. Г. Казеева, И. А. Морев. Стр. 24.
[2] “Microsoft Excel 2000”. Дженнифер Фултон. Стр. 148.