Оглавление
Тема 1. Информация, данные и знания-- 5
Понятие «информация» и её определения- 5
Вариант 44- 5
10. Как представляется графическая информация в памяти компьютера?- 5
0. Перечислите основные уровни обработки знаний- 5
Тема 2. Постановка и решение задач на компьютере-- 6
Понятие «Задача»- 6
Вариант 44- 6
12. Дайте пример моделей, представленных в виде блок-схемы- 6
12. Назовите средства языка для реализации нелинейных алгоритмов- 7
15. Приведите основные функции среды разработки программ-- 7
Тема 3. Сложные задачи и системный подход к их решению 8
Понятие «Сложная задача»- 8
Вариант 44- 8
5. Приведите пример модели структуры системы- 8
0. Что означают понятия «сложная программа» и «проектирование»- 9
Тема 4. Информационные ресурсы и информационное общество-- 9
Вариант 44- 9
12. Что понимается под компьютеризацией и компьютерной грамотностью?- 9
Тема 5. Информатика – предмет и задачи-- 11
Информатика: предмет и задачи- 11
Вариант 44- 11
12. Как связаны информатика и автоматизированные рабочие места?- 11
Тема 6. Архитектура вычислительных систем--- 12
Что такое архитектура ЭВМ? Сформулируйте определение и расшифруйте его- 12
Вариант 44- 12
16. Какие функции выполняет системное программное обеспечение- 12
Тема 7. Основные концепции построения вычислительных систем--- 13
Вариант 44- 13
0. Что понимается под ресурсом вычислительной системы- 13
Тема 8. Архитектура персонального компьютера-- 13
Основные характеристики персонального компьютера и ориентировочные значения некоторых из них- 13
Вариант 44- 14
8. Приведите классификацию устройств ввода- 14
7. Что такое окно, типы окон, атрибуты окна?- 14
Тема 9. Экономическая задача и пакет прикладных программ MS Office-- 15
Виды и структура экономических данных- 15
Вариант 44- 15
8. Дайте определение составного документа. Приведите и охарактеризуйте средства его создания. 15
Тема 10. Подготовка текстовых документов. Текстовый процессор Word-- 15
Возможности текстового процессора MS Word- 15
Вариант 44- 16
15. Что такое раздел и его параметры?- 16
Тема 11. Табличное хранение данных. Табличный процессор MS Excel-- 16
Табличный процессор MS Excel. Основные понятия и возможности- 16
Классы задач, решаемых с использованием Excel- 16
Вариант 44- 16
10. Как соотносятся формула и модель вычислений?- 16
12. Назовите функции для работы с данными списка. Приведите примеры- 16
Представление даты в числовом формате- 17
Использование функций рабочего листа- 17
Тема 12. Инструментальные средства MS Office- 18
12.1. Привести алгоритм записи макроса, раскрашивающего выделенный диапазон в различные цвета- 18
12.2. Привести алгоритм создания пользовательской функции рабочего листа- 18
Тема 13. Концепции развития информатики-- 19
Вариант 44- 19
0. Направления развития информационной деятельности в условиях массовой информатизации- 19
Вариант 44- 20
Направления развития информационной деятельности в условиях массовой информатизации- 20
Практическая часть- 20
1. Работа с данными рабочего листа- 20
1.1. Представление малых чисел- 20
1.2. Составление арифметической прогрессии- 20
1.3. Составление ряда дат- 21
1.4. Представление даты в числовом формате- 21
1.5. Определение возраста в днях- 21
1.6. Определение числа дней от 9 мая 1945 до сегодняшнего- 21
1.7. Установка для ячеек пользовательского формата- 21
1.8. Окрашивание отрицательных чисел в красный цвет-- 21
1.9. Выделение диапазона ячеек в виде шахматной доски- 21
1.10. Быстрый переход к заданной ячейке- 22
2. Использование формул рабочего листа- 22
2.1. Записать формулы рабочего листа- 22
2.2. Задать два вектора и вычислить сумму- 23
2.3. Записать массивы в виде массивов констант- 23
2.4. Перемножить два вектора- 24
2.5. Выполнение поэлементного действия над матрицами, используя массив- 24
2.6. Выполнение поэлементных действий над массивами- 25
2.7. Составление таблиц истинности- 25
2.8. Результат функции И-- 25
2.9. Вычисление значения с использованием функции ЕСЛИ-- 25
2.10. Вычисление значения с использованием функции ЕСЛИ-- 26
2.11. Назначение буквенных категорий- 26
2.12. Вычисление суммы- 26
3. Алгоритмы- 28
3.1. Алгоритм записи макроса, раскрашивающего выделенный диапазон в разные цвета- 28
3.2. Алгоритм создания пользовательской функции- 28
Список литературы--- 29
Тема 1. Информация, данные и знания
Понятие «информация» и её определения
Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение.
Саму информацию можно определить как набор сообщений об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности и не полноты знаний. Сообщение в свою очередь является формой представления информации в виде речи, текста, изображения, графиков, таблиц, видеоизображения, звука и т. п.
В широком смысле информация – это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, людьми и машинами, живой и не живой природой. Данное определение не претендует на полноту и законченность, так как информация относится к наиболее фундаментальным понятиям, таким как материя, поле, энергия, которые лишь описываются и трактуются.
Одной из важнейших разновидностей информации является экономическая. Ее отличительная черта связь с процессами управления большими коллективами людей, организациями, предприятиями и другими экономическими структурами.
Экономическая информация – совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сферах.
Вариант 44
10. Как представляется графическая информация в памяти компьютера?
Графическая информация, как и любая другая представляется в памяти компьютера в двоичной форме. Для представления графической информации в двоичной форме используется так называемый поточечный способ. На первом этапе вертикальными и горизонтальными линиями делят изображение. Чем больше при этом получилось квадратов, тем точнее будет передана информация о картинке. Как известно из физики, любой цвет может быть представлен в виде суммы различной яркости зеленого, синего, красного цветов.
Перед тем как кодировать любую информацию нужно договориться о том, какие используются коды, в каком порядке они записываются, хранятся и передаются. Это называется языком представления информации.
0. Перечислите основные уровни обработки знаний
Исследованием знания занимаются три различные науки : теория знания (или гносеология), психология знания и логика. И это неудивительно : знание есть весьма сложный предмет, и в разных науках подвергается исследованию не все содержание этого предмета, а лишь та или иная сторона его.
Теория знания есть теория истины. Она исследует знание со стороны истинности. Она исследует отношения между знанием предметом знания, т.е. между предметом знания и бытием, о котором высказывается знание. Она изучает вопрос, относительна или абсолютна истина и рассматривает такие свойства истины, как напр., общеобязательность и ее необходимость. Это есть исследование значения знания. Другими словами круг интересов теории знания можно определить так : она изучает объективную (логическую) сторону знания.
Теория знания для того, чтобы построить теорию истины, должна провести подготовительное исследование, состоящее в анализе состава знания, а так как всякое знание осуществляется в сознании, то ей приходится заниматься также вообще анализом состава сознания и развить какое-либо учение о строении сознания.
Так, например, с помощью анализа можно установить, что знание ( суждение) имеет отношение к объекту, что оно принадлежит познающему объекту, что в нем есть такие разнородные Элементы как, с одной стороны,”ощущения”, а с другой стороны, отношение причинной связи, тождества, единства и т.д. Оценка роли этих разнородных элементов и отношения их друг к другу имеет огромное значение при построении теорий знания. Различные теории знания называют их весьма различными именами. Так, одни называют эти элементы знания(ощущения, с одной стороны,и отношения причинной связи, единства, множества и т.п. с другой стороны) - чувственными и нечувственными, другие называют их апосториорными и априорными, третьи содержанием и формой знания, а четвертые - изменчивыми и постоянными элементами знания. Под разными именами кроются весьма различные учения о свойствах этих элементов знания, а отсюда возникают также различия в учениях о свойствах истины.
Признав, что подготовительной работой к построению теории истины служит анализ состава знания, легко затем прийти к мысли, что эта теория должна опираться еще на одну подготовительную работу, именно на исследование происхождения знания. И действительно, теории знания до Канта в большинстве случаев основывались на учении о происхождении знания, т.е. имели генетический характер. Только в наше время среди гносеологов все ильнее укореняется убеждение в том, что свойства истины вовсе не зависят от происхождения знания, так что наука о происхождении знания в такой же мере не может служить основой ля теории истины, в какой языкознание не может служить основой для механики.
Чтобы понять, почему многие современные гносеологи считают вопрос о происхождении знания не имеющим значения для теории знания, нужно точно определить, что следует понимать здесь под словом происхождение.
Исследовать происхождение какого-либо предмета - это значит найти причины его возникновения. В настоящее время под причиной принято понимать всю совокупность условий, наличность которых необходима для возникновения предмета.
Конечно, поскольку изучение состава знания есть уже в широком смысле слова указание на его происхождение, гносеология не отказывается от исследования происхождения знания. Она борется лишь против теорий истины построенных на исследовании происхождения в узком и точном смысле этого слова, т.е. на исследовании зависимости знания от факторов, находящихся вне его состава и обуславливающих его реальным процессом причинения.
Но, знание обусловлено не только своим составом, но и факторами, находящимися вне его состава и реально причиняющими его, например, анатомо - физиологическими условиями. Знание есть сложное явление: в его составе находятся истина, а кроме того процессы, необходимые для достижения истины, но не образующие ее. Нетрудно представить себе, что исследование происхождения знания имеет значение только для изучения этих сопутствующих и предшествующих обстоятельств, но не для выяснения свойств истины.
Тема 2. Постановка и решение задач на компьютере
Понятие «Задача»
Задача – совокупность действий по преобразованию информации.
Вариант 44
12. Дайте пример моделей, представленных в виде блок-схемы
Пример модели в виде блок – схемы:
12. Назовите средства языка для реализации нелинейных алгоритмов
Для реализации нелинейных алгоритмов используются метки перехода и циклы.
По средствам меток возможности безусловный переход из одной части программы к другой, помеченной меткой.
Для выполнения одной и той же части алгоритма используются циклы. Различают несколько видов циклов:
· с заданным числом шагов – тело цикла будет выполняться столько раз, пока не пройдет весь набор значений от начального до конечного;
· с предусловием – тело цикла может вообще ни разу не выполниться, если при первом входе в цикл условие не выполнено. В противном случае при начале каждой итерации будет проверяться выполнение условия.
· с постусловием – тело данного обязательно выполнится хотя бы один раз, после чего будет проверено условие.
15. Приведите основные функции среды разработки программ
Перечислим основные составные части среды разработки программ:
· дизайнер Форм (Form Designer);
· окно Редактора Исходного Текста (Editor Window);
· палитра Компонент (Component Palette);
· инспектор Объектов (Object Inspector);
· справочник (On-line help);
Есть, конечно, и другие важные составляющие среды программирования, вроде линейки инструментов, системного меню и многие другие, нужные Вам для точной настройки программы и среды программирования.
Программисты проводят большинство времени переключаясь между Дизайнером Форм и Окном Редактора Исходного Текста (которое для краткости называют Редактор).
Дизайнер Форм интуитивно понятен и прост в использовании, что создание визуального интерфейса превращается в детскую игру. Дизайнер Форм первоначально состоит из одного пустого окна, которое Вы заполняете всевозможными объектами, выбранными на Палитре Компонент.
Несмотря на всю важность Дизайнера Форм, местом, где программисты проводят основное время является Редактор. Логика является движущей силой программы и Редактор - то место, где Вы ее “кодируете”.
Палитра Компонент позволяет выбрать нужные объекты для размещения их на Дизайнере Форм. Для использования Палитры Компонент просто первый раз щелкните мышкой на один из объектов и потом второй раз - на Дизайнере Форм. Выбранный Вами объект появится на проектируемом окне и им можно манипулировать с помощью мыши.
Палитра Компонент использует постраничную группировку объектов. Внизу Палитры находится набор закладок - Standard, Additional, Dialogs и т.д. Если Вы щелкнете мышью на одну из закладок, то Вы можете перейти на следующую страницу Палитры Компонент. Принцип разбиения на страницы широко используется в среде программирования Delphi и его легко можно использовать в своей программе. (На странице Additional есть компоненты для организации страниц с закладками сверху и снизу).
Слева от Дизайнера Форм есть Инспектор Объектов Информация в Инспекторе Объектов меняется в зависимости от объекта, выбранного на форме. Важно понять, что каждый компонент является настоящим объектом и Вы можете менять его вид и поведение с помощью Инспектора Объектов.
Инспектор Объектов состоит из двух страниц, каждую из которых можно использовать для определения поведения данного компонента. Первая страница - это список свойств, вторая - список событий. Если нужно изменить что-нибудь, связанное с определенным компонентом, то обычно делается это в Инспекторе Объектов.
Последняя важная часть среды программирования - Справочник (on-line help). Для доступа к этому инструменту нужно просто выбрать в системном меню пункт Help и затем Contents.
Справочник является контекстно-зависимым; при нажатии клавиши F1, Вы получите подсказку, соответствующую текущей ситуации.
Тема 3. Сложные задачи и системный подход к их решению
Понятие «Сложная задача»
Сложной или труднорешаемой (нерешаемой) задачей можно называть такую задачу, для которой не существует эффективного алгоритма решения.
Вариант 44
5. Приведите пример модели структуры системы
В качестве примера модели структуры системы можно привести модель деятельности некоторой системы:
0. Что означают понятия «сложная программа» и «проектирование»
«Сложность» решения вычислительных проблем, измеренная в терминах некоторого ресурса, потребляемого в процессе вычисления. Ресурс может быть абстрактным или конкретным, с пространственными или временными характеристиками. Анализ сложности вычислительных проблем в настоящее время является областью очень активных исследований и имеет важные практические применения.
Под понятием проектирование понимается весь комплекс работ по выработке требований к создаваемой программе до формирования ее описания. В большинстве моделей программных средств, основывающихся на концепции жизненного цикла, проектирование считается одной из его фаз Исходными данными для этой фазы являются требования, заложенные в спецификации. В этой фазе должны приниматься проектные решения, касающиеся способов удовлетворения требований спецификации и на выходе должно появляться описание программ в таком виде, который создает необходимые условия для последующей ее реализации. Часто фаза разработки делится на два этапа: архитектурное проектирование и рабочее проектирование. Первый из этих этапов завершается получением описания программы в самом общем виде: обычно оно содержит сведения об основных компонентах программы и их взаимосвязях: об основных алгоритмах, которые реализованы в этих компонентах, и об основных структурах данных. На этапе рабочего проектирования общее архитектурное описание программы детализируется до такого уровня, который делает возможным работы по ее реализации.
Тема 4. Информационные ресурсы и информационное общество
Вариант 44
12. Что понимается под компьютеризацией и компьютерной грамотностью?
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.
Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обуславливается:
· быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно - конструкторских работ;
· постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;
· появлением данных ( геофизических, медицинских и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации.
Как результат - наступает информационный кризис, который имеет следующие проявления:
· появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - уже каждые 5 лет, с 1990 г. - ежегодно;
· существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
· возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.
Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию - в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение компьютеров, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития. ( Информатизация общества - организованный социально - экономический и научно - технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.)
Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени « компьютеризация общества ». При внешней схожести этих понятий они имеют существенное различие.
При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.
При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.
Таким образом, « информатизация общества » является более широким понятием, чем « компьютеризации общества », и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ - около 40%.
Тема 5. Информатика – предмет и задачи
Информатика: предмет и задачи
Информатика - научная дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности всех процессов обмена информацией при непосредственном устном и письменном общении специалистов до формальных процессов обмена посредством различных носителей информации. Значительную часть этих процессов составляет научно-информационная деятельность по сбору, переработке, хранению, поиска и распространению информации.
Информатика решает следующие задачи:
· Исследование информационных процессов любой природы.
· Разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов.
· Решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.
Вариант 44
12. Как связаны информатика и автоматизированные рабочие места?
В хозяйственной практике, в планово-экономической работе, в теории экономики возникает множество разнообразных задач, которые решают на экономико-математических моделях, если надо достигнуть углубленного понимания реальных хозяйственных процессов. С помощью этих методов можно разрабатывать планы развития производства, давать практические рекомендации по улучшению пропорций экономики и ее отраслей, рационализировать использование материальных и трудовых ресурсов. А это огромная по своим масштабам система экономических показателей, характеризующих основные соотношения, пропорции и темпы развития производства.
В такой системе требуется отыскать сотни миллионов взаимосвязанных неизвестных. Например, у нас выпускается десятки миллионов разных наименований изделий, на разных предприятиях, по разным технологиям, в разных регионах страны. Также, надо учитывать и износ оборудования на производстве, и ограниченность ресурсов, и темпы научно-технического прогресса, и многое, многое другое. По громоздкости расчетов задача трудно вообразимая даже при современном уровне развития ЭВМ и компьютерных технологий. Вот почему предметом глубокого изучения в экономических исследованиях становится информация. Вовремя полученная и точно обработанная она способствует успеху в работе над решением экономических проблем. Поэтому информационно-поисковые и информационно-справочные системы ориентируются и на удовлетворение нужд экономики. Применение в экономике информационно-справочных сетей позволяет вести мониторинг за различными факторами, обязательную обратную связь между объектом управления и результатами исследования, их корректировку.
Нельзя не отметить, что существенной частью управления хозяйством являются информационные технологии. Без них невозможно ни экономическое планирование производства, ни распределение ресурсов, ни выявление с определенной степенью точности пропорций и связей в экономике, ни осуществление руководства, управления и контроля на предприятии, в отрасли, в регионе, в целом в экономике.
В последнее время для решения экономических задач большое внимание уделяют применению автоматизированных систем управления и автоматических систем обработки данных. Использование таких систем помогает находить оптимальные варианты, позволяющие разрешить различные экономические вопросы, требующие в процессе поиска ответов не только скорости и больших объемов вычислений, но и гибкости, динамизма, неординарных подходов
Тема 6. Архитектура вычислительных систем
Что такое архитектура ЭВМ? Сформулируйте определение и расшифруйте его
Под архитектурой ЭВМ понимается совокупность общих принципов организации аппаратно-программных средств и их характеристик, определяющая функциональные возможности ЭВМ при решении соответствующих классов задач.
Архитектура ЭВМ охватывает широкий круг проблем, связанных с построением комплекса аппаратных и программных средств и учитывающих множество факторов. Среди этих факторов важнейшими являются: стоимость, сфера применения, функциональные возможности, удобство эксплуатации, а одним из главных компонентов архитектуры являются аппаратные средства.
Вариант 44
16. Какие функции выполняет системное программное обеспечение
Системное ПО в наибольшей степени определяет облик всей вычислительной системы в целом. Несмотря на это, пользователи, активно использующие вычислительную технику, зачастую испытывают затруднения при попытке дать определение операционной системе. Частично это связано с тем, что системное ПО выполняет две по существу мало связанные функции: обеспечение пользователю-программисту удобств посредством предоставления для него расширенной машины и повышение эффективности использования компьютера путем рационального управления его ресурсами.
Системное ПО как расширенная машина
Использование большинства компьютеров на уровне машинного языка затруднительно, особенно это касается ввода-вывода. Например, для организации чтения блока данных с гибкого диска программист может использовать 16 различных команд, каждая из которых требует 13 параметров, таких как номер блока на диске, номер сектора на дорожке и т. п. Когда выполнение операции с диском завершается, контроллер возвращает 23 значения, отражающих наличие и типы ошибок, которые, очевидно, надо анализировать. Даже если не входить в курс реальных проблем программирования ввода-вывода, ясно, что среди программистов нашлось бы не много желающих непосредственно заниматься программированием этих операций. При работе с диском программисту-пользователю достаточно представлять его в виде некоторого набора файлов, каждый из которых имеет имя. Работа с файлом заключается в его открытии, выполнении чтения или записи, а затем в закрытии файла. Вопросы подобные таким, как следует ли при записи использовать усовершенствованную частотную модуляцию или в каком состоянии сейчас находится двигатель механизма перемещения считывающих головок, не должны волновать пользователя. Программа, которая скрывает от программиста все реалии аппаратуры и предоставляет возможность простого, удобного просмотра указанных файлов, чтения или записи - это, конечно, операционная система. Точно также, как системное ПО ограждает программистов от аппаратуры дискового накопителя и предоставляет ему простой файловый интерфейс, операционная система берет на себя все малоприятные дела, связанные с обработкой прерываний, управлением таймерами и оперативной памятью, а также другие низкоуровневые проблемы. В каждом случае та абстрактная, воображаемая машина, с которой, благодаря операционной системе, теперь может иметь дело пользователь, гораздо проще и удобнее в обращении, чем реальная аппаратура, лежащая в основе этой абстрактной машины.
С этой точки зрения функцией системного ПО является предоставление пользователю некоторой расширенной или виртуальной машины, которую легче программировать и с которой легче работать, чем непосредственно с аппаратурой, составляющей реальную машину.
Системное ПО как система управления ресурсами
Идея о том, что системное ПО прежде всего система, обеспечивающая удобный интерфейс пользователям, соответствует рассмотрению сверху вниз. Другой взгляд, снизу вверх, дает представление об системном ПО как о некотором механизме, управляющем всеми частями сложной системы. Современные вычислительные системы состоят из процессоров, памяти, таймеров, дисков, накопителей на магнитных лентах, сетевых коммуникационной аппаратуры, принтеров и других устройств. В соответствии со вторым подходом функцией системного ПО является распределение процессоров, памяти, устройств и данных между процессами, конкурирующими за эти ресурсы. Операционная система должна управлять всеми ресурсами вычислительной машины таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность ее функционирования. Критерием эффективности может быть, например, пропускная способность или реактивность системы. Управление ресурсами включает решение двух общих, не зависящих от типа ресурса задач:
· планирование ресурса - то есть определение, кому, когда, а для делимых ресурсов и в каком количестве, необходимо выделить данный ресурс;
· отслеживание состояния ресурса - то есть поддержание оперативной информации о том, занят или не занят ресурс, а для делимых ресурсов - какое количество ресурса уже распределено, а какое свободно.
Для решения этих общих задач управления ресурсами разные ОС используют различные алгоритмы, что в конечном счете и определяет их облик в целом, включая характеристики производительности, область применения и даже пользовательский интерфейс. Так, например, алгоритм управления процессором в значительной степени определяет, является ли ОС системой разделения времени, системой пакетной обработки или системой реального времени.
Тема 7. Основные концепции построения вычислительных систем
Вариант 44
0. Что понимается под ресурсом вычислительной системы
Ресурсом вычислительной системы является любой из компонентов вычислительной системы и предоставляемые ею возможности. Все вычислительные системы должны включать в себя один или несколько процессоров, одновременно выполняющих действия с хранимой информацией, некоторый тип ЗУ, в котором хранятся как команды для процессора, так и ожидающие обработку данные, и устройства ввода / вывода, которые могут считывать информацию из «внешнего мира» или выдавать информацию во «внешний мир».
Тема 8. Архитектура персонального компьютера
Основные характеристики персонального компьютера и ориентировочные значения некоторых из них
· тип основного микропроцессора и материнской платы: процессоры Intel или AMD. Современные значения: Pentium 4 и Athlon. Соответственно материнские платы под тот или иной процессор: socket 478 либо socket A.
· объем основной и внешней памяти. Типичные современные значения: оперативная память – 256 МБ, объем памяти жесткого диска – 80 ГБ.
· номенклатуру устройств внешней памяти;
· виды системного и локального интерфейсов;
· тип видеоадаптера и видеомонитора. Сейчас применяются видеокарты фирм NVidia и ATI. Объем видеопамяти 64 или 128 МБ. Постепенно уходят из использования мониторы на электронно-лучевой трубке, и их заменяют жидкокристаллические. Распространенная диагональ экрана – 19 дюймов.
· типы клавиатуры, принтера, манипулятора, модема и др. Большое разнообразие различных устройств.
Вариант 44
8. Приведите классификацию устройств ввода
Клавиатура – основное устройство для ввода данных в вычислительную машину.
Дисководы – предназначены для ввода, хранения и переноса данных с разных машин. Носители могут различаться емкостью.
Карты памяти – позволяют записывать данные с различных типов цифровых фотоаппаратов и камер для последующего ввода в ЭВМ.
Сканеры – устройства для оцифровки данных с бумажных и пленочных носителей.
Графические планшеты – устройство для рисования посредствам пера и ввода рисунка в ЭВМ.
7. Что такое окно, типы окон, атрибуты окна?
Каждое запущенное приложение (в том числе и для MS-DOS) работает в своем окне. Окна являются масштабируемыми (изменяемыми в размерах) и перемещаемыми. Их можно перетаскивать мышкой и растягивать в различных направлениях, раскрывать на весь экран. В левом верхнем углу каждого окна есть небольшая пиктограмма для управления окнами. Она используется редко, поскольку большинство ее функций продублировано.
Следует обратить внимание еще на три малюсенькие пиктограммы - кнопки в правом верхнем углу каждого окна запущенного в работу приложения (в том числе и под приложениями MS-DOS. Они позволяют соответственно: свернуть окно приложения с сохранением его активности (при этом "бирка" с именем приложения остается в строке переключателя программ), раскрыть окно приложения на весь экран или на часть экрана и закончить работу с приложением (эта пиктограмма имеет изображение креста "х" и при ее активизации "бирка" с именем приложения исчезает из строки переключателя программ). Рекомендуется закрывать все ненужные приложения, поскольку они отнимают ресурсы системы и замедляют работу.
Указанные кнопки выполнены, мягко скажем, не слишком удачно. Нередко вместо того, чтобы указать пиктограмму (среднюю), раскрывающую окно приложения, можно случайно попасть курсором мышки на близко расположенную справа пиктограмму, прерывающую работу с приложением. К счастью, к потере файлов и данных это не приводит, поскольку закрытию приложений, работающих с ними, предшествует появление окошка с запросом о том, действительно ли вы кончаете работу с данным приложением. Если вы отвечаете No (нет), то работа с приложением благополучно продолжится.
Рекомендуется также обратить особое внимание на расположенную под титульной строкой (верхней) окна каждого положения строку с главным меню. Это меню у разных приложений отличается числом позиций - надписей черного цвета (или смутно видного серого, если команды или опции в данный момент недоступны). Работа с главным меню аналогична таковой для прикладных программ.
Любую позицию главного меню можно сделать активной, поместив на нее курсор мышки и быстро нажав левую клавишу мышки. Выбранная позиция выделяется цветом, и под ней появляется подменю с перечнем команд и опций. Иногда последние порождают еще одно подменю. Таким образом выбирается нужная команда или опция (она также выделяется цветом). После этого щелчок левой клавиши мышки ведет к выполнению нужной команды или опции. Многие команды и опции порождают появление диалоговых окон (пример - команды Open) в которых необходимо выполнить те или иные достаточно наглядные действия.
Работать с главным меню удобно с помощью мышки. Полезно перед работой с каждым приложением прежде всего побродить по его главному меню. При наличии некоторого опыта вам сразу станут ясны возможности приложения.
Опытные пользователи часто предпочитают путешествовать по главному меню приложений с помощью клавиатуры, а не мышки - впрочем, таких "чудаков" остается все меньше и меньше. Тем не менее такая возможность существует. Просматривая надписи позиций главного меню и подменю, можно заметить, что одна из букв каждой надписи (чаще всего первая, но не всегда) выделена подчеркиванием. Эта буква прямо указывает на клавишу, которую надо нажать (обычно после нажатия клавиши Alt активизации главного меню) для выполнения заданной команды. Такие клавиши обычно называют быстрыми.
Окно каждого приложения может иметь свой инструментальный ящик - Tool Bar. Чаще всего он по умолчанию отсутствует. Но его можно вывести с помощью опции ToolBar в позиции View или Windows главного меню. Инструментальный ящик содержит ряд пиктограмм для быстрого управления - теперь не надо бродить по лабиринтам главного меню. Каждое приложение имеет и свои "горячие" клавиши для быстрого исполнения наиболее важных команд.
Тема 9. Экономическая задача и пакет прикладных программ MS Office
Виды и структура экономических данных
Одной из важнейших разновидностей информации является экономическая. Ее отличительная черта связь с процессами управления большими коллективами людей, организациями, предприятиями и другими экономическими структурами.
Экономическая информация – совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сферах.
Часто кроме употребления термина информация используется термин данные, которые существенно различаются.
Информация – это сообщения, которые реально, практически используются. Данные – это сообщения, наблюдения которые не используются, а только хранятся. Если появляется возможность использовать их для уменьшения неполноты знаний о чем-либо они превращаются в информацию.
Вариант 44
8. Дайте определение составного документа. Приведите и охарактеризуйте средства его создания.
Составной документ – документ, состоящий из данных (объектов), подготовленных в различных приложениях. Основной способ добавления объекта через меню Вставка-Объект… Кроме того для добавления иллюстраций можно использовать группу меню Вставка-Рисунок.
Тема 10. Подготовка текстовых документов. Текстовый процессор Word
Возможности текстового процессора MS Word
Программа Microsoft Word является многофункциональной системой обработки текстов. Поскольку текстовый процессор Word работает в среде Windows то на первом месте среди ее достоинств стоит исключительная дружественность пользователю.
Управление всеми пунктами меню и командами может выполняться как с помощью мыши, так и с помощью горячих клавиш (Short-Cuts), для экономии времени пользователя на выполнение определенного набора операций. Представление WYSIWYG (Wat You See Is What You Get) позволяет просмотреть на экране готовый к печати документ не затрачивая время и бумагу на распечатку пробных страниц. Форматирование символов, например курсивное или жирное имеет адекватное представление на экране. И это справедливо для любых гарнитур и кеглей.
Редактор Microsoft Word так же как и Microsoft Wondows разработаны одной корпорацией. Это позволяет обеспечить максимальную согласованность этих систем друг с другом, а так же с другими программами совместимыми с Microsoft Windows. Тексты и иллюстрации многих форматов могут быть импортированы в Word непосредственно из других программ и встроены в текст документа. В результате такой процедуры они становятся частью текстового файла WinWord или продолжают при этом существовать отдельно благодаря механизму объективного связывания и встраивания (Objekt Linking And Embeding).
Так же присутствует ряд хорошо зарекомендовавших себя функций, такие как возможность не прерывая работу с документом распечатать некоторые страницы. В этом случае программа управления печатью с буферизацией берет на себя наблюдение за печатью на заднем плане.
Письма и факсы, записки и отчеты, публикации и web страницы – вот далеко не полный перечень документов с над которыми пользователь имеет возможность работать используя текстовый процессор Word.
Вариант 44
15. Что такое раздел и его параметры?
Раздел – часть документа, имеющая заданные параметры форматирования страниц.
Новый раздел создается при необходимости изменения нумерации строк, числа столбов или колонтитулов.
Нумерация строк, число столбцов и колонтитулы являются параметрами раздела.
Тема 11. Табличное хранение данных. Табличный процессор MS Excel
Табличный процессор MS Excel. Основные понятия и возможности
Классы задач, решаемых с использованием Excel
Excel – это очень мощный инструмент для решения задач, имеющих дело с массивами разнообразных данных, поэтому область его применения обширна, начиная от бухгалтерских и складских задач и заканчивая расчетами энергетики спутниковых линий. В Excel удобно решать задачи линейной алгебры, такие как работа с матрицами и др. Так же есть все возможности по полноценной работе (сортировка, выборка, сводные таблицы, анализ) с базами данных. Благодаря наличию языка программирования в Excel возможно создания различных пользовательских программ, которые автоматизируют специфические стандартные задачи.[1]
Вариант 44
10. Как соотносятся формула и модель вычислений?
Формула является математическим описанием модели вычисления.
Сначала строится модель, а затем ее математическое описание.
12. Назовите функции для работы с данными списка. Приведите примеры
Существуют следующие функции для обработки данных списков:
· сортировка строк по возрастанию (от А до Я или от 0 до 9) или убыванию (от Я до А или от 9 до 0);
· сортировка строк по двум или трем строкам;
· сортировка по четырем столбцам;
· сортировка по месяцам и дням недели;
· сортировка строк по столбцам.
Представление даты в числовом формате
Ввести в диапазон текущую дату. Представить дату в ячейке в числовом формате и объяснить результат.
Зададим для ячейки А1 формат Дата вида 14.03.2001.
Введем в ячейку А1 функцию СЕГОДНЯ(), которая выводит текущую дату.
Затем изменим формат ячейки А1 на Числовой.
В результате, если была введена дата 28.04.05, то в ячейке будет отображено значение 38470.
Это число означает число пройденных дней с 01.01.1900 по 28.04.2005.
Использование функций рабочего листа
Задать в рабочем листе два вектора. Вычислить:
В ячейки B3 – B22 введен значения переменных xi, а в ячейки C3 – C22 – значения переменных yi.
В ячейку D3 введем формулу =СТЕПЕНЬ(B3-C3;2). При помощи автозаполнения скопируем эту формулу во все ячейки диапазона D4 – D22. При этом ссылки на ячейки, участвующие в формуле, будут изменяться автоматически.
В ячейку E3 введем формулу =СТЕПЕНЬ(B3+C3;2), которую перенесем во все ячейки диапазона E4 – E22 по средствам автозаполнения.
В ячейку F3 введем формулу =СТЕПЕНЬ(B3;2)-СТЕПЕНЬ(C3;2), после чего, перенесем эту формулу во все ячейки F4 – F22.
В ячейки B24, C24, D24, E25 и F24 введем формулу суммирования =СУММ(B3:B22), =СУММ(C3:C22), =СУММ(D3:D22), =СУММ(E3:E22) и =СУММ(F3:E22), которые будут суммировать все значения по каждому столбцу.
В результате окно Microsoft Excel в режиме просмотра формул будет иметь вид:
А в режиме расчета формул окно имеет вид:
Тема 12. Инструментальные средства MS Office
12.1. Привести алгоритм записи макроса, раскрашивающего выделенный диапазон в различные цвета
Шаг 1. Выполнить пункт главного меню Microsoft Excel Сервис > Макрос > Начать запись.
Шаг 2. Задать имя макроса.
Шаг 3. Перейти к необходимой ячейке.
Шаг 4. Из контекстного меню выбрать пункт Формат ячеек.
Шаг 5. Перейти на вкладку Вид и выбрать цвет заливки ячеек.
Шаг 6. Повторять шаги 4 и 5 для всех остальных ячеек диапазона.
Шаг 7. Завершить запись мастера, нажав кнопку останова записи макроса.
12.2. Привести алгоритм создания пользовательской функции рабочего листа
Привести алгоритм создания функции
Пусть в некоторой ячейке Х записано значение переменной х, а в некоторую ячейку Y нужно записать следующую функцию:
=2*СТЕПЕНЬ(A13;2)/(КОРЕНЬ(A13+1))+10*СТЕПЕНЬ(A13;4)/(КОРЕНЬ(СТЕПЕНЬ(A13;2))+1)
Тема 13. Концепции развития информатики
Вариант 44
0. Направления развития информационной деятельности в условиях массовой информатизации
Одна из характерных особенностей нынешнего этапа НТР заключается в невероятной быстроте и относительной дешевизне накоплений, обработки и передачи с помощью современных технических средств колоссальной информации, которая уже становится вместе с наукой важнейшей производительной силой.
Электронизация производства не сводится к вытеснению из него в огромных масштабах рабочей силы. Она приводит к полной реорганизации производственных процессов и интеграции различных его этапов. Главным продуктом становится поток информации, которая используется прежде всего для повышения эффективности процесса производства в целом. При этом не всегда последнее реализуется в увеличении объема производства, в связи с чем по-новому встают проблемы производительности труда и ее измерения. Важную роль приобретает оптимизация решений на всех уровнях управления, в частности, улучшение использования оборудования, снижение расходов энергии и материалов, рационализация транспортных потоков и т. п. Значительная экономия достигается за счет сокращения сроков переналаживания производства и повышения скорости кругооборота материалов, готовых изделий и услуг.
В современном экономическом развитии научно-технические знания приобретают характер стратегического ресурса первостепенного значения, а электронно-вычислительная техника и новейшие средства связи делают возможным их умножение и распространение в беспрецедентных масштабах. Последнее относится и к всевозможной информации в области культуры и искусства. Повышается уровень осведомленности и образованности населения, становится возможной значительная интенсификация общения между людьми, человека с машиной. Новая роль науки, знаний, информации, являющихся общим достоянием, означает важный качественный сдвиг в структуре производительных сил, влекущий за собой огромный прогресс обобществления производства.
Информационная деятельность ныне органически включается во все звенья хозяйственной системы, в самые разные области функционирования современного общества. В месте с тем она осуществляется в тесном взаимодействии со сферой материального производства. Являясь важным фактором ее эффективности, она одновременно опирается на развитие новейших отраслей промышленности, формирование мощного индустриально-информационного комплекса.
Как этот процесс взаимодействует с капиталистическими производственными отношениями?
В представлении теоретиков “информационного общества” электронная технология будет способствовать децентрализации производства, что приведет к “смягчению” социального неравенства и более “справедливому” распределению экономической власти. Действительно, развитие некоторых новейших отраслей по производству современной техники сопровождалось бумом учредительства сравнительно небольших компаний-новаторов.
Распространение информационной технологии, стимулируя концентрацию и централизацию капитала, придает некоторые особенности этому процессу. В отличии от прошлого он далеко не всегда совпадает с концентрацией рабочей силы и производства. Компьютерная автоматизация, обеспечивая гибкость производства, снижает преимущества крупных его масштабов. Возникает возможность создания небольших по числу занятых, но высокопроизводительных предприятий. Вместе с тем возрастает необходимость больших расходов на научные исследования и разработки, математическое обеспечение электронно-вычислительной техники. А они под силу лишь крупным корпорациям, которые к тому же обладают кадрами высококвалифицированных специалистов и имеют более широкий доступ к источникам научно-технической, экономической и другой информации. Кроме того, электронно-вычислительная техника в сочетании с новейшими средствами связи (включая спутники) значительно снижает издержки по управлению крупными хозяйственными комплексами, которыми располагают международные корпорации-гиганты. Последние занимают ключевые позиции в производстве и использовании новейшей технологии, а также в промышленных исследованиях и разработках. Концентрация производства и использования информационной техники влечет за собой концентрацию информационных ресурсов, что еще больше укрепляет позиции крупнейших монополий.
Вариант 44
Направления развития информационной деятельности в условиях массовой информатизации
Основные направления государственной политики в области информатизации с учетом прогнозируемых и реальных научно-технических, экономических, социальных, политических условий развития, и предусматривают: всестороннее удовлетворение информационных потребностей государственных и общественных органов, граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (далее «организаций»); унификацию, стандартизацию информации, создание единого информационного пространства и обеспечение условий вхождения в мировое информационное сообщество; сертификацию создаваемых и импортируемых технических, программных и технологических информационных средств и ресурсов; формирование развитой, функционально достаточной и надежной информационной инфраструктуры; соблюдение интересов региональных структур в формировании технической основы информатизации, организацию их взаимодействия в процессе создания и функционирования информационных систем; создание и внедрение новейших средств электроники, вычислительной техники и средств связи в производственной, управленческой, научной и социальной сферах; создание условий для интенсивного развития информатизации на основе предупреждения чрезмерной концентрации и монополизации в информационной сфере, перехода от государственных, централизованных методов финансирования и управления информационными процессами к самостоятельности организаций и предпринимательству; создание условий для привлечения средств из негосударственных источников на программы информатизации; стимулирование научно-технической и производственной деятельности, направленной на разработку и внедрение прогрессивных информационных технологий, доступных массовому пользователю; разработку и внедрение системы экономических стимулов и льгот, а также других мер, направленных на развитие приоритетных и социально значимых информационных систем; разработку и внедрение механизмов защиты информации и средств ее обработки в целях соблюдения интересов, прав юридических и физических лиц, связанных с созданием и использованием информационных ресурсов; обеспечение сохранности, накопления и эффективного использования государственных информационных ресурсов; изучение и оценку влияния информатизации на развитие общества.
Практическая часть
1. Работа с данными рабочего листа
1.1. Представление малых чисел
В ячейку D1 введем 0,0000000000000000000000000152465556664854214. Excel автоматически его преобразует в вид: 1,52E-26.
1.2. Составление арифметической прогрессии
В ячейку D3 введем 2,3 – начальное значение арифметической прогрессии. Выберем пункт главного меню Правка > Заполнить < Прогрессия. Зададим параметры прогрессии: расположение – по строкам, тип – арифметическая, шаг – 5, предельное значение 230.
В результате первые 10 членов прогрессии будут:
Арифметическая прогрессия |
2,3 |
3,3 |
4,3 |
5,3 |
6,3 |
7,3 |
8,3 |
9,3 |
10,3 |
11,3 |
12,3 |
1.3. Составление ряда дат
Выделим ячейки A5 - HW5 и зададим для них формат Дата. В ячейку D5 введем дату 19.05.1998. В ячейке D5 начнем перемещать мышью вправо правый нижний маркер. Для установки шага заполнения выберем параметры автозаполнения. Из выпадающего списка выберем заполнить по месяцам.
Будет получен следующий ряд дат:
19.05.1998 |
19.06.1998 |
19.07.1998 |
19.08.1998 |
19.09.1998 |
19.10.1998 |
… |
19.05.2000 |
1.4. Представление даты в числовом формате
В ячейку D7 введем дату функцию Сегодня, которая автоматически вставляет текущую дату. Затем изменим для этой ячейки формат данных на числовой. В итоге в ячейке будет записано 38336,00. Это число означает, сколько прошло дней с 1 января 1900 г. до текущей даты.
1.5. Определение возраста в днях
Зададим для ячеек D10, D11 формат дата. В ячейку D11 введем функцию Сегодня, а в ячейку D10 – дату рождения. В ячейку Е10 введем формулу «=D10», но для ячейки Е10 зададим числовой формат. При этом даты будут пересчитаны в количестве дней с 01.01.1900. Разность между полученными результатами и будет количество дней, пройденных со дня рождения.
1.6. Определение числа дней от 9 мая 1945 до сегодняшнего
В ячейку D15 введем текущую дату, используя функцию Сегодня. В ячейку D14 – 09.05.1945. Далее поступим таким же способом, как и в прошлом примере. В ячейку Е14 введем формулу «=D14», а в ячейку Е15 «=D15». Для ячеек Е14 и Е15 зададим числовой формат. При этом значения дат будут пересчитаны в числе дней с 01.01.1900.
1.7. Установка для ячеек пользовательского формата
Для установки пользовательского формата одной или более ячеек нужно выделить ячейки, для которых нужно сменить формат и из контекстного меню вызвать пункт Формат ячеек. В открывшемся одноименном окне нужно установить все необходимые параметры.
1.8. Окрашивание отрицательных чисел в красный цвет
Для этого из контекстного меню Формат ячеек на вкладке Число зададим соответствующее отображение отрицательных чисел. В результате при вводе отрицательных чисел в диапазон они будут красными. Например,
Выделение |
2,00 |
3,00 |
-5,00 |
-8,00 |
6,00 |
1.9. Выделение диапазона ячеек в виде шахматной доски
Выделить ячейки в виде шахматной доски можно удерживая клавишу Ctrl. Получим:
1.10. Быстрый переход к заданной ячейке
Для быстрого перехода, например, к ячейке R1630 нужно выбрать пункт главного меню Правка > Перейти и ввести R1630.
2. Использование формул рабочего листа
2.1. Записать формулы рабочего листа
Вместо всех констант α, b, c, d, e, f и т.д. можно будет подставлять ссылки на соответствующие ячейки с данными.
=1/(1-1/(α+b))
= 1-2*x+3* СТЕПЕНЬ(x;2)-4*СТЕПЕНЬ(x;3)
= α/(b*z/(d*e/(f*h)))
= (СТЕПЕНЬ(x;2)+ СТЕПЕНЬ(y;2)) /
/ (1-( СТЕПЕНЬ(x;2)- СТЕПЕНЬ(y;2))/2)
= α*z*e*h/(b*d*f)
= (α+b-1,7)/(e+d/(e+f+0,5))
Сложные формулы:
= (КОРЕНЬ(ABS(x+1))-КОРЕНЬ(ABS(y))) /
(1+СТЕПЕНЬ(x;2)/2+СТЕПЕНЬ(y;2)/2)
=3+EXP(y-1)/(1+СТЕПЕНЬ(x;2)*
ABS(y-TAN(z)))
=2*COS(x-ПИ()/6)/(1/2+СТЕПЕНЬ(SIN(y);2))
=(SIN(КОРЕНЬ(x)-1)+2*ABS(y))/(COS(2+y))
2.2. Задать два вектора и вычислить сумму
Для примера, первый вектор зададим как арифметическую прогрессию с начальным значением 1 и с шагом 1, а второю –с начальным значением 10 и шагом 10.
Сумма векторов |
|
|
|
|
Векторов X |
Векторов Y |
|
|
|
1 |
10 |
81 |
121 |
-8080 |
2 |
20 |
324 |
484 |
-129280 |
3 |
30 |
729 |
1089 |
-654480 |
4 |
40 |
1296 |
1936 |
-2068480 |
5 |
50 |
2025 |
3025 |
-5050000 |
6 |
60 |
2916 |
4356 |
-10471680 |
7 |
70 |
3969 |
5929 |
-19400080 |
8 |
80 |
5184 |
7744 |
-33095680 |
9 |
90 |
6561 |
9801 |
-53012880 |
10 |
100 |
8100 |
12100 |
-80800000 |
11 |
110 |
9801 |
14641 |
-118299280 |
12 |
120 |
11664 |
17424 |
-167546880 |
13 |
130 |
13689 |
20449 |
-230772880 |
14 |
140 |
15876 |
23716 |
-310401280 |
15 |
150 |
18225 |
27225 |
-409050000 |
16 |
160 |
20736 |
30976 |
-529530880 |
17 |
170 |
23409 |
34969 |
-674849680 |
18 |
180 |
26244 |
39204 |
-848206080 |
19 |
190 |
29241 |
43681 |
-1,053E+09 |
20 |
200 |
32400 |
48400 |
-1,293E+09 |
|
|
|
|
|
210 |
2100 |
232389 |
347270 |
-5,839E+09 |
2.3. Записать массивы в виде массивов констант
=> {={1;2;3;4;5:6;7;8;9;10}}
=> {={1:2:3:4}}
=> {={1;2;3;4;5;6;7;8;9;10}}
=> {={1;2:ИСТИНА;ЛОЖЬ}}
2.4. Перемножить два вектора
Даны два вектора: (1 2 3 4) (4 3,75 3,25 2,5).
Первый вектор зададим в виде диапазона. Запишем его в ячейки C97:F97.
Второй в виде массива констант. В ячейке С98 введем равенство, после которого {4;3.75;3.25;2.5}.
В ячейку С96 введем знак «=». Выделим ячейки С97:F97, введем знак «*» и выделим ячейки C98:F98. Нажмем Ctrl-Shift-Enter.
В итоге получим:
Произвед. векторов |
4 |
7,5 |
9,75 |
10 |
Первый вектор |
1 |
2 |
3 |
4 |
Второй вектор |
4 |
3,75 |
3,25 |
2,5 |
2.5. Выполнение поэлементного действия над матрицами, используя массив
Первый массив введем в диапазон ячеек А65:В66 и D65:E66. Сумму этих массивов поместим в ячейки C68:D69.
Выделим диапазон C68:D69, в который будет записан массив суммы, в ячейку D68 введем знак «=». Выделим диапазон A65:B66, введем + и выделим диапазон D65:Е66 с исходными массивами.
Нажмем Ctrl+Shift+Enter.
Аналогичным образом произведем остальные действия над массивами.
В результате получим:
Действия над маccивами |
||||
Массив А |
Массив В |
|||
2 |
1 |
|
6 |
-8 |
3 |
4 |
|
4 |
9 |
|
|
|
|
|
Сумма массивов |
8 |
-7 |
|
|
|
|
7 |
13 |
|
|
|
|
|
|
Разность массивов |
-4 |
9 |
|
|
|
|
-1 |
-5 |
|
|
|
|
|
|
Произведение массивов |
-32 |
-63 |
|
|
|
|
-7 |
-65 |
|
|
|
|
|
|
Частное массивов |
0,333333 |
-0,125 |
|
|
|
|
0,75 |
0,44444444 |
|
2.6. Выполнение поэлементных действий над массивами
Зададим константами массив А. Для этого выделим диапазон А82:В83. В ячейку А82 введем «=». После которого введем «{2;5,8;9}».
В диапазон D82:E83 аналогично введем массив «{2;7:5;2}».
Все действия (+, -, *, /) над этими массивами будут выполняться аналогично описанным в пункте 2.5. Получим результаты:
Массив А |
|
Массив B |
||
2 |
5 |
|
4 |
7 |
8 |
9 |
|
5 |
2 |
|
|
|
|
|
Сумма массивов |
6 |
12 |
|
|
|
|
13 |
11 |
|
|
|
|
|
|
Разность массивов |
-2 |
-2 |
|
|
|
|
3 |
7 |
|
|
|
|
|
|
Произведение массивов |
8 |
35 |
|
|
|
|
40 |
18 |
|
|
|
|
|
|
Частное массивов |
0,5 |
0,71428571 |
|
|
|
|
1,6 |
4,5 |
|
Теперь зададим эти же массивы, только первый в виде диапазона, а второй – в виде констант. Все действия и результаты будут аналогичны описанным выше.
Если оба диапазона задать в виде констант, то нужно поступать как в пункте 2.5.
2.7. Составление таблиц истинности
Таблицы истинности логических функций |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
А |
В |
А и В |
|
А |
В |
А или В |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
|
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
|
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
|
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
|
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
|
|
|
|
|
|
|
А |
НЕ А |
|
|
|
|
|
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
|
|
|
|
|
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
|
|
|
|
|
2.8. Результат функции И
Если в ячейку B4 ввести число между 1 и 100, тогда результатом функции И(1<B4; B4<100) будет Истина, так как оба выражения истинны.
2.9. Вычисление значения с использованием функции ЕСЛИ
Введем в ячейку А23 значение переменной х, а в ячейке В23 выберем функцию ЕСЛИ. Для Лог_выражения функции зададим A23<=5, для Значение_если_истина введем A23*A23+4*A23+5, для Значение_если_ложь введем 1/( A23*A23+4*A23+5). В итоге форма задания аргументов функции ЕСЛИ будет иметь вид:
2.10. Вычисление значения с использованием функции ЕСЛИ
С использованием функции ЕСЛИ вычислить функцию:
Если в ячейку С25 вводить параметр х, тогда формула для вычисления указанной функции будет следующей:
=ЕСЛИ(C25<=0;C25+20;ЕСЛИ(C25<=10;C25*C25-6;
ЕСЛИ(C25<=12;C25*2+5;ЕСЛИ(C25>12;4*C25*C25*C25-10))))»
2.11. Назначение буквенных категорий
Если числам назначены следующие буквенные категории:
Средний балл |
Категорий |
Больше 89 |
А |
От 80 до 89 |
В |
От 70 до 79 |
С |
От 60 до 69 |
D |
Меньше 69 |
F |
Тогда решение
ЕСЛИ(СреднийБалл>89; «А»; ЕСЛИ(СреднийБалл>79; «В»;
ЕСЛИ(СреднийБалл>69; «С»; ЕСЛИ(СреднийБалл>59; «D»; «F»))))
Этот условный оператор будет работать так: если выполняется первое условие, т.е. СреднийБалл>89, тогда будет результат А, а остальные условия не рассматриваются. Если первое условие не выполняет, но выполняется второе – результат В. Аналогично для условий С и D. Если ни одно из 4 условий не исполняется, тогда результат будет F.
Как и было задано в таблице.
2.12. Вычисление суммы
Вычислить сумму .
В ячейки А29 и В29 введем начальные значения 1 и 2 соответственно. Для ввода остальных значений воспользуемся Автозаполнением. Для вычисления частного для первой строки в ячейку С29 введем =А29/В29. Аналогично для остальных строк.
Для вычисления суммы перейдем в ячейку С61 и нажмем кнопку Автосумма на панели инструментов. Получим следующее:
Вычисление суммы дробей: |
||
1 |
2 |
0,5 |
2 |
3 |
0,666667 |
3 |
4 |
0,75 |
4 |
5 |
0,8 |
5 |
6 |
0,833333 |
6 |
7 |
0,857143 |
7 |
8 |
0,875 |
8 |
9 |
0,888889 |
9 |
10 |
0,9 |
10 |
11 |
0,909091 |
11 |
12 |
0,916667 |
12 |
13 |
0,923077 |
13 |
14 |
0,928571 |
14 |
15 |
0,933333 |
15 |
16 |
0,9375 |
16 |
17 |
0,941176 |
17 |
18 |
0,944444 |
18 |
19 |
0,947368 |
19 |
20 |
0,95 |
20 |
21 |
0,952381 |
21 |
22 |
0,954545 |
22 |
23 |
0,956522 |
23 |
24 |
0,958333 |
24 |
25 |
0,96 |
25 |
26 |
0,961538 |
26 |
27 |
0,962963 |
27 |
28 |
0,964286 |
28 |
29 |
0,965517 |
29 |
30 |
0,966667 |
30 |
31 |
0,967742 |
31 |
32 |
0,96875 |
|
|
|
Сумма |
27,9415 |
3. Алгоритмы
3.1. Алгоритм записи макроса, раскрашивающего выделенный диапазон в разные цвета
3.2. Алгоритм создания пользовательской функции
Для создания пользовательской функции нужно в некоторую ячейку ввести значение переменной х. А в другую ячейку ввести заданную функцию, записанную в виде, поддерживаемом Excel.
Функция в формате Excel будет иметь вид: =2*СТЕПЕНЬ(х;2)/КОРЕНЬ(х+1)+10*СТЕПЕНЬ(х;4)/КОРЕНЬ(СТЕПЕНЬ(х;2)+1).
Список литературы
1. “Информатика. Учебник для ВУЗов”. Под ред. Макаровой Н. В. Москва. Издательство “Финансы и статистика”. 1997 г.
2. “Microsoft Excel 2000”. Дженнифер Фултон. Москва-СПб-Киев. Издательский дом “Вильямс”. 2001 г.
3. “Microsoft Office XP”. Издательство “Диалектика”. 2002 г.
4. “Информационные технологии. Учебное пособие”. Под ред. А. К. Волкова. Москва. Издательство “ИНФРА-М”. 2001 г.
5. “IBM-PC для пользователей”. А. Кенин. Екатеринбург. Издательство “ФРД ЛТД”. 1997 г.
6. “IBM PC для пользователя: от начинающего до опытного”. Фигурнов В.Э. Изд. 7-е, перераб. и доп. Москва. Издательство “ИНФРА–М”. 1997 г.
7. “Excel 97 (русифицированная версия)”. Колесников Р. Киев. Издательская группа BHV. 1997 г.
8. “Эффективная работа с Microsoft Word 97”. Рассел Борланд. СПб. Издательство Питер. 1998 г.
9. “Информатика”. В. А. Острейковский. Москва. Издательство “Высшая школа”. 1999 г.
[1] “Microsoft Excel 2000”. Дженнифер Фултон. Стр. 148.