Министерство образования Российской Федерации
Новосибирский институт экономики и менеджмента
Кафедра экономических наук
Предмет: Внешнеэкономическая деятельность
Тема: Социальные аспекты внешнеэкономической деятельности
Выполнила: студентка экономического факультета, гр. Э-14 Сенечкина Ю.В.
Проверила: Вишневская Е.Ю.
Новосибирск 2005
Содержание
Введение. 4
1. Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности. 5
2. Социальное значение внешнеэкономической деятельности. 12
3. Влияние внешнеэкономических связей на уровень жизни в регионах. 16
Заключение. 23
Список литературы.. 24
Введение
Внешнеэкономические связи явились катализатором экономических преобразований в России. Они активно воздействуют на формирование в стране рыночных структур и механизмов, способствуют первоначальному накоплению капитала, созданию конкурентной среды и определению рыночной мотивации в отечественном бизнесе, приобщению его к зарубежному опыту предпринимательства. Поворот к рыночной экономике открытого типа, ликвидация государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность позволили сделать более доступным внутренний рынок для конкуренции иностранных товаров и капиталов, и, в принципе, создали возможности для осуществления прогрессивных сдвигов в российской экономике, ее реальной интеграции в мировое хозяйство. Однако на практике эти возможности реализуются непоследовательно и противоречиво, положительные тенденции переплетаются с негативными, по сути дела, отодвигающими сроки решения проблемы экономического роста в целом на долгие годы.
Среди немногих секторов российской экономики, имевших в 1991-1995 г.г. положительную динамику, особое место занимает внешнеэкономическая деятельность. Прежде всего, это касается экспорта. Реализация принципов открытой экономики обусловила резкое возрастание значения внешнеэкономической деятельности для субъектов РФ. Однако из-за структурных особенностей народного хозяйства они сильно различаются по объемам экспорта хозяйства, вовлеченности во внешнеэкономические связи в целом.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение социальных аспектов внешнеэкономической деятельности.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать понятие внешнеэкономической деятельности;
- Раскрыть общее социально-экономическое значение внешнеэкономической деятельности;
- Рассмотреть влияние внешнеэкономической деятельности на уровень социальной жизни в регионах.
1. Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности
Понятие внешнеэкономической деятельности появилось в 1987 г. с переходом на новую систему управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий. В результате в процессе внешнеэкономических реформ сложились два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер внешнеэкономических связей.
Внешнеэкономическая деятельность в отличие от внешнеэкономических связей осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнёра, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций. Обязательными сопутствующими условиями внешнеэкономической деятельности являются выполнение определенных операций по обеспечению продвижения товара от продавца к покупателю; по своевременному предоставлению различного рода внешнеторговых услуг - транспортных, страховых, экспедиторских, банковских; по осуществлению платежно-расчетных операций, а также наличие коммерческой и валютно-финансовой информации о конъюнктуре внешних товарных и денежных рынков.[1]
Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи, международной (или внешнеторговой) считается сделка, заключаемая между контрагентами, то есть торговыми партнерами, коммерческие предприятия которых находятся в разных странах, или, иными словами, в юридическом адресе которых указаны разные государства.
Исходным принципом внешнеэкономической деятельности предприятий служит коммерческий расчет на основе принципов хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей. Ответственность за результаты внешнеэкономической деятельности лежит на самом предприятии не только в части экспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного и импортозамещающего производства, технической реконструкции.
Внешнеэкономическую деятельность и внешнеэкономические связи не следует рассматривать как две раздельных сферы функционирования и государственного регулирования. Основные задачи внешнеэкономической деятельности государства, такие как:
- таможенный контроль товаров, перемещаемых через государственную границу;
- нетарифное регулирование экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного значения (лицензирование и квотирование);
- меры оперативного регулирования внешних экономических связей, включая тарифное регулирование (налоги, пошлины и сборы).
Существенно влияют на определение стратегии внешнеэкономической деятельности отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединений.
К видам внешнеэкономической деятельности относятся:
- экспорт и импорт товаров (продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности, капиталов, рабочей силы);
- оказание субъектами внешнеэкономической деятельности услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности, в том числе производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных, маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских, аудиторских, юридических и других не запрещенных законами страны;
- оказание вышеуказанных услуг иностранными субъектами хозяйственной деятельности субъектам внешнеэкономической деятельности;
- научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности, обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе;
- международные финансовые операции и операции с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законами государства;
- кредитные и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, создание субъектами внешнеэкономической деятельности банковских, кредитных и страховых учреждений за пределами государства;
- совместная предпринимательская деятельность между субъектами хозяйственной деятельности, включающая создание совместных предприятий различных видов и форм, проведение совместных хозяйственных операций и совместное владение имуществом на территории государства и за ее пределами;
- предпринимательская деятельность на территории государства, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектов собственности со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности, аналогичная деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности за пределами государства;
- организация и осуществление деятельности в области проведения выставок, симпозиумов, аукционов, торгов, конференций, семинаров и других подобных мероприятий с участием субъектов внешнеэкономической деятельности;
- организация и осуществление оптовой, консигнационной и розничной торговли на территории государства за иностранную валюту;
- товарообменные (бартерные) операции и иная деятельность, построенная на формах встречной торговли;
- арендные, в том числе лизинговые операции;
- операции по приобретению, продаже и обмену валюты на валютных аукционах, биржах и на межбанковском валютном рынке;
- работы на контрактной основе физических лиц государства с иностранными субъектами хозяйственной деятельности;
- другие виды внешнеэкономической деятельности не запрещенные законами государства.[2]
Приведенный перечень видов и форм внешнеэкономической деятельности является весьма полным и охватывает практически все известные в мировой практике виды. Однако следует отметить, что ведущую роль среди них играет такая форма внешнеэкономических связей как международная торговля, с помощью которой страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов, увеличивать общий объем производства, а также обеспечивать удовлетворение потребности в тех продуктах, производство которых внутри страны крайне не эффективно или невозможно вообще.
Различают понятия конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность товара.
Под “конкурентоспособностью предприятия” понимается текущее положение предприятия на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка - объем продаж в сопоставлении с общими по рынку и объемами продаж предприятий-конкурентов) и тенденции его изменения. Понятно, что “рыночная сила” предприятия зависит от ряда факторов эффективности ведения бизнеса компании, которые являются преимуществами (“сильными сторонами”) по сравнению с конкурентами, как-то, эффективность системы продаж (маркетинговой и сбытовой инфраструктуры); уровень цен на реализуемую продукцию, зависящий от себестоимости производства и реализации продукции предприятия; качественные характеристики производимой продукции и ряд других. За счет своих рыночных преимуществ предприятие получает возможность потеснить конкурентов на рынке, повысить собственные объемы продаж, в определенной мере воздействовать на среднерыночный уровень цен за счет манипулирования объемом продаж и, в конечном итоге, повысить свои конечные финансовые результаты (величину чистой прибыли).
Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:
- Качество продукции и услуг;
- Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
- Уровень квалификации персонала и менеджмента;
- Технологический уровень производства;
- Налоговая среда, в которой действует предприятие;
- Доступность источников финансирования.
Чтобы определить первоочередные меры по реформированию промышленности, следует определить причины потери конкурентоспособности российскими предприятиями.
Конкурентоспособность - понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.
Таким образом, при формировании общей концепции в области конкурентоспособности необходимо учитывать все стороны этого явления. Однако по опыту ряда стран конкуренция на внутреннем рынке является основой международной конкуренции.
Конкурентоспособность на сегодняшний день имеет несколько уровней: микроуровень, мезоуровень, макроуровень, метауровень. На уровне продукта: конкретного товара, услуги — это микроуровень, это самый элементарный уровень конкурентоспособности. Более серьезные уровни конкурентоспособности — это отраслевая конкуренция (мезоуровень), это также национальная конкуренция (макроуровень), т.е. конкуренция национальных организмов, национальных экономик, использующих все могущество государственного аппарата для поддержки конкурентоспособности своих товаров. (Особо наглядно подобную деятельность можно наблюдать в такой специфической области, как военно-технические связи, торговля оружием.) И, наконец, конкурентоспособность имеет глобальный, геоэкономический смысл (метауровень). Войти в это "глобальное поле" достаточно сложно (и особенно трудно войти с инновационным продуктом), это очень серьезная проблема.
На микроуровне конкурентоспособность связывается с упорядочением цен в соответствии с ценами рынков развитой экономики по различным товарам (отражая совершенствование качества и ассортимента, а также менее осязаемые факторы, включая условия поставки, надежность, доступность кредита и т.д.).
На макроуровне прогресс в конкурентоспособности способен выразиться в существенном росте экспорта и импорта по отношению к ВВП (отражая явную возможность страны успешно продавать свою продукцию на внешних рынках).
Наиболее полно понятие конкурентоспособности изучено и структурировано на уровне предприятия, деятельность которого осуществляется в условиях открытого рынка. Сложнее поддается восприятию понятие конкурентоспособности на макроуровне, так как оно отражает позиции национальной экономики и ее способность их укреплять — наращивать темпы экономического роста, повышать уровень занятости населения и увеличивать реальные доходы граждан.
Несмотря на уже давно длящиеся дискуссии о понятии «национальная конкурентоспособность» единое его определение еще не найдено. Это объясняется особой сложностью проблем макроэкономической конкурентоспособности, а также масштабностью и многосторонностью самого процесса исследования. Немаловажным фактором является и то, что в дореформенных условиях в нашей стране исследовались в основном качество продукции и эффективность ее производства. Разнообразие же конкурентных полей требует формирования методологии исследования конкурентоспособности во всех сферах ее проявления, в различных хозяйственных и налоговых режимах.
На уровне микроэкономики конкурентоспособность продукции (услуг) определяется соотношением ее качества и цены, условиями поставки, формами платежа, видом транспортировки и другими факторами. Выявление устойчивых взаимосвязей между производимыми затратами и качеством продукции, а также соотношения между другими параметрами деятельности сравниваемых объектов является сложной задачей анализа их конкурентоспособности. Использование при этом параметрических методов исследования приближает к оценке конкурентоспособности на мезоуровне (уровне отрасли), при которой используются такие показатели, как производительность труда, наукоемкость и капиталоемкость производства, технический уровень продукции, уровень импортозамещения, степень международных кооперационных связей и др.
Что же касается определения конкурентоспособности на уровне национальной экономики, то можно сослаться на концепцию М. Портера, в основе которой лежит эффективность использования факторов производства (ресурсов). Исследователь считает, что термин «конкурентоспособная страна» не имеет большого самостоятельного значения, так как основная цель государства в экономике — обеспечить гражданам высокий (повышающийся) уровень жизни, а достижение этой цели прежде всего зависит от эффективности использования ресурсов.
На наш взгляд, заслугой М. Портера является анализ конкурентоспособности страны, основными показателями которой должны быть уровень жизни и уровень общественной производительности труда (в дореформенный период промышленность нашей страны характеризовалась уровнем производительности труда в сравнении с США и Японией, а также сальдо внешнеторгового баланса).
Четыре детерминанта конкурентных преимуществ, сформулированных М. Портером, таковы: параметры производственных факторов; параметры внутреннего спроса; наличие конкурентоспособных на мировых рынках родственных или поддерживающих отраслей; стратегия фирм, их структура и соперничество. При этом необходимо учитывать условия в стране, определяющие как характер создания фирм и управления ими, так и особенности конкуренции на внутреннем рынке, наличие конкурентной среды, обеспечивающей возможность прорывных изобретений и технологий, а также политику правительства и ее соответствие стадии развития конкурентных преимуществ.
М. Портер выделяет стадии факторных, инвестиционных и инновационных преимуществ. По его мнению, непосредственное влияние на национальные конкурентные преимущества правительство в состоянии оказывать на первых двух стадиях.
Современные определения национальной конкурентоспособности в основном соответствуют принятому Организацией экономического и социального развития общему ее определению как способности открытых для международной конкуренции компаний, отраслей промышленности и регионов страны обеспечивать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы. Соответственно оцениваются такие факторы национальной конкурентоспособности, как достигнутые в стране уровни производительности труда и качества жизни, используемые новейшие технологии, сформировавшаяся конкурентная среда и проводимая конкурентная стратегия, а также участие страны в политических и экономических союзах. Правда, при этом часто не учитываются такие традиционные факторы, как выгодное географическое положение, обладание богатыми природными ресурсами и наличие относительно благоприятных цен на труд и природные ресурсы. Тем не менее можно считать, что происходит сближение понятий производительности и конкурентоспособности.
2. Социальное значение внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая деятельность является важным средством развития национальной экономики, поскольку с ее помощью повышается производительность труда, увеличивается общий объем производства и занятость. Государства, экспортирующие свои товары в другие страны, получают значительный экономический выигрыш за счет развития специализированных производств, которые обладают сравнительно более высокой эффективностью по сравнению со странами, производящими аналогичные продукцию.
Принцип сравнительных преимуществ утверждает, что совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим, если каждый товар будет производиться с меньшими общими издержками производства по сравнению с той страной, куда ввозится этот товар. И что естественно, поскольку выгоднее купить товар другой страны, чем организовывать собственное производство, которое потребует больших затрат на аналогичный товар.
Благодаря внешнеэкономической деятельности мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния народа. Каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на продукты, издержки производства, которых в стране ниже по сравнению со всей страной. Если так будет поступать каждая страна, то мир может в полной степени использовать преимущества географический и человеческий специализации.[3]
Кроме указанной выгоды от внешнеэкономической деятельности следует указать и на побочные выгоды, которые получает страна от международного разделения труда. Свободная внешнеэкономическая деятельность стимулирует конкуренцию и ограничивает господство монополий. Возрастающая конкуренция иностранных фирм вынуждает местные фирмы переходить к производственным технологиям, обеспечивающим наиболее низкие издержки на создание соответствующих товаров. Конечно, переход на новые технологии предполагает использование самых новейших достижений в области науки и техники, что в целом способствует повышению качества продукции, росту производительности труда, экономическому развитию страны в целом. Свободный международный обмен товаром предоставляет потребителям возможность выбора или более широкого ассортимента товаров, пополнение полок магазинов самыми различными товарами, произведенными в самых различных странах земного шара.
Таким образом, можно констатировать, что внешнеэкономическая деятельность жизненно необходима для всех без исключения стран, в том числе и для наиболее развитых.
К примеру, даже для такой страны, как США внешнеэкономической деятельности жизненно необходима по следующим причинам.
1. Абсолютные объемы американской внешней торговли превышают показатели экспорта и импорта любой другой страны.
2. По некоторым видам товаров и материалов, которые США не могут или не выгодно производить внутри страны, они зависят от внешнеэкономической деятельности.
3. Изменение в объеме экспорта и импорта могут оказать значительное влияние на уровень внутреннего производства и доходы.
Объем чистого экспорта является важным экономическим показателем эффективности внешнеэкономической деятельности стран. Величина чистого экспорта представляет собой разницу между стоимостью экспорта страны и ее импорта. Эта величина оказывает многостороннее влияние на уровень национального дохода, таким образом, как влияние колебания различных видов внутренних расходов. Даже незначительные изменения в объеме импорта и экспорта могут вызвать серьезные сдвиги в уровнях доходов, занятости и уровня цен внутри страны.
Внешнеэкономическая деятельность имеет несравненно важное значение для тех стран, у которых доля товарного экспорта в ВНП превышает 10%. Например, для Нидерландов она составляет 45%, для ФРГ - 27% от ВНП.
Представление о структуре внешнеэкономического оборота США дает следующая таблица.
Таблица 1
Внешняя торговля в экономике США в 1971 - 2001 гг. (млрд. дол.)[4]
|
1971 |
1985 |
2001 |
|||
Объем дол. в ВНП, % |
Объем дол. в ВНП % |
Объем дол. в ВНП % |
||||
Экспорт товаров и услуг |
29,9 |
5,8 |
68,9 |
6,8 |
518,7 |
10,7 |
Импорт товаров и услуг |
24,0 |
4,7 |
60,5 |
6,0 |
611,9 |
12,6 |
Чистый экспорт |
5,9 |
1,1 |
8,4 |
0,8 |
-93,2 |
1,9 |
Между экспортом и импортом с 1971 по 2001 годами разница колеблется между одним и двумя процентами ВНП.
Таким образом, одним из показателей социальной стабильности, высокого уровня жизни населения является уровень интеграции государства в международную экономику.
Среди факторов производства особым объектом купли-продажи в рыночной экономике выступает труд. Взаимодействие спроса на него со стороны предприятий и его предложения со стороны продавцов происходит на рынке труда. Структура рынка труда зависит от характера формирования спроса и предложения, а также от способности продавцов и покупателей влиять на цену труда. Так, например, на конкурентном рынке его цена складывается независимо от отдельного продавца и покупателя. При других же условиях объем спроса на труд и его цену может самостоятельно определять покупатель и/или продавец.
Неотъемлемой чертой рыночной экономики выступает безработица. Эксперты Международной организации труда (МОТ) под безработицей сегодня понимают наличие контингента лиц трудоспособного возраста, не имеющего работы, но способного работать и ищущего работу в данный период времени. В число "ищущих работу" включаются лица, зарегистрированные на бирже труда в качестве безработных. В разных странах возрастные показатели безработных существенно отличаются, но, как правило, к ним относят лиц от 10-15 лет минимум и до пенсионного возраста (от 55 лет и выше), принадлежащих к самодеятельному (экономически активному) населению. К самодеятельному относится часть трудоспособного населения - как работающие по найму, так и ищущие работу безработные. Другая часть трудоспособного населения входит в группу несамодеятельного: не работающего по найму и не ищущего подобную работу. Например, это могут быть студенты, домохозяйки, предприниматели, лица свободных профессий.
В развивающихся странах и в странах с переходной экономикой зачастую отсутствует регистрация на бирже труда лиц из числа трудоспособного населения, ищущих работу, или же регистрируются далеко не все безработные (особенно в сельской местности). Согласно российскому законодательству о занятости населения, официально безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка и зарегистрированы в государственной службе занятости. Уровень безработицы определяется как доля безработных в общей численности самодеятельного населения или рабочей силы.
3. Влияние внешнеэкономических связей на уровень жизни в регионах
Среди многих региональных контрастов, характерных для России, особо следует выделить различия субъектов Федерации по масштабам и структуре участия в международных экономических отношениях. Такие различия наблюдаются в любой стране. Они обусловлены транспортно-географическим положением, структурой хозяйства, историческим ходом экономического развития, множеством других факторов. Но в России межрегиональные различия по объемам и структуре участия в международных хозяйственных связях очень велики, хотя с нормативно-правовой точки зрения внешнеэкономическая либерализация в равной мере охватывает все ее пространство.
Демонтаж государственной монополии на внешнеэкономические связи не обеспечил преодоления этих различий, унаследованных от командной экономики. Более того, либерализация заметно их усилила.
Существует чуть ли не прямая зависимость между уровнем жизни в регионе и долей его участия во внешнеэкономической деятельности.
По абсолютным объемам экспорта субъекты Федерации различаются в сотни раз. В стране насчитывается 17 регионов с годовым объемом экспорта более 1 млрд. долл. каждый, включая прямые и посреднические поставки товаров и услуг: Москва, Тюменская область (с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким АО), Красноярский край (с Таймырским и Эвенкийским АО), Иркутская, Самарская и Свердловская области, С.-Петербург, Татарстан и Башкирия, Кемеровская, Мурманская, Пермская, Вологодская, Липецкая, Московская, Оренбургская и Нижегородская области. (см. таблицу 2) Как известно и уровень жизни в данных регионах является более высоким, чем в других по России.
Таблица 2
Величина экспорта и импорта в регионах России, млрд. дол.
Регион |
2003 |
2004 |
||
Экспорт |
Импорт |
Экспорт |
Импорт |
|
Московская область |
11,3 |
11,5 |
11,7 |
11,9 |
Тюменская область |
10,8 |
9,3 |
11,9 |
9,5 |
Красноярский край |
9,4 |
8,9 |
9,8 |
9,3 |
Иркутская область |
7,5 |
7,7 |
7,5 |
7,9 |
Самарская область |
8,1 |
8,4 |
7,8 |
8,8 |
Свердловская область |
7,7 |
8,1 |
7,9 |
8,5 |
С.-Петербург |
9,7 |
10,6 |
10,5 |
11,0 |
Татарстан и Башкирия |
9,7 |
8,1 |
9,5 |
8,3 |
Кемеровская область |
7,8 |
5,4 |
7,7 |
6,8 |
Мурманская область |
5,5 |
6,6 |
6,4 |
6,3 |
Пермская область |
6,7 |
6,7 |
6,8 |
6,4 |
Вологодская область |
5,1 |
3,7 |
5,3 |
4,0 |
Липецкая область |
4,8 |
3,5 |
5,7 |
3,5 |
Оренбургская область |
5,7 |
4,9 |
5,8 |
6,0 |
Нижегородская область |
7,1 |
7,3 |
8,0 |
7,4 |
Итого |
116,9 |
110,7 |
122,3 |
115,6 |
Как видно из таблицы, в целом экспорт по данным регионам превышает импорт. Крупнейшими по величине экспорта регионами являются центральные (столичные) и регионы добывающие и экспортирующие сырье (Тюменская область, Кемеровская область, Красноярский край и др.). Крупнейшим экспортером является Москва. В 2003 г. через столичные предприятия и организации прошло 11,3 млрд. долл. российского экспорта (в 1998 г. - 11,0 млрд.долл., в 1997 г. - 13,3 млрд.). В то же время у 33 регионов годовой объем экспорта составляет менее 100 млн. долл., в том числе примерно у десятка он не превышает 10 млн. долл. (Тува, Алтай, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Калмыкия, Коми-Пермяцкий, Агинский Бурятский и Усть-Ордынский Бурятский АО, Еврейская автономная область). Известно, что это самые нищие и социально неблагополучные регионы.[5]
Данная взаимосвязь между уровнем социальной жизни и развитием внешнеэкономических связей обусловлена почти всегда наличием и использованием природных и промышленных ресурсов региона.
Межрегиональные различия по объемам импорта несколько меньше. Причем в большинстве регионов экспорт значительно превышает импорт. В 1998 г. из 78 субъектов РФ (без отдельного учета автономных округов) у 55 наблюдалось положительное сальдо торгового баланса. В результате девальвации рубля и заметного сокращения импорта в 1999 г. число регионов - нетто-экспортеров несколько увеличилось. Отрицательное внешнеторговое сальдо характерно для приграничных и приморских районов, в которых сравнительно широко представлена неорганизованная (челночная) торговля. Через них завозится, а затем распространяется по территории России по каналам мелкооптовой и неорганизованной торговли большая часть импорта. Однако наиболее крупные импортные операции, организованные и неорганизованные, осуществляется через Москву. На Московское таможенное управление приходится более трети всех таможенных поступлений в федеральный бюджет.
Еще более неравномерно по регионам страны размещаются иностранные инвестиции. Они осуществляются в большинстве субъектов Федерации, однако основной их объем реализуется в 10-15 регионах. В 2003 г. на долю первой десятки пришлось 75,5% иностранных инвестиций, в том числе 83,9% прямых. Во внешней торговле первые десять регионов дают около 60% экспорта и 67% импорта. Состав регионов - крупнейших получателей инвестиций в 1995-1999 гг. довольно сильно изменился. В сравнении с ним региональная структура внешней торговли значительно стабильнее.
Среди самых социально благополучных регионов можно выделить крупнейших получателей прямых иностранных инвестиций - Московский и С.-Петербургский районы (столицы и пристоличные области), нефтегазодобывающие регионы - Тюменская и Сахалинская области, Республика Коми, крупнейшие промышленные регионы - Свердловская, Челябинская, Волгоградская области, Татарстан. Последний может быть отнесен и к нефтедобывающим регионам. Половина регионов из двадцатки являются приграничными (приморскими). И больше половины рассматриваемых субъектов Федерации включая Москву и С.-Петербург имеют главный город с населением, превышающим миллион жителей.[6]
Размещение иностранного капитала по регионам России отражает различия между ними по уровню коммерческого риска, с одной стороны, и ожидаемой прибыли - с другой. Иностранный капитал стремится, прежде всего, в экономически активные части национального пространства со сравнительно высокой восприимчивостью к инновациям, являющиеся хозяйственными центрами обширных территорий и имеющие относительно благоприятные инфраструктурные условия.
Еще большую региональную концентрацию имеет размещение по субъектам РФ внешних займов и кредитов. В них ключевое место занимают крупнейшие городские агломерации и нефтегазодобывающие районы, что объясняется особой ролью первых в процессах рыночной трансформации, а вторых - в обеспечении платежеспособности страны. В 1995-1998 гг. к внешним займам в виде банковских кредитов и размещения еврооблигаций прибегали Москва и Московская область, С.-Петербург и Ленинградская область, Татарстан и Коми, Нижегородская, Тюменская, Пермская, Свердловская области и Ямало-Ненецкий АО.
Очень неравномерно по регионам страны размещены институты, обеспечивающие международные экономические связи: банковская инфраструктура, инвестиционные фонды, представительства фирм, консалтинговые и маркетинговые компании и т. д. Преобладающая часть этих институтов сосредоточена в Москве.
Особую роль столицы в глобальных связях России можно проиллюстрировать рядом показателей. На московские компании в 2003 г. пришлось более 38% поступлений валюты от экспорта товаров и услуг. Правда, речь идет в основном о посреднической торговле, особенно в части экспорта. Продукция собственного производства в общем объеме экспорта, прошедшего оформление на Московской таможне, не превышает 5%. Значительная часть импорта, ввозимого через Москву, реализуется на других региональных рынках. В 2003 г. на российскую метрополию пришлось около 30% розничного товарооборота страны.
В 1998 г. в Москве действовало 56% всех предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированных в России. В начале 2003 г. из 1200 российско-германских предприятий в Москве действовало 705. Кроме того, в столице размещались 989 представительств немецких компаний.
Через московские банки осуществляется 65-80% операций в стране с иностранной валютой. В Москве располагаются все 20 зарегистрированных в России полностью иностранных банков и подавляющая часть из 130 банков с иностранным долевым участием. Доля активов в иностранной валюте у московских банков на конец 2002 г. составляла 59% против 35% у региональных банков. В столице находятся около двух третей российских пользователей Интернета. Их общее количество в I квартале 2003 г. оценивалось в 1,8 млн. человек.
Эти статистические показатели свидетельствуют, что Москва значительно более открыта, чем любой другой регион. Именно ее уровень жизни и социального благополучия выше. Но речь идет о большей институциональной и структурной открытости, поскольку в правовом отношении столица не имеет никаких преимуществ перед провинцией. Благодаря концентрации институтов, обеспечивающих международные связи, Москва фактически является главным окном России во внешний мир. Этому способствует также ускоренное развитие в столице сферы услуг. В структуре ее валового продукта на услуги приходится более 70% против около 50% в ВВП России.
Высокая столичная централизация включения России во внешнеэкономические связи объясняется рядом причин. Москва как столица СССР занимала привилегированное положение в стране. Ее столичные функции формировались в условиях централизованного управления и монополии государства на большинство видов хозяйственной и общественной деятельности. Это определило крайне высокую концентрацию управленческого персонала, научно-информационного и культурного потенциала, функций материально-технического снабжения и торгового обслуживания. Столичное положение обусловило значительно более высокий уровень развития инфраструктуры, чем в других регионах страны. Сверхконцентрация в Москве интеллектуального и управленческого потенциала определялась и ее функциями главного города социалистического мира.
К началу рыночных реформ Москва по условиям жизни населения, экономической и культурной деятельности резко превосходила любой другой регион страны. На российском пространстве она не имела конкурентов в выполнении функций внешнеэкономического посредника. Быстрое развитие посреднических функций в столице является результатом номенклатурной трансформации ее командно-административных функций при переходе от централизованной к рыночной экономике. Сегодняшний уровень посредничества отражает вчерашний уровень централизации управления.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: степень развития внешнеэкономической деятельности показывает уровень открытости и развитости региона, что напрямую влияет на уровень социальной жизни и социального благополучия.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены социальные аспекты внешнеэкономической деятельности.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
- Дано понятие внешнеэкономической деятельности;
- Раскрыто общее социально-экономическое значение внешнеэкономической деятельности;
- Рассмотрено влияние внешнеэкономической деятельности на уровень социальной жизни в регионах.
Современный уровень социальной жизни в России характеризуется широкой дифференциацией и зависит от региональной асимметрии. Нынешнее состояние внешнеэкономических связей России требует решения ряда сложных, но неотложных задач, прежде всего, восстановления и развития экспортного потенциала страны, повышения конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках, формирование рациональной структуры экспорта и импорта, привлечения иностранных инвестиций на взаимовыгодных условиях, обеспечение экономической безопасности России. Только на этом пути интеграции в мировой экономический оборот возможно повысить уровень социальной жизни в стране и сгладить социальное неравенство.
Во внешнеэкономической политике Россия руководствуется принципами, являющимися сейчас общепризнанными в мире. В числе этих принципов развитие экономических отношений со всеми странами мира на основе взаимной выгоды и равноправия, невмешательство во внутренние дела партнера, уважение принятых международных обязательств. Россия взяла курс на активное участие в международных финансовых и торговых организациях, соглашениях и конвенциях, отвечающих ее интересам и потребностям, пошла на преобразование валютной и внешнеторговой систем с учетом международных норм и правил.
Список литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Юрист, 2001.
2. Буглай В.Б. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 2003.
3. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы. Учебник для вузов / Г.Д. Гордеев, Л.Я. Иванова, С.К. Казанцев и др. Под ред. Л.Е. Стровского. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2002.
4. Гордеев Г.Д. Основы внешнеэкономической деятельности. - Екатеринбург, 2003.
5. Дикань Н. Социальные аспекты международной экономической интеграции // Бизнес-информ 2003. № 11. – с. 50-58.
6. Международные экономические отношения / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-Дана, 2000.
7. Фомишин С. В. Международные экономические отношения: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2003.
[1] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Юрист, 2001. – с. 110.
[2] Гордеев Г.Д. Основы внешнеэкономической деятельности. - Екатеринбург, 2003. – с. 167.
[3] Дикань Н. Социальные аспекты международной экономической интеграции // Бизнес-информ 2003. № 11. – с. 53.
[4] Дикань Н. Социальные аспекты международной экономической интеграции // Бизнес-информ 2003. № 11. – с. 53.
[5] Фомишин С. В. Международные экономические отношения: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2003. – с. 349.
[6] Буглай В.Б. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 591.