Федеральное агентство по образованию

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра Валютно-кредитных отношений







КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Деньги, кредит, банки»

на тему

«БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ЕЕ РАЗВИТИЯ»





Выполнил Писаренко Дмитрий Павлович

Номер группы ФКВ 42

Номер зачетной книжки № 042742











г. Новосибирск, 2005г.

Введение.. 3

1. Банковская система: основные понятия, структура. 4

1.1. Понятие банковская система, ее признаки и особенности. 4

1.2. Центральный банк РФ.. 6

1.3. Коммерческие банки, небанковские организации. 8

1.3.1. Коммерческие банки. 8

1.3.2. Небанковские организации. 10

2. Анализ банковской деятельности.. 12

2.1. Институциональная и территориальная структура банковского сектора  12

2.2. Структура активов и пассивов. 12

2.3. Финансовое состояние банков. 15

3. Проблемы и перспективы развития банковской системы РФ.. 18

Заключение.. 23

Список литературы... 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Банковская система играет важнейшую роль в развитии экономики, в повседневной деятельности предприятий и граждан. Банковская система является частью единого экономического организма, концентрирует огромные денежные капиталы, обслуживает текущие производные нужды и инвестиционные потребности предприятий, от ее состояния во многом зависит развитие общества в целом. К сожалению, в условиях начального этапа развития рыночных институтов банковская система России еще не реализовала всех своих стимулирующих возможностей. Как на федеральном, так и не региональном уровне по-прежнему ощущается слабость воздействия банковского сектора на развитие экономики. В деятельности банковской системы и ее отдельных институтов сохраняется ряд недостатков, которые снижают эффективность хозяйствования и сдерживают темпы экономического роста.

Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. На протяжении длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход. В результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. В стране долго и настойчиво внедрялся командный стиль управления народным хозяйством; в определенном смысле банки были загнаны в угол, они потеряли авторитет и понимание своего истинного назначения. В частности, поэтому в настоящее время необходимость восстановления их подлинной роли не звучит с должной убедительностью.

Можно сказать, что в нашем обществе еще только начинает складываться понимание того места, которое должны занимать банки в экономической системе управления экономикой. Вся наша теория банков — это фактически пересказ того, какие в стране существуют банки, какие операции они при этом выполняют, какие услуги они оказывают. Обществу нужны обстоятельные, более глубокие представления о сути банка, необходима его концепция, выяснение его общественного назначения.

Вся наша экономика и банковская сфера в частности все еще находятся в неустойчивой фазе формирования. В условиях обострившегося дефицита, неустойчивости экономики, потери доверия к деньгам и недостаточной осведомленности населения, потенциальные клиенты не проявляют желания активно взаимодействовать с коммерческими банками. Недостаточное развитие рынка ценных бумаг связано с кризисным положением многих предприятий. В настоящее время сужена область доверительных операций банков. Указанные особенности недостаточного развития банковской системы определили неравномерность размещения банков по территории страны и качественные различия в их состоянии. Все это предопределяет актуальность изучения банковской системы России. Целью настоящей работы является исследование банковской системы РФ, и, в частности, решение следующих задач:

1.      рассмотреть основные понятия банковской системы, ее признаки;

2.      рассмотреть функции, задачи, деятельность ЦБ РФ и коммерческих банков, а также рассмотреть основные небанковские организации;

3.      проанализировать результаты деятельности банков в России;

4.      рассмотреть проблемы и перспективы развития банковской деятельности.

1. Банковская система: основные понятия, структура.

1.1. Понятие банковская система, ее признаки и особенности.

Традиционно считается, что банковская система - составная часть кредитной системы - представляет собой совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующих в той или иной стране в определенный исторический период. Современная банковская система характеризуется концентрацией банков и их достаточно широкой специализацией в лице центрального (эмиссионного) банка, а также коммерческих, инвестиционных, ипотечных, сберегательных и других банков. Отсюда вытекают:

с одной стороны, конкурентная борьба банков за привлечение ресурсов, за надежную и выгодную клиентуру, за высокие доходы;

с другой стороны, стремление усилить государственное регулирование деятельности банков, в том числе в отношении капитала, клиентуры, банковского процента и т.п.

Содержание понятия «банковская система» можно определить в узком и широком смысле. Банковская система в узком, механическом смысле представляет собой собственно состав банковской системы: совокупность элементов, их специфический перечень для той или иной страны в определенный исторический период.

Банковская система в широком смысле представляет собой органичную систему, состоящую из достаточной совокупности взаимодействующих элементов. Такая система является саморазвивающимся целым; в процессе своего развития она проходит последовательные этапы усложнения и дифференциации в определенный исторический период.

Банковская система тесно взаимодействует с внешней средой как единое целое, одновременно выступая как подсистема образования высшего уровня – экономической системы страны. Это предопределяет функционирование банковской системы в рамках общего законодательства, общих юридических норм общества. При этом банковская система и ее акты не противоречат общим условиям, принципам и юридическим нормам, а встраиваются в общую систему как единое целое.

Признаками банковской системы, как и любой другой системы, являются: связь, целостность, обусловленная ими устойчивая структура.

Банковская система не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям.

Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется се составными элементами и отношениями, складывающимися между ними.

Совокупность банков – денежно-кредитных институтов, действующих специфическим образом – есть основной, структурный элемент банковской системы. В то же время сущность банковской системы не ограничивается простым сложением сущности ее элементов. Банковская система реализует проникновение в новую, более широкую сущность, охватывающую сущность не только отдельных элементов, но и их взаимосвязь. Из этого следует, что сущность банковской системы влияет на состав и сущность се отдельных элементов.

Практика знает несколько типов банковской системы:

1.       распределительная централизованная банковская система;

2.       рыночная банковская система;

3.       система переходного периода.

В противоположность распределительной системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности (не только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве функционирует множество банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены ими между собой. Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки - коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и другие. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки подчиняются своему Совету, решению акционеров, а не административному органу государства.

Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Она выступает как рыночная модель и при этом разделена на два яруса:

первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию). Его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью

второго яруса: коммерческих банков, задача которых — обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции др.).

Банковская система РФ находится в стадии переходной системы: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито.

Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае, если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной - появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги. В банковскую систему при этом могут вливаться новые части, восполняющие специфику целого.

Теоретически можно предположить, что даже в том случае, если в банковской системе исчезает первый ярус - центральный банк, то вся система не разрушается, какое-то время другие банки способны в пределах выпущенной массы платежных средств совершать расчеты, выдавать кредиты, проводить другие банковские и небанковские операции.

Банковская система не находится в статическом состоянии, напротив, она постоянно находится в динамике. Здесь выделяются два момента.

1.      банковская система как единое целое все время находится в движении. Она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется;

2.      внутри банковской системы постоянно возникают новые связи. Взаимодействие образуется как между центральным банком и коммерческими банками, так и между ними.

Банковская система является системой «закрытого» типа. В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует с внешне средой, с другими системами. Кроме того, система пополняется новыми элементами, соответствующими ее свойствам. Тем не менее, она «закрыта», так как, несмотря на обмен информацией между банками и издание центральным банками специальных информационных материалов, существует понятие «банковская тайна».

Банковская  система – «самоорганизующаяся», поскольку изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к «автоматическому» изменению политики банка.

Банковская система выступает как управляемая система. Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту, либо исполнительной власти. Деловые банки, будучи юридическими лицами, функционируют на базе общего и специального банковского законодательства, их деятельность регулируется экономическими нормативами.

Можно сформулировать следующие особенности банковской системы:

1.      в банковской системе имеются не только связи координации (взаимодействие элементов), но и связи субординации, обусловленные происхождением одних элементов из других, возникновением новых связей и т.п.;

2.      в банковской системе присутствуют особые управляющие механизмы, через которые структура целого воздействует на характер функционирования и развития частей (система норм и нормативов, наличие органов управления и т.п.);

3.      связи внутри банковской системы, как единого целого, не вызывают коренных качественных преобразований частей в банковской системе; основные свойства частей определяются закономерностями, структурой целого. Это есть признак органичности. Элементы банковской системы лишены способности к самостоятельному существованию (например, коммерческий банк не может существовать вне банковской системы, так как, выходя из нее, он утрачивает статус банка как таковой). В неорганичном целом, в силу менее тесной зависимости между системой и ее составляющими, основные свойства частей определяются их внутренней структурой, а не структурой целого. С этим связана способность частей неорганичного целого к самостоятельному существованию;

4.      с усложнением организации банковской системы активность нередко все в большей мере передается от частей к целому. Это прослеживается в российской практике на примере крупных банков, которые по отдельным позициям оказались более динамичными и их активность все в большей степени передается банковской системе в целом;

5.      банковская система, как органичное целое, формируется из тех частей, какие функционируют уже в развитом целом. В ходе развития банковской системы происходит качественное преобразование частей вместе с целым. Первичные компоненты внутри банковской системы претерпевают трансформации, которыми определяется их «современная форма»;

6.      необходимым условием устойчивости банковской системы, как системы органичной, является постоянное обновление элементов. Устойчивость неорганичных систем обусловлена стабильностью элементов;

7.      внутри банковской системы существует своеобразные блоки (подсистемы). Их гибкая приспособляемость к выполнению команд управляющей системы основана на том, что элементы подсистем функционируют вероятностным образом и имеют определяющее число степеней свободы. Следовательно, жесткая детерминированность связи подсистем между собой и с целым реализуется через отсутствие однозначной детерминации в поведении элементов и подсистем.[1]

1.2. Центральный банк РФ

В банковской системе России Центральный банк (ЦБР, Банк Росси) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях - административные.

Банк России образует единую  централизованную  систему  с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный  аппарат,  территориальные учреждения,  расчетно-кассовые  центры,  вычислительные  центры,  полевые учреждения,  учебные  заведения  и  другие предприятия, учреждения и организации, в том числе  подразделения безопасности и Российское объединение инкассации. Высшим органом Банка России является Совет  директоров.

Основными задачами ЦБР являются: регулирование денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Целями деятельности Банка России являются:

1.      защита и обеспечения устойчивости рубля;

2.      развитие и укрепление банковской системы РФ;

3.      обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Банк России выполняет следующие функции:

1.      во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает  и проводит  единую  государственную  денежно-кредитную политику;

2.      монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3.      является кредитором последней инстанции для  кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4.      устанавливает  правила  осуществления расчетов в РФ;

5.      устанавливает правила проведения банковских операций;

6.      осуществляет  обслуживание  счетов  бюджетов  всех  уровней бюджетной  системы РФ;

7.      осуществляет эффективное управление  золотовалютными резервами Банка России;

8.      принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций,  приостанавливает их действие и отзывает их;

9.      осуществляет надзор за деятельностью кредитных  организаций и банковских групп (банковский надзор);

10.  регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11.  осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской  Федерации  все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12.  организует  и  осуществляет валютное регулирование  и валютный контроль в соответствии  с законодательством  Российской Федерации;

13.  определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями,  иностранными государствами, а также с юридическими  и физическими лицами;

14.  устанавливает  правила  бухгалтерского  учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15.  устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16.  принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление  платежного баланса Российской Федерации;

17.  устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв  разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18.  проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. Банк России подотчетен Государственной Думе при Федеральном Собрании Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

1.3. Коммерческие банки, небанковские организации

1.3.1. Коммерческие банки

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять предусмотренные законом банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк –  кредитная организация, которая имеет исключительное  право осуществлять  в совокупности следующие  банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных  средств от  своего имени и за свой счет на условиях  возвратности,  платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Основное назначение коммерческого банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяют среди своих акционеров. В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основываются на Законе РФ «О банках и банковской деятельности в РФ».

В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности – частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность создания банков, основанных исключительно на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе.

Значение коммерческих банков в современных кредитных системах довольно велико. Термин «коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю (коммерцию), товарообменные  операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы, коммерсанты. Отсюда и происходит название «коммерческий банк». Банковская система сегодня - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного обращения  исторически шло параллельно и тесно переплеталось. На всех этапах развития экономики банки, выступая посредниками в  перераспределении капиталов, существенно повышали и повышают общую эффективность производства.

Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших  название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной  деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новое  требование к  заемщику. Этот  процесс создания  новых  обязательств  составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолеть  сложности  прямого  контакта сберегателей и заемщиков, возникающий из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм,  их сроков, доходности, и т.д. Масштабы финансового посредничества в современной экономике поистине  огромны.

Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций  позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре. Следует  учитывать, что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые  операции). Но есть определенный базовый набор, без которого банк не может существовать и нормально функционировать. К таким ключевым операциям банка относят:

1.       прием депозитов;

2.       осуществление денежных платежей и расчетов;

3.       выдача кредитов.

Создание платежных средств тесно связано с депозитной функцией кредитования банковских клиентов. Депозит может возникнуть двумя путями: в результате внесения клиентом наличных денег в банк или же в процессе банковского кредитования. Эти операции по-разному отразятся на величине денежной массы в стране. Если клиент внес деньги до востребования, то они превратились из наличных в безналичные. Общая сумма денег в хозяйстве не изменилась. Если же деньги зачислены на депозит, то общее количество денег в хозяйстве увеличилось,  так как  банк такой операцией  создал  новые  платежные  средства. Обратное действие – уничтожение -  происходит при снятии клиентом наличных со счета  и при списании денег с депозита для погашения кредитов. Способность коммерческих банков увеличивать и уменьшать депозиты и денежную массу широко используется центральным банком, который через систему обязательных резервов управляет динамикой кредита.

Вторая обширная  функциональная сфера деятельности банков - посредничество в кредите. Коммерческие банки, как уже говорилось, исполняют роль посредников между хозяйственными единицами, накапливающими и нуждающимися в денежных средствах. Они предоставляют владельцам свободных капиталов удобную форму хранения денег в виде разнообразных депозитов, что обеспечивает сохранность денежных средств и удовлетворяет потребность клиента в ликвидности. Для многих клиентов такая форма хранения денег более предпочтительна, чем вложение в облигации или акции. Банковский кредит - тоже весьма удобная и во многих случаях незаменимая форма финансовых услуг, которая позволяет гибко учитывать потребности конкретного заемщика и приспосабливать к ним условия получения ссуды (в отличие от рынка ценных бумаг, где сроки и другие условия займа стандартизированы).

Помимо выполнения базовых функций, банк предлагают клиентам множество других финансовых услуг. Например, банки осуществляют разного  рода  доверительные  операции  для корпораций и частных лиц, связанных с передачей имущества в управление банку на  доверительной основе,  покупкой для клиентов ценных бумаг, управлении недвижимостью,  выполнение гарантийных  функций по облигационным выпускам.

Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие  банки предоставляют клиентам полный спектр услуг. Этим они отличаются от специализированных учреждений, действующих в рамках ограниченного состава функций. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы. Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и популярность универсального  типа  банка создает известные трудности для определения понятий банк  и банковская деятельность. Чаще всего главным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов.

1.3.2. Небанковские организации

Небанковская кредитная организация – организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимым сочетанием банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливается Банком России.

В современной кредитно-банковской системе, наряду с банковским сектором, выделяется еще одно рабочее звено, эмитенты которого осуществляют на финансовом рынке специализированные посреднические услуги. Это звено объединяется в небанковский сектор, состоящий из совокупности специальных кредитно-финансовых институтов, которые в свою очередь подразделяются на парабанки, осуществляющие деятельность, близкую к банковской, и институты финансово-инвестиционного посредничества. На сегодняшний момент можно с уверенностью сказать, что ряд из них уже сформировался и успешно функционирует на национальном рынке. Это, прежде всего, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды и компании и кредитные союзы и общества взаимного кредитования.

Инвестиционный фонд выпускает собственные ценные бумаги (инвестиционные паи) с целью мобилизации денежных средств индивидуальных и институциональных инвесторов и вложения полученных средств в другие ценные бумаги и на депозитные счета кредитных организаций от своего имени.

Инвестиционные фонды могут быть закрытыми, открытыми и интервальными. Закрытый инвестиционный фонд размещает свои ценные бумаги без обязательного обратного выкупа их у владельцев.

Открытый инвестиционный фонд при размещении берет на себя обязательства выкупать их у владельцев в любое время и в любых количествах.

Интервальный инвестиционный фонд является закрытым фондом, который периодически открывается для владельцев его ценных бумаг. В зависимости от организационно-правовой формы выделяются паевые инвестиционные фонды и инвестиционные фонды акционерного типа.

Инвестиционные компании формируют свои ресурсы за счет собственных средств учредителей и эмиссии собственных акций, которые могут размещаться только среди юридических лиц. Привлекать средства населения инвестиционная компания не имеет права. Инвестиционные компании вкладывают собственные средства в ценные бумаги от своего имени, по поручению эмитента, могут заниматься организацией эмиссии ценных бумаг, выполняют консультативные функции для клиентов.

В отличие от паевых фондов, акционерные инвестиционные фонды являются юридическими лицами и регистрируются в виде открытого акционерного общества.

Согласно Закону РФ "О негосударственных пенсионных фондах" от 08 апреля 1998 г. № 75-ФЗ негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Фонды осуществляют деятельность и производят выплаты негосударственных пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.

Среди прочих небанковских институтов страховой бизнес в России имеет практически непрерывную историю на рынке финансовых услуг. Связано это в первую очередь с тем, что и в период социализма страховая деятельность не прекращалась (ее вели государственные страховые компании). Таким образом, к моменту появления первых частных страховых компаний недостатка в отработанных механизмах и квалифицированных специалистах практически не было, хотя требовалось приспособить их к новым рыночным реалиям.

Сейчас в стране существует две отрасли страхования:

1. обязательное (медицинское, транспортное и т.п.), то есть предоставляемое определенными аккредитованными компаниями в обязательном порядке.

2. Добровольное, то есть страхование, при котором клиент может самостоятельно выбрать себе поставщика страховых услуг. Последнее делится на а) страхование жизни и б) все иные виды добровольного страхования, кроме страхования жизни.

На сегодняшний момент к элементам небанковского сектора, действующим в рамках банковской системы России, относятся кредитные союзы и общества взаимного страхования (ОВС).

Кредитный союз - это некоммерческая кооперативная организация физических лиц, объединившихся для совместного сбережения своих средств и оказания финансовой взаимопомощи. Членами (пайщиками) кредитного союза являются физические лица, связанные между собой единым социальным признаком, таким как место работы, профессиональная принадлежность, общность места жительства и т.д.

Основной вид деятельности кредитного союза - это выдача займов своим пайщикам на определенных уставом и договором условиях (размер, срок, процентная ставка, наличие залогового взноса, поручительство и т.д.).

Деятельность кредитного союза, которой осуществляет операции по приему личных сбережений пайщиков и выдает им займы, хотя и похожа по форме на банковские операции, по существу таковой не является. Во-первых, потому что действия кредитного союза не направлены на извлечение прибыли, а во-вторых, потому что кредитный союз работает не на открытом рынке, а только со своими пайщиками, круг которых ограничен. Кредитный союз, несмотря на название, не является кредитной организацией, и его деятельность не подлежит лицензированию Банком России.

Кредитные союзы привлекательны для их пайщиков по многим причинам. Во-первых, их создание не требует значительных затрат: ни материальных, ни временных. Во-вторых, регистрация кредитных союзов не представляет больших сложностей: они регистрируются по месту нахождения местными администрациями, регистрационными палатами либо другими уполномоченными органами. В-третьих, из-за своих небольших размеров кредитный союз относительно легко управляется и контролируется.





2. Анализ банковской деятельности

2.1. Институциональная и территориальная структура банковского сектора

Вопросы территориального размещения и величины российских денежно-кредитных институтов эпизодически становятся предметом дискуссии. Для этого есть серьезные основания. Статистика свидетельствует о том, что в Москве и Московской области накануне кризиса 1998 г. было сконцентрировано 44% всех действующих кредитных организаций. К началу 2001 г. эта доля увеличилась до 47%. Активы действующих банков в столичном регионе на 1 января 2001 г. составляли почти 1992 млрд. руб., суммарный собственный капитал этих банков составлял свыше 60% совокупного банковского капитала. На сегодняшний день Москва сохраняет свои лидирующие позиции в банковском секторе страны, намного превышая другие регионы, как по количеству кредитных учреждений, так и по их суммарным активам и капиталу.

По состоянию на 01.01.2003 Банком России было зарегистрировано 1826 кредитных организаций, в том числе банков – 1773, небанковских кредитных организаций – 53. Годом ранее, на 01.01.2002, существовала 2001 кредитная организация – 1953 банка и 48 небанковских кредитных организаций. Уменьшение числа кредитных организаций связано главным образом с их реорганизаций, осуществленной в форме присоединения. Незначительная часть кредитных организаций была ликвидирована в связи с добровольным решением.

Число действующих кредитных организаций на 1 января 2003 года составляло 1329, что на 10 кредитных организаций больше, чем в предыдущем году. В Москве на 01.01.2003 функционировало 645 кредитных организаций (на 01.01.2002 – 620).

На 01.01.2003 из числа действующих в уставных капиталах 123 кредитных организаций участвовали нерезиденты. Из них 77 организаций имели генеральную лицензию Банка России на право совершения банковских операций. В Москве и Московской области число кредитных организаций с иностранным участием в капитале составляло 84, из которых 53 организации имели генеральную лицензию.

Среди банков с иностранным участием на 1 января 2003 года только 27 организаций полностью принадлежали нерезидентам (100% уставного капитала). Из них 24 кредитные организации сосредоточены в Москве, 2 — в Северо-Западном федеральном округе, 1 — в Южном федеральном округе.[2] После кризиса августа 1998 г. московские банки еще более упрочили свое положение с позиции их удельного веса в общей численности российских денежно-кредитных институтов.

Действующие кредитные организации сконцентрированы преимущественно в Москве и Московской области. Величина их активов на 1 января 2003 года составляла почти 85% совокупных активов всех действующих банков и 99,3% активов кредитных организаций Центрального Федерального округа.

2.2. Структура активов и пассивов

За 2004 год совокупные активы банковского сектора России увеличились на 23,0% и на 01.01.2005 составили 130,4 млрд. долл. (табл. 1). Структура активных операций российских коммерческих банков все больше приближается к общемировым стандартам. Преобладающим направлением вложений кредитных организаций стали банковские ссуды (более 50% всех активов). Второе место по значению заняли приобретенные банками ценные бумаги (около 20%).


Таблица 1 - Активы банковского сектора России

Вид актива

01.01.2004 г.

01.01.2005 г.

Темп роста, %

Млрд. долл.

Уд. вес, %

Млрд. долл.

Уд. вес, %

Денежные средства, драгоценные металлы и камни

2,3

2,2

2,9

2,2

123,0

Счета в Банке России

10,1

9.6

13,1

10,1

130,0

Корреспондентские счета в банках

10,5

10,0

9,5

7,3

90,5

Ценные бумаги

18,6

17,8

24,5

18,8

131,6

Ссудная задолженность

51,8

49,4

67,6

51,9

130,5

Основные средства, хозяйственные товары и нематериальные активы

4,3

4,1

4,9

3,8

115,4

Прочие активы

7,2

6,9

7,8

6,0

108,5

Активы всего

104,8

100,0

130,4

100,0

124,3


Исключение составляет достаточно высокий удельный вес активов, размещаемых в Банке России (чуть более 10%). Основная часть средств, депонированных в Банке России, приходится на обязательные резервы (более 55%). Доля остатков средств на корсчетах в ЦБ РФ достигает 25%. Удельный вес привлеченных Банком России депозитов составляет примерно 15%, обязательств ЦБ РФ по обратному выкупу ценных бумаг — около 5%. За исключением остатков на корсчетах, все эти средства, так или иначе, используются Банком России в качестве инструментов монетарной политики. В целом подобная ситуация свидетельствует о некотором дефиците инструментов регулирования ликвидности на российском финансовом рынке. Банковский сектор России показывает высокие темпы роста объемов кредитования предприятий и населения. Удельный вес кредитов и прочих размещенных средств, предоставленных нефинансовым предприятиям и организациям-резидентам, вырос за период с января 2000 года по январь 2003 года с 28,0% в общей сумме активов до 38,4%. Устойчиво растет отношение выданных кредитов к ВВП, достигнув почти 15%.

Последние полтора года объем операций по кредитованию не финансового сектора увеличился почти у 90% действующих кредитных организаций. В настоящее время у 690 банков (52% от их общего числа — без учета Сбербанка) удельный вес кредитов в активах превышает 40%, а у 290 банков (22% от общего числа) этот показатель составляет от 25% до 40%. В структуре кредитных операций банков доминируют кредиты нефинансовому сектору (предприятиям). Их доля, хотя и имеет тенденцию к незначительному понижению с начала 2004 года, к январю 2005 года составила более 76%. На кредиты, депозиты и иные средства, предоставленные финансовому сектору и банкам-нерезидентам приходится около 15% всех предоставленных ссуд. Кредиты физическим лицам стабилизировались на уровне примерно 7%. При этом в кредитах предприятиям преобладают рублевые кредиты (64%), в кредитах финансовому сектору — валютные (55%), а при кредитовании населения почти 84% приходится на ссуды в рублях. В 2004 году на фоне наращивания абсолютных объемов кредитных операций приостановился рост просроченной задолженности по предоставленным кредитам всем категориям заемщиков (40,4 млрд. руб., ил 1,34 млрд. долл. на 01.01.2002. и 40,5 млрд. руб., или 1,27 млрд. долл. на 01.01.2005). Удельный вес просроченной задолженности, который на протяжении почти двух лет стабильно держался на уровне 2,4 — 2,7% в общей сумме кредитов, по состоянию на 01.01.2005 снизился до 1,9%.

Вторым по значению направлением вложений средств коммерческих банков являются операции с ценными бумагами. На фоне роста ссудной задолженности удельный вес вложений в ценные бумаги все еще ниже докризисного уровня. За последние три года их доля в структуре активов не превышала 19%, тогда как по состоянию на 01.07.1998 она равнялась 32%. Причина этого заключается в снижении сделок по приобретению государственных ценных бумаг. В настоящее время около половины совокупного портфеля ценных бумаг банковского сектора приходится на долговые обязательства Российской Федерации. Сохраняется также значительный удельный вес учтенных векселей (26,7% портфеля ценных бумаг.

В 2004 году в ресурсной базе коммерческих банков закрепились качественные изменения, которые уже в ближайшей перспективе могут оказать заметное влияние на условия и эффективность финансового посредничества в России. Прежде всего, они касаются опережающей по сравнению с остатками средств на счетах юридических  динамики вкладов населения. Приток вкладов граждан наблюдался не только по системе Сберегательного банка, что было характерно для первых двух лет после августа 1998 года, а по всей банковской системе. При этом частные вклады в коммерческих банках увеличивались более быстрыми темпами, чем в Сбербанке России. К началу 2003 года доля последнего снизилась до 67% против 76,5% в начальной фазе преодоления последствий финансового кризиса 1998 года.

На протяжении последних двух лет в структуре пассивов (табл. 2) наблюдалось неуклонное снижение удельного веса остатков на расчетных, текущих и прочих счетах предприятий и организаций, а также депозитных юридических лиц.


Таблица 2 - Источники средств банковского сектора России (млрд. долл.)

Источник

01.01.2004 г.

01.01.2005 г.

Темп роста, %

Фонды и прибыль

16,9

16,2

20,5

15,7

121,0

Кредиты, депозиты и иные привлеченные средства, полученные от Банка России

1,5

1,5

0,2

0,1

12,6

Счета банков

5,5

5,2

5,6

4,3

101,6

Кредиты, депозиты и иные средства, полученные от других банков

6,7

6,4

9,9

7,6

147,2

Средства клиентов

54,7

52,1

69,0

53,0

126,3

Выпущенные долговые обязательства

9,0

8,6

14,2

10,9

156,8

Прочие пассивы

10,4

10,0

11,0

8,4

105,2

Пассивы - всего

104,8

100,0

130,4

100,0

124,3


К началу 2005 года их удельный вес снизился с 26,4% до 24,4% в общей сумме пассивов, тогда как доля средств на счетах физических лиц увеличилась с 22,2% до 25,6%, заняв место основного источника привлеченных средств для коммерческих банков. За 2002 год остатки на счетах физических лиц выросли в абсолютном выражении на 360,6 млрд. руб., или почти на 12 млн. долл. Прирост остатков средств на расчетных, текущих и иных счетах предприятий и организаций составил только 152,3 млрд. руб. (около 5 млрд. долл.). Особенно заметной стала понижательная динамка прироста депозитов юридических лиц, объем которых в 2004 году увеличился лишь на 24,3 млрд. руб. (0,8 млрд. долл.) против 40 млрд. руб. (1,4 млрд. долл.) в 2003 году.

В составе ресурсной базы коммерческих банков несколько повысился удельный вес выпущенных ими долговых обязательств (с 272 млрд. руб. до 450,6 млрд. руб., или с 9,0 млрд. долл. до 14,2 млрд. долл.). Особенно это касается депозитных сертификатов, которые стали достаточно популярным финансовым инструментом. Их объем вырос более чем в три раза (с 21,6 млрд. руб. до 66,3 млрд. руб., или с 0,7 млрд. долл. до 2,1 млрд. долл.). Тем не менее, в структуре выпущенных банками долговых обязательств продолжают доминировать векселя и банковские акцепты, на долю которых приходится 82,6 всего объема размещенных банками долговых обязательств.

Для большинства банков по-прежнему серьезной остается проблема  поддержания и регулирования краткосрочной ликвидности. Несмотря на рост кредитов, депозитов и иных средств, полученных от других банков (в 2004 году этот показатель увеличился более чем на 76,5%), многие кредитные операции, особенно малые и средние, а также те из них, которые расположены в регионах, имеют весьма ограниченный доступ к этому источнику формирования ресурсов. Почти 60% межбанковских кредитов и депозитов поглощаются 30 крупнейшими банками России.

Еще более примечательной тенденцией стало абсолютное сокращение привлеченных средств, полученных кредитными организациями от Банка России, — с 46,6 млрд. руб. (1,5 млрд. долл.) на начало прошлого года до 6,2 млрд. руб. (0,2 млрд. долл.) на 1 января 2003 года. Во многом это объясняется дороговизной ресурсов, предоставляемых Банком России, несовершенством системы рыночных процентных ставок, другими факторами.

Положительным аспектом формирования ресурсной базы банковского сектора является повышение удельного веса срочных вкладов граждан. По состоянию на 1 января 2005 года доля вкладов на срок свыше 1 года в общем объеме вкладов увеличилась по сравнению с 1 января 2004 года с 23,9% до 34,3%, что свидетельствует о восстановлении доверия населения банковскому сектору России. Удельный вес вкладов граждан до востребования и сроком до 30 дней в настоящее время опустился ниже 18,3%.[3]

В целом ресурсная база кредитных организаций остается неустойчивой и испытывает дефицит долгосрочных пассивов. Между тем банковская система является не только одним из источников инвестиций, еще большее значение она имеет как инструмент аккумулирования инвестиционных ресурсов, эффективного распределения их в наиболее привлекательные проекты, снижения транзакционных издержек, перераспределения и минимизации рисков.

В то же время необходимо подчеркнуть, что российская банковская система в целом адекватна общему уровню развития экономики, наших финансов и законодательства. К ней нельзя предъявлять претензии выше тех возможностей, которыми она реально располагает.[4]

2.3. Финансовое состояние банков

В 2004 году доля стабильно работающих кредитных организаций в соответствии с классификацией Банка России увеличилась с 90% до 95% от их общего числа. На стабильно работающие кредитные организации по состоянию на 01.01.2003 приходилось 97,6% всех активов банковского сектора России (на 01.01.2002 - 95,1%), средств, привлеченных от предприятий и организаций - 97,4% (на 01.01.2002 - 95,9%), депозитов физических лиц - 99,1% (на 01.01.2002 - 98,5%).

По итогам деятельности за 2004 год действующими кредитными организациями получено 93 млрд. руб. (около 3 млрд. долл.) прибыли, что на 40% выше ее объема за 2002 год. Число прибыльных банков на 01.01.2005 составило 1279, что несколько больше, чем на начало года (1257).

Основным фактором роста прибыли кредитных организаций в 2004 году явилось увеличение объема активных операций при незначительном снижении процентной маржи.

Выросла рентабельность активов банковского сектора, составившая по итогам 2004 года 2,6% по сравнению с 2,5% по итогам 2003 года. Рентабельность капитала в 2004 году составила 18,1%, т. е. оставалась весьма высокой, хотя и несколько снизилась по сравнению с 2001 годом - 19,4%.

В 2004 году, в отличие от предшествующих лет, наибольшей рентабельностью характеризовалась деятельность банков с капиталом свыше 5 млн. евро. В 2004 году рентабельность активов данных банков составила 3,0%, а рентабельность их капитала — 18,1% (по банковскому сектору в целом — 2,6% и 18,1% соответственно). У остальных менее капитализированных кредитных организаций в 2004 году, в отличие от прошлых лет, показатели рентабельности активов и капитала были в основном более низкими.

Изменение структуры банковских операций существенным образом повлияло на структуру доходов и расходов кредитных организаций.

Увеличение объемов кредитования реального сектора экономики при стабильном качестве кредитов обусловило рост полученных процентных доходов по предоставленным кредитам в течение всего рассматриваемого периода. Доля процентных доходов в общей сумме полученных доходов возросла с 13,1% на 01.01.2004 до 18% на 01.01.2005.

В структуре процентных доходов по кредитам 73,6% приходится на доходы, полученные от нефинансовых предприятий и организаций. Растет роль процентных доходов, полученных от кредитования населения. Они являются вторым по значимости источником в структуре процентных доходов по кредитам (9%).

Развитие торговых операций банков на рынке ценных бумаг позволяет увеличить доходы от операций с ценными бумагами. В 2004 году темпы прироста доходов от операций с ценными бумагами опережали темпы прироста процентных доходов по кредитам (58% против 40%).

Как следствие — доля доходов от операций с ценными бумагами в общей сумме доходов выросла с 6,5% на 01.01.2004 до 10,1% на 01.01.2005. В структуре доходов от операций с ценными бумагами необходимо отметить значительный рост доли доходов от перепродажи ценных бумаг: с 24,6% до 37,0%. В то же время доля процентного дохода от вложений в долговые обязательства снизилась с 46,5% до 32,2%. Сужение возможностей для извлечения доходов на валютном рынке обусловило снижение доли доходов от операций с иностранной валютой в совокупных доходах банковского сектора с 32,7% на 01.01.2004. до 27,8% на 1.01.2005.

Сохраняется тенденция роста комиссионных доходов. Их объем увеличился за 2004 год на 28%, а удельный вес в совокупных доходах кредитных организаций вырос с 2,9% до 3,7%. В структуре расходов действующих кредитных организаций в 2004 году продолжилось снижение доли расходов по операциям с иностранной валютой. Одновременно выросла доля процентных расходов – в основном за счет процентов, уплаченных физическим лицам по депозитам. Аналогичная ситуация наблюдалась и с долей расходов по операциям с ценными бумагами: на 01.01.2005 она достигла 5,4% по сравнению с 3,2% на 01.01.2004.

Отмеченные изменения в структуре доходов и расходов оказали влияние на формирование структуры чистого дохода и прибыли кредитных организаций. В 2004 году большую часть чистого дохода кредитных организаций составлял чистый процентный доход (61,9% на 01.01.2004 и 60,5% на 01.01.2005). Существенно увеличился удельный вес чистого дохода от операций с ценными бумагами: с 11,9%. До 16,1%. Снизилась доля чистых комиссионных доходов с 20% до 17%, а также доля чистого дохода от операций с иностранной валютой с 11 ,2% до 8,8%. Более чем на четверть сократились чистые прочие расходы (убытки), сформированные в основном за счет сальдо доходов и доходов по штрафам, пени, неустойкам, операциям с драгоценными металлами, срочным сделкам. Убытки по этим статьям на 01.01.2005 составили 2,4% совокупного чистого дохода (на 01.01.2004 - 4,8%).

Одновременно увеличилась абсолютная сумма созданных резервов под возможные потери (за вычетом восстановленных): с 29,4 млрд. руб., до 43,5 млрд. руб. (доля чистого дохода, направленного на создание указанных резервов, практически не изменилась). Доля чистого дохода, направленного на формирование налогооблагаемой прибыли, в 2004 году выросла с 34,5% на 01.01.2004 г. до 36,3% на 1.01.2005 г.[5]

3. Проблемы и перспективы развития банковской системы РФ

3. Проблемы и перспективы развития банковской системы РФ

Деятельность банковской системы России отражает противоречивый характер перехода российской экономики от централизованно – управляемой к рыночно регулируемой. Недостатки прежней государственной банковской системы – негибкость, неготовность вести активную конкурентную борьбу за клиентов, стремление получать кредитные ресурсы из государственного кармана – в той или иной степени присущи и деятельности современной банковской системы. В сложившейся банковской системе РФ специалисты отмечают целый ряд серьезных диспропорций, нерешенных проблем, являющихся следствием как объективных трудностей развития экономики страны, так и субъективных факторов, вызванных недостатками существующей системы управления банковской деятельностью, узкокорпоративными интересами и тенденциями развития банков.

В сфере общеэкономических, банковских и финансовых отношений внутри России вот уже несколько лет не находят разрешения вопросы более высоких темпов экономического роста, развитие мелкого и среднего бизнеса, стимулирование иностранных инвестиций и ограничения нелегального вывоза российского капитала за границу, финансового урегулирования взаимоотношений между Центом и периферией, изыскание долгосрочных ресурсов для внутренних капиталовложений.

Мероприятия по реформе можно было бы разделить на два уровня: макро и микро, имея в виду что каждый из них одинаково важен. К макроуровню можно отнести те мероприятия по реформе банковской системы, которые бы способствовали стимулированию экономического роста в стране и финансовому урегулированию отношений между Центом и периферией. Остальные мероприятия к микроуровню.

Россия из – за своих масштабов исторически была и осталась мало управляемой. Территория США также не маленькая. Поэтому для эффективного управления ее банковской системой и финансовыми потоками внутри страны было создано 12 округов, каждый во главе с центральным банком, входящими в единую Федеральную резервную систему США. Россия, хотя и другим путем, но уже начала двигаться в этом направлении. Сначала, правда, дали чрезмерную самостоятельность регионам, затем попытались ее существенно ограничить, создав семь территориальных округов. Однако должная цель не была достигнута, так как не были найдены нужные рычаги, используя которые можно было совмещать интересы Центра и периферии.

Центральный банк мог бы дать здесь пример в уничтожении супермонополизма и создании конкурентных начал в своей сфере. Для этого нужна кардинальная реформа Центрального банка – создание, скажем семь территориальных центральных банков по всей России, Федерального совета территориальных центральных банков в Москве, а на местах отделений центральных банков. Территориальные центральные банки могли бы быть в Москве, Санкт – Петербурге, Казани, Ростове – на – Дону, Екатеренбурге, Новосибирске и Хабаровске.

Центральный аппарат ЦБ РФ должен быть резко сокращен и превращен в технический орган Федерального совета территориальных центральных банков, а штат отделений территориальных центральных банков, которые должны заменить собой главные управления ЦБ РФ, приведен в соответствии с количеством и качеством коммерческих банков, расположенных на территориях отделений. При строгой подчиненности решениям Федерального совета территориальные центральные банки должны выполнять все функции центрального банка, включая эмиссионную, кредитора последней инстанции и др.

Такая структура позволит не только значительно усилить контроль за деятельностью коммерческих банков в регионах, но и лучше изучать финансово – экономическое положение их клиентов, что даст возможность тщательно подходить к переучету их векселей.[6]

Развитие информационных технологий и их активное внедрение в повседневную деятельность системы Банка России создают предпосылки для перехода к новой организационной структуре, где функции территориальных учреждений будут в значительной степени меняться. Особенность новой технологии состоит в том, что кредитная организация непосредственно взаимодействует по каналам передачи данных с Региональным обрабатывающим центом (как по расчетам, так и по информационно – аналитической отчетности). В свою очередь территориальные подразделения банка России, являясь владельцами информации в своих разделах единой базы данных, могут проводить анализ информации, предоставляемой кредитными организациями в электронном виде, и осуществлять конкретные надзорные и контрольные мероприятий по каждой кредитной организации отдельно.

Однако формировать структуру учреждений Банка России нельзя исходя только из технических возможностей современных вычислительных комплексов трудно осуществить.

В рамках вышеописанных территориальных  структур наиболее эффективно могут осуществляться функции: экономического анализа развития региона; надзор и контроль за  кредитными организациями региона; межрегиональных и внутрирегиональных электронных расчетов; кассовое обслуживание кредитных организаций.

Ограниченное число укрупненных главных территориальных управлений Банка России позволит получать информацию от кредитных организаций в режиме реального времени (on – line). Обрабатывающие центры дадут возможность обеспечивать на каждый текущий момент времени данное территориальное управление Банка России актуальной информацией от каждой кредитной организации (например, баланс и др.).

Итак в основу концепции такого развития банковской системы России могут быть положены следующие принципы: соблюдение интересов клиентов, сохранение присутствия подразделений ГТУ Банка России  на всей территории региона; разграничения полномочий между звеньями централизованной системы ГТУ Банка России с целью устранения дублирования; улучшение подотчетности нижестоящих звеньев вышестоящим; развитие и закрепление персональной ответственности за выполнение функций того или иного подразделения Банка России; решение проблем оптимизации расчетно – кассовой сети Банка России; более гибкое реагирование подразделений Банка России на изменения числа обслуживаемых кредитных организаций, оперативный учет возможности расширения диапазона вопросов, связанных с обеспечением деятельности кредитных организаций и филиалов.

В связи с этим каждое из подразделений должно иметь специфические функциональные отличия. Одни отделения осуществляли бы свою деятельность на основании типового положения, другие, обладая необходимыми материальными и кадровыми ресурсами, выполняли функции головной экспедиции в регионе, обеспечивая централизованный обмен расчетно – денежных документов на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях при взаимодействии со специализированными службами доставки.

В ряде регионов число обслуживаемых расчетно – кассовыми центрами кредитных организаций и филиалов незначительно, поэтому следовало бы иметь в виду, что при реорганизации какого – либо из РКЦ в первую очередь придется решать вопросы о дальнейшем обслуживании его клиентов (без ущемления их интересов и сохранением набора предоставляемых услуг). В этой связи возможными кандидатами на реорганизацию должны рассматриваться только такие        РКЦ, в непосредственной близости с которыми имелось другое расчетное подразделение Банка России.

Такая реорганизация позволила бы определить новые направления в области как лицензирования кредитных организаций и регистрации выпусков их ценных бумаг, так и банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций. Происходить это должно в условиях повышения общих требований к кредитным организациям и, в частности, особого внимания к качеству и достоверности предоставляемой отчетности. Согласование планов инспекционных проверок между всеми территориальными учреждениями Банка России помогло бы в определенной степени решить проблему сокращения частоты этих проверок  за счет введения новых форм и методов контроля, в том числе привлечения к работе служб внутреннего контроля кредитных организаций  и аудиторских фирм.

Предлагаемые мероприятия, на наш взгляд, помогли бы банковскому сектору достичь уровня адекватности состояния экономики не только всей России в целом, но и каждого региона в отдельности.[7]

Особый контроль со стороны Центрального банка нужен за утечкой капитала из России. Основной отток капитала происходит через импортные операции и операции по различным видам услуг, совершаемым через коммерческие банки. Подобных «липовых» операций могло быть значительно меньше, если бы Центральный банк либерализовал выдачу разрешений на легальный экспорт капитала и помогал направлять этот вывоз в желательное для России русло. В частности, почему бы не разрешить вывоз капитала для массового создания за рубежом  российский банков – ведь они получили бы доступ к дешевым западным ресурсам?! Для этого, помимо прочего ЦБ РФ достаточно заключить соглашения с центральными банками других стран о проведении в соответствии с западными стандартами правил надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков.

Вызывает удивление спокойное отношение Правительства РФ и ее Центрального банка к тому факту, что рубль продолжает оставаться на положении ущербной валюты. Прошло уже более 10 лет, как была введена ограниченная внутренняя конвертируемость рубля, а ситуация не меняется – Центральный банк хранит свои резервы в большей части в долларах США, а также в евро и в других валютах, но никак не в рублях. Этому примеру следует и население со своими сбережениями, беспроцентно и бессрочно кредитую экономику США и других стран. Россия имеет возможность превратить свою валюту как резервную, так и валюту в международных расчетах. Начать можно со стран СНГ. Если вести правило оплаты наших энергонасителей и других сырьевых товаров в рублях, то страны СНГ вынуждены будут зарабатывать эти рубли за счет экспорта товаров в Россию, а их центральные банки держать рубли в своих резервах или обменивать иностранную валюту на рубли, если не удастся заработать последние в должном количестве.

Это был бы первый шаг в нужном направлении, хотя надо понимать, что путь к превращению национальной валюты в резервную и валюту международных расчетов долгий и обусловлен целым рядом общеэкономических факторов, а также состоянием мировой конъюнктуры.[8]

Объединение возможностей банковской системы и реального сектора экономики могло бы стать тем рычагом, который позволит увеличить объем производства промышленных предприятий и существенно повысить жизненный уровень российских граждан. Производственный сектор нуждается сегодня в «длинных» деньгах. Поскольку банки испытывают трудности с ресурсной базой, они объективно готовы кредитовать в основном краткосрочные проекты. Для предприятий серьезной проблемой остается оценка собственно финансово – экономического состояния, в том числе при составлении бизнес планов. Привлекать же финансовых консультантов из коммерческих бачков не принято. Банкиры объясняют это тем, что производственная деятельность фирм и компаний нетранспарентна. В итоге предприятия зачастую предпочитают вовсе не брать кредиты.

Однако есть и другая возможность - неплатежеспособное на первый взгляд предприятие с помощью банковских консультантов могло бы изыскать необходимые резервы для реализации инвестиционных проектов. В свою очередь Коммерческие банки готовы активно участвовать как в разработке комплексных программ развития отраслей и предприятий, так и в реализации этих программ и проектов. Кредитные организации могут предложить различные варианты решений проблем даже при отсутствии достаточного количества ресурсов для финансирования долгосрочных и среднесрочных проектов.

Отсутствие полной и достоверной информации обо всех потенциальных заемщиках, с одной стороны ограничивает кредитную активность банков, а с другой — удорожает кредитные ресурсы не только для инвестиционных но и для текущих нужд предприятий. Решением проблемы может стать создание кредитных бюро, деятельность которых повысит степень доверия между кредитором и заемщиком и станет заимовыгодна для партнеров по бизнесу. Если в базе данных кредитного бюро будут содержаться положительные сведения о потенциальном клиенте, то банк с наименьшим риском сможет предложить ему кредитные ресурсы на наиболее выгодных условиях. Кредитные бюро могут формироваться как независимые структуры, работающие в интересах кредитных организаций и их клиентов.[9]

В модернизации банковской системы стоят две группы целей. Первая группа целей - создание позитивных условий для развития цивилизованного и эффективного банковского бизнеса. И вторая - это оптимизация банковского надзора.

Для создания позитивных условий развития банковского бизнеса необходимы изменения внутри банковской системы под лозунгом - «повышение качества банковской системы» (сюда входит и стабильность), И второе – присоединение окружения банковской системы под лозунгом «устранение барьеров и снижение себестоимости банковского бизнеса». Надо сделать банковский бизнес прибыльным!

Повышение качества банковской системы основывается на обеспечении следующих параметров. Они, конечно же, известны, но хочу сделать акцент. Это:

·         стабильность каждого банка, его финансовая устойчивость, оптимальный уроовень риска;

·         грамотное бизнес - и финансовое планирование;

·         надежные и эффективные внутренние процедуры, соответствие законодательству и банковским правилам, профессиональный менеджмент;

·         достижение высокого доверия кредиторов и вкладчиков;

·         «чистота» операций - противодействие незаконным доходам, операциям, финансированию терроризма;

·          достаточный спектр и высокое качество услуг;

·         достаточные финансовые возможности, высокое качество капитала;

·         прозрачность и высокое качество отчетности на основе применения международных стандартов;

·         развитая банковская инфраструктура, современные технологии, развитая и совершенная расчетная система;

·         гибкость и оперативность отклика на меняющуюся экономическую обстановку, инновационность;

·         эффективные правила корпоративного управления;

·         здоровая и добросовестная конкуренция;

·         эффективные и действенные правила и процедуры банкротства банков.

Устранение барьеров и снижение себестоимости банковского бизнеса предполагает обеспечение следующих параметров:

·         снижение «вмененных» затрат банков при осуществлении их деятельности или при проведении отдельных банковских операций и т. п.

·         сокращение сроков и упрощение процедур получения разрешений на ведение отдельных банковских операций, открытие филиалов и т. п.;

·         упрощение, оптимизация, ускорение и удешевление процедур банковского слияний и присоединений;

·         ревизия и сокращение некоммерческих функций и нагрузок.

·         защита прав банков как кредиторов и залогополучателей;

·         отмена возможности досрочного изъятия вкладов - только по договору банка и вкладчика;

·         информационная прозрачность клиентской среды, в том числе через создание крёдитных бюро и бюро регистраций залогов;

·         упрощенный порядок учета и расчетов по «малым» кредитам (до 300 тыс. руб.) индивидуальным предпринимателям и частным лицам;

·         разрешение региональным представительствам банков проводить кредитную работу с индивидуальными предпринимателями и частными лицами;

·         законодательное разрешение банкам отказывать в открытии счетов и проведении операций с сомнительными лицами, закрытие счетов таких лиц;

·         создание облегченных условий для ипотечного кредитования и выпуска ипотечных ценных бумаг;

·         поддержка возникновения серьезных негосударственных рейтинговых программ - как для оценки банков, так и предприятий;

·         создание специализированных судов по банкротствам и финансовым спорам;

·         организация специальных программ тренинга для судей, решающих финансовые споры.

Оптимизация банковского надзора - это:

·         а) смещение фокуса с формальной оценки количественных параметров на глубокую профессиональную, качественную и своевременную диагностику;

·         б) перестройка процедур взаимодействия Центрального банка и коммерческих банков, устранение раздражающих и мешающих моментов, формализма. Ориентация Банка России на «продукт» и «клиентов»;

·         в) реинжиниринг надзорных процедур - их рационализация и оптимизация.


Заключение

Исходя из поставленных задач в работе был рассмотрен ряд вопросов.

Известно, что банковская система России прошла сложный путь развития в рамках различных хозяйственных укладов. До революции и во времена НЭПа банковская система России функционировала в условиях рыночной экономики и основу ее составляли акционерные коммерческие банки. Затем наступил период огосударствления собственности всех хозяйствующих субъектов, централизации управления их деятельностью. Банковская система также претерпела соответствующие изменения.

Банковская система в узком смысле представляет собой состав элементов банковской системы, характерных для той или иной страны в определенный исторический период.

Банковская система в широком смысле представляет собой органичную систему, состоящую из совокупности элементов с учетом их достаточности и взаимодействия. Такая система является саморазвивающимся целым, которая в процессе своего развития проходит последовательные этапы усложнения и дифференциации в определенный исторический период.

В банковской системе России Центральный банк РФ определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Целями деятельности Банка России являются защита и обеспечения устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирование платежной системы.

Банковская  система  Российской  Федерации  включает  в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы  и представительства иностранных кредитных организаций.

Вопросы о территориальном размещении и величине российских денежно-кредитных институтов эпизодически становятся предметом дискуссии. Статистика свидетельствует о том, что в Москве и Московской области накануне кризиса 1998 г. было сконцентрировано 44% всех действующих кредитных организаций, к началу 2001 г. эта доля увеличилась до 47%. Активы действующих банков в столичном регионе на 1 января 2001 г. составляли почти 1992 млрд. руб., суммарный собственный капитал этих банков составлял свыше 60% совокупного банковского капитала. На сегодняшний день Москва сохраняет свои лидирующие позиции в банковском секторе страны, намного превышая другие регионы как по количеству кредитных учреждений, так и по их суммарным активам и капиталу.

За 2004 год совокупные активы банковского сектора России увеличились на 23,0% и на 1.01.2005 г. составили 130,4 млрд. долл. Структура активных операций российских коммерческих банков все больше приближается к общемировым стандартам. Преобладающим направлением вложений кредитных организаций стали банковские ссуды (более 50% всех активов). Второе место по значению заняли приобретенные банками ценные бумаги (около 20%). В 2004 году в ресурсной базе коммерческих банков закрепились качественные изменения, которые уже в ближайшей перспективе могут   оказать заметное влияние на условия и эффективность финансового посредничества в России. Приток вкладов граждан наблюдался не только по системе Сберегательного банка, что было характерно для первых двух лет после августа 1998 года, а по всей банковской системе. При этом частные вклады в коммерческих банках увеличивались более быстрыми темпами, чем в Сбербанке России. В 2002 году доля стабильно работающих кредитных организаций в соответствии с классификацией Банка России увеличилась с 90% до 95% от их общего числа. По итогам деятельности за 2004 год действующими кредитными организациями получено 93 млрд. руб. (около 3 млрд. долл.) прибыли, что на 40% выше ее объема за 2003 год. Число прибыльных банков на 1.01.2005г. составило 1279, что несколько больше, чем на начало года (1257).

В сложившейся банковской системе РФ специалисты отмечают целый ряд серьезных диспропорций, нерешенных проблем, являющихся следствием как объективных трудностей развития экономики страны, так и субъективных факторов, вызванных недостатками существующей системы управления банковской деятельностью, узкокорпоративными интересами и тенденциями развития банков. В сфере общеэкономических, банковских и финансовых отношений внутри России вот уже несколько лет не находят разрешения вопросы более высоких темпов экономического роста, развитие мелкого и среднего бизнеса, стимулирование иностранных инвестиций и ограничения нелегального вывоза российского капитала за границу, финансового урегулирования взаимоотношений между Центом и периферией, изыскание долгосрочных ресурсов для внутренних капиталовложений. Для повышения эффективности банковской системы нужна кардинальная реформа Центрального банка – создание, скажем семь территориальных центральных банков по всей России, Федерального совета территориальных центральных банков в Москве, а на местах отделений центральных банков. Развитие информационных технологий и их активное внедрение в повседневную деятельность системы Банка России создают предпосылки для перехода к новой организационной структуре, где функции территориальных учреждений будут в значительной степени меняться. Ограниченное число укрупненных главных территориальных управлений Банка России позволит получать информацию от кредитных организаций в режиме реального времени. Особый контроль со стороны Центрального банка нужен за утечкой капитала из России. Для того, чтобы их уменьшить Центральный банк может либерализовать выдачу разрешений на легальный экспорт капитала и помогать направлять этот вывоз в желательное для России русло. Для превращения рубля в резервную  и валюту международных расчетов можно ввести правило оплаты энергонасителей и других сырьевых товаров в рублях, в странах СНГ. Кроме того, объединение возможностей банковской системы и реального сектора экономики могло бы стать тем рычагом, который позволит увеличить объем производства промышленных предприятий и существенно повысить жизненный уровень российских граждан. Также можно отметить, что в модернизации банковской системы стоят две группы целей. Первая группа целей - создание позитивных условий для развития цивилизованного и эффективного банковского бизнеса. И вторая - это оптимизация банковского надзора.

 






Список литературы

1.      О банках и банковской деятельности: ФЗ от 03.02.96 г. № 17

2.      О центральном банке РФ: ФЗ от 10.07.2002 №86 – ФЗ // М.: Инфра – М, 2002. – 38с.

3.      Алифанова Е.Н. Финансовая глобализация и развитие банковской системы России. – Ростов – на – Дону: РИНХ, 2003. – 220с.

4.      Алпатова Д.С. Развитие кредитных отношений и роль банковской системы в их совершенствовании. – Казань: Таглимат, 2003. – 92с.

5.      Ахмадиев Р.Я. Центральный банк Российской Федерации и регулирование банковской системы. – Казань: Таглимат, 2002. – 226с.

6.      Быкова Н.И. Банковская система РФ. – СПб.: СПбГУ, 2001. – 126с.

7.      Голиков Ю.С. Банк России. – М.: ДеКА, 2000. - 699с.

8.      Коробова Г.Г. Банковское дело. – М.: ЮРИСТЪ, 2002 – 751с.

9.      Клепач А.Н. Российская банковская система и экономический рост. – М.: Теис, 2002. – 56с.

10.  Львов А.С. Банковская система в реформирующихся экономиках. – СПб.: ДБ, 2001. – 747с.

11.  Павлов И.П. Банковское дело. – Чебоксары: ЧГУ, 1997. – 384с

12.  Попова Е.М. Кредитная банковская система. – СПб.: СПбГУЭФ, 2001. – 108с.

13.  Санталова М.С. Банковская система и банковские операции в рыночной экономике. – Воронеж: Центральное – черноземное книжное издательство, 2002. – 180с.

14.  Темникова К.Н. Современная банковская система. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 271с.

15.  Толмачева Г.В. Использование опыта зарубежных стран в построении банковской системы России. – М.: МГУ, 1996. – 28с.

16.  Тянь Вэй. Банковская система РФ. – М.: Анкил, 2003. – 280с.

17.  Фетисов Г.Г. Устойчивость банковской системы. – М.: Экономика, 2003. – 394с.

18.  Козлов А.П. Вопросы модернизации банковской системы. // Деньги и Кредит, № 6, 2002.

19.  Матюхин Г.Г. К вопросу о стратегии банковской реформы в России 2003 – 2010 гг. // Банковское дело, №10, 2002. – С. 16 – 20.

20.  Матюхин Г.Г. Реформирование банковского сектора следует начинать с Центрального банка. // Банковское дело, №12, 2003. – С. 14 – 16.

21.  №Моисеев С.Р. Финансовая нестабильность: уроки лета 2004г. // Банковское дело,  №8, 2004. – С. 13 – 17.

22.  Смирнов Е. Банки и реальная экономика: поиск взаимопонимания продолжается. // Банковское обозрение,  №2, 2003. – С.48 – 50.






[1] Темникова К.Н. Современная банковская система. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 15с.

[2] Санталова М.С. Банковская система и банковские операции в рыночной экономике. – Воронеж: Центральное – черноземное книжное издательство, 2004. – 180с.

[3] Санталова М.С. Банковская система и банковские операции в рыночной экономике. – Воронеж: Центральное – черноземное книжное издательство, 2004. – 180с.

[4] Алпатова Д.С. Развитие кредитных отношений и роль банковской системы в их совершенствовании. – Казань: Таглимат, 2003.

[5] Тянь Вэй. Банковская система РФ. – М.: Анкил, 2003. – 55с.

[6] Матюхин Г.Г. К вопросу о стратегии банковской реформы в России 2003 – 2010 гг. // Банковское дело, №10, 2002. – С. 16 – 20.

[7] Матюхин Г.Г. Реформирование банковского сектора следует начинать с Центрального банка. // Банковское дело, №12, 2003. – С. 14 – 16.

[8] Матюхин Г.Г. К вопросу о стратегии банковской реформы в России 2003 – 2010 гг. // Банковское дело, №10, 2002. – С. 16 – 20.

[9] Смирнов Е. Банки и реальная экономика: поиск взаимопонимания продолжается. // Банковское обозрение,  №2, 2003. – С.48 – 50.