Содержание

Введение. 3

1. Народная художественная культура в эстетическом и нравственном воспитании  4

1.1. Эстетическое воспитание. 4

1.1.1. Понятие эстетического воспитания. 4

1.1.2. Сущность эстетического воспитания. 6

1.1.3. Художественно-эстетическое воспитание. 7

1.2. Нравственность. 9

1.3. Проблемы современного воспитания. 11

1.4. Народная культура и ее историческое значение. 13

1.5. Детский фольклор. 16

1.6. Произведения для детей. 20

2. Организация воспитательного процесса в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. 22

2.1. Краткая характеристика центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. 22

2.2. Особенности воспитания детей в Центре. 23

Заключение. 29

Список литературы.. 30


Введение

Народная художественная культура – древнейший механизм социализации, который знало человечество. Она функционировала как пласт культуры, который объединял своими ценностями все слои населения и выполнял все функции, связанные с социализацией людей. Помимо этого, необходимо обратить внимание на то, что все традиционные ценности, то есть основной бесписьменный механизм их функционирования, был использован представителями всех слоев населения, изменяясь с учетом особенностей культурных традиций в них. При всей дифференцирующейся социальной жизни, ценности традиционной культуры функционировали в каждой из социальных страт, независимо от социального расслоения.

Одной из главных социальных функций общества всегда являлось воспитание. В последнее десятилетие данная аксиома была в России незаслуженно забыта.

Велико воспитательное значение всех видов искусства в формировании основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, городу, гордятся результатами труда своих родителей, постепенно приобщаются к понятию Родины.

Цель работы определить место и роль народной художественной культуры в эстетическом и нравственном воспитании.

Задачи работы:

1.     определить понятие эстетического воспитания;

2.     дать понятие нравственного воспитания;

3.     определить проблемы современного воспитания;

4.     определить значимость народной культуры;

5.     рассказать о детском фольклоре;

6.     рассмотреть колыбельную как произведение для детей;

7.     описать учреждение, занимающееся воспитанием;

8.     выявить особенности воспитания детей в выбранном учреждении.


1. Народная художественная культура в эстетическом и нравственном воспитании


1.1. Эстетическое воспитание

1.1.1. Понятие эстетического воспитания

Эстетический опыт – это совокупность неутилитарных интуитивно-действенных отношений субъекта к реальности, имеющих созерцательный, игровой, выражающий, изображающий, декорирующий и т.п. характер.

Эстетическое сознание характеризует духовную составляющую эстетического опыта. Им обозначается совокупность рефлективной вербальной информации, относящейся к сфере эстетики и эстетической сущности искусства, плюс поле духовно-всесознательных, как правило, невербализуемых или трудно вербализуемых процессов, составляющих сущность эстетического опыта (человека или определенной социокультурной общности), эстетического отношения, эстетического события.

Под эстетической культурой понимается совокупность феноменов, институтов, практик, поведения, мироощущения, текстов, так или иначе, относящихся к актуализации, реализации, фиксации эстетического опыта человечества определенного этапа культурно-исторического бытия или отдельного человека.

Наиболее полное воплощение эстетическая культура получает в художественной культуре (совокупности всех искусств) своего времени, тем не менее ее аура охватывает практически все основные сферы жизни и особенно творческой деятельности человека. Поэтому историческая классификация эстетической культуры фактически совпадает с классификацией истории искусства, но охватывает более широкий круг явлений культуры и практического опыта человека, чем искусствоведение. Эстетическая культура является одним из главных объектов науки эстетики.[1]

Цель эстетического воспитания – формирование у школьников умения воспринимать, чувствовать, понимать и творить красоту, стремления к нравственно-эстетическому идеалу всестороннего развития личности.

Эстетическое развитие, на которое направлено эстетическое воспитание, - это организованный процесс становления в ребенке природных сил, обеспечивающих активность эстетического воспитания, чувствования и образного мышления, а также формирование духовных потребностей.[2]

Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства; в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности.

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетической наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью, приносить удовлетворение и чувство успеха, увенчиваться полезным положительным результатом. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

Подчеркивая роль творческого воображения в эмоциональной жизни и познавате6лной деятельности человека, В.И. Ленин писал о фантазии: «Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии».[3]


1.1.2. Сущность эстетического воспитания

Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью Искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства — к литературе, музыке, изобразительному искусству.

Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

Прежде всего необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.

Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.

Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности.

Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного.


1.1.3. Художественно-эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явление красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом.

Воспитание художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного.[4]

Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленная система мер, призванная пробудить в душе человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит творить ему зло. Начинать приобщать человека к искусству надо с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.

Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка, живопись, прикладное искусство и т.д.), создают условия для полноценного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка.

Искусство ценно для нас именно тем, что через его произведения мы обретаем новый способ видения окружающего мира.

В детстве особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира – восприятия, воображения, образного мышления. Задача педагога заключается в том, чтобы сохранить и развить чувственный аппарат ребенка, что впоследствии позволило бы ему воспринимать окружающий мир во всем богатстве его проявлений.

Развитие воображения, фантазии, творческой интуиции и в целом художественного сознания детей, необходимо начинать с освоения художественных настроений и эмоций, общих для всех видов искусств.

Гуманизация и повышение эффективности педагогического процесса осуществляется при общении, ориентированном на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений.

Его цель – содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувство радости существования (психологическое здоровье), формирование начал личности, развитие индивидуальности ребенка.

Ребенок избавляется от присущей более раннему этапу "глобальной подражательности" взрослому, может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной (воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональной саморегуляции.

Художественно-эстетическое воспитание способствует эмоциональному развитию ребенка-дошкольника. Приобщаясь к миру искусства и творчества, сопереживая героям произведений, подражая положительным образцам их поведения, ребенок открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих восприятие окружающего мира.

Произведения искусства, музыка, хорошая книга пронизывают жизнь детей на протяжении всего пребывания в детском саду. Восприятие классической музыки помогает воспитывать у детей музыкальный, художественный вкус, чтобы они могли адекватно относиться к массовой культуре, противостоять ее негативному влиянию.

Художественно – эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами педагогического процесса. Формы ее организации разнообразны, а результаты проявляются в различных видах деятельности.


1.2. Нравственность

Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, A.M. Горький называл эстетику этикой будущего.[5]

Нравственность как историческое явление уходит своими корнями в эпоху родового общественного строя. В сопоставлении первобытно-родового общества с классовым обществом и цивилизацией доклассовая стихийная социальность нередко предстает как «эпоха Дикости и варварства», аморальная и отягощенная примитивными животными инстинктами.[6]

Нравственный закон (моральный закон) – предписание делать добро и не делать зла. Согласно Канту, нравственный закон благодаря свободе является каузальным законом и предписывается безусловно, категорически, не считаясь с эмпирическими целями.[7]

При изучении произведений искусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в целях морального формирования учащихся. Для этого необходимо вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Любовь к родине, борьба со всеми искажениями в жизни общества, развитие духовной красоты человека-творца — такова идейная направленность произведений лучшей художественной классики. Вот почему при изучении поэзии А.С. Пушкина нужно привлечь особое внимание к тем строкам произведения, которые наполнены пафосом патриотизма и горячей любви к родине:

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Непревзойденное мужество, храбрость и отвагу русских людей в борьбе за независимость и честь Родины, их беспредельную преданность своему патриотическому долгу воспевал М.Ю. Лермонтов. В стихотворении «Бородино» он рисует драматическую картину подготовки русских солдат к сражению, понимание ими решающего значения предстоящей битвы для судеб Родины.

Особенно важно показать красоту мужественных патриотических поступков русских людей, их идейно-политической стойкости и преданности своему гражданскому долгу.

Для раскрытия нравственного содержания искусства широко используются различные формы внеклассной работы. В школах проводятся тематические литературно-художественные вечера: «Песни и музыка Великой Отечественной войны», «Мотивы морали и нравственной чистоты в музыке», «Идеи патриотизма в изобразительном искусстве» и др. Эти мероприятия оказывают большое влияние на интеллектуальную и эмоционально-нравственную жизнь учащихся, развивают и укрепляют чувства, воспитывают моральную чистоту мыслей и поведения. Но с чем же связано это влияние? Здесь проявляет себя так называемая эмпатия, т.е. перенесение себя в состояние другого человека, побуждение к сопереживанию его (положительного героя художественного произведения) чувств и эмоционального состояния, стремление следовать его действиям и поступкам.[8]


1.3. Проблемы современного воспитания

Задача воспитания – обеспечить необходимую эстетическую подготовку человека, ввести его в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.

На сегодняшний день требуется переосмысление содержания ряда глобальных понятий – культуры, науки, цивилизации. Основой нового подхода к обществу, экономике и культуре становится информационная модель, согласно которой главным ресурсом человечества на современном этапе являются знания (семантическая информация). Отметим, что подобное переосмысление и смену парадигм переживают самые разные отрасли современной науки, что связано со спиралевидным ее развитием.

В лингвистике, философии, культурологии наметилась и реально происходит смена структурно-системного подхода к объектам на субъективно-ценностный, экологический в широком смысле слова, где на первое место выдвигается человек культуры, проблемы индивидуально-личностного порядка.

В возрастной и педагогической психологии до сих пор не ставилась и специально не изучалась проблема целенаправленного массового формирования творческого мышления учащихся и творческого стиля деятельности непосредственно в школьных условиях обучения и воспитания.

В связи с этим вполне уместно требование некоторых психологов, считающих, что необходимо раннее выявление потенциальных творческих возможностей детей и специальных способностей и талантов, так и с целью последующей их профессиональной ориентации на различные виды практической деятельности.

Взаимодействие образования и культуры (как части и целого) есть фактор социальной жизни. С одной стороны признают наличие такой связи как необходимого общего фона и содержания образования, однако первостепенной ценностью для них остается собственно педагогическое обеспечение процессов обучения и воспитания.

Поэтому, с другой стороны, обучение и воспитание не становятся в реальной массовой школе подлинными и значимыми для ребенка культурными процессами, а превращаются в рутину, которая для многих и многих школьников лишена смысла и оказывает на них антикультурное воздействие.[9]

Современная школа за редким исключением не обеспечивает в полной мере действия культурных механизмов, форм и содержание образовательных процессов, хотя родство культуры и образования самими учителями номинально признается, а с другой стороны, в попытках транслировать школьниками определенный объем культурной информации методами навязывания и понуждения учителя ориентируются сами и ориентируют школьников на культурные ценности прошлого, отчуждая их от ценности современной культуры и жизни, усложняя тем самым вхождение в сегодняшний социум.

Задачей всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного.

Таким образом, культура вызревает как собственный уникальный обрез мыслей, поступков и действий взрослого и ребенка, как особенность их внутренней и внешней жизни. Поэтому школа, если она истинно культуросообразна, должна не подталкивать к усвоению готовых знаний и в этом смысле не  учить, а ставить ребенка в условия, когда он сам начинает действовать культурно, творчески используя выбираемые им ценности, нормы, знания и образцы.[10]


1.4. Народная культура и ее историческое значение

Воздействие, которое оказывает система общественных отношений и социальный уклад на содержание и направленность духовного, в том числе художественного творчества, не абсолютно. На разных этапах истории обнаруживаются разнообразные механизмы преемственности и взаимодействия между самими формами духовного творчества. По этой причине история духовного и художественного процесса с подъемами и спадами, устойчивыми и переходными фазами, авторитетом одних ценностей и вытеснением других не может быть адекватно представлена лишь через сведение ее к тем или иным соответствующим типам общества. На многочисленных отрезках истории обнаруживается несоответствие характера социально-экономического уклада интенсивности и пафосу духовно-культурных процессов.[11]

Народная художественная культура – древнейший механизм социализации, который знало человечество. Она функционировала как пласт культуры, который объединял своими ценностями все слои населения и выполнял все функции, связанные с социализацией людей. Помимо этого, необходимо обратить внимание на то, что все традиционные ценности, то есть основной бесписьменный механизм их функционирования, был использован представителями всех слоев населения, изменяясь с учетом особенностей культурных традиций в них. При всей дифференцирующейся социальной жизни, ценности традиционной культуры функционировали в каждой из социальных страт, независимо от социального расслоения.

Как явление, порожденное непосредственными природно-духовными, бытовыми потребностями человека, народная художественная культура, в отличие от стилизованных направлений культуры, ориентирована на развитие личности и формирование его уникальных черт. Если стилизованный социум и порожденная им культура направлены на информационную загрузку личностей и унификацию их в соответствии с приоритетными моделями, то и основные позиции, в частности, здоровой конкуренции, уходят из поля зрения и применения, что приводит к существованию в ней множества нежизнеспособных и низких, в эстетическом и духовном отношении, видов. Социум стирает ее механизмы, точно также как стирает личностную уникальность.

Формирование феномена художественной народной культуры связано с формированием понятия и, в особенности, чувства принадлежности к определенному народу (в более узком варианте клану, семье, племени и д.р.). Самоидентификация с избранной общностью, сформированными традициями и стереотипами социального поведения, закрепляло культуру как такую культурную матрицу, которая: во-первых, аккумулировала все существующие ценности; во-вторых, выступала средством контроля за окружающими, охватывая вниманием все формы жизнедеятельности населения; в-третьих, становилась средством эстетического самовыражения людей.

Народная культура во все ее периоды определяла традиционность как ценностно-нормативное и смысловое содержание. Механизмом передачи ценностного ряда становились параметры непосредственной передачи: от родителей к детям, от учителя к ученику. В этом случае социализация выступала как структура многоуровневая, закрепляющая ролевые позиции за членами всего общества, в частности за мужчинами и женщинами, за отдельными членами общества. Достаточно упомянуть основные композиции народной культуры, такие как обычай, обряд, традиция, праздник, каждый из которых, является наглядной формой социализации.

Обычай – наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемых по установленному поводу, в определенное время и в определенном месте. В его основе лежат ярко выраженные позиции, имеющие социальную природу, требующие обязательного выполнения в необходимых для этого условиях. Все национальные культуры буквально пронизаны обычаями, которые являются «визитной» карточкой каждой из них.

Но и в развитых обществах обычаи уже в более облегченном варианте продолжают выполнять регулятивные функции. Спектр их чрезвычайно широк – это обычаи повседневного образа жизни, приемлемые и для каждой социальной группы, и варьируемые в каждой конкретной семье (правила гигиены, приемы деятельности, модели взаимоотношения и др.).

Более формализованная структура – обряд или ритуал, представляет собой совокупность условных традиционных действий, лишенных непосредственной практической целесообразности, но служащий символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. То есть определенно выстроенная цепь символических, как правило, групповых или массовых действий, предназначена для того, чтобы в наглядно образной форме отметить событие общественной или личной жизни.

Обряды, как и обычаи, с древних времен сопровождали производственную и бытовую жизнь человека, являясь неотъемлемой частью культуры народов.

Самые масштабные построения социализации – праздники. Обычно праздники – это дни торжества, установленные в честь или память кого-либо, а также определенной знаменательной даты. В аспекте социализации праздники выполняют функцию приобщения всех членов группы единому явлению, именно в этот период мощные единения людей вокруг события, идеи, позволяющие наиболее мощно и емко формировать эмоциональный единый настрой, создавать новые группы и общности, корректировать идеи.

Народная художественная культура, являясь неотъемлемой частью жизни социума, выполняла роль хронометра, регламентирующего все аспекты жизнедеятельности человека, направленной на приобретение и усвоение накопленных знаний, их преемственность и реализацию.[12]

1.5. Детский фольклор

Под детским фольклором исследователи подразумевали как творчество взрослых для детей (колыбельные, частушки, потешки и т.п.), так и собственно детское традиционное устное коллективное творчество (дразнилки, считалки, песенки, шутки, загадки, заклички и т.п.).[13]

Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них – влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого. Устную традицию дети лучше всего узнают к 10-12 годам, она еще занимает и увлекает их. Подростки лет с 13 уже порывают с миром детства, ориентируются на нормы поведения своих более старших товарищей, воспринимая и их фольклор. Младшие подростки /10-12/ не потеряли интерес к своей мифологии, а их юмор почти всегда еще отражает именно детские понятия и представления. В дальнейшем жанры детского фольклора перерождаются в нечто иное, то, что живет и в фольклоре взрослых. С началом полового созревания у мальчиков и девочек складываются свои идеалы и интересы, понятия о мужском и женском типах поведения. Становится различным и их фольклор. У девочек – сентиментально-романтическая направленность. Они сочиняют романы, пишут дневники, ведут песенники. Чувствующая девушка и чуткий, верный и добрый юноша – вот их фольклорный идеал. Мальчики иногда проявляют повышенный интерес к песенникам своих одноклассниц, но целиком отдаются стихии смеховой культуры, которой в песеннике отводится периферийное место. Знакомство с жизненными ситуациями, стереотипами поведения да и с мировыми сюжетами происходит у детей едва ли не главным образом через фольклор.

Насколько фольклорно само детское сознание, можно увидеть из их снов – отражение яви, всего накопленного детской психикой за день и за все годы с рождения, если не ранее. Как представляется, сны одновременно и источник, и составная часть детского фольклора, детской мифологии. Ее составляют представления детей о сверхъестественных существах, рассказы о встречах с ними; различные гадания, вызывания духов и т.п.

Несколько замечаний по жанру "страшилок". В черном-черном городе была черная-черная улица. На этой черной-черной улице стоял черный-черный дом... Подъезд... Лестница... Квартира... Комната... Стол... Гроб... Черный-черный мертвец встал, поднял руки и сказал: - ОТДАЙ МОЕ СЕРДЦЕ!!!

Иногда становится слишком вероятной безумная версия – где-то среди жителей страны обитают безответные поэты-диверсанты и сочиняют на-гора все новые и новые страшные считалки, садистские жеребьевки и эротические догонялки: «На златом крыльце сидели: Микки-Маус, Том и Джерри. Санта-Барбару глядели. Если Санта не придет, Значит Барбара умрет.

Страшилка – жанр тайного детского фольклора, тщательно, но тщетно оберегаемого от взрослых. Родоначальником жанра, наверное, можно считать известного детского писателя Э.Н. Успенского. В пятницу тринадцатого февраля тысяча девятьсот восемьдесят шестого года он обратился по радио к своим юным читателям с просьбой присылать "страшные истории". Огромное количество писем послужило основой для создания двух книг.[14]

Содержание "садистских куплетов" часто построено на нарушении родительского запрета, можно их сравнить и с небылицей, комический эффект в которой "основан на противоречии поведения и чувств его героев моральным нормам и принципам".[15] Связано их распространение и с общей дегуманизацией общества.

Образы народной мифологии занимают в рассказах гораздо большее место, чем бандиты, шпионы. Носителями зла часто выступают родители, как и в "садистских куплетах". Среди детских мифологических рассказов можно обнаружить тексты, сюжеты и мотивы которых традиционны в фольклоре взрослых: Леший и русалка выдают себя хохотом, черт является в образе человека с рожками, копытами, хвостом, железными зубами, или огнем во рту, ребенок предупреждает сестру о нечистых. Происходит это так: "... сидят они за столом, а у маленькой девочки ложка-то под стол упала. Ну, полезла она за ней, смотрит: а у всех ребят-то, приехавших неизвестно откуда на святки, вместо ног копыта. Выглянула она из-под стола-то, а у них на голове рога". Этот рассказ соотносим с детской "страшилкой" "Красные копыта и клыки". Вносят новые сюжеты из научной фантастики, фильмов-ужасов и др. пионервожатые в лагерях – дети часто просят рассказать им на ночь страшную историю.

Смех занимает в жизни ребенка очень важное место. Как и трагическое, он – способ познания мира. Из устных жанров первое место по распространенности занимают анекдоты. Их знают и пересказывают практически все дети. Чем дети старше, тем большее влияние на их фольклор оказывает фольклор взрослых, который они, часто не понимая, стараются осмыслить и воспроизвести в своей среде. Более активными рассказчиками оказались мальчики. Обычно под анекдотом понимают "краткий устный рассказ с остроумной концовкой".

Детские анекдоты почти исключительно посвящены глупцам, простакам, "которые в своих действиях прежде всего нарушают элементарные законы логики". Для них характерно сжатое изложение, в них нет описаний и минимальное число второстепенных членов. Часть текстов заимствуется у взрослых и старших приятелей. Некоторые из них дети адаптируют к своему восприятию и понятию о комическом, часть заимствуется без изменений и не всегда понятны детям. Но знать и рассказывать такие анекдоты почти обязательно. Анекдот – некий символ, достаточно важный, чтобы в некоторых случаях изображать его понимание. Слушая анекдоты, дети учатся смеяться и познают комическое. Как показали опросы, дети с разным уровнем развития реагируют на анекдоты по-разному. Открывается возможность использовать анекдоты в качестве теста на развитость интеллекта и чувства юмора.

Чем старше дети, тем большее влияние фольклора взрослых они испытывают. Отражается в фольклоре и интерес к взаимоотношениям полов, к сексу. Большое место занимают в анекдотах тема туалета и испражнений. Об этих вещах, как и о сексе, не принято говорить со взрослыми, и это тоже делает их привлекательными. Любимые герои детских анекдотов – из мультфильмов и кинофильмов, массовой деткой культуры. Интересует детей только тип поведения фольклорного героя, и это накладывается на общую фольклорную традицию в фольклоре многих народов существуют анекдоты о людях другой национальности, живущих по соседству. Неоднократно фиксировалось употребление слов "китаец" и "чукча" в значении "глупый человек", "еврей" в качестве отрицательной оценки.

В детском фольклоре, как и в фольклоре архаическом, существует неразличение животного и человеческого миров. Возможно, это обуславливается целым комплексом – традицией детских сказок, мультфильмами, сохранением классической традиции.

В детском фольклоре пользуются популярностью рисованные загадки. Среди них можно выделить два подтипа – для одних рисунок необходим, для других достаточно словесного описания, но для наглядности они сопровождаются рисунком.[16]

Герои видеофильмов переходят не только в словесный /анекдоты/, но и в игровой фольклор детей. Нападая друг на друга с ужасным видом, дети играют в "вампиров". Дети играют и в "ниндзю", героя многих фильмов, кидая друг в друга сделанную из двух листов бумаги четырехконечную звезду. Попасть могут больно. Игровой фольклор впрочем, как и словесный, вообще часто служит выходом детской агрессии.[17]


1.6. Произведения для детей

Многочисленные исследования произведений литературы и телевизионных передач для детей показали, что наиболее важной характеристикой образа женщины, предполагаемого в них, является его незаметность: женщины значительно реже представлены в главных ролях, названиях, картинках, их деятельность менее интересна и социально не вознаграждается, чаще всего сводится к помощи герою-мужчине.

В советских произведениях для детей наряду с подобным образом женщины существует и другой, примером которого может служить «мама-повар» или «мама-милиционер» из стихотворения С. Михалкова: перечислив разные профессии, автор считает нужным подчеркнуть: «мамы разные нужны», явно предполагая, что, если детей не научить, они будут ориентироваться в «оценке» мам на их профессиональный статус[18]

Колыбельная песня умиротворяет душу, наполняя ее ароматом гармонии и счастья. Мир материнства и детства – сфера интимного общения матери и ребенка, скрытая от посторонних глаз, поэтому обращение к этой культуре вызывает несомненный интерес, как у специалистов, так и у широкого круга читателей, слушателей.

Сам жанр колыбельной песни неоднократно рассматривался учеными. Первым обратился к этому уникальному наследию В.А.Жуковский, который в 1889 г. проанализировал собранные персидские колыбельные песни, а кроме того, перевел их на русский язык. Современная педагогика, социальные институты образования только сейчас начинают в полном объеме осознавать великое значение народной культуры детства. Это предопределяет в итоге все возрастающий интерес к особой культуре детства, детскому фольклору, народной и традиционной педагогике как выработанными исторически формами наследования, сохранения и развития конкретных этносов, населяющих Россию.

Здоровье человека, здоровье нации представляет собой многоуровневую систему, в которой важное место занимают психофизиологические свойства личности. Колыбельная песня уникальна по своему механизму воздействия на человека, поскольку в ней сконцентрированы знания народа о месте человека в мире природы. В колыбельной песне зашифрованы знания о мире, которые пробуждаются в генетической памяти, благодаря особым свойствам колыбельной песни. Сознание, зафиксированное с помощью языка, является отражением образа мира, присущего тому или иному этносу.

Колыбельная песня воссоздает мир детства в памяти взрослых, способствуя утилизации стрессовых ситуаций. Колыбельная песня – это чувство защищенности, уверенности в себе и близких, чувство спокойствия и согласия человека с собой и окружающим миром.

Колыбельная песня воссоздает мир детства в памяти взрослых, способствуя утилизации стрессовых ситуаций. Колыбельная песня – это чувство защищенности, уверенности в себе и близких, чувство спокойствия и согласия человека с собой и окружающим миром.

Овладение языком – процесс первоначального “обретения культуры”, где колыбельная песня является пограничным рубежом между человеком как представителем животного мира и человеком как представителем социума.

Народная колыбельная песня – это мамины теплые руки, ласковые глаза, нежный голос. Это безграничная вера в Добро и чудо, которое обязательно произойдет. Откройте в себе дверь в мир детства, идите спокойно по дороге, открывшейся перед вами, не переставая удивляться себе и миру, который в вас и вокруг вас.[19]


2. Организация воспитательного процесса в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей

2.1. краткая характеристика центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Центр помощи детям оставшимся без попечения родителей (ЦПД), являясь муниципальной организацией, ориентирован на временное содержание детей, оставшихся без попечения родителей, для реабилитации детей из неблагополучных семей. Осуществляя эту главную функцию, Центр выполняет следующие сопутствующие и необходимые для достижения воспитательной цели функции: обучение, воспитание и развитие детей с учетом их индивидуальных особенностей путем создания адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического развития каждого ребенка.

В своей работе по созданию условий для самореализации личности учащихся педагогический коллектив выбрал приоритетным культурное образование и воспитание.

Дети находятся в Центре от одного месяца до года. Контингент детей очень широк. Возраст от двух лет до восемнадцати. Все это создает определенные трудности в воспитании и обучении детей. В довольно короткие сроки необходимо адаптировать ребенка к новым условиям, правилам поведения и воспитать в ребенке культурного человека.

Дети школьного возраста обучаются в школе, дети дошкольного возраста находятся в центре постоянно.

В Центре имеются класс рукоделия со швейными машинками, класс трудового обучения для мальчиков с токарными станками, имеется два воспитателя по трудовому обучению. Дети охотно посещают эти классы в свободное от учебы время. Занятия по кройке и шитью и по столярному делу воспитывает в детях бережливость, экономность, любовь к прекрасному, помогает детям научиться ремонтировать свои вещи и т.д.


2.2. Особенности воспитания детей в Центре

Проводя диагностику, изучаются особенности внутреннего мира каждого ребенка, поступающего в Центр, чтобы учесть их в процессе учебы и воспитания, помочь педагогам найти подход к ребенку. Некоторые дети поступают с психическими заболеваниями.

Основным источником психологического, психического, а затем и физического здоровья учащихся является применение личностно-ориентированного подхода в воспитательном процессе, обеспечивающего самоактуализацию и самореализацию ребенка, рост их творческого потенциала.

Использование в работе воспитателями Центра технологии уровневой дифференциации, игровой и проектной технологии, влияет на создание положительной мотивации, что способствует повышению устойчивости нервной системы детей к различным стрессорным, дезадаптационным факторам.

Одной из важных особенностей организации воспитательной деятельности является использование коллективно-групповой работы, что снижает утомительность детей.

В Центре ведется приобщение детей к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства. В Центре имеется пианино, компьютерный класс. К сожалению в Центре нет своей библиотеки, но ребята имеют возможность брать книги в школьной и других близко находящихся библиотеках.

Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественно-творческой деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности — одна из задач Центра. Данная задача решается, прежде всего, когда ребенок занимается родным языком и литературой, изобразительным искусством, музыкой, рукоделием.

С этой целью воспитателя дают детям задания делать свои иллюстрации к литературным произведениям, пейзажные зарисовки родной природы, пробовать писать стихи или рассказы. Маленькие дети рисуют то, что им больше нравится. В их цветных, а иногда и черно-белых «корявых» мазках заключен их внутренний мир их понимание окружающего мира, их потребности и желания.

Такие задания имеют целью не формирование профессиональных умений в области художественного творчества, а рассчитаны главным образом на их эстетическое развитие. Для тех же школьников, у которых обнаруживаются творческие способности, подобные занятия служат средством совершенствования художественного опыта, умений и навыков.

Здесь иногда имеет значение первое побуждение, которое дает толчок к серьезным занятиям искусством. Как писалось в одной статье для родителей, «...стоит пробудить в ребенке художника — и его не удержишь от творчества: он обязательно будет рисовать, писать стихи или сочинять музыку».[20]

Воспитатели используют программу по рисованию, которая вместо традиционного обучения учащихся рисованию отдельных предметов предусматривает побуждение их к творческому отражению окружающей жизни средствами изобразительного искусства. Это существенно улучшает эстетическое развитие учащихся, понимание ими тесной связи искусства с человеческой жизненной практикой.

Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности являются различные формы работы: кружки художественной самодеятельности, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д., в этом помогают и дома культуры, школы.

В процессе этой работы дети приобщаются к творчеству и делают первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Результаты художественной деятельности оформляются в виде рукописных (машинописных) литературных журналов, выставок картин и рисунков, организации концертов и т.д.

Много раз дети выступали на различных конкурсах художественной самодеятельности и занимали призовые места.

Не только школа, но и семья, общество, периодическая печать, книга, радио, телевидение, кино- все в той или иной мере воздействует на сознание ребенка, является источником его нравственного развития. Именно поэтому в Центре не ограничиваются учебными занятиями, решая сложные и многообразные задачи воспитания.

Полезных дел всегда достаточно: участие в благоустройстве Центра, прилегающей территории, охрана природы, опытничество, шефство над ветеранами войны и т.д. Вовлечение детей в такие дела является задачей, как администрации, так и всех воспитателей центра. Некоторых детей очень трудно заставить что-либо делать, необходимо применять различные методы от «пряника» до «кнута», как крайней меры.

В конечном итоге все зависит от того, какие наставники окружают школьников. Еще К.Д.Ушинский писал, что влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. У настоящих воспитателей ребята не бывают без дела: каждый из них находит нужное и полезное занятие. Такие воспитатели находка для Центра.

Большую роль в организации воспитания оказывает деятельность библиотек. И это, не смотря на то, что литературы особенно патриотического содержания в последние десять лет, начиная со времени начала реформы средней общеобразовательной школы, провозгласившей основной своей концепцией гуманитаризацию и диедиологизацию образования, в библиотеках значительно поубавилось.

Значительную помощь в воспитании оказывают различные литературные конкурсы (литературно-критические, поэтические, творческие). Дети активно участвуют в них: пишут стихи, рассказы, критические статьи и потом выступают перед всеми со своим произведением. Выбираются лучшие и победители не остаются без подарков. В центр попадает очень много детей, у которых их способности не открыты. Такие литературные конкурсы позволяют выявить у детей склонности к литературе.

Детей всех возрастов всегда привлекало и привлекает теперь искусство театра. Правда, в настоящее время, в связи с достаточной дороговизной билетов на театральные спектакли, этот вид искусства становится все менее доступным для большинства школьников. В связи с чем значительно возрастает роль художественной самодеятельности в пропаганде данного вида искусства- самого древнего вида зрелищного представления, истоки которого восходят к языческим охотничьим и сельскохозяйственным игрищам, появившимся в народном творчестве за много лет до нашей эры. Начиная со средних веков и по настоящее время театр является синтезом различных видов искусства: сценического действия, слова, литературы, музыки, живописи, танца. Поэтому знакомство с данным видом искусства является мощным стимулом в организации нравственного и эстетического воспитания детей.

Поддержка и развитие интереса детей к театральному искусству выражается в организации самодеятельности, начиная с сюжетной игры и кончая постановками пьес различного характера на сцене.

Дети сами просят сыграть с ними в какую-нибудь игру и воспитатели представляют детям возможность сыграть в «большой» игре – спектакле. Дети повзрослее сами выбирают сценарии, пишут сценарии проведения различных праздников. В большинстве используются произведения русских и зарубежных классиков, обряды различных народов и православной церкви.

Ребенок в игровой форме запоминает произведение, обряд и т.д. дети с удовольствием ставят и смотрят свои спектакли. При этом важно, что не только участники игры, но и их зрители приобщаются таким образом к искусству, учатся познавать и ценить прекрасное.

Спектакли и праздники записываются на видео, чтобы в последствии участник мог посмотреть на себя со стороны посмеяться и порадоваться. Когда дети просматривают свои спектакли они забывают про все трудности, с которыми их столкнула жизнь. Такое огромное количество положительной энергии и положительных эмоций выплескивается из детей, что невозможно удержаться от слез радости за них.

Также детям показывают спектакли по видео. Просмотру театральных спектаклей предшествует беседа, в которой воспитатель без навязчивости подготавливает школьников к просмотру спектакля. При этом внимание учащихся необходимо обратить не только на ту пьесу, которую предстоит увидеть, но и на произведения, близкие по теме, расширяющие кругозор. После просмотра театральных спектаклей дети их обсуждают вместе с воспитателем. Очень часто после просмотра спектакля (особенно вживую в театре) дети создают свою сценку и с нетерпением ждут, когда поставят эту сценку.

Из всех видов музыкально-вокальных внеклассных занятий, способствующих организации патриотического воспитания школьников, наиболее эффективным является организация общешкольного хора.

Очень любят дети петь. К сожалению в Центре нет денег, чтобы купить синтезатор, поэтому дети поют караоке. Отбор репертуара в настоящее время представляет некоторые затруднения в связи с тем, что сборники детских песен не выпускаются по той простой причине, что такие песни в настоящее время практически не пишутся, так как процесс написания песен поставлен на коммерческую основу, и детские песни композиторам дохода не приносят. Репертуар в основном дети выбирают сами. Нередко это песни наших бабушек и мам. Маленькие дети любят детские песни. Детей играющих на пианино нет, и выучить их нет времени, так как срок пребывания в приюте короток.

Такая работа способствует приобщению детей к основам музыкальной культуры, а знакомство с жизнью и деятельностью русских и зарубежных композиторов и исполнителей способствует воспитанию у них патриотизма, чувства гордости за то, что Россия является великой музыкальной державой.

В воспитательной работе Центра используются танцевальные вечера Танцевальное искусство – одно из древнейших проявлений народного творчества. С детьми разучиваются различные танцы и потом устраиваются «балы» в соответствующих нарядах, которые нередко шьют сами дети. Особенно такие балы нравятся девочкам среднего и младшего возрастов, они очень любят наряжаться в красивые наряды, пышные платья и кружиться под музыку, воображая себя принцессами. Танцы, сценические хореографические выступления, торжественные балы, карнавалы делают жизнь более насыщенной и интересной помогают воспитанию хороших вкусов. Знакомят с основами народного и фольклорного танца как элемента местной культуры.

Разучиванием новых и совершенствованием техники исполнения уже разученных танцев воспитатели не ограничиваются. Они проводят теоретических занятия с целью знакомства с историей возникновения танца, основными направлениями танцевального искусства (сценическим – балет и профессиональным – танцевальные ансамбли различных направлений), национальными танцевальными традициями. Такие теоретические занятия они проводят одновременно с практическими занятиями, чтобы не утомлять детей теорией и чтобы сказанное лучше усвоилось.

Еще одним из источников духовного развития детей является православная церковь. Воспитатели Центра проводят с детьми различные игровые занятия, целью которых является дать детям представление о русской православной церкви, обычаях и традициях их предков. Церковь учит добру и прощению, поэтому в Центре считают необходимым, чтобы дети знали о церкви и традициях. Детей водят в церкви, объясняют как необходимо креститься, вести себя в храме. Сама обстановка в храме, благовония и тишина воодушевляют и успокаивают детей. Дети начинают расспрашивать об иконах, свечах, и других вещах, о которых не ходя в церковь они бы никогда не спросили. Все это пополняет духовный мир ребенка, возрастает его культурное развитие.


Заключение

Исключительно велико и многообразно влияние искусства как Важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. В.Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и познание средствами искусства.

Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную, систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.

Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.

Искусство – ядро и генеральное средство эстетического воспитания, которое, однако, ведется и с помощью дизайна, и с помощью эстетических аспектов спорта и других форм деятельности, несущих в себе эстетическое содержание.

Задача воспитания – обеспечить необходимую эстетическую подготовку человека, ввести его в большой мир искусства.

Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности являются различные формы работы: кружки художественной самодеятельности, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д.

Не только школа, но и семья, общество, периодическая печать, книга, радио, телевидение, кино- все в той или иной мере воздействует на сознание ребенка, является источником его нравственного развития.


Список литературы

1.     Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4, с. 74-81.

2.     Белоусов А.Ф. Детский фольклор. Лекция. – Таллин: Педагогический институт им. Э.Вильде, 1989. – 120 с.

3.     Богданов В. Игрушка. – Этнографическое обозрение. 1912. – 188 с.

4.     Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.: Гардарики, 2002. – 556 с.

5.     Вадим Ф. Лурье Детский фольклор. Младшие подростки. – М.: 2000. – с.52

6.     Григорович Л.А., Марцинковская Т.Ф. Педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001. – 480 с.

7.     Краткая философская энциклопедия. – М., Издательская группа «Прогресс». «Энциклопедия», 2000. – 576 с.

8.     Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 430 с.

9.     Ленин В.И. XI съезд РКП(б). // Полное собрание сочинений. – Т. 45. – 590с.

10.Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 246 с.

11.О нежных нравах и добром воспитании / Под. ред. Буторина Т.С. – Архангельск, 2001. – 210 с.

12.Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.

13.Проблемы и перспективы развития образования, / Под ред. А.Э. Пушкарева, – Челябинск: ЧГПУ, 2003. – 273 с.

14.Розин В.М. Культура и образование. – М.: Просвещение, 1998. – 340 с.

15.Скрылев Ю. Листья самые прекрасные. // Семья и школа. 1961. № 12. – с. 12.

16.Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой. – Ярославль: ЯГПУ, 1997. – 132 с.

17.Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2002. – 519 с.

18.Этика: Учебник. / Под ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2000. – 496 с.

19.Www.libconfs.narod.ru Клименко Н.А. Социализация личности в структуре народной художественной культуры. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов

20.Www.libconfs.narod.ru Ирина Карабулатова. Магия детства: колыбельные и заговоры.



[1] Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.: Гардарики, 2002. – с.167

[2] Григорович Л.А., Марцинковская Т.Ф. Педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001. – с. 108

[3] Ленин В.И. XI съезд РКП(б) // Полное собрание сочинений. – Т. 45. – с. 125.

[4] Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – с.209

[5] Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2002. – с.394

[6] Этика: Учебник. / Под ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2000. – с. 128

[7] Краткая философская энциклопедия. – М., Издательская группа «Прогресс». «Энциклопедия», 2000. – с. 309

[8] Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2002. – с.405

[9] Розин В.М. Культура и образование. – М.: Просвещение, 1998. – с. 158

[10] Проблемы и перспективы развития образования, / Под ред. А.Э. Пушкарева, – Челябинск: ЧГПУ, 2003. – с.85

[11] Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1998. – с.253

[12] www.libconfs.narod.ru Клименко Н.А. Социализация личности в структуре народной художественной культуры. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов

[13] О нежных нравах и добром воспитании / Под. ред. Буторина Т.С. – Архангельск, 2001. – с.54

[14] Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой. – Ярославль: ЯГПУ, 1997. – с.78

[15] Белоусов А.Ф. Детский фольклор. Лекция. – Таллин: Пед.ин-т им.Э.Вильде, 1989. – с.31

[16] Богданов Вл. Игрушка. – Этнографическое обозрение. 1912. – с.22.

[17] Вадим Ф. Лурье Детский фольклор. Младшие подростки. – М.: 2000. – с.52

[18] Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. // Вопросы психологии. 1991. № 4, с. 74-81.

[19] Ирина Карабулатова. Магия детства: колыбельные и заговоры.

[20] Скрылев Ю. Листья самые прекрасные. // Семья и школа. 1961. № 12. - с. 12.