Содержание
Введение………………………………………………………………………3 |
3 |
|
4 |
II. Социологический позитивизм………………………………………….… 7III. Развитие классической социологии на рубеже 19-20 веков ……..……....12 |
|
Заключение……………………………………………………..........................18 |
|
|
|
|
|
|
|
Введение
Я считаю, что изучение социологии, как науки, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно. Социология имеет очень много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области очень важны для современного человека.
История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился, а в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О. Конта для обозначения науки об обществах, это не означает, что именно он создал эту науку. Теоретические суждения по поводу политических и социальных явлений начались задолго до 19 века.
Расширить и углубить представление о социологии как о науке помогает изучение истории ее становления и развития. Поэтому в своей контрольной работе я расскажу об истории социологической мысли, т.е. речь пойдёт о предыстории и предпосылках возникновения социологии, а также о становлении социологии как науки.
Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двум крупнейшим древнегреческим философам — Платону (428/427—348/347 до н.э.) и Аристотелю (384—322 до н.э.).
Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге «Государство». Главная его мысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.
Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно Платону, обусловлена только происхождением. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими качествами души, — мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведения для низших слоев общества.
У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.
Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов.
Первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства Никколо Макиавелли (1469—1527).
В его главном произведении «Государь» описываются принципы создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели, но акцент делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Макиавелли сформулировал законы поведения правителя, желающего добиться успеха.
Томас Гоббс (1588—1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе.
Жан Жак Руссо (1712—1778) разработал концепцию «ordre naturel» (естественного порядка), которая благодаря общественному договору превращается в «ordre positif» («порядок позитивный»).
Джамбаттиста Вико (1668—1744) в эпоху Просвещения разрабатывал принципы исторического метода и познания «гражданского мира», полностью сотворенного людьми.
Вообще социология своими корнями уходит в эпоху Просвещения и исторические события Французской революции, оказавшей существенное влияние на дальнейшее развитие человечества. В этот период под влиянием Великой французской революции происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными характеристиками и гуманистическими особенностями, в центр которого по степенно становился человек в его специфическом общественном измерении. Здесь следует назвать таких мыслителей, как Монтескье (1689 - 1755), Вальтер (1694 - 1778), Гельвеций (1715 - 1771), Тюрго (1727 - 1781), Кондорсе (1743 - 1794), Вико и Руссо.
Социология возникает в конце 30-х – начале 40-х годов XIX века. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе – социальная предпосылка.
Революционный путь развития общества предложило марксистское учение, а реформистский путь предлагают социологические учения О. Конта и Г. Спенсера, и др.
В естественных науках были сделаны открытия 9например эволюционная теория Дарвина и др), которые повлияли на создание первых социологических учений. Они основаны на принципах биологии – теоретическая предпосылка.
Классический тип научности, по мнению Ю. Н. Давыдова, был представлен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.
Основные принципы классической методологии:
1) Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности.
2) Социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук.
3) Методы социального исследования должны быть такими же точными.
4) Важным критерием научности является объективность содержания знания. Это значит, что социологическое знание не должно содержать в себе субъективные впечатления и умозрительные рассуждения, но описывать социальную действительность, независимо от нашего к ней отношения. Этот принцип нашел свое выражение в требовании «социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологий».
II. Социологический позитивизм
Термин социология означает «наука об обществе» или «учение об обществе».
История свидетельствует, что социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным обществом в 40-х годах XIX века после опубликования Огюстом Контом (1798—1857) третьего тома своей работы «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики», где он впервые употребил термин «социология» и высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений.
В своей главной работе «Курс позитивной философии» (1842) Конт устанавливает закон о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека (переформулировав три стадии истории человечества Джамбаттиста Вико): 1) теологическая (фиктивная); 2) метафизическая (абстрактная); 3) позитивная (научная).
На теологической стадии человек объясняет все явления и совершающиеся вокруг него процессы на основе религиозных представлений, апеллируя понятием сверхъестественного.
На метафизической стадии человек отказывается от антропоморфных божеств и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций.
На позитивной стадии «человеческий ум отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной», чтобы заниматься лишь «открытием путём соединения рассуждений и наблюдений действительных законов этих явлений».
Переход от одной стадии к другой в разных науках происходит последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип – от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же – это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный метод». Последний означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных – надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.
Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации труда. Благодаря этим факторам появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы и ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества – чувство солидарности и согласия между людьми.
В структуре общества Конт выделяет 4 класса:
1. Представители научного, философского, эстетического видов деятельности – занимают высшее положение общества, т.е. называет их духовная власть.
2. Представители производства и торгово-финансовой сферы – мирская власть.
3. Землевладельцы.
4. Рабочие.
Отношение между классами основывается на разделении труда Социальное неравенство связано также с разделением труда и индивидуальными способностями людей.
По мнению О. Конта, социология призвана способствовать установлению солидарности и согласия.
О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику, из чего и состоит его теория.
Социальная статика имеет дело с общественным порядком, который понимается как гармония элементов, основывающихся на отношениях общности, и акцентирует внимание на «структуре коллективного существа» (общества), исследует условия его существования и законы социальной гармонии. Здесь рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности.
Социальная динамика основывается на определенной последовательности этапов развития. В ней Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.
Огюст Конт по праву может считаться основателем социологии, и не только потому, что он первым начал заниматься обществом и социальными процессами (социологические идеи имеют давнюю историю), но и потому, что своим проектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил основы для придания ей академического статуса как отдельной науки.
Труды Конта оказали огромное влияние на многих выдающихся социологов, особенно на Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма.
Герберт Спенсер (1820—1903), английский философ и социолог, разделял мнение Конта о социальной статике и социальной динамике.
Принципы:
1. Принцип эволюционизма.
Эволюция является универсальным процессом, который объясняет все изменения как в природе, так и в обществе и личности. Эволюция в обществе происходит путём дифференциации структур и функций общественных частей. В простых обществах составные части однородны и могут взаимозаменяться, а в сложных обществах части общества не могут быть заменены другими частями.
Спенсер выделяет 2 типа общества:
1) Воинствующее общество – жёсткое принуждение.
2) Индустриализация общества – контроль и централизация слабее.
2. Принцип органицизма.
Спенсер придерживался мнения, что общество имеет ряд важных сходств с биологическим организмом, и описывал его как систему, как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей.
Выделяет 3 подсистемы:
1) Поддерживающая подсистема (экономика).
2) Распределительная подсистема (разделение труда).
3) Регулирующая подсистема 9подчинение отдельных частей целому, т.е. государству).
В последствии Спенсер заинтересовался и поддерживал идею «естественного отбора» (Ч. Дарвин) применительно к общественной жизни: выживают те, кто больше всего приспособлен к превратностям жизни. Этот подход был определён как «социальный дарвинизм».
Социальный дарвинизм Спенсера свидетельствует о том, что наши представления о самих себе и Вселенной формируются под влиянием той социальной эпохи, в которую мы живем.
Вместе с тем концепция «однолинейной» эволюции, социал-дарвинистские установки Г. Спенсера были подвергнуты критике, преимущественно со стороны психологической школы, которая в истории социологии представлена Л. Гум-пловичем (1838-1909), Г. Тардом (1843—1904), Г. Лебоном (1841—1931), Ф. Теннисом (1855—1936), а также Дж. С. Миллем (1806—1873).
Отказавшись от биологизации общества, эти ученые пытались преодолеть ограниченности эволюционизма, что в конечном счете привело к появлению социально-психологической концепции социологии, к анализу социально-психологических явлений и попыткам объяснить роль субъективного фактора в историческом процессе.
Географическое направление в социологии представлено Э. Реклю (1830-1905) и Ф. Ратцелем (1844—1904).
В XIX веке возникла марксистская ветвь социологии. Маркс и Энгельс использовали диалектический подход, в дальнейшем он получил название диалектический и исторический материализм.
III. Развитие классической социологии на рубеже 19-20 веков
Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подходов различных школ XIX века, они все были едины в одном — объектом и предметом социологии является общество, вся общественная жизнь.
Начало XX века внесло существенные поправки в эти представления. Все больше слышалось, что социология претендует на роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы.
Э. Дюркгейм (1858—1917) был первым, кто опроверг эти слухи. Он полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе, предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и образуют социальную реальность. Исхода из этого он трактовал реальность (законы, обычаи, правила поведения, религиозные верования, денежную систему и т.д.) как объективную, ибо они не зависят от человека.
Так же, согласно Дюркгейму, исторический переход от одной общественной формы к другой обусловлен природой и функциями социальной солидарности. Проблему социальной солидарности Дюркгейм исследовал в работе «О разделении общественного труда» (1893), основной целью которой было доказать, что социальная солидарность обеспечивается разделением общественного труда. Его теория сводится к следующему: в ранних обществах социальная солидарность основывается на сходстве составляющих их индивидов, одинаковости исполняемых ими общественных функций, на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании».
Солидарность по Дюркгейму бывает механического и органического типов.
Социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Второе правило состоит в том, чтобы «отмежеваться от всех врожденных идей». Третье правило состоит в признании примата целого над составляющими ее частями, то есть источник социальных фактов находится в обществе, - общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами.
Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе оттого, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой субстрат – коллективное сознание. Для того чтобы возник социальный факт необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия, и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.
Ещё одна работа Дюркгейма – «самоубийство». Он проводит исследование статистического материала, характеризующего динамику самоубийств в различных европейских странах. Выделяет 3 основных типа самоубийств, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида:
1. Эгоистический тип – индивид остаётся наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни.
2. Альтруистический тип – полное поглощение обществом индивида.
3. Аномический тип – ослабление или отсутствие норм в обществе.
Социология, по мнению Г. Зиммеля и М. Вебера, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее: приверженность к точным фактам, метод понимания и отнесения к ценностям.
Г. Зиммель и М. Вебер отвергли в качестве предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное». Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид.
Г. Зиммель (1858—1918) предложил свою концепцию того, как отделить социологию от других наук об обществе, и определил ее задачей изучение закономерностей, недоступных другим социальным наукам.
Именно Зиммеля считают основоположником так называемой формальной социологии. Целью социологии являются логические связи и структуры, выделение форм социальной жизни из их содержательных отношений и исследование этих форм самих по себе. Предметом этой науки являются формы обобществления, которые можно определить как структуры, возникающие на основе взаимовлияния индивидов и групп.
Главным инструментом познания служит фиксирующие в социальном явлении самые устойчивые, универсальные черты. Г. Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей. Этот мир ценностей существует по своим собственным законам, отличным от законов материального мира.
Социология должна стремиться изолировать желания, переживания и мотивы как психологические аспекты от их объективного содержания, вычленить сферу ценностную как область идеального и на основе этого построить в виде взаимоотношения чистых форм некую геометрию социального мира. Таким образом, в учении Г. Зиммеля чистая форма – это отношения между индивидами, рассматриваемые отдельно от тех объектов, которые выступают объектами их желаний, стремлений и других психологических актов.
Труды Макса Вебера (1864 - 1920) также оказали большое влияние на развитие социологии. Социология, по Веберу, как и психология, изучает поведение индивида или группы индивидов. В отличие от психологии, она интересуется человеческим поведением в том случае, если личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Следовательно, ключевым аспектом социологии является изучение намерений, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения.
Главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был создан.
В то же время Вебер признавал огромную роль ценностей, считая их мощной силой, влияющей на социальные процессы. Именно с этих позиций он использовал такие понятия, как «понимание», «идеальный тип», феномен «бюрократии», «религия», что легло в основу его «понимающей социологии».
«Идеальные типы» выступают главным инструментом познания, где «идеальный тип» - это «картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных социальных фактов».
Идеальные типы – это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности.
По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Он предложил типологию социальных действий, посвятил немало работ проблемам государства, власти, типам господства (традиционное, легальное, харизматическое) и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как «капитализм», «бюрократизм», «религия» и т. д.
М. Вебер можно считать одним из создателей политической социологии.
Уподобляя социологию точным наукам, таким, как физика, химия и астрономия, В. Парето (1848—1923) предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он отвергал этические и ценностные элементы в исследовании, которые ведут к фальсификации, искажению фактов. По сути дела, он сформулировал основные требования эмпирической социологии, которая получила распространение в XX веке, начав в 20-е годы свое бурное развитие.
Значительные заслуги Парето в разработке проблем политической элиты были продолжены и развиты Г. Моска (1858—1941).
Таким образом, серьезным вкладом представителей классической социологии начала XX века было то, что они доказали несостоятельность претензий на изучение всего общества и пытались обосновать, что в основе их науки должна лежать деятельность социальных групп и общностей (Э. Дюркгейм), личность во всем многообразии ее социальных действий (М. Вебер) и что критерием социологии как науки должны стать эмпирические особым образом классифицированные и объясненные факты (В. Парето). Конечно, этими именами не ограничивается весь тот круг мыслителей, которые относятся к этому периоду в развитии социологии. Среди них следует назвать К. Маннгейма (1893— 1947), Л. фон Визе (1876 - 1969) и других.
Названные ученые, их школы и ученики окончательно конституировали социологию как науку, выделив ее место и назначение в системе других социальных наук, и заложили основы для дальнейшего развития и дифференциации социологической науки, т.е. современной социологии.
Заключение
То, что социология имеет глубокие корни за рубежом ясно из того, что первые теории общества (учения об общественной жизни) возникли уже в рамках античной философии IV века до нашей эры в трудах таких философов, как Платон, Аристотель и др. Их идеи стали использовать мыслители уже в эпоху нового времени.
Зарубежная социология имеет очень большую, насыщенную, интересную и охватывающую огромные временные рамки, историю.
Огромное влияние на развитие зарубежной социологии оказала эпоха Просвещения и исторические события французской революции. Далее происходило становление социологии как науки, связанной с такими именами как А. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс. Но начало XX века внесло существенные поправки в прежнее представление о социологии. Говорилось, что она претендует на роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и из этого делать выводы, что предалось дальнейшей критике.
О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер – предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».
Современная же социология вобрала в себя всю историю и на этой основе продолжает своё развитие.