СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________________________ 3

ГЛАВА 1. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ_____________ 5

1.1 Значение малого предпринимательства в развитии экономики____________________ 5

1.2 Критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства_______ 7

1.3 Законодательно-нормативное регулирование субъектов малого бизнеса___________ 13

ГЛАВА 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ___________________________ 18

2.1 Общеустановленная система налогообложения________________________________ 18

2.2 Упрощенная система налогообложения_______________________________________ 19

2.3 Единый налог на вмененный доход__________________________________________ 23

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ_____________________________________________________________ 31

3.1 Проблемы развития малого бизнеса в России__________________________________ 31

3.2 Пути совершенствования развития малого бизнеса в России_____________________ 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________________ 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________________________ 42


ВВЕДЕНИЕ


Роль малого предпринимательства в современной является социально ориентированным звеном в рыночной экономике России. Экономическое значение малых предприятий объективно возрастает в силу того, что они призваны значительно, без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья; принять активное участие в конвенции через подключение к сети кооперационных связей и использование высвобождающихся ресурсов; приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов; вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшиеся исключительно для личного потребления; создать благоприятные предпосылки для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях; ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов, и наконец послужить источником ощутимых бюджетных поступлений.

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных и общественных малых предприятий приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

В целом же Российский малый бизнес находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства. Малому бизнесу очень сложно выжить в нынешних экономических условиях.

В данной работе речь пойдет об налогообложении малого бизнеса где будут затронуты пути и проблемы совершенствования налоговых режимов в экономической системе России.

Цель курсовой работы заключается в исследовании особенностей налогообложения малых предприятий, в ходе которой необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть нормативное регулирование критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства и особенности применяемых режимов налогообложения на малом предприятии;

ГЛАВА 1. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ


1.1 Значение малого предпринимательства в развитии экономики


Основу рыночной экономики любой страны составляет малый бизнес, осуществляемый малыми предприятиями. Статистика показывает, что в развитых странах на долю их производства приходится более половины всей продукции.

Малые предприятия не требуют больших средств на свое создание. Они оперативно реагируют на колебания рыночной конъюнктуры, быстро и гибко перестраивают свою хозяйственную деятельность. Малый бизнес является питательной средой, необходимой для развития инициативы и предприимчивости, без которых не может быть полноценной, эффективной экономики, развитого общества. Большинство новых, прогрессивных идей, связанных с развитием бизнеса, появляется и реализуется на практике именно на малых предприятиях.

Из 2 млн. всех предприятий Германии 95% составляют малые и средние фирмы. На их долю приходится 65% рабочей силы, 57% национального дохода, 41% годового объема капиталовложений.

По расчетам Международной Федерации мелких и средних промышленных предприятий в среднем по 18 странам (с общей численностью занятых 30 млн. чел.), на долю малых и средних предприятий приходится свыше 30% капитальных вложений. Кроме того, в таких странах, как США, Германия, Великобритания, Италия, за счет малого бизнеса создаются две трети новых рабочих мест.

Наибольшую долю и значимость малый бизнес представляет в торговле. По характеру своей деятельности торговые предприятия, особенно магазины, торгующие товарами повседневного спроса, максимально приближены к покупателю. В связи с этим города, их районы и даже микрорайоны должны быть охвачены густой сетью мелких магазинов. Статистика США показывает, что если общее количество занятых в малом бизнесе здесь составляет 3 млн. 806 тыс. чел., то в розничной торговле их насчитывается 1 млн. 45 тыс. (27,5%), а в оптовой — 421 тыс. (11,1%).

В России при общем количестве малых предприятий около 1 млн. (85% из них — частные) на оптовую, розничную торговлю и занятых на общественное питание приходится свыше 40%, на строительство — 16, промышленность — 15, общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка — 6, науку и научное обслуживание — 6, транспорт и связь — два, сельское хозяйство — один и на другие отрасли экономики — около 10%. В настоящее время в малом бизнесе работают свыше 15 млн. чел. Диапазон вовлеченности трудоспособного населения в малый бизнес колеблется от 2% в Мордовии до 31% в Москве. Объем инвестиций малых предприятий составил 11% от общих инвестиций в стране. Согласно экспертным оценкам, в России малые предприятия в состоянии дать ежегодную прибыль в 500 млн. руб., а также ежегодные поступления в бюджет налога на добавленную стоимость более 83 млн. руб. Таких показателей можно достичь в случае передачи малым предприятиям безвозмездно или в льготную аренду пятой части тех основных фондов, которые не используются на данный момент крупными промышленными предприятиями1.

По данным Торгово-промышленной палаты РФ, в настоящее время отечественный малый бизнес становится надежной опорой стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Так, в Москве налоговые сборы с малых предприятий дают до 50% поступлений в городской бюджет, в Зеленограде — до 80%. В Самарской и Новосибирской областях такие показатели составляют соответственно 29 и 20%. По оценкам экспертов ТПП РФ, на один рубль государственных средств, вложенных в поддержку малого предпринимательства, включая незначительные налоговые льготы, страна получает от 20 до 100 рублей дополнительной продукции и услуг. На долю малого бизнеса приходится 10—12% валового внутреннего продукта страны, а также 9% продукции промышленности.

В целом же российский малый бизнес находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства[1].


1.2 Критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства


Малое предпринимательство не новое явление в истории России. Оно занимало определенное место в 80-х гг. России.

В современных условиях полезным может оказаться обращение к отечественному опыту развития малого предпринимательства, так как он учитывает национальные черты и традиции нашей страны.

Политика государства в России была нацелена на изживание малого предпринимательства из структуры народного хозяйства страны. Для преодоления столь негативного отношения к малому бизнесу в 1976 году было принято Положение о кустарно-ремесленных промыслах, которое создало предпосылки для некоторой активизации индивидуальной трудовой деятельности и малого предпринимательства на законных основаниях.

Политика по отношению к мелкому производству постепенно меняется с принятием Конституции 1977 года, когда в одной из статей было подтверждено право граждан на осуществление индивидуальной трудовой деятельности, основанной на личном груде граждан и членов их семей в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства и бытового обслуживания населения. К моменту принятия закона СССР об индивидуальной трудовой деятельности в 1986 году в стране было зарегистрировано 65 тысяч граждан, занимающихся кустарно-ремесленными промыслами, и 3,5 тысяч лиц, занимающихся частной практикой, около 150 тыс. человек, сдающих внаем принадлежащие им помещения. В 1985 году около 30 тыс. человек облагались налогом по доходам от индивидуальной трудовой деятельности. Однако широкое распространение малого предпринимательства начинается фактически с принятия закона СССР об индивидуальной трудовой деятельности, принятого 19 ноября 1986 г.

Представляется интересным рассмотреть в рамках исследования, что представляет собой малое предпринимательство за рубежом.

На практике в разных странах и в различных отраслях используются различные количественные критерии для определения малого бизнеса: численность занятых, товарооборот и размер капитала, иногда в тех или иных комбинациях. Например, в США критерии, позволяющие отнести предприятие к разряду малых, определяет Администрация малого бизнеса, созданная в 1953 году. Для добывающей и обрабатывающей промышленности ею установлены верхние границы численности занятых на малых предприятиях (в зависимости от конкретной отрасли), а для остальных секторов экономики - размер годового товарооборота предприятий, 97% всех американских фирм официально относятся к категории мелких. Широко распространены и мельчайшие предприятия - в 5% мелких фирм занято 15 человек, в 80% - не более 10. В США на мелких фирмах сосредоточено 58% совокупной рабочей силы, ими создано более 80% всех новых рабочих мест. Примечательно, что в середине 80-х годов прямо или косвенно малый бизнес обеспечивал средства к существованию более 100 млн. американцев.

В Японии признаки, отличающие малые и средние предприятия от крупных, установлены законодательно. Основными признаками являются: размер капитала, численность работающих и принадлежность к отрасли. Так к малым предприятиям в Японии отнесены следующие показатели:

1) в добывающей промышленности, транспорте и строительстве - с капиталом 100 и менее миллионов иен, численность работающих - 300 и менее человек;

2) в оптовой торговле - с капиталом 30 и менее миллионов иен, численность работающих 100 и менее человек.

В Германии к малым и средним предприятиям относятся те фирмы, число занятых на которых от 1 до 499 человек.

За рубежом критерии выделения малых предприятий тоже различны, но, как правило, за основу берется количество занятых. В Венгрии, например, считалось, что число занятых не должно превышать 350 человек, в Болгарии - 50 человек. Кроме того, в качестве дополнительных показателей использовалась величина производственных фондов и выпускаемой продукции, а в Венгрии уставной фонд малого предприятия не должен превышать 1 млрд. форинтов.

В некоторых странах при определении малых и средних фирм исходят из величины годового оборота фирмы. Но на практике слишком сложно контролировать эту величину, так как она часто изменяется. Так, эксперты Европейского сообщества к малым и средним предприятиям относят те фирмы, у которых число занятых составляет до 150 человек, годовой оборот составляет 30 млн. марок. В Германии, например, - 66% лиц наемного труда работают на малых и средних предприятиях и на них производится около 1/2 ВВП В структуре фирм преобладают малые и средние фирмы.

Структура этого сектора экономики мало изучена, потому что до недавнего времени отсутствовал к нему интерес. Поэтому, как отмечает И.И. Разумнова: «Структурные, управленческие, юридические, количественные характеристики мелких фирм с трудом поддаются изучению, с одной стороны, из-за изобилия и разнообразия небольших фирм, с другой — вследствие отсутствия исчерпывающей информации».

Согласно сложившейся практике, в странах ЕС к мелким фирмам относятся с числом занятых во Франции: менее 10 чел. – мельчайшие; от 10 до 49 чел. - мелкие; в Италии от 1 до 19 чел. - мельчайшие; от 20 до 99 чел. - мелкие; в Великобритании - от 1 до 99 чел. - мелкие.

В ФРГ, Франции, Бельгии, Великобритании, Нидерландах, Португалии в качестве дополнительного критерия используется показатель оборота компании, в Италии и Ирландии - величина недвижимости.

Указанные различия являются следствием национальных особенностей в уровне индустриализации, места и роли стран в международном разделении труда. К недостаткам данного критерия следует отнести то, что определение, основанное на числе занятых, может не различать обычную машиностроительную мастерскую с небольшим числом сотрудников и высокопроизводительный автоматизированный завод.

Употребляется также и функциональная классификация различных фирм, участвующих в экономической деятельности.

Для малых фирм характерна простота управления, короткие сроки строительства и освоения проектных мощностей, быстрая окупаемость.

Малое предпринимательство способствует развитию предприимчивости, дает возможность каждому проявить себя. Здесь возможно использование специалистов высокой квалификации, опыта пожилых работников, которым тяжело приспосабливаться к условиям автоматизированного крупносерийного производства.

Малые и средние фирмы оказывают прямое воздействие на уровень безработицы, также способствуют установлению тесных контактов с потребителями. На малых и средних фирмах проходит подготовку большая часть контингента будущих кадров. Малые предприятия более гармонично вписываются в экологическую среду малых городов и поселков.

Развитие малых и средних предприятий стимулируется льготным налогообложением.

На малых предприятиях создается благоприятный климат для интенсификации труда: в большом коллективе уравниловка в оплате труда, в то время как в малых фирмах легче оценивать вклад каждого и дифференцировать оплату труда, вследствие этого возрастает уровень эффективности труда.

Рассмотрим вклад малого бизнеса и создание валового национального продукта в Российской Федерации и в развитых зарубежных странах: в РФ – 22%, в США – 40%, в Индии-60%, в Японии – 79%.

Основными производителями продукции в нашей стране остаются крупные предприятия (зачастую монополисты). Следует отметить также, что создающиеся малые предприятия занимаются в основном посреднической деятельностью, подготовкой кадров и в значительно меньшей степени выпуском продукции и оказанием услуг населению.

Основными причинами такого положения являются:

1) нестабильность законодательных актов, регулирующих хозяйственную деятельность малых предприятий, налоговую политику и т.д.;

2)   неразвитость рыночной инфраструктуры.

Существеннейшей линией воздействия на процесс развития малого предпринимательства является и отработка оптимальных форм стимулирования труда. Проблема эта крайне сложна и требует специального анализа.

В конце 80-х годов во всех индустриально развитых странах на сектор малого и среднего предпринимательства приходилось подавляющее число предприятий.

По данным Международной федерации мелких и средних промышленных предприятий, на долю мелких и средних предприятий в странах - участницах этой организации приходится 50% продукции и численности занятых и свыше 30% капиталовложений и экспорта.

Согласно данным Администрации малого бизнеса США насчитывается:  в США 13 млн. небольших фирм; в Англии - 2,37 млн.; в Японии - 6,5 млн.

Согласно федеральному закону от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в настоящее время под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

1) в промышленности - 100 человек;

2) в строительстве - 100 человек;

3) на транспорте - 100 человек;

4) в сельском хозяйстве - 60 человек;

5) в научно-технической сфере - 60 человек;

6) в оптовой торговле - 50 человек;

7) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случае превышения малым предприятием численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

1.3 Законодательно-нормативное регулирование субъектов малого бизнеса


Основными законодательно – нормативными актами, регулирующими деятельность субъектов малого бизнеса, являются:

1)    Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2004 г.)

2)    Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 30 декабря 2004 г.)

3)    Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.)

4)    Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.)

5)    Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.)

6)    Постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. N 65 "О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" (с изм. и доп. 13 июля 2004 г.)

7)    Приказ Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства"

8)    А также законодательные акты на региональных уровнях

Может создаться впечатление, что законодательные акты изобилуют всяческими преимуществами для малых предприятий. На самом же деле действующее законодательство далеко от того, чтобы способствовать реализации экономической инициативы граждан. Несовершенно налоговое законодательство, усложнены учет и отчетность субъектов малого предпринимательства, не отлажены механизмы финансово-имущественной поддержки, большинство правовых норм носит декларативный характер.

Одной из наиболее важных проблем в сфере малого предпринимательства является отсутствие эффективного законодательства. Правовая база по малому бизнесу на сегодняшний день недостаточна. В Гражданском кодексе нет даже упоминания о малых предприятиях.

В настоящее время существует лишь один закон в сфере малого предпринимательства - Закон РФ от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ". Данный Закон является первым законом в сфере малого предпринимательства России. Ранее малое предпринимательство регулировалось, в основном, постановлениями Правительства, которые часто сменялись и противоречили друг другу. К тому же, данные акты регулировали отдельные вопросы в сфере малого бизнеса.

Тем не менее, этот Закон не является надежной правовой базой для поддержки малого предпринимательства по целому ряду причин.

Во-первых, он был принят в 1995 г. и, естественно, уже не в полной мере отвечает потребностям малого предпринимательства. Многие специалисты отмечают, что он безнадежно устарел.

Во-вторых, многие, если не большинство, нормы Закона носят так называемый рамочный, или отсылочный характер. Они не имеют прямого действия, образуя лишь правовую основу для разработки особых законодательных и иных нормативно-правовых актов. В частности, в Законе нередко встречаются фразы о том, что те или иные вопросы регулируются "в порядке, установленном действующим законодательством". Поэтому для реализации норм Закона органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, и в силу этого предпринимателям, особенно начинающим, трудно в них разобраться, а тем более руководствоваться ими.

В-третьих, Закон противоречит ряду законодательных актов. В частности, Бюджетному, Налоговому, Гражданскому кодексам.

Исходя из вышесказанного, совсем неудивительно, что семнадцать из двадцати трех статей Закона фактически не применяются.

В результате такого положения добиться соответствия между названием акта и предметом его регулирования практически невозможно. Законопроекты "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", как и ныне действующий Закон, направлены на регулирование достаточно широкого круга отношений в сфере малого предпринимательства, в то время как название ограничивает их правовое регулирование только рамками государственной поддержки малого бизнеса. В частности, в преамбуле Закона N 88 сказано: "Настоящий Федеральный закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства". Однако из содержания закона совершенно ясно, что предмет его регулирования не сводится к указанному в преамбуле.

Исходя из вышесказанного, очевидна необходимость принятия базового закона в сфере малого бизнеса, например, Закона "О малом предпринимательстве в РФ", который регулировал бы общие вопросы в этой сфере и предусматривал издание специальных актов по отдельным вопросам в области малого бизнеса, в том числе и акт "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".

Одними из наиболее важных вопросов в сфере малого бизнеса, нуждающихся в специальном правовом регулировании, являются вопросы его финансирования и кредитования.

В Законе РФ от 14.06.1995 N 88 "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" финансирование субъектов малого бизнеса фактически сводится к предоставлению им льготных кредитов, беспроцентных ссуд и краткосрочных займов. А субъектами, осуществляющими кредитование, указываются лишь кредитные организации и общества взаимного кредитования.

К недостаткам правового регулирования финансирования и кредитования малого бизнеса можно отнести и разрозненность нормативных актов, относящихся к различным отраслям и подотраслям права. В частности, нормами гражданского законодательства регулируются такие формы финансирования и кредитования как банковское и коммерческое кредитование, факторинг, франчайзинг, лизинг и т.д. Бюджетное законодательство регулирует предоставление субсидий, субвенций, бюджетного кредита и т.д. Налоговым законодательством регулируется предоставление налоговых кредитов.

Существует еще целый ряд нормативных актов, регламентирующих вопросы финансирования и кредитования. Однако почти все эти акты не учитывают специфику малого предпринимательства.

С учетом изложенного, недостатки законодательства о финансировании и кредитовании малого предпринимательства во всех отраслях экономики можно свести к трем основным проблемам:

-недостаточность правового регулирования;

-разрозненность нормативных актов;

-отсутствие учета специфики малого предпринимательства в нормативных актах.

ГЛАВА 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ


В российской практике в настоящее время в целях налогообложения малые предприятия можно разделить на следующие категории:

1) предприятия, переведенные на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

2) предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (учета и отчетности) для субъектов малого предпринимательства;

3) малые предприятия, ведущие бухгалтерский учет и отчетность на общих основаниях.


2.1 Общеустановленная система налогообложения


Общеустановленная система налогообложения распространяется в равной мере на все субъекты налоговых правоотношений, однако для субъектов малого предпринимательства ею предусмотрены некоторые особенности. Это касается в основном лишь ряда преимуществ для данной категории налогоплательщиков, а именно предоставление отчетности и налога на добавленную стоимость в налоговые органы не ежемесячно, а поквартально.

Обязательным при применении общеустановленной системы налогообложения в отношении малых предприятий являются критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства.

При применении общеустановленной системы налогообложения малые предприятия могут применять упрощенную форму учета и сдавать отчетность в отличие от обычных организаций не раз в месяц, а раз в квартал.

Налоговым кодексом Российской Федерации также предусмотрены случаи освобождения предприятий от уплаты НДС. Необходимым условием для этого является объем выручки от реализации товаров (работ, услуг), не превышающий в сумме 1 млн. рублей без НДС за три последовательных календарных месяца, предшествующих освобождению. Освобождение от обязанностей налогоплательщика производится на срок 12 последовательных календарных месяцев в случае подачи налогоплательщиком заявления и пакета необходимых документов. Не распространяется такое освобождение на обязанности по уплате НДС, возникающие в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ, а также на организации и предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Также не действует освобождение при выполнении обязанностей налогового агента.

В случае превышения объема выручки от реализации в 1 млн. рублей за любые три последовательных календарных месяца освобождение автоматически перестает действовать с 1 числа месяца, в котором произошло такое превышение, и до окончания срока действия освобождения[2].


2.2 Упрощенная система налогообложения


Упрощенная система применяется в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса РФ, характеризуется тем, что малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям предоставлена возможность максимально упростить учет результатов хозяйственной деятельности, который осуществляется в одной книге учета доходов и расходов. Таким образом, формально эти организации (а также индивидуальные предприниматели) освобождены от необходимости ведения полного бухгалтерского учета (счетов бухгалтерского учета, ведомостей, журналов-ордеров, составления бухгалтерского баланса), что позволяет указанным налогоплательщикам получать значительную экономию средств за счет сокращения управленческих расходов и снижения налогового бремени.

Действие упрощенной системы налогообложения распространяется на организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также численность работающих в их филиалах и подразделениях) до 100 человек, независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

Согласно статье 346.12 пункту 2 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, не превысил 11 млн. руб. (без учета налога на добавленную стоимость).

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2) банки;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации, а так же индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой;

11) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

12) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 Налогового Кодекса РФ;

13) организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.

Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек;

15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб.

Существует также ограничение, связанное с получением суммы доходов от реализации для малых предприятий. Согласно статье 346.13 пункту 4 НК РФ если по итогам отчетного периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн. руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

К основным недостаткам упрощенной системы можно отнести следующее:

1) вводится ограничение по применению упрощенной системы - не свыше 15 млн. руб. доходов от реализации;

2) новая система фактически ликвидирует патенты, хотя это доступная и очень простая система для предпринимателей, и было бы логично дать им право выбора - заменить по желанию единый налог оплатой стоимости патента;

3) чтобы пользоваться льготами, в частности, не платить НДС, малые предприятия должны выдавать продукт исключительно конечным потребителям; поэтому в середину производственной цепочки никакое малое предприятие не встанет, поскольку в этом случае оно попадает в невыгодное положение: тот, кто у него покупает, не имеет права на возмещение НДС, а значит, промышленным малым предприятиям невозможно воспользоваться новыми льготами;

Кроме того, упрощенная система для некоторых может оказаться определенной ловушкой, так как если предприятие превысит планку в 15 млн. руб., оно выпадает из льготной системы, а следовательно, должно платить все налоги, предусмотренные законодательством, и вести полноценную бухгалтерию, как обычные предприятия. И в случае если, например, третий квартал оно работало по упрощенной системе (то есть вело только книгу учета расходов и доходов), то ему будет сложно отчитаться перед налоговыми органами в полном объеме в конце года, а значит, санкций не избежать.

Как одно из наиболее часто используемых преимуществ, предоставленных малым предприятиям, можно выделить право применения субъектами малого предпринимательства механизма ускоренной амортизации основных производственных фондов.

Механизм применения для малых предприятий ускоренной амортизации, механизм списания дополнительно в виде амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет регулируются ст.10 Закона № 88-ФЗ и положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.01 г. № 26н.

Несмотря на то, что применение субъектами малого предпринимательства механизма ускоренной амортизации вызывает большое количество спорных вопросов, в настоящее время в практике налогообложения сложился определенный порядок использования данного преимущества. Так, малые предприятия вправе применять в отношении исчисления амортизации ускоренный метод с отнесением амортизационных затрат на издержки производства в размере, в 2 раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Ускоренный метод основывается на линейном способе исчисления амортизации, и допускается применение ускоренной амортизации по всем видам оборудования, которые в соответствии с законодательством могут быть классифицированы как основные средства. Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.


2.3 Единый налог на вмененный доход


Согласно статье 346.26 пункту 1 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход устанавливается Налоговым кодексом РФ, вводится в действие законами субъектов РФ и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.

Особенностью единого налога на вмененный доход по-прежнему является определение налоговой базы не по отчетности, а на основе нормативной величины базовой доходности разных видов деятельности, к которой применяются корректирующие коэффициенты. В основу расчета налоговой базы положены не экономические, а физические показатели сферы деятельности организации, переходящей на уплату единого налога на вмененный доход, такие как количество работников, площадь помещения, количество транспортных средств, количество торговых мест.

Перевод на уплату единого налога на вмененный доход обусловлен рядом обстоятельств, вытекающих из действующего налогового законодательства и негативной практики уплаты налогов отдельными (в основном малыми) хозяйствующими структурами.

Во-первых, действующая система налогообложения громоздка, содержит большое количество налогов с разными объектами налогообложения, что создает сложности в расчетах хозяйствующих субъектов с бюджетом и в осуществлении предпринимательской деятельности.

Во-вторых, существуют некоторые сферы предпринимательской деятельности, в которых учет доходов и контроль за полнотой уплаты налогов затруднены. Это в основном сферы деятельности, применяющие налично-денежные расчеты, например торговля, оказание услуг населению.

Этот налог по-прежнему остается обязательным, и выбирать: переходить на его уплату или нет, - налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в главе 26.3 Налогового кодекса РФ, не смогут.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход вводится региональными законодательными актами и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказание бытовых услуг;

2) оказание ветеринарных услуг;

3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

4) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв.м., палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

5) оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 кв.м.;

6) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

Следует отметить, что по сравнению с видами деятельности, предусмотренными Законом № 148-ФЗ, их количество значительно сократилось. Так, с 2003 года нельзя перевести на уплату единого налога на вмененный доход такие виды деятельности, как оказание бухгалтерских, аудиторских, медицинских, юридических услуг, а также виды деятельности в сфере образования и предоставления автомобильных стоянок и гаражей.

Согласно статье 346.26 пункту 4 НК РФ уплата организациями единого налога на вмененный доход предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество предприятий (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и единого социального налога.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Плательщиками единого налога на вмененный доход по виду деятельности "розничная торговля" являются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары и оказывающие услуги за наличный расчет, без учета их дальнейшего использования.

При этом следует иметь в виду, что продажа собственной продукции через магазины, являющиеся структурными подразделениями организации, является не чем иным, как способом реализации продукции предприятия, а не торговой деятельностью, что соответствует нормам налогового учета доходов от реализации продукции собственного производства при определении налоговой базы по налогу на прибыль предприятия и действующему порядку ведения бухгалтерского учета.

Следовательно, организации, реализующие произведенную продукцию через собственную торговую сеть, не рассматриваются как торговые организации и не переводятся на уплату единого налога на вмененный доход; они выступают в качестве производителя, осуществляющего реализацию собственной продукции.

Таким образом, налогоплательщики, осуществляющие свою деятельность в сфере розничной торговли, являются плательщиками единого налога на вмененный доход только в части доходов от реализации приобретенных товаров. Доходы, извлекаемые предпринимателями от реализации продукции собственного производства, не подпадают под действие главы 26.3 Налогового кодекса РФ и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке на основе данных бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вмененный доход признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Иными словами, налоговую базу можно рассчитывать по формуле:

Нб = Бд x №,               (1)

Где:

Нб - налоговая база;

Бд - базовая доходность определенного вида деятельности;

№ - величина физического показателя, характеризующего вид деятельности.

Показатели базовой доходности и физические показатели по каждому виду деятельности, переводимой на уплату единого налога на вмененный доход, установлены в статье 346.29 Налогового кодекса РФ.

Для таких видов предпринимательской деятельности, как оказание бытовых и ветеринарных услуг, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, физическим показателем является количество работников, включая индивидуального предпринимателя. Если налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, то количество управленческого персонала, приходящегося на вид деятельности, по которому устанавливается налоговая база, определяется пропорционально доле выручки, полученной по каждому виду деятельности налогоплательщика.

Для розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, в качестве физического показателя определена площадь торгового зала, и для общественного питания - площадь зала обслуживания посетителей.

Для расчета величины вмененного дохода базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2, К3.

Первый коэффициент К1 корректирует базовую доходность в зависимости от кадастровой стоимости земли по месту осуществления предпринимательской деятельности на основании данных Государственного земельного кадастра.

Он рассчитывается по формуле:

К1 = (1000 + Коф) : (1000 + Ком),                             (2)

Где:

Коф - кадастровая стоимость земли по месту осуществления предпринимательской деятельности согласно данным Государственного земельного кадастра;

Ком - максимальная кадастровая стоимость земли для данного вида предпринимательской деятельности согласно данным Государственного земельного кадастра;

1000 - стоимостная оценка прочих факторов, оказывающих влияние на величину базовой доходности, приведенная к единице площади.

Второй коэффициент К2 корректирует базовую доходность на совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, таких как сезонность, ассортимент товара, доходность и особенности места ведения предпринимательской деятельности.

Согласно статье 346.29 пункту 7 НК РФ значение корректирующего коэффициента К2 определено в пределах от 0,01 до 1 и устанавливается субъектами Российской Федерации на календарный год.

Третий коэффициент К3 - коэффициент-дефлятор корректирует базовую доходность на индекс изменения потребительских цен на товары, работы (услуги).

В 2004 году корректирующий коэффициент К1 не применяется (то есть берется равным 1). При расчете налога его учитывать не нужно. Размер коэффициента К2 устанавливают законодатели субъекта федерации. Причем в одном субъекте федерации могут действовать различные коэффициенты (для разных районов).

Минимальный размер коэффициента К2 - 0,01, а максимальный - 1. Только в этих пределах могут устанавливать коэффициент региональные власти.

Коэффициент-дефлятор (К3) на каждый год определяет Госкомстат России. В 2004 году коэффициент К3 установлен в размере 1,133.

Согласно статье 346.31 НК РФ Ставка единого налога на вмененный доход равна 15% величины вмененного дохода.

Расчет вмененного дохода за налоговый период осуществляется по следующей формуле:

Вд = (Бд x № x К1 x К2 x К3) x 3,                   (3)

Где:

Вд - сумма вмененного дохода;

Бд - базовая доходность на единицу физического показателя в месяц;

№ - количество единиц физического показателя;

К1 - коэффициент, учитывающий особенности месторасположения организации согласно кадастровой стоимости места осуществления деятельности;

К2 - коэффициент, учитывающий совокупность прочих особенностей ведения деятельности;

К3 - коэффициент-дефлятор;

3 - число месяцев налогового периода.

Согласно статье 346.30 НК РФ налоговым периодом является квартал, поэтому единый налог на вмененный доход исчисляется налогоплательщиком по итогам каждого налогового периода по ставке 15% вмененного дохода по следующей формуле:

ЕН = Вд x 0,15,                    (4)

Где:

ЕН - сумма единого налога на вмененный доход;

Вд - сумма вмененного дохода;

0,15 - ставка налога, выраженная в долях


ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

3.1 Проблемы развития малого бизнеса в России


Выступая 18 апреля 2002 г. с ежегодным Посланием Федеральному Собранию, Президент России В.В. Путин с иронией заметил: "Мы часто говорим, что начинающему бизнесу крайне важна возможность "встать на ноги". Между тем непродуманные либо недоработанные проекты часто ставят наше предпринимательство не "на ноги", а "на уши"". Далее он отметил стремление государства вывести бизнес из тени, снизить фискальный пресс и предоставить ему простые в исчислении налоги. ":Правительство подготовило изменения в законодательство о налогообложении малого бизнеса. И в процессе работы с ними в Государственной Думе прошу самым внимательным образом прислушаться к мнению самих предпринимательских объединений, чтобы не повторить истории, когда с введением единого социального налога налоговая нагрузка на малый бизнес, к сожалению, только возросла". Эти слова Президента, как показала практика, в очередной раз не нашли должного отклика у законодателя.

Отличительной особенностью малого российского предпринимательства продолжает оставаться высокая доля “теневого” сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства. Это свидетельствует о том, что  значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач.

Трудно поставить кризисное положение дел в вину предпринимателям, поскольку оно во многом обусловлено состоянием экономической среды.

Можно утверждать, что многие проблемы развития малого бизнеса порождены недостатками государственной экономической политики, определяющей основные параметры макроэкономической среды.

Перечислим проблемы, которые возникли на пути малого предпринимательства в основном по вине государства:

- ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства, в связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов у предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков (кризис сбыта);

-  доминирование в экономике крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров;

-  чрезмерная жесткость фискальной и кредитно-денежной политики, обостряющая проблему воспроизводства вследствие недостатка ресурсов для текущей деятельности и развития и вынуждающая субъектов малого предпринимательства к бегству в "теневую" экономику;

-  региональная дифференциация экономики и внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, создающая неравные условия для развития малых предприятий в регионах;

-  неурегулированность и "непрозрачность" отношений между владельцами и наемными работниками, затрудняющие разрешение специальных конфликтов на правовой основе;

-  неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности и, как следствие, невозможность участия субъектов малого предпринимательства в институциональных преобразованиях и невозможность стратегического планирования;

- дискриминация предпринимателей со стороны отдельных органов власти.

Поддержка частной инициативы пока еще не стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. В системе целевых установок государственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. В таких условиях эффективность мер по государственной поддержке предпринимательства сводится к нулю в результате негативного воздействия на деловой климат других направлений государственного регулирования (налогового, лицензионного, внешнеэкономического).

В результате в самое ближайшее время может быть исчерпан внутренний "резерв прочности" субъектов малого предпринимательства, по крайней мере, в отдельных отраслях и регионах.

Завершение этапа становления института малого предпринимательства требует решения новых задач его развития: определения стратегии  развития с учетом новых  задач, стоящих перед экономикой, усиления его государственной поддержки с целью формирования рациональной структуры экономики, создания среднего класса работников, смягчения безработицы, повышения его доли в ВВП и  вклада в бюджеты всех уровней.


3.2 Пути совершенствования развития малого бизнеса в России


Одним из проявлений неэффективной структуры российской экономики является низкая доля малых и средних предприятий, говорится в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008гг.), внесенной Минэкономразвития в Правительство РФ 5 февраля. Авторы программы отмечают низкий реальный вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны (доля в ВВП и в занятости), а также то, что существенная часть реального малого бизнеса остается "в тени", не регистрируясь и не платя налоги.

В разделе 2.3.9 программы под названием "Развитие малого предпринимательства" говорится:

"В 2004 году количество малых предприятий в России составляло 950 тыс., а количество занятых на них – около 8,3 млн. человек, что составляет 17% всех наемных работников. При этом в период до 2003 года количество малых предприятий оставалось неизменным (около 850 тыс.), а предпринимаемые государством усилия по увеличению количества предприятий и занятых на них работников не оказывали значимого эффекта.

Наметившаяся в 2004 году положительная динамика (рост числа занятых на малых предприятиях составил 3%, объем производства товаров и услуг увеличился на 33% по сравнению с 2003 годом)во многом обусловлена осуществленной в 2003-2004 годах государственной политикой по следующим направлениям:

- упрощение и ускорение процедуры регистрации юридических лиц с использованием принципа "одного окна", в течение 5 рабочих дней;

- введение трехлетнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении вновь созданных малых предприятий;

- установление единых правил по всей территории Российской Федерации по специальным налоговым режимам (упрощенной системы налогообложения и единому налогу на вмененный доход).

Хотя Правительство Российской Федерации постоянно осуществляло различные меры поддержки, обеспечить качественную динамику роста общего числа субъектов малого предпринимательства и увеличения их вклада в экономику страны не удалось. При этом отраслевая структура малого предпринимательства характеризуется преобладанием малых предприятий в сфере торговли и услуг (32% от общего объема производства товаров и услуг), объемы производственных предприятий в сфере промышленности и строительства занимают второе-третье места (22,8 и 20,9 процентов соответственно), доля предприятий, занятых в науке и научном обслуживании ничтожно мала – 1,9%.

К 2004 году действующее законодательство, затрагивающее вопросы поддержки, стимулирования развития малого предпринимательства, не только не содействовало развитию предпринимательства, но и вступило в противоречие с гражданским, налоговым, бюджетным законодательством.

Чтобы малое предпринимательство стало значимым явлением в экономической и социальной сферах, правительство приняло решение о возобновлении программ поддержки за счет средств федерального бюджета и предусмотрело в бюджете Российской Федерации на 2005 год 1,5 млрд. рублей на реализацию первоочередных мер по стимулированию роста субъектов малого предпринимательства и поддержку конкурентоспособных проектов.

Основными целями государственной политики в области поддержки малого бизнеса на среднесрочную перспективу являются:

- создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности;

- увеличение общего количества действующих субъектов малого предпринимательства;

- увеличение вклада малых предприятий в ВВП, в налоговые доходы бюджета, в численность привлекаемых наемных работников.

Государственная политика в области поддержки малого предпринимательства будет строиться на следующих основных принципах:

- наращивание объемов софинансирования проектов со стороны государства при сохранении управления проектами в руках бизнеса;

- увеличение доли государственной поддержки малого бизнеса, осуществляемой посредством "институтов развития". Правительство Российской Федерации будет активно привлекать средства регионов и муниципалитетов, формируя различные каналы поддержки. Подобное многообразие уменьшает риски неэффективности реализуемых программ, постепенно расширяет возможности предоставления услуг вместо денег. Стимулы к извлечению ренты из взаимодействия с государственными органами существенно ограничиваются, когда предприятиям вместо денежных субсидий предоставляются услуги; для этого нужно: разграничение компетенции уровней государственной власти таким образом, чтобы органы власти Российской Федерации осуществляли нормативное правовое регулирование предпринимательской деятельности; субъекты Российской Федерации непосредственно финансировали программы, стимулирующие развитие предпринимательства, а прямая ответственность за состояние малого предпринимательства была возложена на органы власти муниципальных образований.

Приоритетами государственной политики поддержки на среднесрочную перспективу станут:

- содействие созданию инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства, ориентированных на поддержку вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства;

- специальные программы поддержки конкурентоспособных, экспортно ориентированных проектов;

- формирование благоприятных условий и поддержка институтов микрофинансирования;

- формирование институциональных условий для развития кредитования предпринимательства банковскими учреждениями;

- обеспечение доступа к нежилым помещениям.

Особое внимание будет уделяться вовлечению в активную предпринимательскую деятельность недоиспользованного трудового ресурса таких социальных групп, как молодежь, женщины, безработные, инвалиды.

Для решения задачи увеличения числа субъектов малого предпринимательства предлагается:

- развить систему бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей;

- сформировать законодательную базу для деятельности семейных предприятий, артелей, промыслов, ремесленников (микропредпринимательство);

- организовать совместную с представителями предпринимателей работу над стандартами исчисления базовой доходности для единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности, что позволит определить размер эффективной налоговой нагрузки;

- использовать возможности социальной рекламы для пропаганды предпринимательской деятельности.

Формирование программ поддержки конкурентоспособных, экспортно ориентированных проектов будет включать в себя:

- разработку программы компенсации затрат субъектов малого предпринимательства на преодоление административных барьеров и разрешительных процедур, обуславливающих выход на экспортный рынок;

- реализацию программы поддержки сертификации конкурентоспособной продукции (товаров, услуг) в соответствии с требованиями международных систем сертификации для формирования банка данных о потенциально способной к экспорту продукции (совместно с субьектами РФ);

- формирование с участием Торгово-промышленной палаты системы поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, в том числе с использованием системы возмещения затрат на участие субъектов малого предпринимательства в международных мероприятиях.

Для формирования благоприятных условий и поддержки институтов микрофинансирования предлагается:

- разработать законодательную базу для активного развития институтов микрофинансирования в форме некоммерческих организаций и кредитных кооперативов;

- реализовать за счет бюджетных средств программы поддержки организаций микрофинансирования с использованием механизмов гарантирования по кредитам;

- содействовать международным программам поддержки микрофинансовых организаций, в том числе образовательным программам.

При формировании условий для развития кредитования малых предпринимателей банковскими учреждениями предлагается:

- пересмотреть нормативную правовую базу деятельности кредитных организаций с целью формирования оптимальных требований к коммерческим банкам, осуществляющим кредитование субъектов малого предпринимательства;

- сформировать систему распределения рисков с тем, чтобы для субъектов малого предпринимательства с высокими кредитными рисками таковые могли быть понижены посредством государственной финансовой поддержки и распределения части риска на государство.

Для решения задачи обеспечения доступа к нежилым помещениям предлагается:

- обеспечить формирование, поддержание и доступ к сведениям об использовании федерального, государственного и муниципального недвижимого имущества, включая производственные мощности, объекты незавершенного строительства;

- установить режим наибольшего благоприятствования субъектам малого предпринимательства, использующим федеральное имущество: установить максимальный срок действия арендного договора, ввести принцип обязательной компенсации всех произведенных улучшений;

- при реализации программы приватизации государственного имущества разработать механизм, который позволит субъектам малого предпринимательства приобрести высвобождаемое имущество: рассрочка платежей, формирование специальных имущественных фондов, малые лоты, система пулов заявок.

Кроме того, необходимо осуществить ряд мер по стимулированию спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства путем установления возможности разделения государственного (муниципального) заказа на несколько лотов для обеспечения возможности привлечения СМП к торгам; включения в обязательные условия государственного (муниципального) контракта обязательств по привлечению в качестве субконтрактантов субъектов малого предпринимательства".

В разделе программы, посвященном роли региональной политики в решении общенациональных задач социально-экономического развития, указано, что "федеральные власти займут активную позицию по устранению формальных и неформальных барьеров, связанных с ограничениями регионального и местного уровней, препятствующих развитию малого бизнеса и ведению иной предпринимательской деятельности".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Налоговая система и налоговая политика в стране являются тормозом развития малого бизнеса на всех стадиях жизненного цикла субъектов малого предпринимательства. Несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало. Работа созданной инфраструктуры для поддержки малого бизнеса остается только на бумаге.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений.

Таким образом, можно сказать, что малое предпринимательство развивается не благодаря, а “вопреки” заботам государства, ведь малое предпринимательство вносит весомый вклад в формирование ВВП и доходной части бюджетов всех уровней, в решении таких проблем, как занятость, ускорение НТП, становления так необходимого в нашей стране “среднего” класса.

Реформы власти в сфере малого бизнеса - нелогичны и непоследовательны. То законодатель пытается помочь, то, наоборот, повышает ставки налогов или ужесточает контроль за сферой малого бизнеса. В 2005 году малый бизнес ждут большие преобразования.

В начале лета, когда законодатели начали обсуждать проект закона о замене льгот денежной компенсацией, правительство предложило отменить закон о господдержке малого предпринимательства (Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ).

Это желание власти всколыхнуло волну негодования со стороны представителей малого бизнеса. В итоге Государственная Дума проголосовала за его сохранение, но с некоторыми изменениями, которые вступят в действие с января 2005 года. К примеру, сохранили статью, дающую понятие субъектов малого предпринимательства, а также статьи об упрощенном порядке регистрации и лицензирования малых компаний и об упрощенном бухучете.

Что касается господдержки малого бизнеса, то, с одной стороны, с 2005-го Федеральный фонд поддержки малого бизнеса перестанет существовать, а вот региональные и муниципальные фонды будут продолжать действовать в соответствии с местными законами.

С другой же стороны, в планах правительства с 2005 года создать Фонд государственных гарантий для развития кредитования малого бизнеса. Ведь риск кредитования в этой сфере слишком велик. Задачей фонда будет гарантировать кредитной организации, что она не потеряет средства, выданные мелкому предпринимателю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья)

2.     Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ

3.     Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"

4.     Федеральный  Закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (с изменениями и дополнениями от 23 июля 1998г., 28 марта 2002г.)

5.     Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации в редакции приказа Минфина РФ от 24 марта 2000 г. №31н

6.     Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право. М., 2001. 315с.

7.     Исанова А ,Подача особым режимам. Подправлены главы НК РФ по "упрощенке" и ЕНВД  //Двойная запись, № 2, февраль 2003 г.

8.     Мельнова М.А. Справочник-тренинг для предпринимателей малого и среднего бизнеса (вопросы и ответы), – Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 2001, - 425 с.

9.     Самохвалова Ю.Н., Упрощенная система налогообложения //Консультант бухгалтера, № 5, май 2003 г.

10.            Истратова М.В. Новая упрощенная система налогообложения и ЕНВД с 2003 года. - "Статус-Кво 97", 2002 г.

11.            Обобщение практики применения малыми предприятиями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности Лущикова Ю.Ю., "Консультант бухгалтера", № 10, октябрь 2002 г.

12.            Энциклопедия индивидуального предпринимателя. Правовые основы деятельности. Трудовые отношения с наемными работниками. Налогообложение. Издание 5-е, перераб. и доп. Екатеринбург: Издательство АМБ, 2002 г. – 100 с.

13.            Пархачева М.А. Малый бизнес: новая система налогообложения в 2003 г. - Система ГАРАНТ, 2003 г.

14.            Рюмин С.М. Индивидуальный предприниматель. Как платить налоги? - "Статус-Кво 97", 2004 г.

15.            Малый бизнес: налоги и отчетность (под ред. Оганесова А.Р.). - "Главбух", 2004 г.

16.            Налоговое право. Особенная часть (Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации) (О.А.Борзунова, Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов). - Система ГАРАНТ, 2003 г.

17.            Специальные налоговые режимы (Бератор "Практическая бухгалтерия") (в редакции обновления за март 2004 г.)

18.            Разгулин С.В. О развитии российского налогового законодательства в современных условиях. - Система ГАРАНТ, 2003 г.

19.            Неясности и противоречия налогового законодательства: несовершенство Кодекса на примере специальных режимов налогообложения и налога на добавленную стоимость "Адвокат", N 6, июнь 2004 г.

20.            Симонова А. Спецрежимы: грядет работа над ошибками // Учет. Налоги. Право, 2003. - N 27.


1 Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2004.- с.-43-48.

[1] Подпорин Ю. Малых не становится больше. // Экономика и жизнь. - 2003. - № 6. – с. 32-34.


[2] Налоги: Учебное пособие / Под ред Черника Д. Г. — М.: Финансы и статистика, 2004. – 360 с