ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

Контрольная работа по социологии

на тему <<Интервью как метод социологического исследования>>

                                                                          

                                                                    Выполнила: студентка III курса

                                                                    специальности                                                   

                                                               бухгалтерский учет, анализ и аудит

              

Киров, 2008 г.





Содержание:

1.     Введение…………………………………………………………….3

2.     Методология и технология интервью…………………………….4

3.     Виды и типы интервью…………………………………………….5

·        Формализованное интервью

·        Свободное интервью

·        Фокус-группа

·        Телефонное интервью

4.     Заключение………………………………………………………..18

5.     Список использованной литературы…………………………….19




















                   










Введение.

Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностям, мотивам деятельности, мнениях.

Специфика метода опроса состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Различают несколько разновидностей опроса: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование), очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (например, референдум), общенациональные, региональные, локальные и др. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемым вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. В данной работе речь пойдет о методе интервью и о его применении в социологии.

В социологии существует множество определений этого метода,  причем каждое из них акцентирует внимание на чем-то особенном. Например, по мнению В.А. Ядова, интервью - это «проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку)». Но это определение охватывает, пожалуй, лишь формализованные интервью, т.к. предполагается определенный заданный план. Более общим кажется определение, которое дает В.И. Добреньков: «Интервью – это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом». Из этого видно, что автор концентрирует внимание в первую очередь на беседе как основе интервью.

Интервью широко распространено в современной жизни.

 

Сфера применения этого метода чрезвычайно обширна и разнообразна: интервью используется в социологии, психологии, журналистике, статистике, этнографии, педагогике, управлении и др. науках.  В зависимости от цели исследования, от исследуемого объекта применяют различные виды интервью. О разновидностях интервью речь пойдет в последующей главе.


Методология и технология интервью.(1225)

 Интервью относится к опросным методам социологии и представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев поведения. Первая роль-это интервьюер, функции которого выполняет профессионально подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками. Вторая роль-интервьюируемый или опрашиваемый. От него не требуется владения специальными навыками, особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли. Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную. Разные роли предполагают, что за каждой из них скрываются разные интересы, цели и задачи, разные модели поведения. Интервьюер должен хорошо знать цели и задачи предстоящей беседы, в общих чертах-тот проект или проект или программу, в которую он включен, очень подробно-перечень вопросов, которые он собирается задавать.








Виды и типы интервью.

В научной литературе приводится множество типологии видов интервью, в том числе авторских и экзотических. В одном случае все виды интервью подразделяют на относящиеся к количествен­ной и качественной методологии. Правда, критерии отнесения достаточно размытые, а потому одни и те же виды интервью вклю­чаются как в качественный, так и в количественный подход.

Авторское употребление названий интервью не относится к какой-либо классификации, стоит в стороне от сложившейся тра­диции и часто не претендует на то, чтобы стать общепринятой нормой. Множественность критериев, вероятно, объясняется сложностью самого метода и активным его применением в самых разных областях деятельности.

Виды интервью различают по трем главным критериям — сте­пени стандартизации вопросов, числу обсуждаемых тем и количеству опрашиваемых. Наибольшее количество подвидов дает пер­вый критерии, а именно то, в какой степени стандартизирована ситуация беседы, т.е. насколько жестко и подробно разработаны правила установления контакта с респондентом, последователь­ность вопросов и их формулировка, возможности в ходе беседы принимать собственные методические решения.

В зависимости от степени стандартизации вербального диалога выделяют два основных вида интервью:

1. Формализованное интервью (беседа по детально разработанной программе,  включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов) с закрытыми и открыты­ми вопросами. Этому виду можно было бы дать максимальную оценку по шкале стандартизации, если бы мы ее построили.

2Неформализованное  интервью (длительная беседа по общей программе но без уточнения конкретных вопросов, с минималь­ной детализацией повеления интервьюера). Оно характеризуется минимальным уровнем стандартизации.

По второму критерию — числу обсуждаемых тем — виды ин­тервью подразделяются на:

1.  Фокусированное  или направленное, интервью (подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознаком­лен, может быть формализованным и неформализованным). На воображаемой шкале стандартизации этот вил занял бы промежу­точное положение, поскольку представляет собой следующую ступень к уменьшению предписанности и несвободы во взаимодействии интервьюера и опрашиваемого.

2.Нефокусированное(ненаправленное) интервью, где нет предметного единства, обшей темы или исследовательского замысла. Здесь

царствует тематическая солянка, вопросы на самые разные темы

перемежают друг друга, не образуя логической последовательности.

Фокусированным, на наш взгляд, является лишь такое интервью, которое посвящено одной теме  и позволяет ее рассматривать с разных сторон.

Формализованное интервью может быть фокусированным (целенаправленным, направленным, концентрированным), т.е. посвященным

изучению одной темы, интересующей исследователя, и нефокусированным.

Поскольку параметр фокусированное/нефокусированное отно­сится как к формализованному, так и к неформализованному ви­дам интервью, то все вместе они образуют своего рола логичес­кий квадрат (рис. 2.1). Так, в единое целое сплетаются два глав­ных вида интервью, выделенных по степени стандартизации задаваемых вопросов (формализованное и неформализованное) и числу обсуждаемых тем (фокусированное и нефокусированное). Их соединение возможно потому, что оба критерия не исключа­ют, а дополняют друг друга. Соответственно дополнительными надо считать и четыре вида интервью.

По третьему главному критерию виды интервью подразделяются на:

·        Индивидуальное, или личное, интервью (беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке при отсутствии посторонних наблюдателей).

Формализованное

Неформализованное








 


 

                         Фокусированное




                        Нефокусированное Рис. 2.1. Логический квадрат основных видов интервью

2. Групповое интервью (беседа одного интервьюера, который в этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет). Главные разновидности - фокус-группа и мозговая атака.

Три вида интервью, каждый из которых обязательно имеет две разновидности также не противоречат друг другу и образуют новое единство, которое можно изобразить при помощи куба (рис.2.2.).

                                   первый критерий

                    

                               третий критерий

            Рис 2.2. Логический куб основных видов интервью.


·       Формализованное интервью.

На практике встречаются две разновидности формализованного (стандартизированного) интервью — с закрытыми и открытыми вопросами.

Формализованное интервью с закрытыми вопросами — самая распространенная и строгая его разновидность. В нем общение интервьюера и респондента строго регламентировано при помо­щи детально разработанных вопросника и инструкции. Интер­вьюер задает вопросы, организует и направляет беседу с каждым опрашиваемым, фиксирует полученные ответы согласно инст­рукции.

Респонденты с трудом отвечают на большое количество воп­росов, даже если их 20—25, включая вопросы по демографичес­ким характеристикам. Интервьюер должен либо ускорить темп работы, либо уговорить отвечающего продолжить интервью, либо пожертвовать точностью формулировки вопросов. Помимо того, что нетерпеливость респондентов вынуждает исследователя жер­твовать глубиной проработки изучаемых проблем, возникает еще и проблема неконтролируемых отклонений в процедуре сбора информации 1.                                                                              

Видимо, правы зарубежные социологи, которые в формализо­ванном интервью стараются давать максимально простые альтер­нативы к любому вопросу. Например, к вопросу «Если бы это за­висело от Вас: что было бы лучше — получить деньги за скот на­личными или по переводу?»

предлагаются варианты: «наличными; по переводу; не имеет значения»2.

В противоположность им отечественные социологи нередко гро­моздят сложные варианты ответов, каждый из которых фактичес­ки является завуалированной формой исследовательского вопроса.


_________________________________________________________


1.Геринг А.Г.,Огородникова И.А. Скажите,пожалуйста: к вопросу об особенностях метода интервьюирования//Вестн.Омского ун-та,1999, Вып.4.С.119-122.

2.Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии.М.,1993.С.82-83.

В тех случаях, когда в закрытых вопросах предусмотрен длин­ный перечень вариантов ответов (который плохо воспринимает­ся респондентом на слух), применяются специальные карточки. Они даются респонденту после того, как интервьюер задает воп­рос: «На этой карточке перечислены разные виды занятий в сво­бодное время. Скажите, пожалуйста, какими из них Вы обычно занимаетесь, когда у Вас бывает свободное время?» Чтобы в пос­ледующем карточки было легче соотнести с вопросом, на них про­ставляются номера. Формулировки вопросов рассчитаны не на чтение, а на беседу, поэтому план интервью разрабатывается не в письменном, а в устном стиле.

Количество альтернатив к каждому вопросу должно быть ми­нимальным. Как показывает практика исследований, даже выбор из пяти вариантов создает для респондента немало трудностей: ему сложно воспринимать вопрос в целом, подумать над каждой аль­тернативой и выбрать правильный ответ. Часто он начинает от­вечать, не дослушав список закрытий до конца. Если интервьюер настаивает на том, чтобы были услышаны все варианты, респон­дент стремится выбрать из крайних альтернатив, пропуская сред­ние значения.

В формализованном интервью влияние интервьюера на качество данных сведено к минимуму, а надежность получаемой информа­ции доведена до максимума. Вводная беседа с респондентом, пе­реходы от одного раздела беседы к другому подробно разрабатыва­ются исследователем и точно воспроизводятся интервьюером.

Таким образом, в формализованном интервью специалисту отводится второстепенная, чисто исполнительская роль. Интер­вьюер обязан помнить, что при формализованном анкетирова­нии его вообще не было бы. Так что оставаться незаметным — лучшая форма участия. В свою очередь респондент должен вни­мательно выслушать вопрос и выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа из набора, заранее продуманного исследо­вателем. В этой форме опроса влияние интервьюера на качество Данных должно быть сведено к минимуму. Надежность получа­емой информации зависит в первую очередь от его добросовест­ности и пунктуальности.

Формализованное интервью с открытыми вопросами предусмат­ривает меньшую степень стандартизации поведения респондента и интервьюера. Иногда такое интервью путают с другой разновид­ностью — свободным интервью, где нет даже плана предстоящей беседы. Открытые вопросы — не повод для свободы, но лишь еще большее ограничение для интервьюера, у которого возрастает риск повлиять на мнение респондента. Самодисциплина и ответствен­ность в этом случае должны только повышаться.

Строго обязательными здесь являются план интервью, после­довательность вопросов и их формулировки в открытой форме (варианты ответов не нормируются). Интервьюер воспроизводит вопросы без каких-либо отклонений от заданных исследователем формулировок, а респондент дает ответы в свободной форме. Од­нако регистрируют их не как попало, а в стандартном и предус­мотренном инструкцией виде. Если вы пришли на беседу с маг­нитофоном, то можно сделать дословную запись с сохранением лексики опрашиваемого, но позже ее все равно придется закоди­ровать и оставить от нес только абстрактные символы. Иногда применяется непосредственная кодировка ответов в ходе опроса. В этом случае после каждого вопроса приводится схема класси­фикации ответов, в которой интервьюер отмечает нужные пози­ции. Например, после вопроса: <<Какие газеты Вы выписывае­те?>> — в опроснике дается перечень газет, интересующих иссле­дователя, а также предусмотрена позиция — <<другие газеты>>.

Высказывания респондентов могут существенно различаться по объему, композиции, полноте, уровню информированности, ана­литическому проникновению в сущность предложенного вопроса. Все эти особенности полученных ответов становятся предметом анализа. В результате данный вид интервью требует несколько боль­ших затрат времени и труда: респондент дольше обдумывает и фор­мулирует ответы, а интервьюер тратит больше времени на их реги­страцию. Растут затраты времени на последующий анализ содержа­ния ответов и их кодировку. Именно по этим причинам интервью с открытыми вопросами реже применяется для массовых опросов. Формализованное интервью с открытыми вопросами предостав­ляет респонденту больше свободы и самостоятельности в формулировке ответов и требует от интервьюера максимально подробной, точной регистрации.


·       Свободное интервью.

Свободное интервью характеризуется минимальной стандарти­зацией. Оно применяется в тех случаях, когда социолог только приступает к определению проблемы исследования, уточняет ее содержание в конкретных условиях того района или предприятия, где будет проходить опрос. Например, планируя изучение чита­тельских интересов, отношение читателей к прессе, исследователь может провести серию свободных интервью с целью выяснить, какие газеты и журналы завозятся в город, каковы условия их приобретения, каковы традиции чтения и др.

Такое интервью по своей научно-познавательной функции следует назвать предварительным или подготовительным. Подготовительное интервью используется для изучения словаря респондентов, типов реакции на вопросы, типов противодействий, которые оказывают респонденты при тех или иных вопросах, и т.д.

Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется толь­ко тема, которая и предлагается для обсуждения. Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки — все зависит от индивидуальных особенностей того, кто проводит опрос. Совокупность опрашиваемых невелика (редко превышает 10—20 человек). Полученная информация не подвергается статистической обработке, она ценна своей уникаль­ностью. Для обобщения ответов применяются традиционные ме­тоды анализа текстов.

При проведении подобного опроса предполагается предвари­тельная разработка примерных ключевых направлений беседы. Формулировка вопросов, а также их последовательность выраба­тываются в процессе интервью в зависимости от индивидуальных особенностей опрашиваемого.

Свободное интервью применяется в тех случаях, когда социолог только приступает к определению проблемы исследования, уточняет ее содержание в конкретных условиях того района или предприятия, где будет проходить опрос. Например, планируя исследование читательских интересов (к прессе), исследователь может провести серию свободных интервью, чтобы выяснить, ка­кая пресса издается либо завозится в город, каковы условия се приобретения, каковы традиции ее чтения и др.

Такое интервью по своей научно-познавательной функции сле­дует назвать предварительным или подготовительным. Подгото­вительное интервью используется для изучения словаря респон­дентов, типов реакции на вопросы, типов противодействий, ко­торые оказывают респонденты при тех или иных вопросах, и т.д.

На свободное интервью очень похож метод беседы. И тот и другой методы являются беседами как таковыми, но между ними нужно видеть различия. Во время проведения опроса методом беседы собеседники находятся в равном положении. Активность исследователя не обязательна, он может не задавать вопросов, а только слушать. Нет и официальной ситуации опроса, предпола­гающей необходимость получения определенной информации. Различие между методом свободного интервью и беседы может быть раскрыто следующим образом: интервью в большей мере ориентировано на субъект-объектный подход (субъектом являет­ся интервьюер, а объектом — респонденты), беседа же — субъект-субъектное взаимодействие3.



______________________________________________________________

3.Иванов М.А. Беседа как метод исследования// Социологические исследования,1989 №4



Цель беседы — получить представление об интересах респон­дента, его взглядах или трудностях и проблемах. Совместное об­суждение обозначенных в ходе беседы вопросов позволяет понять, чем они вызваны, как они переживаются, видится ли путь их ре­шения и если видится, то какой именно.

·       Фокус-группа

1.Определение и особенности метода.

Сегодня дисциплинарная принадлежность метода фокус-груп­пы определяется в научной литературе по-разному. В общем и целом можно выделить три главных подхода. Одни авторы видят в нем разновидность традиционного количественного метода опроса4, другие придают ему пограничный статус, считая фокус-группу находящейся между количественным и качественным подходами5, наконец, третьи, и таких большинство, целиком от­носят этот метод к качественной методологии сбора социологи­ческой информации6. Подобный взгляд принят как в отече­ственной, так и в зарубежной социологии. Этот метод не позволяет получить статистические распределения, имеет пре­имущественно разведывательный характер и в нем используют­ся менее структурированные вопросники, нежели в традицион­ном выборочном опросе.

Фокус-группабеседа небольшой группы людей по опреде­ленному плану на заранее поставленную ученым тему в непосред­ственном (личном) контакте в специально отведенном помеще­нии. Р. Крюгер определил фокус-группу как тщательно распла­нированную дискуссию, предназначенную (задуманную) для получения мнений по определенной теме в неугрожающей, дове­рительной обстановке.

_________________________________________________________________

4.Белановский С.А. Метод фокус-группы.М.:Магистр, 1996. С 34-35.

5.Семенова В.В. Качественные методы:введение в гуманистическую социологию.М.:Добросвет,1998. С.107-108,229.

6.Богословская К. Все о фокус-группе//Рекламист.1996№2.С.16-17

С появлением современных технологий непосредственный контакт все чаще заменяется опосредованным — опрос проводит­ся при помощи телефона и Интернета (электронная почта). Вклю­ченное в название метода слово «фокус» обозначает предметную концентрацию, сосредоточенность опрашиваемых на одном вопросе и, в связи с этим, его всестороннее обсуждение. Социологами он позаимствован из оптической физики.

Фокус (от лат.focus — средоточие, центр) в оптике обозначает точку, где собирается про­шедший через оптическую систему параллельный пучок световых лучей. В эмпирической социологии фокус обозначает общее мне­ние людей, которые, высказывая на предмет разные, нередко па­раллельные точки зрения, в результате коллективной дискуссии сходятся в одном. Точнее сказать, сходятся не люди в своих мне­ниях, им вовсе не обязательно добиваться консенсуса. Разные мнения приводит к единому знаменателю социолог, организую­щий подобное мероприятие. Итак, термином «фокус» обозначают в первом случае итог об­суждения. Но существует второе значение термина, свидетельству­ющее о характере процесса дискуссии. «Фокус внимания участни­ков групповых дискуссий сосредоточивается на каком-то одном, важном аспекте проблемы, а внимание исследователей фокусиру­ется на выяснении мнений участников по поставленному вопро­су, на значении различных точек зрения представителей разных социальных категорий, а также на поиске возможных путей достижения консенсуса».7 Реализация такой процедуры требует создания нескольких дискуссионных групп и проведения коллектив­ного обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубо­кого понимания и поиска оптимальных путей решения.

Наконец, в третьем смысле слово «фокус» несет в себе важный смысловой оттенок, отражающий концентрацию усилий интер­вьюера на изучении определенной проблемы (С. Белановский). При этом фокусировка интервью может осуществляться разными способами в зависимости от специфики объекта и предмета ис­следования либо поставленных задач.

­

2.Преимущества и недостатки.

Фокус-групповое обсуждение выглядит предпочтительнее ан­кетирования или личного интервью по ряду причин:

♦   взаимодействие респондентов в фокус-группе обычно сти­мулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям;

♦   заказчик может непосредственно наблюдать за ходом обсуж­дения, спрятавшись за стеклом с обратным видом, делать соб­ственные выводы, причем еще до получения окончательного на­учного отчета;

♦   такой метод оперативнее и дешевле, чем анкетирование или интервьюирование; его использование дает экономию не только временных, финансовых, но и трудовых затрат;

♦   он позволяет за короткий срок определить причины возник­новения проблемы, например, падения спроса на конкретный товар в этом регионе по сравнению с другими, где он великолеп­но раскупается. (Если в фокус-групповой дискуссии участвуют потребители этого товара, то они обычно точно указывают пере­чень основных причин данного явления8.)

К недостаткам метода специалисты дружно относят трудности обработки данных. Приходится пользоваться транскриптами, спе­циально подготовленными копировочными таблицами, контентанализом, дорогостоящими способами расшифровки магнитофон­ных записей, ручным подсчетом данных либо очень сложными компьютерными программами. Несмотря на множество проблем, возникающих на стадии обработки данных, многие специалисты, имеющие многолетний опыт, считают, что с помощью современ­ного компьютера и хорошей тренировки их можно решить.11

 

 

 

_____________________________________________________________________________

7.Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учеб.пособие.- http://irbis/asu.ru/mmc/grig/5.ru.shtml.

8 Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учеб.пособие.- http://irbis/asu.ru/mmc/grig/5.ru.shtml

3. Сфера применения.


Сегодня фокус-группа активно применяется, прежде всего, в сфере маркетинговых и политологических исследований. В маркетинговых исследованиях с помощью фокус-группы собирают информацию о поведении потребителей опре­деленных товаров или услуг. Плюс к тому изучают воздействие рекламных роликов на различные целевые группы потребителей и т.п. Особенно эффективным является использование метода фокус-групп для выявления оптимального имиджа и наиболее целесообразной формы пропаганды определенной идеи. Но на основе этого метода можно изучать не все, а лишь те социальные проблемы, по которым мнения участников фокус-группы доста­точно компетентны и противоположны.

Фокус-группа может использоваться как эффектив­ный инструмент создания программы социологического исследо­вания, когда команда разработчиков собирается вместе, обычно не один раз, а постоянно, для того чтобы обсуждать возникающие по ходу реализации исследовательского проекта проблемные си­туации. Именно так строились регулярные научные семинары в рамках проекта «Таганрог», которыми руководил (1967) Б.А. Грушин. По существу они стали крупнейшей по тем временам мето­дической лабораторией в стране. Результаты ее деятельности, опубликованные в сборнике «47 пятниц», сыграли роль учебно­го пособия для целого поколения советских социологов.

Фокус-группа — самый популярный и любимый практикую­щими социологами метод сбора первичных данных. Любимый, но не единственный. Как бриллиант, он окружен другими каче­ственными методами, каждый из которых весьма хорош для ре­шаемых им задач.


·       Телефонное интервью.

Телефонное интервьюодна из форм опосредованного опро­са, получившая особенно широкое распространение в 2000-е гг. в крупных городах России, имеющих высокий уровень телефони­зации. Телефонный опрос — это специфический синтез анкети­рования и интервьюирования, используемый, как правило, в рам­ках одного города или иного населенного пункта.

Достоинства. Среди преимуществ телефонного опроса перед личным интервью специалисты называют следующие черты: опе­ративность (быстрое установление контакта с респондентом от­сутствие этапа размножения полевой документации и т.д); нали­чие контроля над  респондентом; минимальное влияние   интервьюера, хорошие возможности по обеспечению более адекватных ответов; низкая себестоимость; высокая степень конфиденциальности и, следовательно, искренности ответов (обеспечивающие в конечном итоге большую стандартизацию процесса сбора данных); стандартность в способе доставки данных, если интервьюер работает на компьютере.

Недостатки. Первый недостаток телефонного интервью - не возможность соблюсти репрезентативность выборки. Основой выборки в телефонном опросе служит телефонная книга, а сте­пень охвата населения напрямую зависит от уровня телефонизации страны. В России он ниже, в Западной Европе и США - выше, следовательно, во втором случае соблюсти репрезентативность легче, чем в первом. Проводить опросы населения, которые требуют построения репрезентативной выборки, методом телефонного интервью можно только в населенных пунктах (регионах) с уровнем телефонизации свыше 75%. В Москве и Петербурге не

менее 85% семей имеют телефоны, а в среднем по России, вероятно, менее 50%. Второй недостаток – неискренность ответов. Качество и достоверность сведений, собираемых по телефону, оказывается заметно ниже чем при  использовании других методов. Оказывается, телефонному респонденту легче не только отказаться от интервью, но и соврать. Таким образом, по степени искренности этот вид интервью серьезно отстает от всех прочих методов.


Заключение.

Метод интервью и по сей день продолжает оставаться одним из основных способов сбора информации. Предметные области, для изучения которых он использовался и используется, преследуемые при этом цели, контингент опрашиваемых – чрезвычайно многообразны. Наряду с широкой практикой использования этого метода, усилия множества научных коллективов были направлены на разработку эффективной методологии интервью и совершенствования процедур, техники и приемов интервьюирования.






















                                                                                                        












Список использованной литературы.

1.     В.И. Добреньков, А.И. Кравченко ''Методы социологического исследования''. М:.Инфра-М, 2004.

2.     С.С. Фролов ''Социология'' М:.Гароарики, 2000.

3.     В.А. Ядов ''Социологическое исследование: методология, программа, методы'' Издательство ''Самарский университет'', 1995.