Содержание
Введение. 3
Глава 1. Личность: понятие, структура, особенности. 5
1.1. Основные понятия и определения. 5
1.2. Психологическая структура личности. 9
Глава 2. Механизм и проблемы развития личности в научной психологии. 11
2.1. Личность и ее развитие. 11
2.2. Психологические проблемы развития личности. 33
2.2.1. Неврозы.. 33
2.2.2.. Комплекс неполноценности и жизненный стиль (по Адлеру) 35
2.2.3. Психологический рост (по Адлеру) 37
2.2.4. Жизненные сценарии в судьбе человека. 38
Заключение. 41
Список литературы.. 45
Введение
Проблема развития — одна из наиболее сложных и по сути постоянно актуальных в философии и социологии, биологии и педагогике. В психологии же проблема развития объективно выступает как кардинальная. И практически все работы, связанные с изучением детей, подростков, юношей (девушек), направлены не только на выявление конкретных закономерностей, определенных изменений на разных возрастных этапах, но и на раскрытие общих принципов развития. В то же время в психологии до сих пор остаются недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными процессуальные характеристики, структура, эволюционные формы изменений, психологические механизмы и движущие силы процесса развития как формы проявления генеральной линии прогресса в социальном становлении человека как личности.
Осмысление важности рассмотрения этих и многих других вопросов, в том числе и смысловых определений развития в системе психологических знаний, обусловило в последние шесть-семь лет повышенное внимание к их решению, что отразилось на появлении новых лабораторий, книг, направлений изучения (см. А.Г. Асмолов. Культурно-историческая... 1996; В.П. Зинченко. Проблемы психологии развития... 1991, 1992; М.К. Мамардашвили. Картезианское... 1993; Ф.Т. Михайлов. Общественное сознание... 1990; К.Н. Поливанова. Психологический анализ... 1994; Б.Д. Эльконин. Введение в психологию развития... 1994 и др.).
Проблема развития многие годы остается одной из основных в исследованиях, проводимых автором (см. Д.И. Фельдштейн, 1981, 1982, 1984, 1985, 1989, 1990, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999).
Целью данной работы является рассмотрение психологических проблем развития личности.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности формирования и становления личности, в частности: основные понятия и определения, психологическую структуру личности, особенности личностного развития
2. Рассмотреть генезис, развитие личности и психологические проблемы развития личности.
Глава 1. Личность: понятие, структура, особенности
1.1. Основные понятия и определения
Проблема личности одна из центральных в психологии, причем, по словам Н.А. Бердяева, “истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир”[11, с.14]. Важно принять и принять своеобразный принцип “непознаваемости до конца”, и данное положение особенно значимо в практике психологической помощи. Никто, даже сам человек не может полностью разобраться и понять свою личность. Такое состояние неопределенности и есть начало психологической помощи.
В то же время психологи, философы, исследователи других специальностей занимаются проблемой содержания понятия “личность”. Акцент этих исследований чаще всего делается на ее формировании и развитии. Известный философ М.М. Бахтин предполагал, что " подлинная жизнь личности совершается как бы в точке несовладания человека с самим собой, в точке выхода его за пределы всего, что он есть - как вещное бытие, которое можно подсмотреть, определить и предсказать помимо его воли, "заочно".
Подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она сама, ответно и свободно раскрывает себя"[4, с.255]. При диалоге человек как в зеркало, смотрит в окружающих людей, и, по их реакциям, часто неосознанно, получает сведения о собственной личности, осознает себя существующим, живущим. В обществе не принято делиться мнениями друг о друге в глаза, поэтому становление и развитие личности глубоко скрытый процесс и лишь психологическая помощь делает его явственным и открытым.
Социум, общество определяет "жизнь" личности наравне с ее природными особенностями. Биологическое (или натуральное) и культурное (или социальное) начала человека, как говорил Л.С. Выгодский, тесно связаны между собой и находятся в постоянном взаимовлиянии [20]. Их взаимосвязь и взаимозависимость опосредуется собственной активностью личности, что подчеркивал еще Н.А. Бердяев: "Существование человека не может быть объектом познания, оно субъект"[11, с.105].
Итак, возможно выделение двух аспектов, которые связаны с развитием личности – социальный, где личность выступает как объект общественных, социальных влияний и субъектный, соотносимый с активностью человека в преобразовании окружающей среды, в частности отношений в группе.
Прежде всего, следует ввести важные для анализа научно-психологические понятия: индивид, личность, индивидуальность, субъект. Первые три понятия можно кратко охарактеризовать таким выражением: индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
“Личность” - это понятие, обозначающее системное качество, формирующееся в онтогенезе в процессе социализации (совместной деятельности и общении с окружающими людьми, обучении и воспитании). Когда ребенок, будучи индивидом, усвоит основные социальные знания, нормы и ценности, позволяющие ему вести себя в социуме (обществе), ощущая полноценным и полноправным его членом, можно характеризовать его как личность.
Понятие “субъект” определяется как действующее существо, автор и хозяин своей активности. Личность, таким образом, это субъект социальных отношений и сознательной деятельности. “Человек, являющийся личностью, - писала выдающаяся советская психолог Л. И. Божович, - обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием”. Таким образом, “личность” - это категория, обозначающая особое качество человека и уровень развития его психики в онтогенезе, выражающие его возможность быть субъектом, способным адаптироваться к социальной по характеру действительности и преобразовывать ее и себя, как часть этой действительности.
Если человек проявляет себя, как субъект, такая его характеристика будет называться “субъектность”. Понятно, что субъектность личности, как способность быть субъектом, не всегда должна или может проявляться. Так, от маленького ребенка нельзя требовать способности руководить собой во всех жизненных ситуациях, но порой и взрослый человек не может адаптироваться к жизни, преобразовать сложившуюся ситуацию или совладать с собой. Чем неординарнее жизненные моменты, тем выше требование к субъектности. Чем более развит человек, тем стабильнее и типичнее для него такая характеристика.
Зрелую личность можно характеризовать через приобретенный комплекс свойств, таких как самостоятельность, ответственность, богатство интересов, высота ценностных ориентаций, социальная компетентность и т.п. Но важнее всего, то, что ее характеризует умение разрешать разнообразные жизненные проблемы и противоречия, используя для этого внешние условия и свои внутренние ресурсы и, проявляя при этом разнообразные стратегии совладания с действительностью и с собой, благодаря которым возможно преобразование человеком окружающей действительности и самого себя.
Личность активна в процессе своего формирования, а также в процессе проявления своей деятельности, своих поступков. Активность личности предоставляет ей возможность быть не только типичной, похожей на остальных людей, ведь она сформировалась, благодаря воздействию социального фактора, но и быть неповторимой, т.е. быть индивидуальностью. Таким образом, благодаря двум тенденциям в развитии личности: социализации (приобщению к социуму) и индивидуализации (выражению самости), - личностное проявление представляет собой сплав общего и особенного, типичного и уникального. Можно говорить о диалектике двух Я (образов Я) у каждого человека: общественного и индивидуального, несмотря на то, что оба они социальны, ведь человек – социальное существо, а не животное, проявляющее инстинкты.
В психологии существует традиционное и нетрадиционное понимание индивидуальности. Традиционное понимание сводится к признанию уникальности человека, личности. Индивидуальность проявляется в виде анатомо-физиологических, психофизиологических, психологических, социально-психологических различий между людьми. Например, особенными являются физические параметры и свойства нервной системы человека, его жизненный путь и опыт, притязания, привязанности и вкусы. Неповторимость личности может выражаться потребностями и мотивами, которые у нее возникают, рациональными, эмоциональными и смысловыми отношениями к действительности, которые у нее формируются, проявляться в ее чертах и способностях. Например, индивидуально-психологические особенности личности проявляются в ее характере, темпераменте, уровне ее зрелости.
В нетрадиционном понимании индивидуальности подчеркивается, что речь идет о личности “с большой буквы”. Такая индивидуальность выражается способностью к неординарному поведению в непредсказуемых, неизвестных ситуациях, т.е. к творческому отношению к действительности. В таких личностях общество нуждается, особенно, в кризисные периоды, когда не только необходимо найти выход из положения, предложив продуктивное решение в ситуации неочевидности, но и взять за него на себя ответственность.
Личность с ординарной индивидуальностью будет способствовать поддержанию типичных процессов в обществе, личность с неординарной индивидуальностью будет способствовать изменению общества, предотвращая в нем застой и энтропию.
Таким образом, можно предложить два понимания соотношения введенных понятий.
Человек рождается как индивид и становится человеком в процессе своего развития. В процессе развития он формируется в личность – это необходимое условие формирования человеческого в человеке. Каждого человека (но чаще пишут личность) отличают его темперамент, характер, способности (как различные по качеству его системные характеристики), а также другие индивидуальные особенности. В процессе жизнедеятельности человек одновременно и проявляет себя, и развивается как субъект.
Человек рождается человеком, но человеком, в собственном значении этого слова, не является, а лишь индивидом, имеющим физические и физиологические предпосылки для этого. Человеком он становится в процессе своего развития, проходя через такие этапы: вначале через формирование темперамента, затем характера, затем личности и индивидуальности. Каждая последующая стадия не в явном, а “в снятом” виде содержит в себе предыдущую. Т.е. когда формируется характер, он подчиняет себе проявления темперамента, последующее развитие человека в личность, в свою очередь, подчиняет характер и т.д. Все эти изменения в человеке возможны, благодаря тому, что он проявляет и развивает себя как субъект в различных видах жизнедеятельности в мире людей.
1.2. Психологическая структура личности
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.
В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго - определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.
Глава 2. Механизм и проблемы развития личности в научной психологии
2.1. Личность и ее развитие
Ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности уже на самых первых этапах. Главная из них - это опосредствованный характер связей ребенка с окружающим миром. Изначально прямые биологические связи ребенок - мать очень скоро опосредствуются предметами: мать кормит ребенка из чашки, надевает на него одежду и, занимая его, манипулирует игрушкой. Вместе с тем связи ребенка с вещами опосредствуются окружающими людьми: мать приближает ребенка к привлекающей его вещи, под- носит ее к нему или, может быть, отнимает у него. Словом, деятельность ребенка все более выступает как реализующая его связи с человеком через вещи, а связи с вещами - через человека.
Эта ситуация развития приводит к тому, что вещи открываются ребенку не только в их физических свойствах, но и в том особом качестве, которое они приобретают в человеческой деятельности - в своем функциональном значении (чашка - из чего пьют, стул - на чем сидят, часы - то, что носят на руке, и т.д.), а люди - как "повелители" этих вещей, от которых зависят его связи с ними. Предметная деятельность ребенка приобретает орудийную структуру, а общение становится речевым, опосредствованным языком.
В этой исходной ситуации развития ребенка и содержится зерно тех от- ношений, дальнейшее развертывание которых составляет цепь событий, ведущих к формированию его как личности. Первоначально отношения к миру вещей и к окружающим людям слиты для ребенка между собой, но дальше происходит их раздвоение, и они образуют разные, хотя и взаимосвязанные, линии развития, переходящие друг в друга.
В онтогенезе эти переходы выражаются в чередующихся сменах фаз: фаз преимущественно развития предметной (практической и познавательной) деятельности - фазами развития взаимоотношений с людьми, с обществом. Но такие же переходы характеризуют движение мотивов внутри каждой фазы. В результате и возникают те иерархические связи мотивов, которые образуют "узлы" личности.
Завязывание этих узлов представляет собой процесс скрытый и на разных этапах развития выражающийся по-разному. Выше я описывал одно из явлений, характеризующих механизм этого процесса на стадии, когда включение предметного действия ребенка в его отношение к отсутствующему в данный момент взрослому хотя и меняет смысл достигнутого результата, но само действие еще полностью остается "полевым". Как же происходят дальнейшие изменения? Факты, полученные в исследовании дошкольников разного возраста, показывают, что изменения эти подчиняются определенным правилам.
Одно из них состоит в том, что в ситуации разнонаправленой мотивации раньше возникает подчинение действия требованию человека, позже - объективным межпредметным связям. Другое открывшееся в опытах правило тоже выглядит несколько парадоксально: оказывается, что в условиях двояко мотивированной деятельности предметно-вещественный мотив способен выполнить функцию подчиняющего себе другой раньше, когда он дан ребенку в форме только представления, мысленно, и лишь позже - оставаясь в актуальном поле восприятия.
Хотя правила эти выражают генетическую последовательность, они имеют и общее значение. Дело в том, что при обострении ситуаций описанного типа возникает явление смещения (decalage), в результате которого обнажаются эти более простые управляющие отношения; известно, например, что подняться в атаку легче по прямому приказу командира, чем по самокоманде. Что же касается формы, в какой выступают мотивы, то в сложных обстоятельствах волевой деятельности очень ясно обнаруживается, что только идеальный мотив, т.е. мотив, лежащий вне векторов внешнего поля, способен подчинять себе действия с противоположно направленными внешними мотивами. Говоря фигурально, психологический механизм жизни-подвига можно искать в человеческом воображении.
Процесс формирования личности со стороны изменений, о которых идет речь, может быть представлен как развитие воли, и это не случайно. Без- вольное, импульсивное действие есть действие безличное, хотя о потере воли можно говорить только по отношению к личности (ведь нельзя потерять то, чего не имеешь). Поэтому авторы, которые считают волю важнейшей чертой личности, с эмпирической точки зрения правы154. Воля, однако, не является ни началом, ни даже "стержнем" личности, это лишь одно из ее выражений. Действительную основу личности составляет то особое строение целокупных деятельностей субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром.
Человек живет как бы во все более расширяющейся для него действительности. Вначале это узкий круг непосредственно окружающих его людей и предметов, взаимодействие с ними, чувственное их восприятие и усвоение известного о них, усвоение их значений. Но далее перед ним начинает открываться действительность, лежащая далеко за пределами его практической деятельности и прямого общения: раздвигаются границы познаваемого, представляемого им мира. Истинное "поле", которое определяет теперь его действия, есть не просто наличное, но существующее - существующее объективно или иногда только иллюзорно"
Знание субъектом этого существующего всегда опережает его превращение в определяющее его деятельность. Такое знание выполняет очень важную роль в формировании мотивов. На известном уровне развития мотивы сначала выступают как только "знаемые", как возможные, реально еще не побуждающие никаких действий. Для понимания процесса формирования личности нужно непременно это учитывать, хотя само по себе расширение знаний не является определяющим для него; поэтому-то, кстати говоря, воспитание личности и не может сводиться к обучению, к сообщению знаний.
Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Явления такого перерастания хорошо известны и постоянно описываются в литературе по возрастной психологии, хотя и в других терминах; они -то и образуют так называемые кризисы развития - кризис трех лет, семи лет, подросткового периода, как и гораздо меньше изученные кризисы зрелости. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов - новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в безличные операции.
Внутренние движущие силы этого процесса лежат в исходной двойственности связей субъекта с миром, в их двоякой опосредованности - предмет- ной деятельностью и общением. Ее развертывание порождает не только двойственность мотивации действий, но благодаря этому также и соподчинения их, зависящие от открывающихся перед субъектом объективных отношений, в которые он вступает. Развитие и умножение этих особых по своей природе соподчинений, возникающих только в условиях жизни человека в обществе, занимает длительный период, который может быть назван этапом стихийного, не направляемого самосознанием складывающейся личности. На этом этапе, продолжающемся вплоть до подросткового возраста, процесс формирования личности, однако, не заканчивается, он только подготавливает рождение сознающей себя личности.
В педагогической и психологической литературе постоянно указывается то младший дошкольный, то подростковый возраст как переломные в этом отношении. Личность действительно рождается дважды: первый раз - когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий (вспомним феномен "горькой конфеты" и подобные ему), второй раз - когда возникает его сознательная личность. В последнем случае имеется в виду какая-то особая перестройка сознания. Возникает задача - понять необходимость этой перестройки и то, в чем именно она состоит.
Эту необходимость создает то обстоятельство, что, чем более расширяются связи субъекта с миром, тем более они перекрещиваются между собой. Его действия, реализующие одну его деятельность, одно отношение, объективно оказываются реализующими и какое-то другое его отношение. Возможное несовпадение или противоречие их не создает, однако, альтернатив, которые решаются просто "арифметикой мотивов". Реальная психологическая ситуация, порождаемая перекрещивающимися связями субъекта с миром, в которые независимо от него вовлекаются каждое его действие и каждый акт его общения с другими людьми, требует от него ориентировки в системе этих связей. Иными словами, психическое отражение, сознание уже не может оставаться ориентирующим лишь те или иные действия субъекта, оно должно также активно отражать иерархию их связей, процесс происходящего подчинения и переподчинения их мотивов. А это требует особого внутреннего движения сознания.
Конечно, формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Поэтому, прослеживая последовательное его течение, мы замечаем лишь отдельные сдвиги. Но если взглянуть на него как бы с некоторого удалении, то переход, знаменующий собой подлинное рождение личности, выступает как событие, изменяющее ход всего последующего психического развития.
Существуют многие явления, которые отмечают этот переход. Прежде всего - это перестройка сферы отношений к другим людям, к обществу. Если на предшествующих стадиях общество открывается в расширяющихся общениях с окружающими и поэтому преимущественно в своих персонифицированных формах, то теперь это положение оборачивается: окружающие люди все более начинают выступать через объективные общественные отношения. Переход, о котором идет речь, и начинает собой изменения, определяющие главное в развитии личности, в ее судьбе. Необходимость для субъекта ориентироваться в расширяющейся системе его связей с миром раскрывается теперь в новом своем значении: как по- рождающая процесс развертывания общественной сущности субъекта. Во всей своей полноте это развертывание составляет перспективу исторического процесса. Применительно же к формированию личности на том или ином этапе развития общества и в зависимости от места, занимаемого индивидом в системе наличных общественных отношений, перспектива эта выступает лишь как эвентуально содержащая в себе идеальную "конечную точку".
Одно из изменений, за которым скрывается новая перестройка иерархии мотивов, проявляется в утрате самоценности для подростка отношений в интимном круге его общения. Так, требования, идущие со стороны даже самых близких взрослых, сохраняют теперь свою смыслообразующую функцию лишь при условии, что они включены в более широкую социальную мотивационную сферу, в противном случае они вызывают явление "психологического бунтарства". Это вхождение подростка в более широкий круг общения вовсе, однако, не значит, что интимное, личностное как бы отходит теперь на второй план. Напротив, именно в этот период и именно поэтому происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфидентностью; меняется содержанием писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, и в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.
Еще более глубокие изменения отмечают последующие уровни развития, включительно до уровня, на котором личностный смысл приобретает сама система объективных общественных отношений, ее выражения. Конечно, явления, возникающие на этом уровне, еще более сложны и могут быть по-настоящему трагическими, но и здесь происходит то же самое: чем более открывается для личности общество, тем более наполненным становится его внутренний мир.
Процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым. Он дает сильные смещения по абсциссе возраста, а иногда вызывает социальную деградацию личности. Главное - он протекает совершенно по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности индивида к той или иной социальной среде. Он особенно драматичен в условиях классового общества с его неизбежными отчуждениями и парциализацией личности, с его альтернативами между подчинением и господством. Само собой разумеется, что конкретные жизненные обстоятельства накладывают свою печать на ход развития личности и в социалистическом обществе. Уничтожение объективных условий, образующих преграду для возвращения человеку его действительной сущности - для всестороннего и гармонического его личности, делает эту перспективу впервые реальной, но вовсе не перестраивает личность автоматически. Фундаментальное изменение состоит в другом, в том, что возникает новое движение: борьба общества за человеческую личность. Когда мы говорим: "Во имя человека, для чело века" - это означает не просто для его потребления, это - для его личности, хотя при этом, конечно, подразумевается, что человек должен быть обеспечен и материальными благами, и духовной пищей.
Если снова вернуться к явлениям, отличающим переход от периода подготовления личности к периоду ее развития, то следует указать еще одну происходящую трансформацию. Это трансформация выражения классовых особенностей личности, а говоря шире - особенностей, зависящих от социально дифференциации общества. Классовая принадлежность субъекта уже с самого начала обусловливает развитие его связей с окружающим миром, большую или меньшую широту его практической деятельности, его общений, его знаний и усваиваемых норм поведения. Все это и составляет те приобретения, из которых складывается личность на этапе ее первоначального формирования.
Можно ли и нужно ли говорить применительно к этому о классовом характере личности? Да, если иметь в виду то, что ребенок перенимает из окружения; нет, потому что на этом этапе он является лишь объектом, если можно так выразиться, своего класса, социальной группы. Дальнейший же переворот состоит в том, что он становится их субъектом. Теперь, и только теперь, его личность начинает формироваться как классовая в ином, собственном значении слова: сначала, может быть, безотчетно, потом сознавая это, но он рано или поздно неизбежно занимает свою позицию - более активную или менее активную, решительную или колеблющуюся. Поэтому в условиях классовых конфронтаций он не просто "оказывается", а сам встает по ту или другую сторону баррикад.
Оказывается другое, а именно, что на каждом повороте жизненного пути ему нужно от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе, и все это нужно делать, а не только "подвергаться влияниям среды".
Наконец, на том же рубеже происходит еще одно изменение, тоже меняющее самый "механизм" формирования личности. Выше я говорил о все более расширяющейся действительности, которая существует для субъекта актуально. Но она существует также во времени - в форме его прошлого и в форме предвидимого им будущего. Конечно, прежде всего имеется в виду первое - индивидуальный опыт субъекта, функцией которого якобы и является его личность. И это снова воскрешает формулу о личности как о продукте врожденных свойств и приобретенного опыта. На ранних этапах развития формула эта еще может казаться правдоподобной, особенно если ее не упрощать и учитывать всю сложность механизмов формирования опыта. Однако в условиях происходящей иерархизации мотивов она все более утрачивает свое значение, а на уровне личности как бы опрокидывается.
Дело в том, что на этом уровне прошлые впечатления, события и собственные действия субъекта отнюдь не выступают для него как покоящиеся пласты его опыта. Они становятся предметом его отношения, его действий и потому меняют свой вклад в личность. Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла и превращается в простое условие и способы его деятельности - сложившиеся способности, умения, стереотипы поведения; другое открывается ему в совсем новом свете и приобретает прежде не увиденное им значение; наконец, что-то из прошлого активно отвергается субъектом, психологически перестает существовать для него, хотя и остается на складах его памяти. Эти изменения происходят постоянно, но они могут и концентрироваться, создавая нравственные переломы. Возникающая переоценка прежнего, установившегося в жизни, приводит к тому, что чело- век сбрасывает с себя груз своей биографии. Разве не свидетельствует это о том, что вклады прошлого опыта в личность стали зависимыми от самой личности, стали ее функцией?
Это оказывается возможным благодаря возникшему новому внутреннему движению в системе индивидуального сознания, которое можно образно назвать движением "по вертикали". Не следует только думать, что перевороты в прошлом личности производятся сознанием, сознание не производит, а опосредствует их; производятся же они действиями субъекта, иногда даже внешними - разрывами прежний общений, переменой профессии, практическим вхождением в новые обстоятельства. Прекрасно описано у Макаренко: старая одежда принимаемых в колонию беспризорников публично сжигается ими на костре.
Вопреки своей распространенности, взгляд на личность как на продукт биографии человека является неудовлетворительным, оправдывающим фаталистическое понимание его судьбы (обыватель так и думает: ребенок украл, - значит, станет вором!). Взгляд этот, конечно, допускает возможность изменить что-то в человеке, но только ценой внешнего вмешательства, силой своей перевешивающего сложившееся в его опыте. Это - концепция примата кары, а не раскаяния, награды, а не действий, которые она венчает. Упускается главный психологический факт, а именно, что человек вступает в отношение к своему прошлому, которое по-разному входит в наличное для него - в память его личности. Толстой советовал: замечай, что помнишь, что не помнишь; по этим признакам узнаешь сам себя.
Неверен этот взгляд еще и потому, что расширение действительности для человека происходит не только в направлении прошлого, но и в направлении будущего. Как и прошлое, будущее составляет наличное в личности. Открывшаяся человеку жизненная перспектива есть не просто продукт "опережающего отражения", а его достояние. В этом сила и правда того, что писал Макаренко о воспитательном значении ближних и дальних перспектив. То же и для взрослых. Вот какую притчу я однажды услышал на Урале от старика ко- нюха: когда лошадь на трудной дороге начинает спотыкаться, то нужно не нахлестывать ее, а поднять ей голову повыше, чтобы дальше видела перед собой.
Личность создается объективными обстоятельствами, но не иначе как через целокупность его деятельности, осуществляющей его отношения к миру. Ее особенности и образуют то, что определяет тип личности. Хотя вопросы дифференциальной психологии не входят в мою задачу, анализ формирования личности тем не менее приводит к проблеме общего подхода в исследовании этих вопросов.
Первое основание личности, которое не может игнорировать никакая дифференциально-психологическая концепция, есть богатство связей индивида с миром. Это богатство и отличает человека, жизнь которого охватывает обширный круг разнообразной деятельности, от того берлинского учителя, "мир которого простирается от Маобита до Кепеника и наглухо заколочен за Гамбургскими воротами, отношения которого к этому миру сведены до минимума его жалким положением в жизни". Само собою разумеется, что речь идет о действительных, а не об отчужденных от человека отношениях, которые противостоят ему и подчиняют его себе. Психологически мы выражаем эти действительные отношения через понятие деятельности, ее смыслообразующих мотивов, а не на языке стимулов и выполняемых операций. К этому нужно прибавить, что деятельности, составляющие основания личности, включают в себя также и деятельности теоретические и что в ходе развития круг их способен не только расширяться, но и оскудевать; в эмпирической психологии это называется "сужением интересов". Одни люди этого оскудения не замечают, другие, подобно Дарвину, жалуется на это как на беду.
Различия, которые здесь существуют, являются не только количественны- ми, выражающими меру широты открывшегося человеку мира в пространстве и времени - в его прошлом и будущем. За ними лежат различия в содержании тех предметных и социальных отношений, которые заданы объективными условиями эпохи, нации, класса. Поэтому подход к типологии личностей, даже если она учитывает только один этот параметр, как теперь принято говорить, не может не быть конкретно-историческим. Но психологический анализ не останавливается на этом, ибо связи личности с миром могут быть как беднее тех, что задаются объективными условиями, так и намного превосходить их.
Другой, и притом важнейший, параметр личности есть степень иерархизированности деятельностей, их мотивов. Степень эта бывает очень разной, независимо от того, узко или широко основание личности, образуемое его связями с окружающим.Иерархии мотивов существуют всегда, на всех уровнях развития. Они-то и образуют относительно самостоятельные единицы жизни личности, которые могут быть менее крупными или более крупными, или более крупными, разъединенными между собой или входящими в единую мотивационную сферу. Разъединенность этих, иерархизированных внутри себя, единиц жизни создает психологический облик человека, живущего отрывочно - то в одном "поле", то в другом. Напротив, более высокая степень иерархизации мотивов выражается в том, что свои действия человек как бы примеривает к главному для него мотиву-цели, и тогда может оказаться, что од- ни стоят в противоречии с этим мотивом, другие прямо отвечают ему, а не- которые уводят в сторону от него.
Когда имеют в виду главный мотив, побуждающий человека, то обычно говорят о жизненной цели. Всегда ли, однако, этот мотив адекватно открывается сознанию? С порога ответить на этот вопрос нельзя, потому что его осознание в форме понятия, идеи происходит не само собою, а в том движении индивидуального сознания, в результате которого субъект только и способен преломить свое внутреннее через систему усваиваемых им значений, понятий. Об этом уже говорилось, как и о той борьбе, которая ведется в обществе за сознание человека.
Мотивационная сфера человека даже в наивысшем ее развитии никогда не напоминает застывшую пирамиду. Она может быть сдвинута, эксцентрична по отношению к актуальному пространству исторической действительности, и тогда мы говорим об односторонности личности. Она может сложиться, наоборот, как многосторонняя, включающая широкий круг отношений. Но и в том, и в другом случае она необходимо отражает объективное несовпадение этих отношений, противоречия между ними, смену места, которое они в ней занимают. Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. Речь идет о том, что неполно описывается как "направленность личности", неполно потому, что даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни она не может оставаться единственной. Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает и не поглощает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы. Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной, как и та объективная системаксиологических понятий, характеризующая идеологию данного общества, данного класса, социального слоя, которая коммуницируется и усваивается (или отвергается) человеком.
Внутренние соотношения главных мотивационных линий в целокупности деятельностей человека образуют как бы общий "психологический профиль" личности. Порой он складывается как уплощенный, лишенный настоящих вершин, тогда малое в жизни человек принимает за великое, а великого не видит совсем. Такая нищета личности может при определенных социальных условиях сочетаться с удовлетворением как угодно широкого круга повседневных потребностей. В этом, кстати сказать, заключается та психологическая угроза, которую несет личности человека современное общество потребления.
Иная структура психологического профиля личности создается рядоположенностью жизненных мотивов, часто сочетающейся с возникновением мнимых вершин, образуемых только "знаемыми мотивами" - стереотипами идеалов, лишенных личностного смысла. Однако такая структура является преходящей: сначала рядоположенные линии разных жизненных отношений вступают затем во внутренние связи. Это происходит неизбежно, но не само собой, а в результате той внутренней работы, о которой я говорил выше и которая выступает в форме особого движения сознания.
Многообразные отношении, в которые человек вступает к действительности, являются объективно противоречивыми. Их противоречия и порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности. Так, исторически возникшее отделение внутренней теоретической деятельности от практической порождает не только односторонность развития личности, но может вести к психологическому разладу, к расщеплению личности на две посторонние друг другу сферы - сферу ее проявлений в реальной жизни и сферу ее проявлений в жизни, которая существует только иллюзорно, только в аутистическом мышлении. Нельзя описать такой разлад психологически более проникновенно, чем это сделал Достоевский: от жалкого существования, заполненного бессмысленными делами, его герой уходит в жизнь воображения, в мечты; перед нами как бы две личности, одна - личность человека униженно-робкого, чудака, забившегося в свою нору, другая - личность романтическая и даже героическая, открытая всем жизненным радостям. И все-таки это жизнь одного и того же чело- века, поэтому неотвратимо наступает момент, когда мечты рассеиваются, приходят годы угрюмого одиночества, тоски и уныния.
Личность героя "Белых ночей" - явление особенное, даже исключи- тельное. Но через эту исключительность проступает общая психологическая правда. Правда эта состоит в том, что структура личности не сводится ни к богатству связей человека с миром, ни к степени их иерархизированности, что ее характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними. Иногда эта борьба проходит во внешне неприметных, обыденно драматических, так сказать, формах и не нарушает гармоничности личности, ее развития; ведь гармоническая личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы. Однако иногда эта внутренняя борьба становится главным, что определяет весь облик человека - такова структура трагической личности. Итак, теоретический анализ позволяет выделить по меньшей мере три основных параметра личности: широту связей человека с миром, степень их иерархизированности и общую их структуру. Конечно, эти параметры еще не дают дифференциально-психологической типологии, они способны служить не более чем скелетной схемой, которая еще должна быть наполнена живым конкретно-историческим содержанием. Но это задача специальных исследований. Не произойдет ли, однако, при этом подмена психологии социологией, не утратится ли "психологическое" в личности?
Вопрос этот возникает вследствие того, что подход, о котором идет речь, отличается от привычного в психологии личности антропологизма (или культур - антропологизма), рассматривающего личность как индивида, обладающего психофизиологическими и психологическими особенностями, измененными в процессе его адаптации к социальной среде. Он, напротив, требует рассматривать личность как новое качество, порождаемое движением системы объективных общественных отношений, в которое вовлекается его деятельность. Личность, таким образом, перестает казаться результатом прямого наслаивания внешних влияний; она выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Он утверждает ее и в повседневных делах и общениях, и в людях, которым он передает частицу себя, и на баррикадах классовых боев, и на полях сражений за Родину, порою сознательно утверждая ее даже ценой своей физической жизни.
Что же касается таких психологических "подструктур личности", как темперамент, потребности и влечения, эмоциональные переживания и интересы, установки, навыки и привычки, нравственные черты и т.д., то они, разумеется, отнюдь не исчезают. Они только иначе открывают себя: одни - в виде условий, другие - в своих порождениях и трансформациях, в сменах своего места в личности, происходящих в процессе ее развития.
Так, особенности нервной системы, бесспорно, представляют собой индивидуальные и к тому же весьма устойчивые черты, черты эти, однако, отнюдь не являются образующими человеческую личность. В своих действиях человек сознательно или бессознательно считается с чертами своей конституции, так же как он считается с внешними условиями своих действий и с наличными у него средствами их осуществления. Характеризуя человека в качестве природного существа, они, однако, не могут играть роль тех сил, которые определяют складывающуюся у него мотивацию деятельности и целеобразование. Единственно, пожалуй, реальная, хотя и вторично возникающая здесь, проблема психологии личности - это проблема формирования действий субъекта, направленных на свои собственные врожденные или приобретенные особенности, которые прямо не входят в психологическую характеристику его личностной сферы.
Тем менее могут рассматриваться как подструктуры, факторы или "модусы" личности потребности и установки. Так они выступают только в абстракции от деятельности субъекта, в которой происходят их метаморфозы; но не эти метаморфозы создают личность; наоборот, они сами порождаются движением развития личности. Это движение подчиняется той же формуле, которая описывает преобразование человеческих потребностей. Она начинается с того, что субъект действует ради поддержания своего существования; оно приводит к тому, что субъект поддерживает свое существование ради того, чтобы действовать - делать дело своей жизни, осуществлять свое человеческое назначение. Переворот этот, завершая этап становления личности, вместе с тем открывает неограниченные перспективы ее развития.
Предметно-вещественные "потребности для себя" насыщаемы, и их удовлетворение ведет к тому, что они низводятся до уровня условий жизни, которые тем меньше замечаются человеком, чем привычнее они становятся. Поэтому личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ.
Б.Г. Ананьев подчеркивал, что по мере формирования и развития личности, растет ее активность в сохранении и преобразовании собственного статуса. Развитая и зрелая личность достаточно успешна в социуме, ее заметно в ситуации взаимодействия с окружающими, она умеет конструктивно влиять, разрешать конфликты, принимать и выполнять решения, как в отношении себя, так и окружающих.
Е.С. Кузьмин ясно определил социальный аспект, как сложную цепь взаимосвязей между макросредой, микросредой и личностью, что составляет важную личностную характеристику, своего рода "механизм" социального развития человека, создания собственной среды, образа жизни. В психологической литературе такие взаимосвязи получили название “социальной ситуации развития”, она уникальна для каждой личности и является одним из источников ее роста, в силу своей динамичности. Потенциал социальной ситуации связан с постоянно меняющейся окружающей средой, течением времени, изменением пространства самопроизвольно и в связи с влиянием других людей.
Формируются, по мнению Г.М. Андреевой, социально-психологические качества личности, " качества, которые складываются в совместной деятельности с другими людьми, а так же в общении с ними. Они непосредственно проявляются в общей деятельности, обусловливают эффективность личности в группе. Эффективность определяется тем, насколько личность умеет взаимодействовать с другими, сотрудничать с ними, участвовать в принятии коллективного решения, разрешать конфликты и т.д."[6, с.375].
Социально-психологические качества личности, согласно Е.С. Кузьмина, описывают меру ее развития, как приближения реального поведения к социально-типичному, идеальному. Е.С. Кузьмин дает определение личности в этом значении: "В идеальном социально-психологическом смысле личность есть всесторонне и гармонично развитая, уравновешенная с обществом, с ближайшим окружением, с самой собой система, способная решать общественные, профессиональные и личные задачи наилучшим образом"[45]. В оказании психологической помощи такое понимание личности помогает четко поставить цель и определить конечный результат деятельности. Каждому известно, насколько трудно достичь равновесия в восприятии и понимании окружающего мира и отношений в нем. Субъективность человека, основанная на его активности, часто является причиной дисбаланса в переживании личностных проблем, непроизвольно выделяется из среды (окружающего или внутреннего мира) и определяется как значимый, раздражитель, не соответствующий ожиданиям человека, мешающий ему реализоваться. В сознании подобный раздражитель идентифицируется как проблема. В процессе помощи мы переоцениваем проблемную ситуацию, видим в ней новые качества, что помогает нам найти себя, свою активность, в новых условиях.
Подводя своеобразный итог, можно привести слова Б.Г. Ананьева, о том, что “формирование личностных качеств происходит в общении, поскольку в нем имеется процесс познания человека человеком, и одновременно познание каждого из участников самих себя, переживаний, вызываемых ими друг у друга. Общение является средством формирования у человека отношения к другим людям и к самому себе... Общественные отношения... создают тип личных отношений общения. На основе этих индивидуальных отношений и формируются... коммуникативные черты характера”[5,с.65].
Выделяя общение из всех видов деятельности человека, Б.Г. Ананьев подчеркивает, что особой и главной его характеристикой является то, что с его помощью человек строит свои отношения с другими людьми. Он пишет: “Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью которых опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах”[4,с.315]. Он всегда подчеркивал, что общение – главное условие познания людьми действительности, формирования у них эмоционального отклика на эту действительность и основанного на этом познании и эмоциональном отношении поведения в этой действительности.
Деятельность – форма активности человека, взаимодействие его с окружающей средой, в которой он достигает сознательно поставленных целей. Личностный компонент и является целью, которую задает личность во взаимодействии с социальным миром, миром людей. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, “ценность деятельности для личности связана, прежде всего, с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества”[2, с.152]. Определяя свои цели, человек находит себя в любой ситуации и ограничения, неприемлемость для него окружающих людей и событий, связана с потерей цели, отсутствием личностного смысла. В процессе психологической помощи личность занимается поисками смысла, переоценивая значимые и незначимые компоненты ситуации, находя новые значения старых событий, расширяя свои возможности в восприятии и понимании окружающего. Важным моментом этого процесса является самостоятельность личности, подтверждают эту мысль и Л.И. Анциферова, и Э. Ильенков. “Человек как личность”- подчеркивает Л.И. Анциферова - “всегда сам, самостоятельно прокладывает свой жизненный уникальный путь”[7, с.4]. Э. Ильенков считает, что личность умеет “самостоятельно определять путь своей жизни, свое место в ней, свое дело, интересное и важное для всех, в том числе и для нее самой” [26, с.237].
Следует так же заметить, что аспект саморазвития обязательно входит в целостную систему личности и является определяющим ее признаком, наряду с другими. Так, В.С. Мерлин определяет признаки личности как, во-первых, в личность входит большое количество психических свойств и определяется она большим количеством многообразных условий; во-вторых, личность характеризует человека, как субъекта, преобразующего действительность, поэтому система ее психических свойств является саморегулирующейся; в-третьих, личность – система саморазвивающаяся, при этом развитие определяется не только внешними условиями, но и ее свойствами и закономерностями [9]. Личность в жизни, и в частности, в процессе психологической помощи выступает сложной, самоорганизующейся и саморегулирующейся системой, социум вмешивается в ее суть, с целью перестроить, изменить ее содержание, а она сопротивляется вторжению, либо принимает его и изменяется, перестраивает свои компоненты в соответствии с требованиями окружающей среды и людей. Интересен момент устойчивости и изменчивости личности. Личность не может меняться полностью, иначе она исчезнет без следа. Стабильные структуры личности, по мнению многих психологов, складываются еще в 3-5 летнем возрасте. Что же меняется во взаимодействии личности со средой? Несомненно, изменения, динамика связана с особенностями эмоциональных и рациональных отношений личности к воздействиям среды. Рациональная, интеллектуальная часть отношений приносит в них элемент стабильности, а эмоциональная – элемент изменчивости.
Во взрослом возрасте такая изменчивость, возможно, связана с развитием диспозиционно-установочных структур личности, категориального аппарата мышления, методологии решения проблем, возникающих в общественной, профессиональной и личной жизни взрослого человека[46].
Есть в психологической науке и взгляды исследователей, которые ставят на первое место активность человека в деятельности, как основной внутренний фактор развития личности.
Так Е.Н. Волкова предлагает рассматривать профессиональные особенности человека с позиции анализа его субъектности. "Под субъектностью понимается отношение человека к себе как к деятелю. Атрибутивными характеристиками субъектности являются активность, связанная со способностью к целеполаганию, возможность свободы выбора и ответственность за него, уникальность. Формирование субъектности человека происходит в условиях саморазвития. При этом субъектность является интегративной характеристикой, содержательные и эмоциональные аспекты субъектности составляют единое целое. В структуру субъектности входят осознаваемые и неосознанные компоненты"[19, с.53]. Индивидуальные варианты развития субъектности, по мнению Е.Н. Волковой, могут служить основанием для психологической помощи, профессиональной и социальной.
Субъектность – категория, появившаяся в психологической науке относительно недавно и связанная с пониманием индивидуального пути человека, развития и изменения его личности. Она, как уже отмечалось, имеет внешние и внутренние характеристики, связана со статусом личности в группе, типом общения и структурой взаимоотношений. По мнению В.А. Якунина именно ими определяются общегрупповые успехи и индивидуальные достижения человека. Предполагается, что социально-психологический статус выступает одновременно и в качестве результата влияния различных внешних и субъективных факторов, и в качестве условия дальнейшего становления и развития человека как личности и субъекта деятельности [86].
Заслуживает особого внимания аспект психологической помощи, связанный с развитием различных типов отношений. Именно он послужил основой для разработки позиции НИ психоневрологического института им. В.Л. Бехтерева в вопросах организации психотерапии.
По мнению Б.Д. Карвасарского "личность проявляется в различных областях отношений – это, прежде всего, социальные отношения и взаимоотношения; отношения в семье, на производстве и пр. В структуре отношений особенно важным являются отношение человека к себе. Значимость последнего определяется тем, что отношение к себе является одним из компонентов самосознания. Именно отношение к себе, будучи наиболее поздним и зависимым от всех остальных, завершает становление системы отношений личности и обеспечивает ее целостность.
При исследовании проблем нормального и патологического формирования личности особенно важно понятие значимых отношений личности, столкновение которых с несовместимой с ними жизненной ситуацией может служить источником нервно-психического напряжения.
В условиях, когда отношения личности приобретают особую устойчивость, выраженность, большую значимость, они становятся характерными для личности и, в этом смысле, превращаются в черты характера, оставаясь отношениями"[34, с.52].
Г.Л. Исурина, ссылаясь на взгляды Лазурского А..Р., Рубинштейна С.Л., Мясищева В.Н., Мерлина В.С., Смирнова А..А., Ананьева Б.Г. и др. пишет, что формирование и развитие личности идет через систему ее отношений. Психологическая категория отношения понимается при этом как внутренне субъективные отношения, являющиеся отражением объективных общественных отношений и формирующиеся под их влиянием, и влиянием самых разнообразных микросоциальных воздействий на основе психических свойств человека как индивида[29].
Противоречия между объективными общественными и субъективными внутриличностными отношениями человека являются движущей силой его социального изменения и развития. Так Г.А.. Попов предполагает, что в процессе жизненного пути человека одним из существенных противоречий может стать расхождение между тем, что ему удается осуществить в реальной действительности и тем, что лежит в сфере его возможностей в идеале. В широком смысле это противоречие можно рассматривать как противоречие между личностной ограниченностью каждого отдельного индивида и универсальными возможностями родовой сущности человека вообще, на личностном уровне данное противоречие воспринимается как расхождение между сущим и должным, между “Я” - реальным и “Я” - идеальным. Оно является одним из важнейших условий личностного развития[61].
Хочется остановиться на эмоциональном, чувственном компоненте отношений, очень подробно рассмотренном Ф.Е. Василюком, через ценность переживаний как механизма развития и изменения личности. Он пишет, что человек сам и только сам может пережить события, обстоятельства, изменения в своей жизни, породившие кризис. Переживаний нельзя избежать и отказаться от них, избегание переживаний, также как избегание своего тела – попробуйте отказаться от руки или от ноги. Переживание требует времени и мужества принятия, если мы в силах пережить, прожить свое переживание, то мы изменяемся. Непрожитое же переживание “застревает” в личности человека, вызывает постоянное возвращение в травмирующую ситуацию, энергия эмоций, которая могла бы пойти на освоение нового в окружающем мире, скапливается и создает своеобразный фильтр. Через него человек видит окружающих извращенно, с точки зрения своего “застрявшего”, сохраняющегося переживания.
Но процессом переживания можно управлять: стимулировать его, организовывать, направлять, стремясь к тому, чтобы этот процесс в идеале вел к росту и совершенствованию личности [18]. По большому счету, можно сказать, что в психологической помощи человек проживает собственный травматический опыт, делясь им с окружающими, и избавляется, “утилизирует” его. Но об этом мы неоднократно будем говорить далее.
В основе целостной психологической помощи лежит модель личности, которую каждый из нас строит. Модель описывает нашего знакомого с точки зрения основных поведенческих реакций и включает наши гипотезы относительно его мыслей и чувств. Она позволяет выявить тип проблем, выбрать адекватный им метод психологической помощи. Основная цель ее – осознание личностью своих проблем и попытка самостоятельного их решения.
Личность описывается структурно-уровнево:
1. Уровень "Эго-личности". Основной мотив и направленность - получение удовольствия любой ценой.
2. Фрустрированная личность. Основной мотив – страх себя и Мира в незнакомых ранее проявлениях.
З. Социальный индивид. Основной мотив – стремление к власти.
4. Социальный "коллективист". Основной мотив – страх остаться один на один с самим собой и окружающим социумом.
5. Индивидуальность, целостная личность. Основной мотив – не идентифицировать себя полностью ни с кем и ни с чем.
6.Ответственная, нравственная личность. Основной мотив – гуманистическая направленность и развитый альтруизм.
Все уровни представляют собой пути личностного роста и изменения [41]. Они связаны между собой и проникают друг в друга. Путь личностных изменений в психологической помощи, как видно из модели, лежит от удовольствия для себя к удовольствию для другого, от эгоцентризма и индивидуализации к интеграции. Другими словами основная функция социальной психологической помощи – интеграция в общество его членов, построение здорового, социума, в котором большинство его участников могут найти себя, реализовать свои желания.
2.2. Психологические проблемы развития личности
2.2.1. Неврозы
Невроз - приобретенное функциональное заболевание нервной системы, при котором происходит "срыв" деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения. Невроз является следствием неудач, фрустрацией и межличностных столкновений и в то же время нередко служит их причиной. Так что получается порочный круг: конфликты приводят к невротизации, а она, в свою очередь, провоцирует новые конфликты. Кратковременные невротические состояния, проходящие со временем сами собой, без лечения, наблюдаются в тот или иной период жизни практически у любого человека. Более глубокие нарушения, требующие врачебного вмешательства, отмечаются примерно у 30% населения, причем этот показатель быстро растет во всех развитых странах.
Причины неврозов кроются в самых разнообразных психотравмирующих ситуациях, в остром или хроническом эмоциональном стрессе. И в зависимости от предрасполагающего фона болезнь может проявляться различными симптомами. Неврозы делят натри основных вида: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний. Каждый из них возникает у людей с определенным типом высшей нервной деятельности, при конкретных ошибках в их воспитании и типичных неблагоприятных жизненных ситуациях. Так, люди "художественного типа", очень эмоционально воспринимающие действительность, более склонных к истерии; "мыслительного типа" - к неврозу навязчивых состояний, а среднее между ними (их большинство) - к неврастении.
Неврастения (лат. - "нервная слабость") - самая частая расплата за неумение преодолевать барьеры общения, и она сама создает новые трудности в межличностных отношениях. Больных неврастенией беспокоит раздражительность по самым незначительным поводам. Им трудно сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляются головные боли, сердечные боли, нарушаются функции желудка, появляется бессонница, расстраивается половая функция, снижается острота сексуальных ощущений.
Истерия - наблюдается чаще у женщин. Они подчас представляют себя тяжелобольными, несчастными, "непонятыми натурами" и глубоко вживаются в созданный ими образ. Иногда достаточно случайной неприятной мелкой семейной ссоры, незначительного служебного конфликта, чтобы больной начал горько рыдать, проклинать все и всех, угрожать покончить собой. Истерическая реакция начинается обычно тогда, когда больному необходимо добиться чего-либо от окружающих, или наоборот, избавиться от их якобы несправедливых или попросту нежелательных требований. Эти реакции могут проявляться безудержными слезами, обмороками, жалобами на головокружение и тошноту, рвотой, судорожными сведениями пальцев рук, а в целом - симптомами почти любой болезни, известной данному человеку, может возникнуть мнимый паралич, глухота, исчезнет голос. Но при всем этом истерический приступ нельзя считать симуляцией, он чаще всего возникает помимо желания человека и заставляет сильно физически и морально страдать его самого. Избалованность, капризность, чрезмерно высокое самомнение и завышенные притязания, неприятие даже самой слабой критики в свой адрес - такие особенности характера человека провоцируют развитие истерии.
Невроз навязчивых состояний (психастения) - появляются стойкие тревожные мысли, страхи, например, "заразиться болезнью", потерять близкого человека, покраснеть при беседе, остаться одному в помещении, и т.п. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасений, но не может от них избавиться.
2.2.2.. Комплекс неполноценности и жизненный стиль (по Адлеру)
Термин "комплекс неполноценности" ввел психолог А. Адлер. Он полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей.
Сильное чувство неполноценности, или "комплекс неполноценности", может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, "стать таким же сильным или даже сильнее других", стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей.
По Адлеру, борьба за личное превосходство, за господство над другими (что проявляется в жажде власти и агрессии) - это невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Оно не может принести признания и удовлетворения личности, которая ищет его таким образом.
Каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели служат защитой против чувства бессилия, мостом между неудовлетворяющим настоящим и ярким, совершенным будущим. Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели - амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это "вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека".
Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно - они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу - это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Адлер подчеркивает, что люди не беспомощные пешки в руках внешних сил. Человек формирует свою личность. "Каждый индивидуум представляет единство личности и индивидуального формирования этой личности. Индивидуум - и картина, и художник. Он - художник своей собственной личности". Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, стараясь внести свой вклад в общее дело, человек может преодолеть чувство неполноценности. Он писал, что люди, внесшие наиболее ценный вклад в развитие человечества, были всегда общественно ориентированы. С другой стороны, недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате чувство неадекватности являются корнем всех невротических стилей жизни. Адлер полагал: "Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком. Все неудачники - продукты неправильной подготовки в области общественного чувства. Все они - неспособные к сотрудничеству одинокие существа, которые в большей или меньшей степени движутся противоположно остальному миру".
2.2.3. Психологический рост (по Адлеру)
Психологический рост - это прежде всего движение от центрированности на себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития, сотрудничества с людьми. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация, сотрудничество - основные черты здоровой личности.
Адлер описывает три ситуации детства, которые могут породить изоляцию, недостаток социального интереса и развитие некооперативного стиля жизни, основанного на нереалистической цели личного превосходства. Такими ситуациями являются: 1) органическая неполноценность, частые болезни и слабость ребенка могут привести к тому, что ребенок отказывается от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и неспособности успешно соревноваться с другими. Адлер указывает, однако, что дети, которые преодолевают свои трудности, могут "сверхкомпенсировать" первоначальные слабости и развить свои способности в необычайной степени; 2) избалованные дети также имеют трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Им не хватает уверенности в своих силах, поскольку другие всегда делали все за них. Вместо того что бы кооперироваться с другими, они начинают выдвигать односторонние требования к друзьям и семье. Социальный интерес у них чрезвычайно слаб. Адлер обнаружил, что избалованные дети, как правило, испытывают мало подлинных чувств по отношению к родителям, которыми они так хорошо манипулируют; 3) отверженность - третья ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребенка. Нежелательный или отвергнутый ребенок никогда не знал любви и кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти качества. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уважение и любовь окружающих, они могут стать холодными и жестокими. Чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскированный "комплекс неполноценности" (в стремлении к личному превосходству, власти замаскирован), важно: 1) понять специфический стиль жизни человека; 2) помочь человеку понять себя; 3) усилить социальный интерес. Для понимания жизненного стиля, который образует связное целое, Адлер просил человека рассказать самые ранние воспоминания или наиболее выдающиеся события его детства. Адлер считал, что основная проблема большинства людей состоит в их ошибочной схеме апперцепции, определяемой недостижимой и нереалистичной целью превосходства над всеми другими. Важно, чтобы человек смог понять свой жизненный стиль, понял себя - значит научился видеть ошибки, которые он делает в повседневных жизненных ситуациях, научился понимать последствия своего поведения. Поскольку забота о себе вместо заботы о других лежит в большинстве психологических проблем, Адлер считал, что важно постепенно увести человека от исключительного интереса к себе, перевести его на конструктивную работу с другими в качестве значимого члена общества. Адлер делал это так: "Я говорю пациентам: "Вы можете вылечиться за две недели, если будете следовать предписанию: попытайтесь каждый день думать, как вы можете сделать кому-нибудь приятное, не откажите ни в одной разумной просьбе, с которой к вам обратятся, даже если это потребует затраты некоторого количества вашего времени, энергии или даже денег".
2.2.4. Жизненные сценарии в судьбе человека
Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Сценарий - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влияние родителей. Этот психологический импульс толкает с большой силой человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.
Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам: во-первых, оно дает жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому; все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей. Во-вторых, родительское программирование дает ему способ структурировать свое время (т.е. приемлемо для его родителей). В-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если родители - неудачники, то они передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен родительским программированием в добрую или иную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.
Согласно концепции трансакционного анализа Э. Берна, сценарий предполагает: 1) родительские указания; 2) подходящее личностное развитие; 3) решение в детском возрасте; 4) действительную "включенность" в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу.
Если сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем, то жизненный путь - это то, что происходит в действительности. Жизненный путь в какой-то степени предопределен генетически (вспомним концепцию виктимологии Ч. Тойча), а также положением, которое создают родители, и различными внешними обстоятельствами. Болезни, несчастные случаи, война могут сорвать даже самый тщательный, всесторонне обоснованный жизненный план.
Существует много сил, влияющих на человеческую судьбу: родительское программирование, поддерживаемое "внутренним голосом", который древние звали "демоном"; конструктивное родительское программирование, поддерживаемое, подталкиваемое течением жизни; семейный генетический код, предрасположенность к определенным жизненным проблемам и способам поведения; внешние силы, все еще называемые судьбой; свободные устремления самого человека. Продуктом действия этих сил и оказываются разные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы: сценарному, несценарному, насильственному или независимому. Но в конечном счете судьба каждого человека определяется им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Только тогда свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать их, а если надо, и отстаивать их или бороться с планами других. Даже если жизненный план человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе.
Возможны четыре основных жизненные сценария:
"Я" - хороший, "Все ОНИ - хорошие, жизнь - хороша" - сценарий "победителя"; "Я" - плохой, "ОНИ - плохи, жизнь - плоха" - сценарий "побежденного", неудачника; "Я" - хороший, но "ОНИ - плохие, жизнь - плоха" - сценарий "озлобленного пессимиста", "Я" - плохой, а "ОНИ" - хорошие - сценарий "комплекса неполноценности".
Жизненный сценарий оказывает свое влияние на те жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, в браке, в сфере человеческих отношений.
Заключение
Таким образом, в изучении развития и становления личности отечественные психологи имеют неоспоримые достижения, в частности, при дифференцированном рассмотрении разных периодов детства — младенчества, дошкольного, младшего школьного, подросткового, старшего школьного возрастов. Главное внимание при этом справедливо уделялось и уделяется проблемам периодизации. Однако в процессе углубления познания возрастных особенностей во все большей степени вырисовывается сложность, неравномерность, многохарактерность становления разных уровней развития в онтогенезе. Поэтому не случаен растущий интерес исследователей к особенностям переходов, возрастных рубежей и к построению сравнительной характеристики отдельных периодов детства «по вертикали». Накопленные в этом плане данные все более четко определяют необходимость дальнейшего углубленного дифференцированного изучения разных этапов, поиск условий, характера динамики и механизмов их смены. В то же время все четче вырисовывается возможность и проявляется необходимость установления общих оснований и принципов развития растущего человека в онтогенезе.
Именно поэтому психологи целенаправленно выделяет детство как феномен онтогенеза и филогенеза в качестве определенной целостности по отношению ко всей дистанции развития человека. В пространстве всего детства (от 0 до 18 лет) специально исследуется специфика подростничества как ключевого этапа взросления, при вычленении общих и особых закономерностей становления личности в перспективе онтогенеза.
В многолетних исследованиях психического, личностного развития детей подросткового возраста психологи в качестве основных вычленяют следующие направления:
а) детализированный, дифференцированный анализ состояния подросткового периода, характера его психических новообразований, специфики усложнения содержания и расширения деятельности, динамики становления самосознания и т.д.;
б) изучение подростка в его развитии — от «вхождения» в состояние этого «переходного» возраста до «выхода» на следующую возрастную ступень онтогенеза, при выделении внутренних стадий его изменений;
в) осмысление подростничества в онтогенезе как особого явления и этапа целостного процесса развития.
Такой анализ позволяет не только раскрывать функциональную нагрузку подросткового возраста, но и рассматривать его как соответствующую несущую часть общего процесса развития — определенного состояния растущего человека в общей структуре онтогенеза, в его связях с другими периодами, прослеживая важные закономерности, характеристики взросления на длительном временном отрезке.
В многомерном измерении изменений состояния развивающегося ребенка, «наполнения», усложнения содержания процесса личностного развития на обширной дистанции взросления именно подростковый возраст предстает как переходная ступень во взрослое состояние (Д.И. Фельдштейн. Психологические закономерности... 1985; Психология развития личности... 1989). Выделение при изучении подростка в перспективе онтогенеза определенных параметров возрастных изменений позволило сконструировать общую модель поуровневого развития, которая отражает характер динамики и фиксирует смену и повышение уровня личностного становления.
В основу определения поуровневого развития личности нами было положено изменение степени социальной зрелости, измеряемой, в свою очередь, степенью и характером индивидуализации и социализации растущего человека на разных этапах его взросления, которые выявлялись на основе специального изучения особенностей развития и изменения деятельности, рассмотрения спектра ее усложнения, специфики типов и видов, их смены и взаимодействия.
Введение в качестве измерительного основания личностного развития единых для всех ступеней жизни человека (детства, зрелости, старости) принципов и критериев (в соответствующей проработке и интерпретации) позволило не только четко вычленять и соответствующим образом «делить» (подразделять) по уровням «довзрослое» состояние, но и рассматривать его как внутренне целостный (при всей самостоятельности и различии качественных характеристик разных периодов и всех особенностях и разнообразии развивающихся индивидов) процесс, связанный в воедино определенными особенностями развивающегося индивида и характером происходящих изменений, процесс, представляющий собой особую по своему содержанию часть онтогенеза.
При сохранении такого подхода в изучении условий и особенностей онтогенеза в детстве важным представилось вычленение нескольких линий:
1) выявление свойств индивида как органических предпосылок становления личности;
2) определение характера и особенностей воздействия социальной среды как условия личностного развития;
3) раскрытие оснований развития личности, в качестве каковых выступает развитие деятельности;
4) рассмотрение движущих сил и механизмов личностного развития индивида и, прежде всего, всех противоречий в развитии его деятельности, разрешение которых и приводит к появлению новых образований в психологии личности;
5) анализ содержания и закономерностей процесса развития личности, где ведущее место занимают характеристики индивидуализации и социализации растущего человека.
Все эти направления исследования явились необходимыми в познании и осмыслении сущности, условий и характера процесса развития личности.
В отечественной психологии установлено, что постоянным основанием развития человека как личности выступает деятельность. Только овладевая системой деятельностей, задаваемых обществом в процессе воспитания, ребенок развивается как личность, формируется как преобразователь общества и самого себя. Важно в связи с этим рассмотреть процесс освоения ребенком новых социальных позиций, присвоения человеческой сущности как результат движения, развития деятельности, имея при этом в виду два момента. С одной стороны, в деятельности, ее субъектобъектных и субъект-субъектных линиях, которые есть формы реализации социальной сущности человека, происходит развитие ребенка как раскрытие его внутренних возможностей. С другой — перед нами специально задаваемая деятельность, которая представляет собой условие развития человека как личности . Организуемая обществом (внешняя) деятельность создает ту ситуацию, в которой происходит формирование отношений, потребностей ребенка, его сознания, самосознания (внутренней деятельности). Поэтому, исследуя развитие личности в онтогенезе, мы акцентируем внимание на поиске возможностей построения системы внешне задаваемой деятельности, которая обеспечивает реальное переструктурирование внутренней деятельности ребенка, формирование мотива этой деятельности.
Что касается второй сферы, то выявление разных уровней становления личности через призму социального развития привело нас к построению теоретической модели социально-нормативной периодизации развития, фиксирующей особенности становления социально ответственной позиции растущего человека, его мотивационно-потребностной сферы на разных фазах, этапах, периодах и стадиях онтогенеза — от саморазличения через самоутверждение к самоопределению и самореализации.
Список литературы
1. Абульханова К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977.
2. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 2. М., 1980.
3. Арсеньев А. С., Библер В. С., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия. М., 1967.
4.Асмолов А. Г. О предмете психологии личности. — Вопр. психологии, 1983, № 3, с. 118—130.
5. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984.
6. Егорова М. С. Основы лонгитюдного метода. — В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. X. М., 1981, с. 22—47.
7. Кон И. С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе. — Социол. исследования, 1978, № 3, с. 76—86.
8. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
9. Лейтес Н. С. К проблеме сенситивных периодов психического развития. — В кн.:
10. Принцип развития в психологии/Под ред. Анцыферовой Л. И. М., 1978.
11. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л., 1976.
12. Психология формирования и развития личности/Под ред. Анцыферовой Л. И. М, 1981.
13. Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни. — В кн.: Принцип развития в психологии. М., 1978, с. 173—196.
14. Фридрих В. Теоретические и методологические проблемы науки о молодежи в ГДР. — В кн.: Критика буржуазных теорий молодежи. М., 1982.
15. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. — В кн.: Психологическое исследование. М., 1981.
16. Введение в практическую психологию. - Брест,1993
17. Анцыферова Л.И К психологии личности как развивающейся системе./Психология формирования и развития личности. – М.,1981
18. Бурменская Г.В., Кабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: проблемы психологического развития детей. – М., 1990
19. Кожухарь Г.С. Модель развития личности и ее практическое применение в психологической работе с учителями. / Экспериментальные исследования возрастных особенностей школьников и студентов. – Уфа, 1994.
20. Кузьмин Е.С. Социально – психологические особенности личности в свете теории отношений. / Экспериментальная и прикладная психология, Вып. 8, 1977
21. . Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1978. № 4. С. 23 – 35.
22. Давыдов В. В. О понятии личности в современной психологии / Психол. журн. 1988. Т. 9. № 4. С. 22 – 32.
23. Колбановский В.Н. Психология личности в произведениях А.С.Макаренко // Сов. педагогика. - 1950. - № З.
24. Колбановский В.Н. О проблеме личности в психологии // Вопр. психол.- 1956. - № 3.
25. Крутецкий В.А. Проблема психологии личности // Вопр. психол.- 1972. - № 3.
26. Левитов Н.Д. Вопросы психологии личности // Сов. педагогика. - 1948. - № 6.
27. Янотовская Ю.В., Петровский А.В., Большунов Я., Кузьмина З.В. (ред). Вопросы психологии личности. - Ульяновск, 1977.