Содержание
Содержание................................................................................................ 2
Введение..................................................................................................... 3
1. Разработка структуры таблиц базы данных........................................ 4
1.1. Таблицы «Турфирмы»................................................................... 4
1.2. Таблица «Туристические маршруты»........................................... 4
1.3. Таблица «Шедевры архитектуры»................................................ 5
1.4. Таблица «Видеоматериалы».......................................................... 5
2. Связи между таблицами........................................................................ 6
3. Создание запросов................................................................................ 7
3.1. Определение средней стоимости путевок, предоставляемых
каждой турфирмой........................................................................ 7
3.2. Наличие видеоматериалов........................................................... 11
3.3. Просмотр информации об интересуемой турфирме................... 12
4. Создание формы.................................................................................. 13
5. Создание отчетов................................................................................. 14
5.1. Отчет о турфирме......................................................................... 14
5.2. Отчет о предлагаемых осмотрах шедевров архитектуры.......... 18
Заключение.............................................................................................. 20
Используемая литературы...................................................................... 21
Введение
Туризм сегодня - это глобальный компьютеризированный бизнес, в котором участвуют крупнейшие авиакомпании, гостиничные цепочки и туристические корпорации всего мира. Современный турпродукт становится более гибким и индивидуальным, более привлекательным и доступным для потребителя.
Персональный компьютер и Интернет, их доступность и надежность, способствуют проникновению во все сферы общества новых информационных технологий. Эти технологии являются, возможно, первыми в истории человечества, обеспечивающими рост производительности в сфере услуг.
Это наблюдается сегодня и в туризме. Ведь туризм и информация неразделимы: решение о поездке принимается на основе информации; сам тур в момент покупки - тоже только информация; информацией обмениваются сотни раз в день все участники туристического рынка ... значит, нужно уметь работать с информацией, собирать, обрабатывать и принимать на её основе единственно верное решение.
Поэтому развитие информационных технологий в туризме должно быть одним из первоочередных.
Туризм в России - одна из самых перспективных и быстроразвивающихся индустрий. Сдерживающим фактором для бурного и качественного роста является низкая информационная грамотность и слабые коммуникации.
Однако в России уже есть готовые решения для успешного использования в туризме по автоматизации бизнес процессов и подключение к сети Интернет.
Менеджмент, персонал и автоматизация - вот то, что даст шанс обойти конкурента и обеспечит турфирме успех!
Используя преимущества компьютерных технологий, современная туристическая компания, уверенно и успешно работает сегодня, закладывая фундамент завтрашнего процветания.
1. Разработка структуры таблиц базы данных
1.1. Таблицы «Турфирмы»
В таблице Турфирмы содержатся данные о туристических фирмах, которые предлагают свои услуги по предоставлению туристических путевок.
Таблица Турфирмы состоит из 5 полей следующих типов:
Наименование поля |
Тип данных |
КодФирмы |
Счетчик |
НазваниеФирмы |
Текстовый |
Адрес |
Текстовый |
Телефон |
Текстовый |
WWW |
Гиперссылка |
Поле КодФирмы является ключевым.
В таблице Турфирмы записаны следующие данные о туристических фирмах:
ТурФирмы |
||||
Код фирмы |
Название фирмы |
Адрес |
Телефон |
Адрес а Интернете |
1 |
Аква-Тур |
Новосибирск, Красный проспект, 220, к. 3 |
92-73-06 |
http://www.aquatour.pochta.ru |
2 |
Евразия |
Новосибирск, Сибиряков-Гвардейцев, 22 |
51-57-57 |
http://www.eurazia.su |
3 |
Ривьера |
Новосибирск, Ермака, 1 |
27-61-13 |
http://www.riviera.ru |
4 |
Сибирь-Алтай |
Новосибирск, Фрунзе, 5 - 607а |
18-44-85 |
http://www.sibalt.ru |
5 |
Эко-тур |
Новосибирск, Троллейная, 138 – 57 |
52-13-22 |
http://www.ekotyr.front.ru |
1.2. Таблица «Туристические маршруты»
В таблице Туристические маршруты содержатся сведения о возможных туристических маршрутах, их стоимостях и каким фирмами предоставляются.
Таблица Туристические маршруты включает 4 поля следующих типов:
Наименование поля |
Тип данных |
ШифрМаршрута |
Счетчик |
Направление |
Текстовый |
Стоимость |
Денежный |
ПредоставляетсяФирмой |
Числовой |
Поле ШифрМаршрута является ключевым.
В таблице Туристические маршруты записаны следующие данные о предлагаемых маршрутах и их стоимостях:
ТуристическиеМаршруты |
|||
Шифр маршрута |
Направление |
Стоимость (рублей) |
Предоставляется фирмой |
1 |
Коломенское |
7 500,00р. |
1 |
2 |
Хакасия |
9 800,00р. |
1 |
3 |
Алтай |
9 000,00р. |
4 |
4 |
Черное море |
8 700,00р. |
2 |
5 |
Санкт-Петербург |
6 300,00р. |
2 |
6 |
Золотое кольцо |
5 500,00р. |
4 |
7 |
Греция |
14 265,00р. |
3 |
8 |
Турция |
13 947,00р. |
3 |
9 |
Эстония |
4 896,00р. |
4 |
1.3. Таблица «Шедевры архитектуры»
В таблице Шедевры архитектуры хранятся данные об архитектурных шедеврах, которые посещаются при различных туристических поездках.
В этой таблице 3 поля:
Наименование поля |
Тип данных |
НомерШедевра |
Счетчик |
ГдеНаходится |
Числовой |
Название |
Текстовый |
Поле НомерШедевра является ключевым.
В таблице Шедевры архитектуры следующие данные:
ШедеврыАрхитектуры |
||
Номер шедевра |
Где находится |
Название шедевра |
1 |
1 |
Храм вознесения |
2 |
6 |
Собор Василия Блаженного |
3 |
6 |
Кремль |
4 |
5 |
Петергоф |
5 |
3 |
Горный пейжаз |
1.4. Таблица «Видеоматериалы»
В таблице Видеоматериалы записаны данные об имеющихся видеоматериалах о местах, по которым предлагаются экскурсии.
Таблица состоит из трех полей:
Наименование поля |
Тип данных |
НомерМатериала |
Счетчик |
Направление |
Числовой |
Описание |
Текстовый |
Поле НомерМатериала – Ключевое.
В этой таблице следующие данные о видеоматериалах:
Видеоматериалы |
||
№ видеоматериала |
Направление |
Описание видеоматериала |
1 |
5 |
Видео экскурсия по Санкт-Петербургу |
2 |
6 |
Виртуальная экскурсия |
3 |
7 |
Обзор памятников Древней Греции |
4 |
3 |
Путешествия по горам Алтая |
5 |
1 |
Коломенское на видео |
2. Связи между таблицами
Для того, чтобы можно было производить выборку одновременно из нескольких таблиц, между этими таблицами должны быть установлены связи.
Создание связей выполняется в окне Схема данных, которое вызывается нажатием одноименной кнопки на панели инструментов.
При создании каждой связи, необходимо отмечать такие параметры как Обеспечение целостности данных, Каскадное обновление связанных полей и Каскадное удаление связанных записей.
Окно задания параметров связей между таблицами имеет вид:
После создания всех необходимых связей между таблицами, окно Схема данных примет вид:
3. Создание запросов
Запросы в базе данных используются для отбора и последующего анализа данных из одной или нескольких таблиц.
В Microsoft Access можно создавать запросы разных типов. Которые, соответственно будут по-разному обрабатывать и отображать требуемые данные.
3.1. Определение средней стоимости путевок, предоставляемых каждой турфирмой
Для анализа средних стоимостей предлагаемых путевок будет использоваться перекрестный запрос.
Но перед созданием перекрестного запроса необходимо сначала создать простой запрос, который будет содержать все необходимые поля из разных таблиц.
В бланк конструктора запроса перенесем поля Направление и Стоимость (рублей) из таблицы Туристические маршруты, а также поле Название фирмы из таблицы Турфирмы.
Созданный запрос в режиме конструктора будет иметь вид:
На языке SQL запрос реализуется следующей инструкцией:
SELECT ТуристическиеМаршруты.Направление, ТуристическиеМаршруты.Стоимость, ТурФирмы.НазваниеФирмы
FROM ТурФирмы INNER JOIN ТуристическиеМаршруты ON ТурФирмы.КодФирмы = ТуристическиеМаршруты.ПредоставляетсяФирмой;
При выполнении запроса получим результат:
СредняяСтоимость |
||
Направление |
Стоимость (рублей) |
Название фирмы |
Коломенское |
7 500,00р. |
Аква-Тур |
Хакасия |
9 800,00р. |
Аква-Тур |
Черное море |
8 700,00р. |
Евразия |
Санкт-Петербург |
6 300,00р. |
Евразия |
Греция |
14 265,00р. |
Ривьера |
Турция |
13 947,00р. |
Ривьера |
Алтай |
9 000,00р. |
Сибирь-Алтай |
Золотое кольцо |
5 500,00р. |
Сибирь-Алтай |
Эстония |
4 896,00р. |
Сибирь-Алтай |
Теперь на основании этого простого запроса создадим перекрестный запрос.
Для этого перейдем на вкладку Запросы главного окна базы данных и нажмем кнопку Создать. В появившемся окне выберем пункт Перекрестный запрос.
На первом шаге мастера выберем только что созданный простой запрос:
На втором и третьем шагах мастера зададим для заголовков строк выберем поле Направление и НазваниеФирмы соответственно:
Для поля Стоимость зададим вычисление функции Среднее, а также вычисление итогового значения для каждой строки:
Сохраним полученный перекрестный запрос.
В режиме Конструктора запрос будет выглядеть так:
На языке SQL запрос реализуется так:
TRANSFORM Avg(СредняяСтоимость.Стоимость) AS [Avg-Стоимость]
SELECT СредняяСтоимость.Направление, Avg(СредняяСтоимость.Стоимость) AS [Итоговое значение Стоимость]
FROM СредняяСтоимость
GROUP BY СредняяСтоимость.Направление
PIVOT СредняяСтоимость.НазваниеФирмы;
Этот запрос выдаст результат следующего вида:
СредняяСтоимость_перекрестный |
|||||
Направление |
Итоговое значение Стоимость |
Аква-Тур |
Евразия |
Ривьера |
Сибирь-Алтай |
Алтай |
9 000,00р. |
|
|
|
9 000,00р. |
Греция |
14 265,00р. |
|
|
14 265,00р. |
|
Золотое кольцо |
5 500,00р. |
|
|
|
5 500,00р. |
Коломенское |
7 500,00р. |
7 500,00р. |
|
|
|
Санкт-Петербург |
6 300,00р. |
|
6 300,00р. |
|
|
Турция |
13 947,00р. |
|
|
13 947,00р. |
|
Хакасия |
9 800,00р. |
9 800,00р. |
|
|
|
Черное море |
8 700,00р. |
|
8 700,00р. |
|
|
Эстония |
4 896,00р. |
|
|
|
4 896,00р. |
3.2. Наличие видеоматериалов
Создадим простой запрос, который будет отображать список имеющихся видеоматериалов по выбранному туристическому маршруту.
В бланк конструктора запроса перенесем поле Направление из таблицы Туристические маршруты и поле Описание из таблицы Видеоматериалы.
Для того, чтобы при выполнении запроса запрашивалось желаемое направление, зададим условие отбора для поля Направление [Введите направление].
В режиме Конструктора созданный запрос имеет вид:
На SQL запрос реализован так:
SELECT ТуристическиеМаршруты.Направление, Видеоматериалы.Описание
FROM ТуристическиеМаршруты INNER JOIN Видеоматериалы ON ТуристическиеМаршруты.ШифрМаршрута = Видеоматериалы.Направление
WHERE (((ТуристическиеМаршруты.Направление)=[Введите направление]));
При запуске этого запроса будет выдано диалоговое окно для ввода интересуемого направления:
Запрос выдаст информацию об имеющих видеоматериалах по введенному направлению:
НаличиеВидеоМатериалов |
|
Направление |
Описание видеоматериала |
Санкт-Петербург |
Видео экскурсия по Санкт-Петербургу |
3.3. Просмотр информации об интересуемой турфирме
В Блана конструктора запроса перенесем все поля из таблицы Турфирмы.
Для поля НазваниеФирмы зададим условие отбора [Введите название фирмы].
В режиме Конструктора запрос примет вид:
На SQL этот запрос имеет структуру:
SELECT ТурФирмы.НазваниеФирмы, ТурФирмы.Адрес, ТурФирмы.Телефон, ТурФирмы.WWW
FROM ТурФирмы
WHERE (((ТурФирмы.НазваниеФирмы)=[Введите название фирмы]));
Запустив запрос, будет выдано диалоговое окно, в которое нужно ввести название интересуемой турфирмы:
Получим результат об этой турфирме:
ИнформацияОТурфирме |
|||
Название фирмы |
Адрес |
Телефон |
Адрес а Интернете |
Ривьера |
Новосибирск, Ермака, 1 |
27-61-13 |
http://www.riviera.ru |
4. Создание формы
Для удобства просмотра и редактирования данных в таблицах можно использовать формы.
Для примера создадим форму для просмотра и редактирования данных о туристических фирмах.
Перейдем на вкладку Формы главного окна Microsoft Access и нажмем кнопку Создать и выберем Создание формы при помощи мастера.
Для полей формы выберем все поля из таблицы Турфирмы
Вид формы выберем в один столбце.
Стиль – Международный.
В результате получим следующую форму:
5. Создание отчетов
Отчеты в базе данных используются для вывода информации в удобном для печати виде.
5.1. Отчет о турфирме
Перейдем на вкладку Отчеты главного окна базы данных и нажмем кнопку Создать.
Выберем Мастер отчетов и зададим источник данных для отчета – созданный выше запрос Информация о турфирме:
Добавим для отображения в отчете все поля из запроса:
Добавим уровень группировки по полю НазваниеФирмы:
Сортировку в отчете зададим по полю Адрес:
Макет отчета выберем Блок, а ориентацию - Книжная:
Выберем Полужирный стиль отчета:
Сохраним созданный отчет:
В режиме Конструктора отчет имеет вид:
При просмотре и печати этот запрос выдаст следующий результат:
5.2. Отчет о предлагаемых осмотрах шедевров архитектуры
Для создания такого отчета сначала создадим простой запрос, содержащий поля:
На SQL запрос реализован так:
SELECT ТуристическиеМаршруты.Направление, ШедеврыАрхитектуры.Название
FROM ТуристическиеМаршруты INNER JOIN ШедеврыАрхитектуры ON ТуристическиеМаршруты.ШифрМаршрута = ШедеврыАрхитектуры.ГдеНаходится;
По этому запросу получим результат:
Шедевры |
|
Направление |
Название шедевра |
Коломенское |
Храм вознесения |
Алтай |
Горный пейжаз |
Санкт-Петербург |
Петергоф |
Золотое кольцо |
Собор Василия Блаженного |
Золотое кольцо |
Кремль |
Теперь на основании этого запроса создадим отчет:
При создании отчета зададим сортировку по возрастанию по полю Название.
Макет выберем ступенчатый.
Стиль – Деловой.
В режиме Конструктора отчет имеет вид:
При просмотре печати этого отчета получим:
Заключение
В данной работе рассматривался процесс создания базы данных для обработки данных о предлагаемых маршрутах и шедеврах архитектуры.
Создание базы данных выполнялось в системе управления базами данных (СУБД) Microsoft Access, входящих в состав пакета Microsoft Office.
Первоначально были созданы 4 таблицы, в которые заносились исходные данные.
Затем, для удобства анализа и обработки данных были разработаны 3 запроса, по которым затем были созданы отчеты и форма.
Используемая литературы
1. Грэм Малкольм. Программирование для Microsoft SQL SERVER 2000 с использованием XML. Пер. с англ. – М.
2. Гофман В.Э., Хомоненко А.Д. Работа с базами данных в Delphi. – СПб,: БХВ-Петербург, 2001. – 656 с.: ил.
3. Левин А. Самоучитель работы на компьютере. Москва, издательство «Нолидж», 1999 – 624 с.
4. Козырев А.А. Самоучитель работы на персональном компьютере. Учебное пособие. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000 – 304 с.
5. Вейскас Дж. Эффективная работа: Microsoft Office Access 2003. Издательский дом «Питер», 2005. – 1168 с.
6. Хэлворсон М., Янг М. Эффективная работа: Office XP. Издательский дом «Питер», 2004. – 1072