Содержание
Введение. 3
1. Понятие и общая характеристика государственного управления в области использования и охраны земель. 4
2. Виды и органы управления в области использования и охраны земель. 5
3. Компетенция органов власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений. 7
4. Функции управления в области использования и охраны земель. 11
Задача №1. 13
Задача №2. 14
Тест.. 15
Заключение. 16
Список литературы.. 17
Введение
Земельные отношения всегда находились в центре внимания общественности, были и остаются актуальными для всех слоев населения - как обладающих, так и не обладающих земельными участками. Основной закон Российской Федерации - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными для земельного законодательства.
Земли находящиеся в пределах РФ составляют ее земельный фонд. Хотя собственность и иные права на земельные участки осуществляется в разных формах, общество несет ответственность за их состояние, использование и охрану. Государственным органам принадлежит ведущая роль в обеспечении охраны и рационального использования земель – они организуют и осуществляют землеустройство, земельный кадастр и мониторинг земель, государственный контроль за использованием земель, разрешают земельные споры.
Вступивший в силу 30 октября 2001 г. Земельный кодекс РФ вслед за Гражданским (ст. 3 ГК РФ) исходит из понятия законодательства в узком смысле, определив в п. 1 ст. 1, что земельное законодательство представляет собой совокупность Земельного кодекса, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей управления земельным фондом в Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать понятие и охарактеризовать государственное управление в области использования и охраны земель;
- Рассмотреть виды и органы управления в области использования и охраны земель;
- Рассмотреть компетенцию органов власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений;
- Раскрыть функции управления в области использования и охраны земель.
1. Понятие и общая характеристика государственного управления в области использования и охраны земель
Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, и составляют земельный фонд страны. Хотя собственность и иные права на земельные участки осуществляются в разных формах, государство несет ответственность за их состояние, использование, охрану. Государственным органам принадлежит ведущая роль в управлении земельными ресурсами: они организуют и осуществляют землеустройство, земельный кадастр и мониторинг земель, государственный контроль за использованием земель, разрешают земельные споры. Основой государственного управления является принцип устойчивого развития, который включает предоставление широких земельных полномочий региональным органам исполнительной власти, субъектам Федерации, органам местного самоуправления.
Важной прерогативой государственного управления земельными ресурсами является классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения. Это позволяет государству:
- во-первых, находиться у истоков определения назначения земель, не допускать без достаточных оснований перевода их из одной категории в другую;
- во-вторых, осуществлять контроль за режимом использования земель в зависимости от их целевого назначения.[1]
Стабильность целевого назначения земель, сохранение, прежде всего, сельскохозяйственных земель, недопущение их необоснованного перевода в менее эффективные формы использования всегда составляли краеугольный принцип российского земельного права. Площадь земель, предоставленных для сельскохозяйственного производства, ежегодно сокращается, что не может не вызывать тревоги, заставляет предпринимать усилия по обеспечению продовольственной безопасности страны.
Второй категорией земель являются земли населенных пунктов - поселений. Они используются как пространственный базис для проживания, строительства зданий, сооружений, удовлетворения культурно-бытовых нужд населения. Самой большой категорией земельного фонда по площади считаются земли лесного фонда, режим которых подчиняется правилам использования, охраны и воспроизводства лесов, на них произрастающих. К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, водоохранные зоны, прибрежные полосы и др. Близки к ним по режиму использования земли особо охраняемых территорий - природоохранного, заповедного, рекреационного, историко-культурного назначения. Резервом являются земли запаса.
2. Виды и органы управления в области использования и охраны земель
Государственное управление землями подразделяется на общее и отраслевое управление. Общее управление земельным фондом осуществляется органами общей и специальной компетенции и распространяется на все территории независимо от категорий земель и форм владения ими. Общее управление землями возложено на Федеральное Собрание, Президента, правительство РФ. Это органы – общей компетенции.
Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству является специально уполномоченным государственным органом в области охраны земель. Таким образом, Госкомзем – орган общего управления специальной компетенции.[2]
Отраслевое управление осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами по принципу подведомственности им предприятий, учреждений, организаций, которым предоставлены земли. Осуществление ими управления, как правило, не зависит от территориального размещения земель. Задачи перед отраслевым управлением ставятся органами общего государственного управления.
По отношению к вопросам управления землями представительные органы местного самоуправления и местные администрации являются органами общей компетенции, так как эти вопросы составляют только часть их полномочий наряду со множеством других. Компетенция органов местного самоуправления, полномочия в сфере регулирования земельных отношений закрепляются в правовых актах, в том числе в актах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Вопросы управления землями содержатся:
- в уставах муниципальных образований;
- в решениях представительных органов муниципальных образований;
- в постановлениях, распоряжениях, приказах, договорах исполнительных органов - администраций муниципальных образований, их структурных и территориальных подразделений.
Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими госземконтроль, являются:
- Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его органы на местах;
- Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов и его органы на местах;
- Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
- Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и его органы на местах.
Эти органы осуществляют свои функции во взаимодействии с органами представительной и исполнительной власти и между собой.
Регулирование земельных отношений является содержанием деятельности районных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, относящихся к органам государственной власти специальной компетенции.
Более подробно полномочия местного самоуправления по управлению землями закрепляются законодательством субъектов Российской Федерации.
Так, например, Конституция (основной закон) Республики Тува возлагает на представительные органы местного самоуправления осуществление общественного контроля за состоянием, сохранностью и использованием земли, ее недр, водных, лесных и других ресурсов.
3. Компетенция органов власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений
Конституция России статья 9 установила, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Частная собственность на землю означает, что субъектами ее могут быть граждане и юридические лица.
К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:
1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;
4) установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
5) изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;
6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным Кодексом, федеральными законами.[3]
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Закон "О местном самоуправлении в Хабаровском крае" наделяет полномочиями администрации муниципальных образований в области использования земли и других природных ресурсов, охраны природы.
Администрация:
- разрабатывает и выполняет программы по использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природными ресурсами;
- организует ведение земельного кадастра и мониторинга земель;
- обеспечивает планирование использования земель;
- предоставляет и изымает в установленном законом порядке земельные участки;
- обеспечивает контроль за использованием и охраной земель;
- защищает права собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов;
- предоставляет и изымает в установленном порядке участки недр для разработки месторождений полезных ископаемых;
- обеспечивает проведение обязательных мероприятий по борьбе с вредителями, болезнями сельскохозяйственных растений и сорняками;
- принимает в соответствии с законодательством решения об установлении или снятии карантина в связи с болезнью растений, организует контроль за соблюдением техники безопасности при применении химических средств защиты растений, а также правил, связанных с установлением карантина;
- организует мероприятия по охране природы и улучшению экологической среды, рациональному использованию, сохранению и восстановлению природных ресурсов, а также строительство и реконструкцию объектов охраны природы;
- содействует проведению комплексной независимой экологической экспертизы строящихся объектов, а также предприятий, загрязняющих почву, воздушный и водный бассейны;
- регистрирует право собственности на землю, права землевладения и землепользования, договоры на временное пользование земельными участками и договоры их аренды;
- взимает плату за землю;
- разрешает в пределах своей компетенции земельные споры;
- принимает в соответствии с законодательством решения о наложении штрафов за ущерб, причиненный природной среде;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Важной особенностью управления землями муниципальных образований является нетождественность полномочий, методов управления применительно к земельным участкам различных форм собственности.
Органы местного самоуправления не вправе осуществлять государственный контроль за использованием и охраной земель без специально переданных полномочий, а также перелагать свои полномочия контроля за использованием и охраной муниципальных земель на районные земельные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
Органы местного самоуправления тесно взаимодействуют с органами государственного управления - районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству и комитетами по охране окружающей среды.
Соотношение полномочий этих органов в сфере регулирования земельных отношений различно, они имеют разный удельный вес ко всему объему полномочий и разные методы работы. Непосредственным полномочием, обязанностью комитетов по земельным ресурсам и землеустройству является ведение земельного кадастра, а задачей муниципальных органов - организация ведения земельного кадастра, т.е. оказание помощи работникам комитетов организационного характера, финансирование работ за счет местных бюджетов. Они же - органы муниципальных образований - являются пользователями кадастровой информации при планировании использования земель, находящихся в их ведении. Работники комитетов по земельным ресурсам и землеустройству готовят документацию, выдают свидетельства о праве собственности на земельные участки, а органы местного самоуправления в соответствии с законом регистрируют права собственности на землю, договоры на пользование и аренду земельных участков. Тем самым обеспечивается разделение или разграничение полномочий.[4]
4. Функции управления в области использования и охраны земель
Одной из функций государственного управления земельными ресурсами (и одновременно средством обеспечения такого управления) является государственный мониторинг земель (подп. 2 п. 2 ст. 67 Земельного кодекса).[5]
Мониторинг земель - это система наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель. Объектами мониторинга земель являются все земли Российской Федерации.
К задачам мониторинга земель относятся:
- своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
- информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
- обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Контроль за рациональным использованием и охраной земель осуществляется государством в лице его уполномоченных органов и должностных лиц, а также иными (невластными) субъектами - общественными организациями, собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями, арендаторами.
Основная задача государственного контроля за использованием и охраной земель - это обеспечение исполнения земельного законодательства, соблюдения установленных требований (норм, правил, нормативов), выполнения мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами (ст. 71 Земельного кодекса).[6] Цель государственного земельного контроля заключается в сохранении земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан России.
В числе функций государственного земельного контроля можно выделить информационную, превентивную, а также функцию пресечения.
Информационная функция государственного земельного контроля заключается в получении, обобщении и анализе сведений о состоянии и использовании земель, об исполнении контролируемыми субъектами предписаний земельного и других отраслей законодательства, а также направлении материалов о выявленных земельных правонарушениях (преступлениях) на рассмотрение уполномоченных органов для решения вопроса о привлечении виновного лица к юридической ответственности.
Превентивная функция состоит в профилактике нарушений земельного законодательства путем вынесения обязательных к исполнению предписаний, направленных на устранение причин и условий, их порождающих.
Функция пресечения направлена на приостановление неправомерных действий лиц, виновных в совершении земельных правонарушений. Так, в исключительных случаях государственный инспектор по контролю за использованием и охраной земель вправе самостоятельно принять решение о приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица. К таким случаям, в частности, можно отнести приостановление промышленного строительства, разработки месторождений полезных ископаемых, проведения агротехнических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и других работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим деградационным процессам, а также если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное заключение.
Задача №1
Губернатор области издал распоряжение о выделении земельных участков на территории леса I группы для размещения государственного унитарного предприятия. Прокурор области опротестовал это распоряжение, однако протест был отклонен.
Решите дело.
Решение:
Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 49 Земельного Кодекса.
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Таким образом, прокурору не было необходимости подавать в суд иск, т.к. земельный участок лесного фонда выделялся под строительство государственного унитарного предприятия.
Задача №2
Местная администрация приостановила выполнение работ по благоустройству земельного участка строительной фирмой на том основании, что у нее отсутствует разрешение на строительство. Руководство фирмы обратилось в арбитражный суд и пояснило, что такой документ требуется лишь на строительство и реконструкцию зданий, а не на благоустройство территории.
Решите дело.
Решение:
Статья 40 земельного Кодекса гласит:
Собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Таким образом, строительная фирма имеет право спокойно выполнять работу по благоустройству территории, т.к. они тем самым реализуют свои права на земельный участок.
Тест
Нарушение органами государственной власти порядка перевода земель из одной категории в другую влечет:
а) Опротестование акта о переводе прокурором;
б) Признание акта недействительным;[7]
в) Изменение акта;
г) Дополнение акта новыми положениями.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены особенности управления земельным фондом в Российской Федерации.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
- Дано понятие и охарактеризовано государственное управление в области использования и охраны земель;
- Рассмотрены виды и органы управления в области использования и охраны земель;
- Рассмотрена компетенция органов власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений;
- Раскрыты функции управления в области использования и охраны земель.
Земельный кодекс 2001 г. является головным отраслевым законом, обладающим приоритетом в регулировании земельных отношений. Его принятие стало важным событием в жизни Российской Федерации. Прежний Земельный кодекс РСФСР 1991 г. давно не отвечал потребностям современных общественных отношений, более половины его статей были отменены еще в 1993 г. при приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась подзаконными актами. Отныне содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25 октября № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются.
Новый Земельный кодекс разграничил полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области регулирования земельных отношений, определил виды прав на землю, основания их возникновения и прекращения, установил особенности оборота земельных участков, зафиксировал правовой режим каждой из категорий земель.
Список литературы
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (ред. от 30.06.2003). – Справочная система гарант.
2. Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ. – Справочная система гарант.
3. Земельное право. Учебник. Часть 1. / Издание третье, переработанное и дополненное. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2002.
4. Залесский В. В. Земельное право: учебник для вузов. - М.: Филинъ, 2002.
5. Ковылин П.В. Земельное право. - М.: Инфра-М, 2004.
6. Матюнин В.Н. Курс лекций по земельному праву России. – М.: Юристъ, 2003.
[1] Земельное право. Учебник. Часть 1. / Издание третье, переработанное и дополненное. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2002. – с. 57.
[2] Ковылин П.В. Земельное право. - М.: Инфра-М, 2004. – с. 97.
[3] Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (ред. от 30.06.2003). – Справочная система гарант. – ст. 9.
[4] Матюнин В.Н. Курс лекций по земельному праву России. – М.: Юристъ, 2003. – с. 68.
[5] Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (ред. от 30.06.2003). – Справочная система гарант. – подп.2 п2 ст.67.
[6] Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (ред. от 30.06.2003). – Справочная система гарант. – ст. 71.
[7] Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (ред. от 30.06.2003). – Справочная система гарант. – п.3. ст.8.