Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Понятие «религии»……………………………………………………………….4
2.Особенности становления и развития ислама…………………………………..7
3.Ислам и его место в структуре государственной жизни………………………11
Заключение………………………………………………………………………….17
Список используемой литературы………………………………………………...18
Введение
Основным вопросом для каждого человека всегда был и останется вопрос о смысле жизни. Современный человек окружен большим количеством разнообразных верований и идеологий, но все они могут быть объединены вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма.
Современное образование, воспитание, культура развивают в человеке, в первую очередь, способности, необходимые для жизни в материально – технической цивилизации, которая создана трудами многих поколений и божественной не является.
Внутренняя жизнь человеческой души в этих условиях не развивается. Стремление человека к познанию вселенной, общества, самого себя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемо и вечно.
Религиозная вера – личное дело каждого человека, не входящее в компетенцию государства и его органов. Для верующего человека свободное, а не скрытое соблюдение обрядов публичных богослужений есть важнейшее условие существования его как личности.
Религии в разное время и в разных странах отводилось определенное место в структуре государственной жизни.
В данной работе мы остановимся на религии и ее месте в исламском государстве.
Цель работы: раскрыть сущность религии как формы сознания, выявить уровень влияния ислама на государство и общество.
Основные задачи:
· Раскрыть понятие «религии»;
· Рассмотреть особенности становления и развития ислама как одной из религиозных верований;
· Определить место ислама в государственной структуре.
1. Понятие «религии»
Религия может быть рассмотрена с двух сторон: с внешней, то есть, как она представляется постороннему наблюдателю, и с внутренней, которая открывается верующему и живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.
С внутренней стороны религия есть мировоззрение, определяемое системой конкретных положений таких, как существование высшего идеала – Бога, способность общения человека с Богом.
Эта аксиома религиозного учения составляет самое его существо. От нее и сама религия получила свое название, ибо латинское слово «религаре», от которого происходит слово «религия», означает «связывать, соединять». Религия есть то, что дает человеку при соблюдении правил духовной жизни возможность единения с источником жизни, истины и блага – Богом.
Каждая религия предстает как система догматов, нравственных требований и определенных священнодействий.
О внутренней стороне религии непричастный к ней человек сказать, передать много не сможет. Я.Н. Щапов в этом аспекте опирается на слова русского мыслителя и богослова С.Н.Булгакова: «религия есть опознание Бога, и переживание связи с Богом…На подлинно религиозный путь вступил лишь тот человек, кто реально на своей жизненной дороге встретился с Божеством… Религиозный опыт в своей непосредственности не есть научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и подобно тому, как умом нельзя познать красоту, так лишь бледное представление об опаляющем огне религиозного переживания дается мыслью…»[1]
Феномен существования многообразия религий объясняется тем, что практически любая реальность или явление как мира внешнего, так и мира чувств различно воспринимается, понимается и объясняется разными людьми.
Выделяют религии естественные, они рассматривают человека как часть природы, и монотеистические (ветхозаветная, иудейская, христианство, ислам) – источником своего учения называют особое откровение Бога, записанное в Священных книгах.
Религии, получив распространение в обществе, вызывали к себе часто активное отношение со стороны государственной власти – признание и поддержку или, наоборот, осуждение и преследование.
В древних обществах сама государственная власть была освящена религией, поскольку объектом культа выступал высший владелец, например, фараон в Египте или император в Риме, которым посвящались храмы и приносились жертвы.
Мировые религии в определенных условиях находились и находятся в тесной взаимосвязи с государством, с официальной религиозной идеологией. В средневековье во многих государствах существовала одна, господствующая религия, а другие, если они возникали или проникали в страну, преследовались.
В христианских государствах Европы католицизм на Западе, православие на Востоке были государственными вероисповеданиями, к ним обязательно принадлежали короли, князья, основная масса феодалов, крестьян, горожан.
В мусульманских странах такой государственной религией является ислам.
Л.С Васильев, опираясь на определение религии, выделяет следующие ее функции:
1.компенсирующая – религия выступает в роли все объясняющего покровителя и утешителя. В иллюзорно – мистической форме религия компенсирует бессилие человека, ограниченность его знаний, несовершенство социального устройства.
2.интегрирующая – объединяя людей в рамках санкционированного его мировоззрения, сложившихся под влиянием социальных, этических и духовных ценностей, любая религиозная концепция освещает сложившиеся нормы и существующие порядки.
3.регулирующе – контролирующая – возникнув и сформировавшись, приобретя устойчивые структурные очертания, создав идейные догматы и практические методы воздействия на мышление и поведение людей, религия приспосабливает к своим потребностям соответствующие ее нормам системы духовных ценностей, ритуалы и церемониал, праздники, обряды, стереотипы поведения и т.д.
4.экзистенциальная – касается философского аспекта религиозной концепции, то есть стремления религиозных теоретиков объяснить законы и обстоятельства существования и места человека в этом мире.[2]
Исходя из понятия «религии», ее особенностей и функций попробуем рассмотреть подробнее сущность ислама как одного из вероисповеданий религии и выявить его место в структуре государственной жизни.
2. Особенности становления и развития ислама
Ислам – самая молодая из мировых религий, возникшая в VI веке в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожия (монотеизма) и пророческих миссий, свойственные христианству и иудаизму.
В начале VII столетия Аравия переживала сложный период своей истории: в недрах аравийского общества под влиянием внешних и внутренних факторов складываются новые формы общественных и хозяйственных отношений, новые идеи и верования привлекают все большее число племен.
Проповедники христианства и иудаизма все более широко утверждают идеи об едином боге, с которым тесно переплетаются проповеди занифов – представителей аравийского монотеизма, предвестников ислама, проповедовавших от лица единого Бога – Аллаха.
Одним из важнейших хозяйственных и идейных центров Аравии того времени бала Мекка – крупный город на пересечении главных торговых путей, в которой расположена святыня, почитавшаяся большинством племен – языческий храм Кааба. Именно в Мекке и были произнесены первые проповеди новой религии – ислама, провозглашенные его основателем, пророком Мухаммадом.
К новому пророку большинство мекканцев отнеслось с насмешками и с враждебностью. На протяжении почти сорока двух лет община первых последователей ислама (с арабск. – предание себя Аллаху, покорность воле Аллаха) – мусульман (арабск. «муслим» - предавший себя Аллаху) испытывала унижения и преследования. 15 июля 622 года Мухаммад со своими последователями переселяется в город Ясриб (позднее назван Мединой).
Дата переселения в Медину считается у мусульман начальной точкой отсчета истории ислама и мусульманского летоисчисления. Медина стала центром расположения новой религии. При жизни пророка его высказывания передавались преимущественно устно, лишь после смерти Мухаммада было создано и переписано произнесенное им в проповедях, что и составило текст священной книги мусульман – Корана.
Вера в единственного Бога и пророчество составляют один из пяти «столпов» мусульманского вероучения. К их числу относятся также обязательная молитва, совершаемая пять раз в день в строго определенное время, пост в течение месяца по лунному календарю (рамадан), налог на пользу бедных и неимущих и паломничество в Мекку к храму Кааба.
Позднее мусульманские богословы значительно детализировали систему запретов и предписаний, в результате чего вся жизнь мусульманина оказалась строжайшим образом регламентированной шариатом, причем эта регламентация касается далеко не только вопросов культа морали или частной жизни, она включает также общественную, хозяйственную и политическую жизнь общины, право, сферы существования мусульманского общества.
Тесная связь между светской и духовной религией и политикой, экономикой и правом стала характерной чертой ислама.
Почти за полтора тысячелетия своего существования ислам привлек миллионы последователей, охватив своим влиянием огромные территории в Азии, Африке, Европе.
В современном мире ислам занимает второе место по численности последователей (более 800 миллионов человек). Из более 120 стран, к которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большинство населения (Северная Африка, страны Аравии, Турция, Иран, Пакистан, Афганистан). В ряде государств Азии и Африки ислам признан государственной и официальной религией, в некоторых слово «исламский» включено в их название. Во многих странах, где распространен ислам, действуют мусульманские политические партии общественные организации, нередко играющие важную роль в политической жизни страны. Существует и целая сеть международных исламских организаций (Организация исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.), действующая как на государственной, так и на неправительственной основе. Некоторые из них сосредоточили свою деятельность в религиозно – культурной сфере, часть – в политике, некоторые – в сфере экономики
Л.С.Васильев говорит о том, что ислам подразделяется на три направления: суннизм, шиизм, хариджизм.
Шиизм (от арабск. «шиа» - группировка, партия) шиитское направление в исламе объединяет мусульман, признающихся едиными приемниками пророка Мухаммада.
Суннизм является самым крупным направлением в исламе. Почти 90% мусульман в мире исповедают суннитский ислам.
Хариджисты выступали за строгое следование обрядности и за чистоту ислама.[3]
Обретение мусульманскими народами независимости поставило перед ними новые проблемы, связанные с выбором путей социально – экономического развития.
В исламском мире появились многочисленные концепции так называемого «третьего» пути, отличного как от капиталистического, так и от социалистического. Концепции исламского государства подразумевают воплощение исламской модели политической организации общества, в рамках которой в разной степени сочетаются светская и духовная власть. Наряду с концепцией «исламского государства» была создана концепция «исламской экономики», провозглашающая в качестве условия «нового экономического порядка» осуществление зафиксированных в Коране принципов социальной справедливости, обеспечение интересов собственников и государства в целом, признание роли государства как важнейшего фактора в регулировании хозяйственной жизни.
Теоретики «исламской экономики» считают, что установлению социальной справедливости способствуют такие исламские нормы как закят, саадака (добровольная милостыня), запрещение ростовщичества, осуждение чрезмерного накопительства.
Конкретно эти идеи воплотились в создании исламских беспроцентных банков, страховых компаний, в программах образования «мусульманского общего рынка», «исламской валютной зоны». Отдельные положения теории «исламской экономики» находят отражение в законодательствах Саудовской Аравии, Иране, Ливии, Пакистане и др. стран.
Современное состояние религиозной активности в мусульманском мире отражает преемственность идей панисланизма колониальных времен с движением «исламской солидарность». Концепция «исламской солидарности» как наиболее гибкая форма осуществления идей межгосударственного единства на религиозной основе обрела свое практическое воплощение в деятельности мусульманских международных организаций: «Всемирный исламский конгресс», «Лига исламского мира», «Организация исламская конференция».
Панисламские идеи питали и продолжают питать мировоззренческие платформы фундаменталистских религиозно – политических организаций, ориентированных на строжайшее следование исламским ценностям во всех областях жизни.
На современном этапе ислам сохраняет свои позиции как действенного фактора общественной и политической жизни, выполняет функции мировоззренческой и социально – культурной системы для своих приверженцев.
Ислам, как отмечает И.Н.Яблоков, играет важную роль во внутренней и внешней политике современных мусульманских стран и в международных отношениях.[4]
Мы рассмотрим особенности влияния исламской религии на примере Пакистана.
3.Ислам и его место в структуре государственной жизни Пакистана
На протяжении столетий политическая культура в той части Южной Азии, которая несколько десятков лет назад стала Пакистаном, складывалась под воздействием множества факторов.
Практически любое явление общественной и политической жизни Пакистана связано с исламской традицией.
Множественность проявлений этой традиции говорит о том, отмечает И.Н.Яблоков, что единого унифицированного ислама здесь нет и, очевидно, никогда не было.[5]
Вспомним колониальное прошлое Пакистана - он должен был принять и обустроить 7 - 9 миллионов беженцев, организовать свою жизнь с учетом существования двух провинций, разделенных более чем 1500 км. чужой территории, организовать экономику, коммуникации, транспорт, торговлю. Между народами нового государства часто не было взаимопонимания, отсутствовали опыт совместной жизни. Не было общего языка, политической партии, которая была бы в состоянии спаять воедино разрозненные компоненты общества, примирить существенные разногласия, добиваться компромиссов, которые не мешали бы достижению национальных целей.
Новое государство должно было абсорбировать немалое по численности немусульманское население. В целом же Пакистан в начале своего пути выглядел непрочным и весьма слабым. Это, несомненно, накладывало отпечаток на политическую культуру Пакистана, на менталитет граждан.
Взаимодействие внутренних, региональных и международных факторов в политическом Пакистане в процессе становления его государственности способствовало тому, что чаша весов склонилась в пользу армии и свела практически к нулю шансы политических партий и их лидеров внести свой вклад в развитие политического процесса.
Каковы же причины трепетного отношения пакистанского населения к вооруженным силам? Свою лепту внесли улемы, разработавшие «идеологию» Пакистана и в качестве главного пункта этой «идеологии» назвавшие армию гарантом независимости, территориальной целостности и процветания Пакистана.
Активная роль пакистанской армии в политике объясняется спецификой социально – экономического развития этой части колониальной Индии, результатом традиционного отношения англичан к северо – западу Индии, особенно к Пенджабу, как к бастиону, охранявшему колонию с севера и северо – запада. Это определяется и такими факторами, как конфронтация с Индией, страх, что последняя поглотит Пакистан, и надежда, что армия искоренит коррупцию.
Среди постоянных факторов, играющих в деле социально – экономического развития немаловажную роль, следует отнести религию.
Труды пакистанских историков показывают, что политическая культура в этой стране, складывающаяся на протяжении десятилетий испытывала на себе сильное, религиозное влияние улемов. Она основывалась на суевериях и фатализме. Именно эта культура повинна, в частности в том, что сельские жители (а их большинство населения) исходят в своих суждениях и предпочтениях из доктрины такдира (с арабск. «уважение», а пакистанском лексиконе – уважение к традициям, покорность судьбе), а значит, готовность принять все в жизни как божье предназначение.
В сложившейся ситуации главным фактором, определяющим политическую культуру в стране, относится ислам.
В Пакистане не существует единого ислама, религиозной идеологии, одинаково воспринимаемой всеми мусульманами. Существует доктринальный ислам городов, ислам улемов и так называемый народный ислам, ислам пакистанской глубинки. Ислам городов – это ислам сект, для которых идея единства всех мусульман является анафемой, что регулярно приводит к крупно и среднемасштабным кровопусканиям на сектантской почве, вспышкам агрессии и насилия. Миллионы людей, в основном в городах, находятся под влиянием доктринального ислама, становятся членами джихадистских организаций, носителями духа насилия и террора (мусульманский национализм).
Тот факт, что среди мусульман Южной Азии с самого начала не было единого подхода к идее мусульманского национализма, объясняется непоследовательностью и ограниченностью, а часто и беспринципностью улемов, пытавшихся донести ее смысл до широких масс верующих в извращенном виде.[6]
Партия Джамаате ислами во главе с лидером Абул ала Маудуди вначале категорически отвергала идею двух наций как попытку создать мусульманское государство враждебное идее исламского государства, подорвать единство мусульман. Позднее партия начала выступать в качестве последовательного поборника движения за создание Пакистана. Лозунг конфессионального обособленного мусульманского государства не имеет ничего общего с исламской идеологией, а преследовал цель создания секулярного демократического государства, отдельного от Индии.
Большинство населения Пакистана составляли представители «Деобандцы» - это последователи философии дар – уль – улюма, воспитанники основанной в 1867 г. Семинарии в Деобанде в Индии, известные своими взглядами на основные постулаты веры и резко настроенные против всего западного. Последователи противостоявшей деобандцам барелвийской школы представляли народный ислам, ведут свое происхождение со времен первых мусульманских завоеваний в Индии. Они более толерантны к Западу и к инакомыслию.
И деобандцы, и барелвийцы организовывались в политические партии – первая – в Джамаатул улемае ислами, вторая – в Джамаатул улемае Пакистан.
Причиной того, что в Пакистане никак не может утвердиться демократическая система, является верность традициям и предписаниям Корана. В попытках распространить грамотность и ликвидировать суеверия, руководители страны сталкиваются с недостатком средств и инертностью бюрократии. В течение столетий подавляющее большинство населения ежедневно слушает проповеди полуграмотных мулл, повторяющих истины, замешанные на фатализме и суеверии. По пятницам все верующие мусульмане посещают мечети, чтобы послушать проповедь хатиба. Но проповеди произносятся, как правило, на арабском языке, который чаще не понимается. Слово муллы: жить в соответствии с традицией, проповедовать доктрину такдира судьбы, то есть смиряться с существующим положением вещей, с нищетой. Одним из плодов такой жизненной философии стали регулярные этнические и религиозные сектантские конфликты, в результате которых гибло огромное число людей.
В Пакистане в политику вовлечена лишь элита общества. Низы остаются вне ее и являются пешками в руках не всегда честных политиков. Образованные пакистанцы давно поняли, что привнесение демократических принципов в местные условия и традиции, их гармоничное соединение – единственная надежда для Пакистана.
С.Ахмад хан утверждал, что путь к прогрессу лежит через ликвидацию неграмотности, поэтому главным направлением его деятельности стала организация и распространение образования среди мусульман. Он основал Магометанский англо – восточный колледж в Алигархе в 1847г., который в последствии стал Алигархским мусульманским университетом, оплотом идей мусульманского национализма. Помимо этого он посвятил огромное количество статей и выступлений разоблачению несостоятельности проповедей и выступлений улемов, под видом традиций в течение веков пропагандировавших косность и невежество. Свободно оперируя положениями Корана и Сунны, он доказывал, что догмы улемов не что иное, как неправильная, неграмотная интерпретация Священного писания. С.Ахмад – хану удалось частично нейтрализовать негативное влияние улемов на умы мусульман, благодаря ему политическая культура Пакистана обогатилась: она стала испытывать на себе влияние еще одного фактора, тоже исламского, но качественно другого по сравнению с проповедью и мудростью улемов.
Известный мусульманский философ и поэт Мохаммад Икбал считал, что приверженность улемов принципу таклида, то есть однозначного толкования положений писания никуда не приведут. Он призывал вернуться к практике применения иджтихада, то есть творческого осмысления всяких мусульманских доктринальных положений Корана. Признавая, что разом отказаться от вековой практики уважения таклида невозможно, но он считал наиболее рациональным и действенным путь иджмы или общего согласия, достигаемого через обсуждение. В политике, например, он рассматривал дебаты в законодательном органе и их результат как иджбу, то есть средство конечного принятия решений. Этот же принцип он считал обязательным в работе местных органов власти.
Постоянные дискуссии о том, что делать с производителями и потребителями алкоголя, что должны считать эталоном внешнего облика мусульманина (мусульманки), что может и чего никогда не должна делать женщина, как искоренить зло взимания банковского процента и т.п. наводит на мысль, что улемы являются наиболее агрессивными и нетерпимыми носителями исламских идей, находящих отклик среди масс простых мусульман, которые видят в них символ своей принадлежности к миру ислама. Значимость этого фактора хорошо понимают опытные пакистанские политики, которые используются этим в политических целях. Это, в свою очередь, оказало влияние на специфику государственной системы в Пакистане. 29 августа 1998 года Постоянный комитет Национальной ассамблеи по юридическим вопросам принял проект 15 конституционной поправки, предлагавшей считать законы шариата, то есть Коран и Сунну, а не конституцию, основным законом страны. Против закона немедленно выступили с протестами, которые сводились к следующему: шариат – это всего лишь правила, регулирующие внешнее поведение мусульман и не касающиеся вопросов внутренней мотивации и религиозной совести, в условиях, когда конституция страны уже содержит положения, в соответствии с которыми ислам является государственной религией и которые исключают принятие законов, противоречащих Корану Сунне.
Блинов А. отмечает, на современном этапе жизни Пакистан взял курс на развитие связей со странами Евросоюза, Россией; на разрешение проблем с Индией; на просвещение. Заместитель министра образования Саид Хасан сообщил, что вырабатывается стратегия «финансовой подпитки» медресе из госбюджета, то есть, взят курс на инкорпорирование частных религиозных школ в общую систему образования и оказание влияния на их программы.[7]
Нужно отметить и экономический подъем страны, в последние годы ВВП страны вырос на 6%, но нужно подчеркнуть, что иностранных капиталовложений мало.
А.Кашин. отмечает, что в Пакистане будет господствовать номинальная демократия, при которой формально функционирует отдельные ветви власти и институты демократии, но в которых ислам будет играть роль неотъемлемого и определяющего элемента.[8]
Заключение
Таким образом, рассмотрев общие особенности становления и развития ислама, особенности ислама как одного из религиозных вероисповеданий на примере Пакистана, мы можем утверждать, что ислам играет немаловажную роль в структуре государств.
Его влияние мы можем наблюдать во всех сферах жизни общества: в политике, образовании, культуре, в целом в укладе жизни той или иной страны.
Муршед С.И., посол Исламской Республики Пакистан, на круглом столе, который состоялся в Госдуме 1 ноября 2004 года, на котором обсуждались проблемы, поднятые в докладе межфракционного депутатского объединения в апреле 2004 года, отметил, что «исламский экстремизм» отражает непонимание или намеренную предвзятость в отношении ислама. Коран, по словам посла, исповедует мирные взаимоотношения и терпимость, запрещает агрессию. Знакомство с Кораном и подлинное изучение его поможет более просвещенному отношению к исламу. Именно такой политики поддерживается правительство Пакистана.[9]
Список используемой литературы
1. Блинов А. Новые ориентиры и старые заботы Пакистана// «Независимая газета», № 164, 2004.
2. Васильев Л.С. «История религий Востока», М., 1988.
3. Ислам: проблемы, идеологии, права, политика и экономика, 1985.
4. Кашин В. Пенджабский разлом// «Азия и Африка сегодня», № 2, 2003.
5. Морозова М. Пакистан// «Азия и Африка сегодня», № 6, 2001.
6. Плешов О. Пакистан: исламизация как фактор развития?// «Азия и Африка сегодня», № 9, 1999.
7. Плешов О. Пакистан: религия и политика// «Восток», № 4, 2000.
8. Плешов О. Пакистан: ислам как доминанта в политической культуре// «Восток», № 3, 2003.
9. Плешов О. Пакистан: ислам и политическая культура общества// «Азия и Африка сегодня», № 2, 2003.
10. Религии Древнего Востока (сборник статей), 1995.
11. «Религиозные традиции мира», М., 1996.
12. «Религии мира». Пособие для учебника по ред. Я.Н.Щапова, М., «Просвещение», 1994..
13. Яблоков И.Н. «Основы религиоведения», М., «Высшая школа», 2000.
[1] «Религии мира». Пособие для учебника по ред. Я.Н.Щапова, М., «Просвещение», 1994..
[2] Васильев Л.С. «История религий Востока», М., 1988.
[3] Васильев Л.С. «История религий Востока», М., 1988.
[4] Яблоков И.Н. «Основы религиоведения», М., «Высшая школа», 2000.
[5] Яблоков И.Н. «Основы религиоведения», М., «Высшая школа», 2000.
[6] Плешов О. Пакистан: ислам как доминанта в политической культуре// «Восток», № 3, 2003.
[7] Блинов А. Новые ориентиры и старые заботы Пакистана// «Независимая газета», № 164, 2004.
[8] .Кашин В. Пенджабский разлом// «Азия и Африка сегодня», № 2, 2003.
[9] Плешов О. Пакистан: религия и политика// «Восток», № 4, 2000.