Содержание


Введение_______________________________________________________ 3

Общие положения тактики допроса______________________________ 4

Подготовка к допросу____________________________________________ 6

Установление психологического контакта_________________________ 8

Тактические приемы и ситуации допроса, их психологические основы__ 9

Тактические комбинации и их использование при допросе___________ 13

Заключение____________________________________________________ 16

Литература___________________________________________________ 17


Введение

Допрос - это самое распространенное следственное и судебное действие, заключающееся в получении и фикса ции непосредственно от допрашиваемого лица, каковым является свидетель, потерпевший, подозреваемый или обвиняемый, показаний об обстоятельствах, имеющих значение по делу, и производимое в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом.

Целью всякого допроса является получение полных и достоверно отражающих действительность показаний. Эти показания являются источником доказательства, а содержащиеся в них фактические данные — доказательствами. Предмет допроса, 'включающий круг сведений, подлежащих выяснению при допросе, не ограничивается только предметом доказывания (события преступления, характер вины, причины и условия, способствовавшие совершению преступления и т. п.), а включает в себя и обстоятельства, не входящие в предмет доказывания, такие, например, как сведения об очевидцах расследуемого события, о хранении похищенного имущества, данные о месте нахождения скрывающегося преступника и т. д.

Успешность осуществления допроса зависит от того, насколько лицо, производящее допрос, четко представляет, какую информацию и с помощью каких приемов и средств оно намерено получить от допрашиваемого. В то же время следует иметь в виду, что процесс формирования показаний — от восприятия до передачи информации — носит психологический характер, на который влияют многочисленные объективные и субъективные факторы, которые могут отрицательно повлиять на полноту и объективность показаний. К их числу можно отнести неблагоприятные для наблюдения погодные условия (дождь, туман, снегопад, освещенность и т. д.), значительное расстояние до наблюдаемого события, кратковременность события или наблюдения, ошибки в оценке жестов или движений преступника, связанных с нападением или защитой, свойства памяти, способность удерживать в сознании материал, эмоциональное состояние допрашиваемого в момент допроса и т. д.

В зависимости от процессуального положения допрашиваемого, а следовательно, и от предмета допроса различают следующие виды допроса: свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого (подсудимого), эксперта. Особым видом допроса является допрос на очной ставке.

Общие положения тактики допроса


Несмотря на различную процессуальную регламентацию и тактику допроса, существуют некоторые общие положения процессуального и тактического характера, используемые при производстве допроса любого вида.

Общие положения процессуального характера сводятся к следующему:

1) закон запрещает домогаться показаний путем насилия, угроз и иных незаконных мер;

2) допрос осуществляется в месте производства предварительного следствия. Однако следователь вправе, если признает это необходимым, произвести допрос в месте нахождения допрашиваемого;

3) свидетель, потерпевший, а также подозреваемый и обвиняемый, находящиеся на свободе, вызываются к следователю повесткой, которая вручается им под расписку. Повестка может быть передана также телефонограммой или телеграммой. В повестке должно быть указано, кто вызывается в качестве допрашиваемого, куда, к кому и когда (день и час) надлежит явиться и последствия неявки;

4) вызванный на допрос обязан явиться к следователю; при неявке без уважительной причины он может быть подвергнут приводу;

5) каждый допрос следователь оформляет протоколом.

Общие положения тактики допроса характерны для каждого вида допроса независимо от того, по какой категории уголовных дел он проводится. К ним можно отнести активность, целеустремленность, объективность, полноту, учет при допросе свойств личности допрашиваемого.

Говоря об активности допроса, следует отметить, что инициатива в этом следственном действии должна оставаться всегда за следователем, имеющим возможность в рамках закона использовать все необходимые тактические приемы для достижения цели.

Целеустремленность предполагает проведение допроса с заранее обдуманной целью и обеспечивается наличием у следователя полного представления о предмете допроса.

Объективность и полнота предусматривают требование дословного по возможности изложения показаний в протоколе допроса, без их сокращения.

Допрос с тактической точки зрения может быть условно разделен на три последовательные стадии: вступительную, свободный рассказ допрашиваемого и ответы на вопросы следователя. [1]

На первой стадии следователь должен удостовериться в личности явившегося на допрос, выяснить все необходимые анкетные данные, разъяснить допрашиваемому, в качестве кого он допрашивается, его процессуальные права и обязанности, на каком языке он будет давать показания.

Вторая стадия — это свободный рассказ допрашиваемого. Форма свободного рассказа способствует активизации ассоциативных связей и восстановлению в памяти забытого. В силу этого не следует перебивать свободное изложение вопросами. Лишь при явном отклонении от предмета допроса следователь может сделать соответствующее указание допрашиваемому. По окончании свободного рассказа следователь в случае необходимости уточнить, и дополнить свободный рассказ, получить данные для проведения проверки достоверности показаний, а также изобличить допрашиваемого во лжи, если его показания могут вызвать подозрение, задает допрашиваемому вопросы.

Различают первоначальный, повторный и дополнительный допросы.

При первоначальном допросе предмет допроса выясняется в полном объеме, за исключением случаев, когда следователь по тактическим соображениям считает возможным не касаться определенных обстоятельств, выяснение которых требует проведения других следственных действий.

Целью повторного допроса является детализация ранее полученных показаний, их уточнение, сравнение с первоначальными показаниями на предмет выявления между ними возможных противоречий и убеждение допрашиваемого дать показания, соответствующие, действительности, если есть основание полагать, что первоначальные показания неправдивы.

Дополнительный допрос — это процесс получения показаний о тех обстоятельствах, о которых не шла речь на предыдущих допросах. Цель этого допроса — восполнение, дополнение уже полученных показаний.

Подготовка к допросу

Успех допроса во многом зависит от тщательности его подготовки. Подготовка к допросу включает целый комплекс вопросов: определение предмета допроса, изучение материалов уголовного дела, установление лица (в том числе и оперативно-розыскным путем), располагающего информацией для установления истины, и его взаимоотношений с лицами, о которых его следует допросить, выбор момента и места допроса, определение способа вызова на допрос, изучение личности допрашиваемого, подбор вещественных доказательств и иных материалов, которые могут быть использованы при допросе, обеспечение техническими средствами допроса (например, звуко- и видеозапись и т. д.), обеспечение, когда это требуется, участия переводчика, защитника, педагога и других лиц, изучение вопросов, носящих производственно-технический и другой специальный характер, определение очередности допроса, если обстоятельства, подлежащие выяснению, известны ряду лиц, составление плана допроса.

При подготовке допроса должна быть четко, ясно и конкретно намечена цель, обстоятельства, которые должны быть выяснены. Если следователь этого не сделает, то допрос будет проведен нецелеустремленно, бессистемно и неэффективно. Тщательно изучаются материалы уголовного дела, анализируются и оцениваются все имеющиеся доказательства, выясняются обстоятельства, которые подлежат доказыванию по данному событию, кого следует допросить и для выяснения каких вопросов.

На данном этапе изучается и личность допрашиваемого с целью установления с ним в дальнейшем психологического контакта. Правда, изучение личности продолжается и в ходе самого допроса. Для этого производится детальный анализ документов, находящихся в деле; сбор сведений по месту работы или учебы; изучение материалов архивных уголовных дел, если допрашиваемый был ранее судим или проходил по делу в качестве свидетеля; собирание сведений о данной личности в процессе проведения других следственных действий. [2]

Изучение личности в процессе допроса предполагает наблюдение за манерой держаться, за выражением лица, так как, что бы человек ни говорил, его внутреннее отношение к предмету разговора передается через выражение лица. Внимательно наблюдая за допрашиваемым, иногда удается понять, действительно ли он так спокоен или это следствие сильной воли и хорошей выдержки. Излишне медленная речь, частая и несколько судорожная зевота, смена положения рук и общая скованность могут свидетельствовать о скрытом волнении. Следует обращать внимание не только на то, о чем говорит допрашиваемый, но и как он это говорит.

Подготовка к допросу завершается разработкой письменного плана допроса, куда включаются основные его элементы — вопросы, подлежащие выяснению, их формулировки, последовательность выяснения и используемые при этом материалы, когда и в какой последовательности следует предъявлять доказательства. Форма плана может быть произвольной.

Встречаются ситуации, когда на подготовку к допросу времени мало. В таких случаях при простых допросах допустимо мысленное планирование или составление только перечня вопросов, которые будут заданы допрашиваемому.

Криминалистической науке и следственной практике известны следующие основные разновидности вопросов, которые используются по целевому назначению при допросе: 1) основные, задаваемые для выяснения предмета допроса в целом; 2) дополняющие, служащие для восполнения упущенных при свободном рассказе допрашиваемого обстоятельств; 3) уточняющие, задаваемые для конкретизации определенных обстоятельств или фактов; 4) напоминающие, предназначенные для оказания помощи в припоминании забытого; 5) изобличающие допрашиваемого в даче ложных показаний.

На стадии подготовки к допросу решается также вопрос о криминалистическом прогнозировании поведения допрашиваемого. Особенно это касается допроса подозреваемого и обвиняемого. Следователь должен мысленно определить вероятное поведение подозреваемого и обвиняемого и на основе собранной информации о допрашиваемом предсказать, как будут влиять его действия на поведение подозреваемого и обвиняемого в ходе допроса; предусмотреть запас возможных альтернативных вариантов поведения в ходе допроса в зависимости от позиции подозреваемого или обвиняемого; предусмотреть комплекс тактических приемов и комбинаций с тем, чтобы при необходимости применить наиболее эффективные.

Для решения этих вопросов используются приемы рефлексии, т. е. способность следователя имитировать мысли, действия и отдельные поступки противоборствующей стороны. Прогнозирование поведения должно продолжаться и в ходе допроса.

Установление психологического контакта


Результативность допроса во многом определяется установленным психологическим контактом. Для этого надо иметь представление о психологических особенностях допрашиваемого, определить цель общения-допроса.

Учет при допросе свойств личности допрашиваемого предполагает ознакомление с психологической характеристикой личности, с его культурным и образовательным уровнем, психикой, мировоззрением и т. д. Без учета этих фактов невозможно установить психологический контакт с лицами, проходящими по делу. Психологическая характеристика личности характеризуется делением людей на две категории — интровертов и экстравертов. Если первые — это люди, которые не склонны сразу доверять тому, что Вы им говорите, а должны соотнести это со своим внутренним миром, а уже потом ответить определенным поведением, то вторые — полная противоположность первым.

Психика экстраверта такова, что его первейшая непроизвольная реакция на внешний раздражитель — ринуться к нему. Однако законченный тип экстраверта такая же редкость, как и законченный тип интроверта. Большинство людей принадлежат к промежуточному типу психики.

Любое общение создает у общающихся некоторое напряжение, стресс. Иногда это незаметно, а иногда проявляется очень ярко. Поэтому возникшее напряжение следует снять. Если напряжение, возникшее в начале допроса, не будет снято или преодолено, он не даст нужных результатов. Главное в установлении психологического контакта — возбуждение у допрашиваемого интереса к предстоящему допросу. [3]

Основными средствами формирования психологического контакта являются тактические действия и приемы допроса. К таковым относятся: 1) доходчивое, тщательное разъяснение допрашиваемому процессуальных прав (особенно обвиняемому), предоставленных ему законом в связи с предстоящим допросом; 2) стимулирование активного интереса к предстоящему допросу; 3) мобилизация памяти допрашиваемого; 4) разъяснение значения (особенно для обвиняемого) положительных для него последствий чистосердечного признания и отрицательных в случае отказа от дачи показаний. Этот перечень не является исчерпывающим.

Тактические приемы и ситуации допроса, их психологические основы


Умелое проведение допроса и получение достоверных показаний во многом зависит от правильного выбора тактических приемов, примененных допрашивающим. Используемые при допросе тактические приемы должны соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к ним, так и особенностям личности допрашиваемого, степени доказанности участия подозреваемого в совершении преступления, его роли в этом и взаимоотношениям с другими подозреваемыми.

Криминалистической и следственной практикой выработаны следующие наиболее часто встречающиеся тактические приемы допроса:

1) использование метода убеждения, направленного на разъяснение допрашиваемому вредности в нравственно-правовом смысле отказа от сообщения известных ему сведений об обстоятельствах совершенного преступления. В процессе убеждения следователь должен уметь объяснить допрашиваемому аморальный характер занятой им позиции запирательства. Мотивами последнего могут быть чувство страха перед грозящим наказанием, стыд за содеянное, боязнь мести со стороны соучастников, а иногда и недоверие к следователю и органам правосудия вообще. Разрушение преград на пути к объективным показаниям должно сочетаться с актуализацией, т. е. пробуждением и оживлением положительных нравственных качеств, которые имеются у любого человека, например обращается внимание допрашиваемого на доказательства, свидетельствующие о его прошлых заслугах, благородных, мужественных поступках и т. д;

2) предъявление доказательств осуществляется в целях вспоминания забытых обстоятельств добросовестным допрашиваемым, ориентирования его на изложение сведений о фактах, интересующих следствие, детализации и конкретизации показаний для исключения зависимости установления истины от позиции, занятой допрашиваемым; изобличения допрашиваемого, дающего заведомо ложные показания; нейтрализации установки допрашиваемого, отказывающегося давать показания, и формирования у него установки на дачу полных и действительных показаний.

Доказательства предъявляются тремя основными способами: а) в нарастающей последовательности их доказательственного значения; б) в противоположной последовательности; в) одновременное предъявление всех имеющихся доказательств в их совокупности.

Предъявляя каждое доказательство, следует фиксировать это в протоколе допроса. Полученный ответ должен быть точно записан. В отдельных случаях целесообразно под каждым ответом получать подпись допрашиваемого;

3) стимулирование припоминания забытых допрашиваемым обстоятельств с помощью ассоциаций по смежности (во времени и пространстве), сходству и противоположности. [4]

Когда свидетель забыл какие-то факты, не может воспроизвести детали воспринятого, ему могут быть заданы вопросы, помогающие вспомнить обстоятельства и факты, тем или иным образом связанные или даже не связанные с происшедшим событием, а последние он мог легче запомнить и по ассоциации. Оживлению в памяти забытого по ассоциации способствует предъявление допрашиваемому предметов, документов, планов и схем места происшествия, фотографий, рисунков, выход с допрашиваемым на место происшествия. Наконец, полезным может оказаться применение методов аналогии и сравнения, т. е. допрашиваемому ставятся вопросы о фактах, которые им воспринимались одновременно или близко по времени с интересующим событием (ассоциация по времени), или об объектах, которые находились на месте происшествия (ассоциация по месту нахождения). Сами по себе показания могут не иметь никакого отношения к делу, но помогают допрашиваемому вспомнить забытое им обстоятельство. Ассоциации по сходству можно использовать в тех случаях, если допрашиваемый, например, забыл внешность человека, его фамилию и т. д. Для этих целей в первом случае допрашиваемому может быть предъявлен альбом фотокарточек, "фоторобот", "изо-робот" и т. д., а во втором — ему предлагается посмотреть, например, телефонную книгу с фамилиями абонентов и т. д. Ассоциации по контрасту основаны на контрасте с тем объектом, который необходимо припомнить, например черный — белый, низкий —высокий, маленький — большой и т. д. Эту же цель может выполнить заданный допрашиваемому вопрос о том, чем отличается ситуация, о которой дается показание, от обычного положения вещей;

4) проверка соответствия данных, содержащихся в показаниях, другим доказательствам осуществляется с уже имеющимися доказательствами. При соответствии показания достаточно проверенным доказательствам можно сделать вывод о достоверности показаний, а при несоответствии — о их ложности. Для проверки достоверности показаний следует иметь в виду два момента: а) выяснить, откуда известны допрашиваемому сообщаемые сведения:

если он сам наблюдал то или иное событие (выясняется, когда, где и при каких обстоятельствах) или узнал о нем от других лиц (выясняется, от кого именно, когда и при каких обстоятельствах); б) кто может подтвердить сообщаемые сведения и каким образом они могут быть проверены. При несоответствии даваемых показаний может быть два варианта: а) показания полностью или частично ложные; б) на полноту и правильность показаний могли повлиять факторы забывчивости допрашиваемого, его добросовестного заблуждения;

5) предупреждение ложных показаний и разоблачение лжесвидетельства. Могут встречаться следующие приемы обработки фактических обстоятельств дела: а) исключение, сокрытие (умолчание) определенных элементов описываемых событий; б) дополнение описываемого события вымышленными деталями или элементами, при помощи которых ему придаются нужный характер и окраска; в) замена всего события или отдельных его элементов вымышленными или реальными событиями или элементами. Приведенные приемы могут использоваться как в чистом виде, так и в различных комбинациях и сочетаниях.

Универсального средства разоблачения допрашиваемого, дающего ложные показания, не существует. Все тактические приемы для разоблачения лжи по своему характеру и направленности могут быть разделены на три группы:

приемы эмоционального воздействия, приемы логического воздействия, тактические комбинации.

Зависимость степени воздействия тактических приемов от различных обстоятельств, возникающих в ходе допроса, ситуативный характер делают это деление условным, так как один и тот же прием в одной ситуации может оказаться эффективным в силу своего эмоционального воздействия на допрашиваемого, а в другой — стать средством логического убеждения.

К числу приемов эмоционального воздействия при изобличении во лжи свидетеля и потерпевшего можно отнести:

а) убеждение в антигражданском характере занятой позиции; б) разъяснение правовых последствий ложных показаний; воздействие на положительные стороны личности допрашиваемого — чувство собственного достоинства, идейность, благородство и т. п.; в) разъяснение вредных последствий дачи ложных показаний для близких допрашиваемому лиц из числа потерпевших, подозреваемых, обвиняемых.

Если ложные показания дают подозреваемый или обвиняемый, то в качестве таких приемов могут использоваться:

а) разъяснение вредных последствий запирательства и лжи и, наоборот, благоприятный исход последствий признания своей вины и активного содействия расследованию совершенного преступления; б) использование положительных сторон личности допрашиваемого, его увлечений, профессионального мастерства, привязанностей и т. д.; в) использование фактора внезапности путем постановки неожиданных вопросов в ситуации, когда допрашиваемый их не ждет и внутренне не готов ответить ложью; г) использование его зависимости от отдельных соучастников, его сомнения в их "надежности" и способности до конца придерживаться на следствии ранее оговоренной линии поведения.

К приемам логического воздействия относятся: а) предъявление доказательств, опровергающих информацию допрашиваемого; б) предъявление доказательств, требующих от допрашиваемого детализации показаний, в результате чего выявятся противоречия между ними и показаниями соучастников; в) логический анализ противоречий, имеющихся в показаниях допрашиваемого, необъяснимых с точки зрения его толкования случившегося; г) противоречия логического характера между интересами допрашиваемого и его соучастников.

Тактические комбинации и их использование при допросе


Тактическую комбинацию следует понимать как оптимальное сочетание тактических приемов, применяемых в процессе производства отдельного следственного действия (в данном случае допроса), направленного на решение конкретной промежуточной задачи расследования (в данном случае полных и достоверных показаний) и обусловленное сложившейся следственной ситуацией.

Тактические комбинации направлены на эффективное производство допроса и допускают возможность неправильной их оценки допрашиваемым, что объективно влечет за собой его изобличение во лжи. Тактическая комбинация не может базироваться на обмане допрашиваемого, под которым понимается сознательное распространение ложных утверждений, но в то же время она направлена на создание ситуации, базирующейся на основе истинных фактов, которые могут быть правильно или неправильно истолкованы самим допрашиваемым без провокации к неправильному истолкованию со стороны допрашивающего.

К тактическим комбинациям, используемым в ходе допроса, можно отнести:

а) создание у допрашиваемого преувеличенного представления об осведомленности следователя об обстоятельствах дела. Сюда можно включить создание преувеличенного представления об осведомленности следователя путем использования данных о личности допрашиваемого и его поведении накануне допроса; посредством формирования у допрашиваемого убежденности в наличии важной улики;

путем формирования у допрашиваемого субъективного мнения о гораздо большем объеме информации, содержащейся в показаниях его соучастника или свидетеля; путем использования доказательств, полученных при производстве других следственных действий и в первую очередь обыска, производимого в отсутствие допрашиваемого, но одновременно с его допросом; создание преувеличенного представления следователя о всем объеме преступной деятельности допрашиваемого;

б) сокрытие от допрашиваемого осведомленности следователя о тех или иных обстоятельствах дела. В отдельных случаях допрашиваемый тоже пытается узнать о степени осведомленности следователя по тем или иным эпизодам или в целом по совершенному преступлению;

в) метод косвенного допроса, сущность которого состою в том, что заинтересованный в сокрытии истины допрашиваемый временно остается в неведении относительно отдельных обстоятельств, в действительности интересующих следователя. И лишь косвенно получив об этих обстоятельствах возможные объяснения допрашиваемого, следователь задает основной, интересующий его вопрос;

г) создание ситуации, вызывающей проговорки допрашиваемого. В этом случае создается ситуация, когда допрашиваемый вынужден пространно изложить объяснения событий, в ходе которых среди ложной информации будет сообщена и достоверная в силу непонимания им значения сообщаемых фактов;

д) тактические приемы из разряда так называемых "следственных хитростей", "следственных ловушек", хотя названия неудачны и не отражают их истинного содержания. По существу это приемы правомерного психологического воздействия, без которых расследование теряет властный характер. Они должны осуществляться в рамках уголовно-процессуального законодательства, а сущность их подчинена законам логики и психологии, нравственным принципам. Одной из основных целей совокупности этих тактических приемов является выявление осведомленности допрашиваемого об устанавливаемой информации, которую он умышленно скрывает или искажает. Понятия "следственная хитрость", "психологическая ловушка" нетождественны понятию "обман". Скорее всего в данном случае речь идет о дезинформации, в основе которой лежит использование следователем достоверной информации, фактических данных. Нередко эти данные сами по себе не имеют решающего значения и при предъявлении их в обычной обстановке не могут побудить недобросовестного допрашиваемого к изменению его позиции в сторону правдивости. Однако при наличии определенных психологических предпосылок эти достоверные сведения могут приобрести в глазах допрашиваемого особую значимость и субъективно свидетельствовать о большей, чем в действительности, осведомленности следователя. [5]

В качестве научно-технического средства обнаружения лжи в отдельных странах используется полиграф (лай-детектор, детектор лжи), изобретенный в США в 1921 г. В нашей республике на сегодняшний день нет достаточных научных и правовых предпосылок использования его в качестве дополнительного средства получения доказательств и определения искренности показаний подозреваемого.

В процессе допроса имеют место тактические ситуации двух типов: бесконфликтные и конфликтные. Для первой характерно полное или частичное совпадение интересов допрашиваемого и допрашивающего, непротиворечивость цели этого следственного действия; для второй — соперничество и противодействие сторон допроса, сознательное стремление к противоположным целям. Источники конфликтов могут быть самыми разными.

При бесконфликтной ситуации основная тактическая задача следователя заключается в том, чтобы выяснить и зафиксировать показания допрашиваемого в полном объеме его осведомленности, конкретизировать и детализировать их так, чтобы каждое из фигурирующих в них обстоятельств могло быть проверено и подкреплено иными доказательствами.

При конфликтной ситуации необходимо побудить допрашиваемого к правдивым показаниям, если он их не дает либо установить и устранить мотивы ложных показаний Выражением остро конфликтной ситуации в процессе до проса обвиняемого является его отказ от дачи показаний В таком случае следует разъяснить обвиняемому, что подобная линия поведения лишает его возможности давать объяснения, которые могут помочь ему, и ставит в положение быть оговоренным другими обвиняемыми.

 

Заключение


Заключительной стадией допроса является составление протокола, к которому предъявляются определенные требования: а) показания должны записываться от первого лица и по возможности дословно; б) заданные допрашиваемому вопросы и полученные на них ответы в случае необходимости должны отмечаться в протоколе дословно;

в) если допрашиваемый требует внести в протокол допроса дополнения и исправления, то это должно быть сделано; г) по окончании допроса протокол должен быть прочитан допрашиваемому; д) в случае просьбы допрашиваемого ему должно быть предоставлено право собственноручно написать свои показания; д) всякие исправления, сделанные в протоколе, должны быть оговорены: е) протокол подписывается допрашиваемым и следователем, а в случае участия в допросе иных лиц и ими.

Литература


                    Криминалистика: Учебник. /Под ред. В.А. Образцова. - М.: Юристъ, 1999.

                    Куклин В. И. Криминалистическая методика: Учебное пособие. – Тверь, 1992.

                    Майданов А. С. Процесс научного творчества. - М., 1983.

                    Селиванов Н. А., Танасевич В. Г., Эйсман А. А., Якубович Н. А. Советская криминалистика. Теоретические проблемы. – М., 1998.

                    Тактика допроса., М., 1970 г.



[1] Криминалистика: Учебник. /Под ред. В.А. Образцова. - М.: Юристъ, 1999.

[2] Тактика допроса., М., 1970 г.

[3] Криминалистика: Учебник. /Под ред. В.А. Образцова. - М.: Юристъ, 1999.

[4] Куклин В. И. Криминалистическая методика: Учебное пособие. – Тверь, 1992.

[5] Куклин В. И. Криминалистическая методика: Учебное пособие. – Тверь, 1992.