Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Использование компьютерной техники в деятельности следователя.... 5

Автоматизация информационных дактилоскопических систем............ 6

Автоматизация составления субъективных портретов............................ 8

Заключение.................................................................................................... 9

Использованная литература...................................................................... 10

Введение

Эффективность борьбы с преступностью определяется уровнем организации оперативной, следственной, профилактической работы, проводимой органами внутренних дел. В свою очередь, результаты этой работы зависят от качества информационной поддержки, поскольку основные усилия практических работников в расследовании, раскрытии и предотвращении преступлений так или иначе связаны с получением необходимой информации, именно эти функции и призваны обеспечить система информационного обеспечения органов внутренних дел, которая поддерживает в настоящее время значительный объем информации. В состав системы входят около 6 тысяч горрайорганов, 109 информационных центров министерств и управлений, 60 информационных подразделений управлений внутренних дел на транспорте, а также большое число предприятий и учреждений.

Сейчас большинство регионов России приступило к созданию региональных информационных систем, но эти процессы пока еще носят стихийный характер. Разрабатываемые системы зачастую реализуют собственный язык манипулирования данными, свои потоки и форматы данных, свои решения в части архитектуры и выбора технических средств. Такой подход может сделать невозможным в дальнейшем реализацию единого информационного пространства.

В целом в органах внутренних дел России в автоматизированном режиме с помощью ЭВМ обрабатываются задачи оперативно - розыскного и справочного назначения с количеством обрабатываемых запросов примерно 10 млн. в год, а также задачи учетно-статистического, управленческого и производственно-экономического назначения. Всего же в машинном контуре ежегодно обрабатывается свыше 150 млн. документов.

Сейчас в органах внутренних дел России накоплен значительный массив оперативно-розыскной и справочной информации, необходимой работникам правоохранительных органов для проведения оперативно-следственных и розыскных мероприятий, а также для решения других служебных задач.

Развитие электронных средств сбора, обработки и передачи информации обусловило активное внедрение новых информационных технологий во все сферы деятельности общества и в том числе и в правоохранительную. Ещё 5-6 лет назад маломощные персональные компьютеры применялись в ОВД для выполнения, в основном, управленческих работ и лишь за редким исключением могли быть использованы в качестве автоматизированных рабочих мест по профилю оперативно-розыскной деятельности, а тем более в информационных сетях. Но уже сегодня в системе ОВД России эксплуатируется более 60 тысяч персональных компьютеров, из них около 45 тысяч в качестве АРМ оперативного работника или следователя, в дежурных частях и в качестве терминалов в локальных сетях.

Использование компьютерной техники в деятельности следователя

Основным направлением использования компьютерной техники в деятельности следователя при расследовании и  предотвращении преступлений являются:

Создание и ведение криминальных учетов;

Создание и ведение дактилоскопических учетов;

Составление субъективных портретов.

Автоматизация криминальных учетов

Криминальные учеты предназначены для оперативного информационного обслуживания раскрытия и расследования, а также предупреждения преступлений. Эти учеты в настоящее время ведутся на межгосударственном, федеральном, региональном, республиканском, краевом и областном уровнях. Также существуют локальные учеты, существующие в пределах определенного органа внутренних дел. Особую роль в раскрытии и расследовании преступлений играют централизованные и региональные учеты, ведущиеся в органах внутренних дел.

Накапливаемая в этих учетах оперативно-справочная, ро­зыскная и криминалистическая информация именуется криминальной. Учеты классифицируются по функциональному и объектово­му признакам. Функционально учеты разделяются на три груп­пы: оперативно-справочные, розыскные и криминалистические. По объектному признаку учеты разделяют на три группы: учеты лиц, преступлений (правонарушений) и предметов. 

Информационную базу системы составляют оператив­но-справочные, розыскные и криминалистические учеты и кар­тотеки, сосредоточенные в ГИЦ МВД России и ИЦ МВД, УВД, УВДТ и локальные учеты горрайорганов.

Централизованные розыскные учеты на федеральном уровне ведутся совместно с централизованными криминалистическими учетами. В дальнейшем они будут информационно объединены в автоматизированном контуре на основе ФБКИ в интегрированную базу данных.

Автоматизация информационных дактилоскопических систем

С конца 80-х гг. начались активные попытки внедрения в деятельность ОВД автоматизированных информационных дактилоскопических систем (АДИС) на основе персональных компьютеров, с помощью которых можно автоматически кодировать отпечатки и следы пальцев рук, сохранять их изображение в памяти и производить качественный сравнительный анализ. Однако при создании таких систем возникли трудности, так как следы и отпечатки пальцев рук очень трудны для машинной обработки: в них нет устойчивости признаков ни по наименованию, ни по размерам, ни по топографическим и геометрическим параметрам. Вначале этот процесс был неорганизован, хаотичен; многие подразделения органов внутренних дел на свой страх и риск приобретали неапробированные дактилоскопические  си­стемы, неся ненужные при этом материальные и трудовые затраты. Этот период по­казал, что импортные дактилоскопические системы слишком дороги, некоторые из них (например, «Дермалог») очень требовательны к качеству следов и отпечатков пальцев рук. Многие отечественные АДИС оказались недоработанными и на практике приносили мало пользы. Лишь с начала 90-х гг. процесс начал приобретать первые признаки организованности: в 1992 - 1993 гг. по инициативе ЭКЦ МВД России было впервые проведено конкурсное тестирование более десятка АДИС. Тестирование в полном объеме прошли лишь четыре отечественные си­стемы, которые приказом МВД России от 3 августа 1993 г. № 365 были представ­лены к проведению опытных испытаний в ряде УВД. В мае 1994 г. на научно-методическом совете в ЭКЦ МВД России были выделены особо две из этих четы­рех систем:

«Папилон», разработчик - ТОО «Системы Папилон» (г. Миасс Челябинской области);

«Сонда-Фрес», разработчик - СП «Совиндейта» (г. Миасс Челябинской области).

После годичной опытной эксплуатации систем было проведено их окончатель­ное тестирование, результаты которого подтвердили вывод научно-технического совета. В настоящее время проходит активное внедрение этих систем в деятельность ОВД Российской Федерации. Полученный в ходе этого опыт, а также опыт внедрения АДИС в других областях Российской Федерации позволил выявить некоторые тенденции,  сложности и проблемы.

В ГОРОВД не имеется полного дактилоскопического учета на тех лиц, которые уже формально подлежат постановке на учет. Системности в постановке и снятии с учета подучетных  лиц, как правило, нет. И одной из первых проблем, возникающих в ходе внедрения АДИС, оказывается недостаток дактилокарт для введения в память ЭВМ. Основная часть областной  базы данных в АДИС - дактилокарты, поступившие из следственных изоляторов, на лиц, находящихся под следствием или ранее судимых.

Еще одна проблема - низкое качество дактилоскопирования. Отпечатки пальцев рук на дактилокартах «забиты» типографской краской или, наоборот, не пропечатаны. Часто они перепутаны по расположению на дактилокарте, накладываются один на другой, выполнены со сдвигом в процессе прокатки пальца. Бумага, на которой производится дактилоскопирование, рыхлая, волокнистая, не чисто белого цвета. Записи о данных дактилоскопируемого лица выполнены небрежно, неполно. Такие важные для поиска и постановки  на учет установочные данные, как Ф. И. О. и год рождения, читаются неоднозначно. Только около 10—30% дактилокарт, поступающих из ГОРОВД, удовлетворяют требованиям, предъявляемым к качеству дактилоскопирования подучетных лиц.

Следующая проблема - отработка следов рук, изымаемых с мест преступлений, по отпечаткам потерпевших, материально ответственных и других лиц, следы которых могли быть оставлены вне связи с преступлением. Следотеки в значительной степени «засорены» подобными следами.

Многие из перечисленных проблем могут быть сняты принятием единого нормативного документа, регламентирующего порядок формирования и использования дактилоскопических учетов и оперативно-розыскной, следственной и архивной работе. Уже сам факт его издания послужит мощным импульсом к наведению порядка в этом важном деле.

Автоматизация составления субъективных портретов

Использование субъективных портретов существенно расширяет возможности при установлении личности преступников, скрывшихся с мест происшествия, и иных лиц, имеющих отношение к расследуемому событию.

Субъективный портрет является специфическим объектом, используемым при отождествлении личности по признакам внешности. Для наиболее полного и быстрого раскрытия преступлений важно повысить эффективность использования сведений, поступающих от свидетелей и потерпевших – очевидцев совершения преступлений.

С учетом этих обстоятельств ВНИИ МВД с 1966 года ведется работа по созданию прибора, который позволил бы объективизировать, а, следовательно, и улучшить процесс использования показаний очевидцев в розыске преступников. Необходимость в его разработке возникла в связи с тем, что используемые в зарубежной криминалистической практике идентификационные комплекты не давали возможности составлять пригодные для розыска портреты из-за несоответствия  комплектов антропологическому составу  населения нашей страны.

Заключение

Внедрение в практику ОВД компьютерных систем составления субъективных портретов позволяет получить ряд преимуществ по сравнению с традиционными системами.

Использование пространственных перемещений  (плоскостных трансформаций) элементов внешнего облика и их отдельных частей, изменение цвета и тона изображений, размеров и взаиморасположения отдельных элементов лица, дорисовка, ретушь, внесение со­путствующих признаков (признаки одежды).

Сокращение временных затрат, требующихся на изготовление портретной композиции, за счет устранения трудоемких операций по подбору элементов внешности, монтажу портрета и доработке его от­дельных деталей.

Исключается время, затрачиваемое при использовании фотографической фиксации и тиражирования субъективного портрета. Быстрая распечатка портрета с помощью принтера позволяет организо­вать его немедленное использование в оперативно-розыскных меро­приятиях.

Возможность подготовки и распечатки одновременно с изготов­лением портрета текста розыскной ориентировки, а также его последую­щее тиражирование.

Запоминание и сохранность полученного портрета в целях по­следующего его использования при работе с другими очевидцами и для проверки по картотеке субъективных портретов.

Использованная литература

1.     Концепция развития информационного обеспечения органов внутренних дел в борьбе с преступностью: М., ГИЦ МВД РФ, 1993.

2.     Опыт развития систем связи, внедрение в оперативно-служебную деятельность спецтехники и автоматизации процессов управления: Томск, 1998.

3.     Организация деятельности информационных работников горрайлинорганов внутренних дел: М., ГИЦ МВД РФ, 1997.

4.     Орлов Н.В.  Практика использования программы «ФРС» для составления компьютерных субъективных портретов разыскиваемых лиц: М., 1995.