Содержание:


Введение. 3

1. Анализ структуры товарооборота и ее изменений. 4

2.Анализ розничного товарооборота ООО Шерри. 10

2.1. Основные факторы, влияющие на изменения розничного товарооборота  10

2.2. Общий товарный баланс по магазину, его составление и анализ. 17

2.3. Исчисление объема розничного товарооборота при различных слагаемых товарного баланса. 19

2.4. Товарный баланс с выделением продовольственных и непродовольственных товаров. 24

Заключение. 27

Список литературы.. 30

 

Введение


Товарооборот  относится  к  числу  важнейших  показателей  плана экономического  и  социального  развития. Он  оказывает  влияние  как  на  производство, так  и  на  потребление.

Розничный  товарооборот  по  своему  составу  не  является  однородным. В  его  состав  входит  сумма  продажи  товара  населению  через  розничную  торговую  сеть  и  предприятия  общественного  питания, а  так  же  продажи  товаров  предприятиям, учреждениям  и  организациям. Большая  часть  розничного  товарооборота  непосредственно  связана  с  личным  потреблением  и  покупательными  фондами  населения. 

В  динамике  розничного  товарооборота  находят  отражение  систематический  рост  производства, с  одной  стороны, непрерывный  подъём, благосостояние  культуры  населения – с  другой. Он  оказывает  также  большое  влияние  на  все  количественные  и  качественные  показатели  работы  торговых  предприятий  и  организаций. От  объёма  и  структуры  товарооборота  зависят  также  такие  показатели, как  доходы, прибыль, рентабельность, сумма  и  уровень  издержек  обращения, фонд  оплаты  труда, численность  торговых  работников, финансовое  состояние  предприятий  и  др. Большое  значение  в  выполнении  и  перевыполнении  планов  товарооборота, изыскании  резервов  по  его  увеличению, улучшению  обслуживания  населения  имеет  систематический  контроль  и  тщательный  анализ  этих  планов.

Объектом исследование является ООО Шерри.


1. Анализ структуры товарооборота и ее изменений


Основную массу материальных благ, которые используются для личных нужд, население получает через торговлю. Количественная и качественная характеристики товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления, соответственно закону товарного оборота, находит свое отображение в показателях товарооборота.

В общем контексте под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота.[5,45]

Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.

Проведение экономического анализа разрешает:

o        Изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективному периоде;

o        Изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;

o        Выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;

o        Проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.

Проведение анализа основывается на информационной базе, состав которой был рассмотрен выше.

Анализ объема и структуры товарооборота предприятия предусматривает проведение следующей аналитической работы (рис.1.).


Определение общего объема товарооборота и анализ степени выполнения планов



Анализ динамики общего объема товарооборота



Анализ товарно-групповой структуры товарооборота



Анализ состава товарооборота по его определенным видам



Анализ ритмичности и сезонности реализации товаров



Количественная оценка факторов, которая обуславливает изменение товарооборота



Анализ запаса финансовой прочности предприятия


Рис. 1. Последовательность и этапы анализа товарооборота предприятия


1 этап – определение общего объема товарооборота предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.

На этом этапе анализа определяют общий объем реализации товара и платных услуг в стоимостном размере, а по некоторым товарным группам и видам товаров - так же в натуральном размере.

Оценка степени выполнения плана товарооборота осуществляется путем оценки относительного и абсолютного размеров отклонения в связи с негативным влиянием факторов, которые не были учтены в процессе планирования. Изучение степени выполнения планов проводится не только для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономических служб предприятия, а, прежде всего – с целью оценки изменчивости внешней среды предприятия и чувствительности к изменению объемов реализации товаров на данном предприятии.

2 этап – анализ динамики общего товарооборота на протяжении определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или за 2-3 года).

Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота предприятия строится сопоставимый динамический ряд товарооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид осуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а так же по ценам реализации товаров. [7,95]

Корректировка фактического товарооборота в связи с вводом (выбытием) торговой сети и изменениями в графике реализации товаров осуществляется методом прямого расчета.

Определение объема товарооборота, сопоставленного с ценами реализации Тс.ц., проводится по следующим формулам:

где Тфi – фактический товарооборот за i-тый период ;

       Iцi – средний индекс изменения цен реализации товаров за i-тый период по сравнению с базовым.

Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно предприятием с учетом структуры товарооборота и информации об изменении цен реализации на определенные товары. Использование для корректировки индекса инфляции за соответствующий период является некорректным в связи с отличиями в структуре товарооборота определенного торгового предприятия.

На базе построенного динамического ряда сопоставимого товарооборота вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а так же темпы роста и прироста что касается предыдущего и базового периода.

Важное значение для планирования и управления имеет так же определение средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или среднегодовых) по формуле среднегеометрической:

где - среднегеометрический темп роста;

 - конечный показатель динамического ряда;

 - начальный показатель динамического ряда

nколичество показателей в динамическом ряду.

3 этап – анализ товарно-групповой структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров).

На этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия. Использование в процессе проведения этой работы информации, приведенной в коньюктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров) дает возможность определить объективные (изменение объема и структуры спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров.

Изучение ассортиментной структуры товарооборота позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его увеличения.

4 этап – анализ состава товарооборота предприятия в зависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли.

Исследование состава товарооборота предприятием проводится за отчетный период и в динамике. Предвидит определение основных закономерностей отдельных видов товарооборота – реализацию товаров населению и мелкооптовым потребителям, с немедленной оплатой и в кредит, оплата наличными и по безналичному расчету, новых и бывших в употреблении товаров, в стационарной торговой сети и в пунктах мелкооптовой торговли и др.

Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют изменение их веса в общем объеме товарооборота.

5 этап – анализ объемов реализации товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определение факторов, которые их обуславливают.

Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота () и коэффициент вариации (v):


где хi – товарооборота за i-тый период;

*      - средний объем товарооборотов за n периодов;

n – количество периодов исследования (месяцев, кварталов).

Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.

Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера. [11,87]

Исследования названных показателей дает возможность установить степень равномерности продажи товара по месяцам и кварталам, выявить особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем выше значение имеют показатели, тем не ритмичнее является процесс реализации товаров на данном предприятии.

6 этапом – анализа разно оптового товарооборота является изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его объем и структуру. С этой целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными ресурсами; с численностью работников, организацией и продуктивностью работы; с использованием основных способов) исследуется характер влияния факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рынки, цены на товары, деятельность конкурентов на потребительском рынке, уровень жизни и реальные денежные доходы населения, которые обслуживаются, социально-демографические факторы и др.)

Количественная оценка влияния отдельных факторов проводится методом цепных подстановок и индексным методом на базе моделей связи факторов и объема товарооборота предприятия.

Завершается анализ товарооборота предприятия – 7 этап – исследование запаса финансовой прочности предприятия, в ходе которого определяется возможное падение товарооборота  (в абсолютном и относительном измерении) к достижению критической таблицы «точки безубыточности деятельности».

Допустимая граница снижения объема товарооборота характеризует порог безопасности предприятия (ПБто) и запас финансовой прочности (ЗФПто). Их значения рассчитываются так:


ПБто= Тф – Тб/з


      


где Тф – фактический объем товарооборота предприятием;

Тб/з – объем товарооборота, при котором обеспечивается безубыточная деятельность.

Чем большее значение имеют порог безопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше осуществляется процесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью и структурой товарооборота с точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости и самофинансировании.


2.Анализ розничного товарооборота ООО Шерри

2.1. Основные факторы, влияющие на изменения розничного товарооборота




Значение товарооборота необходимо рассматривать на уровне государства и на уровне конкретного торгового предприятия (рис. 2)



Объем и структура товарооборота










На уровне государства


На уровне предприятия











Показатель социально-экономического развития страны (региона)


Экономические предпосылки получения необходимого объема дохода и прибыли











Показатель объема деятельности предприятия и материализации покупных фондов населения


Фактор формирования ресурсного потенциала предприятия











Индикатор уровня жизни населения














Показатель состояния  денежного оборота









Рис. 2 «Значение показателя товарооборота на уровне государства и отдельного торгового предприятия»


На государственном уровне значение показателя «объем и структура товарооборота» состоит в следующем:

1.                 розничный товарооборот является одним из важных показателей социально-экономического развития страны, который характеризует заключительный этап движения товаров в сферу потребления. Именно через розничный товарооборот осуществляется изменение формы стоимости потребительских товаров, созданной в процессе производства. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства.

2.                 Розничный товарооборот характеризует объем займа покупных фондов потребителей в виде денежных доходов, которые получены как оплата труда  и обмениваются в розничной торговле на товары соответственно спросу населения.

3.                 Розничный товарооборот является одним из важных показателей уровня жизни, материального и культурного населения страны.

Для характеристики уровня жизни населения используется целая система аналитических показателей, которые являются исходящими из объема товарооборота: объем потребления определенных видов продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение населения товарами культурно-бытового назначения, соответствие потребления рациональным нормам и др.

4.                 Розничный товарооборот в определенной мере влияет на состояние денежного оборота в государстве, стойкость национальной валюты.

Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельности торгового предприятия, который характеризует результат его деятельности что касается займа покупных фондов потребителей. Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое основание для получение определенного объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия.

Значение показателя «объем товарооборота» на уровне определенного предприятия зависит от типа экономической системы. Сравнительная характеристика показателя товарооборота в условиях государственно-директивной и рыночной экономики приведена в таблице 1.


Табл. 1 «Характеристика показателя товарооборота в условиях государственно-директивной и рыночной экономики»


Признак

Государственно-директивная экономика

Рыночная экономика

1.     Характер показателя товарооборота

Директивный: устанавливается высшими руководящими организациями

Автономный: формируется предприятием самостоятельно

2.     Степень регламентации показателя.

Фиксированный

Расчетный, ориентированный

3.     Место товарооборота в системе показателей

Основной, (исходящий) показатель, который определяет другие

Производный от необходимого объема прибыли

4.     Приоритет

Валового показателя товарооборота

Прибыли на рентабельность

5.     Механизм действия

Тотальное планирование

Экономическое регулирование

6.     Подход к расчету

Как однозначно установленной величины

Многовариантный, оптимизационный

7.     Применение в качестве оценочного

Показатель исполнения плана товарооборота

Темпы роста товарооборота в сопоставимых ценах


Как показывает таблица 1, в условиях рыночной экономики объем товарооборота остается одним из главных показателей деятельности торгового предприятия. Зато существенно изменяется его роль и функции. Ушло в прошлое тотальное планирование объемов товарооборота отдельных торговых предприятий и объединений высшими управленческими органами отраслевого управления; использование объема товарооборота и степени выполнение плана в качестве основного показателя премирование трудовых коллективов отрасли. Объем товарооборота потерял свое значение главного базового показателя, который играет определяющую роль по сравнению с другими показателями деятельности   предприятия.[15,167]

В условиях рыночной экономики плановый объем товарооборота формируется на уровне самого предприятия. Его объем определяется, исходя из необходимого объема прибыли на рыночной позиции предприятия. Проделанный таким образом план товарооборота является основным регулирующим фактором формирования ресурсного потенциала предприятия. Объем и структура товарооборота определяет требования к объему, составу и эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.

Тотальное планирование объемов товарооборота изменилось экономическим регулированием на базе проведения многовариантных, оптимизационных и имитационных расчетов, с учетом влияния внутренней и внешней среды на объем и структуру товарооборота.

Анализ товарооборота и контроль за достижением разработанных планов выступает не только в качестве инструмента оценивания деятельности персонала предприятия, в начале – для принятия необходимых мер по корректировке товарной стратегии предприятия, его ассортиментной, ценовой, маркетинговой политике, политике закупки и др.

Товарооборот торгового предприятия осуществляется в различных видах и формах (рис. 1.2.).

В зависимости от специфики операции купли – продажи товаров в составе товарооборота торгового предприятия выделяют его следующие виды.

1.                     Розничный товарооборот, который характеризует объемы продажи непосредственно населению потребительских  товаров для собственного использования.

2.                     Оптовый товарооборот, который характеризует выручку от продажи потребительских товаров, которые прошли определенную техническую обработку на данном предприятии (хранение, оптовая рассортировка, транспортирование, предпродажная подготовка и др.), разным оптовым покупателям для последующей реализации конечным потребителям.

Оптовая реализация товаров может осуществляться в следующих формах:

o          Оптовый региональный товарооборот – продажа товаров оптовым покупателям своего региона.

o          Межрегиональный товарооборот -  реализация товара оптовым покупателям других регионов.

o          Внешнеторговый товарооборот – продажа товаров оптовым покупателям других стран.

3.                     Торгово-посреднеческий товарооборот, который определяется объемом посреднических операций купли – продажи потребительских товаров без каких-либо технических обработок на данном торговом предприятие розничными или оптовыми покупателями.

В составе торгово-посреднеческого оборота выделяют:

o          Оборот на биржевом рынке, то есть посреднические операции купли – продажи товаров на различных товарных специализированных или универсальных биржах через образованные брокерские конторы или брокерские места.

o          Оборот на внебиржевом рынке, в состав которого включают объем посреднических сделок, которые были составлены вне товарных бирж с отечественными или зарубежными участниками.

Оптовая реализация товаров осуществляется в разнообразных формах розничного товарооборота:

1.                       В зависимости от организационных форм продажи потребительских товаров подразделяется на:

§                Товарооборот торговой сети в составе которой выделяется:

o                                Товарооборот розничной торговли, который осуществляется через специально организованную торговую сеть (магазины, киоски, палатки, аптеки, АЗС и т.д.).

o                                Товарооборот предприятий общественного питания (столовые, кафе, бары, рестораны и т.д.).

§                Продажи вне торговой сети населения товаров собственного производства, закупленных «на стороне» или полученных по бартеру.

2.                             В зависимости от состава конечных потребителей выделяют такие формы розничного товарооборота как:

o                           Продажи непосредственно населению.

o                           Продажа товаров со специализированной торговой сети отдельным категориям организаций и предприятий в порядке мелкого опта.

3.                             В зависимости от формы денежных расчетов выделяют:

o                           Реализация товара за наличку: деньги, полученные непосредственно от покупателя или перечисленные из специальных расчетов вкладчиков (физических особ) по их поручению;

o                           Расчетные чеки учреждений, банков;

o                           Продажу товаров по безналичному расчету.

4.                             В зависимости от сроков расчета за реализованные товары в составе розничного товарооборота выделяют:

o                           Продажа товаров с немедленной оплатой;

o                           Продажа товаров в кредит с отсрочкой платежа на установленный термин или путем осуществления согласованных периодических платежей.

Независимо от времени оплаты денег розничный товарооборот определяется в ценах фактической реализации на момент передачи товаров покупателям.

5.                             В зависимости от характера реализованных товаров в составе товарооборота выделяют:

o                           Продажа новых товаров;

o                           Продажа товаров, которые были в использовании – скупленных у населения, принятых торговыми предприятиями от населения на комиссию.

При осуществлении скупки товаров у населения предприятия оплачивают их стоимость по согласованным ценам на момент передачи товаров или в согласованный термин. Товар, который скупается, переходит в собственность предприятия и реализуется предприятием от своего имени.

При принятии товаров на комиссию торговое предприятие исполняет услуги, относящиеся к их реализации за комиссионное вознаграждение (в процентах от цены товаров). В случае не реализации на протяжении 30 дней комиссионных товаров, они подлежат уценению или возвращению комитету с отчислениями торговому предприятию затрат за хранение непроданных товаров.

Состав отдельных форм и видов розничного товарооборота регламентируется инструкцией об учете розничного товарооборота и товарных запасов.

На развитие розничного товарооборота предприятия оказали следующие факторы:

·        обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда

торговых работников;

·        состояние и эффективность использования материальны технической базы предприятия.

Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.


2.2. Общий товарный баланс по магазину, его составление и анализ


По магазину данные о движении товарных ресурсов приведены в следующей таблице:





Товарный баланс по магазину «Шерри» за 2002 -2003 г.г.

  

Показатели

2002

2003

Отклон

ение

в

сумме

(+-)

Влия­

ние на

изме­

нение

това­

рообо­

рота

(+-)

1

2

3

4

5

Запасы товаров на начало года

209,2

243,0

+33,8

+33,8

Поступление товаров

2656,3

3169,3

+513,0

+513,0

Прочее выбытие  товаров

1.8

1,0

-0,8

+0,8

Запасы товаров на конец года

243,0

306,1

+63,1

-63,1

Розничная реализация товаров

2620,7

3105,2

+484,5

+484,5


Розничный товарооборот предприятия возрос в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 484,5 тыс. руб. за счет завышенных товар­ах запасов на начало года (+33,8 тыс. руб.), роста поступления товаров в магазин (+513,0 тыс. руб..) и уменьшения прочего выбытия това­ров (+0,8 тыс. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–63,1 тыс.руб..).

Недостатком использования поступающих в предприятие товар­ных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности от­грузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.

На предприятии в 2003 году прочее выбытие товаров снизилось по сравнению с 2002 годом на 0,8 тыс.руб.. Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует на­звать работу магазина по снижению прочего выбытия товаров в 2003 году положительной.

2.3. Исчисление объема розничного товарооборота при различных слагаемых товарного баланса


Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота является обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников.

Оценку показателей по труду магазина «Шерри» Произведем на основе следующей таблицы:

Показтели по труду по магазина «Шерри» за 2002 -2003 г

Показатели по труду помагазина «Шерри» за 2002 -2003 г.г.





Откло

2003 г.

Показатели

2002

2003

нение

В % к







(+,-)

2002 г.

1

2

3

4

5

Розничный товарооборот, тыс.руб..:









·         в действующих ценах

2620,7

3105,2

+484,5

118,5

·         в сопоставимых ценах

2620,7

2681,5

+60,8

102,3

Среднесписочная численность









торговых работников - всего ,чел.

27

28

+1

103,7

в т.ч. продавцов

20

21

+1

105,0

Удельный вес продавцов в общей численности работников, %


73,2


75,0


+1,8


-------

Среднегодовая выработка









на одного торгового работни









ка, тыс.руб..:









·        в действующих ценах

97,06

110,90

+13,84

114,2

·        в сопоставимых ценах

97,06

95,77

-1,29

98,7

Среднегодовая выработка на









одного продавца, тыс.руб..









·         в действующих ценах

131,04

147,87

+16,83

112,9

·         в сопоставимых ценах

131,04

127,69

-3,35

97,5

Прирост товарооборота в









действующих ценах за счет









роста производительности

71,8

73,3

+1,5

-------

труда, %










Как видно из таблицы, среднегодовая выработка одного торгово­го работника в действующих ценах составила 110,9 тыс. руб. и по сравнению с 2002 годом возросла на 13,8 тыс. руб. или на 14,2%. За счет роста производительности труда получена сумма прироста това­рооборота в размере 354,9 тыс. руб. (+16,9 тыс. руб. х 21 чел.). В об­щей сумме прироста товарооборота в действующих ценах за 2003 год это составило 73,3%.

На изменение суммы розничного товарооборота в 2003 году ока­зало влияние и увеличение численности продавцов на одного человека или на 5,0% по сравнению с 2002 годом. За счет роста численности продавцов получена дополнительная сумма розничного товарооборота в размере 131,0 тыс. руб. (+1 чел. Х 131,0 тыс. руб.) или 26,7% общей суммы прироста товарооборота.

Влияние трудовых факторов на динамику розничного товарооборота в действующих ценах рассмотрим на основе таблицы

Расчет влияния трудовых ресурсов на динамику розничного товарооборота



Влияние на динамику товарооборота

Наименование





факторов

расчет

сумма,





тыс. руб.

1

2

2

Изменение численности




продавцов

(21-20) х 131,0

+131.0

Изменение среднегодо





вой выработки продавцов

(147,9-131,0) х21

+354,9

Всего

+484,5


Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывает эффективность использования материально-технической базы предприятия.

По магазину «Шерри» имеются следующие данные об использовании материально-технической базы:


Показатели эффективности использования материально-технической базы магазина «Шерри» за 2002-2003 г.г.



Показатели



2002



2003

Отклоне

ние (+,-)

2003 г. в %

к 2002 г.

1

2

3

4

5

Торговая площадь, м 2

400

420

+20

105,0

Количество рабочих дней за год

324

319

-5

98,5

Средняя продолжи-тельность рабочего

дня, час

11,6

11,5

-0,1

99,1









Выработка на 1 м тор-­









говой площади за час работы, руб.

174,3

201,5

+27,2

115,6

Розничный товарообо









рот в действующих ценах, тыс.руб.

2620,7

3105,2

+484,5

118,5

Из данных таблицы видно, что в 2003 году возросла торговая площадь магазина за счет проведенной реконструкции, переоборудо­вания и лучшей планировки торгового зала, оптимального размещения в нем товаров. Прирост составил 20 кв. метров или 5,0%.

Количество рабочих дней в году сократилось с 324 дней в 2002 году до 319 дней в 2003 году. Это произошло в результате нарушения сроков проведения реконструкции, которая затянулась из-за недостат­ка строительных материалов, несвоевременного поступления оборудо­вания. Сократилась и средняя продолжительность рабочего дня на 0,1 часа.

Выработка на один квадратный метр торговой площади за час работы составила в 2003 году 201,5рублей против 174,3 рублей в 2002 году. Это свидетельствует о повышении эффективности использования торговой площади.

Все эти факторы оказали влияние на динамику развития рознич­ного товарооборота.

Расчет влияния показателей эффективности использования материально-технической базы предприятия на динамику розничного товарооборота





Показатели








2002




Цепная подстановка





2003



торго­вая площадь





число

рабо­чих

дней




средняя

продолжительность

рабоче­го дня

1

2

3

4

5

6

Фактическая торговая











площадь, кв.м.

400

420

420

420

420

Фактическое число рабо­











чих дней

324

324

319

319

319

Фактическая средняя про­











должительность рабочего











дня, час

11,6

11,6

11,6

11,5

11,5

Фактическая выработка на











1 кв.м. торговой площади











за час работы, руб.

174,3

174,3

174,3

174,3

201,5

Розничный товарооборот











в действующих ценах за











год, тыс. руб.

2620,7

2751,4

2708,9

2685,6

3105,2

Из данных таблицы следует, что на динамику товарооборота предприятия повлияли следующие факторы:

·                   рост торговой площади      2751,4 - 2620,7 = + 130,7 тыс. руб.

·                   уменьшение количества рабочих дней  2708,9 - 2751,4 = - 42,5 тыс. руб,

·                   уменьшение продолжитель­ности рабочего дня 2685,6 - 2708,9 = - 23,3

тыс.руб.

·                   повышение выработки на 1 кв. метр торговой площади за час работы               3105,2 - 2685,6 = + 419,6 тыс. руб.

Итого                   3105,2 - 2620,7 = + 484,5 тыс. руб.

Использование материально-технической базы позволяло предприятию добиться роста товарооборота в 2000 году на 550,3 тыс. руб. (130,7 +419,6), но в результате нарушения режима работы предприятия  розничный товарооборот уменьшился на 65,8 тыс. руб.(42,5 + 23,3). В совокупности эти факторы обеспечили прирост товарооборота в 2000 году на 484,5 тыс. руб.



2.4. Товарный баланс с выделением продовольственных и непродовольственных товаров


Розничный товарооборот по отделам магазина «Шерри» за  2002-2003 г. г.

Отделы предприятия

Фактический розничный то­варооборот, тыс. грн..

Отклонение в сумме (+,-)

2001г. в % к 2000 г.

2002

2003

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В  дей­ствую­щих ценах

В сопоставимых ценах

В  дей­ствую­щих ценах

В сопо­стави­мых ценах

1

2

3

4

5

6

7

8

Мясной

372,1

447.0

376,6

+74,9

+4,5

120,1

101,2

Колбасные изделия

652,6

767.0

653,8

+114,4

+1,2

117,5

100,2

Ликероводочные изделия

597,4

705,0

604,7

+107,6

+7,3

118,0

101,2

Соки-воды

264,7

321,8

304,8

+57,1

+40,1

121,6

115,1

Рыбный

76,1

90,1

77,3

+ 14,2

+1,2

118,7

101,6

Бакалейный

369,5

441.7

378,5

+72,2

+9,0

119,5

102,2

Хлебный

117,9

136,6

117,5

+18,7

- 0,4

115.9

99,7

Непродоволь­ственные товары

170,4

195.8

168,3

+25,4

- 2,1

114,9

98,8

Итого по предприятию

2620,7

3105,2

2681,5

+485,5

+60,8

118,5

102,3

 


Розничный товарооборот магазина «Шерри» по товарным группам за 2002-2003 г.г.

Товарные группы

2002

2003

2003 г. в % к 2002 г.

 

сумма тыс. грн.

удель ный

вес, %

 в действующих ценах


в сопостави­мых ц енах

в сопо

стави мых

цепях

в деист

вующих ценах

 

сумма тыс. грн.


удель ный вес ,%

сумма тыс.

грн.

удель ный вес, %

Ценах


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Мясо и птица

372,1


14,2

447,0

14,4

376,2

14,0


120.1

101,2

 

Колбасные изде­лия

340,8

13,0

403,4

13,0

342,7

12,8

118,4

100,6

 

Рыба, сельдь

76.1

2,9

90,3

2,9

77,3

2,8

118,7

101.6

 

Масло животное

97.0

3,7

114,9

3,7

98,8

3,7

118.5

101,9

 

Молоке, сыр и молочные продукты

214,8

8,2

248.7

8,0


212,2

7,9

115,8

98.8

 

Яйца

68,2

2,6

80,9

2,6



69,8

2,6



118,6

102.3

 

Сахар

81.3

3,1

99,3

3,2



84,0

3,2



122,1

103,3

 

Кондитерские изделия

157,3

6,0

186,8

6,0



160,5

5,9



118.8

102.0

 

 Хлеб и хлебобулочные изделия

117,9

4,5

136,6

4,4



117,5

4.4



115,9

99,5

 

Мука, крупа и  макаронные изделия

62,7

2,4

74,7

2,4


 64,2

2.4



119,1

102,4

 

Водка и ликероводочные изделия

314,4

12,0

375,7

12,1



323,5

12,1



119.5

102„9

 

Вина, шампанское, коньяк

283,0

10,8

329,3

10.4



281,2

10,5



116.4

99,4

 

Прочие   продовольсгвенные  товары

264,7

10,1

321,8

10,4

304,8

11,4

121,6

115,1



Непродовольст­венные товары

170,4

6,5

195,8

6,3

168,3

6,3

114,9

98,8


Всего товаров

2620,7

100,0

3105,2

100,0

2681,5

100,0

118,5

. „

102,3


Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реали­зации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных то­варов.

Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по то­варным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазин заботится мало. Сни­зился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам, как молоко и молочная продук­ция - на 1,2%, хлебобулочные изделия - на 0,5%, непродовольственные товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк - на 0,6%.

Неравномерность развития розничного товарооборота в ассорти­ментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с 2002 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи сахара, водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном сни­жении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, молока и молоч­ной продукции, кондитерских изделий, хлебобулочных изделий , вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятие.


Заключение


Формирование рыночных отношений в стране,  переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего развития теории и практики анализа розничной продажи товаров как составной части единой системы управления эко­номикой предприятия.

Проведенный на основе данных бухгалтерского учета анализ динамики   развития   розничного   товарооборота   магазина «Шерри» за 2002-2003 гг. позволяет сделать следующие выводы:

·                   розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его высокие;

·                   достигнут рост товарооборота по всем отделам предприятия и по всем товарным группам которыми торгует предприятие;

·                   прирост товарооборота, в основном, достигнут за счет эффективного использования всех видов ресурсов: товарных, трудовых и др.;

·                   предприятие в 2003 году активно вело работу по дополнительной закупке товаров у производителей и других поставщиков.

Вместе с этим предприятие не использовало всех возможностей роста товарооборота в 2003 году. Так, объем розничного товарообо­рота мог бы возрасти за счет:

·                   улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов на 63,1 тыс. руб..;

·                   повышения: эффективности использования трудовых ресурсов на 70,4 тыс. руб.;

·                   повышения   эффективности   использования   материально-технической базы предприятия на 68,8 тыс.руб.

Таким образом, неиспользованные резервы роста товарооборота составили 202,3 тыс. руб..

Предложения по дальнейшему развитию розничного товарообо­рота магазина «Шерри»:

·                   совершенствовать товароснабжение предприятия и повышать эффективность и пользования товарных ресурсов;

С этой целью коммерческой службе предприятия производить за­купки товаров непосредственно у производителей (промышленных и сельскохозяйственных предприятий, кооперативных предприятий, предприятий общественного питания и др.), значительно расширить закупку и реализацию сопутствующих непродовольственных товаров, имеющихся в достаточном количестве у производителей и других поставщиков, больше внимания уделять заключению договоров с поставщиками.

Расчеты показывают, что если в 2003 году темпы роста поступления сохранятся на уровне 2003 года - 119,3%, то прирост товарных ресурсов составит в сумме 610 тыс. руб. Прирост товарных ресурсов позволит получить прирост товарооборота на 219,6%

(610:3105,2 х100)

·                   добиться роста эффективности труда торговых работников;

С этой целью привлекать на работу лиц на не полный рабочий день, произвести установку современных кассовых аппаратов, элек­тронных весов, добиться от поставщиков увеличения доли фасованных товаров в общем объеме поставок, осуществлять совмещение профес­сий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам. При неизменной численности работников и увеличении средней выработки одного продавца (в сопоставимых ценах) в соответствии с рос­том количества, реализованных товаров в 2003 году розничный това­рооборот может увеличиться в 2004 году на 65,0 тыс. руб. (131,0х2. .%х21).

·                   улучшить пользование материально-технической базы пред­приятия;

С этой целью установить оптимальный режим работы предпри­ятия, вести внедрение прогрессивных форм торговли, сократить до минимума проведение инвентаризаций, проверок.

Произведенные расчеты говорят о том, что доведение в 2004 го­ду числа рабочих дней в году до уровня 2002 года (324 дня) и увеличения средней продолжительности  рабочего дня на 0,1 часа позволят

дополнительно получить в 2004 году 75,5 тыс. руб. товарооборота, т.е. возрастет на 2,4%

В совокупности за счет повышения эффективности ресурсов можно получить прирост товарооборота в 2001 году на 750,5 тыс. руб. или на 24,2%.

·                   экономической службе предприятия разрабатывать прогнозы развития розничного товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации прогнозов;

Это позволит руководству предприятия и его службам оператив­но решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития роз­ничного товарооборота по периодам года и по отделам предприятия.

·                   совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия (увеличение количества реализованных това­ров, обслуживание наибольшего количества покупателей,  получение доходов от рёализации товаров и др.);

·                   внедрить на предприятии журнально-ордерную форму учета, оперативнее представлять данные по розничной продаже для принятия управленческих решений;

·                   осуществить компьютеризацию бухгалтерского учета на предприятии, использовать справочную компьютерную систему для консультаций, разъяснении и др.




Список литературы


1.    Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 24.06.1998г. №123 ФЗ с последующими изменениями.

2.    Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ( ПБУ 4/99 приказ МФ РФ от 06.07.99г. №43н ).

3.    Положение о ведение учета и отчетности в РФ ( приказ МФ РФ от 29.07.98г. №34н ).

4.    Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ» от 19.06.95. №89-ФЗ

5.    Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9.07.99. №160-ФЗ

6.    Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99.

7.    Абрамов А.Е. «Основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий» / М.: Экономика и финансы, 1994г.

8.    Артеменко В.Г. «Финансовый анализ» / М.: Издательство «ДИС», 1997г.

9.    Астахов В.П. «Анализ финансовой устойчивости фирмы» / М.: Ось, 1998г.

10.                       Баканов М.И., Шеремет А.Д. « Теория экономического анализа» / М.: Экономика и финансы, 1997г.

11.                       Баканов А.С. «Годовая отчетность коммерческой организации» / М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2000г.

12.                       Балабанов И.Т. «Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта» / М.:  финансы и статистика, 1997г.

13.      Бернстайн Л.А. « Анализ финансовой отчетности» / Пер. с англ. - М.:  финансы и статистика, 1997г

14.                       Бука Л.Ф., Зайцева О.П. «Экономический анализ» / Новосибирск, 1998 г.

15.      Донцова Л.В., Никифорова Н.А. «Комплексный анализ бухгалтерской отчетности» / М.: Дело и Сервис, 2001 г.

16.      Иванов Г.П. «Антикризисное управление  : от банкротства к финансовому оздоровлению» / М.: ЮНИТИ, 1996г.

17.      Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001г.

18.                       Ковалев А.П. «Финансовый анализ» / М.:  финансы и статистика, 1997г.

19. Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998 г.

20. Ковалев В.В. Финансы: Учебник. – М.: ПБОЮЛ, 2001г.

21. Колчина Н.В. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001г.

22.  Корчагина Л.М. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» // Бухгалтерский учет –1996г.-№10

23. Кондраков Н.П. Основы финансового анализа. – М.: Главбух, 1998 г.

24. Кравченко Л.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле» / Минск: Высшая школа, 1995г.

25. Крейнина М.Н. «Финансовый менеджмент» / М.: .: Издательство «ДИС», 1997г.

26. Литвин М.И. Применение матричных балансов для оценки финансового состояния предприятия.// Финансы. – 1995 г. - №6.

27. Мазурова И.И., Романовский М.В. Варианты прогнозирования и анализа финансовой устойчивости организации.: учебное пособие СПб УэиФ, 1995 г.

28. Марголин А.М., Быстряков А.Я. Экономическая оценка инвестиций: Учебник. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», 2001 г.

29. Романовский М.В., Финансы предприятий: Учебник. – СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса»», 2000.