ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ


2.1. Экономическое содержание оборотного капитала

и его классификация

Проблемы управления оборотным средствами хозяйствующего субъекта привлекают все больше внимание представителей отечественной финансовой науки, так как вне зависимости от форм собственности, отраслевых и технологических особенностей, масштабов производства, движения стоимости ресурсов и их кругооборот становится возможны только благодаря обслуживанию этих процессов оборотными средствами. Хозяйственной практикой становятся востребованы нетрадиционные, уникальные решения, основанные на глубоком синтезе достижений современной финансовой теории и опыта финансового управления.

Прежде чем рассмотреть основные подходы к управлению оборотным капиталом, сделаем некоторые уточнения в терминологии.

В отечественной и зарубежной научной литературе нет однозначной трактовки термина «капитал». Согласно В.В. Ковалеву [9] условно существуют два основных подхода к определению понятия данного термина. Считается, что первый более широко распространен среди бухгалтеров, второй — среди экономистов. Согласно первому подходу капитал — это интерес собственников предприятия, формально представленный в балансе в виде акционерного капитала, эмиссионного дохода и нераспределенной прибыли. Величина капитала рассчитывается как разность между стоимостной оценкой акти­ва фирмы и ее задолженностью перед третьими лицами (кредиторы, государство, собственные работники и др.). В зависимости от того, какие оценки используются в расчете - учетные или рыночные — величина капитала может быть исчислена по-разному. Согласно вто­рому подходу под термином “капитал” понимают материальные акти­вы предприятия (основные средства, инвентарь и др.).

Существуют и модификации этих подходов, когда под капиталом понимают все долгосрочные источники средств или когда термин “ка­питал” используется по отношению как к источникам средств, так и к активам; в последнем случае, характеризуя источники, говорят о “пассивном капитале”, подразделяя его на собственный и привлеченный (заемный), а характеризуя активы, говорят об “активном капитале”, подразделяя его на основной капитал (долгосрочные активы, включая незавершенное строительство) и оборотный капитал (сюда относят, все оборотные средства).

Понятие оборотный капитал тождественно оборотным средствам и представляет собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности.

В экономической литературе не прослеживается очевидная грань между понятиями «оборотные средства» и «оборотный капитал» и не наблюдается единообразия в терминологии. Так, проф. Н.В. Колчина [19] предлагает при рассмотрении оборотных средств и оборотного капитала учитывать способ их отражения в бухгалтерском балансе. В этом случае под оборотными средствами следует понимать актив баланса, раскрывающий предметный состав имущества предприятия, в частности, его оборотные и текущие активы (материальные оборотные средства, дебиторскую задолженность, свободные денежные средства), а под оборотным капиталом – пассив баланса, показывающий, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность предприятия (собственный и заемный капитал). Иначе оборотный капитал – это величина финансовых источников, необходимых для формирования оборотных активов предприятия.

Соединим воедино выше сказанное и попробуем определить, что же представляет собой оборотный капитал. Представим в табл. 2.1 различные трактовки авторами термина «оборотный капитал».



Таблица 2.1. Анализ литературных источников

Автор

Определение

В.В. Ковалев

[9, с. 131]

(синонимы: оборотные средства, мобильные активы, текущие активы, оборотные активы) – это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые, как минимум, однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла, если последний превышает год.

Н.В. Колчина

[19, с. 133]

это средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующие одновременно и в процессе производства, и в процессе реализации продукции.

А.В. Кондрашова

[13, с. 22]

это составная часть всего имущества предприятия, это капитал, инвестируемый предприятием в текущие операции на период каждого операционного цикла.

Г.М. Колпакова

[12, с. 4]

это элемент оборотного капитала, сумма долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц.


Анализируя приведенные определения термина «оборотный капитал» можно сделать следующий вывод: основное назначение оборотных средств предприятия заключается в обеспечении непрерывности и ритмичности производственного процесса. Политика управления оборотным капиталом, таким образом, заключается в формировании необходимого объема и состава оборотных средств, оптимизации их обращения. Разработка политики управления оборотными активами сводится к изучению и детальному анализу каждого элемента структуры оборотных активов в отдельности, разработке политики управления каждым из них с учетом особенностей жизненного цикла конкретной компании, формированию единой стратегии управления оборотными активами, что определяет необходимость предварительной их классификации.

Н.В. Колчина [19] классифицирует оборотные средства предприятия по функциональному назначению, или роли в процессе производства и обращения, подразделяя их на оборотные производственные фонды и фонды обращения (рис. 2.1).

Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства. Они материализуются в предметах труда (сырье, материалы, топливо и др.) и частично в средствах труда в виде малоценных и быстро изнашивающихся предметов (МБП) и воплощаются в производственных запасах, незавершенном производстве, в полуфабрикатах собственного изготовления. Наряду с этими элементами задействованы также расходы будущих периодов, необходимых для установки нового оборудования и т.п.

 

Рис. 2.1. Классификация оборотных средств


Производственные фонды являются материальной основой производства, они обслуживают сферу производства, полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт, при этом изменяют свою первоначальную форму. Оборотные производственные фонды имеют продолжительность оборота менее одногогода.

Фонды обращения непосредственно не участвуют в процессе производства, их назначение состоит в обеспечении ресурсами процесса обращения. Фонды обращения состоят из готовой продукции и денежных средств.

Объединение оборотных производственных фондов и фондов обращения в единую категорию – оборотные средства обусловлено тем, что: во-первых, процесс воспроизводства - это единство процесса производства и процесса реализации продукции. Элементы оборотного капитала непрерывно переходят из сферы производства в сферу обращения и вновь возвращаются в производство. Во – вторых, элементы оборотных фондов и фондов обращения имеют одинаковый характер движения, кругооборота, составляющего непрерывный процесс. Кругооборот оборотных активов более подробно будет рассмотрен позже.

И.А. Бланк [7] классифицирует оборотные активы следующим образом:

1. По характеру финансовых источников формирования:

·        валовые оборотные активы (или оборотные средства в целом) характеризуют общий их объем, сформированный за счет как собственного, так и заемного капитала. В составе отчетного баланса предприятия они отражаются по сумме второго раздела его актива;

·        чистые оборотные активы (синоним: чистый оборотный капитал, собственные оборотные средства, функционирующий капитал) показывает, в каком объеме текущие активы покрываются краткосрочными, а в каком собственными и долгосрочными источниками финансирования.

2. Виды оборотных активов:

·        запасы сырья, материалов и полуфабрикатов. Этот вид оборотных активов характеризует объем входящих материальных их потоков в форме запасов, обеспечивающих производственную деятельность предприятия;

·        запасы готовой продукции. Этот вид оборотных активов характеризует текущий объем выходящих материальных их потоков в форме запасов произведенной продукции, предназначенной к реализа­ции;

·        дебиторская задолженность. Возникает тогда, когда факт поставки товара (работ, услуг) не совпадает по времени с получением за них денежных средств, у поставщика (подрядчика) возникает дебиторская задолженность, а организации и лица, которые являются должниками данной организации, называются дебиторами;

·        денежные активы. В практике финансового менеджмента к ним относят не только остатки денежных средств в национальной и иностранной валюте (во всех их формах), но и сумму краткосрочных финансовых вложений, которые рассматриваются как форма инвестиционного использования временно свободного остатка денежных активов;

·        прочие виды оборотных активов. К ним относятся оборот­ные активы, не включенные в состав вышерассмотренных их видов, если они отражаются в общей их сумме (расходы будущих периодов и т. п.).

3. По характеру участия в операционном процессе:

·        оборотные активы, обслуживающие производственный цикл предприятия (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов; объем незавершенного производства, запасы готовой продукции);

·        оборотные активы, обслуживающие финансовый (денежный) цикл предприятия (дебиторская задолженность и др.).

4.      По периоду функционирования оборотных активов:

·        постоянная часть оборотных активов (синоним: системная часть текущих активов). Представляет собой неизменную часть их размера, которая не зависит от сезонных и других колебаний операционной деятельности предприятия и не связана с формированием запасов товарно-материальных ценностей сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения. Иными словами, она рассматривается как неснижаемый минимум оборотных активов, необходимый предприятию для осуществления операционной деятельности;

·        переменная часть оборотных активов (синоним: варьирующая часть текущих активов). Представляет собой варьирующую их часть, которая связана с сезонным возрастани­ем объема производства и реализации продукции, необходимостью формирования в отдельные периоды хозяйственной деятельности предприя­тия запасов товарно-материальных ценностей сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения. В составе этого вида оборотных активов выделяют обычно максимальную и среднюю их часть.

А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин [15] по степени управляемости подразделяют оборотные средства на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым средствам относятся все оборотные производственные фонды, а также та часть фондов обращения, которая находится в виде остатков нереализованной готовой продукции.

К ненормируемым средствам относятся остальные элементы фондов обращения, то есть отправленная потребителям, но еще не оплаченная продукция и все виды денежных средств и расчетов.

Группировка оборотных средств по степени их ликвидности и степени финансового риска характеризует качество средств предприятия, находящихся в обороте. Задача такой классификации – выявление тех текущих активов, возможность реализации которых представляется маловероятной. Эффективное управление оборотным капиталом предприятия предполагает не только поиск и привлечение дополнительных источников финансирования, но и рациональное их размещение в активах предприятия, особенно в текущих активах. Состав и структура оборотных средств по степени ликвидности представлена в табл. 2.2.



Таблица 2.2. Состав и структура оборотных средств по степени ликвидности

Группа оборотных средств

Статьи актива баланса

1.Наиболее ликвидные активы

1.Денежные средства: касса, расчетные счета, валютные счета, специальные счета в банках

2.Краткосрочные финансовые вложения

2.Быстрореализуемые активы

1.Товары отгруженные

2.Дебиторская задолженность: за товары, работы, услуги, с бюджетом, с персоналом по прочим операциям, с прочими дебиторами

3.Прочие оборотные активы

3.Медленнореализуемые активы

1.Запасы – итог  раздела 2 актива баланса за вычетом расходов будущих периодов и НДС по приобретенным ценностям

4.Общая сумма оборотных средств

п.1+п.2+п.3


Классификация оборотных активов предприятия не ограничи­вается перечисленными выше основными признаками. Она будет до­полнена в процессе дальнейшего изложения вопросов управления оборотными активами.


2.2. Основы управления оборотным капиталом предприятия

2.2.1. Принципы управления оборотным капиталом

Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей стратегии управления активами. Она заключается в формировании необходимого объема и состава активов, оптимизации процесса их обращения. При разработке политики управления оборотными активами необходимо четкое понимание финансовыми менеджерами взаимосвязи всех факторов, влияющих на общий уровень финансового состояния компании.

Значительный объем финансовых ресурсов, инвестируемых в оборотные активы, определяющая роль оборотных активов в ускорении оборота капитала и обеспечении постоянной платежеспособности, а также ряд других причин определяют сложность и важность управления оборотными активами.

Используемые компанией оборотные активы при осуществлении хозяйственной деятельности находятся в движении, которое сопровождается постоянным изменением их видов и стоимости. Процесс такого постоянного движения называется кругооборотом оборотных активов (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Кругооборот оборотных активов


Движение оборотных акти­вов предприятия проходит четыре основных стадии, последовательно меняя свои формы.

На первой стадии денежные активы (включая их субституты в форме краткосрочных финансовых вложений) используются для при­обретения сырья и материалов, т.е. входящих запасов материальных оборотных активов.

На второй стадии входящие запасы материальных оборотных активов в результате непосредственной производственной деятель­ности превращаются в запасы готовой продукции.

На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются по­требителям и до наступления их оплаты преобразуются в дебитор­скую задолженность.

На четвертой стадии инкассированная (т.е. оплаченная) деби­торская задолженность вновь преобразуется в денежные активы (часть которых до их производственного востребования может храниться в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых вложений).

При разработке принципов управления оборотными активами следует выделить ключевые факторы, которые влияют на струк­туру активов и на длительность нахождения средств в обороте. Среди основных факторов можно выделить сферу деятельности, стадию развития компа­нии, условия работы с контрагентами, инфля­цию, сезонные колебания спроса и конкуренцию [27].

Сфера деятельности компании. Финансово-экономическое состояние производственных и торговых предприятий во многом зависит от эффективного управле­ния объемом запасов и размером дебиторской задолженности.

О влиянии отраслевой принадлежности на структуру оборотных активов компании мож­но судить по показателям оборачиваемости [28], которые характеризуют отношение величины соответствующего актива к среднедневной вы­ручке (Приложение 1, табл. 2.3).

Стадия развития компании. Каждая ком­пания в процессе своего развития проходит фазы интенсивного роста, стабильного поло­жения на рынке и спада объемов продаж. От того, на каком из этапов развития находится компания, зависят объем и структура ее обо­ротных активов. Нормативы оборотных акти­вов, используемые в период стабильного поло­жения на рынке, совершенно неприемлемы для стадии активного роста. К примеру, если компания быстро развивается, пытается заво­евать новые рынки и покупателей, это непре­менно приводит к стремительному увеличе­нию оборотных активов. В период роста ком­пания вынуждена активно кредитовать покупателей для завоевания большей доли рынка, а также поддерживать широкий ассор­тимент запасов для повышения скорости об­служивания клиентов. В западной практике около 80% всех банкротств происходит из-за неэффективного управления оборотными ак­тивами в период роста.

Условия работы с контрагентами. Размер оборотных активов зависит от географическо­го расположения поставщиков и покупателей, а также от условий поставки. Примером мо­жет служить ситуация, когда крупные компа­нии, имеющие возможность диктовать свои условия поставщикам, обязывают их созда­вать поблизости от себя склады, с которых они в любой момент могут забирать нужные товары (такую практику использует, напри­мер, Wal-Mart). Это позволяет значительно сократить инвестиции в запасы. Компании, которые не имеют возможности диктовать свои условия поставщикам, при управлении запасами должны учитывать сроки поставки, среднее время просрочки, производительность цехов и т. д.

Инфляция. Один из основных факторов, который оказывает влияние на принятие тех или иных решений в отношении активов, - это инфляция. К примеру, если ожидается резкий рост цен на сырье, то оправдано создание за­вышенных запасов при условии, что инфляция будет значительно выше затрат на хранение.

В периоды значительного роста цен большинство компаний приобретают дополнительные запасы продукции, нередко прибегая к краткосрочному заимствованию. В резуль­тате в структуре оборотных активов начинают пре­обладать запасы. Но это оправдывает себя, так как рост стоимости дополнительных запасов компен­сирует обесценивание денежных средств, проценты по банковским кредитам и затра­ты на содержание излишних запасов.

Сезонные колебания. Продукция некото­рых компаний в силу различных причин под­вержена сезонному росту и спаду продаж. В период повышенного спроса (например, продажа мороженного, стройматериалов - летом) объем запасов может возрасти до 40-50% от всего объема продаж, на что сильно влия­ет количество ассортимента.

Конкуренция. В условиях жесткой конкуренции, для того чтобы удержать клиентов и завоевать большую долю рынка, компании стараются предоставить большую отсрочку пла­тежа своим клиентам, создать такие условия, чтобы на складе всегда был товар, который мо­жет потребоваться покупателю, и т. д. Если компания-монополист и имеет возможность диктовать свои условия, то она идет на сокра­щение сроков кредитования и ограничивает ассортимент товарами, на которые наиболь­ший спрос. В первом случае компания вынуж­дена создавать большие оборотные активы, а во втором имеет возможность значительно сократить их объем.

По общему мнению, универсального и единого для всех реше­ния, которое позволило бы сформировать оп­тимальную структуру оборотных активов, не существует. Несмотря на это, можно выделить единый подход к управлению оборотными ак­тивами, в основе которого лежат планирование, контроль достигнутых результатов и приня­тие управленческих решений.

Управление оборотными активами состоит из двух направлений: формирования политики управления оборотными активами в целом и управления отдельными элементами оборотных активов.

Показателями, на основе которых строится управление оборотным капиталом в целом, являются:

·        чистый оборотный капитал (ЧОК);

·        текущие финансовые потребности (ТФП);

·        излишек/дефицит ресурсов текущего финансирования компании.

Разница между текущими активами и текущими пассивами представляет собой чистый оборотный капитал пред­приятия. Его еще называют работающим, рабочим капиталом, а в традиционной терминологии — собственными оборотными средствами (СОС). Чистый оборотный капитал мо­жно с одинаковым успехом подсчитывать по балансу двумя спо­собами: “снизу” и “сверху” (рис. 2.3).






Надпись: Текущие активы

 














Рис. 2.3. Чистый оборотный капитал предприятия


Чистый оборотный капитал — это не что иное, как собственные оборотные средства предприятия [17].

Одним из ключевых моментов в разработке политики управления оборотными активами является стремление к наращиванию чистого оборотного капитала. Разумный рост чистого оборотного капитала рассматривается как положительная тенденция, необходимое и обязательное условие стабильного финансового состояния компании, приемлемой финансовой устойчивости и ликвидности.

Существует тесная взаимосвязь между величиной чистого оборотного капитала и степенью риска потери ликвидности (рис. 2.4). Если суммарный размер оборотных активов поддерживается на относительно низком уровне, то вероятность неплатежеспособности компании велика. На графике видно, что с ростом величины чистого оборотного капитала риск потери ликвидности, измеряемый обратной величиной коэффициента покрытия, уменьшается.

Надпись: Степень риска потери ликвидности,
1/К покрытия

Рис. 2.4. Зависимость риска потери ликвидности от величины чистого оборотного капитала


Таким образом, на основании выявленной зависимости можно сформировать правило формирования политики управления оборотными активами: чем больше величина оборотных активов, формируется за счет собственных средств и долгосрочных заимствований, тем меньше степень риска потери ликвидности компании.

При управлении оборотными активами важно определить, обеспечена ли текущая деятельность компании имеющимися финансовыми ресурсами, и если нет, то в каком объеме требуется кредитное финансирование. Получить ответ на этот вопрос позволяет показатель текущих финансовых потребностей потребностей.

Текущие финансовые потребности (ТФП) - это:

·        разница между текущими активами (без денежных средств) и кредиторской задолженностью, или:

·        разница между средствами, иммобилизованными в запасах сырья, готовой продукции, а также в дебиторской задолженности, и суммой кредиторской задолженности, или:

·        не покрытая ни собственными средствами, ни долгосрочными кредитами, ни кредиторской задолженностью часть чистых оборотных активов, или:

·        недостаток собственных оборотных средств, или:

·        потребность в краткосрочном кредите.

Учитывая остроту проблемы недостатка СОС, сконцентрируемся на природе ТФП и способах их регулирования, согласно формуле (2.2).

,

(2.2)

где: ТФП – текущие финансовые потребности предприятия;

Запасы – запасы сырья, незавершенного производства и готовой продукции;

ДЗ - дебиторская задолженность клиентов;

КЗ – кредиторская задолженность перед поставщиками.

Если показатель ТФП отрицателен и кредиторская задолженность превышает сумму запасов и дебиторской задолженности, компания не испытывает недостатка текущего финансирования и в дополнительном внешнем финансировании не нуждается.

Если показатель ТФП положителен и сумма запасов и дебиторской задолженности превышает кредиторскую задолженность, компания испытывает недостаток текущего финансирования. Правда, она может компенсировать этот недостаток чистым оборотным капиталом.

Проводя сравнение чистого оборотного капитала и ТФП, можно определить потенциальный излишек (дефицит) ресурсов текущего финансирования, который и покажет, нужны или нет компании кредитные ресурсы [29].

Здесь возможны следующие варианты (допущение*: чистый оборотный капитал и ФЭП величины положительные):

·        чистый оборотный капитал превышает ТФП. В этом случае компания финансово устойчива, т.к. она компенсирует недостаток текущего финансирования чистым оборотным капиталом;

·        чистый оборотный капитал меньше ТФП. В этом случае компания финансово неустойчива и ей требуются дополнительные кредитные ресурсы на сумму разности чистого оборотного каптала и ТФП.

При управлении оборотными активами важно знать не только суммы дефицита или излишка текущего финансирования, но и продолжительность этих состояний. Временные параметры управления оборотными активами определяются расчетом продолжительности операционного и финансового циклов.

Продолжительность операционного цикла включает период времени от момента расходования компанией денежных средств на приобретение запасов до поступления денег от дебиторов.

Расчет продолжительности операционного цикла осуществляется по формуле (2.3):

,

(2.3)

где ПОЦ – продолжительность операционного цикла предприятия, в днях;

ПОДА — период оборота среднего остатка денежных активов (включая их субституты в форме краткосрочных фи­нансовых вложений), в днях;

ПОМЗ – продолжительность оборота запасов сырья, материа­лов и других материальных факторов производства в составе оборотных активов, в днях;

ПОГП – продолжительность оборота запасов готовой продук­ции, в днях;

ПОдз – продолжительность  инкассации дебиторской задолжен­ности, в днях.

Неэффективная система управления, неритмичность процесса производства, излишек оборотных активов приводят к замедлению оборачиваемости, увеличению продолжительности операционного цикла.

В управлении оборотными активами важным моментом является разработка эффективных мер, направленных на сокращение продолжительности операционного цикла. При этом выбранная стратегия не должна приводить к уменьшению объемов производства и реализации продукции, ухудшению ее качества, снижению рентабельности [28].

В процессе управления оборотными активами в рамках операционного цикла выделяют производственный и финансовый циклы.

Производственный цикл характеризует период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов и заканчивая моментом отгрузки готовой продукции покупателям.

Формула для определения продолжительности производственного цикла имеет следующий вид (2.4):

,

(2.4)

где ППЦ - продолжительность производственного цикла предпри­ятия, в днях;

ПОСМ - период оборота среднего запаса сырья, материалов и полуфабрикатов, в днях;

ПОНЗ - период оборота среднего объема незавершенного про­изводства, в днях.

ПОГП – период оборота запаса готовой продукции, в днях.

Финансовый цикл представляет собой период полного оборота денежных средств, инвестированных в оборотные активы, начиная с момента погашения кредиторской задолженности за полученное сырье, материалы и полуфабрикаты и заканчивая инкассацией дебиторской задолженности за поставленную продукцию.

Формула для определения продолжительности финансового цикла имеет следующий вид (2.5):

,

(2.5)

где ПФЦ — продолжительность финансового цикла (цикла денеж­ного оборота) предприятия, в днях;

ПОКЗ — средний период оборота кредиторской задолженнос­ти, в днях (средний срок оплаты кредиторской задолженности).

Для сокращения продолжительности операционного цикла необходимы следующие условия [30]:

·        обоснованное определение потребности в материальных оборотных активах, расчет минимального размера запасов, позволяющего компании бесперебойно осуществлять производство и реализацию продукции;

·        формирование эффективной кредитной политики компании;

·        повышение эффективности использования оборотных активов;

·        обеспечение ритмичности хозяйственного процесса;

·        повышение ликвидности всех элементов оборотных активов;

·        сведение к минимуму просроченной дебиторской задолженности, сверхнормативных запасов, излишних свободных денежных средств.

При разработке политики управления оборотными активами необходимо учитывать, что ускорение их оборачиваемости оказывает существенное воздействие на размер прибыли компании. Сокращение периода оборота оборотных активов приводит к снижению потребности в них. А уменьшение размера используемых оборотных активов вызывает снижение затрат, что при прочих равных условиях, ведет к возрастанию размера прибыли [27].

Взаимосвязь размера оборотных активов и уровня прибыли представлена на рис. 2.5.

Надпись: Прибыль, тыс. р.

Рис. 2.5. Взаимосвязь прибыли и уровня оборотных активов


При недостатке оборотных активов (отрезок 1 на рис.2.5) возникает риск нарушения производственных процессов, возможное невыполнение обязательств, а как следствие – снижение прибыли. Для преодоления подобных ситуаций компания ищет каналы срочного привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Эта срочность отражается на повышении их стоимости. Дефицит производственных запасов может привести к остановке производства, снижению объемов реализации, а как следствие – к снижению прибыли. Запасы являются ликвидными активами, и их снижение также может ухудшить показатель текущей ликвидности.

Избыток оборотных активов (отрезок 2 на рис. 2.5) приводит к увеличению затрат на хранение запасов, к физической порче и моральному их старению. Большие объемы оборотных активов отражаются на увеличении налога на имущество. С течением времени реализация залежалых товаров вообще становится проблематичной. Значительное увеличение дебиторской задолженности, как правило приводит к увеличению безнадежных долгов и затрат на инкассацию. В условиях инфляции старение дебиторской задолженности приводит к обесцениванию вложенных в нее средств, а как следствие – к формированию недостатка финансовых ресурсов. Излишняя величина денежных средств, хотя и повышает абсолютную ликвидность компании, приводит к обесценению денежных средств и снижению эффективности хозяйственно-финансовой деятельности компании.

Таким образом, разработка политики управления оборотными активами состоит в обеспечении оптимального соотношения между платежеспособностью и рентабельностью путем поддержания оптимальных размеров и структуры оборотных активов.



2.2.2. Этапы политики управления оборотным капиталом [18]

Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключа­ющейся в формировании необходимого объема и состава оборот­ных активов, рационализации и оптимизации структуры источни­ков их финансирования.

Политика управления оборотными активами предприятия раз­рабатывается по следующим основным этапам:

Этап 1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде:

1.1. Рассматривается динамика общего объема оборотных активов используемых предприятием.

1.2. Рассматривается динамика состава оборотных активов предприятия в разрезе основных их видов.

1.3. Изучается оборачиваемость отдельных видов оборотных активов и общей их суммы.

1.4. Определяется рентабельность оборотных активов, исследуются определяющие ее факторы.

1.5. Рассматривается состав основных источников финансирования оборотных активов, динамика их суммы и удельного веса в общем объеме финансовых средств, инвестированных в эти активы; определяется уровень финансового риска.

Этап 2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия.

Этап 3. Оптимизация объема оборотных активов.

3.1. С учетом результатов анализа оборотных активов в предшествующем периоде определяется система мероприятий по сокращению продолжительности операционного, производственного и финансового циклов предприятия.

3.2. Оптимизируется объем и уровень отдельных видов активов путем нормирования периода их оборота и суммы.

3.3. Определяется общий объем оборотных активов на предстоящий период.

Этап 4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов.

4.1. Определение сезонной и иной циклической составляющей оборотных активов.

4.2. Проведение анализа ежемесячной динамики оборотных активов.

Этап 5. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов.

Этап 6. Обеспечение повышения рентабельности оборотных активов.

Этап 7. Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования.

Этап 8. Формирование определяющих принципов финан­сирования отдельных видов оборотных активов.

8.1. Определение формирования структуры и стоимости капитала;

8.2. Конкретизация отдельных видов и составных частей оборотных активов.

Этап 9. Оптимизация структуры источников финансирования оборотных активов. С учетом избранных принципов финансирования оборотных активов формируются подходы к выбору конкретной структуры источников финансирования их прироста с учетом продолжительности отдельных стадий финансового цикла и оценки стоимости привлечения капитала.


2.2.3. Подходы к формированию и стратегии финансирования

оборотных активов предприятия

Принципы, отражающие общую идеологию финансового управления предприятием с позиции приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности, содействуют выбору политики их формирования.

Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию оборотных активов предприятия: консервативный, умеренный и агрессивный [18].

На рис. 2.6 показаны три альтернативные стратегии в отношении общего уровня оборотных средств.

Надпись: Сумма оборотных активов

Рис.2.6. Зависимость суммы оборотных активов от альтернативных подходов формирования:1 – при консервативном подходе; 2 – при умеренном подходе;

3 – при агрессивном подходе

В табл. 2.4 представлена характеристика трех принципиальных подходов к формированию оборотных средств предприятия и их различия.


Таблица 2.4. Принципиальные различия между альтернативными

политиками управления оборотным капиталом

Политика

Реализация на практике

Соотношение доходности и риска

Управление запасами

Консервативная

Формирование завышенного объема страховых и резервных запасов на случай перебоев с поставками и прочих форс-мажорных обстоятельств

Большие потери на хранении запасов и отвлечении средств из оборота, как следствие, - снижение доходности. Уровень риска остановки производства - минимальный

Умеренная

Формирование резервов на случай типовых сбоев

Средняя доходность. Средний риск

Агрессивная

Минимум запасов, поставки “точно в срок”

Максимальная доходность, но малейшие сбои грозят остановкой (задержкой) производства

Дебиторская задолженность

Консервативная

Жесткая политика предоставления кредита и инкассации задолженности, минимальная отсрочка платежа, работа только с надежными клиентами

Минимальные потери от образования безнадежной задолженности и задержки оплаты, но уровень продаж и конкурентоспособность невелики

Умеренная

Предоставление среднерыночных (стандартных) условий поставки и оплаты

Средняя доходность. Средний риск

Агрессивная

Большая отсрочка, гибкая политика кредитования

Большой объем продаж по ценам выше среднерыночных, но также высока вероятность появления просроченной дебиторской задолженности

Денежные средства

Консервативная

Хранение большого страхового остатка денежных средств на счетах

Возможность вовремя совершать планируемые

платежи даже при временных проблемах с инкассацией может привести к их обесценению

Умеренная

Формирование сравнительно небольших страховых резервов, инвестирование только в самые

надежные ценные бумаги

Средняя доходность. Средний риск

Агрессивная

Хранение минимального остатка денежных средств, вложение свободных денежных средств в высоколиквидные ценные бумаги

Предприятие рискует не расплатиться по срочным обязательствам или понести потери из-за привлечения незапланированного краткосрочного

финансирования

В условиях определенности, когда объем реализации, затраты, период ре­ализации заказа, сроки платежей и т.д. точно известны, любая фирма предпочла бы поддерживать только минимально необходимый уровень оборотных средств. Необоснованное сокращение оборотных средств приводит к за­медлению выплат работникам, падению объема реализации и неэффективности производства по причине нехватки товарно-материальных запасов, что является следствием чрезмерно агрессивной политики. Превышение этого минимума приводит к увеличению потребностей во источниках финансирования оборотных средств. Финансирование может производиться за счет собственных источников, но наибольшая гибкость текущего финансирования обеспечивается за счет использования краткосрочного кредита. Для определения потребности в источниках текущего финансирования оборотных капитал, как уже говорилось ранее, делится на две части: постоянный и переменный оборотный капитал.

Это деление положено в основу четырех моделей финансирования текущих активов, которые различаются между собой с точки зрения роли краткосрочных обязательств в текущем финансировании фирмы [Ковалев] (табл. 2.5).


Таблица 2.5. Роль кредита в управлении оборотным капиталом

Наименование модели управления оборотным капиталом

Роль краткосрочного кредита и кредиторской задолженности

Риск с позиции ликвидности

1

2

3

Идеальная

За счет краткосрочных обязательств финансируются полностью все текущие активы, то есть переменная часть

Наибольший риск, особенно если есть вероятность, что нужно одновременно погасить все обязательства перед кредиторами

Агрессивная

За счет краткосрочных обязательств покрывается полностью варьирующая часть оборотных активов

Весьма рискованна, так как в реальной жизни ограничивается лишь минимумом текущих активов невозможно

Компромиссная

Варьирующая часть оборотных активов покрывается на 50% за счет краткосрочных обязательств

Наименьший риск, однако, возможно наличие излишних текущих активов и за счет этого снижение прибыли

Окончание табл. 2.5

1

2

3

Консервативная

Варьирующая часть покрывается частично за счет долгосрочных пассивов

Отсутствует риск потери ликвидности, так как нет краткосрочной кредиторской задолженности


Заметно, что роль краткосрочных обязательств и их доля в составе источников финансирования возрастает в направлении «консервативная – компромиссная – агрессивная – идеальная модель», риск нарушения ликвидности фирмы при этом изменяется в противоположном направлении. При этом даже консервативная модель управления оборотным капиталом предполагает обязательное использование кредита для покрытия части варьирующих активов. Таким образом, кредит органично встроен в процесс управления оборотным капиталом фирмы, именно он обеспечивает маневренность поведения и адекватность реакции ее финансового обеспечения на изменение конъюнктуры рынка или рыночной стратегии компании.

Таким образом, выбор соответствующих источников фи­нансирования оборотных активов в конечном итоге опре­деляет соотношение между уровнем эффективности ис­пользования капитала и уровнем риска финансовой устой­чивости и платежеспособности предприятия. С учетом этих факторов и строится политика управления финанси­рованием оборотных активов.


2.3. Политика управления дебиторской задолженностью предприятия

2.3.1. Сущность дебиторской задолженности

Составной частью управления оборотными активами является управление дебиторской задолженностью. Понятие дебиторской задолженности является исключительно важным для определения финансового состояния организации, состояния источников финансирования текущих и капитальных затрат, а также для оценки правильности и обоснованности принимаемых управленческих решений.

Профессор В.В. Ковалев в своей работе «Финансовый анализ: методы и процедуры» [10] говорит, что «дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в компании политики в отношении покупателей продукции».

Дебиторская задолженность, по мнению М.Н. Крейниной, является активом предприятия, который связан с юридическими правами, включая право на владение [14].

В целом под активом понимается имущество, имущественные блага и права субъекта, имеющие стоимостную оценку. Будущая экономическая выгода, воплощённая в активе – это потенциальный, прямой или косвенный вклад в приток денежных средств субъекта. Следовательно, дебиторская задолженность – это будущая экономическая выгода, воплощённая в активе, и связанная с юридическими правами, включая право на владение.

Дебиторская задолженность, с точки зрения гражданского законодательства, является имущественным правом, т.е. правом на получение определенной денежной суммы (товара, услуги и т.п.) с должника. Данный вид задолженности отражается в бухгалтерской отчетности в составе активов организации.

Дебиторскую задолженность можно классифицировать по различным критериям [12].

1. По причинам образования:

1)    оправданная (дебиторская задолженность, срок погашения которой еще не наступил и составляет менее 1 месяца и которая связана с нормальными сроками документооборота);

2)    неоправданная (просроченная дебиторская задолженность, а также задолженность, связанную с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий хозяйственных договоров и т.д.);

3)    безнадежная дебиторская задолженность (сумма неоплаченных задолженностей покупателей, потребителей, сроки исковой давности, по которым либо истекают, либо уже истекли).

По данным исследования Министерства Торговли США доля безнадежных долгов находится в прямой зависимости от продолжительности периода, в течение которого дебитор обязуется погасить свою задолженность [18]. При этом:

·        срок погашения до 30 дней – 4 % безнадежной;

·        от 31 – 60 дней – 10 %;

·        от 61 – 90 дней – 17 %;

·        от 91 – 120 дней – 26 %.

При дальнейшем увеличении срока погашения на очередные 30 дней доля безнадежных долгов повышается на 3-4 %. 

2. По статьям бухгалтерского баланса:

1)     покупатели и заказчики;

2)     векселя к получению;

3)      задолженность дочерних и зависимых обществ;

4)      авансы выданные;

5)     прочие дебиторы.

У большинства организаций в общей сумме дебиторской задолженности наибольший удельный вес занимают расчеты за товары (работы и услуги), т.е. счета к покупателю.

3. По видам в современной хозяйственной практике:

1) дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил;

2) дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок;

3) дебиторская задолженность по векселям полученным;

4) дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;

5) дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;

6)     прочие виды дебиторской задолженности (задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал; авансы выданные).

4. По срокам ее образования:

1) краткосрочная (задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты);

2) долгосрочная (задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты).

5. По своей экономической природе[32]:

1) натуралистическая природа (отпуская товар с отсрочкой платежа,

видно, что объем натурально-вещественных, материальных факторов производства, в обществе не изменился, произошло перемещение натуральных благ от одного хозяйствующего субъекта к другому, от продавца к покупателю, от производителя к потребителю, а размер благ в обществе действительно не изменился);

2) капиталотворческая природа (дебиторские долги, оформленные

коммерческими векселями и учтенные банками, выполняют роль пассивных финансовых инструментов; коммерческие банки выступают также в роли пассивных финансовых посредников. В итоге дебиторская задолженность выступает как результат перераспределенных отношений, отождествляя тем самым ссудный и реальный капитал).

6. По отражению обязательственных отношений [31]:

1) принцип обязательственности;

2) принцип обоснованности (конкретности);

3) принцип срочности;

4) принцип платности;

5) принцип целевого использования;

6) принцип обеспеченности.

Уровень дебиторской задолженность определяется многими факторами: видом продукции, маркетинговой политикой компании, емкостью рынка, степенью насыщенности рынка данной продукцией, принятой в компании системой расчетов и др. политика управления дебиторской задолженностью направлена на расширение объема реализации продукции и оптимизации денежных потоков.

Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях, поэтому важной задачей любого хозяйствующего субъекта является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.


2.3.2. Проведение анализа и контроля дебиторской задолженности

Анализ дебиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия. Потребность в анализе возникает у руководителей соответствующих служб; аудиторов, проверяющих правильность отражения долгов дебиторов; у финансовых аналитиков кредитных организаций и инвестиционных институтов. Однако первоочередное внимание анализу долговых обязательств должны уделять менеджеры самого предприятия.

Основными задачами анализа дебиторской задолженности являются:

-           проверка реальности и юридической обоснованности числящихся на балансе предприятия сумм дебиторской задолженности;

-           проверка соблюдения правил расчетной и финансовой дисциплины;

-           проверка правильности получения сумм за отгруженные материальные ценности и полноты их списания, наличие оправдательных документов при совершении расчетных операций и правильности их оформления;

-           проверка своевременности и правильности оформления и предъявления претензий дебиторам, а также организация контроля за движением этих дел и проверка порядка организации, взыскания сумм причиненного ущерба и других долгов, вытекающих из расчетных взаимоотношений;

-           разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, снижению дебиторской задолженности.

Для проведения анализа и оценки уровня дебиторской задолженности используют следующие финансовые показатели:

·        коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность (КОТВЛ):

,

(2.6)

где ДЗ – дебиторская задолженность;

 ОбАк – оборотные активы.

·        оборачиваемость дебиторской задолженности (количество оборотов) (О ОбАк):

,

(2.7)

где ВР – выручка от реализации.

·        средний период инкассации дебиторской задолженности (оборачиваемость в днях, средний возраст дебиторской задолженности в днях) (ПОДЗ):

,

(2.8)

·        инвестиции в дебиторскую задолженность (ИнвДЗ):

,

(2.9)

где Сб – себестоимость продукции.

Показатель «инвестиций в дебиторскую задолженность» показывает, какие средства заморожены у покупателей и в первую очередь необходимы компании.

·        коэффициент погашаемости дебиторской задолженности (КПДЗ):

,

(2.10)

·        коэффициент соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью за расчетный период (КС):

,

(2.11)

где КЗ - средняя за расчетный период кредиторская задолженность.


2.3.3. Методы управления дебиторской задолженностью

Один из ключевых аспектов оптимизации оборотных активов – управление дебиторской задолженностью.

Общая сумма средств, находящихся в конкретный момент времени на счетах дебиторов, определяется двумя факторами:

1)       средним периодом между реализацией товаров (услуг) и получением выручки от их продажи;

2)       объемом реализации товаров в кредит.

Необходимость правильного управления уровнем дебиторской задолженности определяется не только стремлением к максимизации денежных потоков предприятия, но и желанием снизить издержки фирмы, возникающие из-за того, что любое увеличение дебиторской задолженности должно быть профинансировано каким-либо способом: за счет роста внешних заимствований (средств кредитов и ссуд банков) или за счет собственной прибыли.

Российские экономисты Е.И. Шохин [18] и В.В. Бочаров [6] выделяют два подхода к управлению дебиторской задолженностью:

1)       сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования (предоставление покупателям скидки с цены товара), с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции (предоплата или продажа в кредит);

2)       сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженности. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, страте­гии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Западные экономисты предлагают свой прагматичный подход к управлению дебиторской задолженностью. Так, Ю. Бригхем и Л. Гапенски [20] полагают, что «процесс управления дебиторской задолженностью начинается с решения вопроса о том, предоставлять или не предоставлять кредит покупателю».

Наиболее полный перечень методов управления дебиторской задолженностью, на мой взгляд, представил В.В. Бочаров в своем труде «Управление денежным оборотом предприятий и корпораций» [6] в состав, которого входит:

1)    анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;

2)    контроль за состоянием расчетов с покупателями и подрядчиками по просроченным (отсроченным) платежам, в том числе на основе АВС – метода;

3)    ориентация на большое число покупателей (их диверсификация) с целью снижения риска неуплаты за товары и услуги одним или несколькими крупными покупателями;

4)    определение условий предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции []. Выделяют три вида кредитной политики: консервативный, агрессивный и умеренный;

5)    наблюдение за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности: значительное превышение дебиторов над кредиторами создает серьезную угрозу финансовой устойчивости предприятия, что требует привлечения дополнительных источников заемного финансирования (как правило, предоставляемых под высокие проценты);

6)    синхронизация денежных потоков (притока и оттока денежных средств), т.е. максимально возможное приближение по времени получения дебиторской и погашения кредиторской задолженности. Это позволяет уменьшить остаток денег на расчетном счете, сократить банковский кредит и расходы по обслуживанию долга;

7)    ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространена следующая группировка: до 30 дней; от 31 дня до 60 дней; от 61 дня до 90 дней; от 91 дня до 120 дней. Но возможны и другие группировки.

8)    снижение объема денежных средств, находящихся в пути, посредством использования электронных чековых переводов;

9)    продажа дебиторской задолженности специальным факторинговым компаниям или банкам, которые занимаются ее взысканием с клиентов предприятия;

10)          селективность – определение групп или видов товаров с указанием периодов, в которые они не отпускаются в кредит, т.е. реализуются за наличные деньги.

В табл. 2.7 (Приложение2) рассмотрены различные методы управления дебиторской задолженностью [8].

Все перечисленные методы взаимозависимы. Фирма может предлагать более выгодные условия продажи, если она проводит жесткую политику отбора покупателей, или предоставлять кредит высокорисковым клиентам при наличии надежного механизма получения дебиторской задолженности.

Методу управления дебиторской задолженностью реализуются посредством следующих инструментов:

1.     Введение специальной должности контролера за состоянием дебиторской задолженности.

2.     Правильное заключение договоров (с четко оговоренными санкциями за нарушение условий и арбитражной оговоркой, переводящей рассмотрение споров в ближайший к вам суд).

3.     Оценка риска экспертным путем.

4.     Наличие достаточно большого числа контрагентов.

5.     Ограничением риска на одного партнера (например, стоимость отгружаемой с отсрочкой платежа партии товара часто ограничивают суммой годовой прибыли от работы с дебитором).

6.     Кредитный лимит на одного партнера.

7.     Ежедневный контроль.

8.     Построение системы мотивации sаlеs-персонала, с учетом поступление денег на счета компании.

9.     Разработка стоп листов (момент отказа в поставках покупателю).

10.            Скидки за раннюю оплату счетов.

11.            “Откаты” и “подарки” лицам, принимающим решение об оплате счетов (российское “изобретение”).

12.            Телефонный напоминания.

13.            Письма различной степени “жесткости”.

Дебиторская задолженность, как уже говорилось ранее, представляет собой по сути иммобилизацию, т.е. отвлечение из хозяйственного оборота, собственных оборотных средств предприятия. Естественно, что этот прирост сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия, относительная значимость которых тем существеннее, чем выше темп инфляции. Экономический смысл данных потерь достаточно очевиден и выражается в трех аспектах.

Во-первых, чем длительнее период погашения дебиторской задолженности, тем меньше доход, генерируемый средствами, вложенными в дебиторов.

Во-вторых, в условиях инфляции возвращаемые должниками денежные средства в известной степени обесцениваются. Этот аспект особенно актуален для текущего состояния российской экономики с ее стабильно высоким уровнем инфляции.

В-третьих, дебиторская задолженность представляет собой один из активов предприятия, для финансирования которого нужен соответствующий источник; поскольку все источники средств имеют собственную стоимость, поддержание того или иного уровня дебиторской задолженности сопряжено с соответствующими затратами.

Именно этими обстоятельствами обусловлено широкое распространение на Западе системы скидок. Систему скидок применяют многие предприятия чтобы стимулировать ускорение расчетов, смысл которой состоит в том, что в договоры купли/продажи, как правило, включают опцию о скидке с цены при условии оплаты полученной продукции в достаточно сжатые сроки. Если покупатель не пользуется опцией, т.е. оплачивает товар с предусмотренной договором существенной отсрочкой платежа, у него на некоторое время появляется дополнительный источник средств, но этот источник уже не бесплатен, так как покупатель отказался от скидки.

Стандартный договор, содержащий опцию, имеет вид: «d/k чисто n», т.е. покупатель может получить скидку в размере d%, если он оплатит покупку в течение k дней, в оставшиеся (n-k) дней оплата должна быть сделана по полной цене. Значениями параметров варьируют в зависимости от надежности покупателя.

Стоимость источника «Краткосрочная дебиторская задолженность» в случае отказа от опции, другими словами цены отказа от скидки рассчитывается по следующей формуле:

,

(2.12)

где d – скидка, которую можно получить, оплатив товар в течение k дней, %;

       п – число дней, в течение которых товар подлежит обязательной оплате.

В экономически развитых странах наиболее часто используется следующая схема:«2/10 чисто 30» [10].

Однако предоставление скидок приведет к дополнительным расходам. Нужно сопоставить планируемую дополнительную прибыль с дополни­тельными расходами и только после этого сделать вывод о целесообразно­сти данной меры. В основу расчетов допустимого уровня скидки закладываются подходы, базирующиеся на учете динамики падения покупательной способности денежной единицы, т.к. в условиях инфляции возвращаемые должниками денежные средства обесцениваются. Этот аспект особенно актуален для состояния российской экономики.

Кредитная политика организации изменяется в зависимости от конъюнктуры рынка. Необходимо оценить эти изменения с точки зрения максимизации прибыли. С этой целью используется приростный анализ [12]. В рамках этого анализа используются три базовые формулы:

·        если ожидается увеличение объема реализации, используется формула:

I= [(DSOn DS0o)*(Sо/360)] + V*[DSOn*(Sn – Sо)/360],

(2.13)

·        если ожидается снижение объема реализации, то формула изменится:

I= [(DSOn*DSOo)*(Sn /360)] + V*[DS0o(Sn - So)/360],

(2.14)

Эти две формулы (2.13 и 2.14) позволяют определить, как повлияют изменения в кре­дитной политике на изменение величины дебиторской задолженности I.

Формула, показывающая влияние изменений в кредитной политике на величину доналоговой прибыли Р, имеет вид:

P = (Sn – So)*(1 – V) + kI – (BnSn – BoSo) – (DnSnPn – DoSoPo),

(2.15)

где DSOо – оборачиваемость дебиторской задолженности до изменения кредитной политики (в днях);

DSOn – оборачиваемость дебиторской задолженности после измене­ния кредитной политики (в днях);

So – текущий объем реализации;

Sn – прогнозируемый объем реализации после изменения кредитной политики;

(SnSo) – прирост объема реализации;

V – переменные затраты (в процентах от объема реализации);

(1 — V) – валовая маржа;

kцена инвестиций в дебиторскую задолженность;  

Во – средний объем безнадежных долгов при текущем объеме реализа­ции (в процентах от объема реализации);

Вn – средний объем безнадежных долгов при новом объеме реализа­ции (в процентах от объема реализации);

Ро – доля объема реализации со скидкой до изменения кредитной по­литики (в процентах от объема реализации);

Рn – доля объема реализации со скидкой после изменения кредитной политики (в процентах от объема реализации);

Do – текущий процент торговой скидки (до изменения кредитной по­литики);

Dn – предполагаемый процент торговой скидки (после изменения кре­дитной политики).

Пользуясь формулами приростного анализа, можно определить, как повлияет на величину дебиторской задолженности и прибыли изменение сроков предоставления кредитов, величины скидок, величины потерь по безнадежным долгам, процента переменных затрат и т.п. Итоговым пока­зателем служит приростная прибыль, определяемая как разность между дополнительными доходами и дополнительными затратами.