Введение

Экономическая действительность России характеризуется высоким уровнем инфляции, трудностями сбыта готовой продукции, хроническими неплатежами и, как следствие, спадом производства. Большинство промышленных предприятий находится в настоящее время в состоянии кризиса. Взаимная задолженность хозяйствующих субъектов, низкая инвестиционная активность, устаревшая система управления – все эти факторы ставят практически перед каждым предприятием вопрос о необходимости его внутреннего реформирования.

Повышение эффективности управления оборотным капиталом – не исчерпанный в полной мере инструмент, не требующий на его внедрение отвлечения финансовых ресурсов, при этом высвобождающий денежные средства в большом количестве.

Составной частью управления оборотными активами является управление дебиторской задолженностью. Рост дебиторской задолженности, изменение структуры активов и пассивов, связанное с одновременным ростом кредиторской задолженности, в итоге приводит к кризису неплатежей в масштабах отрасли, региона и страны в целом. Именно этим обусловлена актуальность изучения сущности и технологий управления дебиторской задолженностью на уровне организации как самостоятельного хозяйствующего субъекта. Проблема неплатежей актуальна не только для России, но и для большинства зарубежных стран. Важное различие состоит лишь в том, что за границей существуют отработанные методы управления дебиторской задолженностью. Для российских же предприятий в большинстве случаев характерны неэффективное планирование необходимой величины оборотных средств, в том числе дебиторской задолженности, нерациональное их использование, а также недостатки организационной структуры компаний. Это еще раз подчеркивает необходимость управления дебиторской задолженностью.

Все большую актуальность для предприятий приобретает проблема максимально эффективного и рационального управления оборотным капиталом в целом и его элементов, что достигается за счет системного подхода к изучению этого вопроса.

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование направлений улучшения финансового состояния ОАО “Удмуртнефтепродукт”, путем совершенствования управления оборотным капиталом.

В данной работе ставятся следующие задачи:

·        составить характеристику предприятия и его хозяйственной деятельности ОАО “Удмуртнефтепродукт”, а также выявить проблемы предприятия, связанные с управлением оборотным капиталом;

·        рассмотреть основные теории формирования потребностей в оборотном капитале и выбора источников его финансирования;

·        провести анализ финансового состояния ОАО «Удмуртнефтепродукт»;

·        разработать направления совершенствования управления оборотным капиталом на ОАО “Удмуртнефтепродукт”;

·        спрогнозировать финансовое состояние ОАО “Удмуртнефтепродукт” после внедрения разработок.

Дипломная работа написана на основе официальной бухгалтерской отчетности предприятия за 2002-2005гг., обзора методик управления оборотным капиталом различных авторов, периодической литературы по финансовому менеджменту.  

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.         Краткая историческая справка

История предприятия началась в 1931г. в Камбарке строительством первой в Удмуртии нефтеперевалочной базы, которая, по оценкам специалистов, и на сегодняшний день является уникальной. Она способна обеспечивать транспортировку нефтепродуктов трубопроводом, автомобильным, железнодорожным и водным транспортом.

В советское время в Удмуртии был организован филиал Главнефтеснаба, который в 1966г. трансформировался в Удмуртское управление этой структуры. Существующая сегодня система предприятия фактически была создана в те годы.

Сегодня ОАО «Удмуртнефтепродукт» – это крупнейшая компания в Удмуртии, занимающая около 70 % рынка нефтепродуктов республики. Предприятие обладает мощной производственной базой. В его состав входят более 100 автозаправочных станций и 7 нефтебаз. Все объекты нефтепродуктообеспечения круглосуточно ведут обслуживание предприятий, организаций, а также сотен тысяч автолюбителей республики.

ОАО «Удмуртнефтепродукт» осуществляет следующие основные виды деятельности:

1.  Реализация нефтепродуктов и сопутствующих товаров предприятиям, организациям и физическим лицам:

-             продажа нефтепродуктов в розницу через автозаправочные станции (АЗС);

-             продажа нефтепродуктов мелким оптом (бензовозами) с нефтебаз;

-             продажа нефтепродуктов крупным оптом (железнодорожными цистернами) – включает следующие поднаправления:

·        реализация нефтепродуктов цистернами с нефтебаз;

·        реализация нефтепродуктов речным транспортом с Камбарской нефтебазы;

·        реализация нефтепродуктов транзитом (без захода на нефтебазы). Товар отгружается продавцом непосредственно в адрес покупателя;

·        как разновидность продаж можно выделить реализацию нефтепродуктов по талонам и КПК: расчеты с покупателями проходят в режиме мелкого опта, а отпуск товара – через АЗС.

2.  Хранение нефтепродуктов сторонних организаций в емкостях нефтебаз.

3.  Перевалка нефтепродуктов, то есть прием нефтепродуктов от перевозчика (организаций трубопроводного или железнодорожного транспорта), хранение и передача товара перевозчику.

4.  Сдача объектов основных средств в аренду.

5.  Торговля сопутствующими товарами на АЗС.

Наличие дочерних организаций способствует расширению спектра товаров, работ и услуг, предоставляемых компанией ОАО «Удмуртнефтепродукт»:

1.      ООО «Торговый Дом «Удмуртнефтепродукт».

Основные виды деятельности:

·        продажа автомобилей и других транспортных средств организациям и населению;

·        торговля сопутствующими товарами.

2.      ООО «Трейдинговая компания «Удмуртнефтепродукт».

Основные виды деятельности:

·        продажа нефти и нефтепродуктов мелким и крупным оптом организациям со Свидетельством.

В 2004г. с целью расширения круга постоянных клиентов компании и увеличения валового объема реализации продукции был создан Московский филиал ООО «Трейдинговая компания «Удмуртнефтепродукт».

ОАО «Удмуртнефтепродукт» – единственная в республике компания, обладающая сертифицированной системой контроля качества нефтепродуктов. В ее состав входят три лаборатории, две из которых аккредитованы в Системе сертификации ГОСТ Госстандарта РФ. Лаборатории осуществляют контроль состояния топлива, поступающего потребителю, на всех этапах реализации. Кроме того, высокий стандарт продукции компании гарантируется Комиссией по контролю качества нефтепродуктов, созданной в 2004г., куда входит ведущая организация в Удмуртии в области контроля качества АНО «Центр испытания нефтепродуктов».

В 2003г. ОАО «Удмуртнефтепродукт» вошло в состав ООО «Удмуртской топливно-энергетической компании» - холдинга, объединившего крупные нефтяные предприятия республики: ОАО «Удмуртторф», ОАО «Удмуртгеология» и ОАО «Удмуртская национальная нефтяная компания».

1.2. Особенности финансового менеджмента

ОАО «Удмуртнефтепродукт» создано в процессе приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации от 17.11.1992г. № 1403 «Об особенностях приватизации и преобразовании в акционерные эмитента государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» [4] и от 01.07.1992г. №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные эмитента» [5].

Исполнительный комитет Октябрьского районного Совета народных депутатов Удмуртской Республики 09.06.1994г. вынес постановление о регистрации Акционерного Общества Открытого типа «Удмуртнефтепродукт».

В связи с принятием Федерального закона «Об акционерных обществах» [3] Акционерное Общество Открытого типа «Удмуртнефтепродукт» 21.05.1996г. преобразовано в Открытое Акционерное Общество «Удмуртнефтепродукт».

Основной целью деятельности Эмитента является получение прибыли.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации [2] в табл. 1.2 представлены особенности финансового менеджмента ОАО «Удмуртнефтепродукт».

Таблица 1.2. Особенности финансового менеджмента

Показатель

Особенность

1

2

Открытое акционерное общество (ОАО)

Коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу

Статус

Юридическое лицо

Учредитель

Могут выступать граждане (ФЛ) и (или) юридические лица (ЮЛ), принявшие решение об его учреждении

Источники средств

Собственные средства, а также доходы от реализации, доходы от аренды, государственные субсидии, оказание услуг

Уставный капитал

Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Уставный капитал составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. В соответствии с действующим на сегодняшний момент законодательством Российской Федерации, уставный капитал не может быть меньше тысячи кратного минимального месячного размера заработной платы.

Виды деятельности

Отдельные виды деятельности только на основании специального разрешения (лицензии)

Ответственность

Общество отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров. Акционеры не отвечают по обязательствам Общества, и несет риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций

Окончание табл. 1.2.

1

2

Использование имущества

Общество осуществляем владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества

Распределение прибыли

Учредитель Общества имеет право на получение части прибыли, полученной по результатам работы Общества за год

Ликвидация и реорганизация ОАО

Может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. Также вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом

1.3. Организация финансовой работы

Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические отношения друг с другом. Подразделения и работники предприятия, выполняющие определённую функцию управления, образуют функциональную подсистему управления.

Структура ОАО «Удмуртнефтепродукт» представлена на рис.1.3.

Основные структурные подразделения аппарата управления: финансовый отдел; бухгалтерский отдел; коммерческое управление; правовое управление; отдел информационных технологий; отдел поставок; управление АЗС; группа товарно-материальных балансов; отдел технической эксплуатации; отдел капитального строительства; контрольно-ревизионный отдел; отдел экономической безопасности.

Управление Обществом осуществляют Управляющий (стратегическое управление) и Директора нефтебаз (оперативное управление) на основании доверенности Генерального директора.

Генеральный директор осуществляет общее руководство текущей деятельностью предприятия.

Заместитель генерального директора по безопасности и персоналу курирует прием и увольнение работников, взаимоотношения предприятия и трудового коллектива, а также вопросы экономической безопасности. В его ведении находится отдел охраны, отдел экономической безопасности контрольно-ревизионный отдел.

Главный инженер осуществляет организацию технического развития предприятия, обеспечивает развитие научно-технического прогресса, а также совершенствование работы технических служб предприятия. В подчинении главного инженера находятся отдел технической эксплуатации, отдел промышленной безопасности и охраны труда, а также отдел капитального строительства. Осуществляемый отделами технический контроль - это проверка соответствия работы, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям.

Заместитель генерального директора по нефтепродуктам возглавляет отделы маркетинга и сбыта. Руководит исследованиями рынка, продвижением товара на рынке, сбытом продукции. В его подчинении находятся работники, занимающиеся маркетингом, рекламой и сбытом. Он обеспечивает поступления товарно-материальных ценностей на предприятие для организации непрерывного процесса производства и жизнедеятельности предприятия.

Отдел бухгалтерии возглавляется главным бухгалтером. Главный бухгалтер обеспечивает организацию бухгалтерского учета на предприятии и контроль за рациональным, экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Возглавляемая главным бухгалтером бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением. В обязанности бухгалтерии входит сбор бухгалтерской информации. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно генеральному директору предприятия.

Финансовый отдел ОАО «Удмуртнефтепродукт» входит в сферу ответственности финансового директора, функции и задачи отдела определены в Положении о финансовом отделе.

Основные задачи отдела:

·              управление движением финансовых ресурсов ОАО в целом, его подразделений (филиалов) и дочерних обществ;

·              формирование основных источников финансовых ресурсов и направлений их использования;

·              организация анализа хозяйственной деятельности ОАО в целом его подразделений (филиалов) и дочерних обществ. Подготовка предложений по улучшению экономических показателей, контроль за их внедрением и достижением результата;

·              установление основных принципов ценовой политики ОАО;

·              организация и контроль за выполнением планов финансово-хозяйственной деятельности ОАО;

·              координация работы с ценными бумагами;

·              организация труда и оплаты труда;

·              оказание методической помощи финансовым подразделениям филиалов и дочерних обществ.

Функции отдела:

1.    Планово-экономическое направление:

·              разработка и обоснование стратегических целей и задач ОАО на долгосрочную и краткосрочную перспективу;

·              ежегодное формирование бизнес-плана ОАО на следующий год. Координация формирования годовых производственных планов отделами и подразделениями ОАО;

·              сбор необходимой информации для формирования бизнес-плана, ее анализ, сопоставление со стратегическими целями и задачами ОАО, с тенденциями развития рынка и потребительского спроса на товары и услуги;

·              осуществление ежемесячного контроля за исполнением бизнес-плана ОАО, подготовка и проведение мероприятий по достижению плановых ключевых параметров. Немедленное информирование руководства ОАО в случае невозможности исполнения бизнес – плана в планируемом периоде;

·              организация и совершенствование системы бюджетирования в ОАО;

·              ведение бюджетов в количестве и формах, дающих полное представление о финансово – хозяйственной деятельности ОАО на основании Положения о бюджетной политике ОАО;

·              постоянный контроль за соответствием цен на товары и услуги рыночному уровню цен на аналогичные товары и услуги других компаний региона;

·              контроль и проведение мероприятий по установлению цен реализации товаров и услуг на уровне, обеспечивающем покрытие затрат на реализацию таких товаров и услуг и получении прибыли ОАО от реализации;

·              формирование цен на основании изучения потребительского спроса;

·              немедленное реагирование на изменение цен в районах влияния подразделений;

·              сбор, распределение и анализ затрат ОАО на осуществление деятельности по реализации товаров и услуг;

·              проведение мероприятий по сокращению затрат, контролю за целевым использованием средств;

·              принимает участие в разработке планов капитальных вложений в части объемов их финансирования на ближайший период в соответствии с бизнес планом ОАО;

·              сбор информации по капитальным вложениям подразделений, и ОАО в целом, ее анализ и контроль за соответствием статей расходов и сумм бизнес плану и плану приобретения ОС;

·              организация приобретения и контроль за приобретением основных средств в лизинг. Изучение предложений лизинговых компаний и выбор наилучших для заключения договоров;

·              разработка и внедрение положений, устанавливающих порядок выплаты заработной платы, премий, надбавок по ОАО, обеспечивающих выплату заработной платы работникам пропорционально их вкладу в получение прибыли ОАО.

2.    Финансовое направление:

·              ежеквартальный расчет основных финансовых показателей и подготовка выводов о текущем финансовом состоянии ОАО;

·              контроль за сроками уплаты по договорам поставки нефтепродуктов и материальных ценностей;

·              контроль за получением оплаты в сроки и в объемах, предусмотренных договорами;

·              проведение мероприятий по истребованию не уплаченной в срок задолженности покупателей;

·              организация мероприятий по истребованию штрафов, пени за оплату либо поставку после установленных договорами сроков;

·              работа по контролю за движением денежных средств по счетам ОАО;

·              учет векселей, поступающих от контрагентов, предъявление их в срок к погашению. Учет векселей, выписанных ОАО. Приобретение векселей, необходимых для проведения расчетов с контрагентами;

·              осуществление контроля за состоянием кредитного портфеля. Получение новых кредитов, контроль за уплатой в необходимом объеме и в сроки задолженности и процентов по кредитам;

·              изучение и выбор лучших условий предоставления кредитов и привлечение кредитных ресурсов на цели деятельности ОАО (пополнение оборотных средств, инвестиционные проекты, и т. д.);

·              постоянная работа по снижению затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам;

·              применение различных форм расчетов и кредитования, направленных на увеличение прибыли предприятия.

3.    Подготовка статистической отчетности:

·              сбор информации от структурных подразделений по их финансовой деятельности в сроки и по установленным формам;

·              формирование обобщенных отчетов по формам и правилам, установленным органами статистики;

·              обеспечение сдачи в срок форм отчетности в орган статистики.

4.    Минимизация рисков:

·              определение минимального перечня необходимых видов страхования;

·              заключение необходимых договоров страхования имущества и ответственности;

·              контроль за их исполнением.

Органами управления ОАО «Удмуртнефтепродукт» являются: Общее собрание акционеров; Совет директоров Общества; Генеральный директор; в случае назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все функции по управлению делами Общества; Ревизионная комиссия.

В табл. 1.3 представлены основные характеристики органов управления Обществом.

Таблица 1.3. Органы управления акционерным обществом

Наименование органов управления

Избирается

Основные функции

Полномочия

Общее собрание акционеров

(высший законодательный орган)

Владельцами обыкновенных акций с правом решающего голоса

Принятие и изменение устава, определение уставного капитала, избрание Совета директоров, создание и ликвидация АО и его филиалов

Выбирает совет директоров, назначает генерального директора (президента)

Совет директоров

Общим собранием акционеров

Стратегия развития АО, организация системы управления, создание комитетов, определение финансовой политики

Утверждает правление АО, исполнительных директоров и управляющих структурных подразделений

Генеральный директор

Общим собранием

(Советом директоров)

Оперативное управление в период между собраниями акционеров (Совета директоров)

Весь персонал

Ревизионная комиссия

Общим собранием акционеров

Внутренняя финансовая ревизия, внешний аудит, заключение по годовым отчетам и балансам

Избирает председателя ревизионной комиссии, назначает общее собрание в случае угрозы АО

Функционирующая система управления на ОАО «Удмуртнефтепродукт» обеспечивает единство работы всех звеньев предприятия, организацию четкой согласованности всех видов производственно-финансовой деятельности.

1.4. Основные показатели хозяйственной деятельности

и характеристика деловой активности

Характеристика текущего финансового состояния представлена набором показателей, которые позволяют в сжатой форме охарактеризовать ситуацию на предприятии. Основными показателями хозяйственной деятельности предприятия являются выручка от реализации, себестоимость продукции и оценка рентабельности продукции (табл.1.4). Динамика выручки от реализации и себестоимость продукции представлена на рис. 1.4.

Данные табл. 1.4 показывают, что за рассматриваемый период темп роста выручки от реализации имеет четкую тенденцию к увеличению, что является положительным фактором. Наибольший темп роста наблюдается в 2005г., когда увеличение данного показателя по отношению к предыдущему году составило 147,05 %. Но в 2004г. на предприятии темпы роста выручки от реализации продукции, работ, услуг были ниже темпов роста себестоимости продукции. Увеличение себестоимости продукции в 2004г. на 62,6 % по отношению к 2003г. привело к снижению валового дохода предприятия - он составил 746 231 тыс. р. (снизился на 257 411 тыс. р.), не говоря уже о конечном финансовом результате (темп прироста прибыли в 2004г. составил – 66% или - 15 191тыс. р.). Рентабельность продукции в 2004г. снизилась по сравнению с 2003г. на 14% и составила 17,22%. Такие изменения в финансовом состоянии предприятия, прежде всего, вызваны продолжительным ценовым кризисом, связанным с ростом закупочных цен на нефтепродукты. В 2005г. рост цен на продукцию нефтяной отрасли замедлился, что позитивно сказалось на финансовом состоянии Общества.

Таблица 1.4. Динамика выручки от реализации и себестоимости продукции, оценка рентабельности продукции

Наименование показателя

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

1

2

3

4

5

1.Выручка от реализации продукции, тыс.р.

2 426 440

3 209 428

4 333 241

6 372 098

2.Темп роста выручки от реализации, % к предыдущему году

100

132,27

135,02

147,05

3. Себестоимость продукции, тыс.р.

1 965 988

2 205 786

3 587 010

5 312 856

4.Темп роста себестоимости продукции, % к предыдущему году

100

112,20

162,62

148,11

Окончание табл. 1.4.

1

2

3

4

5

5.Рентабельность продукции, %

18,98

31,27

17,22

16,62

6. Валовая прибыль, тыс. р.

460 452

1 003 642

746 231

1 059 242

7. Балансовая прибыль, тыс.р.

28 614

88 639

77 239

189 439

8. Налог на прибыль, тыс. р.

322

15 143

16 236

56 152

9. Чистая прибыль, тыс.р.

28 292

73 501

58 310

131 843

Рис.1.4. Динамика выручки от реализации и себестоимость продукции

Динамика производительности труда и численности персонала представлена в табл.1.5.

Таблица 1.5. Динамика производительности труда и численности персонала в 2002 – 2005 гг.

Наименование показателей

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

1.Численность всего, чел.

1 431

1 462

1 588

1 623

2.Производительность труда, тыс. р./чел.

1 696

2 195

2 729

3 926

3.Средняя заработная плата, р.

12 354

13 657

15 231

16 356

4. Темп роста заработной платы к предыдущему году, %

100

110,55

111,53

107,39

Средняя заработная плата одного сотрудника ОАО «Удмуртнефтепродукт» в 2005г. составила 16 356 р., превысив уровень 2004г. на 1 125р. Среднесписочная численность персонала в 2005г. увеличилась по сравнению с 2004г. на 35 человек.

На основании данных таблицы можно сделать вывод, что средний уровень заработной платы на предприятии находится на высоком уровне и стабильно растет из года в год. Численность работников организации и производительность труда также имеет тенденцию роста на предприятии.

Оценка деловой активности направлена на анализ результатов и эффективность текущей основной производственной деятельности. Чтобы оценить деловую активность предприятия, следует проанализировать оборачиваемость оборотных средств в целом и в разрезе отдельных видов. От нее зависит не только размер минимально необходимых для хозяйственной деятельности оборотных средств, но и размер затрат, связанных с владением и хранением запасов, и т.д. В свою очередь это отражается на себестоимости продукции и в конечном итоге на финансовых результатах предприятия. Все это обуславливает необходимость постоянного контроля за оборотными активами и анализа их оборачиваемости.

В табл. 1.6 рассчитаны показатели деловой активности, на рис. 1.5 представлены операционный и финансовый циклы.

Таблица 1.6. Показатели деловой активности ОАО «Удмуртнефтепродукт»

Показатели

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

1

2

3

4

5

1. Выручка от реализации, тыс. р.

2 426 440

3 209 428

4 333 241

6 372 098

2. Себестоимость реализованной продукции, тыс. р.

1 988 451

2 205 786

3 587 010

5 312 856

3.Чистая прибыль, тыс. р.

28 292

73 496

58 381

131 843

4. Средняя стоимость оборотных активов, тыс. р.

519 937

770 813

1 289 644

2 326 887

5. Стоимость капитала организации, тыс. р.

778 357

1 105 956

1 677 480

2 817 154

Окончание табл. 1.6.

1

2

3

4

5

6. Стоимость материальных запасов, тыс. р.

122 738

202 878

249 357

271 414

7.Денежные средства, тыс. р.

8 834

9 683

10 779

23 363

8. Дебиторская задолженность, тыс. р.

295 953

318 455

415 708

778 658

9. Кредиторская задолженность, тыс. р.

288 273

172 696

274 998

119 219

10. Коэффициент оборачиваемости капитала, оборот

3,12

2,9

2,58

2,26

11.Коэффициент  оборачиваемости текущих активов, оборот

4,67

4,16

3,36

2,74

12. Коэффициент оборачиваемости запасов, оборот

16,02

10,87

14,39

19,57

13. Коэффициент оборачиваемости денежных средств, оборот

274,67

331,45

402,01

272,74

14. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, оборот

8,20

10,08

10,42

8,18

15. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, оборот

0,14

0,08

0,08

0,02

16. Продолжительность оборота материальных запасов, дни

23

34

25

19

17. Продолжительность оборота дебиторской задолженности, дни

22

20

40

45

18. Продолжительность оборота кредиторской задолженности, дни

53

29

28

8

19. Продолжительность операционного цикла, дни

45

54

65

64

20. Продолжительность финансового цикла, дни

-8

25

37

56

Прибыль на предприятии достаточно стабильна и имеет тенденцию увеличения, лишь в 2004г. наблюдается некоторое уменьшение по сравнению с 2003г (на 15 115 тыс. р.) что может быть объяснено упомянутым ранее продолжительным ценовым кризисом, связанным с ростом закупочных цен на нефтепродукты. В 2005г. ситуация нормализовалась, чистая прибыль предприятия увеличение на 73 462 тыс. р.

В период 2002-2005гг. наблюдается снижение коэффициента оборачиваемости капитала с 3,12 до 2,26 оборота, что свидетельствует о снижение кругооборота средств предприятия. Снижение коэффициента оборачиваемости запасов наблюдалось в период с 2003 по 2004гг. по сравнению с 2002г., что говорило об относительном увеличении производственных запасов и незавершенного производства или о снижении спроса на готовую продукцию. В 2005г. наблюдается рост коэффициента оборачиваемости материальных запасов (составил 19,57 оборота), превысив результат 2004г. на 5 оборотов, что, таким образом, привело к сокращению продолжительности оборота запасов на 6 дней.

Показатель оборачиваемости средств в расчетах показывает скорость обращения оборотных активов предприятия не привлеченных в непосредственное производство. Он характеризует средние сроки расчетов с предприятием за отгруженную, но не оплаченную продукцию, т.е. определяет средний срок, на который выведены из процесса производства оборотные средства, участвующие в расчетах. В 2003-2004гг. показатель стабилен, но в 2005 г. наблюдается снижение оборачиваемости средств в расчетах с 10,42 до 8,18 оборотов, что свидетельствует об увеличении риска неполучения средств за отгруженную продукцию. Продолжительность оборачиваемости дебиторской задолженности в свою очередь увеличилась на 5 дней (с 40до 45 дней). Это негативная тенденция.

Снижение величины кредиторской задолженности в 2005г. (на 155 779 тыс. р.) вызвало сокращение срока погашения кредиторской задолженности на 20 дней (с 28 до 8дней) и повлияло на увеличение финансового цикла (см. рис. 1.5). Период оборачиваемости кредиторской задолженности короче периода оборачиваемости дебиторской задолженности, т.е. срок расчета с поставщиками короче срока расчета с покупателями. Превышение дебиторов над кредиторами является свидетельством того, что предприятие не эффективно использует средства, т.е. привлекает денежных средств больше, чем отвлекает от него, таким образом, предприятию требуется привлечение дополнительных источников заемного финансирования.

Длительность операционного цикла в 2005г. по сравнению с 2004г. сократилась на 1 день и составила 64 дня. Если в 2002г. весь финансовый цикл предприятия не требовал отвлечения финансовых средств (-8 дней), т.е. фактически был “бесплатным”, то в 2005г. по сравнению с 2004г. его длительность увеличилась на 19 дней и сейчас предприятию необходимо изыскивать финансовые средства на функционирование предприятия равное 56 дням.

 Рис.1.5. Продолжительность операционного и финансового циклов

Главная задача предприятия в данном случае – ведение более осмотрительной кредитной политики, что в свою очередь позволит увеличить скорость оборота дебиторской задолженности и сократить период отвлечения оборотных средств из процесса производства. Также предприятию необходимо понаблюдать за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности: значительное превышение дебиторов над кредиторами создает серьезную угрозу финансовой устойчивости предприятия.