Содержание


Введение....................................................................................................................................... 3

1. Теоретические аспекты экономической безопасности................... 4

1.1. Понятие и содержание понятия «экономическая безопасность»........................... 4

1.2. Специфика обеспечения экономической безопасности на предприятии............... 9

2. Экономическая безопасность в банковской деятельности........ 12

2.1. Сущность экономической безопасности в банке...................................................... 12

2.2. Внешние и внутренние угрозы в банковской деятельности................................... 16

2.3. Экономическая безопасность в ОСБ №8053................................................................ 22

Заключение.............................................................................................................................. 28

Список использованной литературы.................................................................. 29




Введение


На современном этапе экономическая безопасность является гарантией независимости страны, определяет возможность проведения самостоятельной экономической политики и создает условие для стабильности и достижения успеха в условиях глобализации мирового хозяйства.

Проблемы экономической безопасности издавна привлекают внимание мировых держав, однако сам термин «экономическая безопасность» получил достаточно широкое распространение лишь в 80-х гг. ХХ в.

Вопросы обеспечения экономической безопасности всегда были актуальны для российской экономики. Но особую важность они приобрели в период проведения экономических реформ, поскольку в это время происходят серьезные преобразования в хозяйственной жизни государства[1], причем не всегда сбалансированные, как в области обеспечения прав отдельных личностей, так и различных общественных групп.

Тем более что очень малое внимание в нашей стране уделялось проблеме обеспечения экономической безопасности, на что были свои естественные причины: переход к демократическому устройству, борьба «старых» режимов с «новыми» и многие другие.

Объектами экономической безопасности в РФ согласно действующему законодательству являются: личность; общество; государство; основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Субъекты экономической безопасности в РФ: государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти; граждане, общественные и иные организации и объединения.

Цель работы: описать экономическую безопасность.

1. Теоретические аспекты экономической безопасности


1.1. Понятие и содержание понятия «экономическая безопасность»


Понятие «экономическая безопасность» имеет множество определений.

Например, Абалкин Л.И. под экономической безопасностью понимает совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

Бухвальд Е., Лазуренко С., Гловацкая Н. под экономической безопасностью понимают важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющей ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России.

Арханов А., Городецкий А., Михайлов Б. экономическую безопасность рассматривают как способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

Тамбовцев В. под экономической безопасностью понимает совокупность свойств состояния ее производственной (в широком смысле подсистемы, обеспечивающая возможность достижения целей всей системы.

Сенчагов В. пишет, что экономическая безопасность – это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал.

Фомин А.Н. утверждает, что экономическую безопасность можно рассматривать как состояние национальной экономики, способной обеспечить: эффективное удовлетворение общественных потребностей с условием поддержания на достаточном уровне социально-политической и военной стабильности государства; технико-экономическую независимость и неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и влияний; защиту экономических интересов России вне зависимости от изменения тактических целей государства на внутреннем и внешнем рынках и соответствующих им изменений внутренних и внешних угроз и влияний.

В Концепции национальной безопасности России 1995 г. записано, что экономическая безопасность – это состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития. Зверев А., Ббровсников В., Булавин В., Лыкшин С. под экономической безопасностью понимают возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостояние внутренним и внешним угрозам.

Олейников Е. утверждает, что экономическая безопасность состоит в обеспечении экономического развития РФ с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан РФ при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании сырьевых ресурсов и окружающей среды.

Зубов В. пишет, что экономическая безопасность есть понятие, характеризующее устойчивость способности экономики воспроизводить и развивать систему материальных ценностей данной этносоциальной общности.

Экономическая безопасность государства представляет собой защиту национальных экономических и социальных интересов государства и общества на основе достижения стабильного состояния и поступательного развития экономики, с учетом обеспечения социальных потребностей общества как в государственном масштабе, так и на уровне регионов и отдельных граждан страны, для защиты от воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов[2].

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности определяется в рамках экономической политики, к основным целям которой относятся:

-         соблюдение закрепленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина;

-         обеспечение устойчивого экономического положения личности;

-         обеспечение военно-политической и социально-экономической стабильности общества.

Являясь составной частью общего понятия национальной безопасности, экономическая безопасность РФ может быть определена как режим функционирования государства в лице законодательной, исполнительной и судебной властей, при котором обеспечиваются неуязвимость и независимость экономических интересов РФ по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Стратегия государства в области обеспечения экономической безопасности РФ должна способствовать созданию механизмов для выработки мер по развитию и укреплению позитивных явлений и процессов в экономике и подавлению негативных факторов. Характерно, что основные направления деятельности государственных органов по обеспечению экономической безопасности России были обозначены и провозглашены ранее, чем принята Концепция национальной безопасности РФ: 29 апреля 1996 г. был принят Указ Президента Российской Федерации «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» №608 (СЗ РФ 1996 г. №18 ст.2117).

Предметом государственной деятельности в области экономической безопасности в соответствии с названным Указом Президента РФ являются:

-         определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

-         формирование экономической политики, устраняющей вредное воздействие этих факторов или смягчающей их.

Стратегия экономической безопасности предполагает:

1.     характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства;

2.     определение критериев и параметров экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту приоритетных интересов страны;

3.     механизм обеспечения экономических интересов страны, защиты ее кардинальных интересов на основе применения всеми институтами власти правовых, экономических и административных мер воздействия.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными приоритетами которой являются обеспечение устойчивого экономического положения личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества, соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Важную роль в обеспечении экономической безопасности страны играют федеральные законы. Однако очень важно, чтобы эти законы отвечали следующим базисным критериям экономической безопасности РФ[3]:

-         соответствие норм проекта федерального закона количественным и качественным макроэкономическим параметрам экономической безопасности, характеризующим устойчивость социально-экономической системы государства;

-         совместимость интересов государства и субъектов хозяйственной деятельности (с учетом аспектов отраслевого, регионального, межрегионального, корпоративного, межкорпоративного развития);

-         наличие в проектах федеральных законов предпосылок для формирования адаптационных механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие внутренних и внешних факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики (темпы инфляции, дефицит федерального бюджета, объем и интенсивность внешнеэкономических связей, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженности);

-         анализ ресурсно-финансового обеспечения проекта федерального закона; прогноз возможных институциональных преобразований;

-         оценка влияния норм проекта федерального закона на эффективность функционирования экономики субъектов Российской Федерации (уровень бюджетного самофинансирования, возможность реализации федеральных целевых программ в регионах, развитие приграничных территорий, свободных экономических зон);

-         соответствие норм проекта федерального закона общим принципам федерализма и государственной политики в области федеративных отношений.

Понятие экономической безопасности, исходя из вышеуказанного, содержит две стороны, каждая из которых имеет самостоятельную характеристику:

-         внешняя сторона рассматривает экономический суверенитет государства: состояние, в котором граждане могут самостоятельно определять направления своего развития, без вторжения и прессинга извне;

-         внутренняя сторона сводится к созданию благоприятных условий для расширенного национального воспроизводства.

Итак, рассмотрим основные угрозы экономической безопасности РФ[4]:

1. Внешние:

1.     замкнутость экспорта на сырье;

2.      дискриминация внешнеторговых усилий России со стороны ряда стран мирового сообщества;

3.     зависимость страны от импорта технологий и продовольствия;

4.                высокий внешний долг[5].

2. Внутренние:

1.     падение материального воспроизводства;

2.     деформация экономической структуры страны;

3.     крушение финансово-кредитной денежной системы;

4.     ухудшение инвестиционной среды и падение инвестиций;

5.     понижение научно-технического потенциала страны;

6.     дезинтеграция в экономике;

7.     экологический аспект;

8.     угроза в социальной сфере, как следствие негативного состояния экономики;

9.     криминализация общества и хозяйственной деятельности.


1.2. Специфика обеспечения экономической безопасности на предприятии


Экономическая и общественно-политическая нестабильность экономики России и всего общества в переходный период затрудняют развитие и функционирование экономической науки и практической деятельности в сфере хозяйствования. Российские предприятия вынуждены быстро приспосабливаться к пробелам и несовершенству законодательной базы, регулирующей отношения в предпринимательской деятельности, к изменчивости этого законодательства, недостатку квалифицированных работников, изношенности производственных технологий и оборудования, дефициту оборотных средств в силу жесткой денежной и налоговой политики государства, неплатежеспособности и партнеров по бизнесу и другими проблемам. Криминализация всех сфер жизни общества выдвигает на первый план проблему обеспечения экономической безопасности российских предприятий. Вошло в практику создание на крупных отечественных предприятиях отделов или служб, обеспечивающих их безопасность.

Компоненты экономической безопасности предприятия представлены на рис. 5

 
















Рис. 5 Компоненты экономической безопасности предприятия


Экономическая безопасность предприятия – это рациональное использование корпоративных составляющих производства с целью обеспечения надежного и устойчивого функционирования предприятий. Наиболее высокий уровень экономической безопасности предприятия обеспечивается максимальной защитой функциональных составляющих его деятельности. Корпоративные составляющие работы – это бизнес-факторы, которые использует руководитель предприятий для реализации целей бизнеса (например, капитал, рабочая сила, технологии, оборудование и т.д.).


2. Экономическая безопасность в банковской деятельности


2.1. Сущность экономической безопасности в банке


Банковская деятельность всегда связана с риском, возможной утечкой конфиденциальной информации, наличием внутренних и внешних угроз. Напряженная криминогенная обстановка в стране, появление в России активно действующих структур экономической разведки, международной организованной преступности, повсеместное применение жестких методов воздействия на банковские структуры определяют актуальность рассматриваемой в диссертации проблемы на ближайшую перспективу.

Слабость системы экономической и финансовой безопасности, отсутствие конструктивных методов защиты банковской деятельности предопределяет её неустойчивость. Тем не менее, научно обоснованной концепции и механизма обеспечения финансовой безопасности банковской деятельности пока не сложилось.

Среди проблем защиты банковской деятельности от угроз внешнего и внутреннего характера все более актуализируется необходимость обеспечения охраны финансовых ресурсов, защита информации, имущества и персонала коммерческого банка, создание механизмов финансовой защиты банковской системы и др.

Для коммерческих банков особо значимыми являются такие условия эффективной и безопасной деятельности, как обеспечение возвратности кредитов, повышение прибыльности, поддержание ликвидности, снижение банковских рисков.

Новизна и актуальность проблем обеспечения безопасности банковской деятельности привлекают внимание ученых, среди которых выделяются исследования В.Г. Алексеева, P.M. Гасанова, П.С. Гончарова, М.Н. Иванова, А.В. Крысина, В.Д. Ларичева, А.А. Одинцова, A.M. Омарова, В.А. Рубанова, В.Ф. Уколова, А.Г. Шаваева, В.М. Яковлева и др. Среди зарубежных авторов можно отметить У. Альбрехта, Дж. Венца, А. Паттокса, Т. Уильямса, Дж.Л. Хоффмана, П. Швейзера и др. Современные подходы к обеспечению экономической и финансовой безопасности банковской деятельности, обеспечению их надежности и устойчивости представлены в работах А.С. Барышникова, С.В. Зиновьева, В.В. Иванова, О.Ю. Казакевича, A.M. Когана, Т.М. Костерина, О.И. Лаврушина, В.П. Тихомирова, В.М. Усоскина, М.О. Чикина, Е.Ф. Шуваловой, Р.В. Шудина, М.М. Ямпольского и др.

Обобщая точки зрения, имеющиеся в современной литературе, мы считаем, что обеспечение экономической безопасности банковской деятельности – это процесс достижения состояния защищенности экономических интересов банка, проявляющихся в ходе реализации его уставных целей и задач, и заключается в создании благоприятных условий для реализации всех предусмотренных уставом видов банковской деятельности. Уровень обеспечения экономической безопасности банка определяется общепринятыми критериями его надежности, а также другими показателями, характеризующими его способность противостоять различным негативным явлениям.

Сущность экономической безопасности в банковской системе состоит в обеспечении состояния наилучшего использования ее ресурсов по предотвращению угроз коммерческим банкам и созданию условий стабильного, эффективного функционирования и максимизации прибыли.

Обеспечение экономической безопасности банка – это процесс достижения состояния защищенности экономических интересов банка, проявляющихся в ходе реализации его уставных целей и задач, и заключается в создании благоприятных условий для реализации всех предусмотренных уставом видов банковской деятельности. Уровень обеспечения экономической безопасности банка определяется общепринятыми критериями его надежности, а также другими показателями, характеризующими его способность противостоять различным негативным явлениям.

Уровень экономической безопасности банковской деятельности определяется тем, насколько эффективно подразделениям и службам банков удается предотвращать угрозы и устранять ущерб от негативного воздействия на банковскую систему. Источниками таких воздействий являются сознательные или неосознанные действия конкретных людей, а также банков - конкурентов, органов государственной власти, международных организаций.

Главная цель обеспечения безопасности банковской деятельности заключается в достижении устойчивого и максимально эффективного функционирования коммерческих банков на данный момент времени и с учетом перспективной динамики развития, что достигается при решении следующих задач по обеспечению безопасности банковской деятельности: достижение достаточной финансовой устойчивости, конкурентоспособности и независимости коммерческого банка; защита законных прав и интересов банка и его сотрудников; формирование и поддержание высокого технического и технологического потенциала, противодействие техническому проникновению в преступных целях; своевременная и полная гражданско-правовая и уголовно-правовая защита всех видов банковской деятельности; защита информационной среды коммерческих банков и сведений, составляющих банковскую тайну; сохранность материальных ценностей; защита сотрудников банка от насильственных посягательств, формирование условий для их безопасной работы; контроль за эффективностью функционирования системы безопасности и ее техническое оснащение.

Своевременное выявление внешних и внутренних банковских угроз составляет основу для организации действенного управления процессом обеспечения экономической безопасности банковской деятельности.

Оперативное управление этим процессом состоит в регулярном получении информации о состоянии безопасности в каждом конкретном банке, появлении угроз, а также выявлении их возможного воздействия на банковскую деятельность.

Общие подходы к обеспечению экономической безопасности банковской деятельности представлены в рис. 2.1.

Рис. 2.1. Меры обеспечения экономической безопасности банковской деятельности


Система приведенных мер позволяет обеспечивать устойчивую экономическую безопасность банковской деятельности. Основу этих мероприятий составляет планирование и прогнозирование. Прогнозные оценки находят отражение в стратегическом плане предприятия, содержащем качественные параметры использования всех имеющихся ресурсов. Для реализации стратегии обеспечения банковской безопасности определяются основные тактические шаги. Наиболее оптимальной представляется разработка нескольких альтернативных сценариев развития ситуации в коммерческом банке и расчета показателей обеспечения экономической безопасности банковской деятельности по каждому из них. После выбора оптимального варианта по результатам расчетов осуществляется составление текущих банковских планов.

Реализация планов обеспечения безопасности банковской деятельности возможна лишь при непосредственном анализе угроз экономической безопасности.

Основными составляющими обеспечения экономической безопасности банковской деятельности являются: финансовая; техническая; правовая; информационно-технологическая; социально-психологическая; организационная.

Наиболее важной и сложной является проблема обеспечения финансовой составляющей безопасности коммерческого банка, т.к. в устойчивом, эффективно работающем банке имеются достаточные средства для решения задач по защите информации, охране сотрудников банка, привлечению во все структуры высококвалифицированных специалистов.

С другой стороны, финансовая составляющая – это результирующая всех других составляющих, ее высокий уровень предопределяется успешностью действий по другим составляющим.

Сущность финансовой составляющей безопасности банковской деятельности состоит в обеспечении организационно-управленческих, режимных, технических и профилактических мер, гарантирующих качественную защиту прав и интересов коммерческого банка, рост уставного капитала, повышение ликвидности активов, обеспечение возвратности кредитов, сохранность финансовых и материальных ценностей.


2.2. Внешние и внутренние угрозы в банковской деятельности


Существует ряд угроз финансовой безопасности внутреннего и внешнего характера, представленных в табл. 2.1.

Как видно из таблицы, перечень внешних угроз достаточно велик. Преодолевать указанные угрозы банкам приходится в условиях, оказывающих дестабилизирующее воздействие на состояние банковской сферы.

В этой связи, в диссертации предложен комплекс мер, обеспечивающих предотвращение угроз и создающих условия для устойчивой и прибыльной работы. Кроме того, предложены разработки количественной оценки предотвращенного ущерба в результате внедрения комплекса мер по обеспечению безопасности банковской деятельности.

Таблица 2.1

Основные угрозы финансовой безопасности коммерческих банков

Внешние угрозы

Внутренние угрозы

Неблагоприятные макроэкономические условия: общеэкономическая ситуация в стране и регионах.

Неквалифицированное управление, ошибки в стратегическом планировании и прогнозировании банка, анализе собственного капитала и прибыли, определении источников капитального роста при принятии тактических решений.

Степень устойчивости нормативно-правовой базы и правительственные кризисы

Недостаточность ликвидных активов как результат несоблюдения экономических нормативов ЦБ РФ.

Уровень инфляции и инфляционные ожидания

Отсутствие достаточной квалификации сотрудников банка, недостаточный кадровый потенциал для решения первостепенных задач обеспечения безопасности банковской деятельности.

Неустойчивость налоговой, кредитной и страховой политики.

Невозврат кредитов в банк и недополучение прибыли вследствие высокорискованной кредитной политики.

Недостаточность инвестиционных средств в регионе, колебания курса доллара.

Слабая маркетинговая проработка рынка банковских услуг и как следствие, недостаточная диверсификация предлагаемых банком операций, отсутствие действенной банковской рекламы.

Неблагоприятная криминогенная обстановка, распространение уголовных и финансовых преступлений в кредитно-финансовой сфере.

Наличие каналов утечки банковской информации и ошибки в организации сохранности финансовых и материальных ценностей банка.

Непостоянство обязательных нормативов ЦБ РФ.


Недобросовестная конкуренция на рынке банковских услуг, негативные воздействия конкурентов на банковскую деятельность.


Условия кредитования реального сектора экономики и уровень инвестиционной активности.



Как показало исследование, под внешними понимаются регуляторы, формирующиеся за пределами банка и воздействующие на его деятельность извне, предупреждающие рискованную кредитную политику, слабый контроль за заемщиками и, наконец, банкротство и ликвидацию. Основными инструментами этого предупреждения являются: лицензирование коммерческих банков, организация банковского аудита, организация банковского надзора, выявление проблемных банков и работа по предупреждению их банкротств. Большинство из этих регуляторов исходят от Центрального банка Российской федерации.

Внутренние финансовые регуляторы формируются в самом банке, так как главное условие прибыльной и надежной его работы – качественное управление, уровень финансового менеджмента, организация внутреннего контроля и аудита, что во многом зависит от добросовестности и компетенции кадров.

Основным принципом применения инструментария внешнего регулирования, по нашему мнению, является жесткость со стороны Центробанка в отношении нарушителей законодательства и его нормативных актов в сочетании с активной позицией по стабилизации функционально значимых банков при приоритетности решений общих задач по развитию банковской системы.

Для обеспечения защиты экономических интересов банка должна быть создана целостная система экономической безопасности (СЭБ). Создание и обеспечение функционирования СЭБ банка подразумевает разработку и осуществление мер противодействия всевозможным угрозам его экономической безопасности.

Поскольку главной задачей подразделения экономической безопасности банка является защита его экономических интересов, одним из направлений работы по обеспечению такой защиты является создание благоприятных условий прежде всего для ведения финансовых операций, позволяющих получать максимальный доход при минимальных рисках. Однако чтобы целенаправленно формировать такие условия, в структуре банка прежде всего необходимо выделить и представить в качестве подлежащих анализу все те объекты и явления, которые оказывают влияние на экономическую безопасность банка, что позволит придать работе по ее обеспечению более системный и комплексный характер.

В первый контур обеспечения экономической безопасности банка включен наиболее сильно влияющий на нее элемент – система управления банком (СУБ), основу которой составляет управленческий персонал банка, характеризуемый способностями к организационно-управленческой деятельности и личностными характеристиками.

Организационно-техническое построение рабочих мест банка, включенное во второй контур, является следующим по важности элементом обеспечения его экономической безопасности. При этом с точки зрения организации мониторинга рабочих мест в банке представляется целесообразным разделить все их по степени связанных с ними потенциальных угроз экономической стабильности банка на несколько категорий.

Нормальное функционирование системы экономической безопасности банка немыслимо без хорошо налаженной информационно-аналитической работы, заключающейся в целенаправленной, комплексной и системной организации сбора, накопления и обработки полезной информации с применением новейших информационных технологий, всестороннем ее анализе и своевременном использовании. Эта работа, большая часть которой связана с анализом условий и объектов, отнесенных к третьему контуру обеспечения экономической безопасности, должна вестись в тесном единстве с решением управленческих задач и очевидным образом влияет на эффективность принимаемых решений.

В принципе, вопросы ведения информационно-аналитической работы в интересах службы экономической безопасности банка, как и вопросы обеспечения безопасности системы управления банка и организационно-технического построения рабочих мест в банке, заслуживают отдельного подробного обсуждения.

Нельзя не упомянуть и о блоке, обозначенном как "Информационно-технические средства защиты". Этот блок реализует функцию защиты от утечки информации, выполняемую специальными средствами информационно-технического противодействия съему информации и контроля за защищаемыми объектами. Легальное применение этих средств обеспечивается мерами, являющимися составной частью комплекса организационно-правовых мер противодействия угрозам экономической безопасности.

Конечно, построение комплексной СЭБ банка способно решить многие вопросы обеспечения его экономической безопасности. Однако, как бы мы ни строили индивидуальную систему безопасности коммерческого банка, самой эффективной является система коллективной безопасности.

В качестве одного из способов обеспечения экономической безопасности банковского сектора экономики России можно предложить концепцию организации единой системы упреждающего мониторинга финансового состояния банков (ЕС УМ ФСБ), основной идеей которой является создание в структуре ЦБ РФ или АРБ автоматизированного комплекса единого оценочного механизма финансового состояния коммерческих банков, имеющих к этому комплексу коллективный коммуникационный доступ через общедоступные компьютерные сети. Это, на мой взгляд, позволит в режиме реального времени более объективно оценивать состояние, роль и место каждого коммерческого банка в банковской системе, внесет в процесс межбанковских отношений элемент саморегулирования, большей открытости, истинного партнерства, будет ограждать банковскую среду от недобросовестных предпринимателей, станет своеобразным механизмом коллективной защиты экономических интересов коммерческих банков.

Представляется, что при наличии такой системы при заключении партнерских отношений в договорах было бы уместным делать примерно следующую запись: "Стороны не возражают против мониторинга финансовой состоятельности друг друга путем сбора и анализа информации из ЕС УМ ФСБ".

С целью реализации этой идеи для общей оценки финансового состояния партнера можно использовать, например, оценочную методику ЦБ РФ. Как утверждают в этом ведомстве, для обеспечения нормального функционирования системы коммерческих банков и выявления проблемных в его департаменте банковского надзора разработана система раннего реагирования, позволяющая отслеживать потенциально проблемные банки и слабые звенья в банковской сети на самых ранних стадиях возникновения проблем.

Было бы правильно, если бы наряду с этими задачами указанная система помогала и в поиске путей оздоровления банков – потенциальных банкротов. При этом в рамках ЕС УМ ФСБ использование указанной методики было бы целесообразно свести лишь к получению конечных, наиболее общих, оценок и показателей, характеризующих финансовое состояние того или иного банка. А в дополнение к информации, получаемой от системы раннего реагирования, в блок анализа ЕС УМ ФСБ целесообразно было бы включить и следующую информацию о банках: результаты анализа баланса, в том числе по системе раннего реагирования ЦБ РФ; сведения ЦБ РФ, налоговых и др. контролирующих органов о допущенных финансовых нарушениях, неправомерных действиях и т.п.; сведения о невозвращенных долгах, их продаже и переуступках; информацию об организационной структуре банка и его кадрах (особенно о персонале управления), в том числе о текучести кадров и ее причинах; сведения об учредителях, пайщиках, акционерах и т.п.; динамику рейтинга; сведения о рекламной деятельности; информацию, характеризующую дебиторов и кредиторов; сведения из кредитных историй клиентов банка; информацию об имеющихся коррсчетах и размещенных на них денежных средствах; сведения об имеющейся недвижимости и других материальных ценностях; сведения об уплате налогов и различных взносов.

При этом анализ по каждому пункту может осуществляться как частная информационно-аналитическая задача (ЧИАЗ), решение которой основывается на методах анализа событий, а далее, решая информационно-аналитическую задачу на основе комплексирования ЧИАЗ, можно будет делать общие выводы о партнере и вырабатывать план организационно-правовых действий по отношению к нему.

Таким образом, экономическая безопасность в коммерческом банке играет важную роль в сфере регулирования финансовых отношений.

2.3. Экономическая безопасность в ОСБ №8053


Главной целью системы безопасности ОСБ №8053 является обеспечение устойчивого функционирования банка и предотвращение угроз его безопасности; защита законных интересов кредитной организации от противоправных посягательств; охрана жизни и здоровья персонала; недопущения хищения финансовых и материально-технических средств, уничтожения имущества и ценностей, разглашения, утраты, утечки, искажения и уничтожения служебной информации, нарушения работы технических средств, обеспечения производственной деятельности, включая и средства информатизации; формирование целостного представления о системе безопасности банка и взаимоувязка различных элементов этой системы, определение путей реализации мероприятий, обеспечивающих необходимый уровень надежной защищенности объектов; повышение имиджа банка и роста прибыли за счет обеспечения высокого качества предоставляемых услуг и гарантий безопасности имущественных прав и интересов клиентов.

Задачами системы безопасности ОСБ №8053являются: прогнозирование и своевременное выявление и устранение угроз безопасности персоналу и ресурсам банка; причин и условий, способствующих нанесению финансового, материального и морального ущерба, нарушению его нормального функционирования и развитию; отнесение информации к категории ограниченного доступа (государственной, служебной, банковской и коммерческой тайнам, иной конфиденциальной информации, подлежащей защите от неправомерного использования), а других ресурсов – к различным уровням уязвимости (опасности) и подлежащих сохранению; создание механизма и условий оперативного реагирования на угрозы безопасности и проявление негативных тенденций в функционировании банка; эффективное пресечение угроз персоналу и посягательств на ресурсы на основе правовых, организационных и инженерно-технических мер и средств обеспечения безопасности; создание условий для максимально возможного возмещения и локализации наносимого ущерба неправомерным действиям физических и юридических лиц, ослабление негативного влияния последствий нарушения безопасности на достижение стратегических целей банка.

Организация и функционирование системы безопасности ОСБ №8053должны соответствовать следующим принципам:

Во-первых, обеспечение безопасности персонала, материальных и финансовых ресурсов от возможных угроз всеми доступными законными средствами, методами и мероприятиями; обеспечение безопасности информационных ресурсов в течение всего их жизненного цикла, на всех технологических этапах их обработки (преобразования) и использования, во всех режимах функционирования; способность системы к развитию и совершенствованию в соответствии с изменениями условий функционирования банка.

Во-вторых, обеспечение соответствующего режима и охраны КБ; организацией специального делопроизводства с ориентацией на защиту коммерческих секретов и банковской тайны; мероприятиями по подбору и расстановке кадров; широким использованием технических средств безопасности и защиты информации; развернутой информационно-аналитической и детективной деятельностью. Комплексность реализуется совокупностью правовых, организационных и инженерно-технических мероприятий.

В-третьих, упреждающий характер мер обеспечения безопасности. Своевременность предполагает постановку задач по комплексной безопасности на ранних стадиях разработки системы безопасности на основе анализа и прогнозирование финансовой обстановки, угроз безопасности банка, а также разработку эффективных мер предупреждения посягательств на законные интересы.

В-четвертых, считается, что злоумышленники только и ищут возможность, как бы обойти защитные меры, прибегая для этого к легальным и нелегальным методам.

В-пятых, защищать интересы банка необходимо с достаточной степенью настойчивости, широко используя маневр силами и средствами обеспечения безопасности и нестандартные меры защиты.

В-шестых, предполагается разработка системы безопасности на основе федерального законодательства в области банковской деятельности, информатизации и защиты информации, частной охранной деятельности и других нормативных актов по безопасности, утвержденных органами государственного управления в пределах их компетенции, с применением всех дозволенных методов обнаружения и пресечения правонарушений.

В-седьмых, используемые возможности и средства защиты должны быть реализованы на современном уровне развития науки и техники, обоснованы с точки зрения заданного уровня безопасности, а также соответствовать установленным требованиям и нормам.

Экономическая целесообразность и сопоставимость возможного ущерба и затрат на обеспечение безопасности (критерий "эффективность - стоимость"). Во всех случаях стоимость системы безопасности должна быть меньше размера возможного ущерба от любых видов риска.

В-восьмых, предполагается привлечение к разработке и внедрению мер и средств защиты специализированных организаций, наиболее подготовленных к конкретному виду деятельности по обеспечению безопасности, имеющих опыт практической работы и государственную лицензию на право оказания услуг в этой области. Эксплуатация технических средств и реализация мер безопасности должны осуществляться профессионально подготовленными специалистами службы безопасности банка, его функциональных и обслуживающих подразделений.

В-девятых, осуществление мер обеспечения безопасности на основе четкой взаимосвязи соответствующих подразделений и служб, сторонних специализированных организаций в этой области, координации их усилий для достижения поставленных целей, а также сотрудничества с заинтересованными объединениями и взаимодействия с органами государственного управления и правоохранительными органами.

В-десятых, совершенствование мер и средств защиты на основе собственного опыта, появления новых технических средств с учетом изменений в методах и средствах разведки и промышленного шпионажа, нормативно-технических требований, достигнутого отечественного и зарубежного опыта.

Централизация управления. Предполагает самостоятельное функционирование системы безопасности по единым правовым, организационным, функциональным и методологическим принципам и централизованным управлением деятельностью системы безопасности.

К объектам, подлежащим защите от потенциальных угроз и противоправных посягательств ОСБ №8053, относятся: персонал банка (руководящие работники, производственный персонал, имеющий непосредственный доступ к финансам, валюте, ценностям, хранилищам, осведомленные о сведениях, составляющих банковскую и коммерческую тайну, работники внешнеэкономических служб и другие); финансовые средства, валюта, драгоценности; информационные ресурсы с ограниченным доступом, составляющие служебную и коммерческую тайну, а также иная конфиденциальная информация на бумажной, магнитной, оптической основе, информационные массивы и базы данных, программное обеспечение, информативные физические поля различного характера; средства и системы информатизации (автоматизированные системы и вычислительные сети различного уровня и назначения, линии телеграфной, телефонной, факсимильной, радио- и космической связи, технические средства передачи информации, средства размножения и отображения информации, вспомогательные технические средства и системы); материальные средства (здания, сооружения, хранилища, техническое оборудование, транспорт и иные средства); технические средства и системы охраны и защиты материальных и информационных ресурсов.

Все объекты, в отношении которых могут быть осуществлены угрозы безопасности или противоправные посягательства, имеют различную потенциальную уязвимость с точки зрения возможного материального или морального ущерба. Исходя из этого они должны быть классифицированы по уровням уязвимости (опасности), степени риска.

Наибольшую уязвимость представляют финансовые и валютные средства, особенно в процессе транспортировки, информационные ресурсы и некоторые категории персонала.

Ухудшение состояния криминогенной обстановки в стране, усиление межрегиональных связей организованных преступных групп, рост их финансовой мощи и технической оснащенности дает основание полагать, что тенденция к осложнению оперативной обстановки вокруг коммерческих банков в ближайшем будущем сохранится. Отсюда - определение и прогнозирование возможных угроз и осознание их опасности необходимы для обоснования, выбора и реализации защитных мероприятий, адекватных угрозам интересам банка.

В процессе выявления, анализа и прогнозирования потенциальных угроз интересам банка в рамках концепции учитываются объективно существующие внешние и внутренние условия, влияющие на их опасность. Таковыми являются: нестабильная политическая, социально-экономическая обстановка и обострение криминогенной ситуации; невыполнение законодательных актов, правовой нигилизм, отсутствие ряда законов по жизненно важным вопросам; снижение моральной, психологической и производственной ответственности граждан.

На стадии концептуальной проработки вопросов безопасности ОСБ №8053 представляется возможным рассмотрение общего состава потенциальных угроз. Конкретные перечни, связанные со спецификой и банка, и условий, требуют определенной детализации и характерны для этапа разработки конкретного проекта системы безопасности.

В общем плане к угрозам безопасности личности относятся: похищения и угрозы похищения сотрудников, членов их семей и близких родственников; убийства, сопровождаемые насилием, издевательствами и пытками; психологический террор, угрозы, запугивание, шантаж, вымогательство; нападение с целью завладения денежными средствами, ценностями и документами.

Преступные посягательства в отношении помещений (в том числе и жилых), зданий и персонала проявляются в виде: взрывов; обстрелов из огнестрельного оружия; минирования, в том числе с применением дистанционного управления; поджогов; нападения, вторжения, захватов, пикетирования, блокирования; повреждения входных дверей, решеток, ограждений, витрин, мебели, а также транспортных средств (личных и служебных): технологические аварии, пожары.

Цель подобных акций: нанесение серьезного морального и материального ущерба; срыв на длительное время нормального функционирования; вымогательство значительных сумм денег или каких-либо льгот (кредиты, отсрочка или погашение платежей и т.п.) перед лицом террористической угрозы.

Угрозы финансовым ресурсам проявляются в виде: невозврата кредитных ссуд; мошенничества со счетами и вкладами; подложных платежных документов и пластиковых карт; хищения финансовых средств из касс и инкассаторских машин.

Угрозы информационным ресурсам ОСБ №8053 проявляются в виде: разглашения конфиденциальной информации; утечки конфиденциальной информации через технические средства обеспечения производственной деятельности различного характера и исполнения; несанкционированного доступа к охраняемым сведениям со стороны конкурентных организаций и преступных формирований.

Осуществление угроз информационным ресурсам ОСБ №8053 может быть произведено: путем неофициального доступа и съема конфиденциальной информации; путем подкупа лиц, работающих в банке или структурах, непосредственно связанных с его деятельностью; путем перехвата информации, циркулирующей в средствах и системах связи и вычислительной техники, с помощью технических средств разведки и съема информации, несанкционированного доступа к информации и преднамеренных программно-математических воздействий на нее в процессе обработки и хранения; путем подслушивания конфиденциальных переговоров, ведущихся в служебных помещениях, служебном и личном автотранспорте, на квартирах и дачах; через переговорные процессы между банком и иностранными или отечественными фирмами, используя неосторожное обращение с информацией; через отдельных сотрудников банка, стремящихся заполучить больший, чем их зарплата, доход или имеющих иную корыстную либо личную заинтересованность.

Заключение


В ходе теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.

В отечественном законодательстве проблема обеспечения экономической безопасности косвенно отражена во многих документах, которые содержат такие понятия как экономическая безопасность, интерес и суверенитет.

В области законодательства в самое короткое время необходимо принять закон «Об экономической безопасности РФ», где четко определить федеральный орган, отвечающий за координацию различных ведомств и служб, работающих в области обеспечения ЭБ, его права и обязанности в случае возникновения угроз разного вида и масштаба. В законе отдельно необходимо закрепить норму об особой значимости региональной экономической безопасности. Одновременно  с этим, помимо налогового кодекса, который медленно, но верно принимается (вводятся новые главы и изменяются старые), следует на положительном примере других стран разработать и принять налоговый процессуальный кодекс, создать систему налоговых судов. Тем самым разработать всю систему налогового судопроизводства.

В будущем необходимо разработать новые средства и методы обеспечения ЭБ, среди которых: разработка электронных «вживляемых» паспортов, методы комплексного слежения и обнаружения угроз ЭБ, единые многофункциональные базы данных, полный компьютерный учет всех налогоплательщиков и многие другие. Только жесткие и продуманные изменения в области обеспечения экономической безопасности, приоритетность данного направления в политики государственного развития, совместная и скоординированная работа всех заинтересованных организаций позволят нашей стране занять достойное место на международном рынке и решить многочисленные внутренние проблемы.

Список использованной литературы


1.     Бабанов В.Н. Экономическая безопасность региона: Учеб. пособие. – Орел: Издательство ОРАГС, 2001. – 195 с.

2.     Бендиков М. Экономическая безопасность предприятия (организационно-методический аспект). //Консультант директора. – 2000. –№ 2. – С. 7-13.

3.     Вакуленко Р.Я. Диагностика и прогнозирование угроз предприятию. //Справочник экономиста. – 2005. – № 2. – С. 82-87.

4.     Гончаренко Л.П. Процесс обеспечения экономической безопасности предприятия. //Справочник экономиста. – 2004. – № 12. – С. 20-26.

5.     Грунин О.А. Экономическая безопасность организации: Учеб. пособие. – СПб. и др.: Питер, 2002. – 160 с.

6.     Жандаров А., Шиллер Ф., Никитина Е. Экономическая безопасность России: региональный уровень//Вопросы статистики. 1995. № 3. С. 20-27.

7.     Козаченко А.В. Экономическая безопасность предприятия: сущность и механизм обеспечения. – Киев: Либра, 2003. – 279 с.

8.     Коротков Э.М., Беляев А.А. Управление экономической безопасностью общества//Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – №6.

9.     Лемке Г.Э. Новые аспекты коммерческой безопасности. //Управление персоналом. – 2005. – № 5. – С. 45-47.

10.                       Очередько В.П. Теневая экономика – угроза безопасности страны //Государство и право. 1995. №12.

11.                       Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: Геополитика. Глобализация. Самосохране ние и развитие. – М.: Финстатинформ, 2002. - 123 с.

12.                       Сергеев А.А. Критерии оценки экономической безопасности предприятия. //Финансы и кредит. – 2003. – № 15. – С. 67-69.

13.                       Скопин А. Региональная политика и экономическая безопасность России. // Вопросы экономики. 1995 №1. С.119-126.

14.                       Указ Президента Российской Федерации"О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" от 29.04.96 г. № 608

15.                       Шестопалов М. Современное состояние экономической безопасности различных субъектов хозяйственной деятельности (Право и жизнь. 2000. № 31)

16.                       Экономическая безопасность Российской Федерации: Учеб. для вузов по междунар. отношениям, экон. и юрид. Дисциплинам /Под общ. ред. С.В. Степашина; М-во налоговой службы России и др. – М.: СПб.: Лань, 2001 –. Ч. 1.-2001.-602 c.

17.                       Экономическая безопасность хозяйственных систем: Учеб./Под общ. ред. А.В. Колосова; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М.:Изд-во РАГС, 2001. – 445 с.

18.                       Экономическая безопасность. Производство—финансы—банки/Под ред. В.К. Сенчагова. М., 1998. С. 489; Управление государственной собственностью. Учебник/Под ред. В.И. Кошкина, В.М. Шупыро. М., 1997. С. 478.

19.                       Экономическая безопасность: Производство - Финансы - Банки/ Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Финстатинформ, 2002. - 621 с.



[1] Очередько В.П. Теневая экономика – угроза безопасности страны //Государство и право. 1995. №12.

[2] Васильев А.И., Сальников В.П., Степашин С.В. Национальная безопасность России: конституциональное обеспечение – СПб.: СПб. ун-т МВД России, 1999. с.24

[3] Приложение к постановлению Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 8 августа 1996 г. №327-СФ.

[4] Исмагилов Р.Ф. Экономическая безопасность России: теория и практика – СПб.: СПб. ун-т МВД России, 1999.

[5] Власть. 1996. №12. с.41